Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского монолога
Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветём недолго, быстро увядаем.
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Её однообразное теченье.
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
М. Ю. Лермонтов, 1829
Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?
Подобные вопросы называются риторическими. Дадим определение.
Риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
Какой приём использует автор, характеризуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветём недолго, быстро увядаем. »?
Автор использует приём сравнения. Дадим определение.
Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — это выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?
Тема личности и эпохи показана во многих произведениях русской поэзии. Например, в творчестве Сергея Александровича Есенина данная проблема неизменно появляется в большинстве его стихотворений. «Письмо матери» рассказывает читателю о нелегкой судьбе лирического героя, который отождествляется с самим поэтом. Многое в жизни не сложилось, немало выпало на долю героя испытаний:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось.
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
В стихотворении Лермонтова мы видим похожие мотивы грусти и тоски о прошедней молодости:
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
Средь бурь пустых томится юность наша.
Обоим автором жизнь кажется трудной, нередко пустой. Личности, которой выпала доля противостоять жесткой эпохе, трудно быть несломленной.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют сравнения?
10.1. В 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.
Свои рассуждения Лермонтов начинает, обращаясь к своим сверстникам, с утверждения о том, что «ничтожество есть благо в высшем свете». Поэт возмущён, что свои лучшие молодые годы своей жизни люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом эпохи «безвременья», лицемерить, лгать и развлекаться.
10.2. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Монолог» звучит актуальная для творчества поэта тема поколения эпохи «безвременья». Раскрывая мысль о нерастраченности энергии современного автору поколения, Лермонтов прибегает к сравнениям. Он сравнивает своих сверстников с северными растениями, которые быстро увядают:
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветём недолго, быстро увядаем.
Жизнь молодого поколения «пасмурна», «как солнце зимнее на сером небосклоне».
Таким образом, с помощью сравнения создается художественный образ, работающий на раскрытие идейного замысла произведения.
В 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.
Свои рассуждения Лермонтов начинает, обращаясь к своим сверстникам, с утверждения о том, что «ничтожество есть благо в высшем свете». Поэт возмущён, что свои лучшие молодые годы своей жизни люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом эпохи «безвременья», лицемерить, лгать и развлекаться.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей
0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
1
Суждения не аргументированы текстом произведения,
И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки
0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки
2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок
1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
0
Максимальный балл
6
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»? (ЕГЭ по литературе)
«Монолог» Михаила Юрьевича Лермонтова – откровение, преподнесенное читателю в виде лирического произведения элегического толка. Именно мотив грусти наполняет стихотворение по-особенному глубоким переживанием, что выгодно подчеркивает всю важность и значимость затронутых автором тем.
Общую картину мрачности дополняют красочные эпитеты. Они как незаметные в общей совокупности акценты, чарующе привлекательны в углубленном рассмотрении.
«Как солнце зимнее на сером небосклоне, /
Субъект лирики с грустью отмечает, что ему, как и всем представителем его поколения, уготована единственно «верная» незавидная участь. Тоскливая, лишенная истинных чувств юность, и угнетающая своей однообразностью имитация настоящей жизни: «И нам горька остылой жизни чаша; /И уж ничто души не веселит». Вот он, мотив отчаянного одиночества среди толпы, в сочетании с печальным тоном Михаила Юрьевича Лермонтова.
• К1 Соответствие ответа заданию – 1/2
Правильный ответ на вопрос только в последнем абзаце
• К2 Привлечение текста произведения для аргументации – 1/2
Много лишней информации, практически нет ответа на вопрос, одни «ощущения читателя»
• К3 Логичность и соблюдение речевых норм – 1/2
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
15. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовскго «Монолога»? 16. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем их произведения сопоставлены с приведенным стихотворением М.Ю.Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)
15. Грустная тональность стихотворения М.Ю.Лермонтова «Монолог» обусловлена разочарованием лирического героя. Свои рассуждения Лермонтов начинает с утверждения: «ничтожество есть благо в высшем свете». Лирический герой не разделяет интересов своих современников. Его возмущает то, что годы молодости люди тратят не на благородные цели, а на развлечения.
Поэт с сожалением отмечает, что его ждет та же судьба, что и все его поколение:
«И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит».
Таким образом, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Монолог» наполнено грустью и разочарованием лирического героя.
16. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем их произведения сопоставлены с приведенным стихотворением М.Ю.Лермонтова?
Многие русские поэты обращались к теме личности и эпохи в своих произведениях.
Во-первых, в стихотворении «Наш век» Ф.И.Тютчев описывает время, в котором он живет. С огромным сожалением лирический герой осознает, что в людях становится все меньше и меньше духовности. Современники поэта теряют веру в любовь и в жизнь в целом, именно поэтому лирический герой обращается с просьбой о помощи: «Приди на помощь моему неверью. » Ф.И.Тютчев так же, как и М.Ю.Лермонтов, разочаровывается в своем поколении и выражает свои чувства в стихотворении.
Во-вторых, лирический герой стихотворения О.Э.Мандельшама «За дремучую доблесть грядущих веков…» не хочет жить в окружающей его действительности, полной подлости и лицемерия. Он оказался оторванным от жизни, лишенным радости и удовольствий, своего истинного предназначения:
«Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей».
Как и М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Монолог», О.Э.Мандельшам сталкивается со сложностью взаимоотношений с периодом, в котором он живет.
Таким образом, в стихотворениях «Наш век», «За дремучую доблесть грядущих веков…» и «Монолог» отражается тема личности и эпохи, но каждый поэт раскрывает ее по-разному.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
15. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»? (ЕГЭ по литературе)
Стихотворение М. Ю Лермонтова «Монолог» имеет особенную грустную тональность. Проанализируем и рассмотрим, за счёт чего она создана.
В первую очередь, грустная тональность произведения обусловлена его смысловой нагрузкой. С начальных строк: «Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете» отражается пессимистический взгляд лирического героя на окружающую его действительность.
Он осуждает современное поколение за неправильные приоритеты, ему не нравятся качества, присущие ему. Лирическое «я» глубоко опечалено тем, что нынешнее общество не способно к реализации высокой мечты и борьбе за неё: «Цветём недолго, быстро увядаем. «.
Различные тропы, использованные Лермонтовым в стихотворении, дополняют скорбную атмосферу произведения. Сравнение «Как солнце зимнее на сером небосклоне, / Так пасмурна жизнь наша. » раскрывает унылое настроение лирического героя и убеждение в обречённости жизни людей. Многочисленные метафоры («душа тоскует», «томится жизнь наша») подчеркивают его отчаянность и чувство безысходности, которыми пропитано все стихотворение.
Таким образом, грустная тональность Лермонтовского «Монолога» сформирована обширным использованием средств художественной выразительности и отношением лирического героя к судьбе современного поколения.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
8. Почему, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору? 15. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»? (ЕГЭ по литературе)
В этом отрывке Раскольников увидел Соню и вернулся в контору. Почему он сделал это?
Во-первых, героиня ожидала от Родиона признания в убийстве. Увидев его на улице, Соня расстроилась и попыталась взглядом убедить Раскольникова вернуться. Автор использует повтор, чтобы показать эмоции героини: «…дико, дико на него посмотрела».
Во-вторых, Соня как символ «всего страдания человеческого» напомнила Родиону о том, что будет ожидать его, если он не признается.
Он не хотел снова испытывать моральные мучения или кончить как Свидригайлов. Писатель использует антитезу, показывая, как меняется состояние Раскольникова во время признания: «…хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки»; «Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил». Он становится решительным благодаря Соне и рассказывает об убийстве.
Итак, героиня оказала положительное влияние на Раскольникова, что заставило его совершить признание и избавиться от душевных мучений.
«Монолог» М. Ю. Лермонтова написан в грустной тональности.
Во-первых, главная тема стихотворения — понимание бессмысленности своего существования. Автор использует риторический вопрос, чтобы раскрыть её:
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Поэт говорит о том, что, несмотря на ум и желание работать, его поколение не способно приносить пользу обществу, и поэтому бесцельно проживает свою жизнь.
Во-вторых, М. Ю. Лермонтов сожалеет о том, что его современники так быстро разочаровываются в себе, своей жизни и способностях. Он использует сравнение, чтобы показать это:
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветём недолго, быстро увядаем…
Чтобы подчеркнуть тщетность всей деятельности людей своего поколения, поэт сопоставляет его с северной неживой природой.
Итак, стихотворение М. Ю. Лермонтова имеет элегический пафос, потому что автор размышляет о людях и времени, в которых разочаровался.
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения ( 2 из 2 ).
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, но допущено одно фактическое искажение ( 1 из 2 ).
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок) ( 1 из 2 ).
Таким образом, 4 из 6.
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения ( 2 из 2 ).
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют ( 2 из 2 ).
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок) ( 1 из 2 ).
Таким образом, 5 из 6.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.