Чем обусловлено нормальное зрительное восприятие
Чем обусловлено нормальное зрительное восприятие
Зрительное восприятие оставляет в памяти человека наибольшую часть его чувственных впечатлений об окружающем мире. Оно происходит в результате поглощения фоторецепторами сетчатки отраженной от окружающих предметов энергии световых лучей или электромагнитных волн в диапазоне от 400 до 700 нм. Энергия поглощенных квантов света (адекватный раздражитель) преобразуется сетчаткой в нервные импульсы, поступающие по зрительным нервам к латеральным коленчатым телам, а от них — в проекционную зрительную кору. В дальнейшей переработке зрительной информации у человека участвуют свыше тридцати отделов мозга, представляющих вторичные сенсорные и ассоциативные области коры.
Рис. 17.5. Оптическая система глаза и проекция световых лучей на сетчатку. Световые лучи, отраженные от рассматриваемой части наблюдаемого объекта (точка фиксации), преломляются оптическими средами глаза (роговица, передняя камера, хрусталик, стекловидное тело) и фокусируются в центральной ямке сетчатки. Проекция световых лучей на поверхность центральной ямки обеспечивает максимальную остроту зрения благодаря малым размерам рецептивных полей и отсутствию ганглиозных и биполярных клеток на пути прохождения световых лучей к фоторецепторам.
Проецирование световых лучей на сетчатку глаза
Прежде чем попасть на сетчатку, световые лучи последовательно проходят через роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик и стекловидное тело, вместе образующие оптическую систему глаза (рис. 17.5). На каждом из этапов этого пути свет преломляется и в результате на сетчатке возникает уменьшенное и перевернутое изображение наблюдаемого предмета, этот процесс называется рефракцией. Преломляющая сила оптической системы глаза составляет около 58,6 диоптрий при рассматривании удаленных предметов и возрастает до приблизительно 70,5 диоптрий при фокусировании на сетчатку световых лучей, отраженных от близко расположенных предметов (1 диоптрия соответствует преломляющей силе линзы с фокусным расстоянием 1 м).
Чем обусловлено нормальное зрительное восприятие
Зрительный анализатор является сложной функциональной системой, включающей воспринимающий прибор зрения (глаз), зрительный нерв, по которому из окружающей среды сигналы поступают в кору больших полушарий мозга, и, наконец, воспринимающие клетки в затылочной области коры и рассеянные зрительные элементы в других областях коры.
Высокая организация нервных элементов зрительной системы обеспечивает сложный зрительно-пространственный анализ и синтез воспринимаемых предметов, процессов и явлений действительности.
Наружная оболочка глазного яблока — склера. Передняя часть склеры переходит в прозрачную ткань — роговицу. Наружные волокна склеры образуют твердую оболочку зрительного нерва. Изнутри склера выстлана богатой кровеносными сосудами оболочкой, носящей название сосудистого тракта, в котором различаются три части: сосудистая оболочка, ресничное тело и радужная оболочка (радужка). Впереди сосудистая оболочка постепенно уплощается, образуя ресничное тело, в состав которого входят ресничная и аккомодационная мышцы. С помощью последней глаз устанавливается для зрительного восприятия предметов, находящихся на различных расстояниях от наблюдателя. Ресничная мышца иннервируется волокнами глазодвигательного нерва. Радужная оболочка составляет часть сосудистого тракта с отверстием посредине — зрачком. Радужка у разных людей имеет разный цвет, что зависит от содержания в ней пигмента. В радужке имеются мышцы, с помощью которых суживается и расширяется зрачок. За радужкой расположен хрусталик. Позади хрусталика все пространство глазного яблока заполнено стекловидным телом. Внутренняя оболочка глазного яблока — сетчатка — расположена с внутренней стороны сосудистого тракта. По своему строению она является наиболее сложной и выполняет важные функции зрения, обеспечивающие процесс зрительного восприятия.
Сетчатка глаза состоит из нескольких слоев нервных клеток, заканчивающихся концевыми аппаратами — палочками и колбочками, которые являются рецепторами света. Палочки характеризуются высокой чувствительностью к свету слабой интенсивности и являются аппаратами сумеречного и ночного зрения. Колбочки являются аппаратами дневного зрения. В сетчатке глаза насчитывается 130 млн палочек, которые размещены главным образом по периферии сетчатки глаза, от них зависит состояние поля зрения. В сетчатке же имеется 7 млн колбочек, размещенных в центральной части сетчатой оболочки, преимущественно в области желтого пятна. От них зависит состояние центрального зрения и цветоразличение. Наиболее важное значение имеет центральная часть сетчатки — желтое пятно, имеющее углубление — центральную ямку. Желтое пятно лежит кнаружи от диска зрительного нерва. Центральная ямка состоит из одних колбочек. В желтом пятне за пределами центральной ямки размещаются палочки, количество которых увеличивается к периферии сетчатки. Место вхождения зрительного нерва (слепое пятно) лишено фоторецепторов.
Нервное возбуждение, возникающее в сетчатке глаза под влиянием световой энергии, передается в проводящие нейроны, длинные отростки которых выходят из глазного яблока и образуют зрительный нерв. Волокна зрительных нервов обоих глаз после частичного перекреста (хиазмы) выходят в виде отдельных нервных стволов, так называемого зрительного тракта. Зрительный тракт кончается в первичных зрительных центрах подкорки (наружном коленчатом теле, зрительном бугре и переднем четверохолмии). Из наружного коленчатого тела зрительные нервные пути идут к корковым зрительным центрам, расположенным в затылочной области. При световом воздействии подкорка оказывает влияние на общий тонус центральной нервной системы и эмоционально-волевую сферу человека. В подкорковых образованиях происходит частичное переключение импульсов со зрительных нервных путей на слуховые, двигательные и другие, что частично обеспечивает связь зрения с другими видами чувствительности. В своей функциональной деятельности глаз тесно связан с корой больших полушарий мозга и находится под постоянным ее воздействием. Благодаря этому обеспечиваются сложные процессы зрительно-пространственного анализа и синтеза. В коре через многочисленные разветвления нервных путей происходит переброска импульсов из слуховой, двигательной и других областей в затылочную (зрительную) область. Это позволяет осуществлять зрительно- пространственную ориентацию с участием других сенсорных функций.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным (базовым) функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.
Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявляться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (преломляющая система глаза отличается в различных меридианах).
Различают две формы близорукости: кажущуюся близорукость и простую близорукость. Наблюдения за силой или объемом аккомодации показывают, что после рождения ребенка происходит постепенное развитие преломляющей силы, обусловленное возрастом ребенка, особенностями развития глаза и, прежде всего, ресничного тела, размером глаз и ресничной мышцы. При близорукости, или миопии, в связи с отклонениями в рефракции глаза изображение находится впереди сетчатки.
При кажущейся близорукости ребенок может ясно видеть на расстоянии 4-6 см, т.е. на расстоянии более близком, чем то, которое требуется дальнозоркому и взрослому нормально видящему человеку. Такое видение ребенка объясняется большей силой аккомодации (процесс приспособления глаза к ясному видению предмета на различном расстоянии путем изменения преломляющей силы хрусталика и постепенной фокусировки изображения на сетчатке), которая может превышать 20 диоптрий. Это обусловлено тем, что хрусталик может принимать при сокращении ресничной мышцы почти шарообразную форму. С возрастом ребенка (к 1,5 года жизни) переднезадний диаметр глаза увеличивается до 92%, а к 3 годам он достигает 94% диаметра глаза взрослого человека. К этому сроку уменьшается детская дальнозоркость. Одновременно увеличивается размер глаз и происходит дальнейшее развитие ресничной мышцы и других мышц, а также формируется структура центрального звена зрительного анализатора.
Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного периода и подвергается изменению. Поэтому необходимо учитывать данный факт педагогу, воспитателю и родителям. В дошкольном периоде развитие глаз может происходить нормально, но ребенок при рассматривании рисунков или их выполнении может склоняться так близко к рисунку, что у него можно признать близорукость болезнью. Однако это кажущаяся близорукость, и она не требует коррекции очками. Даже у ряда детей 7-летнего возраста расстояние до точки ясного видения может не превышать 6-7 см.
Не кажущаяся — простая — близорукость чаще развивается у ослабленных детей после 3-летнего возраста. Она чаще всего связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза. Близорукость резко изменяет поведение и даже характер детей. В этих случаях они становятся рассеянными, горбятся при рассмотрении рисунков, часто жалуются на головные боли и боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов. На все это необходимо обращать внимание воспитателям и родителям.
При настоящей близорукости параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатку могут попасть лишь те лучи, которые отражаются от близко расположенных предметов. Благодаря этим лучам «канал связи» будет нарушен, а рассматриваемый предмет будет восприниматься разлитым и неясным. При резко выраженной близорукости точка ясного видения может находиться на расстоянии не ближе 25 см от глаз. Для исправления близорукости применяют очки с двояковогнутыми линзами и другие коррекционные средства. При оптической коррекции уменьшается преломление аккомодационных сил, лучи, идущие от удаленных предметов, будут сходиться на сетчатке, и предмет будет четко виден. В развитии близорукости задействованы почти все механизмы зрения: анатомический, оптический, физиологический и глазодвигательный.
Среди детей в настоящее время резко возросло число близоруких. По мнению В.С. Беляева, начало близорукости связано с двумя моментами: общей гиподинамией и перегрузкой цилиарной мышцы вследствие увеличения продолжительности работы ее вблизи. В процессе перенапряжения мышцы у детей постепенно развивается оптическое состояние мышцы, которое становится привычным. При отсутствии систематического расслабления цилиарной мышцы при взгляде вдаль наступает так называемый спазм аккомодации, который является начальным, пусковым моментом «рабочей» близорукости.
Общая гиподинамия, т.е. малоподвижный образ жизни детей (отсутствие подвижных игр), может не только усиливать спазм аккомодации, но и приводить к изменениям обмена, тканевым отклонениям от нормы. Излишняя работа вблизи ведет не только к перегрузке цилиарной мышцы, ее гипотрофии (чрезмерному уменьшению), но и к изменению локального обмена, как в самой мышце, так и в нервах, склере и хрусталике. При тяжелой форме близорукости наблюдается тенденция к усиленному растяжению склеры с резким осевым удлинением глаза спереди назад, может наряду с глубоким нарушением зрения наступить тяжелое повреждение оболочки глаза и ее рецепторного слоя — сетчатки, вплоть до отслоения.
Различные по степени нарушения остроты зрения могут обусловливать возникновение близорукости разной степени: слабой (до 3,0 дптр), средней (3,0- 6,0 дптр), сильной (6 и более дптр). Скорость снижения остроты зрения обусловливает наличие различных видов близорукости: стабильной (до 0,5 дптр в год), медленно прогрессирующей (0,5-1,0 дптр в год), быстро прогрессирующей (более 1,0 дптр в год).
Различают два вида дальнозоркости: естественную детскую и обычную. При дальнозоркости у новорожденных роговица и хрусталик более выпуклые, чем у взрослого человека. В естественных условиях у новорожденного радиус кривизны передней поверхности хрусталика почти вдвое меньше по сравнению со взрослыми людьми. У новорожденных расстояние между границами основных преломляющих сред также меньше, чем у взрослых. Передне-задний диаметр глаза меньше примерно на 25 % у новорожденного по сравнению с диаметром глаза взрослых. Строение глаза у ребенка обусловливает более сильное преломление лучей, в результате которого параллельные лучи будут сходиться позади сетчатки и не обеспечат ясного видения предмета. Для того чтобы лучи сошлись на сетчатке, необходимо дополнительное усилие со стороны ресничного тела и мышцы и регуляция аккомодации. Следовательно, глаз ребенка может быть назван дальнозорким.
При дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от сетчатки глаза на большем расстоянии, чем у лиц с нормальным зрением. Поскольку силы аккомодации частично используются при установке на даль, то ее остающихся сил недостаточно для ясного видения предметов вблизи. Для исправления дальнозоркости требуется усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми линзами.
Нарушение глазодвигательной функции, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия. Условно его разделяют на содружественное и паралитическое. Паралитическое косоглазие характеризуется ограничением (парез) или отсутствием (паралич) подвижности глаза, который косит в стороны парализованной мышцы. Этот вид косоглазия возникает вследствие травм, опухолей, инфекций, интоксикаций, кровоизлияний. Содружественное косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаза равен как по величине, так и по направлению, косят чаще всего один глаз или оба поочередно. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее, или сходящееся, и наружное, или расходящееся косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу. (При сходящемся косоглазии — глаз отклоняется к внутри, к носу, при расходящемся — кнаружи, к виску).
К появлению содружественного косоглазия могут привести различные этиологические факторы:
♦ заболевания центральной нервной системы;
♦ аномалии глазодвигательного аппарата.
Часто косоглазие может являться причиной снижения работоспособности косящего глаза, вследствие чего глаз перестает участвовать в акте зрительного восприятия и характер зрения из бинокулярного (одновременного зрения двумя глазами, при котором рассматриваемый предмет воспринимается как единое целое) становиться монокулярным (восприятие осуществляется одним глазом) или альтернирующим (восприятие осуществляется попеременно то одним, то другим глазом).
Наличие косоглазия, в свою очередь, обусловливает ограничения в восприятии внешнего мира, снижение скорости, правильности оценки пространственных отношений. У детей косоглазие чаще всего появляется на 2-3 году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга.
При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося самопроизвольными колебательными движениями глазных яблок (дрожанием глаз), даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия. Различают физиологический и патологический нистагмы.
Одной из форм физиологического нистагма является так называемый оптокинетический нистагм, возникающий при рассматривании быстро движущихся перед глазами объектов.
Оптокинетический нистагм обычно наблюдается у детей 4-5 месяцев, что соответствует началу развития функций лобных долей головного мозга. У детей с нарушением зрения часто отмечается патологический нистагм. Причину можно видеть в патологии, часто встречающейся в период внутриутробного развития, во время родов и в послеродовый период, это предполагает организацию лечебно-восстановительной и коррекционной работы с детьми.
У некоторых детей нередко встречается так называемая амблиопия, развивающаяся вследствие бездействия зрения при отсутствии видимых анатомических изменений органа зрения, в частности, при содружественном косоглазии. Но амблиопия бывает и у детей, которые смотрят прямо. При амблиопии затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается фиксация взора, восприятие формы и величины предметов. Формы амблиопии и степень снижения зрения могут быть различными. Поэтому при наличии амблиопии на один или оба глаза следует принимать во внимание понижение центрального и периферического зрения, состояние зрительной фиксации, поле взора и др.
Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая.
Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия может быть двух видов:
♦ амблиопия с правильной (центральной) фиксацией (фиксирующий участок — центральная ямка сетчатки);
♦ амблиопия с неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки). Последняя встречается в 70-75 % случаев.
Рефракционная амблиопия возникает вследствие аномалий рефракций, которые в данный момент не поддаются коррекции. При ношении правильно подобранных очков постепенно острота зрения может повыситься, вплоть до нормальной. Причиной возникновения этого вида амблиопии является постоянное и длительное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме. Обскурационная амблиопия развивается в результате помутнения оптических сред глаза (катаракты, помутнений роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных. Диагноз ставится, если низкое зрение сохраняется, несмотря на устранение помутнений и отсутствие анатомических изменений в заднем отделе глаза (после экстракции катаракты).
Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.
Нарушение функции цветоразличения
При нарушении различительной способности к цвету учащиеся испытывают затруднения при узнавании разных цветов. Существуют разные типы нарушений цветового зрения:
♦ полная цветовая слепота: все цвета кажутся серыми (так называемая ахромазия);
♦ частичное нарушение цветоразличения: неразличение оттенков красных и зеленых цветов. В этом случае все цвета нередко воспринимаются в двух основных тонах — желтом и голубом. В некоторых случаях отмечается преимущественное снижение различительной способности к красным, в других — зеленым лучам;
♦ частичное нарушение цветоразличения сине-фиолетовой части спектра. В этом случае спектр воспринимается в красном и голубовато-зеленом тонах.
У учащихся школ слепых, имеющих остаточное зрение в пределах 0,01-0,04, понижение цветоощущения встречаются весьма часто. Нарушение цветоразличения может быть обусловлено поражением колбочкового аппарата глаза зрительного нерва или центральной нервной системы. Оно может быть врожденным и приобретенным. Врожденные дефекты цветоразличения обусловлены внутриутробными аномалиями развития органа зрения или патологией генетического характера. Приобретенные формы нарушения цветового восприятия возникают в результате органических заболеваний органа зрения, центральной нервной системы или травматических повреждений.
Врожденные и приобретенные формы нарушения цветоразличения характеризуются разными признаками (Е.Б. Рабкин). При врожденных и приобретенных формах цветоаномалий чувствительность зрительного анализатора к разным участкам спектра различна. Так, при врожденных нарушениях отмечается снижение чувствительности главным образом к красному и зеленому цветам, а при приобретенных нарушениях — к трем основным цветам: красному, зеленому, синему. Врожденные формы нарушений цветоразличения имеют устойчивый, стабильный характер, а приобретенные весьма изменчивы, могут переходить одна в другую.
Цветоразличительная функция при приобретенных формах нарушений может давать значительные сдвиги в развитии и даже полностью нормализоваться. Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке, в то время как нормальное поле зрения позволяет бегло читать, охватывая целое слово, иногда строку, бегло просматривать целую страницу, охватывать взором настенные таблицы, картины и другие дистантно расположенные объекты.
Чем обусловлено нормальное зрительное восприятие
В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения когнитивными навыками. Среди них такие важнейшие, базовые навыки, как чтение, письмо и рисование.
В ряде исследований была проанализирована взаимосвязь между развитием зрительного восприятия и созреванием у ребёнка мозговых структур. Благодаря анализу нарушений письма у учеников младших классов были обнаружены многочисленные трудности, вызванные недоразвитостью зрительного восприятия.
Что такое зрительное восприятие?
Зрительное восприятие представляет собой формирование в голове ребёнка тех ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами. Современная наука разделяет понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», поскольку последние восприятием изначально не являются, а лишь становятся им со временем.
На всех этапах развития дошкольной педагогики одно из центральных мест занимала проблема сенсорного восприятия у ребёнка. В жизни он сталкивается с многообразием цветов, форм и прочих свойств объектов (первоначально это игрушки и бытовые предметы). Затем он знакомится с произведениями искусства – скульптурой, живописью, музыкой. Со всех сторон его окружает природа с невероятным обилием сенсорных признаков: шумами, запахами, многоцветием. Естественно, что любой малыш это всё способен воспринимать и без целенаправленного воспитания. Но при стихийном усвоении, без грамотной помощи взрослых педагогов это восприятие получается неполноценным, поверхностным. Разумеется, восприятие и ощущение поддаются совершенствованию и развитию, особенно в дошкольном возрасте.
Здесь может помочь сенсорное воспитание. Целенаправленное формирование сенсорной сферы особенно важно для детей, имеющих особенности развития, выраженные в нарушениях слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. В первые семь лет у ребёнка бурно развиваются все системы и органы. Рождаются дети с некими унаследованными биологическими качествами, к которым относятся типологические особенности таких нервных процессов, как подвижность, уравновешенность, сила. Но эти особенности являются лишь основой для дальнейшего психического и физического развития, поскольку с первых месяцев жизни определяющими факторами становятся воспитание малыша и окружающая среда.
Как развивается зрительное восприятие с возрастом ребенка?
Младший дошкольный возраст оказывается наиболее важным для развития зрительного восприятия. У ребёнка меняется характер исследовательской и ориентировочной деятельности, он переходит от простейшего манипулирования предметом к более подробному ознакомлению с ним посредством осязания и зрения.
В детской психологии остаётся дискуссионным вопрос по поводу того, на что при восприятии предмета опирается ребёнок: на узнавание его отдельных частей или на целостное отражение. Для продуктивного восприятия предмета ребёнком очень важно действие, которым малыш пользуется в процессе восприятия. В результате этого процесса он обзаводится личным опытом, одновременно усваивая и коллективный опыт. Таким образом, при развитии восприятия не только изменяется его объём, точность, осмысленность, но перестройке подвергается и сам способ восприятия, становится всё более совершенным.
Восприятие картинки
Большое значение при развитии у дошкольников зрительного восприятия имеет и восприятие картинки. Дошкольники с трудом воспринимают картинку правильно. Ведь даже на самой простой картинке, где есть хотя бы два предмета, уже присутствует какая-либо пространственная связь между ними. Для раскрытия взаимоотношения между частями изображения требуется осмысливание этих связей, поэтому картинки традиционно используются для определения общего умственного развития малыша. В своё время А. Бине использовал этот тест в придуманной им шкале измерения ума. Он и его последователь В. Штерн определили три уровня детского восприятия картинки.
Очень важен сам вопрос, с которым к ребёнку обращается взрослый. Когда воспитатель спрашивает, что дети видят на картинке, то он ориентирует их на перечисление всех подряд предметов (второстепенных и важных) в произвольном порядке. А вопрос «Что на этой картинке делают?» подталкивает малыша к раскрытию функциональных связей, иными словами, действия. При просьбе рассказать об изображённых событиях малыш пытается именно понять изображённое, то есть поднимается на уровень истолкования. То есть, ребёнок во время эксперимента может одновременно продемонстрировать все три уровня своего восприятия картинки.
С развитием восприятия дошкольники способны узнавать свойства объектов, различать предметы, выяснять, есть ли между ними некие отношения или связи. Как только появляется реакция на зрительную информацию, начинается акт зрительного восприятия, происходит выделение, анализ и синтез качеств воспринимаемых объектов, пока не наступает осознание и фиксации данной информации в виде образа восприятия. Затем зрительная информация переходит в мыслительный образ, который хранится в памяти и используется для обучения, ориентации и действий в окружающей обстановке.
Зрительное восприятие относится к важнейшим видам перцепции, оказывающим значительное влияние на психическое развитие малыша, ведь оно важно как информационным, так и операционным значением. Оно участвует в удержании равновесия, ориентировки в пространстве, регуляции позы и контроле поведения. Сформировавшееся зрительное восприятие является основой, на которой базируются использующиеся в школьном возрасте образные формы познания.
Старые и новые методы обучения детей
В воспитательной практике ещё используется устаревшая практика знакомить малышей с основными цветами и формами и требовать, чтобы они запомнили их и правильно называли. По современным представлениям такое обучение представляется малоэффективным, не способствующим зрительному развитию, поскольку резко ограничивается круг представлений малыша о свойствах предметов. К тому же, вызубривая одни разновидности, дети не обращают внимания на другие. В результате накапливаются ошибки восприятия. Например, зная только жёлтый цвет, но, не зная оранжевого, ребёнок будет воспринимать последний тоже как жёлтый.
При знакомстве детей со свойствами предметов не следует упирать на запоминание и последующее употребление их названий. Важнее, чтобы дети могли во время действий с предметами учитывать их свойства. Не страшно, если они назовут «треугольник» «крышей» или «угольником». То есть сам воспитатель должен при занятиях с детьми использовать названия форм и цветов, но не должен требовать этого от дошкольников. Вполне достаточно, чтобы они научились правильно понимать выражения «цвет», «форма», «такой же».
Но при ознакомлении с величиной предметов требования другие, поскольку у «величины» нет абсолютного значения, и понять её можно только при сравнении с другой величиной. О предмете можно сказать, что он большой, только сравнив его с другим, меньшим предметом. И подобное отношение можно зафиксировать лишь в форме слова.
Эталоны
Благодаря зрительному восприятию дети усваивают сенсорные эталоны, из-за этого у них появляются представления касательно разновидностей того или иного свойства предмета. Благодаря зрительному восприятию сенсорные способности (восприятие, ощущение, память, представление) получают удовлетворительное развитие. Поэтому дети могут на ощупь распознавать предметы, что важно для развития мелкой моторики рук. Видя перед собой предмет, дошкольники уже могут перечислить его характерные особенности. С помощью зрительного восприятия дошкольники учатся полно, точно и расчленённо воспринимать предметы, их отношения и свойства (величину, форму, цвет, положение в пространстве, тональность звука и пр.).
При восприятии цвета эталоном служат следующие цвета:
Геометрические фигуры служат эталонами формы. Но изучение их на занятиях воспитания сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Здесь происходит знакомство с треугольником, кругом (овалом), прямоугольником (квадратом). Позднее присоединяется форма трапеции. В любом случае необходимо привить умение распознавать форму, называть её словесно и манипулировать ею, а не заниматься её анализом (перечислять количество сторон, величину углов и т. д.).
При этом, как отдельные фигуры школьникам преподносятся круг и овал, прямоугольник и квадрат, здесь не учитываются геометрические соотношения, например, то, что квадрат является частным случаем прямоугольника.
Эталоны величины условны и относительны, поэтому для её определения нужны условные меры. Из-за этого размеры отличаются от геометрических форм условностью. Люди произвольно устанавливают систему мер, используя произвольные единицы, зато геометрические фигуры – это отвлечения от формы реальных предметов. Для усвоения системы мер и способов их применения нужна выходящая за пределы дошкольного обучения математическая подготовка. Хотя в области восприятия метрическая система не всегда нужна.
Величина предмета определяется по его месту в ряду похожих предметов. Ребёнок сопоставляет размеры, используя понятия «маленький», «большой», «самый большой» и т. п.
Цвет или форма – что важнее для ребенка?
При развитии зрительного восприятия важными моментами становится восприятие формы и цвета. Психологи до сих пор спорят, какой из признаков является основным для восприятия предмета в процессе их чувственного познания дошкольниками. Некоторые учёные придерживались того мнения, что до 7 лет дети «слепы к форме». Советские же исследователи смогли показать, что в восприятии дошкольника форма не только играет ведущую роль, но и обнаружили несколько условий, позволяющих легче понять сложное соотношение цвета и формы предмета. Изучая восприятие дошкольников, учёные выяснили, что опознавательным признаком для ребёнка цвет предмета становится лишь тогда, когда более сильный признак формы не получил по какой-то причине сигнального значения. Особенно выраженными являются эти факты при восприятии малышом незнакомых предметов.
Также важна и поставленная перед ребёнком задача. Если требуется выложить узор из одноцветных фигур, то он будет ориентироваться на форму, а если на цветном фоне нужно будет спрятать аналогичного цвета фигуру, то преобладающим фактором станет цвет. Бывают задачи, где детям приходится ориентироваться сразу на оба признака. Если в предложенном задании нет конфликта между формой и цветом, то уже младшие дошкольники начинают правильно ориентироваться в форме предмета, предложенного силуэтом или лишь контуром. Уяснив названия геометрических фигур, малыши легко оперируют соответствующими им формами, обнаруживая их в знакомых предметах, то есть форма здесь уже отвлекается от предметного содержания. Дверь они определяют, как прямоугольник, глобус как шар, воронку как сочетание конуса с узким цилиндром. В результате форма визуализируется, становится для малыша сигнальным значением, абстрагируется и обозначается соответствующим словом.
В целом развитие зрительного восприятия – необратимый процесс. Если приостанавливается положительное воздействие, то данное качество может замедлить или полностью остановить своё развитие. Поэтому важным является комплексное развитие у дошкольников зрительного восприятия.