Чем объяснить что портрет вызывает отвращение у зрителей гоголь чартков
Вопросы-суждения для анализа повести Н.В.Гоголя «Портрет» и пьесы М.Горького «На дне»
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»
Педагогическая технология «Способ диалектического обучения»
Вопросы-суждения по повести Н.В.Гоголя «Портрет» для 1курса (10 класса)
Вопросы-суждения по пьесе М.Горького «На дне» для 2 курса (11 класса)
преподаватель русского языка и литературы
Азарова Светлана Васильевна
ВОПРОСЫ-СУЖДЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»
1.Чем объяснить, что портрет вызывает отвращение у зрителей?
2.Как доказать, что Чартков- «художник с талантом»?
3.Как доказать, что настоящее произведение искусства может создать только художник с чистой душой?
4.Когда коренным образом изменилась жизнь Чарткова?
5.Каким образом Чартков стал знаменитым?
6.Вследствие чего Чартков уничтожал произведения искусства?
7.Почему общение с Чартковым отравляло жизнь его знакомым?
8.Почему художник должен испытывать любовь к своей работе?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ- СУЖДЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»
1.Слишком натурально выписаны глаза старика, они «точно вырезаны из живого человека».
2.Об этом говорит его профессор, который выделяет Чарткова из числа остальных студентов.
3.Портрет, написанный с чувством отвращения, вызывает ответное отвращение в людях.
4.Жизнь изменилась после обнаружения тайника с деньгами.
5.Чартков стал знаменитым, когда начал писать портреты людей из высшего общества, изображая их лучше, чем они есть на самом деле.
6.Из чувства зависти к талантливым художникам.
7.Потому что Чартков весь пропитан злобой и завистью.
8.Художник должен испытывать любовь к своей работе, потому что только в этом случае он может создать настоящее произведение искусства, которое по достоинству оценят люди.
ВОПРОСЫ-СУЖДЕНИЯ ПО ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
1.Чем объяснить, что действие пьесы происходит в подвале, похожем на пещеру?
2.Чем объяснить, что герои пьесы постоянно ссорятся?
3.Как доказать, что герои пьесы живут в нищете?
4.Когда в душах ночлежников начинают происходить позитивные изменения?
5.Каким образом появление Луки изменило жизнь ночлежников?
6.Вследствие чего после исчезновения Луки ночлежникам стало еще хуже, чем раньше?
7.Вследствие чего Сатин не считает Луку шарлатаном?
8.Почему Сатин произносит монолог о Человеке?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ-СУЖДЕНИЯ ПО ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО
2.Ненормальные условия жизни людей, общее неблагополучие выражаются в постоянных ссорах.
3.О нищете свидетельствует всё: жилище ночлежников, его обустройство, одежда, род занятий, копейки, которые иногда бывают у них в руках.
4.Позитивные изменения в душах ночлежников начинают происходить после появления Луки.
5.Актёр бросил пить; Анна перед смертью обретает душевный покой; Настя находит в Луке единственного слушателя, понимающего её; Васька Пепел с Наташей собираются в Сибирь и т.д.
6.Сильны старые привычки и наклонности, не хватает силы воли, мужества. Душу разбередил Лука, а сам исчез.
8.Душа Сатина тоже встревожена, Лука подействовал на него «как кислота на старую и грязную монету», поэтому сокровенные мысли Сатина (и самого Горького) находят выход в его речи, обращённой к ночлежникам.
Список использованной литературы
1. Гоголь Н.В. Портрет.- М.: Дет.лит., 1988.-110с.
2. Горький М.Старуха Изергиль.На дне.-М.: Просвещение, 1975.-384с.
Сочинение: Образ портрета в повести Н.В. Гоголя «Портрет» (Н.В. Гоголь)
Повесть «Портрет» — одно из самых жутких, но в то же время самых впечатляющих произведений, входящих в цикл Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Поэтому читателю очень интересно познакомиться с образом таинственной картины.
Сначала рассмотрим путешествие полотна по сюжету произведения. Самый известный ростовщик города, знаменитый тем, что все его клиенты «оканчивали жизнь тяжелым образом», заказал свой портрет художнику из Коломны. Картина получилась настолько точной, что как будто оживала на глазах зрителей, и, казалась, заключала в себе душу натурщика. Дурная слава продолжала преследовать полотно и после смерти заказчика (ростовщика). Картина необъяснимо губила жизнь каждого своего обладателя (к примеру, Чарткова), в том числе и самого художника.
Портрет в произведении служит олицетворением нечистой силы, пороков, преследующих человека всю жизнь, в частности, корыстолюбия. Особенно остро данная проблема находит отражение в искусстве, ведь только истинный художник способен устоять перед искушением и не предать творчество ради наживы. Неслучайно на злополучной картине изображен именно ростовщик: не одну человеческую жизнь загубили проценты от займов. Сколько душ развратило богатство от них? Данное ремесло отлично символизирует корысть, жадность и алчность.
Стоит заметить, что каждая деталь внешности таинственного героя по-своему имитирует «желтый оттенок», создавая у читателя ассоциации с золотом – тем самым металлом, погубившим Чарткова: «лицо бронзового цвета» или «пламенный полдень», запечатленный в чертах ростовщика. Восточная национальность и азиатские детали его образа, к примеру, «широкое платье», навивают читателю мысли об арабском базаре, наполненном блеском драгоценных камней и славящемся роскошью персидских ковров. Это вновь заставляет вспомнить вечные пороки, которыми может наделить богатство.
Этническая характеристика ростовщика («был он нации: индеец, грек, персиянин» — никто не знал) также указывает и на другой не мало важный факт. Религия чужеземца была не православной. Писатель отмечает, что «хоронили его по законам его религии», создавая ощущение таинственности ритуального обряда, не дающего душе процентщика покинуть этот мир. Данная подробность привносит дьявольский подтекст в эту историю. Каждая черта наружности ростовщика, изображенного на портрете, производила ужас на наблюдателей, создавая демонический образ, к примеру, «густые нависшие брови», но особо важную роль здесь играет другая деталь лица персонажа. Не зря говорят, что глаза — зеркало человеческой души. У Гоголя эта поговорка обретает некий физический смысл. Первым, на что обращает внимание каждый созерцатель полотна, так это на них, и именно они первыми как бы выходят из рамы, когда старец оживает в спальне Чарткова. Как раз эти «чудные глаза», вызывающие «странное отвращение», так реалистично прорисованные художником, заставляют его отказаться от дальнейшей работы над портретом. Кажется, в них заключается вся дьявольская сила картины. Глаза олицетворяют душу ростовщика. Не случайно писатель использует глаголы («глядят») и прилагательное «живые» при описании портрета, рисует их жуткими, бесноватыми, стараясь указать на то, что лукавая душа ростовщика до сих пор жива, и нечистая сила действительно влияет на судьбы обладателей картины.
Портрет – это не только узнаваемая часть фабулы данного произведения, но и главный инструмент, с помощью которого писатель очерчивает мораль повести. Неспроста история заканчивается тем, что портрет вновь исчезает, ведь нечистая сила всегда будет испытывать человеческие души, но итог этой борьбы может определить лишь сам человек.
Анализ повести «Портрет» (Н. В. Гоголь)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.11.2019 · Обновлено 06.11.2019
Проза Николая Гоголя в русской литературе стоит на одном уровне с творчеством Пушкина, Тургенева и Толстого. Его повести позволяют нам погрузиться в быт жителей Российской империи, погрузиться в её атмосферу, понять, на какие вопросы пыталась найти ответы русская интеллигенция того времени.
Его повесть «Портрет» раскрывает нам не только проблемы общества, которые видел перед собой писатель, но и саму человеческую душу во всей её неоднозначности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ «Портрета» по плану.
История создания
История написания повести «Портрет» — это интересные факты из жизни и творчества Гоголя, которые достойны Вашего внимания:
Жанр и направление
Повесть «Портрет» относится к литературному направлению фантастического реализма. Автор стремится к достоверному отражению действительности. Несмотря на некоторые фантастические допущения, сами характеры персонажей, их слова и действия выглядят достоверно и органично. Читатель может поверить в реальность описанных Гоголем событий.
Жанр произведения «Портрет» можно определить, как фантастическую повесть. Повествование охватывает относительно небольшой промежуток времени, включает в себя малое число действующих лиц, при этом повествование насыщено большим количеством деталей и уточнений, призванных подчеркнуть атмосферу. В основе сюжета лежит фантастическое допущение.
Композиция и конфликт
Повесть «Портрет» делится на две части: первая повествует о Чарткове, а вторая — об истории приобретенного им портрета.
Композиция каждой части повести классическая и делится на экспозицию, в которой нам представляют главного героя, завязку, в которой в повествовании появляется злосчастный портрет, кульминацию, в которой конфликт героя с самим собой достигает своего апогея, развязку, в которой герой погибает и финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.
В основе конфликта произведения лежит противостояние индивида с обществом и самим собой. Мучительный выбор художника между истинным искусством и признанием со стороны толпы.
Смысл названия
В название повести «Портрет» вынесено название того предмета, который и запустил все события книги, коренным образом повлияв на судьбу героя. Таким образом, Гоголь сразу же выделяет главную деталь в своём произведении, которая объединяет вокруг себя обе части.
Также название несёт в себе и скрытый смысл. Гоголь стремился дать портрет общества, показать все его пороки читателям. Таким образом, название содержит основную идею всего произведения.
Суть: о чём повесть?
Повесть «Портрет» рассказывает нам о бедном, но крайне талантливом художнике Чарткове. Однажды в лавочке на Щукином дворе он видит портрет старика в азиатских одеждах. Картина завораживает Чарткова, и он покупает её на свои последние деньги.
Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.
На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.
Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.
Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.
Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.
Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.
В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.
Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.
Подробнее о сюжете «Портрета» Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании по главам.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев «Портрета» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:
Главные герои «Портрета» | Характеристика |
Чартков | Беспечный и одаренный юноша двадцати двух лет, который проходит путь от талантливого, но бедного художника, служащего искусству, до популярного, но бездарного живописца, пекущегося лишь о деньгах. Портрет пробуждает в герое худшие черты его характера: тщеславие, алчность и слабость духа. Чартков — маленький человек, которому не хватило силы для развития своего дара. Он пал жертвой суетного и холодного города. |
Старик | ненавидимый всеми ростовщик, умерший до начала действия повести. Это умный, хитрый и властный человек, которого все боялись. Деньги, данные им, приносили лишь несчастья. Символизирует собой всё зло и порочность людей. |
Образ портрета | Портрет обладал гипнотическим действием, наводил ужас на наблюдателей. Особенно герои повести отмечают глаза старика, которые следят за жертвой с любого ракурса. В них заключена магическая сила картины, высвобождающая темные силы души. |
Художник, автор картины | Совестливый и одаренный живописец, примерный семьянин, глубоко верующий человек, всю жизнь посвятивший искусству. Согласился писать портрет только ради того, чтобы потом изобразить библейского персонажа. Когда он осознал действие картины, то сразу бросил дело, несмотря на деньги. Потом долго жил в монастыре и искупал грех в молитве. Только так ему удалось вернуть чистоту кисти. |
Образ Петербурга | Город нечестных и алчных людей, где все живут обманом. Здесь от Вас всем нужны только деньги, поэтому любой горожанин готов продать себя за признание толпы и материальное благополучие. Петербург губит и развращает. |
Образы героев «Портрета» могут быть дополнены, если Вы напишите в комментариях, чего именно не хватает.
Тематика повести «Портрет» близка каждому, кто имеет отношение или интерес к искусству:
Проблемы
Проблематика в повести «Портрет» не менее значима для понимания текста:
Какие проблемы ставит Гоголь в «Портрете», кроме вышеперечисленных? Многомудрый Литрекон дополнит раздел и ответит на этот вопрос, если необходимо. Напишите ему в комментарии.
Основная идея
Повесть «Портрет» показывает нам общество Российской империи девятнадцатого века глазами Гоголя. Писатель показал порочность и бездушность своих современников, ту атмосферу всеобщего разложения, которую он чувствовал, живя в Петербурге. Ей он противопоставил силу православной веры и чистоту истинного искусства. Такова главная мысль повести «Портрет».
Также книга является рефлексией Гоголя о том, каким должен быть настоящий творец. Писатель приходит к выводу, что служение искусству – это трудный путь, но только идя по этому пути, можно по-настоящему изменить мир и обессмертить своё имя. Смысл повести «Портрет» — необходимость нравственной чистоты для художника, который несет ответственность за то, что создает для людей.
Чему учит?
Повесть «Портрет» учит нас презирать жадность и скупость. Говорит нам о том, как важно думать не только о теле, но и о душе. Таковы нравственные уроки книги и ее автора.
«Портрет» показывает нам силу настоящего искусства, которое способно оказать огромное влияние на человека, и рассказывает нам о цене, которую приходится платить художнику, чтобы обрести такую силу. Мораль повести «Портрет» свидетельствует о наличии ответственности творца за то, что он оставляет после себя для потомков.
Критика
Виссарион Григорьевич Белинский оценил «Портрет» не очень высоко. Он отметил юмор и атмосферу произведения, но в итоге посчитал повесть не выдающейся и в целом не оригинальной.
«Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом, падении остается талантом.
Того же мнения придерживался рецензент из журнала «Отечественные записки»:
…должно быть, чувствуя ее [повести «Портрет»] недостатки, Гоголь недавно переделал ее совсем. И что же вышло из этой переделки? Первая часть повести, за немногими исключениями, стала несравненно лучше, именно там, где дело идет об изображении действительности (одна сцена квартального, рассуждающего о картинах Чарткова, сама по себе, отдельно взятая, есть уже гениальный эскиз); но вся остальная половина повести невыносимо дурна и со стороны главной мысли и со стороны подробностей
Однако у писателя нашлись и единомышленники. Например, С.П. Шевырев:
«Во время болезни я прочел и «Портрет», тобою переделанный. Ты в нем так раскрыл связь искусства с религией, как еще нигде она не была раскрыта. Ты вносишь много света в нашу науку и доказываешь собою назло немцам, что творчество может быть соединено с полным сознанием своего дела.» (письмо С. П. Шевырева к Н. В. Гоголю, 26 марта 1843 г.)
Спустя уже много лет знаменитый журналист Короленко увидел в «Портрете» не только одну из первых фантастических повестей Гоголя, но ключ к пониманию души писателя и его трагедии, как писателя и человека.
Кейс №6 по теме «Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Кейс №6. Гоголь Анализ повести Прртрет.doc
Кейс №6 Занятие на тему: « Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Краткое содержание повести
Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, — и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».
В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, — и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.
История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Ребята, эпиграфом к нашему уроку служит изречение Теодора Драйзера:
собранный в трудах и муках.
Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?
— Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать?
Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдем в первой части гоголевского «Портрета».
— Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живет. (стр. 280, 283) (Перед нами, нищий художник, который «с самоотвержением предан своему труду»).
— Какие перспективы открываются перед ним? О чем предупреждает его профессор? (Чтение сцены беседы Чарткова с профессором) (стр. 285).
А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни.
— Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения являются важными, ключевыми для понимания его натуры?
— Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?
— Какого же мнения об этих работах художник?
— Чем же поразил его портрет старика?
Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображенного человека. Но особенно притягательны глаза старца, обладающие страшной разрушительной силой.
— Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.
Чартков не в силах, сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда.
(Ребята, вы обратили внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно». Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли).
Сон художника – фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова. И художник оказывается в руках злого существа.
Ребята, проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего сверток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. (Работаем с текстом. Находим ключевые слова: «вперился весь в золото, глядя неподвижно, судорожно схватил, полный страха и т.д., сердце билось сильно, сжимал покрепче сверток, полный отчаяния стиснул сверток, употребил все усилия).
— Почему именно деньги нашел Чартков в портрете? Само по себе это фантастично или реально?
Реально, но Гоголь подчеркивает фантастичность денег в портрете – это частица зла, составляющего сущность ростовщика.
— Как распоряжается этими деньгамн художник? На что решает их потратить?
Проследим за его действиями: сначала он зашел к портному, затем, т торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокалился в коляске и т.д.
ВЫВОД: Чартков заботится о своих удовольствиях. В нем начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспеченного живописца, любуется собой, разглядывая свое отражение в зеркалах.
— Как изменилось его отношение к искусству?
Считая себя непревзойденным мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело, Чартков заявляет, что «прежним художником уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».
Теперь он пишет картины всего два дня.
— Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?
Ребята, сопоставим эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.
Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картины – бездарная мазня, совершенно далекая от настоящего искусства.
— Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?
Гоголь выносит суровый приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил». Художник перерождается в скрягу «с мертвецом вместо сердца».
— Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней «пошлое суждение зачерствелых художников»?
— Какое впечатление произвела на него картина?
Товарищ Чарткова, «как отшельник, погрузился в труд». Он достойно прошел жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста», произведение искусства.
— Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?
Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал все «лучшее, что только производило художество». Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель».
Ужасает полная деградация личности художника.
ВЫВОД: От бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.
Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник? (Обращение к эпиграфу, в котором отражается главная мысль рассуждения).
Домашнее задание; прочитать внимательно II часть повести, выбрать все суждения героев и автора об искусстве, подготовиться к письменной самостоятельной работе.
Словарная работа: искушение, ростовщик.