Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Необходимость хозяйствования

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Из-за того, что большинства товаров не хватает, чтобы удовлетворить все потребности в них, приходится хозяйствовать. Потребность хозяйствовать возникает из несоответствия между неограниченными в принципе потребностями и относительной ограниченностью товаров. Хозяйствование охватывает все планомерные действия людей по снижению нехватки товаров.

Ограниченность средств заставляет человека принимать решения относительного того, какой товар приобрести, а от какого отказаться. Удовлетворение одной потребности путем потребления или использования данного товара называют полезностью. Все, что обладает полезностью, называется благом. Платой за отказ от другого товара является утраченнаяполезность. Она может быть выражена в единицах невыбранного товара.

Перед необходимостью принимать решение, какие потребности удовлетворять, используя ограниченные средства, стоит не только отдельный человек, но общество в целом. Причиной многих конфликтов в обществе являются различные представления людей о том, какая потребность должна быть удовлетворена в первую очередь.

Хозяйствование заставляет выбирать, какие потребности следует удовлетворить с помощью имеющихся ограниченных средств. Цель выбора состоит в том, чтобы максимизировать положительную разницу между приобретаемой и утрачиваемой полезностью.

Все единицы экономики, принимающие экономические решения, самостоятельно составляющие хозяйственные планы и действующие согласно им, называются хозяйствующими субъектами. Исходя из функций и целей участия в экономическом процессе различают потребительские единицы, производственные единицы и общественные единицы.

К потребительским единицам относят отдельных частных лиц, семьи и все организации некоммерческого характера. Их функцией является получение доходов и их расходование на потребление, а целью – максимально полное удовлетворение потребностей.

Производственными единицами являются предприятия. Их функцией являются производство товаров и инвестирование, а целями могут быть максимум прибыли, сохранение или обеспечение соответствующей доли рынка, возмещение издержек, достижение экономической или политической власти, сохранение семейного наследства.

К общественным единицам относятся территориальные власти, социальное страхование, независимые учреждения, представляющие гражданам различные услуги, частично бесплатно. Услуги общественных единиц призваны наилучшим образом удовлетворять коллективные потребности.

В результате экономической деятельности человека наносится ущерб качеству окружающей среды. В результате использования невозобновляемых природных ресурсов и сил природы становится все меньше ресурсов. Одновременно в результате роста производства товаров увеличивается количество вредных веществ и продуктов отходов, во все большей степени загрязняющих окружающую среду. Возникает угроза разрушения всего жизненного пространства.

Чтобы предотвратить разрушение экологической системы и создать оптимальное качество окружающей среды необходимы следующие меры:

· воспитание у граждан ответственности за окружающую среду;

· создание товаров, при потреблении которых окружающая среда не страдает или страдает мало;

· устранение или сокращение продуктов отходов;

· создание технологий, которые не будут загрязнять воздух, воду и землю;

· повторное использование бывшего в употреблении сырья и отходов в экономическом кругообороте.

Источник

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Государственное регулирование экономики – определение термина

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Принципами ГРЭ являются:

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Источник

Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие

(фирма) как экономический агент

Необходимость хозяйственной деятельности вытекает из ограниченности ресурсов. Экономическая (или хозяйственная) деятельность предполагает оценку и выбор вариантов использования экономических ресурсов, принятие и реализацию решений. Понятие «хозяйствование» выражает систему отношений по поводу организации экономической деятельности для достижения поставленных целей в условиях ограниченности ресурсов.

Хозяйствующие субъекты в экономической теории называют еще экономическими агентами. В современной экономике к экономическим агентам относят:

государство (в лице органов госуправления и государственных учреждений);

Факторы, определяющие формы реализации хозяйствования:

· характер эко­номической системы общества;

· многообразие форм собственности;

· уровень обобществления производства в различных сферах экономики;

· уровень механизации и авто­матизации труда;

Применительно к предприятиям (фирмам) хозяйствованиеэто деятельность по производству и продаже продуктов или оказанию услуг.

Основными функциями предприятия как хозяйственного субъекта являются:

· достижение рациональной комбинации всех произ­водственных факторов;

· обеспечение согласованности дейст­вий всех подразделений предприятий;

· согласова­ние экономических интересов совладельцев предприятия в целом, коллективов его подразделений и отдельных работников.

Особым типом хозяйствования выступает предпринимательство инициативная, новаторская деятельность хозяйствующего субъекта, на­правленная на поиск и реализацию наиболее оптимально­го решения возникающих экономических проблем.

Субъ­ектами предпринимательства могут выступать отдельные индивиды (или семьи), различного рода ассоциации. Государство в лице своих соответствующих органов устанавливает правила «рыночной игры» и следит за их соблюдением, не являясь субъектом предпринимательства.

Предпринимательство как метод хозяйствования характеризуется следую­щими признаками:

а) экономической свободой хозяйствующего субъекта самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, какие товары или услуги, в каком количестве производить, кому и где их продавать;

б) материальной ответственностью за принимаемые решения (вплоть до банкротства);

в) ориентацией на коммерческий успех(стремление к максимизации прибыли есть одна из мотиваций предпринимательской деятельности[113]);

г) новаторством, творческим поиском, к которому предпринимателя постоянно побуждает конкуренция.

Известны две модели предпринимательского поведения: классическая и инновационная.

Отличительной особенностью классической модели является то, что хозяйствующий субъект организует свою деятельность, рассчитывая получить максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Такая модель поведения в «чистом виде» не нацелена на развитие, она пригодна для «привычных условий кругооборота», когда «каждый хозяйственный субъект чувствует твердую почву под ногами и может вести себя так же, как и все прочие, которые в свою очередь ожидают от него именно такого поведения. Тогда он действует быстро и рационально»[114]. Как отмечал Й.А Шумпетер, «…с технической и с экономической точки зрения производить – значит комбинировать имеющиеся в нашем распоряжении вещи и силы. Каждый метод производства означает определенную комбинацию. …Но экономические и технические комбинации, учитывающие существующие потребности, и комбинации, в основе которых лежат идеи, методы, не совпадают друг с другом…. Экономическая логика берет верх над технической. И поэтому в реальной действительности мы зачастую видим веревки вместо стальных тросов, плохой рабочий скот вместо выставочных образцов, примитивнейшую ручную работу вместо совершенных машин, неуклюжее денежное хозяйство вместо чекового оборота и т.д. Наилучшие с экономической точки зрения и технически наиболее совершенные комбинации хотя и не с необходимостью, но все же очень часто не совпадают, причем вследствие приспособления экономики к правильно распознанным условиям, а не просто в силу отсутствия знаний или инертности»[115].

Инно­вационная модель поведения означает ориентацию предпринимателя на «осуществление новых комбинаций» вещей и сил, имеющихся в сфере предпринимательства. По Шумпетеру, «это понятие охватывает следующие пять случаев:

1. Изготовление нового, то есть еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, то есть данной отрасли промышленности практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого, на котором данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия»[116].

По мнению Шумпетера, только такое новаторское поведение и можно называть предпринимательским: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. … для нас главное – подчеркнуть тот важный момент, который отличает чисто предпринимательскую деятельность от любой иной…»[117].

Еще более лаконичная формулировка Шумпетера: «…быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие…Быть предпринимателем – значит делать не так, как делают другие. …встречаются типы людей, обладающих этим свойством в различной степени. Один может идти непроторенными путями, другой только последовать за первым, третьего увлечет только массовое движение, но при этом он будет в его первых рядах»[118].

Предпринимательство может базироваться на двух принципиально различающихся подходах: сбытовом и маркетинговом (рис. 3.1).

Отличительной чертой сбытового подхода является акцент предпринимательства на решение производственно-технологических вопросов, позволяющих найти способы удешевления продуктов, что облегчило бы их реализацию и обеспечило возобновление производства. Вопросы потребления произведенной продукции играют второстепенную, подчиненную роль.

Маркетинговый подход (применительно к социально-этичному маркетингу) предполагает смещение акцента с производства как технологического процесса на предвидение, управление и удовлетворение общественного[119] и потребительского спроса на товары, услуги, разработки посредством обмена. Согласно этой концепции, продажа – средство общения и изучения потребителей, и, если они не удовлетворены, нужно менять общую политику фирмы, направлять ресурсы на изготовление товаров и оказание услуг, которые нужны потребителям. Потребности можно не только изучать, различать и удовлетворять (пассивная сегментация), но и создавать (активная сегментация).

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Удовлетворение потребителей
Интегрированные маркетинговые условия
Достижение целей организации
Оценка требований потребителей

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствованияМАРКЕТИНГ

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Рис.11.1. Сущность сбытового и маркетингового подходов [120]

Маркетинговый подход ориентирован на долгосрочную перспективу.

Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 1011 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

1. С чем связана необходимость хозяйственной деятельности человека?

Несмотря на огромный прогресс в науке и технике, зна­чительная часть человечества живет все еще в бедности. Да­же в развитых государствах Европы и Америки миллионы людей живут бедно.

В то же время есть люди, которые добились значитель­ных успехов, но также не удовлетворены достигнутым. Рост их благосостояния стимулирует в них новые стремления и желания. Эта проблема существует всегда: противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения. Смягчению этого противоречия в как можно большей сте­пени служит хозяйственная деятельность человека.

Все люди имеют различные потребности, удовлетворение которых должно обеспечить их существование. Потребнос­тями называют все физические и духовные ощущения чело­веком определенной необходимости, которую надо и можно удовлетворить с помощью товаров или услуг. Условно по­требности разделяют на духовные и материальные.

Чтобы жить, человеку, как и всем живым существам, нужна пища, а также одежда и жилье. Ему необходим ми­нимум знаний, обеспечивающий включение в цивилиза­цию. Это жизненно необходимые потребности.

Мы стремимся иметь не только удобную одежду, вкус­ную пищу, жилье. Нам нужны также музыка, книги, кино, театр, телевизор и другие достижения культуры. Поэтому разграничение потребностей на жизненно необходимые и остальные довольно условное. Так, чтение и письмо в вы­сокоразвитых странах считается жизненно важными по­требностями, без которых нельзя представить жизнь, а для слаборазвитых стран Азии и Африки даже начальное обра­зование — большое достижение. В некоторых государствах проблемой является одинаковый доступ к образованию мальчиков и девочек. В целом же в мире свыше 880 млн людей до сих пор не умеют читать и писать.

Личные и коллективные потребности

Потребности человека, обусловленные его индивидуаль­ными особенностями, называются личными.

Общественная жизнь людей обусловливает также воз­никновение потребностей коллективного характера. К коллективным потребностям относится, например, жела­ние иметь удобную транспортную сеть и сообщение, доступ к образованию, искусству и здравоохранению, стремление сохранять окружающую среду.

Потребности по мере удовлетворения изменяются как количественно, так и качественно. При этом возникают но­вые потребности, обусловленные развитием научно-техни­ческого прогресса, повышением образовательного уровня людей, благосостояния, общей информированности, в кон­це концов, рекламой.

Чем шире и сложнее технические, социальные и эконо­мические условия существования общества, тем больше коллективных потребностей людей.

Среди многочисленных желаний людей — стремление жить в живописном селе или красивом городе, заниматься интересной, хорошо оплачиваемой работой. Местная власть всегда рассматривает проекты, направленные на реализа­цию коллективных потребностей людей и улучшение усло­вий их жизни, как свою важнейшую задачу.

► Задание. Приведите примеры, какие первоочередные кол­лективные потребности необходимо удовлетворить возле вашего дома, в населенном пункте, районе. Обоснуйте свое мнение.

К человеческим потребностям относится также желание любви, стремление к самоутверждению. Их нельзя непо­средственно удовлетворить с помощью товаров и услуг. Они могут быть удовлетворены опосредствованно, через обеспе­чение других потребностей.

Текст для дополнительного чтения

В давние времена, в начале развития цивилизации, лю­ди удовлетворяли потребности с помощью готовых благ природы и простейшего совокупного труда. Постепенно они перешли от собирания ягод, грибов, корнеплодов и охоты к разведению одомашненных животных и земледелию. Так произошло первое разделение труда. В процессе развития человечества совершенствовались предметы и орудия труда. Это дало возможность людям уменьшить свою за­висимость от случайностей природы в удовлетворении потребностей в продуктах первой необходимости. Усовер­шенствование сельскохозяйственных орудий труда повлек ло следующее разделение труда, а именно: обособление ремесел.

В процессе развития производства и накопления излиш­ков продукции возникла потребность в обмене. Так начали складываться товарные отношения и, позже, торговля.

Источник

Тема 1. Финансы как экономическая категория

Целью изучения темы является освоение общих основ теории финансов, сущности, специфики и функций основных категорий финансов.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Оглавление

1.1. Общая характеристика финансов как экономической категории

1.1.1. Сущность и признаки финансов

Принято считать, что исторически термин «финансы» произошел от латинского слова « finis » – конец, окончание, финиш. Позднее от finis образовалось понятие finansia, которое в торговых городах Италии XIII–XV вв. обозначало любой денежный платеж, т. е. денежные отношения между субъектами.

Трудно точно назвать автора, который ввел в обиход термин « финансы ». Авторство этого термина обычно приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу « Шесть книг о республике ». В дальнейшем, из французского языка термин «финансы» перешел во все языки мира.

До сих пор продолжается дискуссия по поводу сущности, функций и звеньев финансов, а также их роли в общественном воспроизводстве.

Первоначально понятие « финансы » рассматривалось только в связи с формированием, а в дальнейшем и использованием денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название « публичные финансы », которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

По определению М. В. Романовского государственные (публичные) финансы это «система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций».

Категории публичных финансов присущи следующие три признака, действующие только в совокупности:

Кроме того, категория финансов может рассматриваться в широком смысле как система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов (рис. 1). Функции и роль каждой из приведенных на рисунке категорий будут рассмотрены в дальнейшем.

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Рис. 1. Совокупность денежных отношений, включаемых в категорию «финансов»
в широком смысле

Таким образом, финансы в целом (в широком смысле) как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в ходе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов в широком смысле являются:

Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления служит национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения связаны с денежными отношениями, возникающими между:

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

Финансы как научное направление изучает общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения или использования финансовых ресурсов, определяет закономерности развития финансовых отношений.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании, за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

1.1.2. Функции финансов. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства

Дискуссионным остается вопрос и о функциях финансов. Многие авторы выделяют и аргументируют существование двух функций финансов: распределительной и контрольной.

Некоторые экономисты отрицают возможность одновременного действия разных функций такой экономической категории, как финансы, объясняя этот факт функцией денег, каждая из которых может действовать обособленно от других.

Другие авторы, например, Э. Вознесенский и Б. Сабанти, справедливо считают, что для выделения финансов из всей совокупности стоимостных категорий необходимо выявить те специфические черты, которые присущи только данной экономической категории. По их мнению, нельзя смешивать функцию экономической категории, как форму проявления ее общественного назначения, с ролью категории, как результата практического ее использования в воспроизводстве. Роль экономической категории значительно шире ее функции.

В результате сторонники данного подхода (Э. Вознесенский и Б. Сабанти) считают, что финансам присущи следующие функции:

М. Романовский и ряд других авторов выделяют несколько другой перечень функций:

Согласно классическому определению функция представляет собой основное назначение объекта (категории), цель его существования.

Таким образом, целесообразно выделять следующие 2 функции финансов в соответствии с двумя формами их общественного назначения:

Первой и второй функциям имманентно присущ контроль за движением денежных средств.

1.1.3. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве

Процесс общественного воспроизводства реализует три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрое внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Процесс воспроизводства состоит из следующих стадий:

Финансовые отношения возникают и функционируют в ходе второй стадии воспроизводства совокупного общественного продукта (СОП), где происходит распределение его стоимости в денежной форме по целевому назначению и субъектам экономических отношений (табл. 1).

Движение стоимости в процессе воспроизводства

Характеристики и показатели стадий

I – процесс производства

Воздействие факторов производства: капитала (основные и оборотные фонды) и рабочей силы

II – распределение и перераспределение стоимости продукта в ее денежной форме

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

III – обмен, смена форм стоимости (с товарной на денежную и наоборот) в результате купли-продажи

IV – конечное потребление

Удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей

Доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и конечные. ВВП является источником первичных доходов и накоплений. С образованием первичных доходов хозяйствующих субъектов и работников начинается процесс перераспределения этих доходов через налоговый механизм (для работников в форме социальных отчислений) и аккумуляции средств в централизованных фондах государства. В результате перераспределения формируются конечные доходы – собственные финансовые ресурсы.

Фонды личных накоплений и фонды личного потребления создают условия для функционирования товарного механизма. Индивидуальный спрос формирует предпосылки для развития товарного производства. Соотношение между фондами потребления и накопления и их физические величины в значительной мере определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики.

Принято считать, что если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может быть и выше, но государство в этом случае должно брать на себя затраты на воспроизводство рабочей силы.

1.2. Финансовая система страны, ее сущность, подсистемы, сферы и звенья

1.2.1. Общая характеристика финансовой системы страны

Система финансов представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Система финансов включает в себя две укрупненные подсистемы:

Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Смотреть картинку Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Картинка про Чем обусловлена необходимость хозяйствования. Фото Чем обусловлена необходимость хозяйствования

Рис. 2. Система финансов страны

Рассмотрим в первую очередь совокупность подсистем (звеньев), образующих государственные финансы.

Как видно из рисунка, публичные финансы представлены бюджетной системой страны и государственным кредитом.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов формируются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства и сферы услуг. Формами использования финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Бюджетная система РФ имеет три уровня:

Современная бюджетная система РФ близка к бюджетным системам западных стран, имеющих федеральное устройство.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами, связанных с образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода, что дает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Госбюджет – важнейший финансовый регулятор, инструмент государственной финансовой политики, который через систему финансовых рычагов (налоги, госрасходы, госкредит и др.) обеспечивает целенаправленное воздействие на социально-экономические процессы в обществе, формируя конечные показатели развития страны.

Государственный бюджет связан со всеми звеньями финансовой системы страны и оказывает на них свое воздействие.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Особенное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от госбюджета, расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, упрощает их использование, а с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах платности и возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или на определенный срок. Обслуживание государственного долга – осуществление операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств федерального бюджета. Контроль за состоянием государственного долга и использованием кредитных ресурсов осуществляет Счетная палата РФ.

Если с выделением звеньев государственных финансов дискуссий практически нет, то вторая сфера (финансы хозяйствующих субъектов и населения) иногда вызывает возражения, например, в части финансов населения, или домашних хозяйств. Хотя к домашним хозяйствам относятся не только отдельные семьи, но и тюрьмы, дома инвалидов, армия и пр.

Финансы хозяйствующих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности — относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время существенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

Финансовые отношения этих групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Сектор «финансовые учреждения» – представлен такими подсекторами, как «центральные банковские учреждения», «другие финансовые институты», «другие кредитные институты». Состоит он из институционных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения), независимо от формы собственности.

Подсектор « центральные банковские учреждения » состоит из:

Другие финансовые институты — включают в себя финансово-кредитные институты, значительная часть обязательств которых по отношению к небанковским секторам имеет форму непереводимых депозитов, а также центральные институты клиринга, т. е. это банки безналичного расчета и учетные дома (фирмы, занимающиеся учетом векселей); депозитные банки; народные банки; региональные и местные банки; некоторые сберегательные банки.

Другие кредитные институты – это кредитные учреждения, которые не были отнесены к двум предыдущим субсекторам (сберегательные банки, агентства по покупке и продаже товаров в рассрочку и другие институты потребительского кредита, строительные общества или другие кредитные институты ипотечного характера; сельскохозяйственные кредитные агентства; инвестиционные компании; строительные и ссудные ассоциации; биржевые маклеры и комиссионеры, действующие как посредники при покупке и продаже ценных бумаг и выступающие как самостоятельные участники операций).

Сектор «страховые предприятия» формируется институционными единицами, которые заняты страхованием и переводят индивидуальный риск в коллективный обычно путем создания страховых технических резервов. Основные ресурсы страховых предприятий образуются из страховых премий (взносов) по контрактам. В это звено финансов относят частные и государственные страховые компании; кооперативы и партнерства, предприятия, государственные предприятия, частные некоммерческие организации, признанные независимыми юридическими лицами, которые главным образом заняты страхованием; квазикорпоративные страховые предприятия; компании, имеющие контрольный пакет акций, руководящие группой компаний, большинство которых классифицируются как страховые предприятия.

Частные некоммерческие общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства – этот сектор охватывает институционные единицы, связанные с оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам, т. е. это общественные организации, удовлетворяющие индивидуальные потребности населения в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. д. и коллективные потребности – политические партии, профсоюзные организации, общества, ассоциации и др. Сюда входят организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их доходы (ресурсы) складываются преимущественно из добровольных взносов и пожертвований населения (домашних хозяйств) и из дохода от собственности.

Домашние хозяйства – это звено охватывает население или группы населения как потребителей продукции и услуг, принципиальными ресурсами которых являются: оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов, и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяйства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, принципиальными ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.

Описанная выше структура системы финансов страны позволяет представить и проследить движение денежных потоков и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики.

1.2.2. Финансовая политика

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределение и использование в рамках единой экономической системы с целью обеспечения выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабильности и прогресса общества.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются важнейшие направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, формируется механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации государственной политики.

В основе реализации финансовой политики лежит ряд общих и частных (специфических) принципов.

К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:

К частным (специфическим) условиям можно отнести следующие:

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика может подразделяться на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия долговременный курс финансовой политики, ориентирующийся на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки строятся прогнозы основных тенденций развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений. Формирование долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика нацелена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что определяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Стратегия формирует благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают кредитно-денежная, бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Финансовая политика тесно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Бюджетная политика Российской Федерации базируется на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Бюджетная политика выражается прежде всего в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От способа решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика выражается в формировании той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Однако существуют и выработанные мировой практикой принципы и подходы к рациональному построению налоговой системы.

Инвестиционная политика связана с формированием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в обеспечении условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику страны.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения конституционных прав граждан страны и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика является симбиозом налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом определяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Для успешной реализации финансовой политики используется финансовый механизм.

Финансовый механизм – это совокупность различных форм и методов использования государством финансов в целях обеспечения реализации соответствующей финансовой политики в рамках экономической системы.

Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма можно отнести: формы финансовых ресурсов, методы их формирования, систему законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Сочетание элементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т. е. установления ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.

Таким образом, финансовый механизм – наиболее динамическая часть финансовой политики. Его изменения происходят в процессе решения различных тактических задач, и поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей социально-экономической ситуации.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Законодательные и инструктивные материалы

Версия для печати

Хрестоматия

Практикумы

«Практикум» содержит общие методические указания и методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 1 теме дисциплины «финансы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *