Чем обусловлено строительство скальных храмов и гробниц в древнем египте
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 12 Культура Древнего Египта
Стр. 65. Ключевые вопросы
№ 1. Что означает понятие «культура»?
Слово «культура» означает «возделывание, выращивание». Культура — это всё, что создано человеком: произведения искусства и ремесленные изделия, научные знания, литература, обычаи. Изучая культуру народов и стран далёкого прошлого, можно понять, как люди в те времена относились к окружающему миру, к другим людям, к обществу в целом и к самим себе.
№ 2. В чём состояли достижения древних египтян в искусстве, науках?
Возведение египтянами храмов, пирамид и скальных гробниц, украшенных рельефами и росписями, изготовление статуй было тесно связано с их религией. Но одновременно все эти здания, изображения и предметы являются достижениями древнеегипетского искусства. Особенно это касается пирамид, которые являются одним из Семи чудес света.
Достижением египтян является также уникальная живопись и скульптура. Ноги и голову человека показывали сбоку, а верхняя часть тела и глаза были обращены на зрителя. Египтяне считали, что нужно показать человеческую фигуру с разных сторон, отметить особенности лба, носа, подбородка. Статуи всегда показывают людей в расцвете сил и красоты. Боги всегда были большого роста; фараон обычно гораздо выше своих вельмож и простолюдинов. Мужчин изображали загорелыми, а знатных египтянок — светлокожими.
Египтяне достигли больших успехов в математике, астрономии и медицине. Математика была необходима для строительных работ. Египтяне умели складывать, вычитать, умножать и делить числа, знали дроби, относительно точно определяли площадь круга.
Развитие астрономии было связано с земледелием. Египтяне установили, что разлив Нила начинается с восходом звезды Сириус. С этого дня (19 июля) они начинали год, который делили на 12 месяцев по 30 дней, а в конце его добавляли 5 праздничных дней.
В Древнем Египте была хорошо развита медицина. Большие знания в этой области накопили древнеегипетские жрецы. При некоторых храмах существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи умели лечить зубы, глазные болезни, делать хирургические операции. До наших дней дошло несколько древнеегипетских папирусов по медицине. В них приведены описания многих болезней, рецепты лекарств от них и способы лечения. Наряду с лекарственными средствами древнеегипетские врачи нередко прибегали к магии.
Стр. 70. Вопрос в рубрике «Работа с источником»
Из поучений писцов ученикам
№ 1. О каких выгодах и достоинствах должности писца говорится в поучениях?
Согласно тексту выгодами должности писца являются:
— освобождение от всяких повинностей и от работы мотыгой.
— у писцов гладкое тело и мягкая рука.
— писцов все почитают и приветствуют.
— писцы — у ног фараона и внимают словам его.
№ 2. Какие требования к ученикам содержатся в приведённом отрывке? Каким аргументом они подкрепляются?
В приведенном отрывке содержатся требования к ученикам. Они должны были ежедневно читать, молча решать задачи, не проводить ни одного дня в безделье. В противном случае последует наказание прутьями.
Стр. 70. Итоговые вопросы
№ 1. Какие приёмы изображения людей на рисунках, в скульптурах существовали у древних египтян? Покажите на примерах иллюстраций учебника. Какое впечатление эти изображения производят в наше время?
На египетских изображениях ноги и голову человека показывали сбоку, а верхняя часть тела и глаза были обращены на зрителя. Египтяне считали, что нужно показать человеческую фигуру с разных сторон, отметить особенности лба, носа, подбородка. Статуи всегда показывают людей в расцвете сил и красоты. Боги всегда были большого роста; фараон обычно гораздо выше своих вельмож и простолюдинов. Мужчин изображали загорелыми, а знатных египтянок — светлокожими.
— Золотая маска мумии фараона Тутанхамона (стр. 46);
— Вельможа на охоте. Роспись древнеегипетской гробницы (стр. 46). Мужчина изображен загорелым;
— Рамсес II и пленные хетты (стр. 57). Фараон выше пленных хеттов.
Египтяне внесли огромный вклад в мировую культуру. Достижением египтян является уникальная живопись и скульптура. Подобных изображений нет больше ни в одной культуре. Египтяне считали, что изображения и скульптуры должны быть на века. И даже сегодня культурное наследие Древнего Египта вызывает интерес у многих людей.
№ 2. Что представляла собой письменность древних египтян? Какие материалы использовались для письма? Кто и как сумел расшифровать древнеегипетскую письменность?
Древнеегипетская письменность возникла в конце IV тысячелетия до н.э. Она состояла из изображений птиц, животных, насекомых, фигурок людей и неодушевлённых предметов. Такие знаки древние греки назвали иероглифами (священными рисунками). Одни иероглифы обозначали отдельные слова, другие — согласные звуки или их сочетание.
Египтяне писали на папирусе. Его стебли разделяли на тонкие полоски, которые укладывали одну на другую вдоль и поперёк. Полоски клали под пресс, в результате чего они склеивались соком папируса. Затем их высушивали и соединяли в длинную ленту, которую сворачивали трубкой. Так получали папирусный свиток.
Писали на папирусе чёрной и красной красками с помощью тростниковой палочки. Папирус был дорог, поэтому нередко в быту для записей использовали глиняные черепки или плоские камни. Иероглифами египтяне высекали на стенах храмов и гробниц обращения к богам, указы фараонов и другие важные надписи. Но писать ими на папирусе было слишком долго. Поэтому писцы придумали упрощённые формы иероглифов.
Папирусные свитки хорошо сохраняются в жарком климате и песке. Каждый древний папирус представляет собой огромную научную ценность. На папирусах делали записи о правлении фараонов, хозяйственные документы, повести, стихи и сказки, научные сочинения.
Многие из этих текстов были прочитаны благодаря тому, что в 1822 году французский учёный-египтолог Жан Франсуа Шампольон расшифровал древнеегипетские иероглифы. Шампольон ещё в детстве проявил выдающиеся способности к иностранным языкам. Его увлекала история древних государств, особенно Древнего Египта. К 16 годам он освоил более десятка языков, в том числе древнегреческий, а также коптский язык, возникший на основе древнеегипетского языка. В расшифровке иероглифов ему помогла находка надписи на Розеттском камне, выполненной сразу на двух языках — египетском и древнегреческом. Некоторые иероглифы были обведены овальными рамками. Шампольон предположил, что таким образом выделены имена Птолемея и Клеопатры. Подставляя греческие буквы под иероглифы в рамках, Шампольон установил значение нескольких знаков древнеегипетского письма. Позже он смог прочитать другие древнеегипетские надписи.
№ 3. Расскажите, кто и чему учился в Древнем Египте. Можно ли сказать, что учеников готовили к будущим профессиям?
Школы в Древнем Египте обычно находились при храмах. Длительное обучение стоило дорого, поэтому образование было доступно в основном сыновьям богатых людей. В школе мальчики учились счёту, чтению и письму. Они заучивали наизусть и многократно переписывали различные тексты. Ученики часто решали практические задачи, например, на определение количества людей, необходимого для перевозки каменного памятника. Они осваивали геометрию, иностранные языки, занимались плаванием. Девочки из богатых семей учились дома.
Да, в школах учеников готовили к будущим профессиям. Тут учились будущие писцы, жрецы, чиновники. В школе начинали учиться с 5 лет, а годам к 15 подросток уже мог, например, стать помощником писца.
№ 4. В каких областях знаний достигли успехов древние египтяне? Чем это объяснялось?
Египтяне достигли больших успехов в математике, астрономии и медицине. Математика была необходима для строительных работ. Египтяне умели складывать, вычитать, умножать и делить числа, знали дроби, относительно точно определяли площадь круга.
Развитие астрономии было связано с земледелием. Египтяне установили, что разлив Нила начинается 19 июля с восходом Сириуса. С этого дня они начинали год, который делили на 12 месяцев по 30 дней, а в конце его добавляли 5 праздничных дней.
В Древнем Египте была хорошо развита медицина. Большие знания в этой области накопили древнеегипетские жрецы. При некоторых храмах существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи умели лечить зубы, глазные болезни, делать хирургические операции. До наших дней дошло несколько древнеегипетских папирусов по медицине. В них приведены описания многих болезней, рецепты лекарств от них и способы лечения.
№ 5. Сравните календарный год древних египтян с календарным годом, которым пользуемся мы. Что является общим? В чём заключаются различия?
Если наш календарный год начинается 1 января, то год у древних египтян начинался в середине лета, 19 июля, и был связан с восходом Сириуса. Год у египтян также, как и у нас состоял из 12-ти месяцев и 365-ти дней, только в нашем календаре чередуются месяцы с 30 и 31 днями (кроме февраля). В Древнем Египте каждый месяц имел 30 дней, а в конце года добавляли 5 праздничных дней.
№ 6. Составьте план выставки древнеегипетского искусства. Какие экспонаты вы выберете для неё, на какие постараетесь обратить особое внимание посетителей? Объясните свой выбор.
Выставка «Искусство Древнего Египта».
1 Скульптура Нефертити, супруги фараона Эхнатона
Достижением египтян является уникальная скульптура. Статуи всегда показывают людей в расцвете сил и красоты. Мужчин изображали загорелыми, а знатных египтянок — светлокожими.
2 Розеттский камень
Розеттский камень содержит одинаковый текст на древнеегипетском и древнегреческом языках. В 1822 году французский учёный Жан Франсуа Шампольон расшифровал древнеегипетские иероглифы на камне. Некоторые иероглифы были обведены овальными рамками. Шампольон предположил, что таким образом выделены имена Птолемея и Клеопатры. Подставляя греческие буквы под иероглифы в рамках, Шампольон установил значение нескольких знаков древнеегипетского письма. Позже он смог прочитать другие древнеегипетские надписи.
Хочу обратить Ваше особое внимание на этот экспонат. Перед Вами свиток папируса. Папирус служил материалом для письма. Его стебли разделяли на тонкие полоски, которые укладывали одну на другую вдоль и поперёк. Полоски клали под пресс, в результате чего они склеивались соком растения. Затем их высушивали и соединяли в длинную ленту, которую сворачивали трубкой. Так получали свиток. Писали на папирусе чёрной и красной красками с помощью тростниковой палочки. Папирус был дорог, поэтому нередко в быту для записей использовали глиняные черепки или плоские камни. Специально для того, чтобы писать на папирусе писцы придумали упрощённые формы иероглифов.
Папирусные свитки хорошо сохраняются в жарком климате и песке. На папирусах делали записи о правлении фараонов, хозяйственные документы, повести, стихи и сказки, научные сочинения. Поэтому каждый такой свиток представляет собой огромную научную ценность.
Скальные храмы и гробницы
Архитектурный комплекс в Карнаке.
XVI в. до н. э. — конец I тыс. до н. э.
Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый большой в мире храм с колоннами, состоящий из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.
Величественный гипостильный зал имеет длину 102 м и ширину 53 м. «Дремучий лес» из 34 колонн 23-метровой высоты производит неизгладимое впечатление на зрителей. Всякий, кто оказывается внутри храма, ощущает нарастание движения, направленного к центральной колоннаде. Освещенность храма имела символическое значение и выражала идею двух фаз жизни — рождения и расцвета. Попадая внутрь здания, свет струился мощными потоками, отражаясь на поверхностях капителей колонн в виде раскрытых цветов лотоса. Другие колонны зала, имевшие форму нераскрывшихся бутонов папируса, оставались в полумраке.
Поразительно богатство росписей интерьеров, где пол олицетворял землю, а раскрашенный в темно-синий цвет потолок — небо с золотыми звездами и парящими в нем коршунами. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанический сад», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Два пилона — башни в виде трапеции с высокими обелисками — составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему новые помещения, иногда переделывая старые.
ХрамАмона-Ра в Луксоре.
Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада, имеющая 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в ровный строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков сейчас украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.
Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.
На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых —Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров.
В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для его строительства царица, покровительствовавшая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне желтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельней.
Храм царицы Хатшепсут. Начало XV в. до н. э. Дейр эль-Бахри
Внутренняя отделка этого храма поражает богатством и изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно смотрятся с раскрашенными рельефами на стенах. В одном святилище стояло более 200 статуй. Дорога восхождения к храму вела с западного берега Нила через аллею сфинксов. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производило впечатление величия и торжественности.
Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.
Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.
Статуя бога Гора. Ill—I вв. до н. э. Эдфу
Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигурами Гора и Хатхор. Большой двор храма с трех сторон окружен колоннами. Стены, потолки, колонны и лестницы внутренних помещений украшены прекрасными барельефами.
Архитектура древнего Египта
Благодаря своим загадкам истории, неповторимой культуре, смеси архитектуры и завораживающей природы на востоке Средиземного и Красного морей, в Египет сегодня приезжают множество учёных-египтологов, историков и просто любопытных туристов со всего мира.
Но самое главное – это внушительное историко-культурное наследство Египта: памятники культуры, руины, монументальные сооружения, которые олицетворяют прошлые эпохи человечества. Древнеегипетская цивилизация была одной из самых развитых и прогрессивных. Её значение для мировой культуры и влияние на последующее формирование всего мирового изобразительного искусства невозможно переоценить. Архитектура Древнего Египта уникальна и не имеет исторических аналогов. На неё воздействовали климатическая обстановка и особые религиозные представления. В результате возникали архитектурные произведения для умерших, а не для живых.
Храм Хатшепсут в Луксоре
В чём проявлялась уникальность древнеегипетской архитектуры?
Типичным древнеегипетским сооружением являются храмовые постройки со множеством крупных колон в просторных галереях. Колонны, на которых изображены фараоны, выступают частью интерьера.
Специфика всего египетского зодчества в деталях и необычных формах: статуях сфинксов и древнеегипетских богов, обелисках, настенных росписях, пилонах. В настенных росписях использовались очень яркие краски из минеральных веществ и материалов животного происхождения. Основополагающим сюжетом становилась жизнь фараонов и богов.
Вот главные специфические черты древнеегипетского зодчества:
Раннее Царство
Мало что сохранилось до нас с той поры. Египтяне в постройках применяли кирпич-сырец, который быстро разрушался. Главными постройками были молельни, мастабы (пирамидовидные гробницы с подземными камерами для погребения), святилища. При оформлении построек применялись вогнутые карнизы и узорные фризы. Основное предназначение построек – облегчение посмертной участи души усопшего.
Древнее Царство
Это эпоха пирамид. Форма пирамид обусловлена мифом о прахолме, который был образован во время сотворения мира. Древние египтяне верили, что по ступенькам пирамид могли сходить и восходить их боги.
Самые узнаваемые постройки – это пирамиды Гизы около Каира. Новым типом постройки в архитектуре древнего царства является храм солнца. Он расположен на возвышенности, обнесён стеной и в середине находится обелиск.
Среднее Царство
В это время фараоны максимально сконцентрировали власть в своих руках под эгидой Фив. Это привело к формированию духовного индивидуализма египтян, т.к. теперь все старались при жизни готовиться к личному бессмертию. Главный акцент теперь делается на строительство храмов и внутреннее убранство зданий, их сюжетные мотивы, которые должны были напоминать египтянам об их посмертной участи. Тогда же развиваются города с водостоками, широкими улицами.
Новое Царство
Этот период характеризуется культом бога Амона, ради которого возводились Луксорский и Карнакский храмы, храм Хатшепсут. Большинство сохранившихся построек относятся именно к этой эпохе.
Позднее Царство
Этот период характеризовался децентрализацией власти, иностранной интервенцией и полным захватом государства Александром Македонским. Тут обнаруживается синтез двух культур: греческой и египетской (яркий пример – храм Гора в Эдфу). Элементы традиционной египетской культуры (гипостили, пилоны) сберегались. В период персидского управления храмам придаётся меньшее значение, они уменьшаются, акцент смещается на декор.
Топ-10 древнеегипетских памятников
Какие архитектурные сооружения Древнего Египта самые знаменитые? Самые масштабные архитектурные шедевры Древнего Египта – это, безусловно, пирамиды. Также к популярным постройкам относятся статуи и храмы.
Это одна из древнейших пирамид. При её постройке Имхотепом впервые реализована идея вертикальной гробницы со ступенями (самое древнее каменное здание в мире). Её высота – 62,5 м. Имеет 6 ступеней-оснований размером 121х109 м. Есть глубокая шахта, которая сверху перекрывается куполом. С ней связана легенда о подземном городе, путь в который открывается только через неё.
Это заупокойный скальный храм, представляющий собой 3 ступени, которые соединены друг с другом пологими пандусами. На ступенях ранее размещались цветочные оранжереи с прудами. В храме большое количество колон и содержательных рельефов.
Наиболее известные, внушительных размеров пирамиды в мире – пирамиды Гизы (по возрастанию размеров): пирамиды Микерина, Хафра, Хуфу и самая известная – Хеопса. Высота пирамиды Хеопса – 140 м. Внутри неё 3 усыпальницы и погребальные помещения для фараона и царицы. О ней нет никаких сведений в древних папирусах (1-е упоминание сделал греческий историк Геродот). В пирамиде много загадочных коридоров, которые так и не удаётся окончательно исследовать.
Они представляют собой совокупность храмов, статуй и поразительных резных фигур. Этот комплекс делится на 4 отдельных участка, посвящённых разным богам. В комплексе полно лабиринтов, пилонов и сфинксов, создающих иллюзию среды животного мира. В Луксорском храме, сделанном в прямоугольном виде, с абсолютно симметричными формами и пропорциями есть обилие колон, а при входе находится статуя Рамзеса II и крупнейший обелиск.
Её отличительная характеристика – неповторимые формы: высота более 100 м., основа увеличивается под 54 градуса, а верхняя часть – под 43 градуса.
Они построены из камня и имеют огромные размеры. Храм Рамзеса II окружён 4-мя грандиозными статуями, а королевы Нефертари – 6-ю. Внутри много каменных резных фигурок и статуй.
Это целый комплекс зданий, статуй и храмов. Самая очаровывающее в нём – центральный коридор со сфинксами, создающий аутентичную атмосферу.
Её высота – 104 м. и это 3-я пирамида по высоте в мире. Она имеет красноватый яркий окрас.
Тут расположены кладбища египетских фараонов 1600-1100 гг. до н.э. Тут же есть известная гробница Тутанхамона, сидячие титаны Мемнона и др. Это архитектурное воплощение идеи вечной жизни.
Это самая огромная в мире монолитная статуя (длина – 70 м., высота – 20 м.) и представляет собой смесь человека и льва.
Чем обусловлено строительство скальных храмов и гробниц в древнем египте
Художественная культура Древнего Египта
Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Еще в V в. до н. э. греческий историк Геродот (между 490/480 — около 425 г. до н. э.) описал впечатления от увиденного там, а философ Платон (428/427—348/347 гг. до н. э.), высоко ценивший древнеегипетское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И в XX в. не ослабевал интерес к Египту.
В истории развития художественной культуры Древнего Египта ученые выделяют эпохи Додинастического периода (V—IV тыс. до н. э.), Раннего царства (XXX— XXVIII вв. до н. э.), Древнего царства (XXVIII— XXIII вв. до н. э.), Среднего царства (XXIII—XVI вв. до н. э.), Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) и Позднего времени (XI в. — 332 г. до н. э.).
За этот длительный период в Египте были созданы величественные пирамиды, охраняемые загадочными сфинксами, грандиозные храмовые комплексы, раскинувшиеся в долинах Нила и вырубленные в скалах, многочисленные каменные обелиски, устремленные к небу. Здесь был изобретен папирус — первый материал для письма, заложены основы геометрии, впервые измерен объем полушария и определена площадь круга, сутки разделены на 24 часа, а также была установлена роль кровеносной системы в организме человека.
Египет прошел свой неповторимый и самобытный путь, обусловленный религиозно-мифологическими представлениями, в частности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона. Сакральный (то есть священный) характер древнеегипетской культуры нашел отражение в ее глубочайшей символичности.
Архитектура Древнего Египта
Особенности религии сформировали совершенно уникальный характер архитектуры. Египтяне считали, что земные жилища человека временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня и роскошно украшались, так как строились на века. В архитектурных сооружениях использовались массивные геометрические формы: пирамиды, обелиски, храмы на основе вертикальных столбов и горизонтальных плит перекрытия, пилоны в виде трапеции. Здесь были созданы определенные типы колонн, напоминающие связки папируса, пальмовые ветви, деревья. Капители колонн оформлялись в виде бутона или раскрывшегося цветка лотоса, папируса, пальмовых ветвей или женской головы.
Пирамиды — «жилища вечности» фараонов
Древнее царство считают самым великим периодом в истории египетской цивилизации (так называемая «египетская классика»). Именно в это время утвердились первые гражданские и религиозные законы, родилась иероглифическая письменность, началось возведение пирамид (их число превышало 90). В пирамидах нашли отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Вселенной. Все пирамиды были ориентированы по сторонам света, имели правильную четырехгранную форму, символизирующую вечность. Их сооружали с учетом лучших достижений науки, техники, архитектуры, астрономии и искусства. Многое в строительстве пирамид до сих пор остается загадкой. До настоящего времени ученые спорят о способах возведения этих гигантских сооружений.
К сожалению, большинство пирамид разрушено. Лучше всего сохранились знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе. Греческий историк Геродот так рассказывает о строительстве пирамиды: «Хеопс оставил после себя грандиозное произведение: свою пирамиду. Хеопс. приказал всем египтянам работать на него. Одним было приказано перетаскивать к Нилу камни, выломанные в карьерах Арабских гор; другие должны были нагружать их на суда для перевозки через реку и тащить их к Ливийским горам. На стройке постоянно находились сто тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.
Они уже потратили 10 лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни, но это еще было ничто по сравнению со строительством самой пирамиды. Сама пирамида потребовала 20 лет работы. Она квадратная. Каждая ее сторона равна 146,26 м, и такого же размера ее высота. Камни отполированы и тщательно пригнаны, каждый из них не меньше 9,24 м».
Четыре века спустя после Геродота, в I в. до н. э., пирамиды были названы одним из семи чудес света. И сегодня они поражают своим величием. Поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» до сих пор не утратила своего значения. Находясь рядом с ними, нельзя не испытывать удивления и трепета. Обходя пирамиду кругов, человек проделывает путь в 1 км, ее высота равняется приблизительно высоте 50-этажного дома. До строительства в 1889 г. парижской Эйфелевой башни самая большая из пирамид — Хеопса — была самым высоким сооружением на Земле!
Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает лишь 137 м, а на месте ее вершины образовалась площадка шириной в 10 м. Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей. Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг — «жилище вечности» фараона. Угол наклона пола коридора равняется углу, под которым была видна Полярная звезда, куда, по представлениям египтян, отправлялись души умерших.
Время сохранило для нас некоторые имена строителей и архитекторов пирамид. Имхотеп — архитектор пирамиды Джосера, один из высших сановников фараона, был известен и как крупнейший ученый Древнего Египта. О нем сложено множество легенд, его труды пристально изучались на протяжении тысячелетий. Он был врачом, астрономом и магом; ему, смертному, оказывали почести наравне с божествами. Известно и имя архитектора пирамиды Хеопса — это Хемиун.
Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они должны были принять и скрыть тело умершего царя, избавить его от тлена. С другой — вечно славить могущество фараона и напоминать о его существовании всем грядущим поколениям. Всякий, кто приближался к этим рукотворным горам, испытывал чувство подавленности их мощью, осознавал собственную ничтожность.
В непосредственной близости от пирамиды Хеопса стоят гробницы других фараонов, его потомков: сына и внука. Гробницы сориентированы по частям света и как бы повторяет движение бога Солнца по небосводу с востока на запад, перпендикулярно течению Нила. В настоящее время пирамида Хефрена — единственная, сохранившая полированную облицовку. Ее высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне. Меньшая из них — пирамида Микерина — достигает 66 м в высоту. Ее окружают еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.
Пирамида являлась не только надгробным памятником, но и настоящим домом, «жилищем вечности» фараона, а потому в нее клали все необходимое для его повседневной жизни: одежду, утварь, мебель, повозки и украшения. Рядом с саркофагом помещали статуэтки слуг — ушебти («ответчиков»), которые должны были прислуживать фараону в загробной жизни.
Скальные храмы и гробницы
Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства. В эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов, они отличались особой пышностью и богатством внешнего и внутреннего убранства. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски и статуи фараонов. За входом находился открытый двор, обнесенный колоннадой, а затем в определенной последовательности — один или несколько гипостилъных (греч. «поддерживаемый колоннами») залов и святилище.
Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый большой в мире храм с колоннами, состоящий из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.
Величественный гипостильный зал имеет длину 102 м и ширину 53 м. «Дремучий лес» из 34 колонн 23-метровой высоты производит неизгладимое впечатление на зрителей. Всякий, кто оказывается внутри храма, ощущает нарастание движения, направленного к центральной колоннаде. Освещенность храма имела символическое значение и выражала идею двух фаз жизни — рождения и расцвета. Попадая внутрь здания, свет струился мощными потоками, отражаясь на поверхностях капителей колонн в виде раскрытых цветов лотоса. Другие колонны зала, имевшие форму нераскрывшихся бутонов папируса, оставались в полумраке.
Поразительно богатство росписей интерьеров, где пол олицетворял землю, а раскрашенный в темно-синий цвет потолок — небо с золотыми звездами и парящими в нем коршунами. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанический сад», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Два пилона — башни в виде трапеции с высокими обелисками — составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему новые помещения, иногда переделывая старые. Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада, имеющая 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в ровный строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков сейчас украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.
Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.
На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых — Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров.
В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для его строительства царица, покровительствовавшая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел.
Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне желтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельней.
Внутренняя отделка этого храма поражает богатством и изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно смотрятся с раскрашенными рельефами на стенах. В одном святилище стояло более 200 статуй. Дорога восхождения к храму вела с западного берега Нила через аллею сфинксов. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производило впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.
Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.
Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигурами Гора и Хатхор. Большой двор храма с трех сторон окружен колоннами. Стены, потолки, колонны и лестницы внутренних помещений украшены прекрасными барельефами.
1. Н. В. Гоголь отмечал, что «египетская архитектура. массивна, но стройность и простота. с нею неразлучны, главный же ее характер — колоссальность». Разделяете ли вы эту точку зрения? Аргументируйте свой ответ.
2. В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозномифологическими представлениями египтян? Какие ее элементы вошли в историю мировой архитектуры? Приходилось ли вам встречать египетские мотивы в архитектуре более поздних эпох?
3. Расскажите об истории создания и характерных особенностях одного из семи чудес света — египетских пирамидах в Гизе. Как вы думаете, почему поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» не утратила своего значения и в наши дни?
4. Что вам известно о храмовых сооружениях Среднего и Нового царств? Каковы главные художественные достижения архитектурных комплексов в Карнаке и Луксоре?
5. Чем обусловлено строительство скальных храмов и гробниц в Древнем Египте? Каковы характерные особенности скального храма царицы Хатшепсут?
1. Разработайте маршрут путешествия по долине Гизе. Попробуйте нарисовать одну из египетских пирамид средствами компьютерной графики.
2. Подготовьте экскурсию в Долину царей или составьте текст ведущего телепередачи, посвященной архитектурным памятникам Луксора и Карнака. Какие объекты вы отберете для демонстрации? Почему Темы проектов, рефератов или сообщений «Географические и климатические особенности и их роль в становлении египетской архитектуры»; «Египетские мотивы в европейской и отечественной архитектуре»; «Пирамиды в Гизе — одно из семи чудес света»; «Тайны египетских пирамид»; «Храмовые комплексы Среднего и Нового царства»; «Шедевры архитектуры Древнего Египта»; «Основные типы архитектурных сооружений Древнего Египта»; «Идея вечной жизни — основа древнеегипетской культуры».
Книги для дополнительного чтения
Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока: малая история искусств. М., 1976.
Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
Замаровский В. Их величество — пирамиды. М., 1986.
Матъе М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.
Овсянников Ю. М. История памятников архитектуры: От пирамид до небоскребов. М., 2001.
Лунин А. Л. Искусство Дневнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. СПб., 2008.
Целлар К. Архитектура страны фараонов. М., 1990.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)