Чем обусловлена политика регионализации экономики казахстана
Региональная политика в РК
Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.
Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
Основные направления региональной политики:
К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику практически одинаково.
Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.
Цель региональной политики:
социальные цели — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;
экономические цели — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала регионов;
экологические цели — содействие восстановлению эколого-эконо- мического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.
Функции региональной политики вытекают из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации. В ходе реформирования экономики происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, возникают скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых. В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всех сфер деятельности при относительно ускоренном развитии других регионов. Такие контрасты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межнациональных конфликтов. Активная региональная политика может и должна противодействовать этим тенденциям.
Функции региональной политики по используемым механизмам делят на:
В современный период в Казахстане поставлена приоритетная задача разработки новой, современной концепции территориального развития, направленной на активизацию экономической деятельности в развитых региональных центрах, способных стать локомотивами экономической модернизации страны в целом, а также задача формирования эффективной экономической специализации регионов. Во всех странах мира – в силу различия географического положения, природно–климатических условий, демографической ситуации, истории развития и других факторов – регионы имеют разный уровень социально-экономического развития. Это порождает немало серьезных социально-экономических проблем, вследствие чего каждое государство стремится улучшать жизненный уровень в отсталых регионах, то есть проводить региональную политику, направленную на выравнивание условий и на повышение уровня развития данных регионов.
ЛЕКЦИЯ 15. Тема: Особенности развития региональной экономики в РК
3. Государственная Стратегия территориального развития РК до 2015 года
4. Анализ развития регионов Казахстана
5. Кластеры как метод развития региональной экономики РК
6. Проблемы осуществления государственной региональной политики
7. Пути совершенствования государственной региональной политики в РК
Цель лекции – раскрыть основные положения территориального развития Казахстана.
Ключевые слова: кластеры, трансферты, управленческие полномочия, неэффективность, стратегия, макроэкономическая реформа, диспропорция, общеэкономический рост.
Очевидно, что успешное развитие регионов является мощным инструментом общеэкономического роста страны. До недавнего времени региональная политика Казахстана сводилась, фактически, к выравниванию региональных диспропорций путем трансфертов из государственного бюджета, которые постоянно росли. Подобная практика в силу своей неэффективности и отрицательных стимулов для местного развития неоднократно подвергалась критике. В стране назрела необходимость в разработке более действенной региональной политики, которая была реализована в 2006г. принятием государственной Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года.
Эффективность реализации Стратегии покажет время, однако уже сейчас можно сделать выводы о направлении планируемых государством административных реформ, которые по-прежнему в большей степени ориентированы на модернизацию экономики, и в очень незначительной степени – политики. Стратегия не содержит прямого указания на необходимость дальнейшего углубления реформ по децентрализации и разграничению полномочий для усиления нижних уровней управления с целью более эффективного выполнения ими своих функций, в том числе и функций по территориальному развитию.
Отсутствие у местных органов власти достаточных финансовых и управленческих полномочий является основной системной проблемой всего государственного управления РК, следствием которой являются низкое качество государственных услуг, недостаточная эффективность реализуемых на местах бюджетных программ, высокий уровень гражданской пассивности и недоверия населения к органам местной власти.
Таким образом, на наш взгляд, в Казахстане невозможно полностью отойти от политики выравнивания региональных диспропорций. Однако практику перечисления трансфертов из государственного бюджета в бюджеты проблемных регионов можно усовершенствовать.
Если до сих трансферты перечислялись всем областям, прогнозные доходы которых были меньше их расходов, то теперь можно ограничить число этих областей, определив перечень регионов, отстающих от среднереспубликанского уровня по наибольшему числу 14 социально-экономических показателей, и имеющих, при этом, ограниченные внутренние ресурсы. Этим областям, наряду с развитием точек роста будет требоваться, хотя бы на первом этапе, дополнительная поддержка государства.
Еще одним вариантом определения регионов, нуждающихся в государственной поддержке, может быть формирование всех областей Казахстана в несколько групп по степени тяжести их социально-экономической ситуации. Затем следует провести ранжирование этих групп, определив для каждой оптимальный объем трансфертов.
Для оценки социально-экономического состояния областей можно использовать рейтинг конкурентоспособности регионов, разработанный Центром маркетингово-аналитических исследований.
При этом для расчета оптимального размера государственной помощи этим регионам необходимо использовать объективные прозрачные показатели (сводные индикаторы, подушевые нормативы обеспеченности). Подобная практика выборочной/точечной поддержки регионов эффективно используется во многих странах.
Также осторожно следует подходить к планируемым в рамках Стратегии мероприятиям по формированию оптимальной системы расселения за счет концентрации населения на экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности территориях.
Все 14 областей Казахстана, беря за основу структуру их экономики, можно условно разделить на следующие категории:
– нефтедобывающие: Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Кызылординская, Мангистауская обл.;
– промышленные (добыча угля, производство стали, меди, алюминия и электроэнергии): Павлодарская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская обл.;
– сельскохозяйственные: Акмолинская, Алматинская, Кустанайская, Жамбылская, Северо-Казахстанская и Южно-Казахстанская обл.
Региональные диспропорции характерны для многих стран мира, Казахстан здесь не уникален. Однако при планировании региональной политики в РК необходимо учитывать специфику нашей страны, такие ее особенности, как:
– большая территория и очень низкая плотность населения;
– значительная по протяженности (12187 км.) граница (необходимы специальные программы развития приграничных территорий);
– необходимость дальнейшего реформирования системы местного государственного управления в соответствии с международными демократическими стандартами.
В целом, успешное развитие региональной экономики невозможно без соответствующих структурных изменений всей экономики РК. Однако развитие регионов Казахстана требует самостоятельных программ и стратегий, интенсивные разработка и принятие которых пришлись на последние годы. В некоторых регионах они разрабатывались и раньше, но носили, в большей степени, формальный характер.
Анализ стратегий показывает, что большинство из них составлены грамотно и реалистично. Основная задача теперь заключается в том, чтобы эти стратегии не остались на бумаги, а были реализованы, для чего необходима их увязка с процессом формирования местных бюджетов, а также политическая воля как местного руководства, так и центральных органов власти, курирующих вопросы регионального развития.
Успехи макроэкономических реформ, реализованных к настоящему времени в Казахстане, создали благоприятные условия для смещения акцента на политику развития регионов как важный и перспективный инструмент повышения общего уровня социально-экономического развития страны, потенциал которого до сих пор использовался не в полной мере.
Законом РК «О местном государственном управлении» акиматы уполномочены разрабатывать план, экономические и социальные программы развития области (города республиканского значения, столицы), которые утверждаются соответствующим маслихатом. При этом общее стратегическое планирование территориального развития осуществляется на уровне Правительства РК Министерством экономики и бюджетного планирования.
Межбюджетные отношения в Казахстане строятся на принципах распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней. В соответствии с Бюджетным кодексом РК межбюджетные отношения между республиканским, областными и районными бюджетами регулируются посредством трансфертов и бюджетных кредитов, а между областным и районными бюджетами, кроме того, нормативами распределения доходов, устанавливающими размеры отчислений из областных бюджетов в бюджеты районов.
Кластеры как метод развития региональной экономики достаточно широко используются в развитых странах. Классическими примерами успешных кластеров являются группы компаний в области информационных технологий в Силиконовой долине (США), телекоммуникаций в Хельсинки (Финляндия), производства кинофильмов в Голливуде (США). Применение кластерного метода наиболее актуально именно на региональном уровне вследствие необходимости тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение.
Одним из преимуществ кластерного управления экономикой является усиление роли экономических факторов и снижение административных. Роль региональных органов власти велика только на первых этапах формирования кластеров: в оценке внешнеэкономического комплекса региона, в выборе наиболее перспективных кластеров и их формировании с учетом потребностей региона.
В дальнейшем роль региональных властей сокращается и главную роль начинают играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств. По поводу механизма формирования кластера и участия в этом процессе государства большинство экспертов сходятся на том, что более эффективной является поддержка государства уже существующих или формирующихся кластеров, нежели искусственное создание кластеров с нуля.
Основные преимущества кластеров:
– эффективное обеспечение функционирования межотраслевых связей, обмен технологиями, навыками, информацией;
– экономия за счет масштабов производства, низкая стоимость операций;
– снижение затрат на внедрение инноваций;
– рост производительности труда;
– повышение уровня профессиональных знаний и навыков привлекаемых специалистов.
При проведении региональной политики все страны сталкиваются с типичными проблемами. Во-первых, политика выравнивания региональных возможностей никогда не может привести к полному совпадению экономических и социальных условий. Государство стремится обеспечить относительное, а не абсолютное равенство. Во-вторых, региональная политика имеет сложную взаимосвязь со структурной политикой. Они могут дополнять друг друга, а могут находиться и в противостоянии. Если взять разносторонне развитые регионы, с многоотраслевым производством, улучшение структуры экономики будет способствовать его развитию. Но некоторые территории имеют исторически сложившийся монопроизводственный профиль. В условиях научно-технического прогресса и расслоения промышленности на две условные группы (передовые и стагнирующие отрасли) меры правительства по поддержке передовых отраслей приводят к тому, что в регионах, насыщенных новыми отраслями, усиливается общий импульс развития. В регионах же с преимущественно старыми отраслями, переживающими трудности, ощущается общий спад, сокращение занятости, усиление социальных проблем.
Поэтому региональная политика должна быть достаточно взвешенной и научно обоснованной.
Проблемы реализации региональной политики
1. развитие производственной и социальной инфраструктуры в регионах;
2. устранение диспропорций в развитии разных регионов страны для обеспечения всем гражданам сопоставимого образа жизни;
3. развитие проблемных, депрессивных территорий (с очень низкими темпами развития);
4. устранение административных барьеров для развития малого и среднего бизнеса в регионах.
С учетом вышеизложенного можно выделить два магистральных направления совершенствования государственной региональной политики в РК:
1. Усиление региональных аспектов социально-экономической политики.
2. Совершенствование региональной социально-экономической политики
Наиболее близки к проблематике территориального и регионального развития подразделы о социальной поддержке населения, пенсионной реформе, стратегии жилищной политики и развитии жилищно-коммунального хозяйства, миграционной политике, реформировании налоговой системы и межбюджетных отношений, развитии транспортной и производственной инфраструктуры, а также большинство подразделов по структурной политике.
Для преодоления чрезмерного отставания ряда регионов по уровню доходов и социальной обеспеченности населения важное значение будут иметь гарантирование за счет бюджетных средств минимальных социальных стандартов (учитывающих региональные особенности) и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, вводимая адресность социальных выплат и льгот, постепенное повышение минимальной заработной платы и пенсий (с учетом районных коэффициентов) до уровня регионального прожиточного минимума, федеральная политика увеличения занятости и увеличения пособий по безработице, введение федеральных жилищных стандартов. Реализация указанных мер позволит уже в ближайшие годы сократить число регионов, в которых значительная часть населения находится ниже границы бедности.
Стимулирующее воздействие на региональное развитие должны оказывать мероприятия по созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Разработка этих мероприятий должна учитывать позитивный опыт ряда регионов.
Важное значение для повышения экономической заинтересованности и ответственности региональных властей должно иметь совершенствование методики расчета трансфертов из ФФПР (введение объективных оценок бюджетных потребностей и налогового потенциала регионов) и выполнение принципа жестких бюджетных ограничений. Повышение бюджетных доходов не должно изыматься в вышестоящие бюджеты, а ухудшение экономической ситуации в регионе не должно компенсироваться (кроме чрезвычайных ситуаций) притоком средств из вышестоящих бюджетов. Стабильные бюджетно-налоговые условия должны поддерживать заинтересованность регионов в увеличении своей доходной базы и достижении финансовой самодостаточности.
Необходимым условием организации экономической деятельности является обеспечение в каждом регионе равных возможностей для конкуренции для резидентов и нерезидентов региональной экономики. Необходимо добиваться строгого выполнения Федерального закона О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Должны создаваться необходимые правовые и институциональные условия для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала. С этих позиций следует критически подходить к попыткам заключения каких-либо эксклюзивных договоров и соглашений между федеральным центром и регионами. Необходимо ликвидировать особые бюджетные статусы некоторых республик, входящих в РК, и внутренние оффшорные зоны.
Вопросы для самопроверки:
1. Стратегические основы регионального развития РК до 2015 года
2. Развития полюсов роста в Казахстане
3. Структурные изменения регионов РК
4. Административные барьеры развития малого и среднего бизнеса в регионах
СИСТЕМА РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
КАПАНОВ Кайдар Хисметович,Уральская АТиСО,ректор, кандидат политических наук,
САРСЕМБАЕВА Салтанат Талгатовна,профессор Евразийской академии, доктор экономических наук
В ближайшей перспективе логически должна последовать новая территориальная организация государства вслед за трансформацией экономического пространства на основе заявленной президентской стратегии территориального развития Казахстана [1].
В этой связи политическое решение о переносе столицы из Алматы в Астану можно расценивать как один из важных этапов на пути построения как эффективного государства, так и современной государственности на обширной территории независимого Казахстана. Настоящая статья представляет собой попытку политико-экономического анализа регионального развития и нерешенных задач в трансформации экономического и политического пространства Казахстана.
Предметом регионологии считается изучение особенностей развития экономического района (региона) как части единого народнохозяйственного комплекса страны [2, с. 262]. У экономистов и географов термин «регионалистика» имеет более широкое значение, чем «регионология» (составная часть первой). «Регионоведение» в справочных изданиях и вузовских классификаторах синоминально «страноведению». Доминирующая позиция о междисциплинарном характере регионалистики не дает реальной возможности создать последней собственную теорию, методологически оформить ее предмет и стать отдельной научной дисциплиной. В силу этого регион как целостное общественное явление не изучается и исследования носят фрагментарный характер.
В условиях глобализации, ее вызовов для новых независимых государств и потребностью сформулировать свои ответы, а также процессов новой регионализации в современных науках об обществе одним из ключевых предметов исследования становятся проблемы взаимовлияния экономических и политических процессов. Моделирование взаимодействия экономики и политики как на макроуровне, так и на страноведческом уровне вновь оказываются в центре внимания как экономической теории, так и политологии и других социальных наук. С учетом же неразвитости политической регионалистики регион еще не стал объектом политического и/или экономического анализа. В экономическом анализе политические процессы от силы включаются лишь как дополнение, без выявления связей в действиях экономических и политических субъектов. В реальности экономическая политика определяется через категорию «интересы», предпочтения и мотивы игроков на политическом пространстве. Задача состоит не только в анализе влияния власти и институтов на экономическое поведение субъектов и их реакцией на политический выбор, но и в описании и выявлении конкретных причинно-следственных взаимосвязей экономических и политических институтов и субъектов («взаимосвязь общественных порядков»). Фактор власти в экономике был ключевым в марксовой политэкономии и сегодня в неортодоксальном виде получает свое развитие [3].
Предметом современного политико-экономического анализа должны выступать не экономические и политические системы по отдельности, а именно политико-экономическая система в своем единстве.
Новая политическая экономия или политическая экономика предполагает изучение экономических процессов как политичесгеографов термин «регионалистика» имеет более широкое значение, чем «регионология» (составная часть первой). «Регионоведение» в справочных изданиях и вузовских классификаторах синоминально «страноведению». Доминирующая позиция о междисциплинарном характере регионалистики не дает реальной возможности создать последней собственную теорию, методологически оформить ее предмет и стать отдельной научной дисциплиной. В силу этого регион как целостное общественное явление не изучается и исследования носят фрагментарный характер.
В условиях глобализации, ее вызовов для новых независимых государств и потребностью сформулировать свои ответы, а также процессов новой регионализации в современных науках об обществе одним из ключевых предметов исследования становятся проблемы взаимовлияния экономических и политических процессов. Моделирование взаимодействия экономики и политики как на макроуровне, так и на страноведческом уровне вновь оказываются в центре внимания как экономической теории, так и политологии и других социальных наук. С учетом же неразвитости политической регионалистики регион еще не стал объектом политического и/или экономического анализа. В экономическом анализе политические процессы от силы включаются лишь как дополнение, без выявления связей в действиях экономических и политических субъектов. В реальности экономическая политика определяется через категорию «интересы», предпочтения и мотивы игроков на политическом пространстве. Задача состоит не только в анализе влияния власти и институтов на экономическое поведение субъектов и их реакцией на политический выбор, но и в описании и выявлении конкретных причинно-следственных взаимосвязей экономических и политических институтов и субъектов («взаимосвязь общественных порядков»). Фактор власти в экономике был ключевым в марксовой политэкономии и сегодня в неортодоксальном виде получает свое развитие [3].
Предметом современного политико-экономического анализа должны выступать не экономические и политические системы по отдельности, а именно политико-экономическая система в своем единстве.
Новая политическая экономия или политическая экономика предполагает изучение экономических процессов как политических [4]. Такой подход оказывается более корректным в принципе. Концепции и модели власти в экономике должны стать со временем составной частью политико-экономических исследований и в нашей стране, а сегодня по крайне мере могут стать предметом открытой дискуссии между сторонниками различных методологических подходов.
Особая миссия в стратегии отведена Астане и Алматы как городам-лидерам:
■ перспективные полюса индустриально-инновационного роста;
■ зоны интеграции страны с глобальными и региональными рынками;
■ генераторы развития новых кластеров;
■ постиндустриальные «средовые зоны»;
В целом приоритетное развитие Астаны и Алматы видится как импульс, вовлечение других регионов через кооперацию к их развитию в направлении высокоорганизованной урбанистической среды обитания основной части населения страны.
Основные различия в подходах к региональной политике отображены в таблице № 1.
Региональная политика Казахстана: опыт и проблемы
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
г. Алматы, Казахский национальный университет им. аль-Фараби
В настоящее время актуальной проблемой территориального развития страны является разработка мер по обеспечению баланса в развитии регионов, поддержке проблемных территорий, регулированию региональной конкуренции, выравниванию социально-экономической дифференциации.
Казахстан разделен в административном отношении на 2 города республиканского значения и 14 областей, которые значительно отличаются по имеющемуся экономическому потенциалу и структуре экономики, средними показателями по ВРП и уровню жизни населения. И проблема выработки и реализации эффективной региональной политики обострилась по нескольким причинам. Во-первых, территориальные различия в уровнях социально-экономического развития регионов сложились в силу объективных природно-климатических условий, географического положения, демографической ситуации. Во-вторых, переход от плановой экономики к рыночной экономике привел к социально-экономическим потрясениям из-за разной способности регионов быстро адаптироваться к рыночным условиям. Особенно уязвимыми оказались три группы регионов:
— с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;
— удаленные от основных экономических центров, для которых резко возросли транспортные тарифы;
— получавшие ранее из союзного бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.
В то же время в городах не развивались производства, способные «поглотить» дополнительную рабочую силу, что заставляло их искать занятость в неформальном секторе.
В сложившейся ситуации, когда, большая часть регионов не в состоянии выйти из кризиса собственными средствами, значимость разработки и последовательного осуществления региональной политики становится одним из решающих моментов обеспечения экономического и социального развития.
Региональная политика представляет собой сферу деятельности государства и его органов, призванную обеспечить экономическое развитие в пространственно-территориальном аспекте, с наиболее рациональным размещением производительных сил и выравниванием уровня жизни населения. При этом основной целью региональной политики, как правило, является сглаживание наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными регионами данной страны.
В принятой программе форсированного индустриально-инновационного развития страны также предусматривалось снижение существующих между регионами различий в уровнях социально-экономического самочувствия населения и их социально экономического развития. Далее, в 2011 году постановлением Правительства РК от 01.01.2001 г. № 000 утверждается Программа «Развитие регионов», в рамках которой предусматривается решение актуальных социально-экономических проблем регионов. Реализацию данной программы предполагается осуществить в 2 этапа: 1 этап – 2011 и 2012 годы (пилотный), 2 этап – 2013 – 2020 годы. И, наконец, в качестве одной из важных мер по оптимизации региональной политики Казахстана создается специальное Министерство регионального развития.
Если говорить о конкретных направлениях и мероприятиях, раскрывающих содержание политики регионального развития Казахстана, то их можно свести к следующему – развитие инфраструктуры в отдаленных районах, ориентация на развитие экспорта сельскохозяйственной продукции, развитие моногородов, малых городов и приграничных районов, решение проблем миграции, развитие местного самоуправления и т. д. Безусловно, к направлениям региональной политики относятся также региональные аспекты демографической, инвестиционной политики и другие мероприятия государственной власти.
Надо сказать, что эти направления и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, практически совпадают с содержанием региональной политики, проводимых во всех развитых странах. Общеизвестно, региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, вопросы регулирования социально-экономического развития регионов постоянно находятся в центре внимания правительств, региональных властей и общественности.
В Казахстане региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств. Тем не менее, в Казахстане стремились использовать опыт развитых стран, и с теми или иными модификациями применить прямые и косвенные методы проведения региональной политики. При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в регионах и пр.). Эти методы были тесно связаны с административными мерами, в том числе осуществлением государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещением заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и др.
Используя косвенные методы проведения региональной политики, государство через финансовую систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками и т. д.
Надо сказать и о том, что разработка региональной политики в стране поставила перед экономической наукой ряд теоретических и методических задач, в частности, необходимость выработки четких критериев отнесения регионов к числу проблемных, или территорий приоритетного развития.
В 2000 году различие между регионами по уровню среднедушевых денежных доходов населения достигало 3,2 раза. В 2012 году оно достигло 3,8 раза. Максимальные денежные доходы в 2012 году получали жители Атырауской области (119399 тенге), минимальные – Южно-Казахстанской области (31483 тенге). Лишь 8 регионов превышают по этому показателю среднереспубликанский уровень, но и среди них наблюдается существенная дифференциация.
Сохраняются различия между регионами в уровне безработицы. Так, в 2012 году самый высокий уровень безработицы наблюдался в Мангыстауской области и г. Астане (5,7%) и самый низкий уровень в Павлодарской области (4,9%) [3].
Из приведенных данных, и оценивая результаты региональной политики Казахстана в 1997-2012 годы в целом, можно придти к выводу о том, что политика выравнивания неравенства регионов пока не достигла ожидаемого эффекта и не привела к значимому уменьшению неравенства регионов страны. Продолжают иметь место негативные явления, как отсутствие у отсталых регионов стимулов к развитию с опорой на собственные силы, регионы в основном полагаются на государственные трансферты. Недостаточно быстро развивается инфраструктура и не всегда эффективно используются средства государственного бюджета, направляемые в отсталые регионы. И, наконец, отрицательно сказывается усиление бюрократии на государственном и региональном уровнях.
Как известно, в развитых странах, обладающих достаточно богатым экономическим потенциалом, также существует проблема неравенства регионов. В западных странах политика выравнивания уровней экономического развития и инвестиционных потенциалов регионов страны реализовывалась путем стимулирования притока инвестиций в отсталые регионы и предоставления финансовой помощи таким регионам. Эта деятельность осуществляется путем осуществления прямых финансовых трансфертов в рамках оказания помощи депрессивным регионам, а также реализации целевых государственных программ, предусматривающих развитие и совершенствование всех видов инфраструктуры, поощрение частных инвестиций в слаборазвитые регионы путем предоставления налоговых и иных льгот, субсидирование и поддержку местного бизнеса.
В связи с созданием Евразийского союза целесообразно заранее изучить пример Европейского союза, где также уделяется большое внимание политике регионального развития. Важное значение придается инвестированию современной инфраструктуры, инновационной деятельности, качественного образования и профподготовки в слабых странах, являющихся членами ЕС. Считается, что благодаря этому откроются новые рынки и увеличится экономический потенциал всех государств Союза. Особо подчеркивается, что успех зависит также от партнерства в рамках Евросоюза, планирования и надлежащего управления. Распределение и привлечение ресурсов должно быть объективным, прозрачным и неполитическим. Кроме того, необходим мониторинг и оценка всех проводимых действий [4].
Другим примером применения нерыночных методов является регулирование прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Общие объемы ПИИ в экономику Канады очень велики, в результате чего значительная доля канадской экономики находится под контролем иностранцев. Правительство в конце ХХ в. перешло от политики стимулирования прямых иностранных инвестиций к политике регулирования ПИИ. В 1973 г. федеральное правительство в целях отслеживания инвестиций нерезидентов учредило Агентство по пересмотру иностранных вложений в Канаде.
Опыт Канады свидетельствует о том, что до сих пор сохраняется неравенство, которое проявляется в динамике и уровнях развития безработицы, роста населения, научной и производственной баз, а также в качестве образования и доступе к культурным ценностям, при этом низкие показатели отмечаются в тех же провинциях, что и ранее. Правительство страны скорее пыталось подтянуть отсталые провинции до уровня более процветающих регионов Канады, придавая большее значение федеральным трансфертным платежам в отсталые провинции. Между тем более целесообразным было бы сосредоточиться на мерах по стимулированию экономического роста, на оказании поддержки с целью обеспечить максимально высокий уровень экономического развития отсталых провинций их собственными силами [5].
Этот чрезвычайно важный вывод заслуживает того, чтобы он был максимально учтен при корректировке действующей программы регионального развития Казахстана.
Концепция региональной политики Республики Казахстан. Одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 1996 г. N 1097. – Алматы, 1997. Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы. – Астана, 2001. Статистический ежегодник «Казахстан в 2013 году». – Астана, 2013. Региональная политика стран ЕС. – М., ИМЭМО, 2009. Ветлугин политика зарубежных государств: альтернативные подходы. – Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004.