Чем обуславливается специфика предмета задач функций дошкольной педагогики
Предмет, задачи и содержание дошкольной педагогики в рамках идей гуманизации образования
Марта Ляшева
Предмет, задачи и содержание дошкольной педагогики в рамках идей гуманизации образования
Возникновение дошкольной педагогики связано с именем чешского педагога и философа 17 века Я. А. Коменского.
Дошкольная педагогика – это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии.
Предметом дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.
Задачи дошкольной педагогики как науки:
– адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования;
– обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации;
– психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации;
– разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения;
– выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий;
– изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности;
– определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ, определение принципов и условий педагогической импровизации;
– построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.
Категории дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.
Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Воспитание – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т. п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, действий и привычек поведения.
Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.
Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.
Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т. к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.
Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС. Цели и задачи развития детей дошкольного возраста «Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО» Цели и задачи развития детей дошкольного возраста в образовательной.
Доклад для педсовета «Логические задачи как средство образования детей» Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности. Развитие мысли-тельных операций является важным.
ФГОС дошкольного образования — инструмент управления качеством образования в дошкольной образовательной организации ФГОС ДО- ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О. Н. Петрова Муниципальное бюджетное дошкольное.
Фоторепортаж. Межрегиональный семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» 28 марта 2017 года в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева состоялся Межрегиональный научно-практический.
Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества Данная статья посвящена исследованию организации инклюзивного образования в России. Рассмотрены основные проблема внедрения инклюзивного.
Мыследеятельностные способности как содержание образования. Консультация для воспитателей Мыследеятельностные способности как содержание образования В основе мыследеятельностного содержания образования лежит развитие мыследеятельностных.
Творческий проект «Подарок маме к 8 Марта» для детей старшего возраста Тип проекта: информационно- практический Возрастная группа: старшая Вид проекта: групповой Руководитель проекта: Бжасова Г. Б. Продолжительность.
Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук
Елена Владимировна Воронина
Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук
Источники дошкольной педагогики как науки.
Дошкольная педагогика изучает:
Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления.
Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности
Задачи дошкольной педагогики имеют постоянный, вневременной и временной характер.
Постоянные вневременные задачидошкольной педагогики:
Разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.
Прогнозирование дошкольного образования.
Временные задачидошкольной педагогики:
Разработка новых программ, пособий, методических рекомендаций для дошкольных учреждений.
Разработка тестов (для определения готовности детей к школьному обучению, к предшкольной подготовке, воспитанности и т. д.).
Внесение изменений в предметно-пространственную развивающую среду групповой комнаты, участка дошкольного учреждения
Источниками дошкольной педагогики являются:
Народная педагогика.
В народной педагогике отражается культура народа, его ценности, идеалы, исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народная мудрость сохранила проверенные опытом и временем педагогические советы в виде пословиц, поговорок, былин, легенд, сказок, игр, игрушек, песен, потешек, закличек и др.
Педагогика использует положительное ядро религиозных учений для блага воспитания и образования детей дошкольного возраста. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми.В религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. раскрыты представления человечества о морали, нравственности. Христианское учение призывает любить и прощать друг друга, доброжелательно относиться к людям, стремиться к совершенству, любить Родину.
Прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике.
Педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры. Бережно сохраняются памятники мировой педагогической культуры.
Передовой педагогический опыт
Педагогическая практика, опыт воспитания, образования детей дошкольного возраста, который имеется в разных странах, отдельных дошкольных образовательных учреждениях, в индивидуальной деятельности педагога имеет неоценимый вклад в науку дошкольную педагогику.
Данные смежных наук
В разных наукахизучается личность человека: философии, социологии, анатомии, психологии. Человечество значительно продвинулось в изучении личности человека. Открытия в смежных науках обусловливает изучение проблем дошкольной педагогики.
Современная наука дошкольная педагогика имеет различные источники развития.
Фотоотчет «8 февраля — День науки в России» Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность.
Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» В рамках месячника.
Интерактивная стена как предмет развивающей среды в ДОУ Мы все знаем, как важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».Поэтому.
Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.
Открытие «Дня науки» в школе Праздник «День науки в школе» Открытие «Дня науки» В1: Добрый день, уважаемые педагоги, гости и учащиеся! В2: Здравствуйте! В1: Сегодня.
Панорама педагогических достижений «Использование проектного метода в системе воспитания у дошкольников патриотизма» «Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы растём. И берёзки у дороги По которой мы идём» В. Степанов Патриотическое воспитание дошкольников.
Применение современных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР».
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии. Эссе Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.
«Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии». Эссе ЭССЕ на тему: «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Сафарбекова Наида Кахримановна. Ребенок, развитие которого.
Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике «Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике» Составила: Степаненко.
Предмет, задачи и функции дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.
Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк. возраста.
Задачи:
1.Способствовать воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями современного общества.
2.Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДУ как основной формы воспитания и обучения детей.
3.Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошк. возр.
Функции:
1.Описательно – прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.
2.Прогностическая. Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ.
3.Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно – конструктивных технологий.
3.Отрасли современной педагогики, связь дошкольной педагогики с другими науками
Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Она связана с философией, анатомией и физиологией, психологией, социологией, медициной, педиатрией. В 60-70-е гг. нынешнего столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.
В последнее столетие человечество значительно продвинулось в изучении человека на всех возрастных этапах его развития. По мере роста запаса новых знаний, распространения педагогической современной мысли на разные области реальной жизни появляются новые отрасли педагогики. Таким образом, педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании: общая педагогика, возрастная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально – технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, коррекционная педагогика, история педагогики, частные методики.
«Дошкольная педагогика как наука. Раскрыть объект, предмет, цели и задачи дошкольной педагогики»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Дошкольная педагогика как наука. Раскрыть объект, предмет, цели и задачи дошкольной педагогики»
Автор Голубова Елена Александровна
Воспитатель МБДОУ №258
Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
В современной системе образования педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.
Цель : изучение теоретических основ воспитания детей дошкольного возраста.
Выявить предпосылки, обусловившие формирование дошкольной педагогики как специальной отрасли научного знания.
Определить место дошкольной педагогики в системе научно-педагогического знания, ее предмет, методы, категории и связи со смежными науками.
История становления дошкольной педагогики
Педагогика как наука о воспитании и обучении человека уходит своими корнями в глубокую историю. Название педагогика получила от сочетанияслов «пайдос»(paidos) «дитя» и происхождение. В дословном переводе педагогика означает «детоводство» или «дитяведение». Известно, что воспитатель воспитывающую деятельность и принимающий на себя ответственность за условия жизнедеятельности другого человека. В древнерусском языке слово «воспитывать» имело несколько близких по значению толкований.Воспитывать, т.е. заботится о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, «до возраста его». Воспитывать, значит вскармливать, кормить и одевать «до возраста»; воспитывать – научать, наставлять, обучать всему, что «для жизни нужно». В истории отечественной педагогики в отдельных учебно-воспитательных учреждениях, таких как гимназия, институт благородных девиц, кадетский корпус, воспитательные функции выполняли особые должностные лица – классные дамы, классный надзиратель, наставник. В дворянские семьи приглашались домашние воспитатели – гувернеры, гувернантки, бонны.
В современной системе образования утверждены специальные должности, которые реализуют воспитывающие функции. Это воспитатель детского дома, интерната, дошкольного образовательного учреждения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – одна из ответственных профессий, имеющая целью формирование системы ценностей у дошкольников, оказание помощи родителям и другим людям, заинтересованным в воспитании, целесообразно и позитивно организовать это процесс. Профессия воспитателя возникла в XVII – XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. Первоначально такие учреждения открывались для детей-сирот. Позже в европейских государствахбыли учреждены благотворительные заведения в помощь неимущих слоев общества («Убежища», «Школы защиты детей», «Женские школы», «Игральные школы», «Школы для плетения из соломы», «Школы для вязания кружев»). Несмотря на разнообразные названия этих учебных заведений, большинство школ имело целью религиозное воспитание детей и подготовку их к производительному труду на быстро развивающихся мануфактурах. В XIX веке стали возникать частные платные детские заведения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Педагоги, которые осуществляли присмотр за детьми, организовывали с ними разнообразные игры, занятия. Заметим, что среди первых педагогов дошкольных учреждений мужчин было больше, чем в последующие годы развития этого учреждения.
В России первые дошкольные учреждения появились в воспитательных домах и домах призрения бедных детей. Е.Гугель и П.Гурьев на свои средства учредили экспериментальную школу для малолетних детей, которые занимались и играли на свежем воздухе, старшие дети обучались грамоте. Значительное место отводилось беседам и рассказыванию.
Первые собственно детские сады появились в России в 60-е годы Х I Х столетия. Они носили частный характер, и соответственно, были платными. Дошкольные учреждения появились в Петербурге Иркутске, Смоленске, Москве, Тбилиси образовательного процесса в этих заведениях составляла система Ф.Фребеля. В 1866 году был открыт первый бесплатный детский сад. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир» для детейработниц Петербурга.
В настоящее время дошкольные учреждения имеют большое распространение в мире. Развитие системы дошкольного образованияобусловлено радом обстоятельств: расширением мирового образовательного пространства; разнообразием программ социального развития многих государств; значимостью периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы; ростом численности профессиональных воспитателей.
1.2.Дошкольная педагогика как наука
Возникновение и развитие педагогической наукисвязано с потребностью общества в изучении и обобщении опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Педагогика – это наука о воспитании человека на всех этапах его развития.
Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я.А. Коменского (17 пек). Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.
Дошкольная педагогика как наука носит теоретический и прикладной характер: дошкольный наука педагогика категория
Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.
Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие. Фундаментом педагогики является философия воспитания, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Чтобы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущности человека и разобраться в причинах поведения ребенка, педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология. Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту воспитанников, организационные формы проведения тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.
Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания.
Объект и предмет дошкольной педагогики
Во взглядах исследователей на педагогику существуют три позиции. Согласно первой, педагогика это междисциплинарная область человеческого знания. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, используя знания из других наук, адаптирует их к решению образовательных и воспитательных задач. Третья позиция обозначает самостоятельный характер педагогики, которая имеет свой объект и предмет изучения.
Дошкольная педагогика, опираясь на основополагающие идеи педагогической науки, является областью научного знания, практической деятельности и искусства. Дошкольная педагогика это наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. В круг вопросов, которые изучает современная дошкольная педагогика входят: а) изучение процессов воспитания и обучения, их цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; б) влияние воспитания и обучения на развитие ребенка, формирование его личности; в) 12 разработка образовательных программ, способов их реализации; г) определение тенденций и перспектив развития системы дошкольного образования; д) создание концепций воспитания, разработка на их основе образовательных стандартов; е) исследование особенностей образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного типа.
Определяя объект дошкольной педагогики необходимо обратиться к педагогическому опыту А.С.Макаренко, который в 1922 году сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что большинство исследователей считают объектом педагогического науки ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики выступает «педагогический факт (явление)». Однако, ребенок, не исключается из поля зрения исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Таким образом, в качестве объекта дошкольная педагогика имеет те явления окружающей действительности, которые обуславливают развитие и образование дошкольника в процессе целенаправленной деятельности педагога. Разработка теории и технологии организации, форм и методов совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является предметом дошкольной педагогики.
Функции дошкольной педагогики обусловлены ее объектом и предметом исследования: теоретическая и технологическая, которые связаны между собой.
Теоретическая функция дошкольной педагогики реализуется на трех уровнях:
·описательный уровень, который реализуется через изучение педагогического опыта в дошкольных образовательных учреждениях;
·диагностический уровень направлен на выявление состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и его 13 воспитанников, установление причинно-следственных связей, их обеспечивающих;
·прогностический уровень обуславливает экспериментальное изучение педагогической действительности и построение соответствующих моделей дошкольного образования. При реализации теоретической функции дошкольной педагогики раскрывается сущность педагогических явлений, степень их эффективности и обоснованность предполагаемых изменений. На данном уровне описываются теоретические основы воспитания и обучения дошкольников, модели дошкольного образования, их концептуальность и научная состоятельность.
Технологическая функция дошкольной педагогики осуществляется на следующих уровнях: ·
проективный уровень связан с разработкой методически обоснованных материалов (инновационных образовательных программ, учебных планов, учебно-методических и наглядных пособий); ·
преобразовательный уровень направлен на внедрение инноваций в практику дошкольного образования с целью ее совершенствования и реконструкции; ·
рефлексивный уровень предполагает осмысление влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Технологическая функция дошкольной педагогики позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений определять принципы и правила, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Цели и задачи дошкольной педагогики
В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям: гуманизму, добру, любви к ближнему, почитанию матери и отца, стремлению к знаниям, трудолюбию, совершенствованию личных качеств, взаимоуважению в отношениях со сверстниками и взрослыми, ответственности, дисциплинированности, творчеству.
В современных условиях значительно усложнилось содержание образовательного процесса. Сегодня допускается сочетание образовательного стандарта с вариативностью программ и учебных пособий. В связи с этим возникает задача раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.
Образование и воспитание детей в современном обществе становится личностно-ориентированным, т. е. педагог, воспитатель должны строить педагогический процесс, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его познавательных возможностей, вызывая у детей чувство удовлетворения и радости от учебных занятий.
В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятельным компонентом педагогического процесса. Задача дошкольной педагогической науки состоит в разработке содержания и методов развития экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.
Основными задачами дошкольной педагогики выступают:
1. разработка и содержание личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и в семье;
2. обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду;
3. обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межотраслевой научный подход к ним.