Чем обусловлена важность эмоций в контексте отношений врача и пациента

Научно-
образовательный
портал IQ

Врачи дозируют сочувствие к пациентам

Диалог докторов и больных выстраивается непросто. Пациенты нередко жалуются, что врачи общаются с ними слишком сухо – предоставляют медицинскую помощь, но не оказывают человеческого внимания, которое, по идее, изначально заложено в профессии медика. Но при таких претензиях не всегда учитывается, что нагрузка на врачей выросла, а их временные и психологические ресурсы ограничены.

У докторов к больным тоже немало упреков. Врачи сетуют на потребительское отношение к ним со стороны пациентов, связанное с усилением консьюмеризма в здравоохранении. Впрочем, и сами медики уже порой считают себя рыночными игроками, а это означает более обезличенное отношение к клиентам.

Чтобы удовлетворить запрос пациентов на сопереживание и в то же время самим эмоционально не выгореть, многие врачи придерживаются в профессиональном поведении модели элементарного (а в другой терминологии – минимального) человеческого внимания, выяснила Евгения Подстрешная в ходе качественных интервью с врачами-травматологами и их пациентами.

Не случаен выбор травматологии. В этой области медицины врачи ежедневно видят примеры сильного физического страдания. Они не могут относиться к пациентам эмоционально безучастно (как, впрочем, и настоящие профессионалы в других областях медицины). В то же время, чужую боль нельзя принимать слишком близко к сердцу: это чревато душевной усталостью. Поэтому врачи, сопереживая пациентам, дозируют сострадание.

Есть и другая причина, по которой медики «экономят» на сочувствии. В новых условиях они ощущают себя поставщиками услуг и не хотят испытывать в процессе работы «ничего личного».

Впрочем, такое излишне хладнокровное отношение к больным редко встречалось в интервью. Большинство опрошенных докторов считают, что, если врач не готов к сочувствию, ему нужно уходить из медицины. Нельзя забывать о том, что профессия медика опирается на принципы гуманизма и служения людям, пусть даже эти ценности и не лидируют в современном обществе. Так или иначе, преобразования в организации медпомощи приводят к конфликту идентичностей – «идентичности профессионала и идентичности рыночного игрока», подчеркнула исследователь в статье «Тема боли в дискурсе о врачебном профессионализме на примере травматологического отделения», вышедшей в «Журнале исследований социальной политики» НИУ ВШЭ, том 13, № 4 за 2015 год.

Интервью с девятью травматологами и девятью пациентами проводились в 2014-2015 годах в одном из столичных государственных учреждений здравоохранения. Стаж работы врачей – от одного года до 22 лет.

Доктора воспринимают боль пациента многомерно

Врачи разделяют боль пациентов на физическую (из-за травмы) и психологическую (переживания из-за немощи и пр.). На первом плане для медиков, разумеется, физическая боль – ее идентификация и лечение. А вот возможности оказания психологической помощи ограничены. Это обусловлено дефицитом времени, лимитом душевных сил медиков и «отсутствием четких указаний в отношении того, как врач должен осуществлять помощь такого типа», считает исследователь. По сути, внимание к психологическому самочувствию пациента оказывается по усмотрению самого врача.

В восприятии врачом чужой боли есть три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Первый – когнитивный – связан с медицинскими знаниями и инструментальным подходом: врач знает, как купировать боль и излечить больного. Пациенты-респонденты единодушны в позитивных оценках этой стороны взаимодействия с лечащим врачом. Подтверждение тому – высокий уровень доверия. «Есть лечащий врач, который отвечает. за мое здоровье. я полностью доверяю», – отметил один из пациентов, одновременно подчеркивая профессионализм медика. Высокий уровень компетентности доктора легитимирует для пациента сильный социальный контроль со стороны врача.

Без сочувствия к пациенту работать нельзя

Сами медики в интервью признавались, что с возрастом у них становится больше переживаний по поводу «неидеального» оказания помощи. Тема переживаний отсылает нас ко второму – эмоциональному – восприятию боли пациентов.

Вопреки распространенному мнению о дегуманизации современной медицины и высоком уровне цинизма среди врачей, субъективные аспекты страдания пациентов не остаются без внимания, выяснила Подстрешная. В отзывчивости докторов к чужой боли проявляется не только их медицинская, но и человеческая идентичность. С одной стороны, это можно рассматривать как моральное основание для осуществления медицинской деятельности в целом, особенно в условиях недостаточного финансирования, «кризиса профессионализма в связи с вторжением неоменеджериализма в медицину», неуважения пациентов. «Если тебе стало безразлично, нечего и работать, – сказал один из травматологов. – То есть вообще невозможно доктором работать без сочувствия к страданиям больного. ». Таким образом, врачи четко понимают, что не могут опуститься до «обыденного» отношения к боли.

С этой точки зрения живой отклик на боль оценивается медиками положительно и рассматривается как воплощение гуманистических принципов медицинской профессии. В то же время, эмоции в работе могут отвлекать от лечения, а также вести к эмоциональному выгоранию врача. Если каждую боль проецировать на себя, «с ума сойдешь», формулирует один из медиков.

По мере накопления опыта врачи учатся справляться с эмоциями и дозировать количество сострадания. «Сознательное сопереживание» – такой термин информанты использовали для описания своих чувств к пациентам. По сути, врачи тренируют защитную реакцию, сглаживая эмоции на сознательном и бессознательном уровне. «Я знаю про его боль – мне этого достаточно», – пояснил один из врачей. Но притупленное восприятие боли пациента компенсируется деятельным сочувствием – медицинской помощью больному.

Сочетание таких элементов, как сглаженная эмоциональная реакция, знание о боли и сочувствие, позволяет говорить, что профессиональное восприятие боли пациентов подразумевает для врачей выработку «минимального внимания». «Мы можем одновременно наблюдать сохранение интереса к переживаниям пациента, с одной стороны, а также объективное, более спокойное отношение – с другой», – пояснила Подстрешная. За счет этого достигается сохранение необходимого уровня эмпатии в отношениях врача и пациента без особой угрозы душевному состоянию медика.

Врач должен помочь в любом случае

Третий аспект восприятия врачом боли пациентов – поведенческий: те действия, которые предпринимает доктор в ходе лечения. Пациенты в первую очередь ждут от него медпомощи, избавления от боли. Так же видят свою задачу и врачи. Бессилие перед лицом боли (или вынужденное ее причинение, например, в ходе медицинских манипуляций) нередко ощущается докторами как угроза их статусу профессионалов и становится причиной их переживаний. Даже накопление опыта не всегда ведет к решению этих проблем. По мере профессионального развития врача нарастает не только его компетентность, но и требовательность к самому себе.

Вместе с тем, больные надеются получить от врачей и чисто человеческое участие. Желание найти время и силы для того, чтобы лишний раз поговорить с пациентом, служит индикатором профессионализма, убеждена исследователь.

Институциальные перемены «изгоняют» эмпатию

В силу развития неоменеджериализма в области медицины ценность этических принципов – заботы, равенства, уважения и доверия, сходит на нет, а экономические интересы актуализируются, подчеркнула автор исследования. В таких условиях врачи «постепенно лишаются ощущения призвания к профессии, осознания некоей миссии», а коммуникация между медиком и пациентом оказывается более обезличенной, пишет Подстрешная. «Нагрузка возросла, и. с пациентом у нас уже. отношения, выстроенные по бумаге», – характеризует ситуацию один из травматологов. В таком контексте «призвание» и «миссия» уже не упоминаются.

Слова респондента означают, что произошла некая трансформация идентичности врача – переход от профессионала к рыночному игроку. Это ставит сочувствие к больному под угрозу, что едва ли приемлемо. Врач не должен забывать о моральных основаниях своей профессии, даже если она претерпевает серьезные изменения, считает исследователь.

Источник

Специфика общения медработника и пациента

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

1. предварительной информации о медработнике

2. репутации медицинского учреждения

3. «дороги» в мед. учреждение

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность –способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуции межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.

Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

— понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир (эмпатия);

— безусловное принятие больного (акцептация)

— естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность (аутентичность или самоконгруэнтность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

Модели взаимодействия медработника и пациента.

Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости лечебных мероприятий.

Партнерство— сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:

1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджека.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения ( кивание головой, лёгкие прикасание, похлопывание по плечу) и т.п.

Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре.

Основными условиями эффективности профессионального об­щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологическо­го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для подростков характерно:

— бравада как форма само­защиты при внутренней психологической ранимости;

— пренебрежи­тельное отношение к болезни, факторам риска.

При работе с пациентами трудоспособного возраста.

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно:

— чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

— возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже­ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз­можности самообслуживания;

— интерпретация болезни только че­рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпита­лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расста­вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото­рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго­го постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди­цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока­зывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от­ношения, которые складываются у него со средними медицински­ми работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, про­фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле­дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове­ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци­ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно­стью и зависимостью.

Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.

Необходимо помнить, что при многих заболева­ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче­ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду­шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз­дражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфек­ционных заболеваниях, кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут­реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп­ределенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче­ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси­кации, отравлений.

В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходи­мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ­ленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллек­тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле­гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини­рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

Общение в сложных конфликтных ситуациях.

Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове­ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно­шения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро­логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи­нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

— несовместимости характеров и психологических типов;

— наличии темперамента холерика;

— отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведе­ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

— критически оценивать партнера;

— приписывать ему плохие намерения;

— демонстрировать знаки превосходства;

— обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

— игнорировать его интересы;

— видеть все только со своей позиции;

— преувеличивать свои заслуги;

— раздражать, кричать, нападать;

— задевать «болевые» точки партнера;

— обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные)- вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол­кновения и кризисы.

Кризис— такой уровень конфликта, который угрожает даль­нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа­сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо­ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи­зического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Барьеры общения — это те многочисленные факторы, кото­рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые барьеры, предубеждения, пред­рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

Средства общения и использование их в психотерапевтических целях.

Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют – отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности. Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один – «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать (активно- через отражение информации, пассивно, эмпатически- через отражение собственных чувств), что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

Медработник в основном кон­тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать­ся с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус­ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под­держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива­нии сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторо­ну пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак­тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер­жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес­са общения с пациентом и использование ободряющих междоме­тий.

Психолог Центра здоровья Н.Б. Акулинина

Источник

Тесты НМО/Как учитывать социальную жизнь пациента в лечении и профилактике

Как учитывать социальную жизнь пациента в лечении и профилактике

Содержание

Зачем врачу может быть полезно эмпатическое слушание?

Выберите ОДИН правильный ответ

Какие качества необходимы врачу для успешного понимающего взаимодействия?

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

Ключевые аспекты работы с социальной жизнью – это

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

Коммуникация с пациентом делится на

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

Что такое картина заболевания?

Выберите ОДИН правильный ответ

В работе с пациентом эмпатическое слушание наиболее полезно и необходимо при

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

В чём сущность эмпатического слушания?

Выберите ОДИН правильный ответ

Какие уровни мотиваций возможны у человека?

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

Чем картина болезни отличается от нарратива?

Выберите ОДИН правильный ответ

При принятии человеком биомедицинского решения, значимыми факторами являются

Выберите ОДИН правильный ответ

Какова роль пациента во взаимодействии врача и пациента?

Выберите ОДИН правильный ответ

Допустимо ли врачу проявлять негативные чувства в контексте полной конгруэнтности?

Выберите ОДИН правильный ответ

В классической биомедицинской модели взаимодействие врача и пациента представляет собой

Выберите ОДИН правильный ответ

Выберите из предложенных терминов тот, который наиболее близок по смыслу к понятию «конгруэнтность»?

Выберите ОДИН правильный ответ

Конгруэнтность – это

Выберите ОДИН правильный ответ

Какая из перечисленных причин ведёт к важности учёта социальной жизни при коммуникации?

Выберите ОДИН правильный ответ

Человекоцентрированная психология была разработана

Выберите ОДИН правильный ответ

Каковы психологические эффекты конгруэнтности в отношениях врача и пациента?

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

По влиянию на здоровье, факторы социальной жизни можно классифицировать на

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

Нарратив болезни – синоним понятия

Выберите ОДИН правильный ответ

Как в философии обозначается учение о цели?

Выберите ОДИН правильный ответ

В чём конечная, телеологическая цель коммуникации врача и пациента?

Выберите ОДИН правильный ответ

На какие части тяжёлая болезнь рассекает жизнь пациента?

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

жизнь до и после верно

Переживание пациентом болезни, его ощущения в классической биомедицинской модели

Выберите ОДИН правильный ответ

Почему восприятие болезни пациентом необходимо учитывать врачу при информировании?

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

Из чего состоит жизненный мир пациента?

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

Какой путь работы с негативными эмоциями врача является деструктивным?

Выберите ОДИН правильный ответ

Оценочность при коммуникации врача и пациента формируется за счёт

Выберите ОДИН правильный ответ

Мотивация – это

Выберите ОДИН правильный ответ

Низшие потребности по Маслоу – это

Выберите ОДИН правильный ответ

Сдвиги биоритмов в отношении влияния на здоровье могут быть

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

К компонентам коммуникации в роджерианском подходе относятся

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

В течение времени картина болезни является

Выберите ОДИН правильный ответ

Зеркальные нейроны в головном мозге человека выполняют функцию

Выберите ОДИН правильный ответ

Роджерианский подход к коммуникации с пациентом заключается в принципе

Выберите ОДИН правильный ответ

Телеологическое – это

Выберите ОДИН правильный ответ

По какой причине врачу приходится учитывать социальную жизнь пациента?

Выберите ОДИН правильный ответ

В чём причина сдвигов биоритмов в современном обществе?

Выберите ОДИН правильный ответ

Какова роль врача во взаимодействии врача и пациента?

Выберите ОДИН правильный ответ

Человек может выражать свои чувства

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *