Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в региональное развитие
Контрольная работа по « Региональная экономика »
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:18, контрольная работа
Краткое описание
Содержание работы
Часть 1. Мировой опыт государственного регулирования регионального развития.
Вопросы:
1. Какие общие региональные проблемы имеют Россия и другие страны (большие развитые, средние и малые развитые, большие развивающиеся)?
2. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в региональное развитие?
3. Какое место занимает региональная политика в системе государственного регулирования регионального развития?
4. Перечислите самые общие цели региональной экономической политики в странах мира.
5. Каковы причины региональных неравенств в различных странах?
6. Какое влияние оказывает государственное устройство на региональное развитие?
7. Приведите характеристику основных государственных и общественных институтов регулирования регионального развития.
8. Какие функции выполняют государственные корпорации регионального развития?
9. Назовите примеры законов, имеющих особо важное значение для региональной политики в странах ЕС, США.
10. В чем состоит сущность физического планирования?
11. Каковы основные формы регионального планирования в странах ЕС?
12. Определите сущность бюджетного федерализма и особенности кооперативного бюджетного федерализма.
13. Каковы особенности формирования доходов региональных и местных бюджетов в различных странах?
14. Каковы особенности структуры расходов региональных и местных бюджетов в различных странах?
15. Каковы функции и источники выравнивающих и целевых трансфертов в европейских странах?
16. Приведите примеры успешного опыта реструктуризации старопромышленных регионов в европейских странах.
контр раб (РЕГ. ЭКОНОМ).doc
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Кемеровский Государственный сельскохозяйственный институт
по дисциплине « Региональная экономика »
специальность: Экономика и управление
Часть 1. Мировой опыт государственного регулирования регионального развития.
1.Какие общие региональные проблемы имеют Россия и другие страны (большие развитые, средние и малые развитые, большие развивающиеся)?
Теоретические и эмпирические исследования развития регионов: мировой опыт
Регионы в современных условиях воспринимаются как ключевой уровень для экономического роста и развития. А. Скотт и М. Сторпер отмечают, что «города и регионы. выступают важнейшими основами процесса развития в целом (2)». Именно в локализованных территориях создается значительная доля добавленной стоимости всех стран, и региональные условия во многом определяют конкурентоспособность производимых товаров (3). В развитых странах это находит отражение в многочисленных программах и исследованиях, посвященных анализу конкурентоспособности отдельных территорий.
Важнейшую роль в развитии играет пространственная концентрация экономической деятельности, а также механизмы, способствующие эффективному взаимодействию экономических агентов на локальной территории (4). Но изучение роли регионов в неоклассической теории было сведено к поиску связи между развитием страны, уровнем урбанизации и концентрации экономической деятельности (5). Опыт развитых стран показывает, что в ходе экономического развития доля населения, живущего в городах, возрастает, затем начинает сокращаться, но при этом в целом урбанизация продолжает расти, формируя расширяющиеся урбанизированные пространства (метрополитенские ареалы).
Огромную роль в региональном развитии играет инфраструктура. Значительные положительные экстерналии возникают в агломерациях и регионах в результате совместного пользования дорогой капиталоемкой инфраструктурой, в частности, транспортной, телекоммуникационной, энергетической и остальными ее видами, которые носят сетевой характер (7). В ЕС транснациональная и трансграничная кооперация выделена в отдельную программу; все новые члены прежде всего получают гранты на строительство скоростных дорог, сетей и т. д. Хотя с развитием новых технологий потребность в физических перемещениях рабочей силы и товаров несколько снижается, фактор внутренней связности территории продолжает играть ключевую роль.
Наличие тесных социальных связей в регионе способствует созданию активных групп специальных интересов, которые могут играть существенную роль в поддержке или блокировании проводимой экономической политики. В главах российских ученых-институционалистов подробно рассмотрены процессы формирования групп специальных интересов и возможности образования коалиций между ними на уровне страны в целом (9). Но почти в каждом регионе существует собственный набор стратегических игроков, который включает крупный бизнес (российский и иностранный), средний региональный и малый локальный бизнес, чиновников исполнительной и законодательной ветвей власти, интеллектуальные элиты (разные по составу в зависимости от специализации и истории развития региона), национальные и религиозные меньшинства и т. д. Использование указанного механизма крайне важно для проведения региональной политики, так как активные группы будут либо поддерживать разные цели и инструменты, либо выступать против них.
Учет факторов развития и групп интересов позволяет каждому типу регионов формулировать задачи развития, адекватные местным ресурсам и приоритетам. Это, безусловно, предполагает высокое качество федерального законодательства, предсказуемость правил игры и исключает попытки омертвления или искусственной (сверху) фиксации той или иной пространственной структуры вне активности самих граждан, бизнеса, местных властей и локального гражданского общества.
2.Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в региональное развитие?
На развитие регионов избирательно воздействуют почти все действия федеральных законодательных и исполнительных органов власти. Все инструменты государственной экономической политики, которые так или иначе воздействуют на региональное развитие, можно разделить на две составляющие:
2) меры федеральной экономической политики, изначально не ориентированные на оказание влияния на те или иные регионы.
От типа государственного устройства зависят особенности проведения региональной экономической политики, хотя в последние годы происходит сближение федеративных и унитарных государств по той роли, которую региональные власти играют в реализации экономической политики. В федеративных государствах, в отличие от унитарных, шире полномочия регионов-субъектов Федерации, и проводимая региональными властями экономическая политика оказывает более существенное воздействие на развитие территорий: в федерациях власти регионов более активно привлекаются к реализации собственно региональной экономической политики.
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Развития в переходном периоде
Становление государственного регулирования регионального
Государственное регулирование экономического развития регионов в Российской Федерации
Глава 9.
Резюме
Вопросы для самоконтроля
1. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в региональное развитие?
2. Каковы причины региональных неравенств в различных странах?
3. Каковы основные формы регионального планирования в странах ЕС?
4. В чем заключается ценность опыта управления развитием долины реки Теннеси?
5. Можно ли считать территорию ЕС как единое экономическое пространство?
6. Назовите основные цели наднациональной политики ЕС?
7. В каких случаях целесообразно создание свободных экономических зон?
Литература: [4 (гл.7), 8,9, 10,17]
Ключевые вопросы:
1. Становление государственного регулирования регионального развития в переходном периоде.
2. Роль и место региональной экономической политики. Функции федеральных и региональных органов управления.
3. Научное обоснование региональной экономической политики. Стратегия территориального развития России.
4. Правовые основы региональной экономической политики.
5. Экономические механизмы регулирования регионального развития. Федеральные программы регионального экономического развития.
6. Территории с особым экономическим статусом.
Особенности нашей страны (ее масштабы, региональное многообразие, состояние переходной экономики и др.) требуют более активной, по сравнению с типичной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.
Расширение и укрепление Российского государства на протяжении многих веков было связано с политическими, административными, экономическими и другими регулятивными воздействиями на размещение хозяйственной деятельности и населения, освоение новых территорий, развитие транспортных коммуникаций. Обеспечение управляемости огромной страной, поддержание стабильности в отношениях между центром и регионами, создание условий для развития общероссийского рынка — всегда были в числе главных забот государства.
Современная схема функционирования экономики региона — субъекта федерации характеризуется значительным усилением взаимосвязанности его основных элементов и подсистем. Соответственно качественно изменяются и экономические отношения федерального центра с регионами. В плановой экономике централизованное государственное управление осуществлялось в основном по отдельным отраслям региональной экономики (посредством союзных и республиканских министерств и ведомств). Сегодня федеральный центр стремится строить отношения с регионами как целостными экономическими субъектами, и эти отношения осуществляются главным образом в финансовой сфере (перечисления налогов, межбюджетные трансферты, прямые расходы федерального бюджета в регионе и т.д.). Прилагаются усилия по координации действий отдельных федеральных ведомств в регионах.
Все направления и формы государственного регулирования, деятельность практически всех государственных институтов в какой-то степени оказывают воздействие на конкретные регионы, даже когда напрямую такие задачи не ставятся. Но эти отдельные воздействия для хотя бы некоторых регионов могут оказываться несовместимыми или неэффективными. Поэтому в России необходима (отнюдь не в меньшей степени, чем в других странах) синтетическая подсистема государственного регулирования — региональная политика, ориентированная на достижение определенных целей регионального и территориального (пространственного) развития. Такое понимание места региональной политики в системе государственного регулирования общепринято в мировой практике.
Государственное вмешательство в экономику: объективная необходимость и границы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государственное вмешательство в экономику— это различные формы прямого или косвенного воздействия государства на сферу экономических отношений.
Объективная необходимость государственного вмешательства
Государству всегда отводится важная роль в управлении рыночной экономикой. Даже свободную конкуренцию сложно представить без вмешательства государства, которое отвечает за организацию налично-денежного обращения, правовое обеспечение функционирования рыночной экономики. Кроме того, необходимость деятельности государства связана с потребностями собственно рыночной системы, преимуществами и недостатками ее функционирования.
На рынке свободной конкуренции существуют такие области, в которых механизмы конкуренции не всегда срабатывают, и требуют вмешательства государства. К числу объективных причин, обуславливающих необходимость государственного вмешательства, относятся:
Допустимые границы государственного вмешательства в экономику
Процесс рыночного потребления и производства связан с возникновением свободных дефектов, не имеющих денежной формы и не фиксируемых рынком. Подобные внешние эффекты способны нарушать рыночное равновесие и приводят к неоптимальному распределению ресурсов. Поскольку у рынка нет экономических механизмов защиты окружающей среды, лишь на уровне законодательства можно заставить предпринимателей вкладывать средства в различные экологически чистые производства. Внешние эффекты также включают региональные диспропорции, обостряющие проблемы крупных городов.
Готовые работы на аналогичную тему
Государство способно выявлять внешние эффекты, измеряя их в денежном выражении и принимая решения, которые компенсируют несовершенства системы рынка. При этом объективно существуют максимально допустимые и минимально необходимые границы государственного вмешательства в экономику.
К областям, в которых допустимо максимальное вмешательство государства в систему экономику относятся:
Помимо того, «хронические болезни» рыночной экономики связаны с монополизмом и инфляцией. Любой производитель стремится установить свой контроль в той или иной области рынка, или к монополизации. В итоге монополия подрывает механизмы конкуренции и разрушает рынок. Для недопущения этого государство реализует антимонопольную политику со специальными законами, ограничивающими монополию.
Также государство осуществляет региональную политику с учетом национальных, исторических, климатических, демографических и прочих нерыночных факторов, а через соответствующую внешнеторговую политику реализует в мировой экономике национальные интересы.
Экономическая деятельность государства
Наличие «провалов» рынка требует от государства выполнения определенных экономических функций, которые выражают потребности нормального развития рыночной экономики.
В экономической деятельности государства необходимо решение следующих ключевых задач:
Необходимость государственного вмешательства в экономику
Эволюция представлений о роли государства в экономике. Цели, функции и особенности механизма государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны. Характеристика теории социально-рыночного хозяйства. Границы и возможности национального вторжения.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.05.2015 |
Размер файла | 47,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Необходимость, возможность и функции государственного вмешательства в экономику»
1. Эволюция представлений о роли государства в экономике
2. Необходимость вмешательства в экономику
3. Возможность государственного вмешательства в экономику
4. Цели, функции и особенности механизма государственного вмешательства в экономику
5. Границы вмешательства государства в экономику
Вывод
Список используемой литературы
Введение
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.
Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.
С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях:
1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества;
2. наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.;
4. неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных;
5. несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства;
6. безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий;
7. излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность;
8. наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок;
Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
1. Эволюция представлений о роли государства в экономике
Классическая теория.
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам.
Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Кейнсианская теория.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить воздействие циклических колебаний на экономику в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились в первую очередь в результате роста цен на нефть. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
Неоклассическая теория.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
2. Необходимость вмешательства в экономику
Фактор государства и государственные интересы непременно присутствуют в формировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития. Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обусловливается наличием следующих причин:
1. Присутствие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства, в качестве которых можно назвать:
долгосрочное равновесие при неполной занятости, опираясь на которое Дж. Кейнс сделал вывод о необходимости государственных мер по обеспечению занятости;
классическая теория рынка утверждает, что после любого нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспособления к новым условиям, в результате чего устанавливается новое равновесие. Однако в действительности в процессе приспособления могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что возникает порочный круг, то есть воспроизводство кризиса. В итоге нарушенное общехозяйственное равновесие может быть усугублено кумулятивными процессами;
количественный рост во многих сферах промышленности и строительства связан с безвозвратным расходованием невоспроизводимых ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую среду. В интересах будущих поколений может быть целесообразна переориентация хозяйственного развития на качественные показатели. Рыночный механизм без разработки программ развития экономики или отдельных её сфер, не в состоянии обеспечить такую переориентацию.
«Провалы» рынка состоят также в том, что рынок «не видит» социальных проблем как таковых, он не приспособлен для их решения. Еще одной проблемой является наличие естественных монополий и необходимость воздействия на их поведение.
3. Необходимость выравнивания внешних эффектов. Рациональные народнохозяйственные решения должны приниматься исходя из учета общей пользы и общих затрат для всего народного хозяйства. Решения отдельных хозяйственных субъектов, как правило, учитывают лишь непосредственно касающиеся их выгоды и затраты.
Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование становится необходимым, прежде всего, в следующих четырёх сферах:
1. Поддержка конкурентной среды. Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции; контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально-экономической системы, то есть, не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности.
2. Обеспечение общеэкономической стабильности. Вследствие специфики координации экономических решений и действий система рыночного хозяйства допускает нарушения внутренней стабильности народного хозяйства, сильные колебания конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических, кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний.
3. Социальная обеспеченность и сбалансированность. В современном обществе необходима защита интересов лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, молодежи.
4. Преодоление кризисов на микроуровне. Сбои рыночного механизма могут происходить и на отдельных рынках товаров и услуг. В этих случаях государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах, например, снижать налоги с фирм и лиц, пользующихся энергосберегающей аппаратурой, не допускать краха фирм, от которых зависит благосостояние и занятость в регионе.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
— секторы экономики (промышленность, услуги, инфраструктура, сельское хозяйство);
— общехозяйственные процессы и отношения (экономический цикл, денежное обращение, занятость, цены, НИОКР);
— глобальные процессы (социальные отношения, экология);
— наднациональные и мирохозяйственные отношения (интеграционные процессы, участие в международных экономических организациях, экономико-политические связи).
Число объектов государственного регулирования экономики чрезвычайно велико, главные из них:
· экономический цикл, хозяйственная конъюнктура;
· отраслевая и региональная структура;
· научно-технический прогресс, обеспечиваемый НИОКР и подготовкой кадров;
· состояние платежного баланса и национальная конкурентоспособность.
3. Возможность государственного вмешательства в экономику
Возможность государственного вмешательства обусловлена:
— наличием государственной собственности;
— перераспределением части национального дохода через государственный бюджет;
— наличием правовой базы и правовой системы страны.
Возможности государственного воздействия на экономику ограничены. Это вытекает:
1) из доли государства во внутреннем валовом продукте страны;
2) ограничение государственного вмешательства объясняется границей достаточных мотивов у предпринимателей в смешанной экономике;
3) границ налогообложения;
4) границ прироста внутреннего национального продукта.
Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности государственного регулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров.
Государственное регулирование в целом, безусловно, доказало свою высокую эффективность.
После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышением уровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. Всем этим рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный современный капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции. государственный вмешательство рыночный экономика
В то же время эффективность государственного регулирования далеко не безгранична.
— оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства, порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем;
— в течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости самодеятельного населения.
Именно так обстоит дело в последние два десятилетия XX в., когда сдвиги в технологической базе производства и обострение мирохозяйственной конкуренции привели на Западе к свертыванию производства и уменьшению количества рабочих мест в ряде отраслей и ускорению замещения живого труда трудом, овеществленным в дополнительных элементах основного капитала (машинах, оборудовании и т.п.). При безработице, которая в последние два десятилетия в большинстве стран Запада колеблется в пределах 10-12% и более, неуклонно обостряется проблема финансирования системы социального страхования и ее поддержания на достигнутом качественном уровне.
4. Цели, функции и особенности механизма государственного вмешательства в экономику
Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Совокупность целей включает генеральную цель и конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Наиболее общими целями являются:
I. Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний.
II. Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства.
III. Обеспечение социальной стабильности. К этой группе целей относится социальная обеспеченность различных слоёв населения общественными благами.
IV. Координация хозяйственной деятельности. Она заключается в обеспечении информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства и в разработке мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.
V. Поддержка конкурентной среды.
VI. Управление государственным сектором в экономике. Данная цель заключается в управлении государственными предприятиями, управлении государственной собственностью.
Конкретные цели не только подчинены генеральной, но и находятся в тесной взаимосвязи между собой15.
Непосредственно с определением целей государственного регулирования экономики связаны функции его механизма. Функции одновременно несут в себе черты объективного, вытекающего из сущности механизма государственного регулирования экономики, и субъективного, вытекающего из целеполагания людей.
Одним из важнейших направлений является правовое обеспечение экономической деятельности, в особенности поддержка права собственности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных её субъектов. Посредством этой функции государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов16.
Механизм государственного регулирования экономики выполняет стабилизационную функцию. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для предотвращения, торможения экономического спада, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты, для закрепления и поддержания показателей функционирования экономики на определенном уровне. В период кризисной ситуации достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации и оздоровления экономики.
Велика роль перераспределительной функции механизма государственного регулирования экономики, то есть перераспределения государством совокупного общественного продукта с учетом интересов различных социальных групп. Объективность данной функции прямо связана с ролью государства как института, призванного обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы распределения доходов, в их числе государственная закупка товаров и услуг, государственный кредит, налоговое перераспределение доходов, социальные выплаты и программы, государственные субсидии.
Механизм государственного регулирования экономики выполняет также и социальную функцию. Сферами ее реализации является социальная инфраструктура: культура, здравоохранение, образование, наука; жизнеобеспечение малоимущих членов общества: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных; а также многообразные отношения между трудом и капиталом.
Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют такие факторы, как обострение конкурентной борьбы на мировых рынках; дестабилизация валютных курсов; возросшее неравновесие платежных балансов; огромная внешняя задолженность. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Регулирование внешнеэкономической деятельности нацелено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее.
Механизм государственного регулирования экономики обладает некоторыми особенностями.
Во-первых, такое управленческое воздействие является избирательным, то есть направленным на определенные сферы, объекты и параметры хозяйственной жизни. Это обусловлено тем, что ключевые экономические вопросы решает рынок.
Во-вторых, объектами госрегулирования выступают: экономика в целом, отраслевые, межотраслевые и региональные формирования, предпринимательские единицы и некоммерческие организации.
В-третьих, характер такого воздействия варьируется от корректирующего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего и дополняющего его ограниченные возможности.
В-четвёртых, ожидаемый результат задается преимущественно не жесткими показателями, а фиксирует желательное, соответствующее целям экономической политики государства направление деятельности хозяйствующих субъектов. Такое воздействие осуществляется через систему стимулов-санкций, влияющих на выбор названными субъектами определенной модели поведения. Это не исключает, однако, в отдельных случаях прямой интервенции государства в автономию предпринимательских единиц посредством изменения общих рамочных условий функционирования экономики.
В-пятых, государственное регулирование имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии форм и средств воздействия на экономику. Здесь, как и в других сферах управления, действует закон достаточного и необходимого разнообразия, сформулированный У. Р. Эшби. Согласно этому закону справиться с разнообразием в управляемой системе может только такое управляющее устройство, которое само обладает достаточным разнообразием. Следовательно, можно сделать вывод о том, что с увеличением сложности экономики будет возрастать и сложность ее регулирования.
Рассмотрение целей, функций и особенностей государственного регулирования позволяет оценить его место и роль в организации социально-экономической жизни общества.
5. Границы вмешательства государства в экономику
В первую очередь, это правильная организация денежного обращения.
Не менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности, которые выражаются в денежной форме, то есть, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: оборона государства, государственное управление, система энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
Последствия внешних эффектов также могут быть устранены только посредством государства. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Перечисленные выше функции, которые выполняет государство по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, образуют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка вообще не может быть, поскольку в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже самый совершенный свободный рынок.
Если рассмотреть реальный конкурентный рынок более подробно, обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Коротко рассмотрим эти сферы:
1) Перераспределение доходов.
Рынок принимает во внимание все доходы, полученные в результате деятельности свободной конкуренции на рынках факторов производства, причем размеры этих доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, это лица, которые не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов также неприменимо к тем, кто занят в производстве общественных товаров, содержание таких работников становится задачей государства.
Государство берет на себя обеспечение правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения всех установленных законом правовых норм. Правительство устанавливает также законные шаблоны поведения, регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
2) Конкуренция
Конкуренция является основным регулирующим механизмом в экономике. В условиях действующей конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система фиксирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, внимательных к воле рыночной системы, ожидают прибыль и упрочение их позиций; те, кто нарушает законы рынка, обречены на убытки и, в конечном счете, финансовый крах и банкротство.
Однако, механизм рынка не реализует до конца право на труд для всех тех, кто может и хочет работать. При этом обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для действительно эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Однако, в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством ряд сложных проблем. Обязанностью государства автоматически становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, а также материального обеспечения людей, утративших рабочие места.
3) Инфляция и цикличность
Инфляция является сложнейшей проблемой рыночной экономики, которая решается путем проведения антиинфляционной политики.
4) Развитие фундаментальных научных исследований
Безусловно, заниматься научными исследованиями с длительными сроками окупаемости, большой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли не под силу рыночному механизму. Поэтому государство вынуждено стимулировать научно-технический прогресс. Такие исследования жизненно необходимы для поддержания отраслей, переживающих технологический кризис.
5) Реализация национальных интересов
Теория социально-рыночного хозяйства
Для формирования рыночной экономики в России необходимо создание институциональных условий, аналогичных «социальному рыночному хозяйству» в Германии. Концепция социального рыночного хозяйства была на практике применена в Западной Германии в 1940-е гг. Весомый вклад в разработку и практическое воплощение этой модели внесли Людвиг Эрхард, Альфред Мюллер-Армак, Вильгельм Репке и др.
Особо следует выделить Вальтера Ойкена, которого считают духовным отцом «социального рыночного хозяйства» и более значительным немецким экономистом этого столетия.
Основными элементами концепции социального рыночного хозяйства являются:
По своей сути социальное рыночное хозяйство является специфической разновидностью либеральной модели «свободной рыночной экономики» с присущими ей чертами:
· гарантированием индивидуальных свобод и прав частной собственности;
· децентрализацией экономических решений;
· свободным ценообразованием и свободной конкуренцией;
· открытостью внутреннего рынка вовне.
Основные отличительные черты социального рыночного хозяйства как теоретической основы социально-экономической программы:
1. Особая роль государства.
2. В отличие от классического либерализма концепция «социального рыночного хозяйства» не предусматривала самоустранения государства в вопросах экономической и социальной политики. Деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса;
3. Особая социальная политика.
Взгляды Л. Эрхарда на социальную политику:
а) рыночная система позволяет человеку проявить инициативу, раскрепостить творческую энергию. Социальность присуща рынку в том смысле, что ему свойственна состязательность, которая обеспечивает экономический процесс и позволяет главным образом потребителю, т.е. всему народу, пользоваться преимуществами более высокой производительности труда;
б) эффективность социальной политики государства не определяется размерами социальной благотворительности и перераспределения. Большая часть доходов должна оставаться в руках получателей, а не изыматься в виде налогов на социальные нужды;
в) государство должно гарантировать каждому возможность получить образование, профессию, возможность накопить деньги, получив независимость от «социального попечительства»;
г) по мере роста богатства общества и жизненного уровня его граждан потребность в системе социального всепомоществования отпадает. Государство должно помогать только бедным, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум.
Механизм государственного вмешательства в экономику
Государственное вмешательство в рыночную экономику может быть двух видов:
Прямое регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства в национальное производство в следующих формах:
· создание новых промышленных объектов;
· национализация убыточных частных предприятий;
· покупка акций частных предприятий.
Прямое регулирование приводит к созданию государственного сектора производства товаров и услуг. Исторически обусловлено, что прямое вмешательство государства в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, т.е. блага, нужные всем без исключения для нормальной повседневной жизни. Эти отрасли, или сфера деятельности, называется инфраструктурой.
Косвенное, или административное, государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, созданию законов по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.
Государственное регулирование в долгосрочном аспекте выступает как экономическое программирование или прогнозирование развития отдельных экономических систем либо экономики в целом.
Большой опыт программирования был накоплен в странах с национализированным сектором экономики. Это, прежде всего, Франция, Италия, Англия. Позже программирование и особенно прогнозирование стало широко применяться в Японии и США.
2. Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обуславливается наличием следующих причин:
6. Таким образом, рынок не может существовать без вмешательства в нее государства.
7. Возможности государственного вмешательства в экономику обусловлены наличием государственной собственности, перераспределением части национального дохода через государственный бюджет, наличием правовой базы и правовой системы страны. Но его воздействия на экономику не безграничны и ограничены. Государственное регулирование в целом доказало свою высокую эффективность.
8. Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует цели, которые оно ставит перед собой. Совокупность целей включает генеральную цель и конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
9. Рассмотрение целей, функций и особенностей государственного регулирования позволяет оценить его место и роль в организации социально-экономической жизни общества.
10. Государственное вмешательство в экономику не безгранично. У него есть свои границы: правильная организация денежного обращения, предоставление государством различных общественных товаров., оборона государства, государственное управление и т.д.
11. Перечисленные выше функции, которые выполняет государство по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, образуют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции составляют минимально необходимые границы регулирования рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка вообще не может быть, поскольку в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже самый совершенный свободный рынок.
12. Теория социально-рыночного хозяйства сформировалась в Западной Германии в 1940-е годы. Оно возникло как особый тип общественного устройства. Основными чертами данной программы является:
15. Эта теория основана на чистой и совершенной конкуренции. Хотя такая конкуренция и не возможна и развитие конкуренции требует определенных институциональных предпосылок. Эти предпосылки поддерживаются посредством борьбы с монополизмом, содействия мелкому и среднему предпринимательству, создания каждому человеку условий для проявления способностей.
16. Государственной вмешательство в экономику бывает прямое и косвенное. Прямое регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства с в национальное производство. Косвенное государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов по регулированию экономической деятельности.
Правовое обеспечение рыночных отношений является одним из ключевых средств государственного регулирования экономики. Максимально эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах. Необходимым, но отнюдь не достаточным условием эффективного государственного регулирования является принятие во внимание интересов субъектов рыночных отношений.