Чем обусловлена актуальность данной публикации география
Актуальность изучения географии
Сегодня в эпоху бурного развития цивилизации, человечество все чаще сталкивается с проблемами экологического характера. Человек привык все брать от природы и ничего не отдавать. Живя под лозунгом: « Мы не можем ждать милости от природы.», человеческое общество все больше давит на окружающую среду, это давление принимает огромные масштабы. Планету может спасти только сам человек, глубоко понимая законы природы,осознавая, что он сам является частью этой природы. Мы видим, что в условиях надвигающейся катастрофы, все большее значение приобретает экологическое образование и воспитание человека. В современных условиях, когда наше общество переходит к рыночной экономике, происходит кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены, следовательно особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию.
Действительно в эпоху НТР все больше промышленность наносит вред окружающей среде. Добывая полезные ископаемые мы видим, что большая их часть уходит в отходы, потому что мало используются новейшие технологии, а порой они отсутствуют, особенно в развивающихся странах. В последние годы на процессы размещения производства все больше влияет экологический фактор. Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно, необходимо опираться на глубокое понимание места человека в окружающем мире. Нам всем необходимо воспитание экологического сознания и сегодня долг каждого учителя, сформировать это сознание у школьников, нашего подрастающего поколения, кто будет грамотно продолжать наши традиции сохранения природы для будущих поколений. Экологическое сознание имеет межпредметный характер, главную роль играют естественно научные дисциплины: география, физика, биология.
Актуальность географической науки
География – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.
Многие до сих пор отождествляют географию в основном с открытиями и описанием неведомых ранее земель. Между тем она уже давно углубилась в изучение проблем взаимодействия общества и природы. Именно на этом пути география как синтетическая наука обретает новые перспективы.
Усложнение задач, применение современных методов, становление новых отраслей географии приводит к тому, что многие ключевые проблемы теории и практики географической науки требуют серьезного и многостороннего обсуждения, объединения усилий в области теории науки, технологии исследований.
Ныне можно говорить о трех главных блоках географической науки: природной, общественной и технической географии. Последняя включает дистанционные методы, геоинформационные системы, картографические пути исследований. А два первых блока содержат как традиционные направления (например, различные виды страноведения и региональную географию), так и быстро развивающиеся ветви социальной географии, а также направления, сближающие географию с геоэкологией и с экологическими проблемами вообще.
Перспективой развития географических исследований в XXI веке является тенденция к интеграции географических наук для обеспечения так называемого устойчивого (Поддерживающего) развития. Разные ветви географии дают возможность комплексно рассмотреть проблемы дальнейшего развития разных территорий и мира в целом.
Признание нарушенности равновесия между ресурсным потенциалом планеты и его использованием человечеством становится основной причиной «ренессанса географической мысли». Даже в богатых индустриальных странах невозможно решить лишь при помощи новейших техники и технологий такие глобальные проблемы человечества, как опустынивание, обезлесение, деградация окружающей среды, нехватка чистых водных ресурсов, загрязнение атмосферы, почв и воды, ухудшения здоровья населения. Необходимо участие в общечеловеческих усилиях всей системы географических наук, всего арсенала ее методов.
Стоит подчеркнуть, что все более широко распространяющийся термин «устойчивое развитие» пока не имеет общепринятого значения и трактуется по-разному. Точно так же и понимание сложно проблематики устойчивого развития весьма различно даже в развитых странах с высокой информированностью населения.
Устойчивое развитие должно быть результатом, прежде всего, политических усилий на всех территориальных уровнях. Сбалансированность развития на локальном уровне во многом зависит от степени вовлечения местного населения в реализацию программ развития. Важным фактором сбалансированности выступает культура, в том числе культура землепользования, включающая исторический опыт данного народа и всего человечества.
Серьезное внимание географии приковано сейчас к информатизации. Возникло важное направление географической науки – геоинформатика. Широко разрабатываются самые разные геоинформационные системы. Их активно используют при разработке социально-экономического будущего различных территорий, городов и сельской местности. Особенно велико значение геоинформационных систем в территориальном планировании, в районных планировках и в мониторинге состояния окружающей среды.
Один из главных лозунгов будущего человечества: «Жить в разнообразии» предполагает гармоничные взаимоотношения между разными этническими группами, культурными традициями, прошлым и будущим, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой. Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и социально-экономического разнообразия неоценима.
Актуальность географической науки
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
/user/kaiv/ Василий Александрович Ковалёв
А) выявить актуальность географической науки на современном этапе,
В) сформировать новое географическое понятие «ойкумена».
Актуальность географической науки.
Методы географических исследований.
Объекты изучения экономической и социальной географии.
Земля – место обитания человека.
Актуальность географической науки.
География – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.
Многие до сих пор отождествляют географию в основном с открытиями и описанием неведомых ранее земель. Между тем она уже давно углубилась в изучение проблем взаимодействия общества и природы. Именно на этом пути география как синтетическая наука обретает новые перспективы.
Усложнение задач, применение современных методов, становление новых отраслей географии приводит к тому, что многие ключевые проблемы теории и практики географической науки требуют серьезного и многостороннего обсуждения, объединения усилий в области теории науки, технологии исследований.
Ныне можно говорить о трех главных блоках географической науки: природной, общественной и технической географии. Последняя включает дистанционные методы, геоинформационные системы, картографические пути исследований. А два первых блока содержат как традиционные направления (например, различные виды страноведения и региональную географию), так и быстро развивающиеся ветви социальной географии, а также направления, сближающие географию с геоэкологией и с экологическими проблемами вообще.
Перспективой развития географических исследований в XXI веке является тенденция к интеграции географических наук для обеспечения так называемого устойчивого (Поддерживающего) развития. Разные ветви географии дают возможность комплексно рассмотреть проблемы дальнейшего развития разных территорий и мира в целом.
Признание нарушенности равновесия между ресурсным потенциалом планеты и его использованием человечеством становится основной причиной «ренессанса географической мысли». Даже в богатых индустриальных странах невозможно решить лишь при помощи новейших техники и технологий такие глобальные проблемы человечества, как опустынивание, обезлесение, деградация окружающей среды, нехватка чистых водных ресурсов, загрязнение атмосферы, почв и воды, ухудшения здоровья населения. Необходимо участие в общечеловеческих усилиях всей системы географических наук, всего арсенала ее методов.
Стоит подчеркнуть, что все более широко распространяющийся термин «устойчивое развитие» пока не имеет общепринятого значения и трактуется по-разному. Точно так же и понимание сложно проблематики устойчивого развития весьма различно даже в развитых странах с высокой информированностью населения.
Устойчивое развитие должно быть результатом, прежде всего, политических усилий на всех территориальных уровнях. Сбалансированность развития на локальном уровне во многом зависит от степени вовлечения местного населения в реализацию программ развития. Важным фактором сбалансированности выступает культура, в том числе культура землепользования, включающая исторический опыт данного народа и всего человечества.
Серьезное внимание географии приковано сейчас к информатизации. Возникло важное направление географической науки – геоинформатика. Широко разрабатываются самые разные геоинформационные системы. Их активно используют при разработке социально-экономического будущего различных территорий, городов и сельской местности. Особенно велико значение геоинформационных систем в территориальном планировании, в районных планировках и в мониторинге состояния окружающей среды.
Один из главных лозунгов будущего человечества: «Жить в разнообразии» предполагает гармоничные взаимоотношения между разными этническими группами, культурными традициями, прошлым и будущим, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой. Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и социально-экономического разнообразия неоценима.
Методы географических исследований.
Новые требования практики вызвали к жизни и новые методы географических исследований. Помимо таких традиционных методов, как статистический, картографический, исторический, все большее распространение получают точные математические методы исследования. Применение этих методов, в свою очередь, позволило перейти к математическому моделированию многих физико- и экономико-географических явлений и процессов. В последние годы географы все шире начинают использовать космические методы исследования нашей планеты.
Объекты изучения экономической и социальной географии.
Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.
Социология – наука об обществе, о поведении людей.
Экономическая география исследует закономерности размещения населения и хозяйства как на земном шаре в целом, так и в отдельных странах мира.
В структуре экономической и социальной географии выделяют общую и региональную географию, объектом которой служат отдельные государства.
Большой вклад в развитие экономической и социальной географии зарубежных стран внесли многие ученые, но в первую очередь Н.Н. Баранский, и И.А. Витвер.
Земля – место обитания человека.
Жизнь людей протекает на поверхности Земли, площадью 510 млн. квадратных километров. Из них – 149 млн. квадратных километров приходится на материковую часть. Для существования жизни на Земле необходимы три источника существования: энергия Солнца, воздух и чистая вода.
Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка, сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.
Ойкумена – заселенная человеком часть Земли. Чтобы освоить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ внесли свою лепту в освоение планеты. Недаром Т. Хейердал по этому поводу сказал: «Мы все сидим на одном плоту. Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовка к уроку-диалогу.
Современная политическая карта мира.
А) выявить особенности влияния различных исторических эпох на формирование политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги,
Б) рассмотреть формы государственного строя и государственного устройства на примере отдельных стран.
В чем же заключается главная функция политической карты мира?
Со всеми ли доводами, сказанными в эпиграфе, вы согласны?
Какие процессы не отражает (и не способна отразить) политическая карта мира? Почему?
(Прежде всего: это районы межнациональных конфликтов, уровень экономического развития, форму государственного устройства и правления, межгосударственные союзы и международные политические организации и другие.)
Этапы формирования политической карты мира.
В своем развитии политической карты мира условно выделяют несколько периодов ее формирования:
А) древний период (до V века),
Б) средневековый период (V-XV века),
В) новый период (XV-XVI века),
появление социалистических стран (с 1917 года),
распад колониальных империй (с 60-х годов),
образование новых суверенных государств (с 90-х годов).
Тем не менее, главные средства территориальных изменений мало менялись на протяжении смены общественных формаций. На конкретных примерах докажите или опровергните эту мысль.
На протяжении ХХ века изменения на политической карте происходили (и происходят) значительно чаще, чем в предыдущие периоды. С чем это связано?
Изменения на политической карте носят различный характер. Прежде всего, специалисты отмечают ее количественные и качественные изменения. Какие из указанных сдвигов на политической карте характерны для России?
Какие из них – отмечались в прошлом?
Какие из указанных качественных и количественных изменений для России не характерны? Почему?
Политическая карта мира представляет собой пеструю мозаику. Вся обитаемая часть суши и прилегающие к ней обширные морские пространства как бы «исполосованы» политическими границами.
Мир, точнее его обитаемая часть, становится все более тесным в буквальном смысле слова. Во многих государствах, в первую очередь, в некоторых развивающихся странах Азии и Африки, чрезвычайно обострилась проблема нехватки в существующих границах земли как бы источника для производства продовольствия и территории для расселения и хозяйственного развития. Это результат особенностей экономического и политического развития стран, потери ими больших земельных площадей (частично – безвозвратно) из-за резкого ухудшения экологической ситуации и, в то же время, высокого естественного прироста населения. Такое положение характерно для Китая, Индии, многих арабских государств, стран Тропической Африки, некоторых стран Южной и Юго-Восточной Азии.
ПРИМЕР. Наиболее трагичная ситуация в Бангладеш. Площадь – 143 тысячи квадратных километров, из них – 9/10 – плоская низменная дельта, созданная наносами Ганга, Брахмапутры, Мегхны и их многочисленных притоков. При жарком и очень влажном климате так называемые рисовые почвы составляют ценнейшее, но едва ли не единственное природное богатство этой страны. В то же время, пожалуй, никакая страна в мире не сравнится с Бангладеш по густоте речной сети и, увы, по размаху наводнений, ежегодно затапливающих большую часть ее территории и наносящих ей колоссальный материальный ущерб. Наводнение в августе-сентябре 1988 года охватило 80% площади, оставило без крова 30 млн. человек. Мало где еще в мире побережье подвергается таким страшным ударам морской стихии, особенно волн цунами. Эти бедствия уносят жизни многих десятков тысяч людей. Во время осеннего наводнения 1990 года здесь погибли (по разным оценкам) от 150 до 300 тысяч человек. Бангладеш – аграрная страна, одна из самых бедных и отсталых почти по всем экономическим и социальным показателям. Вместе с тем естественный прирост населения превышает 3 млн. человек в год. Даже средняя плотность населения – 820 человек на квадратный километр – исключительно большая величина для страны такого масштаба. И все это в границах сравнительно небольшого государства. Ведь никто не уступил ему ни пяди земли, как, впрочем, и везде в мире.
К сожалению, территориальные, пограничные вопросы, всегда сложные во многих районах земного шара, в последние годы очень обострились в результате межгосударственных и межнациональных конфликтов.
Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Она отражает главные политико-географические изменения: образование новых независимых государств, слияние одного государства с другим, изменение площади государств, их столиц и многие другие. Все эти элементы и составляют основное содержание политико-географической карты.
Государство и территория государства.
Государство – результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.
Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны. В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды (в том числе территориальные – 12 миль) и, лежащие над сушей и водами, воздушное пространство. Международное право запрещает нарушение границ другого государства и тем более, насильственный захват чужих территорий. Все территориальные споры между государствами должны решаться исключительно мирными средствами.
Государственный строй и государственное устройство.
Главные объекты политической карты мира – суверенные государства.
1900 год – 55 суверенных государств
1994 год – из более 200 стран – более 180
Какие факторы влияют на их рост?
Вывод : образование, становление, развитие независимых государств, как и распад или ликвидация их суверенитета, установление, изменение или перекройка границ – сложнейшие исторические процессы, определяемые множеством внутренних и внешних факторов – политических, социальных, экономических, этнических, конфессиональных и других. Часто при этом на многие годы, иногда на века, остаются не решенными сложные проблемы жизни стран и народов. Нередко в их числе противоречия по территориальным, пограничным и связанным с ними вопросам.
Какие формы организации государства имеют суверенные страны?
— Приведите примеры стран с разными формами государственного строя.
Дипломная работа на тему:»Проектная деятельность на уроках географии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Санкт – Петербургский университет повышения квалификации профессиональной переподготовки»
по дополнительной профессиональной образовательной программе
«Педагогическое образование: учитель ГЕОГРАФИИ»
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»_
Дипломную работу подготовил:
Коновалова Татьяна Владимировна
МОУ ООШ № 13 ___________________________________________________________
х.Всадник Ставропольский край Александровский район
Глава I Теоретические основы использования метода проектов в школьном обучении. Формирование информационной компетентности.
1.1 История возникновения проектов ……………………………. 5-8
1.2 Актуальность проектов …………. ……………………………………8-11
1.3 Проектный метод как инновационная технология в образовании. 11-12
1.4 Организационная структура проектной деятельности…………… 12-14
1.5 Географические особенности метода проектов……………………14-16
Глава II Теоретическое обоснование.
2.1 Организация проектной деятельности. …………………………. 17-18
2.2 Сущность метода проектов ……………………………………… 18
2.3 Требования к проектной деятельности …………………………… 19-20
2.4. Этапы работы над проектом ……………………………………… 20-21
2.5 Классификация проектов ………………………………………… 22-23
2.6 Метод проектов в моей педагогической практике ………………. 23-28
Заключительная часть. ………………………………………………… 29-30
Девизом проектной деятельности по географии выбрана древнекитайская мудрость, так как метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся по решению какой – либо задачи:
« Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы. В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Глава I Теоретические основы использования метода проектов в школьном обучении. Формирование информационной компетентности.
1.1 История возникновения проектов.
В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Идеи Д.Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей.
Одним из путей реализации идей Д.Дьюи было обучение по методу проектов. Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 1920-е годы (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, A.C.Макаренко и др.). В 1920 – 30-е годы вышло довольно много публикаций, посвященных внедрению метода проектов: Е. Г. Кагаров «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На путях к методу проектов» (1930). В них подробно освещаются вопросы организации образовательного процесса, проблемы и пути их решения.
Для советской школы метод проектов имеет огромное значение, потому что в период его зарождения начала формироваться свободная и личностно-ориентированная педагогика. Внимание концентрировалось вокруг учеников с высокой степенью самостоятельности и преобладанием практической деятельности.
В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. От каждого человека, в настоящее время, требуется высокая мобильность. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придётся много учиться, изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, дополнительное образование.
Значительный вклад в разработку проектного метода обучения внёс один из основоположников отечественной педагогической науки П.П. Блонский (1884-1941). Его взгляды заключались в идее: «В народной школе ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни. А создать рациональную организацию школьной жизни ребенка без проектной деятельности невозможно».
1.2 Актуальность проектов.
Актуальность обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе
В современном мире актуальность метода проектов рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к повышению спроса на творческую личность, способную находить нестандартные пути решения существующих проблем. В этой связи особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.
В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих принципа образования: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе. На реализацию заявленных принципов образования нацелен и метод проектов, так как при использовании метода проектов создаются благоприятные условия для формирования умений, умение делать обоснованный выбор, самостоятельно работать, планировать и корректировать свою деятельность, выбирать и исполнять социальные роли и т. д.
Использование метода проектов в обучении географии рассматривается в трудах А.И. Алексеева, И.И. Бариновой, Л.Ф. Греханкиной, В.П. Дронова, А.Г.Захарова, Е.А.Кротовой, О.В.Крыловой, А.В.Летягина, А.А. Лобжанидзе, Ю.В. Митрофановой, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, В.Я. Рома.
Анализ исследований по теории и методике обучения географии показал, что имеются исследования, связанные с реализацией метода проектов. В монографии В.В. Николиной раскрываются теоретические особенности проектного обучения в школе на примере географии, иллюстрируются возможности различных курсов географии в реализации проектного обучения, автором предложены разработки проектов, комплекс методических приёмов реализации проектного обучения на уроке и во внеклассной работе по географии. В работе А.Г. Захарова показаны возможности формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии с использованием проектной деятельности.
Проблемный, гуманистический потенциал географической науки отвечает идеям модернизации современного географического образования. Школьная география всегда обладала значительным развивающим, мировоззренческим потенциалом, изучая взаимоотношения и возникающие проблемы в системах «человек-природа» на различных территориальных уровнях. Эта проблема нашла отражение в исследованиях А.И. Алексеева, И.И. Бариновой, Н.Ф. Винокуровой, Г.С. Камериловой, Н.Н. Демидовой, Е.А. Кротовой, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, Л.М. Панчешниковой, Г.А. Понуровой, В.П. Максаковского, Д.П. Финарова.
Особую значимость в реализации метода проектов имеет курс «География России». Данный курс рекомендован Министерством образования для широкого использования в учебном процессе проектной деятельности. Также следует отметить высокие образовательные возможности, мировоззренческую значимость курса, завершающего географическое образование в основной школе, что создаёт благоприятные условия для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, комплексность содержания даёт возможность поиска и решения различных проблем, находящихся на стыке интеграционных связей географии. Немаловажное значение имеет сформированность опорных знаний и умений у учащихся 9-х классов.
1.3.Проектный метод как инновационная технология в образовании
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в проектную деятельность. Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это говорит о том, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение мотивации подростков в предметной области определенных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание определенного продукта, имеющего значимость для других. Проектная деятельность должна строиться таким образом, что в ней будут востребованы способности детей, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае обучающиеся делают первые шаги к профориентации.
А что же такое «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность»? Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы.
1.4. Организационная структура проектной деятельности.
В контексте обозначенной темы особо значима точка зрения доктора педагогических наук, профессора В.В. Николиной, которая в своей практико-ориентированной монографии «Проектное обучение в школьной географии: теория и практика» выделяет следующие методические условия реализации проектного обучения:
взаимодействие учителя и учащихся;
реализация проектного цикла;
учебно-методическое сопровождение учащихся в методе проектов;
Целью учебно-методического сопровождения учащихся, выполняющих проект, является устранение препятствий, мешающих успешной его реализации. Сущность учебно-методического сопровождения проявляется в предоставлении учащимся адресной (дифференцированной) помощи. Содержание и методы помощи определяются характером затруднений, испытываемых учащимися в работе над проектом, в общении с товарищами. Вариативность, многообразие приёмов зависит от профессионализма учителя географии, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ученика. Основными направлениями деятельности учителя географии по учебно-методическому сопровождению проектной деятельности учащихся по В.В. Николиной являются:
максимальное содействие полноценному интеллектуальному и личностному развитию каждого школьника;
создание эмоционального и психологического комфорта в учебных группах, реализующих проекты;
консультирование учащихся на каждом этапе проектной деятельности путём организации адресной индивидуальной или групповой помощи;
обеспечение свободного доступа учащихся к необходимой информации;
содействие учащимся в достижении результатов проекта;
партнёрская позиция учителя в проектной деятельности.
1.5. Географические особенности метода проектов.
Проблемностъ — характерная черта метода проектного обучения. В процессе разработки и выполнения творческих проектов возникают различные противоречия между требуемым и реальным уровнем знаний и умений, необходимостью и наличием материалов, оборудования, технологических средств.
Несмотря на то, что метод проектов является универсальной педагогической технологией, при его использовании в обучении географии выявлены методические особенности (отличительные черты, придающие своеобразие реализации метода проектов в географическом образовании), обусловленные спецификой предмета, которые проявляются на каждом этапе проектирования.
На подготовительном этапе методическими особенностями реализации метода проектов в обучении географии являются: широкий арсенал географических проблем и возможность их выбора, как на основе программного содержания курсов (например, «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России», «Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России и» т.д.), так и на основе непосредственной связи с жизнью, современностью (так, например, «Как создать новые рабочие места в Ставропольском крае?», «Браконьерство в Тихоокеанской акватории России: проблема требует немедленного решения!», «Русское село вымирает! Как спасти русское село?»);
подход к результату проектирования , выраженный в определении формы представления полученного результата. Таким продуктом может стать описание природных и социально-экономических объектов, явлений, процессов, авторская тематическая, ментальная карта, модель взаимодействия элементов природно-территориального комплекса, макет какого-либо объекта, коллекций, компьютерная презентация, конкретная деятельность по благоустройству местной среды, выступление, митинг, манифестация, письмо к главе местного органа самоуправления и др.
На исследовательском этапе реализацию метода проектов в обучении географии отличает выбор специфических для географической науки методов исследования, а именно: наблюдения географических объектов, явлений, процессов в реальных условиях; исторический, сравнительный, системный подход; статистический, картографический, аэрокосмические методы; моделирование; геоэкологический мониторинг.
поиск информации, необходимой для реализации идей проекта,
анализ и обобщение собранного материала;
выработку гипотез собственных исследований,
экспериментальную их проверку,
теоретическое обоснование выдвигаемых идей;