Чем обусловлена актуальность правовой грамотности медицинских работников
Чем обусловлена актуальность правовой грамотности медицинских работников
Государственная политика в сфере здравоохранения неразрывно связана с развитием медицинского образования, что находит подтверждение в новых концептуальных и законодательных документах в сфере образования и здравоохранения [1, 2]. В частности, ст.82, п.2 ФЗ-273 определено «реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации» [6]. В проекте WFME по стандартам непрерывного профессионального образования, в основном, предусматривается «самостоятельное обучение на основании потребностей практической деятельности врача, а не предписываемых ему правил [7]. Помимо обеспечения профессионального роста, непрерывная профессиональная подготовка предназначена для поддержания и развития знаний и навыков врача, необходимых для удовлетворения возрастающих потребностей пациентов и системы здравоохранения, соответствия современным научным медицинским достижениям и требованиям органов, осуществляющих лицензирование врачей, и общества в целом» [5]. Таким образом, реализация профессионального образования в медицинских вузах должна осуществляться с учетом потребностей системы здравоохранения, а профессиональная «квалификация» врача должна характеризоваться не суммой полученных образовательных документов, а профессиональными компетенциями с максимально широким спектром навыков.
В этой связи появляется реальная необходимость введения в образовательный процесс требований реализации правового поля медицинской деятельности, что особенно важно в условиях реализации новых нормативно-правовых актов в области охраны здоровья. Знание норм действующего в здравоохранении законодательства и его соблюдение медицинскими работниками – залог эффективного функционирования системы здравоохранения и профессиональной защиты врачебной деятельности. Правовая грамотность врачей особенно в вопросах, касающихся взаимоотношений «врач-пациент», является неотъемлемой частью их профессионализма [3,4]. Все вышеизложенное возлагает определенные требования и ответственность на медицинские вузы по формированию компетенций в области медицинского права.
В свете сказанного, нами были проведены социологические исследования по оценке правовой грамотности лечащих врачей, врачей – интернов, ординаторов и студентов медицинского вуза.
Цель исследования состояла в сравнительной оценке правовой грамотности лечащих врачей, врачей – интернов, ординаторов и студентов.
Материалы и методы исследования
Лечащие врачи, молодые специалисты – врачи – интерны, ординаторы и студенты старших курсов. Предмет исследования – правовая грамотность обучающихся. Для реализации цели использованы следующие методы: контент-анализа, социологический, статистический. Всего проанализировано 365 анкет.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным исследования 77,8±3,9 % лечащих врачей, 66,6±6,4 врачей – интернов, ординаторов и 88±3,2 % студентов отметили, что знания законов №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» недостаточны. На вопрос: «Какая медицинская помощь пациенту должна быть предоставлена бесплатно?» – 75,9±4,0 % лечащих врачей затруднялись ответить, это в 2 раза больше, чем у молодых врачей, разность показателей существенна и достоверна (P
Чем обусловлена актуальность правовой грамотности медицинских работников
Медицинское право является комплексной наукой и дисциплиной, так как отношения в обществе в сфере медицинской деятельности регулируются не только нормами законодательства о здравоохранении, но и нормами административного, гражданского, уголовного, экологического, семейного и других отраслей права.
Главная задача российского здравоохранения – улучшение качества медицинской помощи, в немалой степени зависит как от деятельности врачей, так и от деятельности среднего медицинского персонала. Сегодня лечащие врачи должны обладать достаточным уровнем знаний норм действующего в здравоохранении законодательства, должны через понимание законодательных и нормативных актов видеть особенности развития охраны здоровья населения и системы здравоохранения, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Знание правовых основ профессиональной деятельности, прав и обязанностей, как врача, так и пациента, вопросов их социальной и правовой защищенности является весьма важным при взаимодействии «врач-пациент». Существует мнение, что сегодняшнее медицинское законодательство врача защищает в меньшей степени, чем пациента. В последние годы активность недовольных пациентов продолжает набирать обороты. Количество судебных исков, предъявляемых пациентами врачам, увеличилось в несколько раз [5]. Объективно при осуществлении медицинской деятельности существует риск нарушения прав пациентов, который может повлечь за собой неосторожное причинение вреда жизни и здоровью пациентов с наступлением уголовной и гражданско-правовой ответственности [6]. Поэтому увеличение претензий к качеству оказываемой медицинской помощи обуславливает необходимость приобретения медицинскими работниками правовых знаний в области охраны здоровья для адекватного применения правовых норм и возможности использования правовых знаний для защиты своих интересов при добросовестном выполнении своих профессиональных обязанностей.
Действующие нормативно-правовые акты: Федеральный Закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный Закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» призваны формировать у медицинских работников достаточный уровень правовых знаний, поскольку нормы, содержащиеся в указанных актах, позволяют адекватно работать в здравоохранении.
Важным для формирования взаимоотношений медицинского работника и пациента являются четко сформулированные права пациента, а также права и обязанности медицинского работника. Деятельность медицинского персонала определяют понимание и отношение к таким острым проблемам медицины, как, например, порядок занятия целительством, этика отношения к умирающему и эвтаназии, определению момента смерти, патологоанатомическому вскрытию, трансплантации органов и тканей, донорству крови, регулированию репродуктивной функции человека, к различным аспектам информации и медицинской тайне [3].
В последние годы особое значение приобрели такие актуальные для медицины, врачей и среднего медицинского персонала проблемы, как качество оказания медицинской помощи, стандарты качества, а в связи с этим – контроль и экспертиза качества. Они вышли за рамки медицинских и этических проблем и приобрели большое правовое значение, им отведено значительное место в уже упомянутом, базовом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
О дефиците знаний в области медицинского права говорят проведенные социологические исследования по оценке правовой грамотности лечащих врачей и среднего медицинского персонала. По данным исследования, 87, 5 % лечащих врачей указали, что недостаточно знают свои права и ответственность, 80,4 % – права и ответственность пациентов. Лишь 36,6 % лечащих врачей регулярно применяли правовые знания в своей работе. 75,9 % лечащих врачей затруднялись ответить на вопрос: «Какая медицинская помощь медицинская помощь пациенту должна быть предоставлена бесплатно». Это говорит о том, что знания законов «Об основах охраны здоровья граждан» и «Об обязательном медицинском страховании» недостаточны. Обращает внимание, что 100 % анкетируемых врачей отметили необходимость подготовки по повышению правовой грамотности, 83 % – указали, что знание вопросов правового регулирования врачебной деятельности способствует повышению качества медицинской помощи [7].
Проведенный путем анонимного анкетирования опрос 120 опытных медсестер, среди которых 32,6 % специалистов со стажем более 10 лет и более половины из них – с высшей квалификационной категорией, показал весьма слабое знание основ медицинского права. Это говорит о том, что, повышая профессиональную квалификацию и опыт, они не придавали значения правовым знаниям. Эти конкретные данные подтверждают необходимость пристального внимания к правовой подготовке как неотъемлемой части профессиональной подготовки медицинских работников [1].
Подобные исследования говорят о необходимости учитывать при аттестации врачей и среднего медицинского персонала правовых знаний в области охраны здоровья. Кроме того, профессиональное правосознание медицинских работников нужно формировать еще на этапе получения медицинского образования. В ходе изучения основ медицинского права, будущие врачи, приобретают знания о законах в области охраны здоровья, умение их интерпретировать, давать оценку неправомерному поведению и предвидеть его юридические последствия.
Любому специалисту, а в особенности с высшим образованием, необходимо знать законы, регламентирующие его профессиональную деятельность. Например, в зависимости от специальности и должности он должен знать узаконенные пределы своих квалификационных обязанностей; стандарты тех болезней, с которыми он сталкивается в профессиональной работе; федеральные и территориальные законы, касающиеся его профессиональной деятельности.
Для того чтобы не нарушать установленные законодательными актами положения необходимо знать, признавать и уважать права пациента, хорошо знать свои юридические права, обязанности и ответственность, иметь представление о возможностях правовой защиты от необоснованных обвинений. Необходимо знать законодательство РФ об охране здоровья и уметь им пользоваться в сложных ситуациях практической деятельности, протекающей в условиях рыночной экономики демократической страны [2]. При возникновении спорных случаев или некачественном оказании медицинской помощи, правильности своего профессионального поведения или допущенного дефекта при техническом исполнении врачебной манипуляции нужно знать правовые пути досудебного и судебного урегулирования возникшего конфликта [4].
Необходимо уделять повышенное внимание изучению основ обязательного медицинского страхования, поскольку система обязательного медицинского страхования приоритетна при оказании бесплатной медицинской помощи населению, а застрахованное лицо выступает в роли основного субъекта системы ОМС.
Знание норм действующего в здравоохранении законодательства и его соблюдение медицинскими работниками – залог эффективного функционирования системы здравоохранения. Правовая грамотность врачей – является профессиональной защитой их врачебной деятельности [8].
Один из принципов юридической ответственности гласит: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Вместе с тем, знание закона не должно использоваться, как возможность его обойти или уклониться от ответственности. Медицинским работникам следует повышать уровень правовой грамотности не только для того, чтобы защитить себя от необоснованных претензий пациентов, но в первую очередь для того, чтобы не допустить нарушения прав граждан при оказании им медицинской помощи.
Выводы
Подводя итоги, следует отметить, что перед медицинскими и юридическими работниками поставлена важная задача, получить и совершенствовать знание основных законов в области охраны здоровья граждан, знать и уметь пользоваться источниками медицинского права, уметь его применять при исполнении профессиональных и должностных обязанностей.
Необходимость получения специальных юридических знаний по вопросам медицинского права потребовала также правоприменительная практика в связи с увеличением числа гражданских исков, по возмещению причиненного медицинскими работниками вреда здоровью. Наконец, востребованность знаний в области медицинского права возникла в связи с ростом правовой грамотности населения, в частности в области оказания медицинских услуг, и требованиями оказания качества медицинской помощи.
Повышение уровня правовой информированности врачей позволит свести к минимуму риск нарушения прав граждан при оказании им медицинской помощи при условии добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей, а также защититься от необоснованных обвинений пациентов, что является гарантом в части защиты профессиональной деятельности.
Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы здравоохранения
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Статья просмотрена: 3278 раз
Библиографическое описание:
Соболева, М. А. Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы здравоохранения / М. А. Соболева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3135/ (дата обращения: 10.12.2021).
В мае 2011 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В соответствии с данным документом, «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства». В связи с этим отмечается необходимость правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.
В настоящее время правовое образование является обязательной важной составной частью общей подготовки врача. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист») 2010 г. подчеркивается, что выпускник вуза должен знать нормы зарубежного права, информационное право, основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права; уметь ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях, защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.
Необходимость правовой подготовки специалистов сферы здравоохранения обусловлена и соответствующими нормативными требованиями. Так, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников сферы здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н определено: «Врач-специалист … должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения…».
Таким образом, задача формирования правовой компетенции медицинских работников поставлена на уровне государства, является актуальной профессионально значимой задачей.
Н.А. Гришанова, В.А. Исаев, Ю.Г. Татур и др. определяют компетентность (в общем виде) как совокупность качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность [8,с.20-26].
А.В Хуторской определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним, а степень присвоения компетенции, то есть владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности, называет компетентностью [9, с. 58-64].
С точки зрения А.В. Коротун, правовая компетенция – это интегральное свойство личности, основанное на признании правовых ценностей, отражающее ее готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности [4, с. 53].
Опираясь на данное мнение, мы рассматриваем правовую компетенцию специалиста сферы здравоохранения как интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее готовность и способность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении профессиональной медицинской деятельности.
В структуре правовой компетенции специалиста сферы здравоохранения мы выделяем три основных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий.
Когнитивный компонент представляет собой систему правовых знаний, юридической информации.
Знание – это результат усвоения системы фактов, понятий, правил, принципов, законов, закономерностей и теорий в определенной профессиональной области и специальности. При этом знания, по мнению В.А. Сластенина, должны носить эмоционально-оценочный характер: «… знания только тогда включаются в общую систему взглядов человека и перерастают в убеждения, когда они проходят через сферу чувств и переживаний» [6, с. 80].
Правовые знания предполагают осознание необходимости права; понимание основных правовых требований, оценку действий субъектов права с точки зрения их правомерности и противоправности; наличие представлений о закономерностях развития права. Правовые знания являются ядром правового сознания, поскольку без них невозможно выбрать верный, с точки зрения права, вариант поведения, особенно в конфликтных ситуациях [5, с. 57].
Применительно к правовой компетенции медицинского работника этот компонент включает такие правовые знания, как:
знания основных положений теории права;
знания законов страны, своих прав и обязанностей, свободы и ответственности;
знания различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
знания правовых основ профессиональной медицинской деятельности;
знания прав и обязанностей медицинских работников, прав пациентов и основных юридических механизмов их обеспечения в современном здравоохранении.
Мотивационно-ценностный компонент правовой компетенции предполагает превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения; включает в себя отношение к праву как к ценности, уважение к закону, позитивные правовые установки, ориентацию на законопослушное, правомерное поведение. Студенты-медики должны быть убеждены в необходимости соблюдения законов медицинскими работниками, должны уважать права пациентов, а также чувствовать ответственность за их жизнь и здоровье. Иными словами, мотивационно-ценностный компонент правовой компетенции отражает профессионально-личностную заинтересованность в следовании требованиям правовых норм в своей деятельности.
Мотивационно-ценностный компонент правовой компетенции характеризует наличие ценностных ориентаций и мотивов соблюдения правовых норм.
Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич определяют ценность как «предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения» [2, с. 274].
Содержание профессиональной деятельности медицинского работника предопределяет наличие сформированной системы гуманистических и правовых ценностей.
Система гуманистических ценностей предполагает убеждение в изначальной ценности каждого человека, особенно его права на жизнь. Осознание этих ценностей медицинским работником позволит строить отношения с пациентами, основанные на принятии их самоценности.
Под правовыми ценностями принято понимать свойства (признаки) права, которые являются значимыми для людей. К правовым ценностям относятся: право, уважение права и закона, уважение прав и свобод личности, справедливость, равенство людей, выполнение личностью своих обязанностей, законность и др. [7, с. 63].
Правовые ценности позволяют медицинским работникам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в профессиональной деятельности.
Формирование мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции специалистов сферы здравоохранения зависит от мотивации студента медицинского института.
Л.И. Божович определяет мотивацию как «сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, способы осуществления конкретных форм деятельности» [1, с. 23-34].
Мотивация студента – будущего специалиста сферы здравоохранения определяется пониманием значимости правовых знаний и умений; осознанием правовых ценностей, уважением к личности пациента; интересом к будущей профессиональной деятельности, к изучению и использованию в своей деятельности нормативно-правовых актов; желанием повышать уровень своей правовой компетенции и т.д.
Поведенческий компонент – это готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно – в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.
Выделение данного компонента в структуре правовой компетенции обусловлено тем, что усвоение специальных правовых знаний – необходимое, но не достаточное условие успешности формирования правовой компетенции специалистов сферы здравоохранения в процессе их профессиональной подготовки. Непосредственной целью профессиональной подготовки является усвоение студентами не только определенной системы знаний, но и овладение ими определенными умениями и навыками, в данном случае, умениями и навыками использования правовых норм.
Поведенческий компонент правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения предполагает навыки и умения использования юридических механизмов защиты своих прав и законных интересов, умение принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении профессиональной медицинской деятельности, умение дать юридическую оценку случаям ненадлежащего оказания помощи больному, иным профессиональным правонарушениям медицинского персонала и определять возможные правовые последствия таких деяний, пути их профилактики. Таким образом, поведенческий компонент правовой компетенции подразумевает умение применять полученные правовые знания в юридически значимых профессиональных ситуациях.
Таким образом, правовая компетенция специалистов сферы здравоохранения включает в себя систему правовых знаний, правовых ценностей, умений и навыков правомерного поведения.
Содержание компонентов правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения
Компонент правовой компетенции
Мотивационно-ценностный
признание закона и порядка, уважение к ним, отношение к этим категориям как высшим ценностям, нормативно утверждающим мораль и защищающим права и свободы человека;
склонность, привычка, устойчивая мотивация вести правопослушный образ жизни;
мотивы к самостоятельному формированию правовой компетенции, постоянной работе над собой по формированию устойчивых привычек к правомерному поведению;
потребность к непрерывному совершенствованию своей правовой компетенции;
понимание необходимости соблюдения правовых норм в собственной жизнедеятельности и профессиональной деятельности.
навыки и умения применять положения нормы права в реальных жизненных ситуациях, в профессиональной деятельности;
соблюдение правовых предписаний, выбор правильного, с точки зрения правовых требований, поведения;
умелая реализация своих прав и свобод;
умения и навыки отстаивать свои законные права и интересы;
социально-правовая активность.
Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е.В.Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов н/Д: Учитель, 1999. – 560 с.
Коротун, А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. …канд. пед. наук / А.В. Коротун. – Екатеринбург, 2010. – 279с.
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.И. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М., Шк.-пресс, 2002 – 512 с.
Степанов О.В. Социология права: учеб. Пособие для вузов / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-285 с.
Похожие статьи
Структурно-содержательная модель формирования правовой.
правовая компетенция, знание, Российская Федерация, мотивационно—ценностный компонент, медицинский работник, профессиональная медицинская деятельность, умение, ценность, поведенческий компонент.
Теоретические аспекты формирования правовой.
правовая компетенция, знание, Российская Федерация, мотивационно—ценностный компонент, медицинский работник, профессиональная медицинская деятельность, умение, ценность.
Современные методы формирования правовой компетенции.
Мотивационно—ценностный компонент правовой компетенции предполагает превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения.
К вопросу о содержательном компоненте правовых.
правовая компетенция, знание, Российская Федерация, мотивационно—ценностный компонент, медицинский работник, профессиональная медицинская деятельность, умение, ценность, поведенческий компонент.
Критериально-уровневая характеристика правовой компетенции.
Ценностно-мотивационный компонент правовой компетенции студентов медицинского института включает уровень оценки и отношения к праву, наличие положительного или отрицательного отношения к воспринимаемым знаниям.
Мотивация профессиональной деятельности медицинского.
медицинская профессия, медицинская помощь, младший сестринский персонал, профессиональная деятельность, трудовая мотивация, трудовое поведение.
Категориальность профессиональной компетентности.
профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, умение, медицинский работник среднего звена, медицинская сестра, знание, внутренняя готовность, бакалавр медицины.
Роль структурных компонентов правосознания в формировании.
Логико-нормативный компонент представляет собой правовые знания и социально-правовые представления о законах, нормах права, морали, нравственности, правомерном (противоправном) поведении.
Мотивационно—ценностный компонент в обучении английскому.
исследовательская культура, ценность, мотив, профессиональная деятельность, личностная самореализация, мотивационно—ценностный компонент, общечеловеческая культура.
Похожие статьи
Структурно-содержательная модель формирования правовой.
правовая компетенция, знание, Российская Федерация, мотивационно—ценностный компонент, медицинский работник, профессиональная медицинская деятельность, умение, ценность, поведенческий компонент.
Теоретические аспекты формирования правовой.
правовая компетенция, знание, Российская Федерация, мотивационно—ценностный компонент, медицинский работник, профессиональная медицинская деятельность, умение, ценность.
Современные методы формирования правовой компетенции.
Мотивационно—ценностный компонент правовой компетенции предполагает превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения.
К вопросу о содержательном компоненте правовых.
правовая компетенция, знание, Российская Федерация, мотивационно—ценностный компонент, медицинский работник, профессиональная медицинская деятельность, умение, ценность, поведенческий компонент.
Критериально-уровневая характеристика правовой компетенции.
Ценностно-мотивационный компонент правовой компетенции студентов медицинского института включает уровень оценки и отношения к праву, наличие положительного или отрицательного отношения к воспринимаемым знаниям.
Мотивация профессиональной деятельности медицинского.
медицинская профессия, медицинская помощь, младший сестринский персонал, профессиональная деятельность, трудовая мотивация, трудовое поведение.
Категориальность профессиональной компетентности.
профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, умение, медицинский работник среднего звена, медицинская сестра, знание, внутренняя готовность, бакалавр медицины.
Роль структурных компонентов правосознания в формировании.
Логико-нормативный компонент представляет собой правовые знания и социально-правовые представления о законах, нормах права, морали, нравственности, правомерном (противоправном) поведении.
Мотивационно—ценностный компонент в обучении английскому.
исследовательская культура, ценность, мотив, профессиональная деятельность, личностная самореализация, мотивационно—ценностный компонент, общечеловеческая культура.