Чем обусловлена актуальность правовой грамотности медицинских работников ответ
Чем обусловлена актуальность правовой грамотности медицинских работников ответ
Медицинское право является комплексной наукой и дисциплиной, так как отношения в обществе в сфере медицинской деятельности регулируются не только нормами законодательства о здравоохранении, но и нормами административного, гражданского, уголовного, экологического, семейного и других отраслей права.
Главная задача российского здравоохранения – улучшение качества медицинской помощи, в немалой степени зависит как от деятельности врачей, так и от деятельности среднего медицинского персонала. Сегодня лечащие врачи должны обладать достаточным уровнем знаний норм действующего в здравоохранении законодательства, должны через понимание законодательных и нормативных актов видеть особенности развития охраны здоровья населения и системы здравоохранения, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Знание правовых основ профессиональной деятельности, прав и обязанностей, как врача, так и пациента, вопросов их социальной и правовой защищенности является весьма важным при взаимодействии «врач-пациент». Существует мнение, что сегодняшнее медицинское законодательство врача защищает в меньшей степени, чем пациента. В последние годы активность недовольных пациентов продолжает набирать обороты. Количество судебных исков, предъявляемых пациентами врачам, увеличилось в несколько раз [5]. Объективно при осуществлении медицинской деятельности существует риск нарушения прав пациентов, который может повлечь за собой неосторожное причинение вреда жизни и здоровью пациентов с наступлением уголовной и гражданско-правовой ответственности [6]. Поэтому увеличение претензий к качеству оказываемой медицинской помощи обуславливает необходимость приобретения медицинскими работниками правовых знаний в области охраны здоровья для адекватного применения правовых норм и возможности использования правовых знаний для защиты своих интересов при добросовестном выполнении своих профессиональных обязанностей.
Действующие нормативно-правовые акты: Федеральный Закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный Закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» призваны формировать у медицинских работников достаточный уровень правовых знаний, поскольку нормы, содержащиеся в указанных актах, позволяют адекватно работать в здравоохранении.
Важным для формирования взаимоотношений медицинского работника и пациента являются четко сформулированные права пациента, а также права и обязанности медицинского работника. Деятельность медицинского персонала определяют понимание и отношение к таким острым проблемам медицины, как, например, порядок занятия целительством, этика отношения к умирающему и эвтаназии, определению момента смерти, патологоанатомическому вскрытию, трансплантации органов и тканей, донорству крови, регулированию репродуктивной функции человека, к различным аспектам информации и медицинской тайне [3].
В последние годы особое значение приобрели такие актуальные для медицины, врачей и среднего медицинского персонала проблемы, как качество оказания медицинской помощи, стандарты качества, а в связи с этим – контроль и экспертиза качества. Они вышли за рамки медицинских и этических проблем и приобрели большое правовое значение, им отведено значительное место в уже упомянутом, базовом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
О дефиците знаний в области медицинского права говорят проведенные социологические исследования по оценке правовой грамотности лечащих врачей и среднего медицинского персонала. По данным исследования, 87, 5 % лечащих врачей указали, что недостаточно знают свои права и ответственность, 80,4 % – права и ответственность пациентов. Лишь 36,6 % лечащих врачей регулярно применяли правовые знания в своей работе. 75,9 % лечащих врачей затруднялись ответить на вопрос: «Какая медицинская помощь медицинская помощь пациенту должна быть предоставлена бесплатно». Это говорит о том, что знания законов «Об основах охраны здоровья граждан» и «Об обязательном медицинском страховании» недостаточны. Обращает внимание, что 100 % анкетируемых врачей отметили необходимость подготовки по повышению правовой грамотности, 83 % – указали, что знание вопросов правового регулирования врачебной деятельности способствует повышению качества медицинской помощи [7].
Проведенный путем анонимного анкетирования опрос 120 опытных медсестер, среди которых 32,6 % специалистов со стажем более 10 лет и более половины из них – с высшей квалификационной категорией, показал весьма слабое знание основ медицинского права. Это говорит о том, что, повышая профессиональную квалификацию и опыт, они не придавали значения правовым знаниям. Эти конкретные данные подтверждают необходимость пристального внимания к правовой подготовке как неотъемлемой части профессиональной подготовки медицинских работников [1].
Подобные исследования говорят о необходимости учитывать при аттестации врачей и среднего медицинского персонала правовых знаний в области охраны здоровья. Кроме того, профессиональное правосознание медицинских работников нужно формировать еще на этапе получения медицинского образования. В ходе изучения основ медицинского права, будущие врачи, приобретают знания о законах в области охраны здоровья, умение их интерпретировать, давать оценку неправомерному поведению и предвидеть его юридические последствия.
Любому специалисту, а в особенности с высшим образованием, необходимо знать законы, регламентирующие его профессиональную деятельность. Например, в зависимости от специальности и должности он должен знать узаконенные пределы своих квалификационных обязанностей; стандарты тех болезней, с которыми он сталкивается в профессиональной работе; федеральные и территориальные законы, касающиеся его профессиональной деятельности.
Для того чтобы не нарушать установленные законодательными актами положения необходимо знать, признавать и уважать права пациента, хорошо знать свои юридические права, обязанности и ответственность, иметь представление о возможностях правовой защиты от необоснованных обвинений. Необходимо знать законодательство РФ об охране здоровья и уметь им пользоваться в сложных ситуациях практической деятельности, протекающей в условиях рыночной экономики демократической страны [2]. При возникновении спорных случаев или некачественном оказании медицинской помощи, правильности своего профессионального поведения или допущенного дефекта при техническом исполнении врачебной манипуляции нужно знать правовые пути досудебного и судебного урегулирования возникшего конфликта [4].
Необходимо уделять повышенное внимание изучению основ обязательного медицинского страхования, поскольку система обязательного медицинского страхования приоритетна при оказании бесплатной медицинской помощи населению, а застрахованное лицо выступает в роли основного субъекта системы ОМС.
Знание норм действующего в здравоохранении законодательства и его соблюдение медицинскими работниками – залог эффективного функционирования системы здравоохранения. Правовая грамотность врачей – является профессиональной защитой их врачебной деятельности [8].
Один из принципов юридической ответственности гласит: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Вместе с тем, знание закона не должно использоваться, как возможность его обойти или уклониться от ответственности. Медицинским работникам следует повышать уровень правовой грамотности не только для того, чтобы защитить себя от необоснованных претензий пациентов, но в первую очередь для того, чтобы не допустить нарушения прав граждан при оказании им медицинской помощи.
Выводы
Подводя итоги, следует отметить, что перед медицинскими и юридическими работниками поставлена важная задача, получить и совершенствовать знание основных законов в области охраны здоровья граждан, знать и уметь пользоваться источниками медицинского права, уметь его применять при исполнении профессиональных и должностных обязанностей.
Необходимость получения специальных юридических знаний по вопросам медицинского права потребовала также правоприменительная практика в связи с увеличением числа гражданских исков, по возмещению причиненного медицинскими работниками вреда здоровью. Наконец, востребованность знаний в области медицинского права возникла в связи с ростом правовой грамотности населения, в частности в области оказания медицинских услуг, и требованиями оказания качества медицинской помощи.
Повышение уровня правовой информированности врачей позволит свести к минимуму риск нарушения прав граждан при оказании им медицинской помощи при условии добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей, а также защититься от необоснованных обвинений пациентов, что является гарантом в части защиты профессиональной деятельности.
Автореферат и диссертация по медицине (14.00.33) на тему: Научное обоснование методов повышения правовой грамотности медицинских работников
Автореферат диссертации по медицине на тему Научное обоснование методов повышения правовой грамотности медицинских работников
На правах рукописи
ПРИЗ Евгения Вячеславовна
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук
Работа выполнена в Ростовском Государственном Медицинском университете Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
доктор медицинских наук Пакус Игорь Альдорадович
доктор медицинских наук, профессор Сергеев Юрий Дмитриевич
доктор медицинских наук, профессор Дементьева Надежда Федоровна доктор медицинских наук, профессор Пищита Александр Николаевич
Защита состоится « »_2005 г. в_часов на заседании Диссертационного Совета Д 224.005.01 при Федеральном научно-практическом центре медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (127486, г. Москва, ул. Ивана Сусанина, 3).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (127486, Москва, ул. Ивана Сусанина, д.З).
Автореферат разослан« » 2005 г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета, доктор медицинских наук,
профессор Кузьмишин Л. Е.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с момента своего создания в 1946 году проводит широкомасштабные программы поддержки усилий по подготовке и проведению реформ в сфере охраны здоровья и здравоохранения, которые включают также создание юридической базы и информационно-правовой системы в сфере медико-социальной деятельности.
Различные вопросы правового обеспечения медицинской деятельности и защиты прав пациентов нашли отражение в таких международных правовых актах как: Всеобщая декларация прав человека(1948); Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1990); Рекомендации Совета Европы по правам больного и умирающего (1976); Хартия по правам больничных пациентов (1979); Лиссабонская декларация о правах пациента (1981); Амстердамская декларация ВОЗ о политике в области обеспечения прав пациента (1994) и других документах.
С 90-х годов в России начались радикальные социальные и экономические реформы, которые затронули также и сферу здравоохранения. Либерализация государственного устройства, децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную вызвали необходимость более четкой правовой регламентации медицинской деятельности.
Поэтому в России в 90-е годы начала активно формироваться нормативно-правовая база в сфере охраны здоровья населения, медицинской деятельности, защиты прав пациентов, медицинских и фармацевтических работников. К настоящему времени принято более 30 федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере здравоохранения.
Указанные законы изменили юридическое положение граждан при обращении за медицинской помощью, что позволило законодательно закрепить правовой паритет между пациентами, субъектами системы здравоохранения и ОМС, установить права, обязанности и ответственность сторон, вступающих в отношения в связи с необходимостью оказания медицинских услуг, определить способы обеспечения прав пациентов на медицинскую помощь надлежащего объема и качества и способы их защиты.
Однако, несмотря на наличие многочисленных законов, правовая грамотность медицинских работников остается низкой, о чем свидетельствует возрастающий поток судебных исков к медицинским работникам со стороны пациентов в связи с нарушением прав последних при обращении за медицинской помощью.
Знание законов и умение пользоваться правом в настоящее время имеет не только социальное, но и экономическое значение. Правильное и своевременное применение законодательства позволило бы медицинским работникам эффективно пользоваться своими правами при выполнении профессионального долга, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод граждан.
В связи с этим назрела необходимость научного изучения уровня и качества юридической грамотности медицинских работников и обоснования путей и способов повышения их правовой подготовки, особенно по наиболее значимым вопросам медицинской деятельности: права пациентов и их защита; права больных с психическими заболеваниями и туберкулезом; права пациентов в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) и другие. Немаловажным является знание основ гражданско-правового регулирования оказания медицинской помощи гражданам, гражданско-правовых основ деятельности лечебно-профилактических учреждений.
Кроме того, в процессе осуществления своей профессиональной деятельности медицинские работники пользуются нормами трудового и административного законодательства, без твердого знания которых работник здравоохранения не может на должном уровне выполнять свои служебные обязанности.
Все сказанное явилось основанием для выполнения настоящего диссертационного исследования.
Цель исследования. На основе научного изучения уровня и качества знаний медицинских работников в сфере правового обеспечения здравоохранения и медицинской деятельности обосновать методы повышения их правовой подготовки.
1. В динамике за 1999-2003 г.г. провести анализ обращений граждан г. Ростова-на-Дону в Управление здравоохранения, оценить виды допущенных медицинскими работниками правовых нарушений.
2. На основе социологического исследования различных категорий медицинского персонала (руководители, врачи, средние медицинские работники) определить объем и качество знаний правовых основ медицинской деятельности.
3. Изучить основные источники получения правовых знаний медицинскими работниками (курсы повышения квалификации, научные журналы, СМИ, консультации юристов и др.).
4. Научно обосновать наиболее эффективные пути и способы повышения правовой грамотности медицинских работников.
Научная новизна исследования.
1. Впервые проведен медико-социальный анализ обращений населения г. Ростова-на-Дону за 1999-2003 годы в Управление здравоохранения города в связи с нарушением прав граждан в области охраны здоровья населения и оказания медицинской помощи.
2. Впервые проведено социологическое изучение объема и качества правовых знаний медицинских работников в сфере административного, гражданского, медицинского и трудового законодательства.
3. Впервые проведен анализ источников получения правовых знаний медицинскими работниками (типовые учебные программы, научные журналы, СМИ
4. Научно обоснованы наиболее эффективные пути и способы повышения правовой грамотности медицинских работников.
Практическая значимость работы. Результаты исследования по изучению правовой грамотности медицинских работников реализованы в учебно-педагогическом процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения № 1 и кафедре управления и экономики здравоохранения ФПК Ростовского Государственного медицинского университета с целью улучшения правовой подготовки студентов и врачей в сфере охраны здоровья населения.
Разработано методическое пособие по правовым аспектам деятельности учреждений здравоохранения, которое издано Ростовским Государственным медицинским университетом и предназначено для руководителей ЛПУ, врачей и студентов.
МУ «Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону» разработаны мероприятия по повышению правовой грамотности медицинского персонала на период до 2007 года.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования доложены и обсуждены на:
• I Всероссийской научно-практической конференции по актуальным проблемам правового регулирования медицинской деятельности (Москва, 2003г.),
• I Всероссийском съезде по медицинскому праву (Москва,2003 г.),
• IV научной сессии Ростовского Государственного Медицинского университета (г. Ростов-на-Дону, 2004г.),
• межкафедральной конференции кафедры управления и экономики здравоохранения ФПК и кафедры общественного здоровья и здравоохранения №1 РостГМУ.
Публикации. По результатам исследований опубликовано 7 работ, 1 методическое пособие.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Результаты медико-социального изучения причин неудовлетворенности населения г. Ростова-на-Дону работой лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников, обусловливающих их обращения в муниципальные органы управления здравоохранением.
2. Данные социологического изучения объема и уровня правовых знаний у различных категорий медицинских работников (руководители, врачи, средний медицинский персонал).
3. Анализ основных источников получения правовых знаний медицинскими работниками.
4. Научно обоснованные предложения по совершенствованию системы правового обучения медицинских работников.
Структура и объем работы. Основное содержание работы изложено на 108 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, содержащего 128 отечественных и зарубежных наименований источников. Работа иллюстрирована 20 таблицами и 1 рисунком.
Во введении обоснована актуальность проведенного исследования, определены цель и задачи, изложена научная новизна и научно-практическая значимость работы, представлены сведения о внедрении результатов исследования в практику здравоохранения и в процесс подготовки медицинских кадров, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе на основании изучения литературы дан анализ современных представлений о проблемах правовой грамотности медицинских работников.
Аналитический обзор литературы свидетельствует об отсутствии специальных исследований вопросов правовой подготовки медицинских работников и позволяет выделить основные проблемы правового регулирования медицинской деятельности, а именно: несовершенство законодательной базы в сфере охраны здоровья населения, недостаточная практическая реализация разработанных методик по правовому обучению медицинского персонала; социально-правовая незащищенность пациента и медицинского работника.
Актуальность обозначенных проблем, их значимость для теории и практики общественного здравоохранения послужили основанием для выбора темы настоящего исследования.
Таким образом, изучение литературы позволило выявить ряд нерешенных вопросов и обосновать необходимость проведения исследования.
Во второй главе изложена программа и методика проведения настоящего исследования, которое проводилось в несколько этапов.
цинская сестра»; учебные программы ФПК Ростовского государственного медицинского университета.
Исследование проводилось в 2002-2004 г.г.
В работе была применена комплексная методика с использованием социально-гигиенического, социологического, статистического методов, метода структурного, организационного и функционального моделирования.
Первый этап исследования заключался в сборе медико-демографической информации, касающейся численности населения г. Ростова-на-Дону, его распределения по административным районам, изучения сети существующих лечебно-профилактических учреждений, обеспечения лечебно-профилактических учреждений медицинскими кадрами.
Второй этап заключался в анализе обращений, поступивших в МУ «Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону» за 1999-2003 г.г. При этом учитывались только обращения, связанные с нарушением прав пациентов, поступающие в Управление здравоохранения из различных инстанций (из областной и городской администраций, министерства здравоохранения Ростовской области, из прокуратуры и суда, от депутатов и непосредственно от авторов обращений).
Третий этап исследования был посвящен социологическому изучению правовых знаний медицинских работников.
Нами были разработаны 4 группы анкет: анкета для руководителей ЛПУ и их заместителей; анкета для врачей ЛПУ; анкета для врачей бюро МСЭ; анкета для среднего медицинского персонала.
Оценка значимости различных вопросов с целью последующего включения их в анкеты проводилась следующим образом. По каждому разделу права на основе предварительной консультации с юристами и медицинскими работниками было отобрано 20 вопросов. Валидность оценивалась по 10 балльной шкале десятью экспертами из числа медицинских работников, в течение последнего года прошедших сертификационные циклы или получивших (подтвердивших) квалификационные категории (высшую или первую). Максимально возможная сумма баллов по каждому вопросу составляла 100. Для включения в анкету отбирались только те вопросы, по которым экспертами было выставлено более 50 баллов.
Для определения уровня и объема правовых знаний различных категорий медицинских работников по результатам опроса мы ввели ряд объективных показателей.
Во-первых, рассчитывался такой показатель, как удельный вес правильных ответов по формуле: Р=з/Ъ*100%, где
Во-вторых, для того, чтобы выяснить, зависит ли уровень правовой подготовки от пола опрашиваемых и наличия аттестационной категории, нами был подсчитан средний балл, набранный руководителями ЛПУ, врачами и средним медицинским персоналом по различным отраслям права.
Средний балл по отрасли законодательства рассчитывался по формуле:
В-третьих, для определения, в какой отрасли права были наиболее ориентированы руководители ЛПУ, врачи и средний медицинский персонал, проводился расчет относительного объема знаний по различным отраслям права (количество вопросов в анкетах по различным отраслям права отличалось друг от друга и сравнивать между собой просто сумму набранных баллов по тому или иному разделу законодательства было невозможно).
Относительный объем знаний медицинских работников по той или иной отрасли права рассчитывался по формуле:
Четвертый этап заключался в изучении источников правовых знаний медицинских работников.
Следующим фрагментом четвертого этапа явился анализ учебных программ по курсам «Правоведение», «Медицинское право» лечебного, медико-профилактического, педиатрического факультетов; учебные программы факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов Ростовского Государственного медицинского университета.
Пятый этап работы состоял в разработке основных направлений повышения правовой грамотности медицинских работников. В ходе этого этапа были учтены результаты предыдущих этапов.
Все полученные в процессе данного научного исследования статистические материалы были обработаны как с использованием стандартных, так и специально разработанных для персонального компьютера Pentium IV, в соответствии с техническими заданиями автора, программ анализа.
Это косвенно свидетельствует о том, что женщины являются более активной социальной группой и они более требовательны в вопросах соблюдения их прав при получении медицинской помощи.
Таким образом, можно сделать заключение, что обращение граждан с жалобой в вышестоящий орган управления здравоохранением до настоящего времени остается достаточно реальным и эффективным механизмом решения проблем пациента, позволяющий органам исполнительной власти оперативно реагировать на нарушения прав гражданина в сфере оказания медицинской помощи.
Результаты нашего исследования позволили установить, что причины нарушения прав пациентов не всегда связаны с таким фактором, как недостаточное финансирование лечебно-профилактических учреждений. В ряде случаев причиной обращений граждан в связи с нарушением их прав является недостаточное знание медицинскими работниками нормативных актов в сфере здравоохранения и медицинской деятельности.
Обращения пациентов в МУ «Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону» в значительной мере отражают реальную ситуацию в здравоохранении, во-первых, с соблюдением прав пациентов, а во-вторых с недостаточной правовой грамотностью медицинских работников.
В четвертой главе по специально разработанной методике была проведена комплексная оценка уровня правовых знаний медицинских работников.
Для каждой категории медицинских работников были разработаны соответствующие анкеты с учетом необходимого минимума правовых знаний по различным отраслям права.
Опрос главных врачей и их заместителей проводился спустя 1 год после вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации, тем не менее, 84,7% опрошенных не смогли назвать вид дисциплинарного взыскания, не предусматриваемый Трудовым Кодексом РФ, а 89,5% опрошенных неверно указали максимальный срок перевода работника на другую работу в случае производственной необходимости, 63,1% руководителей не смогли назвать основные черты трудового договора, отличающие его от смежных гражданско-правовых договоров, 73,3% опрошенных руководителей не смогли назвать минимальную сумму денежных средств, при закупке на которую оборудования для ЛПУ необходимо проводить открытые торги.
Большинство руководителей (85,4%) не указали, каким нормативным документом регламентируются правила оказания платных медицинских услуг, 50,4 % респондентов не смогли ответить на вопрос, какое право имеет лечебно-профилактическое учреждение на закрепленное за ним имущество.
Не менее важными для руководителей ЛПУ являются вопросы правовой регламентации оказания медицинской помощи пациентам. Однако 61,2% опрошенных не смогли указать, в каком случае врач может отказаться от лечения пациента, 89,4% респондентов не смогли правильно указать случаи, при которых возможно разглашение информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента, 72,4 % опрошенных не смогли назвать, какая ответственность предусматривается за отказ работодателя в заключении коллективного договора.
Для объективного подтверждения уровня правовых знаний руководителей ЛПУ нами был подсчитан удельный вес правильных ответов данной категории медицинских работников и распределен в соответствии с категорией и стажем работы респондентов.
Установлено, что среди организаторов здравоохранения, имеющих высшую и первую аттестационную категорию, выявлено самое большое число анкет (49,0%) с высоким удельным весом правильных ответов.
Для того, чтобы определить, в области какого законодательства наиболее подготовлены руководители ЛПУ, нами был подсчитан средний балл, набранный респондентами по различным отраслям законодательства. Однако сравнить его по разделам права не представилось возможным из-за различного максимального количества баллов, поэтому был определен такой показатель, как относительный объем знаний (в %) руководителей ЛПУ по различным отраслям законодательства в зависимости от пола и категории (соотношение среднего балла к максимальному количеству баллов).
В результате анализа установлено, что самый высокий уровень правовой подготовки отмечается в области гражданского и административного права, тогда как подготовка руководителей в части трудового законодательства и медицинского права существенно хуже. Вероятно, это связано с тем, что в практической деятельности организаторы здравоохранения чаще сталкиваются с вопросами гражданско-правового регулирования деятельности ЛПУ, а также с вопросами административной ответственности. Проблемами же оказания медицинской помощи чаще занимаются непосредственно врачи, заведующие отделениями и средний медицинский персонал.
Также можно предположить, что низкий уровень знаний руководителей ЛПУ в области трудового законодательства связан с относительно недавним принятием нового Трудового Кодекса Российской Федерации.
Что касается изучения уровня правовых знаний в зависимости от пола, то установлено, что данный показатель у мужчин и женщин приблизительно одинаков.
Большинство опрошенных респондентов (81,4%) не смогли отметить уважительную причину при неоказании помощи больному, 64,4% опрошенных
респондентов не смогли правильно указать виды ответственности, которую они несут при причинении вреда здоровью граждан.
Врачи в 79,2 % случаев не знают максимальной продолжительности работы по совместительству, 84,9% врачей не смогли указать, в каком случае не устанавливается испытание при приеме на работу, 57,6 % респондентов не знают, за какой период времени должен быть предупрежден работник о сокращении численности или штата работников организации.
Самый высокий уровень правовой подготовки отмечался у врачей, имеющих высшую аттестационную категорию и стаж работы от 21 до 25 лет. Самые низкие показатели выявлены у врачей, не имеющих аттестационной категории, со стажем работы до 10 лет и свыше 25 лет.
Для того, чтобы определить, в области какого законодательства наиболее подготовлены врачи ЛПУ, нами был подсчитан средний балл, набранный респондентами по различным отраслям законодательства, и проведен анализ относительного объема знаний (в %) врачей по разделам права в зависимости от пола и категории (отношение среднего балла к максимальному количеству баллов).
Установлено, что уровень правовой подготовки врачей выше в области медицинского права, чем трудового законодательства. Можно предположить, что низкий уровень знаний врачей ЛПУ в области трудового законодательства связан, так же как и руководителей, с относительно недавним принятием Трудового Кодекса Российской Федерации.
Что касается сравнения уровня правовых знаний у мужчин и женщин, то достоверных различий между группами не установлено.
Установлено, что 72,9 % врачей бюро МСЭ не смогли ответить, требуется ли согласие инвалида (больного) на составление индивидуальной программы реабилитации, а 58,5 % опрошенных не смогли указать, какие факторы регламентируются работа инвалида в специально созданных условиях.
Исследование показало, что 66,4 % опрошенных не знают максимального срока испытания при приеме на работу, 57,9 % врачей не смогли указать, в каком случае может быть предоставлен дополнительный неоплачиваемый отпуск, а 68,3 % респондентов неверно указали те бюро МСЭ, работа в которых дает право на повышение должностного оклада.
Установлено, что самый высокий уровень правовой подготовки отмечается у врачей МСЭ, имеющих высшую аттестационную категорию и стаж работы от 16 до 25 лет. Самые низкие показатели отмечены у врачей, не имеющих аттестационной категории, со стажем работы до 10 лет и свыше 25 лет.
Установлено, что уровень правовой подготовки врачей МСЭ, как и врачей ЛПУ, выше в области медицинского права, чем трудового законодательства. Достоверных различий уровня правовых знаний между группами мужчин и женщин не установлено.
Анкетированием установлено, что 84,8% опрошенных медицинских сестер не смогли определить порядок предоставления информации о состоянии здоровья.несовершеннолетних пациентов, а 81,2% не смогли указать, какая причина является уважительной в случае неоказания помощи больному. 61,3% респондентов не смогли правильно указать категории медицинских работников, несущих ответственность за разглашение врачебной тайны.
Что касается уровня правовых знаний в области трудового законодательства, то 80,5% медицинских сестер не смогли правильно определить порядок аттестации среднего медицинского персонала, 66,0 % средних медицинских работников неверно ответили на вопрос о продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска медицинских работников, 71,8% не знают порядка перевода в другое структурное подразделение.
Установлено, что самый высокий уровень правовой подготовки отмечается у среднего медицинского персонала, имеющего высшую аттестационную категорию. Самые низкие показатели выявлены у средних медицинских работников, не имеющих аттестационной категории.
Зависимости уровня правовой подготовки среднего медицинского персонала от стажа работы не выявлено.
Анализируя полученный материал, можно сделать следующие выводы:
1. Уровень правовой подготовки руководителей лечебно-профилактических учреждений, врачей и среднего медицинского персонала можно оценить как средний.
2. Уровень правовых знаний медицинских работников зависел от квалификационной категории респондентов. Наиболее высокая правовая подготовка выявлена у специалистов, имеющих высшую и первую аттестационную категории.
3. Уровень правовых знаний руководителей ЛПУ и врачей зависел от стажа работы, тогда как правовая подготовка среднего медицинского персонала такой корреляции не имела.
4. У руководителей ЛПУ наиболее низкий уровень правовых знаний выявлен в области трудового и медицинского законодательства.
5. Уровень правовых знаний врачей был сравнительно выше в области медицинского права, чем трудового законодательства.
6. Уровень правовых знаний средних медицинских работников в области трудового и медицинского законодательства был примерно одинаков.
7. Не установлена зависимость уровня правовых знаний специалистов всех выделенных категорий (руководители ЛПУ, врачи и средний медицинский персонал) от пола респондентов.
8. Уровень правовых знаний медицинских работников не соответствует в полной мере статье 54 Основ законодательства «Об охране здоровья граждан», в соответствии с которой сертификат специалиста выдается при наличии необходимых знаний законодательства в области охраны здоровья граждан.
В пятой главе дано научное обоснование предложений по повышению эффективности системы правовой подготовки медицинских работников.
Были выделены основные источники получения правовых знаний медицинскими работниками и проведен их анализ.
1.Средства массовой информации и научно-практические журналы.
2. Консультации юристов.
Установлено, что только 35,7% муниципальных лечебно-профилактических учреждений г. Ростова-на-Дону имеют в своем штате юриста. В 12,6% ЛПУ заключены гражданско-правовые договоры на оказание консультационных услуг юристами. Низкую обеспеченность учреждений здравоохранения указанными специалистами можно связать с отсутствием материальной заинтересованности указанных специалистов. Занимаясь аналогичной профессиональной деятельностью в юридических консультациях, юрисконсульты получают гонорары на несколько порядков выше, чем в бюджетных организациях.
3. Учеба на факультете повышения врачей.
Среди опрошенных руководителей ЛПУ 53,3% респондентов не проходили обучение за последние 5 лет, 38,2% проходили обучение 3-4 года назад и только 8,5% обучались в течение последних двух лет. Среди врачебного персонала за последние 5 лет не проходили обучение 47,4% опрошенных, 31,1 % проходили обучение 3-4 года назад, 21,5% обучались в течение последних двух лет.
Учитывая недостаточную правовую грамотность медицинского персонала, можно сделать вывод, что для достижения должного уровня и объема правовых знаний, необходимо совершенствование системы правовой подготовки медицинских работников.
Мы предлагаем следующие формы повышения правовой грамотности работников здравоохранения. Для этого был выделен додипломный и последипломный уровень правовой подготовки.
1. Додипломный уровень подготовки.
Усовершенствование преподавания курса «Правоведение» в высших и средних медицинских образовательных учреждениях. По нашему мнению, правоведение целесообразно преподавать на начальных курсах (Ш-ГУ семестр) в рамках социально-гуманитарной подготовки, выделив в нем основы гражданского, конституционного, трудового, уголовного законодательства и др., уделив при этом не менее 4-х учебных часов основам теории государства и права. Введение во всех медицинских Вузах и средних специальных учебных заведениях дисциплины «Медицинское право». С нашей точки зрения, овладение теорией и практикой медицинского права должно происходить после изучения студентами учебного курса «Правоведение» и являться вторым уровнем правовой подготовки специалиста здравоохранения. Включение в программу последних курсов обучения медицинского персонала элективных циклов по правовому регулированию деятельности учреждений здравоохранения. Элективные циклы по правовому регулированию медицинской деятельности должны являться третьим уровнем додипломной правовой подготовки медицинского персонала.
2. Последипломный уровень подготовки.
Включение в квалификационные характеристики организаторов здравоохранения навыков применения правовых норм различных отраслей законодательства, а также вопросов по правовому регулированию деятельности учреждений здравоохранения.
Включение в систему последипломной подготовки врачебного и сестринского персонала циклов усовершенствования по правовым аспектам деятельности учреждений здравоохранения, а также элективных циклов для руководителей ЛПУ по наиболее актуальным проблемам медицины и права. Организация органами управления здравоохранением семинаров с руководителями ЛПУ, включающих решение тестовых вопросов и задач по правильному применению правовых норм различных отраслей законодательства. Издание и распространение методических рекомендаций по юридическим основам медицинской деятельности. Организация консультаций юристов, специализирующихся в вопросах медицинской деятельности при органах управления здравоохранением.
3. Получение медицинскими работниками дополнительного образования по специальности «юриспруденция в сфере здравоохранения».
На основании вышеизложенных направлений нами была разработана модель системы повышения правовой грамотности медицинских работников.
В соответствии с Концепцией, процесс обучения, методические подходы, наполнение учебных программ по основным дисциплинам должны постоянно совершенствоваться, гибко реагировать на меняющиеся потребности здравоохранения, ориентироваться на подготовку специалистов по новым направлениям.
В заключении представлено обобщение, сравнение с имеющимися литературными данными и обсуждение результатов, полученных в ходе комплексного социально-гигиенического исследования.
Разработанная нами организационно-функциональная модель дает возможность повысить эффективность и качество оказания лечебно-диагностической помощи гражданам, предупредить врачебные ошибки и профессиональные преступления, эффективно пользоваться медицинскими работниками своими правами, не нарушая при этом прав и свобод других граждан. Упорядочение правовых знаний медицинского персонала должно способствовать наиболее полному обеспечению охраны здоровья населения в Российской Федерации.
Это дало возможность сформулировать приведенные далее выводы и практические рекомендации.
1. В качестве объективного и подлежащего количественному и качественному анализу показателя, отражающего в целом проблему соблюдения прав пациентов при обращении их в ЛПУ, избран показатель обращений граждан в МУ «Управление здравоохранения г.Ростова-на-Дону».
2. Установлено, что за период с 1999 по 2003 г.г. абсолютное количество обращений возросло на 65,4%. Этому же соответствовал и рост в 1,5 раза интенсивного показателя частоты обращений (на 100 тыс. населения). В пери-
од с 1999 по 2001 г.г. интенсивный показатель частоты обращений женщин превышал соответствующий показатель у мужчин в 1,2-1,4 раза, а в 20022003 г.г. эти различия нивелировались.
5. Уровень правовой подготовки руководителей лечебно-профилактических учреждений, врачей и среднего медицинского персонала можно оценить как средний. Уровень правовых знаний медицинских работников зависел от квалификационной категории респондентов. Наиболее высокая правовая подготовка выявлена у специалистов, имеющих высшую и первую аттестационную категории. Уровень правовых знаний руководителей ЛПУ и врачей зависел от стажа работы, тогда как правовая подготовка среднего медицинского персонала такой корреляции не имела. Не установлена зависимость уровня правовых знаний специалистов всех выделенных категорий (руководители ЛПУ, врачи и средний медицинский персонал) от пола респондентов.
6. У руководителей ЛПУ наиболее низкий уровень правовых знаний выявлен в области трудового и медицинского законодательства. Уровень правовых знаний врачей был сравнительно выше в области медицинского права, чем трудового законодательства. Уровень правовых знаний средних медицинских работников в области трудового и медицинского законодательства был примерно одинаков.
7. Анализ материалов по различным разделам права в наиболее массовых научно-практических изданиях для медицинских работников за последние 3-5 лет позволил установить, что в них наиболее часто были представлены вопросы медицинского права (40,8% статей и комментариев), гражданского (30,0%) и трудового права (29,2%). Ни в одном из проанализированных изданий за все изученные годы вообще не были представлены материалы по административному праву.
8. На основе полученных результатов разработаны предложения по улучшению правовой подготовки медицинских работников, включая додипломный и последипломный уровни профессионального обучения и этап непрерывного профессионального развития.
1. Результаты настоящего исследования являются информационной базой для дальнейшего совершенствования правового образования медицинских работников на додипломном и последипломном этапах профессиональной подготовки.
2. Назначаемые на должности руководителей ЛПУ врачи-специалисты в обязательном порядке должны иметь сертификат организатора здравоохранения, поскольку на сертификационных циклах предусмотрена правовая подготовка по правовым вопросам медицинской деятельности.
3. Правовая подготовка медицинских работников должна включать 3 этапа: додипломный уровень, последипломный уровень и непрерывное профессиональное развитие с дифференциацией объемов и качества правовой подготовки на каждом из указанных этапов.
4. Целесообразно рекомендовать научно-практическим медицинским журналам регулярно публиковать обзоры, статьи и комментарии по различным разделам права (административного, медицинского, трудового и др.).
5. Органам управления здравоохранением на медицинских советах регулярно рассматривать материалы анализа обращений граждан и устранять причины, породившие такие обращения.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕДИССЕРТАЦИИ
1. Приз Е.В. Компетентность среднего медицинского персонала в правовых вопросах медицинской деятельности //Сб. науч. тр. 1-го Всероссийского съезда (национального конгресса) по медицинскому праву. М. 2003, т.1, с. 264-266.
3. Приз Е.В. Обеспечение врачебной тайны при рассмотрении жалоб и обращений пациентов // Сб. науч. тр. 1-го Всероссийского съезда (национального конгресса) по медицинскому праву. М. 2003, т. 2, с. 123-125.
4. Приз Е.В. Оценка уровня правовой грамотности руководителей лечебно-профилактических учреждений //Сб. науч. тр. «Проблемы городского здравоохранения». Вып. 8. СПб.: СПбГМУ, 2003, с.55-57.
5. Приз Е.ВПравовые механизмы обеспечения качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования // Сб. науч. тр. 10-летие обязательного медицинского страхования: опыт, проблемы, перспективы. Ростов-на-Дону, 2003, с. 221-223.
6. Пакус И.А., Лукьянова H.H., Полякова В.В., Приз Е.В. Деятельность учреждений здравоохранения: правовые аспекты. Методическое пособие для организаторов здравоохранения, врачей и студентов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003,224 с.
7. Приз Е.В., Пакус ИА. Динамика и основные причины жалоб пациентов, поступивших в МУ «Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону» за 1999-2003 гг. //Сб. науч. тр. IV научной сессии Ростовского Государственного медицинского университета. Ростов-на-Дону, 2004, с. 46-47.
8. Приз Е.В. Знание правовых основ здравоохранения и медицинской деятельности врачами бюро медико-социальной экспертизы.//Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 2005, №1,-с.46-48.
ЛР №7405-СР от 05 12 2000 г Подписано в печать 15 12 2004
Формат 80*64/16 Бумага офсетная Печать ризография Учетно-издательских листов 1,17 Тираж 100 экз Заказ 267
Отпечатано в копировальном центре «Тональ» 344007, г Ростов-на-Дону, ул Б Садовая, 62, оф 302, тел 262-01-09