«Монолог» Михаила Юрьевича Лермонтова – откровение, преподнесенное читателю в виде лирического произведения элегического толка. Именно мотив грусти наполняет стихотворение по-особенному глубоким переживанием, что выгодно подчеркивает всю важность и значимость затронутых автором тем.
Общую картину мрачности дополняют красочные эпитеты. Они как незаметные в общей совокупности акценты, чарующе привлекательны в углубленном рассмотрении.
Субъект лирики с грустью отмечает, что ему, как и всем представителем его поколения, уготована единственно «верная» незавидная участь. Тоскливая, лишенная истинных чувств юность, и угнетающая своей однообразностью имитация настоящей жизни: «И нам горька остылой жизни чаша; /И уж ничто души не веселит». Вот он, мотив отчаянного одиночества среди толпы, в сочетании с печальным тоном Михаила Юрьевича Лермонтова.
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
Цветём недолго, быстро увядаем.
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Её однообразное теченье.
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
И уж ничто души не веселит.
Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?
Подобные вопросы называются риторическими. Дадим определение.
Риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
Автор использует приём сравнения. Дадим определение.
Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — это выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?
Тема личности и эпохи показана во многих произведениях русской поэзии. Например, в творчестве Сергея Александровича Есенина данная проблема неизменно появляется в большинстве его стихотворений. «Письмо матери» рассказывает читателю о нелегкой судьбе лирического героя, который отождествляется с самим поэтом. Многое в жизни не сложилось, немало выпало на долю героя испытаний:
Не волнуй того, что не сбылось.
Испытать мне в жизни привелось.
В стихотворении Лермонтова мы видим похожие мотивы грусти и тоски о прошедней молодости:
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
Средь бурь пустых томится юность наша.
Обоим автором жизнь кажется трудной, нередко пустой. Личности, которой выпала доля противостоять жесткой эпохе, трудно быть несломленной.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют сравнения?
10.1. В 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.
Свои рассуждения Лермонтов начинает, обращаясь к своим сверстникам, с утверждения о том, что «ничтожество есть благо в высшем свете». Поэт возмущён, что свои лучшие молодые годы своей жизни люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом эпохи «безвременья», лицемерить, лгать и развлекаться.
10.2. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Монолог» звучит актуальная для творчества поэта тема поколения эпохи «безвременья». Раскрывая мысль о нерастраченности энергии современного автору поколения, Лермонтов прибегает к сравнениям. Он сравнивает своих сверстников с северными растениями, которые быстро увядают:
Цветём недолго, быстро увядаем.
Жизнь молодого поколения «пасмурна», «как солнце зимнее на сером небосклоне».
Таким образом, с помощью сравнения создается художественный образ, работающий на раскрытие идейного замысла произведения.
В 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.
Свои рассуждения Лермонтов начинает, обращаясь к своим сверстникам, с утверждения о том, что «ничтожество есть благо в высшем свете». Поэт возмущён, что свои лучшие молодые годы своей жизни люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом эпохи «безвременья», лицемерить, лгать и развлекаться.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|
1. Соответствие ответа заданию |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Источник
Практикум: работаем с 15 и 16 заданиями ЕГЭ по литературе. М. Ю. Лермонтов «Монолог»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Работаем с 15 и 16 заданиями ЕГЭ по литературе:
15. Чем обусловлена грустная тональность лермонтосвского «Монолога»
Само название «Монолог» неслучайно. С его помощью подчёркивается, что лирический герой даже не может найти собеседника, с которым можно было бы поделиться своими мыслями и эмоциями. Есть только один человек, которому он может доверить самое сокровенное – он сам. По сути же, этот разговор с самим собой обращён прежде всего к обществу и эпохе, это скрытый призыв к действию, без которого жизнь теряет смысл и не приносит радости.
Лирическим героем овладевает грусть от понимания того, что «ничтожество есть благо в здешнем свете». Стихотворение начинается с риторического вопроса. Автор понимает, что не сможет получить на него ответа, но молчать дальше о бездуховности общества, в котором не нужны ни «глубокие познанья», ни «талант и пылкая любовь свободы», он не может. Развёрнутые образные сравнения «Мы, дети севера, как здешние растенья, цветём недолго быстро увядаем» и «Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша» помогают поэту выразить ощущение бессмысленности существования, чувство безысходности. Неслучайно и употребление многоточий: ими подчёркивается обрыв мысли, грустное настроение поэта. Особенно печально и тоскливо звучит последнее предложение стихотворения. Насыщенное эпитетами («дружбы сладкой», «бурь пустых», «остылой жизни») и метафорами («средь бурь пустых томится юность наша», «нам горька остылой жизни чаша»), оно показывает, насколько трудно жить мыслящему человеку в нравственно разлагающемся обществе.
16. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?
Несколько иначе звучит тема личности и эпохи в стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева « Наш век ». Поэт, как и М. Ю. Лермонтов, огорчён и возмущён падением нравственности. «Не плоть, а дух растлился в наши дни,
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит.
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит…
В стихотворении «Наш век» личность губит эпоха революций и бунтов, лишившая человечество веры. Безверие разрушает личность.
Ах, родина, какой я стал смешной!
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Эти строчки, пожалуй, наиболее полно передают грусть и тоску лирического героя стихотворения. Трагизм взаимоотношений личности и эпохи заключается в том, что человек не всегда готов принять произошедшие в обществе перемены.
Итак, обращаясь к теме личности и эпохи и М.Ю Лермонтов, и Ф.И. Тютчев, и С. А. Есенин подчёркивают губительное влияние эпохи на человека, но причину и суть этого влияния каждый из них видит по-своему.
Источник
15. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовскго «Монолога»? 16. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем их произведения сопоставлены с приведенным стихотворением М.Ю.Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)
15. Грустная тональность стихотворения М.Ю.Лермонтова «Монолог» обусловлена разочарованием лирического героя. Свои рассуждения Лермонтов начинает с утверждения: «ничтожество есть благо в высшем свете». Лирический герой не разделяет интересов своих современников. Его возмущает то, что годы молодости люди тратят не на благородные цели, а на развлечения.
Поэт с сожалением отмечает, что его ждет та же судьба, что и все его поколение:
«И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит».
Таким образом, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Монолог» наполнено грустью и разочарованием лирического героя.
16. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем их произведения сопоставлены с приведенным стихотворением М.Ю.Лермонтова?
Многие русские поэты обращались к теме личности и эпохи в своих произведениях.
Во-первых, в стихотворении «Наш век» Ф.И.Тютчев описывает время, в котором он живет. С огромным сожалением лирический герой осознает, что в людях становится все меньше и меньше духовности. Современники поэта теряют веру в любовь и в жизнь в целом, именно поэтому лирический герой обращается с просьбой о помощи: «Приди на помощь моему неверью. » Ф.И.Тютчев так же, как и М.Ю.Лермонтов, разочаровывается в своем поколении и выражает свои чувства в стихотворении.
Во-вторых, лирический герой стихотворения О.Э.Мандельшама «За дремучую доблесть грядущих веков…» не хочет жить в окружающей его действительности, полной подлости и лицемерия. Он оказался оторванным от жизни, лишенным радости и удовольствий, своего истинного предназначения:
«Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей».
Как и М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Монолог», О.Э.Мандельшам сталкивается со сложностью взаимоотношений с периодом, в котором он живет.
Таким образом, в стихотворениях «Наш век», «За дремучую доблесть грядущих веков…» и «Монолог» отражается тема личности и эпохи, но каждый поэт раскрывает ее по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Монолог» по плану
Проблематика
Лермонтов поднимает проблему нравственности и бездуховности своего поколения. Поэт размышляет о проблемах современного ему общества.
Лермонтов не был отшельником, он посещал балы и приемы. Посетители и вся атмосфера вызывало в нем только одно чувство – разочарование. В результате, он приходит к выводу: «Ничтожество есть благо в здешнем свете».
Внешнее – лоск и красота, а внутри – моральное падение. Почтенные господа кланяются в реверансах, но в душе у них пустота. А верхушка общества и вовсе погрязла в пороках.
Поэт подчеркивает, что молодость его сверстников, являющихся детьми севера, весьма кратковременна
Художественное своеобразие произведения
Все чаще в тексте стихотворения встречаются союзы со значением отрицания, а также соединительный союз «и».
Ввод союза «и» позволяет подчеркнуть степень однообразия жизни: «и душно, и тяжко, и душа тоскует».
Жизнь и творчество Лермонтова
… для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. «Кавказ», (1830); «Синие горы Кавказа, … в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за …
В последних строках союз переходит в анафору:
Отрицание достигается за счет союза «ни»: «ни любви, ни дружбы». В последней строке этот союз усиливается отрицательным местоимением «ничто».
Двойное отрицание направлено на непринятие существующей действительности Лермонтовым. Чувство однообразной жизни достигается за счет использования сложных предложений и многоточия вместо точек.
«Монолог», анализ стихотворения для 9 класса
В центре лирического повествования — судьба поколения. Мучительным признанием звучит первая строчка:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
Пафос
Все стихотворение проникнуто драматизмом, начиная с первых строк. Обращение «поверь» к читателю усиливает трагическое звучание.
Поэт не может принять лицемерие и находиться в таком окружение не желает более:
Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша.
В. Г. Белинский отметил, что все чаще в стихотворениях Лермонтова слышны мотивы одиночества, растерянности, безотрадности. С грустью он осознает, что его ждет та же участь, хотя и не отождествляет себя с испорченным поколением. Некогда восторженные юноши стали циниками. Надежда ушла, осталась дисгармония и утрата.
Анализ стихотворения Лермонтова “Монолог
Вопросы общественной морали очень волновали юного Лермонтова. Начав бывать на званых приемах, 15-летний поэт, обладающий хорошей наблюдательностью, очень скоро разочаровался. Его книжные идеалы совершенно не соответствовали поведению и мыслям людей, с которыми ему довелось столкнуться. Больше всего Лермонтова поражало то, что представители благородных фамилий, так увлеченно рассуждающие о высоких материях, не обладают и малой долей тех благодетелей, которые декларируют. Именно поэтому в 1829 году поэт написал стихотворение “Монолог”
, которое перекликается с его более поздним произведением “Дума” и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.
Свои рассуждения Лермонтов начинает с утверждения о то, что “ничтожество есть благо в высшем свете”, и это действительно так. К людям, лишенным всяких принципов, что, по мнению поэта, является отличительной чертой его современников, общество относится снисходительно и даже покровительственно. Именно по этой причине автор задается вопросом: “К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда
мы их употребить не можем?”.
Поэт подчеркивает, что молодость его сверстников, являющихся детьми севера, весьма кратковременна – “цветем недолго, быстро умираем”. Однако тот небольшой срок, отпущенный судьбой, люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь таких людей “пасмурна” и “однообразна”, хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего “и сердцу тяжко, и душа тоскует”. Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. В итоге из восторженных юношей получаются отпетые циники, для которых сама ценность земного существования является весьма сомнительной. “И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит”, – резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.
Система образов
В стихотворении два образа: дети севера, пустые бури.
Дети севера – это собирательный образ целого поколения эпохи Николая I. Детей представляют молодые соотечественники поэта. А север – Россия.
Родная земля, любимая и дорогая сердцу страна. Поэт говорит о трагедии, которая случилась на русской земле и гибели соотечественников физической и духовной.
Образ пустых бурь как символ безрезультатных свершений, государственных переворотов, движений, восстаний. Переворот в стране имел конкретную цель – не допустить восхождения на трон Императора Николая I.
Восстание удалось подавить. Цель не достигнута, результата нет. Оттого борьба оказалась «пустой». Государственный строй остался прежним. Декабристы, выступавшие против самодержавной власти, наказаны.
Центральные персонажи
Центральный персонаж здесь один. Это потерянное поколение, которое Лермонтов обозначил местоимением «мы».
«Мы их употребить не можем», — так говорит поэт о молодых дворянах, к которым относится и он сам.
Государство обрекает свой народ на жалкое существование, томление и бездействие, гибель талантов:
И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Текст «Монолог» М.Лермонтов
Лирический герой
Стихотворение написано в форме философского размышления. Следовательно, в образе лирического героя Лермонтов воплотил самого себя.
Его трагедия состоит в том, что в стране столько талантов и ярких индивидуальностей, которым «перекрыли кислород» и не дают развиваться.
Лирический герой вступает в конфронтацию с окружающей его действительностью. Высокие идеалы ни во что не ставятся.
Лермонтов рассуждает о том, что талантливый человек, сильный духом, волевой прогнулся под тяжестью властных людей и увядает как растение. Поэт словно обращается к читателю или слушателю, заставляя взаимодействовать и окунуться в историю страны.
Душа лирического героя разрывается на части, стонет от пороков человека. Поэту хочется наполнить её любовью, искренностью и свободой, но вместо этого сталкивается только со злобой, бессердечием и тщеславием.
Анализ стихотворения «Монолог»
Лермонтов в очень раннем возрасте охладел к светскому обществу, совершенно не соответствующему тем идеалам, которых он придерживался. В 15-летнем возрасте он написал стихотворение «Монолог» (1829 г.), в котором выразил волнующую его идею о бесцельной жизни своего поколения. Просто поразительно, что такого молодого человека серьезно беспокоили сложные философско-социальные проблемы. В дальнейшем Лермонтов будет неоднократно возвращаться к этой теме, наиболее полно выразив ее в стихотворении «Дума».
Само название произведения подчеркивает, что автор не видит вокруг себя понимающих его состояние людей. Он признает, что его поколение получает «глубокие познанья». От рождения в его сверстниках заложены «жажда славы», «пылкая любовь свободы». Но вся проблема в том, что никто не может достойно применить свои знания и таланты. Лермонтов был убежден, что всему виной тесные рамки царского режима. Скрывая эти опасные взгляды, он развивал свою идею в другом направлении. Называя свое поколение «детьми севера», поэт утверждает, что это становится причиной быстрого цветения и раннего увядания. Возможно, что Лермонтов в образе «солнца зимнего» имеет в виду тяжесть монархической власти, не дающей развиться природным склонностям талантливой молодежи.
Описав условия, мешающие нормальному развитию людей, поэт делает вывод, что вся их жизнь становится «однообразным теченьем». Поколение Лермонтова не способно испытывать настоящие сильные чувства. В нем царит равнодушие и склонность к холодному анализу. Такое положение вещей приводит к тому, что молодые люди рано утрачивают вкус к жизни, озлобляются и разочаровываются во всех своих прежних идеалах. После этого им остается с нетерпением ждать смерти, распространяя вокруг себя скепсис и откровенный цинизм. Не имея возможности проявить себя на действительно достойном поприще, молодые люди прикладывают все свои силы к порочным и бесполезным занятиям. Добро и справедливость подвергаются насмешкам, а всевозможные пороки молчаливо одобряются обществом.
Лермонтов действительно очень рано разгадал главный порок своего поколения. Вместе с врожденной склонностью к уединению это привело к тому, что он все больше отдалялся от людей. Его начали считать злобным и нелюдимым человеком. В конце концов, именно это привело к трагической гибели поэта на дуэли.
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой многим незнакомой Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
Сюжет
Первое, на что поэт обращает внимание – это на бесцельность жизни своих сверстников. Лермонтов обращается к ним, утверждая, что «ничтожество есть благо в высшем свете».
Они молоды, полны сил и энергии, которую направить бы на дела благородные. Вместо этого они тратят свое время впустую на веселье. Жизнь детей севера коротка: «цветем недолго, быстро умираем».
В результате, жизнь их «пасмурна» и «однообразна». К сожалению, многие этого не понимают. Им чужды юности порывы.
В последних четырех строчках поэт называет причину того, почему дворянская молодежь поникла и погрузилась в праздность. Это бездействие. Неудавшееся восстание показало, что в России невозможно ничего изменить. В итоге, все опустили руки и посвятили себя увеселительным мероприятиям.
Единственные трофеи, которые завоевали восставшие – это глубокие познанья, которые никому не нужны.
Вопросы общественной морали очень волновали юного Лермонтова. Начав бывать на званых приемах, 15-летний поэт, обладающий хорошей наблюдательностью, очень скоро разочаровался. Его книжные идеалы совершенно не соответствовали поведению и мыслям людей, с которыми ему довелось столкнуться. Больше всего Лермонтова поражало то, что представители благородных фамилий, так увлеченно рассуждающие о высоких материях, не обладают и малой долей тех благодетелей, которые декларируют. Именно поэтому в 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.
Свои рассуждения Лермонтов начинает с утверждения о то, что «ничтожество есть благо в высшем свете», и это действительно так. К людям, лишенным всяких принципов, что, по мнению поэта, является отличительной чертой его современников, общество относится снисходительно и даже покровительственно. Именно по этой причине автор задается вопросом: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?».
Поэт подчеркивает, что молодость его сверстников, являющихся детьми севера, весьма кратковременна – «цветем недолго, быстро умираем». Однако тот небольшой срок, отпущенный судьбой, люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь таких людей «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. В итоге из восторженных юношей получаются отпетые циники, для которых сама ценность земного существования является весьма сомнительной. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на две части. По типу – это линейная композиция. События описываются в хронологическом порядке.
Пейзаж в стихотворении играет в композиционном отношении важную роль. Именно в пейзажной зарисовке сосредоточена ключевая мысль поэта:
Мы дети севера как здешние растения, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша.
Такое существование порождает разочарование, потерю веры в искреннюю любовь и настоящую дружбу. Хотя Лермонтов гордится севером – родиной своей, но в тот же момент с горечью и болью переживает за её судьбу. Что может дать Россия кроме «пасмурной жизни»?
Если первая часть спокойная и плавная, поэт выражает искренне сочувствие своим соотечественникам, то вторая часть начинается резкой сменой настроения. Она более взволнованна и выражает поникший дух Лермонтова.
Художественное своеобразие произведения
Все чаще в тексте стихотворения встречаются союзы со значением отрицания, а также соединительный союз «и».
Ввод союза «и» позволяет подчеркнуть степень однообразия жизни: «и душно, и тяжко, и душа тоскует».
В последних строках союз переходит в анафору:
Отрицание достигается за счет союза «ни»: «ни любви, ни дружбы». В последней строке этот союз усиливается отрицательным местоимением «ничто».
Двойное отрицание направлено на непринятие существующей действительности Лермонтовым. Чувство однообразной жизни достигается за счет использования сложных предложений и многоточия вместо точек.
Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова М.Ю.
Михаил Юрьевич Лермонтов повзрослел очень рано, всего лишь в 15 лет, и это особо заметно в его стихах. В жизни автора были часты званые балы и ужины, на которых, как он ещё тогда подметил, в большинстве своём все приглашённые дамы и мужчины были фальшивы и наиграны. Его всегда поражало, что люди благородных кровей, обсуждая такие высокие вещи как любовь, искусство, красота и сами не обладают и долей того, о чём говорят, не имеют и представления об этом. Человеческая глупость и лицемерие задели пятнадцатилетнего поэта до глубины души, и особенно это заметно в его произведениях, например, в «Монологе». Сам по себе термин означает разговор человека самого с собой на волнующую его тему, размышление, не требующее ответа и немедленной реакции слушателей. То есть, автор просто делится с вами темой для размышления, сеет в вашей голове семя своих мыслей.
Первые же его слова («ничтожество есть благо в здешнем свете») повествуют о том, что беспринципные люди, такие, как его окружение, властвуют в мире только потому, что этих самых принципов у них и нет. Мол, общество таких любит. Любит людей, мнение которых меняется в зависимости от момента, от выгоды. С такими людьми действительно удобно работать — сказал им одно, и они будут декламировать это как своё собственное мнение, пропагандировать его.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Лермонтов особо подчёркивает бездушие своего окружение, их беспринципность риторическими вопросами, например: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?» Действительно, зачем люди говорят о том, чего испытывать у них не получается?
Жизнь этих людей ярка и разнообразна, конечно, но есть ли в этом многообразии смысл, если года тратятся не на благородство и отстаивание собственных интересов, а на низменные развлечения, быстро испаряющиеся удовольствия. Они живут одним днём и быстро увядают, не оставив своего следа в истории («как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша, так недолго её однообразное теченье»), и Лермонтову, осмелюсь сказать, противен такой образ жизни, такое самовоспитание — точнее, его отсутствие.
Лермонтов не любит таких людей. Более того, в какой-то мере он их презирает и немного жалеет. Я считаю, что и сожаление нужно заслужить — но они сделали себя такими сами, а это никаких положительных чувств не вызывает. Автор, к слову, не рад своей наблюдательности — ведь его всё равно рано или поздно ждёт та же участь. Молодые люди первой половины 19 века… Они не смогли выстоять перед напором общества, стали лживыми и лицемерными циниками, и я считаю, что это в первую очередь их вина. Словом, М.Ю. Лермонтов считает точно так же.
Средства художественной выразительности
Лермонтов в стихотворении широко использует сравнения: «Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша».
Метафора только одна «и нам горька остылой жизни чаша»
Эпитеты: «пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой» создают контраст с серыми буднями и томлением молодых людей.
С помощью риторического вопроса «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?» Лермонтов приглашает к размышлению читателя – собеседника. Позже, он плавно подводит его к выводу.
Поэтический текст построен на двух сравнениях с явлениями, характерными для севера — с недолговечными растениями (быстрая жизнь, полная вроде бы ярких, но пустых и бесполезных моментов – цветение не приносит плодов) и бледным солнцем (в следующей фразе герой сам проясняет свою мысль). И, как следствие того, что жизнь тратится на не то, что нужно, приводятся страдания общества («И душно кажется»).
Анализ стихотворения Лермонтова «Монолог
Свои рассуждения Лермонтов начинает с утверждения о то, что «ничтожество есть благо в высшем свете», и это действительно так. К людям, лишенным всяких принципов, что, по мнению поэта, является отличительной чертой его современников, общество относится снисходительно и даже покровительственно. Именно по этой причине автор задается вопросом: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?».
Поэт подчеркивает, что молодость его сверстников, являющихся детьми севера, весьма кратковременна — «цветем недолго, быстро умираем». Однако тот небольшой срок, отпущенный судьбой, люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь таких людей «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. В итоге из восторженных юношей получаются отпетые циники, для которых сама ценность земного существования является весьма сомнительной. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.
Значение
В литературе судьба поколения волновала многих писателей и поэтов. Эта тема была особенно острой. М.Ю. Лермонтов еще не раз будет возвращаться к ней.
Одним из ключевых стихотворений на данную тему является произведение «Дума», которое поэт напишет после «Монолога». «Дума» — это продолжение философских размышлений об утрате идеалов, смысла жизни и ценностей.
История и литература как предмет изучения культурного наследства страны всегда неразрывны. С точки зрения литераторов можно понять, какие чувства переживали поэты и писатели, народ в целом в момент исторических свершений.
Число пострадавших и жертв после восстания декабристов было колоссальным. Никогда еще Россия не знала таких столкновений внутри государства. Высоким идеалам была принесена слишком большая жертва – 1271 человек. Неудивительно, что поэт разочарован.
Источник