Чем обусловлена многоплановость понимания культуры

Многообразие определений культуры

Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть картинку Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Картинка про Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть картинку Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Картинка про Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть картинку Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Картинка про Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть картинку Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Картинка про Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры

Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть картинку Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Картинка про Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры

Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть картинку Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Картинка про Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры

Что такое культура? Почему этот феномен породил такое множество разноречивых определений? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего соци­ального бытия? Можно ли, вообще говоря, выявить специфику данного антропологического и обществен­ного явления.

Понятие «культура» относится к числу фундаменталь­ных в современном обществознании. Трудно назвать дру­гое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосо­четания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». «В обыденном созна­нии культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. В науке принято гово­рить о «культурных чертах», «культурных системах», раз­витии, расцвете и упадке культур. ».

Американские культуроведы Альфред Кребер и Клайд Клакхон в их совместном исследовании, посвя­щенном определениям культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано 7 определений культуры (первое, как они считают, принадлежит выдающемуся английскому этнографу Эдуарду Тайлору), то с 1920 г. по 1950 г. у различных авторов они насчитали 157 определений данного поня­тия. В отечественной литературе готовность сопоста­вить различные определения культуры позволила

Л.Е.Кертману насчитать более 400 определений. Сей­час число определений измеряется уже четырехзнач­ными цифрами.

Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? Прежде всего тем, что культура выражает глубину и не­измеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоас­пектна и культура. Нас не должно смущать множество определений. Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон самого феномена. Кроме того, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследователь­скими установками. Культура нередко оказывается объ­ектом изучения со стороны не только культуроведов, но и философов, социологов, историков, аксиологов. В за­висимости от теоретической методики вырастает и спо­соб, помогающий постигать феномен. Можно ли, одна­ко, вычленить некоторые проблемы, которые помогают обсудить сущность культуры?

«Вторая природа»

Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Гре­ции, в которой Демокрит считал культуру «второй на­турой». Верно ли такое определение? В самом общем виде можно, разумеется, его принять. В то же время надо разобраться, действительно ли культура проти­востоит природе? Культуроведы обычно относят к культуре все рукотворное. Природа создана для чело­века, он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую при­роду», то есть пространство культуры. В целом это самоочевидно.

Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Возникает парадоксальный ход мысли: для сотворения культуры нужна предельная дистанция от природы. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя вы­ражает. Не в таком ли воззрении на культурное твор­чество истоки хищнического, разрушительного отно­шения к природе? Не ведет ли прославление культуры к принижению природы?

Культура прежде всего — природный феномен хотя бы потому, что ее творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он поль­зуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не пересту­пил пределов природы, он остался бы без культуры.

Культура, следовательно, есть прежде всего акт пре­одоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над приро­дой.

Культура возникает потому, что человек преодоле­вает органическую предопределенность своего вида. Многие животные могут создавать нечто такое, что похоже на культуру. Пчелы, например, строят велико­лепное архитектурное сооружение — соты. Паук без­ошибочно мастерит орудие лова — паутину. Бобры строят плотину. Муравьи воздвигают муравейники. Выходит, существа создают нечто такое, чего в приро­де не было.

Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Смотреть картинку Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Картинка про Чем обусловлена многоплановость понимания культуры. Фото Чем обусловлена многоплановость понимания культуры

Это и есть культура? Заметим, однако, что деятель­ность названных живых существ запрограммирована инстинктом. Они могут сотворить только то, что зало­жено в природной программе. К свободной творчес­кой деятельности они не способны. Пчела не может выткать паутину, а паук не сумеет ‘взять взяток с цвет­ка. Бобер построит запруду, но не сможет изготовить орудие труда. Следовательно, культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодоле­вающий видовую закрепленность.

Для того, чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар, способность создавать то, что не закреплено в его видовой программе. Такое неожи­данное обретение выражено в древнем мифе об огне как первоначале культуры.

Источник

9 МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ КОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ

9 МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ КОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ

В определении сущности культуры на первый план выступает философский подход. Он формирует наиболее универсальную трактовку феномена культуры. Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неудовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства – мира культуры.

Философия видит в культуре смыслонесущий и смыслопередающий аспекты человеческой практики и ее результатов, символическое измерение реальных событий.

Конкретизацией философского видения культуры может быть взгляд на нее с позиций эстетики, этики и морали.

Эстетический подход к культуре (по Ф. Шиллеру) предполагает, что путь к высшим ценностям (свободе, добру, справедливости) пролегает через красоту, создаваемую в сфере искусства. С позиций эстетики культура рассматривается как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности.

Культура с позиций морали и этики (по И. Канту, А. Щвейцеру) предстает как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей перед всем сущим в мире, а перед самим человеком ставит задачу гармонизации его физической и нравственной сущности.

Философия отводит культуре место идеального связующего звена между вечным и преходящим. Это понимание находит точки соприкосновения с религиозным воззрением на нее. Спектр религиозных воззрений на культуру достаточно широк. Главное место в нем отводится пониманию культуры как условия спасения, как деятельной любви к Богу, людям, миру.

В числе собственно культурологических подходов к определению сущности культуры обычно выделяются:

1) аксиологический подход, определяющий культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством;

2) психологический подход, характеризующий культуру как набор поведенческих стереотипов и мотиваций, обеспечивающих социальную коммуникацию;

3) этнографический подход, представляющий культуру как сумму знаний, обычаев и верований того или иного этноса;

4) исторический подход, рассматривающий культуру как систему конкретно—исторических типов общественного развития;

5) социологический подход, позволяющий исследовать культуру как часть социальной системы, социальных отношений, определенный социальный институт. Социология культуры исследует роли, которые играет культура в обществе (воспитательную, цен—ностно—ориентирующую, коммуникативную и др.). Но в рамках социологического подхода культура рассматривается прежде всего как способ упорядочивания (регуляции) социальных отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1.2. Религиозные и научные трактовки сущности человека, общества и культуры в 1-й половине XIX в.

1.2. Религиозные и научные трактовки сущности человека, общества и культуры в 1-й половине XIX в. Теоретическое наследие эпохи Просвещения воспринималось интеллектуальными кругами на Британских островах в первой половине XIX в. через призму сложной ситуации, наступившей

О СУЩНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕТОДА

О СУЩНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВМЕСТО ПРЕДСКАЗАНИЯИз моего знания сегодняшней ситуации в мире вытекает, что доминирующие сегодня политические тенденции в США, в ведущих средствах массовой информации и в трех ныне неработоспособных ветвях

Сравнение условий, трендов и подходов

Сравнение условий, трендов и подходов Здесь мы предлагаем краткий обзор внешних условий, имеющих отношение к городским транспортным системам развитых стран. Он позволит нам сравнить наблюдаемые в этих странах тренды и типы транспортной политики.Уровень

Транспортная политика: многообразие мер и многообразие заблуждений

Транспортная политика: многообразие мер и многообразие заблуждений Содержание понятий «город, удобный для жизни» и «качество жизни» существенно меняется от страны к стране и от города к городу. Столь же изменчив и состав различных видов транспорта, влияющих на это

9.1. Проблема определения сущности религии

9.1. Проблема определения сущности религии Религия – многогранное явление, которое имеет множество разнообразных форм, одни из которых существуют сегодня, насчитывая довольно длительную историю, другие появились сравнительно недавно. Многие религиозные учения,

О сущности немецкой музыки1

О сущности немецкой музыки1 Эту и последующие статьи я публикую из наследия моего умершего друга. Первая из них, как мне кажется, поможет снискать ему друзей среди французов для его парижского предприятия, тогда как остальные, напротив, обязаны своим возникновением столь

3. Нуминозные сущности в сообществе и истории

3. Нуминозные сущности в сообществе и истории Во власти нуминозных сущностей находится не только природа и индивид, но также и человеческое сообщество с его историей.а) Нуминозное в общественной жизниМы уже обсуждали нуминозное значение семьи и клана (гл. V, разд. 2г).

4. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ

4. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ Среди ценностей человеческого бытия и культуры, при всем их разнообразии, чаще всего выделяют несколько высших, центральных: Вера (или Бог), Добро, Красота и – не всегда – Истина (иногда еще – Любовь и Свобода). Действительно, в духовной

Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры

Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.,

О сущности образования в Школе Жизни

О сущности образования в Школе Жизни Для определения целей образования Школы Жизни следует сперва пояснить содержание базисных понятий — Воспитание и Образование, ибо бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к

1.1. Культура: многообразие дефиниций и подходов изучения

1.1. Культура: многообразие дефиниций и подходов изучения Слово «культура» появилось в латинском языке, его первоначальный смысл – «возделывание», «обрабатывание», «уход», «воспитание», «образование», «развитие». Исследователи отмечают, что как самостоятельное понятие

Трансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу

Трансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу Трансмедиа сторителлинг (трансмедийное рассказывание истории или повествование) представляет собой специфический вид нарратива, в котором создателями сюжета изначально заложены «белые пятна» для

3. О сущности научного объяснения

3. О сущности научного объяснения Как известно, любая наука имеет свой предмет изучения и два уровня его познания – описательный и теоретический. Если первый уровень в основном сводится к выделению, характеристике и систематизации соответствующего эмпирического

Источник

Многообразие определений культуры

Н. М. Николаенко

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 316.7

ББК 71

Н 63

канд. филос. наук, доцент Ю. А. Килис

Ответственный за выпуск

зав. кафедрой С. А. Кациель

Николаенко, Н. М.

Теория культуры : учебное пособие / Н. М. Николаенко. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2010. – 74 c.

В рабочей программе по культурологии выделяются два раздела: теоретический, содержащий основы теории культуры, и исторический,в котором рассматриваются возникновение и развитие культуры в ходе человеческой истории. Основной целью данного учебного пособия является оказание помощи обучающимся в осмыслении первого раздела.

Учебное пособие написано в соответствии с рабочей программой по культурологии, утверждённой кафедрой социально-гуманитарных дисциплин. Включает в себя темы, изучение которых позволяет понять сущность и значение культуры.

Предназначено как пособие для студентов всех специальностей. Рекомендовано для самостоятельной работы.

УДК 316.7

ББК 71

© Омский государственный институт сервиса, 2010

Оглавление

Предисловие

Одной из необходимых составляющих процесса обучения студента высшего учебного заведения является культурологическое образование, призванное подготовить будущего специалиста к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению последнего как совокупности культурных достижений человеческого общества.

Культурология представляет собой науку, раскрывающую особенности, тенденции и закономерности становления и развития культуры как специфически человеческого способа деятельности и системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих взаимодействия личностей и социальных общностей в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях определённой эпохи.

Изучение дисциплины «Культурология» направлено на формирование у выпускников определённого государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования объёма знаний в области культурологии, умений продуктивного общения с представителями различных культур.

В этой связи в рабочей программе по культурологии выделяются два раздела: теоретический, содержащий основы теории культуры, и исторический,в котором рассматриваются возникновение и развитие культуры в ходе человеческой истории.

Основной целью данного учебного пособия является оказание помощи обучающимся в осмыслении первого раздела.

Изложенный в учебном пособии материал соответствует федеральному стандарту, примерной программе курса «Культурология», утверждённой Министерством образования и науки РФ, а так же рабочей программе по данной дисциплине, утверждённой кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин ОГИС.

При подготовке учебного пособия использовались приведённые в библиографическом списке источники, которые могут быть рекомендованы в качестве дополнительной литературы для самостоятельной работы и при подготовке к семинарским занятиям и зачётам.

Учебное пособие по теории культуры предназначено для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к культуре сегодня переживает своеобразный бум. Издаётся множество культурологической литературы и учебных пособий. Культурология становится обязательной учебной дисциплиной. Это определяется многими обстоятельствами.

Во-первых, культура является действенным фактором общественного развития. Исследователи социально-исторической динамики настойчиво проводят мысль о том, что именно духовные черты и социокультурные признаки конкретного социума определяют его историческую судьбу. В этой связи важно выявить потенциал культуры, её внутренние резервы, возможность активизации её творческих импульсов.

Во-вторых, в нашу эпоху всё острее ощущается противоречие между самочувствием реального индивида и обезличенным потоком культурного творчества. Бурное развитие массовой коммуникации вызвало к жизни определённую разновидность культуры, которая сегодня получила название массовой. Её продукция часто воспринимается конкретным человеком как нечто чуждое его собственным устремлениям, навязываемое социальными институтами с целью манипулирования его эмоционально-психологическим миром. И человек пытается понять, откуда появились традиции, не имеющие авторства, почему трудно, а то и просто невозможно, предсказать последствия культурных акций, что ждёт в будущем человечество.

В-третьих, адекватное осмысление современной экологической ситуации и поиск путей выхода из экологического кризиса предполагают обращение к проблеме соотношения культуры и природы. В качестве одной из причин, приведших к конфронтации человека со средой его обитания, рассматривается культурная практика. И здесь возникают вопросы: Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизировать их отношения?

Наконец, в-четвертых, разрыв социального и культурного циклов, когда на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох, ставит перед исследователями проблемы, связанные с пониманием связи культуры и общества, культуры и истории. Какое воздействие оказывает культура на общественную динамику? Что принесет культуре движение истории?

Названные проблемы рассматриваются и обсуждаются на страницах этого учебного пособия.

ТЕМА 1.ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

В современном гуманитарном знании понятие “культура” является, пожалуй, самым многозначным и часто употребляемым. Трудно назвать другое слово, которое имело бы столько смысловых оттенков, причём тенденция к их увеличению сохраняется. Одних только определений этого понятия насчитывается свыше 400. Проделана даже специальная работа по сортировке их по темам: определения нормативные, генетические, психологические и пр. Складывается впечатление, что культура – это ВСЁ, что сделано человеком, или, как гласит одно из определений: культура – это специфически человеческий способ бытия.

Чем же вызвано такое многообразие определений? Оправдано ли оно? Почему ошибочно относить к культуре любые проявления человеческой деятельности? На эти и другие, связанные с ними вопросы попытаемся ответить ниже.

Многообразие определений культуры

Одной из причин множественности определений культуры является многовариантность исследовательских подходов к феномену культуры[1]. Выделим наиболее распространённые подходы и рассмотрим их.

Философско-антропологический. В рамках этого подхода культура мыслится как выражение человеческой природы, выводится из природы самого человека и оценивается как развёрнутая феноменология человека.

Родоначальником антропологической трактовки феномена культуры считается английский этнограф и историк культуры Э. Тайлор (1832–1917). В 1871 г. он дал первое определение культуры: культура – совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества. Исследуя этнографический материал и толкуя его хронологическую упорядоченность как историю становления человеческой цивилизации, Тайлор полагал, что человеку изначально свойственны примитивные представления о душе. В процессе эволюции человеческого рода они развиваются до обобщённых понятий и рождают феномен культуры.

Однако последовательная разработка этого подхода крайне затруднительна. Дело в том, что вывести культуру непосредственно из биологической природы нельзя. Так, французский религиозный философ Ж. Маритен (1882–1973) в роли культуропорождающих факторов рассматривает разум и добродетель как качества в высшей степени соответствующие природе человека. Но культуру составляют не сами эти качества, а результаты их проявления, а они в человеческой натуре не заложены.

Еще одним недостатком философско-антропологического подхода является тенденция к осуществлению “редукции” культуры, то есть сведению её исключительно к человеческой природе и устранению всего нечеловеческого, случайного. Один из теоретиков немецкой школы культурфилософской антропологии А. Гелен (1904–1976) характеризует культуру как сферу существования человека и определяет последнего как “биологически недостаточное” существо, лишённое возможности вести чисто естественное существование. В природном мире биологический вид homo sapiens [гомо сапиенс] обречён на вымирание. Но у человеческой природы есть еще и другая, не биологическая сторона, его отличает открытость миру и способность к деятельности (созданию и преобразованию внешнего мира). Именно эти качества, реализуясь в форме культуры, и обеспечивают человеку не только выживание, но и доминирование в окружающей среде. Согласно Гелену, культура – это превращённые формы деятельности, восполняющие биологическую недостаточность человека и оптимально реализующие его полуинстинктивные установки. Культура – совокупность запланированных изменений мира.

Таким образом, выведение культуры из особенностей самого человека как особого рода сущего сталкивается с рядом трудностей, преодоление которых предполагает поиск в человеческом существе чего-то такого, что не заключено в нём как в животном. Так складывается еще один подход к культуре – философско-исторический.

Философско-исторический. Цель данного подхода – раскрыть механизмы возникновения человеческой истории, найти в человеческой природе качество, исключающее “животность” и позволившее сделать скачок из стада в историю. Таким качеством считается деятельность, поэтому подход называют еще и деятельностным.

Строго говоря, отзвуки этого подхода обнаруживаются у Гелена и Тайлора, представлявших культуру как совокупность разнообразных деяний человека. Однако основные идеи сложились гораздо раньше – в эпоху Просвещения. В XVIII в. закладываются основы целостного понимания человеческой истории. В свете этого культура мыслится как история духовного развития человечества, синоним разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Не ставя перед собой задачу детального рассмотрения этой истории, философы стремились выработать общую идею культуры, позволившую бы объяснить смысл и направленность человеческой истории.

Немецкий философ-просветитель И. Г. Гердер (1744–1803) рассматривал историю человечества как переход из “варварского” состояния в “цивилизованное”, а смысл культуры видел в отграничении человеческого от животного. Культура истолковывалась как второе рождение человека. “Если бы человек, – писал Гердер, – всё извлекал из себя самого и развивал это без связи с внешними предметами, то, правда, была бы возможна история человека, но не людей, не всего рода человеческого. Но наш специфический характер заключается именно в том, что, рождённые почти без инстинктов, мы только путём упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность как к совершенствованию, так и порче и разложению.

Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой земли – “культура”, либо с образом света – “просвещение”[2].

По сути, в рамках данного подхода просматривается явная тенденция сопоставления культуры с обществом. Это приводит к еще одному подходу – социологическому.

Социологический подход. Представители этого подхода рассматривают культуру как фактор организации и образования жизни какого-либо общества[3]. В каждом обществе есть некие культуротворческие “силы”, придающие развитию общественного организма определённое направление. Подобно экономическим законам, культурные ценности изначально создаются самим обществом, но затем начинают, в свою очередь, влиять на его эволюцию.

Приведём несколько примеров определения культуры при таком подходе. Культура – это:

– прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У. Бекет);

– наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский);

– язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи (А. Радклифф-Браун);

– общий и принятый способ мышления (К. Юнг).

В нашей культурологической литературе можно встретить тот или иной подход.

Мир культуры – это мир самого человека (В. М. Межуев).

Культура – такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью (М. С. Каган).

Духовное бытие общества и есть культура (Л. Кертман).

Итак, каждый из рассмотренных подходов имеет свои достоинства и недостатки, они связаны между собой и даже предполагают друг друга. Поэтому можно попытаться свести воедино наиболее значительные идеи, выработанные в рамках этих подходов. В таком случае культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей.

Невольно возникает вопрос: что же при всём различии подходов к культуре позволяет найти в них общие точки соприкосновения, что в человеческой жизни выступает всеобщей основой для её рассмотрения? Это – смысл, смысл человеческого существования, который определяет все развороты человеческого бытия, в том числе и культуру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *