Чем обусловлена необходимость государственного регулирования рыночной экономики
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Необходимость государственного регулирования экономики
Макроэкономическая нестабильность обуславливают государственное регулирование экономики. Решение ряда социально-экономических проблем рынку не подвластно (массовая безработица, инфляция, монополизм и т.д.). Государство “сглаживает” неравномерность экономического развития и стремится обеспечить умеренный экономический рост.
Необходимость государственного регулирования экономики обусловлено также и несовершенством самого рынка. Ситуацию, когда рынок не в состоянии эффективно распределять ресурсы, экономисты определяют как “провалы рынка”, т.е. рынок не в состоянии регулировать и координировать весь спектр экономических явлений и процессов. Институционально-правовую основу деятельности экономических агентов, правила рыночной игры устанавливает государство. Это же касается определения прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников, а также общих основ внешнеэкономической деятельности и т.д.
Функции государства в рыночной экономике:
— регулирование внешних эффектов;
— удовлетворение потребностей общества в общественных благах и услугах;
Устанавливая правовые нормы, покупая на рынках товары и услуги, производя некоторые виды благ и услуг, осуществляя трансфертные платежи, государство влияет на функционирование современной экономики. Финансируя себя посредством налогов и займов, государственные структуры оказывают огромное воздействие на цены, процентные ставки, экономическую активность, производство. Нет ни одной страны, экономика которой функционировала бы только на основе рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом современная экономика использует механизм государственного регулирования экономики.
|
Государство в политике регулирования экономики ставит ряд целей. Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства.
Кроме того, в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени целями государственной экономической политики могут быть:
— поддержание сбалансированности общественного производства;
— стимулирование роста производства;
— обеспечение полной занятости;
— повышение эффективности общественного производства;
— справедливое распределение дохода;
— стабильность цен, недопущение инфляции;
— сохранение природной и окружающей среды и т.д.
Для достижения поставленных целей государство должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, а также инструментами или регуляторами воздействия на экономику.
Современному государству приходится решать комплекс проблем: обеспечивать функционирование базовых отраслей – энергетических, топливных, металлургии и т.д., поощрять развитие новых отраслей, прогнозировать долгосрочную динамику науки и техники, всего народного хозяйства, оценивать последствия научно-технического прогресса с позиций национальных интересов, заниматься оздоровлением окружающей среды, создавать и обслуживать производственную и социальную инфраструктуру – транспорт, связь, культуру, здравоохранение, образование и т.д.
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от задач, конкретно-экономических обстоятельств, национальных условий, материальных возможностей, накопленного опыта регулирования. Условно выделяются три группы регуляторов (рис.1.).
1. Правовые регуляторы – законы и институты, определяющие и защищающие права собственности, гарантирующие соблюдение контрактов и регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка. Правовая основа предпринимательства является важнейшей частью современной инфраструктуры рынка. Там, где закон не существует или он бездействует, неизменно происходит криминализация экономики, вступает в действие право “силы”, а не закона.
2. Административные регуляторы – директивное регулирование цен, заработной платы, условий труда, валютное и антимонопольное регулирование, – то есть инструменты, связанные с принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям государственных органов. Применение административных регуляторов в экономике необходимо, но они носят подчиненный характер по сравнению с экономическими регуляторами.
Рис. 1. Способы и методы государственного регулирования экономики
3. Экономические регуляторы – основные инструменты регулирования рыночной экономики, не предполагают прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принуждением, а созданием (посредством определенной экономической политики) такой экономической среды, которая заставляет субъектов экономики действовать в желательном для государства русле.
Экономические регуляторы используются государством с целью прямого и косвенного воздействия на экономику. Методы прямого воздействия на экономику: различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм, в виде субвенций или субсидий, дотаций, пособий из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов; система государственных закупок и заказов, т.е. государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах либо на уникальную, особо дефицитную продукцию.
В рыночной экономике предприятия конкурируют за получение государственных заказов, поскольку госзаказ гарантирует сбыт продукции; развитие государственного предпринимательства в капиталоемких и малорентабельных отраслях, таких как угольная промышленность, водный и железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т.д.
Методы косвенного воздействия на экономику – это бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, социальная, внешнеэкономическая политика государства.
|
Государственное вмешательство в экономику предполагает наличие некоторых ресурсов. Основным источником денежных средств служит налогообложение. Государство обязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансировании его расходов. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует посредством общественных (государственных) расходов. Это означает, что оно выступает в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов.
|
Бюджетно-налоговая политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.
Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:
— сглаживание колебаний экономического цикла;
— повышение уровня экономической активности;
— стимулирование развития отдельных сфер экономики, структурная перестройка экономики;
— стабилизация темпов экономического роста;
— достижение высокого уровня занятости;
— снижение темпов инфляции.
Современная бюджетно-налоговая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Осуществляется фискальная политика с помощью таких инструментов, как государственные расходы и налоги. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем во всех странах используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Из средств государственного бюджета финансируются: затраты на расширенное воспроизводство; непроизводственные расходы государства; развитие инфраструктуры, научных исследований; проведение структурной политики; содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль при этом играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких падений производства.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства:
— дискреционная фискальная политика;
— недискреционная фискальная политика (система встроенных стабилизаторов).
Дискреционная фискальная политика – это политика, при которой применяется сознательное манипулирование налогами и государственными расходами в целях изменения реального объема производства, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основные инструменты дискреционной фискальной политики:
— изменение объема государственных расходов (G);
— изменение суммы подоходного налогообложения (Т).
В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится увеличение государственных закупок товаров и услуг. Величина государственных расходов возрастает на величину прироста государственных закупок товаров и услуг увеличивается совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.
Задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода (тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний).
Инструменты недискреционной фискальной политики (встроенные стабилизаторы).
|
— система налогообложения доходов;
— система государственных трансфертов;
— система участия в прибылях.
На фазе подъема доходы фирм и населения растут. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и другие социальные расходы государства. Совокупный спрос снижается, и это сдерживает экономический рост.
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что способствует преодолению экономического спада.
По мере увеличения национального дохода в период подъема налоги автоматически возрастают и сдерживают экономический подъем, формируя тенденцию к ликвидации дефицита государственного бюджета и созданию бюджетного излишка. И наоборот, в период спада налоги автоматически сокращаются, что смягчает экономический спад и подталкивает государственный бюджет от бюджетного излишка к бюджетному дефициту.
Для смягчения последствий шоков проводится стабилизационная политика государства.
|
Например, рост цен на нефть и энергоносители вызывает рост общего уровня цен и падение объема выпуска. Если правительство и ЦБ не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации, при более низком уровне производства и занятости, что чревато социальными потрясениями.
Меры стабилизационной политики позволяют нейтрализовать негативные последствия шока посредством увеличения предложения денег или государственных расходов. Однако в результате поднимается общий уровень цен в экономике. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с дилеммой: либо длительный спад и безработица, либо рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.
Особое место среди направлений экономической деятельности занимает экономическое программирование (или индикативное планирование) и прогнозирование экономики. При программировании ранжируются приоритеты и выбранные цели увязываются с системой регуляторов. Задачей прогнозирования является объективное, достоверное представление о том, что произойдет в экономике при тех или иных условиях.
|
Выделяют два вида денежно-кредитной политики: стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) – денежно-кредитная политика направленная на увеличение денежной массы. Проводится в период экономического спада и высокого уровня безработицы.
Сдерживающая денежно-кредитная политика (политика дорогих денег) – денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежного предложения во время инфляции для ограничения совокупных расходов.
Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком.
Воздействие Центрального банка на денежно-кредитную сферу может осуществляться при помощи трех главных инструментов:
1) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования) – дисконтная политика;
2) изменение нормы обязательных резервов (обязательные резервы – часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в ЦБ). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов);
3) операции на открытом рынке (купля-продажа ЦБ государственных ценных бумаг).
Три основных инструмента денежно-кредитной политики дополняются второстепенными, менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования.
Рассмотрим основные инструменты денежно-кредитного регулирования подробнее:
1. Изменение учетной ставки Центрального банка. Учетная ставка – это ставка, по которой Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. Коммерческий банк, берущий ссуду у ЦБ, увеличивает свои резервы, расширяя тем самым возможность предоставления кредита. Снижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ЦБ, что увеличивает денежное предложение. Рост учетной ставки имеет обратный эффект.
2. Изменение нормы обязательных резервов. Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, так как процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента значительна.
3. Операции на открытом рынке. Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные денежные средства и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.Иными словами, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Однако эффективность использования этого метода зависит от уровня развития фондового рынка.
Выполняя функцию банкира правительства, центральный банк выдает правительству ссуды и потому является крупнейшим держателем государственных облигаций. Краткосрочные облигации используются им для проведения операций на открытом рынке, представляющем собой вторичный рынок государственных долговых обязательств. При покупке и продаже ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков, т.е. управлять их кредитной эмиссией.
Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям. Операции на открытом рынке позволяют быстро изменить объем денежной массы, в отличие от прочих инструментов, которые носят среднесрочный характер. Проведение таких операций опирается на мощную инфраструктуру, и объем сделок центрального банка на открытом рынке значителен.
В качестве дополнительного инструмента денежно-кредитной политики выделяют денежную эмиссию. Эмиссия наличных денег приводит к расширению денежной базы и мультипликационному расширению денежной массы. Принудительное изъятие денег из обращения проводится центральным банком при помощи деноминации денежных знаков, замены денежных знаков в ограниченных масштабах, прекращения хождения денежных знаков с ограниченным обменом их на новые. Приводит к сокращению денежной базы и денежной массы. Эти инструменты редко используются центральными банками.
При макроэкономической нестабильности, при росте безработицы, проводится политика дешевых денег. Она нацелена на формирование дешевого и легкодоступного кредита, с тем, чтобы увеличить совокупные расходы и занятость.
Для стимулирования роста совокупных расходов необходимо увеличить денежное предложение, следовательно, увеличить избыточные резервы коммерческих банков, что возможно путем:
— покупки ценных бумаг на открытом рынке;
— снижения нормы обязательных резервов;
— снижения учетной ставки.
Цель политики дорогих денег — ограничение денежного предложения, чтобы сократить совокупные расходы и снизить инфляцию. Это можно сделать путем снижения денежного предложения.
Для этого необходимы:
— продажа ценных бумаг на открытом рынке;
— увеличение резервной нормы;
— увеличение учетной ставки.
Если равновесному объему производства сопутствует безработица, то следует прибегнуть к политике дешевых денег. Для увеличения денежного предложения необходимо выкупить государственные ценные бумаги, понизить резервную норму или учетную ставку, что увеличит избыточные резервы коммерческих банков, а следовательно, и денежное предложение. Рост денежного предложения снизит процентную ставку, увеличит инвестиции и равновесный объем производства.
Политика дорогих денег понижает доступность кредита, увеличивает его издержки. Она включает продажу государственных ценных бумаг, увеличение резервной нормы, рост процентной ставки, что в конечном счете сократит денежное предложение, повысит процентную ставку, снизит инвестиции, совокупные расходы, а значит, и инфляцию.
Таким образом, политика дешевых денег понижает процентную ставку, увеличивает инвестиции и равновесный объем производства, а политика дорогих денег увеличивает процентную ставку, снижает инвестиции и уменьшает номинальный ВВП.
Раздел 3. Роль государства в экономике
Цель: выяснить возможности государства по регулированию экономики.
Оглавление
2.1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)
Рыночная экономика не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы: экономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обостряющаяся конкуренция на мировых рынках. Все это требовало целенаправленной государственной экономической политики, государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.
Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические.
Экономический инструментарий ГРЭ:
Целесообразно проанализировать следующую схему методов ГРЭ (см. рис. 1).
Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики
2.2. Фискальная политика
Фискальная политика – это воздействие государства на экономику посредством государственных расходов и налогов. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом.
2.2.1. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие
Проанализируем графически (рис. 2) воздействие государственных расходов на совокупный спрос. Совокупные расходы или совокупный спрос (AD) состоят из расходов населения на потребление (С), расходов предприятий на инвестиции (Inv) и расходов государства (G) – их откладываем на оси ординат. По оси абсцисс – объем ВНП (Y). Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, графически отражается в виде прямой OF, идущей к оси абсцисс под углом 45 градусов.
Рис. 2. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие
В точке А расходы населения AD1 равны его доходам. Приобретение фирмами дополнительных факторов производства увеличивает совокупный спрос на величину инвестиций до AD2, что стимулирует рост ВНП до Yb. В результате осуществления закупок государства G совокупный спрос возрастает до AD3 и соответственно ВНП до Ye. В точке Е – равновесный уровень ВНП.
Таким образом, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем общественного производства и занятость. Следовательно, государство в период спада может увеличивать свои расходы, и хотя при этом создается дефицит бюджета, но стимулируется рост ВНП. Соответственно, в период подъема государство сокращает расходы, уменьшается совокупный спрос и рост ВНП притормаживается.
Однако следует иметь в виду, что более высокий уровень общественного производства увеличивает спрос на деньги, что приводит к росту ставки процента, а, следовательно, уменьшает планируемые инвестиции. На графике – линия (C + Inv1) смещается вниз в положение (C + Inv2). Соответственно общая величина совокупного спроса составит AD’3, линия (C + Inv1 + G) также смещается вниз в положение (C + Inv2+ G). Точка равновесия – E’, равновесный объем ВНП составит Ye’.
Таким образом, государственные расходы воздействуют сначала на товарные рынки, затем – на денежный и снова – на товарные. В точке E’ и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии.
Мультипликатор государственных расходов Кmg показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов:
или
.
2.2.2. Влияние налогов на ВНП
Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса. Однако располагаемый доход складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления, и сбережений (т. е. мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению).
Предположим, государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20 тыс. руб., который остается неизменным при любом уровне ВНП. При предельной склонности к потреблению МРС = 1/2 и потребление, и сбережения сократятся на 10 тыс. руб.
Рассмотрим это на графике (рис. 3). В приведенном примере введение государством единовременно выплачиваемого налога в 20 тыс. руб. сдвигает линию AD1 вниз в положение AD2 – на 10 тыс. руб., поскольку предполагается, что 1/2 уменьшения дохода приходится на потребление и 1/2 – на сбережения.
Рис. 3. Влияние налогов на ВНП
Подобно инвестициям и государственным расходам налоги также приводят к мультипликационному эффекту (рост налогов уменьшил ВНП на большую величину), но оказывают меньшее воздействие, поскольку налоги в части совокупных расходов влияют только на потребление.
Рост единовременно выплачиваемого налога (20 тыс. руб.) уменьшает потребление (на 10 тыс. руб.) и сокращает ВНП (на 20 тыс. руб.). Для того чтобы компенсировать это сокращение ВНП, необходимо увеличить сумму государственных расходов на 10 тыс. руб. Это вернет ВНП в первоначальное равновесное состояние в точку Е1.
Итак, государство увеличило налоги на 20 тыс. руб., а компенсационные расходы – на 10 тыс. руб.
Таким образом, мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению (МРС), т. е.
Если (как в приведенном примере) МРС=1\2, то
.
Если же государственные расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает (до Y3). В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета (следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).
Итак, мультипликационный эффект налогов слабее мультипликационного эффекта государственных расходов. Это используется при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на преодоление циклического спада, то обычно увеличивают государственные расходы, что дает сильный стимулирующий эффект. Для сдерживания инфляционного подъема увеличивают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
Таким образом, механизм воздействия налогов на объем общественного производства, как и государственных расходов, может быть использован для того, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню. Однако следует иметь в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет или даже полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики, т. е. механизм фискальной политики довольно непрост.
Кроме того, существуют проблемы времени. Они связаны, во-первых, с административной задержкой (за время прохождения законопроектов об изменении фискальной политики через правительство экономическая ситуация может измениться) и, во-вторых, с функциональным запаздыванием (между принятием фискальных мер законодательными органами и временем, когда эти меры начнут действовать, существует определенная дистанция).
2.2.3. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы
Под встроенными стабилизаторами понимают такие механизмы, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике. Действия этих механизмов уменьшают реакцию ВНП на изменение совокупного спроса, тем самым помогая стабилизации экономики. Причем эти действия осуществляются автоматически, что устраняет проблему времени.
К числу встроенных стабилизаторов относятся изменения в налоговых отчислениях, система индексации доходов, пособия по безработице и др.
Рассмотрим действие этих механизмов. В периоды спадов уменьшается ВНП, сокращаются доходы населения, что сокращает и совокупный спрос, следовательно, в тенденции ведет к углублению спада. Но уменьшение доходов населения ведет и к абсолютному уменьшению выплачиваемых им налогов, что «притормаживает» падение совокупного спроса и соответственно ВНП. Этот процесс происходит автоматически, независимо от того, будут ли приниматься правительством какие-либо решения или нет.
В противоположном направлении действует вводимая правительством прогрессивная налоговая шкала и система трансфертных выплат (пособия по безработице, помощь малоимущим и т. д.). При спаде в экономике увеличивается безработица, но трансфертные выплаты «притормаживают» падение спроса безработных и малоимущих. Однако при этом образуется так называемый циклический дефицит.
Циклический дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.
В фазе циклического подъема растут доходы населения, их спрос увеличивается, что способствует еще большему росту ВНП. Экономика «разгоняется». Но с ростом доходов населения увеличиваются налоговые выплаты и сокращается необходимость трансфертных платежей. В государственном бюджете образуется циклический излишек. При этом инфляционный бум сдерживается.
Циклический излишек – излишек в государственном бюджете, вызванный автоматическим ростом налоговых поступлений и сокращением государственных трансфертов на фоне циклического подъема.
Однако следует иметь в виду, что встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Встроенные стабилизаторы обычно сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики государства, нацеленными на обеспечение полной занятости.
2.3. Кредитно-денежная политика
Конечные цели кредитно-денежной политики : экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.
Непосредственные целевые ориентиры:
Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (ЦБ). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банка (для мелких – обычно ниже). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций ЦБ, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы – сверх обязательных (к примеру, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах). Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Это уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Противоположная ситуация при снижении ЦБ нормы обязательных резервов.
Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Ссуды ЦБ, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Однако объем кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ, обычно составляет незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки ЦБ рассматривают скорее как индикатор политики ЦБ. Например, повышение ее сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковских кредитов, а затем – ставки коммерческих банков по ссудам небанковскому сектору. Все изменения происходят по цепочке довольно быстро.
Операции на открытом рынке – ЦБ осуществляет куплю-продажу государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации (ГКО).
ЦБ может покупать ценные бумаги у коммерческого банка. В таком случае увеличивается сумма на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в ЦБ для подобных операций). Соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштабы денежной экспансии.
Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Часто подобные операции ЦБ осуществляет в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае ЦБ продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Такие соглашения широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.
В зависимости от угла наклона кривой M s изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на ставке процента (рис. 4а), либо на денежной массе (рис. 4б).
Рис. 4. Монетарная политика:
а) жесткая; б) гибкая
Очевидно, что ЦБ не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента.
Однако следует иметь в виду, что определенные трудности связаны с вопросом согласованности фискальной и денежной политики.
Эффективная стабильная денежная политика (под которой обычно подразумевается низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. В условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностях долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на ЦБ с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.
2.4. Политика перераспределения доходов
Дифференциация в оплате труда, неравномерное распределение собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество порождают большие различия в получении доходов, уровне благосостояния.
Чтобы определить глубину неравенства, используют кривую Лоренца ( «лук Лоренца» ). По горизонтальной оси откладывают процент населения (или семей), по вертикальной – процент дохода. Обычно население делят на 5 частей – квинтелей, в каждый из которых входят 20% населения. Группы населения располагаются по оси от самых богатых до самых бедных. Если все группы населения обладают равными доходами, то на 20% населения приходится 20% дохода, на 40% населения – 40% дохода и т. д.
Абсолютное равенство графически представлено биссектрисой OF. Абсолютное неравенство – линией OFK. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение доходов.
Рис. 5. Кривая Лоренца
Рыночная экономика признает только один вариант распределения доходов в соответствии с ее критериями справедливости – доход, полученный в результате участия в свободной конкуренции. Кто победил в конкурентной борьбе, тот получает высокий доход. Кроме трудолюбия, таланта и расторопности здесь существенную роль может сыграть и случай, везение, сложившаяся конъюнктура.
Для некоторых категорий работников рыночное распределение не действует или действует слабо: работники государственного управления, фундаментальной науки и др. Их доход определяет государство. Кроме того, имеется категория граждан, не участвующих в процессе производства: инвалиды, старики, дети. Они существуют в значительной степени благодаря государственной помощи.
В современных развитых странах существуют различные системы государственного перераспределения доходов. Так, введение прогрессивного характера налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается в процентном отношении большим налогом. К тому же часть полученных налогов государство использует для трансфертных платежей в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам. Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы. Используются государственные социальные программы избирательного типа: государство устанавливает минимальную заработную плату, выделяет средства для многодетных семей, предоставляет бедным продовольственные талоны, снижает плату за жилье, медицинское обслуживание и др.
В результате политики перераспределения доходов кривая Лоренца сдвигается в сторону большего равенства («лук Лоренца» становится менее натянутым).
Однако существуют аргументы как в пользу равенства, так и в пользу неравенства. Сторонники неравенства утверждают, что способ распределения доходов в значительной мере определяет объем производства, распределяемого продукта и соответственно – доходов. Если государство выравнивает (даже и не полностью) доходы, то, по их мнению, исчезает необходимость много трудиться, рисковать. Проблема усугубляется тем, что при передаче доходов от богатых к бедным часть их теряется. (По расчетам американских экономистов Браунинга и Джонсона, из каждый 350 дол., уплачиваемых людьми с высокими доходами, бедные получают лишь 100 дол.)
В связи с этим встает вопрос о верхней и нижней границах государственного перераспределения доходов. Многое здесь зависит от текущего состояния экономики, демографической ситуации и др. При жесткой модели рыночного хозяйствования решающая роль в формировании доходов предназначается рынку, планка государственного вмешательства удерживается на минимально низком уровне. Выбор социального варианта предусматривает более основательное вмешательство.
Размеры государственных социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства. Недопустимо наращивание выплат за пределы налоговых поступлений и превращение их в фактор бюджетного дефицита и инфляции: денежные добавки уничтожаются ростом цен. Более того, высокие налоги приводят к неприятному макроэкономическому эффекту – дефициту сбережений и соответственно свертыванию инвестиционного процесса.
Что касается нетрудоспособных, то социальные выплаты для них (в пределах, разумеется, определенных объемов) безопасны для рыночных механизмов. В то же время интересен подход экономистов к государственным пенсиям. Утверждается, что, рассчитывая на помощь государства в пенсионный период, будущие пенсионеры больше тратят на потребление и меньше сберегают. А это негативно влияет на инвестиции. По расчетам американского экономиста Фелдстайна, социальные государственные программы способствуют сокращению прироста совокупных сбережений и инвестиций почти на 50%.
Выплата пособий по безработице может ослабить стремление к поиску работы. Это может привести к снижению предложения рабочей силы и повышению ее цены. Этот рост не связан с результатами труда и способствует инфляционным процессам.
2.5. Политика перераспределения ресурсов
В кривых рыночного спроса и предложения отражаются не все издержки или выгоды. Часть их «перемещается» к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Возникают эффекты перелива или побочные эффекты.
2.5.1. Издержки перелива
Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды (промышленные стоки в озеро, реку, море, ядовитый дым и др.). В таком случае производители переносят часть своих издержек на население.
Этот процесс можно иллюстрировать графиком (рис. 6а и 6б).
а) пример издержек перелива
б) корректировка эффекта издержек перелива на распределение ресурсов
Рис. 6. Издержки перелива и чрезмерное выделение ресурсов
При издержках перелива, показанных на графике а, мы видим, что более низкие издержки предприятий, представляемые кривой S, не отражают всех издержек, представляемых кривой St. Соответственно равновесная величина продукта Qe больше эффективной или оптимальной величины Qo. Это чрезмерное выделение ресурсов на данный продукт может быть скорректировано законодательным путем или, как показано на графике б, обложением особым налогом Т, который увеличивает издержки фирмы и смещает ее кривую предложения с S в положение St.
Итак, государство может применять 2 типа корректирующих мер, трансформируя издержки перелива во внутренние издержки производства. Как показано на графике (рис. 6), государство может ввести особый налог, который близок к издержкам перелива на единицу продукции. Другой тип – законодательные меры: обязать фирмы уничтожить отходы под угрозой судебного преследования. И в данном случае издержки производства фирм увеличиваются до реальных, кривая S также смещается в положение St, равновесный и оптимальный объемы производства совпадают.
2.5.2. Выгоды перелива
Перелив может принять и форму выгоды – получаемой третьими лицами или обществом в целом и созданной внешними факторами. К примеру, получение образования дает выгоды индивидуальному потребителю – более образованные люди получают более высокие доходы. Но это выгодно и обществу в целом: экономика страны выигрывает от наличия высококвалифицированной рабочей силы; кроме того, меньше преступность, следовательно, меньше затрат государства на ее предотвращение, на судебную, тюремную систему и т. д.
Выгоды перелива можно иллюстрировать графиками (рис. 7).
а) пример выгод перелива
б) корректировка дефицита ресусов: со стороны спроса
в) корректировка дефицита ресусов: со стороны предложения
Рис. 7. Выгоды перелива и дефицит ресурсов
Выгоды перелива на графике а, как показывает кривая Dt, порождают занижение на рыночной кривой спроса D общей величины выгод общества от продукта. В результате равновесная величина продукта Qe оказывается меньше оптимальной его величины Qe. Это можно исправить, как это показано на графике б, путем предоставления потребителям субсидии, которая повышает рыночный спрос, перемещая его от D к Dt. Напротив, дефицит ресурсов может быть устранен предоставлением производителям субсидии U, которая увеличивает их предложение, перемещая его кривую от St в положение S’t.
Если же выгоды перелива чрезвычайно высоки, то правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или даже превратить их в собственность государства.
2.5.3. Общественные блага и услуги
К ним относятся оборона, охрана правопорядка, строительство тоннелей, дамб от наводнений и др. Общественные блага неделимы, состоят из таких крупных единиц, что они не могут быть проданы индивидуальным покупателям. На них не распространяется принцип исключения (отстранения отдельных лиц от пользования их выгодами).
Классический пример – маяк. В связи с этим имеется специальный термин – «едущий бесплатно» (a free rider) – это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его создание, ничего не платя за него. Подобные товары и услуги называют квазиобщественными благами.
Рыночная экономика не выделяет ресурсов на производство таких благ. Следовательно, обеспечить их должен государственный сектор, а финансирование их производства должно осуществляться с помощью системы налогов.
Таким образом, и здесь происходит перераспределение ресурсов с помощью правительства.
2.6. Экономические функции государства
В заключение можно коротко сформулировать основные функции государства: