Что значит ребенок для родителей
Дети наше все, семья, родители и дети
Семья – священна, семейные узы священны. Недаром венчание проходит именно в церкви, каждая любящая семья находиться под опекой Господа Бога. Однажды соединив свою жизнь, молодожены дают друг другу священную клятву, клятва о вечной любви, клятва о поддержки друг друга в самых разных жизненных моментах, быть вместе и в радости и в горе, быть вместе и здравии и в болезни. Таким образом, семья строиться на основе любви, взаимопонимания и доверия.
После свадьбы супруги строят новую жизнь, самостоятельный путь жизни супругов. Семейная жизнь конечно не всегда сладка как кажется на первый взгляд. В семейной жизни бывают и хорошие дни, и трудные моменты, бывают недопонимания, разногласия, ссоры, обиды, слезы, страдания, временный конфликт в отношениях и так далее. Но, однако, благодаря терпению, разумности и благоразумности можно легко найти выход из тупикового семейного положения. К счастью при разумном подходе можно вовсе избегать возникновения этих самых неприятных моментов. Супругам необходимо проявить общее терпение во имя благо семьи. Если в семье царствует мир, взаимопонимания и взаимоуважение то в такой семье всегда чувствуется покой, уют и комфорт.
Для продолжения рода и для того, чтобы супругам не было одиноко и скучно, Бог придумал зачатие и рождение ребенка. Дети для родителей – это, прежде всего частичка души, родное чадо, наследник и приемник. Дети – это всегда чудо. После зачатия ребенка жизнь женщины перевернется кардинальным образом. В организме женщины происходят различные изменения гормонального и биологического характера, также изменения коснуться психического, эмоционального и душевного состояния беременной женщины. Отец ребенка также под этими влияниями может измениться. В целом беременность способно изменить жизнь обоих супругов кардинальным образом.
Беременная женщина может стать капризной, слишком эмоциональной и быстро ранимой. Поэтому мужчинам необходимо на всей протяжении беременности поддержать свою жену, исполнять все ее капризы и быть терпеливыми. Беременная женщина также может внезапно сказать, что ей хочется кушать тот или иной фрукт, ту или иную пищу, еду, сок, кулинарные или кондитерские изделия. Потому, что на тот момент – это требование ее организма беременной женщины. То есть она на этот момент не делает нарочно, а это требует лишь ее организм. В такие моменты мужчинам необходимо незамедлительно выполнит требования своих беременных жен.
Женщина, беременная женщина, которая чувствует, постоянную заботу, внимания, и ласки со стороны любящего человека может легко перенести беременность и это в свою очередь, несомненно, идет на пользу чадо, малыша, который находиться на утробе своей матери. Таким образом, малыш будет рождаться здоровым и крепким.
Рождение малыша – это тот яркий момент, которое супруги ждут с большим нетерпением и трепетом в сердцах. Чувство волнения, чувство небывалой радости и чувство гордости которые навещают родителей в этот момент трудно описать простыми словами. На этот момент отец ребенка чувствует большое чувство радости, необъяснимое чувство волнения и чувство уверенной гордости. Отец ребенка может волноваться одновременно за состояние супруги и ребенка, радуется к тому, что родился долгожданный его ребенок, а гордиться тем, что он стал отцом. Мать ребенка радуется тому, что, наконец, родился ее ребенок, который на протяжении 9 – месяцев находился у нее под сердцем. На протяжении беременности мать и дитя уже успевают стать друг для друга близкими.
Рождение ребенка полностью изменить жизнь супругов. Теперь супруги становятся более ответственными, потому, что им предстоит расти малыша, заботиться о нем, окружить ребенка любовью и ласками. Расти ребенка правильно, и дать правильное воспитание – это самый ответственный момент в жизни супругов. Соблюдение всех правил ухода за ребенком, соблюдение правил кормление грудным молоком, соблюдение правил введения прикорма для ребенка, соблюдение личной гигиены и других важных моментов могут гарантировать, что ребенок будет расти здоровым и не отставать в физическом плане развития. Другой ответственный и важный момент – это правильное воспитание. Воспитание ребенка начинается с первых дней после рождения, но будет еще лучше, если родители будут, уделять воспитанию ребенка начиная во время беременности. То есть воспитание ребенка еще в утробе.
Хорошее и правильно воспитание способствует к тому, чтобы ребенок вырос не капризным, не имел трудного характера, не стал эгоистичным. Правильное воспитание делает из ребенка трудолюбивого, мирного, дружелюбного, отзывчивого, ответственного, честного человека. Такой ребенок в дальнейшем будет заботиться о своих родителях, добиться хорошего расположения в обществе, добиться успехов в карьере и таким образом стать примерным сыном примерных родителей.
Родители дают своему ребенку бесконечную заботу, бесконечную любовь и все то, что хорошее у них есть. Родители стараются, чтобы их ребенок не нуждался в ни чем, ни ласке, заботе, одежде, образованию, воспитанию или пропитанию. Они не жалея своих сил и самого себя дарят своим детям все самое хорошее, лучшее и дорогое. Потому, что дети для родителей – это их все, смысл их жизни, их радость, частичка души и радость жизни.
Дети в семье: Что несёт с собой очерёдность рождения
Можете воспринять эту информацию как сказочку для взрослых, до тех пор, пока не найдёте ей подтверждение …
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Из эзотерических источников.
Обращая внимание на то, что происходит с Вами в жизни, всегда нужно понимать, какой по счёту Вы ребёнок в семье от конкретного папы и конкретной мамы. Ситуации разные бывают, например дети от разных родителей, и всё же это очень важно, объясню почему.
Типовая ситуация следующая:
Наш мир, по подобию вселенной основан на принципе триединства, поэтому ключевых фигуры 3 в счёте по рождаемости детей, дальше всё повторяется. Теперь подробнее …
По сути, такая структура в очерёдности рождения детей – это правило, у которого, как и у всех, есть исключения, каждую ситуацию надо смотреть отдельно. Но чаще всего, дело обстоит именно так:
Если Вы первый ребёнок в семье,
то Вы с 99,9% вероятностью рождены по роду своего отца. Что это значит?
В данном случае, если имеются родовые проблемы, то вопросы адресуются к папе. Помимо того, что Вы наследуете внешние, физиологические, генетические, а так же те особенности и характеристики, которые наукой не учитываются (например, манера говорить, преподносить себя, вести себя, как-то по-особенному реагировать на что-то), Вы несёте ответственность за род отца.
Как бы Вы к этому не относились, но данный процесс имеет две стороны медали. С одной стороны, род по линии отца оберегает Вас, наставляет, помогает и ведёт по жизни. Это во многом упрощает нашу жизнь и улучшает её. С другой стороны, мы несём карму рода, по которому идём. Отрабатываем те намерения, поступки и проступки, за которые ещё не рассчитались предшествующие представители рода.
В данном случае, отработка идёт за отца, а так же за всех тех, кто успел очернить родовую историю. Но не стоит думать, что Ваш папа плохой, он жил неправильно и поступал плохо, вследствие чего родились Вы и теперь обязаны за него корпеть, это не так. Некоторые ошибки рода не способен исправить один человек, одно поколение. Чаще всего отработка идёт веками, и пока исправляют ошибки предыдущие, почти всегда успевают наделать новых. Это похоже на замкнутый круг, но в целом динамика положительная, потому что помимо улучшения и корректировок существующего положения рода, всегда родившийся человек получает при жизни определённый опыт, а это всегда плюс для всего родового сословия.
Хотим мы того или нет, мы с каждым воплощением выводим свой род на новый уровень развития, в этом наша миссия. Родословная матери к Вам в данном случае не имеет никакого отношения, Вы отрабатываете по линии рода отца.
Если Вы второй ребёнок в семье,
то Вы с 99,9% вероятностью рождены по роду своей матери. Что это значит?
В данном случае, если имеются родовые проблемы, то тут вопрос к материнской линии. Не буду повторяться, всё, то же самое, что описывалось выше, только теперь родовое древо матери Вас ведёт и помогает по жизни, снабдив характерными чертами и особенностями рода. Но Вы отрабатываете ошибки материнской линии, ещё раз повторю, это совершенно не значит, что мама плохая, она наделала ошибок, а Вам за неё отрабатывать, хотя и такое явление имеет место быть. Обычно отработка идёт за весь род в целом, за всех те дедов, бабушек и дедушек и пра… пра… пра… прапрадедушек, бабушек, чьи «заслуги» до сих пор сидят занозой в горле у Рода. Проблемы отцовских действий при жизни и всех тех, кто там, что успел натворить Вас не касаются.
Если Вы третий ребёнок в семье,
то Вы с 99,9999999% вероятностью свободны от рода. Что это значит?
Третий ребёнок в семье свободен от рода отца и матери. С одной стороны Вам не нужно ни за кого ничего отрабатывать, Вы первый представитель в своём совершенно новом качестве. Теперь Вы основатель Рода, постарайтесь сами поменьше делать пакостей и ошибок, чтобы Ваши дети жили счастливо и радостно, не вспоминая «добрым» словом Вас. Но!
Не думайте, что если Вы первый в своём сословии, то Ваша жизнь будет лёгкой и непринуждённой. Как раз наоборот … Если 1-му и 2-му ребёнку по жизни помогают родовые кураторы и наставники, то Вам помочь некому. Вы один в поле воин! Но и пугаться этого не нужно.
Со стороны, действия третьего ребёнка выглядят нелогичными, непонятными, странными. Третий ребёнок часто воспринимается обществом как ненормальным, умалишенным или недоразвитым, потому что ведёт себя не как все. Однако, на деле, эти дети просто на просто выполняют свою воплощенческую задачу.
3-й ребёнок в семье – это индивид в полном смысле этого слова. Он идёт по совершенно другому, не изъезженному пути, и часто добивается самого большого успеха, как раз за счёт своего своеобразного видения. Это трудный путь, непростой и непредсказуемый, но это очень интересный и достойный путь. Я сердечно поздравляю Вас, если Вы третий ребёнок и желаю Вам добиться своего успеха, а для этого Вам нужно просто убрать всю «шелуху» и найти себя. Вам открыта, совершенна новая дорога, о которой никто другой и не догадывается. Вы двигаете мир самым продуктивным образом к развитию и улучшению, хвала Вам и низкий поклон от меня. Вы уникум, Вы новый представитель совершенно нового рода.
4-й ребёнок в семье (а так же 1,7,10,13,16, … по счёту)
Это род отца. Если Вы четвёртый ребёнок в семье, то наверняка у Вас есть необузданное внутреннее желание, с которым Вы ничего не можете поделать, поквитаться с первым ребёнком, если он ещё жив.
Скажу, что это нормальное явление, держите себя в руках и вместо того, чтобы конфликтовать, лучше помогайте 1-му ребёнку. Помогайте всем, но 1-му особенно. Дело в том, что Вас создал род как запасного представителя отцовского рода. Вероятно, Ваше появление связанно с тем, что очень много работы предстоит по части развязывания кармических узелков и одному 1-му ребёнку с таким объёмом просто не справиться. Если есть ещё 7-й ребёнок в семье, и 10,13,16,19,22, то трудитесь все вместе, это Ваша ноша и Ваша задача. Вы все появились в качестве помощника и замены в случае смерти первого ребёнка для того, чтобы проработать отцовскую родовую линию. Роду нужен мощный толчок в развитии, который без Вас просто невозможен.
5-й ребёнок в семье (а так же 2,8,11,14,17, … по счёту)
Это род матери. То же самое, что и у 4-го ребёнка, только Вы рождены в помощь 2-му ребёнку, для отработки материнской линии. Старайтесь избавиться от агрессии ко 2-му ребёнку, а она у Вас есть наверняка. Помогайте второму ребёнку во всём, что чувствуете созвучно для Вас, делайте одно большое общее дело с удовольствием, и всё получится.
6-й ребёнок в семье (а так же 3, 9,12,15,18, … )
Смотрите пункт «Если Вы третий ребёнок в семье». Вы свободны от рода отца и матери, вы созданы для чего-то совершенно нового, большого, великого. Если Вы, совместно с 3-м ребёнком возьмётесь за какое-либо дело, то результат будет очень серьёзный. Вы рождены в подмогу третьему ребёнку, для разрешения задачи, которая ему одному не по плечу.
Вот, то, что касается принадлежности ребёнка роду и какие поведенческие особенности личности характерны для каждого из базовой тройки.
Вот такая сказочка, друзья. Будьте здоровы и счастливы, помогайте друг другу и дарите счастье окружающим!
Домашний калейдоскоп
Ребёнок для родителей и родители для ребёнка: чья проблема и в чём?
РЕБЕНОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для мамы
Для чего женщины рожают детей? Некоторые считают, что это предопределено природой, что существует «инстинкт материнства». Другие рассматривают рождение ребенка как высшее, духовное предназначение женщины, ее долг, осознание которого обязательно и само по себе является причиной стремления женщины рожать. Однако, в обоих случаях возможны сбои, в результате которых женщина перестает (или не начинает) стремиться к рождению ребенка. Сама же женщина может по-разному представлять себе, зачем ей нужен ребенок.
Еще относительно недавно для женщины не было альтернативы: замужество считалось нормой жизни, к которой все должны стремиться (и действительно стремились). А жизнь в браке автоматически предполагала рождение детей. «Старых дев» жалели (жизнь не удалась), незамужних «не дев», тем более с детьми, осуждали. Бездетная же семья — это семья бесплодная, обязательно несчастная, сама переживающая свою бездетность как беду или наказание за грехи. Однако, во все времена встречались женщины (и не так уж редко), которые по крайней мере желали ограничить количество своих детей (в данном случае речь не идет о незаконнорожденном ребенке). Сейчас ситуация резко изменилась. Во-первых, рождение ребенка вне брака не только не осуждается, но иногда даже становится осознанной целью. Во-вторых, появились семьи, сознательно отказывающиеся от рождения детей. Заметим, что бесплодные семьи по-прежнему считаются и сами себя считают обделенными и несчастными, и в данном случае имеются в виду только те, кто рожать может, но не хочет. Следовательно, ребенок уже не обязательное «сопровождение» брака, и тем более не всегда его цель.
Так зачем же нужен ребенок современной женщине?
Исследования показывают, что здесь встречаются разные мотивы. Основные из них следующие:
— достичь желаемого социального и возрастного статуса (я- взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определенное положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);
— удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь в жизни определенные вещи, без этого его жизнь не полная, не такая, как у других и т.п.);
— стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать — рожать детей, моих внуков, правнуков и т.п.);
— реализация своих возможностей (воспитать ребенка, передать ему свои знания, жизненный опыт, научить, и т.п.);
— компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);
— решение своих жизненных проблем ( заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна рожать и быть матерью, спастись от одиночества, обрести помощника в старости, поправить здоровье и т.п.);
— любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребенком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности, осознание того, что ребенок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.).
Конечно, в реальности присутствует большинство из этих мотивов, но каждый раз в разной пропорции и в разной иерархии. Кроме того, во время беременности и после рождения ребенка, а часто и в процессе его взросления, соотношение этих мотивов меняется (как по силе каждого из них, так и по месту в общей иерархии), появляются новые, а некоторые могут исчезать (причем про них уже и не вспоминают). На образование такой структуры (какие мотивы и в каком соотношении) влияет культура, социальное положение, семейные традиции, собственный опыт общения с родителями (в первую очередь, с матерью), с другими детьми и другими семьями. Все эти обстоятельства в наше время очень динамичны, они постоянно изменяются и создают совершенно индивидуальные, неповторимые условия формирования мотивации рождения ребенка для каждой женщины.
Для папы
Исследования показывают, что для отца ребенок, в первую очередь, — «продолжатель» себя, его «Второе Я», причем это «Я» — желаемое («Я» такой, каким бы хотел быть в своих глазах и глазах других). Примешиваются и мотивы компенсации (того, чего мне не хватило в детстве), и реализация себя, как отца, защитника, воспитателя. Немаловажными являются мотив продолжение рода и потребность передать ребенку то, что знаю и умею. По крайней мере до рождения ребенка отцы менее склонны видеть в нем нечто самостоятельное, уникальное и стремиться именно это в ребенке поддерживать. В результате отцы более требовательны, выше и жестче «держат планку достижений». Эта их позиция, если она сочетается с уважением к поддерживающей индивидуальность ребенка позиции матери, оказывается весьма полезной. Такое отношение отца более интенсивно выражено к сыну, к дочке обычно относятся мягче, хотя основные тенденции сохраняются. После рождения ребенка отцы могут также вносить коррективы в свои установки, начинают усматривать в нем индивидуальные особенности и принимать ребенка не только как свое продолжение, но и как самостоятельную личность. Опять же, в отношении девочек это у них лучше получается.
РОДИТЕЛИ ДЛЯ РЕБЕНКА
Мама для ребенка
Этот вопрос — зачем ребенку нужна мама, наверное, самый важный, но именно его реже всего задают себе родители, задумывающиеся о рождении нового члена семьи. На ранних стадиях развития (до рождения и в первые месяцы и даже годы после рождения) мать для ребенка — его мир, его Вселенная. Из этого «материала» ребенок строит самого себя и весь остальной мир (который «не-Я»). В психологии это называют «Рабочая модель «Я-Мир»». Именно рабочая. Мать — не просто источник удовлетворения потребностей ребенка, она именно средство и способ построения себя и представлений о мире. О том, каким этот мир является для меня, как он ко мне относится, что от него ждать. И эти функции матери в освоении ребенком мира все время изменяются, причем в сторону усложнения. Сначала ребенок полностью «сливается» с матерью, как бы используя ее для понимания себя, своих состояний, их оценки (что такое хорошо, и что такое плохо?). Этот процесс начинается еще в утробе матери, а закачивается только через несколько месяцев после рождения, но в некоторых отношения (например, освоении того, как относится к успеху и неудаче, в усвоении половой роли и т.п.) частично продолжается до конца детства и даже юности. Затем ребенок начинает «отделяться», и это тоже процесс постепенный и весьма сложный, а главное, «парциальный». Ребенок строит свою целостность как бы по частям, окончательно «собирая» себя только к юности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит до трех лет, но начинается уже в конце первого полугодия жизни. Именно в этом возрасте (до трех лет) основной фигурой, в которой воплощается Мир, и является мать. Позже ей «помогают» и другие. Однако, для того, чтобы отделиться (стать самостоятельной, целостной личностью), надо сначала создать то, от чего отделяться (целостность, единство себя и матери). Если процесс «объединения» не удался, то эта задача будет стоять перед человеком всю жизнь, тормозя процесс отделения (то есть достижения личностной зрелости).
Пока происходит объединение и первые этапы отделения, роли матери и отца (и других близких взрослых) практически одинаковы. Все они «объединяются» в позиции матери, создавая таким образом для ребенка более «разнообразную картину мира». Конечно, это мир обязательно должен быть стабильным, ведь он только еще строится самим ребенком (то есть это должны быть постоянные взрослые, а не часто меняющиеся). Пока еще нет существенной разницы в построении себя и мира мальчиками и девочками. Но позднее она появляется, то есть роль матери для детей разного пола становится не одинаковой. Для девочек после трех лет основная задача — освоение половой роли, для нее мать — образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла — модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать — к ней самой). В этом возрасте (3-6 лет) может появиться пристальное внимание к матери, чувствительность к ее оценке, некоторая конкуренция за внимание отца и очень и особенная чуткость к тому, как отец относится к матери, а мать на это отвечает. Все меряется на себя и усваивается накрепко.
У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны со стороны матери ласка, сочувствие — и признание их «мужского достоинства» одновременно.
Таким образом, мать нужна ребенку всегда, в любом возрасте, причем всегда «по-разному», но это различие выражается не количественном измерении, а в качественном.
Папа для ребенка
В нашей культуре семья состоит из отца, матери и их детей, и роли обоих родителей в воспитании детей не одинаковы. Как и мать, отец нужен ребенку всегда, и в каждом возрасте «по-разному». Конечно, отца в любой его роли по отношению к ребенку заменить легче, чем мать, здесь шире возможность частично или полностью выполнить эту роль другим мужчинам в семье и вне семьи. Однако, сейчас мы говорим об отце «в общем». На первых этапах развития ребенка отец может брать на себя часть материнских функций, выполняя их, конечно, по-своему. Его собственная, отличная от матери, роль состоит в защите и охране единства матери с ребенком, обеспечения им уверенности, спокойствия, поддержки, психологического комфорта. Он как бы создает тыл, на фоне которого ребенок ощущает мир прочным и доброжелательным, а себя в нем спокойным и уверенным.
Несколько позднее отец становится эталоном социальных норм и правил, в нем воплощены функции «требователя», «оценщика», он поддерживает ребенка в стремлении этим правилам следовать. Не менее важной становится его роль защитника, причем в основном от внешних по отношению к семье влияний. Одновременно отец выполняет еще одну важнейшую функцию. Он способствует личностному становлению ребенка, его отделению от матери, извне их первоначальной общности признавая самостоятельность как матери, так и ребенка. Он становится «третьей силой», помогающей ребенку выстроить новый, раздельный с матерью, мир. Еще позднее (после трех лет) отец воплощает в себе образец половой, семейной и социальной роли мужчины. Здесь его функции для мальчика и девочки начинают различаться. Мальчик воспринимает его сначала как образец своей будущей роли по отношению к матери (в которой воплощается образ будущей супруги, матери его детей). В этом случае отец становится гипотетическим конкурентом, возможна и правомерна ревность к нему. Позднее для мальчика отец — это образец мужчины в обществе. Ну, и конечно, он всегда остается образцом роли отца, которую мальчик когда-нибудь станет выполнять сам.
Для девочки отец — это тот, кто сначала ее любит, но по-другому, чем мать, а затем любит ее, «как маму». Ей важно, что бы отец видел и ценил в ней те же качества, которые, как она сама видит, он ценит в маме (женственность, кокетство, мягкость, и, конечно, материнство — способность рожать и воспитывать детей). В дошкольном возрасте девочка может ревновать отца к матери. Позднее она «примеряет» его образ на своих друзей и потенциальных партнеров. Разумеется, отец всегда остается для нее защитником и ценителем ее развивающейся женственности.
Таким образом, функции отца и матери для ребенка сначала почти одинаковые, затем начинают различаться, и чем дальше, тем больше. Однако, оба родителя нужны в любом возрасте. В семьях со взрослыми одного пола (это обычно женские семьи — мама, бабушка, сестры, тетки) родитель (чаще всего — мама) стараются выполнить обе роли, что невозможно. В том-то и суть, что ребенок может разобраться в мире и его «составляющих» только тогда, когда у каждого четко определены его роль, статус, особенности. В противном случае получается, что у ребенка нет ни полноценной матери, ни полноценного отца, а нечто среднее, чего в жизни на самом деле не бывает. Лучше хорошо выполнить свою роль, позволив ребенку познать функции другого пола на примере родных, соседей, друзей. Наверное, в более сложной ситуации оказываются дети отцов-одиночек. Но с другой, стороны, папы более настроены предоставить ребенку «образец мамы» в лице любой женщины (бабушки, тетки, няни, воспитательницы). Ясно одно. Ребенку родители абсолютно необходимы, видимо даже больше, чем он им.
ЧТО ЖЕ ГЛАВНОЕ?
Может быть главное, это чувство того, как мы нужны нашим детям? А это уже не только удовольствие, но ответственность, груз забот, а часто и разочарований. Попробуем задать себе вопрос: что чувствует человек, который знает, что он для другого — предмет ответственности, забот, должен оправдать его планы и надежды, требует огромных затрат сил и времени? Наверное, любому из нас в такой позиции было бы не просто. А многие вообще постарались бы ее избежать. В любом случае, расслабиться тут не удастся.
А как понимает человек, что его любят? Наверное, по тому, какое удовольствие испытывает любящий, находясь рядом и вступая во взаимодействие. Ну и конечно, если готов помочь и поддержать. Оказывается, когда речь идет о наших детях, это весьма не просто. Ведь мы всегда чего-то ждем от ребенка, оцениваем его достижения, стараемся не столько ради его настоящего, сколько ради будущего. Но малыш живет «здесь и теперь», ему недоступны наши мысли о том, что будет через много лет (это целая вечность, и даже для ребенка постарше она просто не существует). А значит, мама не здесь, не со мной, я ей не нужен. Как же совместить родителям это настоящее и будущее? Есть один вечный и беспроигрышный способ. Учиться у самого ребенка. Он своим поведением, всеми своими проявлениями подскажет нам, что и как делать.
Конечно, главное, в чем нуждается ребенок — это любовь и принятие. Это требует много времени и душевных сил. Но время, которое мы отдаем своим детям — ведь мы его не теряем. Никто не скажет, что часы, проведенные с любимыми (которых, как известно, не наблюдают) — это потеря. Напротив, мы стараемся растянуть это драгоценное время. А ведь ребенка мы любим едва ли не больше, чем кого-либо другого в мире. Кроме того ребенок — постоянно меняющийся, растущий, преобразующийся мир. Причем мир, который мы творим своими руками. Из живого сделать еще более живое — вот работа для волшебника, говорил устами своего героя-волшебника Шварц. Творить ребенка — настоящее дело создателя. Но, как в любом творчестве, важен не столько результат, сколько процесс (и тут нельзя забывать, что только такой процесс, который сам по себе увлекает творца, позволит создать подлинный шедевр). Кроме того, результат творения (ребенка, который вырастет) надо будет отдать (ему самому и другим), он уже не будет нам принадлежать. Но творец растет вместе со своим произведением в самом процессе его создания, а не любуясь на уже сделанный продукт. Это продукт он делит с другими и отдает им. Наш бесценный багаж — то, что мы получаем в общении с ребенком каждую минуту нашей жизни. Это общение может превратиться в увлекательнейшее путешествие, в котором каждое следующее мгновенье открываются все новые, неизведанные, прекрасные тайны бытия. И это не метафора, это истинная правда, ведь речь идет о развивающейся душе ребенка, всегда неповторимой, неисчерпаемой, неожиданной. Более того, мы — не просто наблюдатели, мы живые участники, создающие все это богатство.
И еще одно замечание. Что значит быть вместе? Быть в одном месте с другими. И каждый из тех, кто в этом месте — уникальный, живой, такой, какой он есть. Ребенок познает эту простую истину только тогда, когда мы поймем ее сами. Мы — каждый в отдельности уникальны и неповторимы, и мы в этом месте вместе, потому, что мы любим и нужны друг другу.
А ЕСЛИ У РЕБЕНКА «РОДИТЕЛЬ-ОДИНОЧКА»?
Тема семьи с одним родителем в последнее время становится все более актуальной. Я не оговорилась, речь идет именно об однородительской семье, а не только о матери-одиночке. Сейчас нередко одинокими родителями становятся отцы. Поэтому мне кажется, что дело не столько в качественном изменении понятия «мать-одиночка» (которое, конечно же, сильно отличается от того, что было еще лет 10-20 назад), а в изменении социального статуса семьи как таковой, в результате чего мы сами начинаем иначе смотреть и на родителя, воспитывающего ребенка (или детей) без второго члена супружеской пары, и на детей из такой семьи. Первое, в чем следует здесь разобраться, это в том, о ком идет речь — о ребенке, или о родителе. Для ребенка необходима модель семейных (супружеских и детско-родительских) отношений, в которой были бы достаточно четко определены роли мужчины и женщины (поскольку на нашей планете два пола, и их роль в воспроизводстве различна) в обоих формах семейных связей: роли мужчины и женщины как супругов и их же роли как родителей. Эти роли ребенок имеет возможность усвоить не только из опыта отношений своих родителей, но и из многих других источников: бабушки и дедушки, родственники, партнеры своего родителя, семьи их друзей, а позднее вся доступная информация из всех культурных источников. При этом открытые и честные отношения взрослых помогут ребенку разобраться в том, как бывает в жизни, как желательно, чтобы было, и что надо делать, чтобы было именно так. Есть и еще одно соображение. Ребенок приходит в мир всегда впервые. Он еще не знает, что хорошо, а что плохо, как должно быть, а как нет. И только мы сами определяем для него значение его собственного опыта. А статус семьи, что ни говорите, является социальным и историческим. В течение многих веков для выращивания и воспитания потомства необходимы были усилия полной семьи (которая, не будем забывать, в разных культурах весьма разная). Неполная семья не могла обеспечить детей всем необходимым и сформировать у них потребность в создании таких же полных условий для своего будущего потомства. Теперь все иначе. Материальный аспект остается важным, но его могут обеспечить старшее поколение, или возможно такое перераспределение функций в семье, когда «одинокий» родитель зарабатывает деньги, а другие члены его семьи помогают в воспитании детей. Кстати, эта модель сейчас становится все более популярной. Причем, именно женщина в подобной роли становится наиболее успешной. Наверное, это естественно, и по отношению к ребенку правильно (поскольку в раннем возрасте ему необходима именно мать, или другой человек, выполняющий ее функции). По многим причинам женщина для этой роли подходит лучше, чем мужчина. В большинстве культур (как прошлых, так и современных) специфические функции отца (когда он не дублирует мать, а становится образцом половой роли и эталоном и контролером социальных норм и правил) включаются примерно на третьем году жизни. В однородительской семье дело осложняется тем, что родитель старается совместить в своем лице обе роли (материнские и отцовские), автоматически обедняя каждую, а зачастую практически лишая ребенка их полноценного выполнения. Таким образом ребенок остается своеобразным «сиротой», не имея ни одного полноценного родителя. Это положение вполне может быть исправлено, если мы предоставим возможность ребенку усваивать роль «недостающего» в семье родителя на других примерах. Ведь главное в том, чтобы ребенок был защищен нашей искренней любовью, тогда он никогда не почувствует себя обделенным и неполноценным. Главное, чтобы мы сами не переживали эту неполноценность и не транслировали ее ребенку.