Чем обуславливается общественная сущность языка
Общественная сущность языка. Язык и мышление.
Вопрос о сущности языка долгое время активно дискутировался в языкознании и имел несколько взаимоисключающих решений. Так, по мнению немецкого лингвиста Августа Шлейхера, «язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека». По мнению другого немецкого лингвиста Вильгельма фон Гумбольдта, «язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа – человеческого или божественного». А с точки зрения швейцарского языковеда Фердинанда дэ Соссюра, «язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе».
Думаю, в настоящее время стало очевидным, что для создания адекватной теории о сущности языка необходимо исходить из того, что он обслуживает самые разные сферы деятельности человека, следовательно, в нем должны отражаться различные стороны человеческой природы – биологическая, психическая и социальная. В связи с таким подходом становится понятным стремление ученых раскрыть многокачественную природу языка.
Именно поэтому мы не можем отрицать, что язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Он социален по происхождению, поскольку возник в силу общественной потребности в средстве общения. Язык обслуживает общество и ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне его не может. Язык, который не используется обществом в качестве средства общения, умирает. Такова судьба латинского, древнегреческого и некоторых других языков, называемых в лингвистике «мертвыми». Вне человеческого общества ребенок не способен овладеть языком.
Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности, т.е. определёнными функциями. Среди его функций, обслуживающих нужды человеческого общества, к важнейшим можно отнести коммуникативную функцию(функцию человеческого общения) и её производные:
· контактоустанавливающую или фатическую функцию (ср. формулы приветствия и прощания во всех языках);
· апеллятивную функцию (функцию призыва и побуждения к действию);
· волюнтативную функцию (функцию воздействия, связанную с волеизлиянием говорящего);
· эмоционально-экспрессивную функцию (функцию выражения эмоций, чувств, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения);
· эпистемическую функцию (функцию хранения и передачи знаний о действительности)
· этнокультурную функцию (функцию объединения в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного).
О влиянии языка на развитие общественных отношений свидетельствует прежде всего тот факт, что язык – один из консолидирующих факторов образования нации. Он является, с одной стороны, предпосылкой и условием ее возникновения, а с другой – результатом этого процесса. Кроме того, об этом свидетельствует и роль языка в воспитательной и образовательной деятельности общества, т.к. язык является орудием и средством передачи от поколения к поколению знаний, культурно-исторических и иных традиций.
Человек овладевает языком только в обществе. Уже со второго месяца рождения ребёнок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями в зависимости от того коллектива, в котором воспитывается. Так, например, если ребенок воспитывается без родителей в иноязычной среде: сам по себе он никогда не станет говорить на родном языке.
О связи языка с обществом свидетельствует и факт стилистической дифференциации языка, зависимость использования языков средств от социальной принадлежности носителей языка (их профессии, уровня образованности, возраста) и от потребности общества в целом. Ср. наличие разных функциональных стилей, представляющих язык науки, делопроизводства, массовой информации и др.: «Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности» – «Вилами по воде писано».
Проблема языка и мышления – одна из самых сложных и дискуссионных в теории языка. В разные периоды истории науки о языке она решалась по-разному. Представители логического направления (к коим можно отнести Фёдора Ивановича Буслаева), например, отождествляли эти понятия. Сторонники психологического направления, возникшего под влиянием Вильгельма фон Гумбольдта и продолженного в отечественной традиции Александром Афанасьевичем Потебней, пытались решить этот вопрос по-другому, обосновывая главенство то мышления по отношению к языку, то языка по отношению к мышлению.
Несмотря на разное решение этой проблемы, все исследователи сходились в том, что связь между языком и мышлением существует, расхождения начинались тогда, когда вставал вопрос о природе и качестве этой связи.
Материалистическая теория отражения рассматривает язык и мышление в диалектическом единстве. Орудием мышления является язык, а также другие знаковые системы (абстрактные, как например, математические или химические, где используется язык формул, или конкретно-образные в искусстве).
Нет слова, сочетания слов, предложения, которые не выражали бы никакого понятия, никакой мысли. Конечно, можно представить себе комплекс звуков, лишенный значения, смысла, например «илынчак». Но ведь такой комплекс звуков нельзя признать словом, это просто-напросто бессмысленный, искусственный набор звуков.
Кроме того, строение и законы развития мысли и языка неодинаковы. Составными частями мысли являются, как известно, понятия, суждения и умозаключения; язык же состоит из зву ков, слов, словосочетаний и предложений; строение предложения и строение мысли не только не тождественны, но даже не всегда соответствуют друг другу.
Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов помог языковедам и философам глубже понять роль языка в деятельности человеческой мысли. Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах действительности, которыми располагает человек, дает естественнонаучное объяснение функции языка как орудия формирования мысли. Окружающий человека мир воспринимается, «сигнализи- руется» двумя различными путями: во-первых, путем непосредственного воздействия вещей и явления на наши органы чувств, и, во-вторых, опосредованно, через воздействие слов на наше мышление и — шире — сознание. Всю совокупность прямых воздействий предметов и явлений на человека и совокупность человеческих ощущений И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой действительности. Всю совокупность косвенных, словесных воздействий на человека и совокупность слов И. П. Павлов назвал «второй сигнальной системой» действительности. Вторая сигнальная система, развившаяся в связи с трудом, выделила человека из среды животных. Именно вторая сигнальная система становится базой фор мирования понятий, суждений и умозаключений: слово позволяет обозначать не один только данный, конкретный предмет, а большой ряд однородных предметов (когда я смотрю на березу, я вижу только одну, эту березу; когда я говорю береза, я обозначаю любую березу).
Тогда, получается, когда мы говорим о связи языка и мышления, следует отметить следующие функции языка:
· гносеологическую функцию (познавательную функцию) – эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли;
· номинативную функцию (функцию названия) – с этой функцикей тесно связана функция обобщения, которая с помощью языка помогает нам выражать сложнейшие понятия.
Общественная сущность языка. Язык и общество. Социальные функции языка.
Проблема сущности языка
Вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не случайно он имеет несколько взаимоисключающих решений:
— язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека (Шлейхер)
— язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа – человеческого или божественного (Гумбольдт)
— язык есть явление психосоциальное, имеющее «коллективно-индивидуальное» или «собирательно-психическое» существование, при котором индивидуальное является является одновременно и общим, общечеловеческим (Бодуэн дэ Куртенэ)
— язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе (Ф. де Сюссюр)
Несомненно, что язык – явление социальное: он возникает и развивается только в коллективе благодаря потребности общения людей друг с другом.
Разное понимание сущности языка рождало и разные подходы к его определению: язык есть мышление, выраженное звуками (Шлейхер); язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа (Ф. де Соссюр); язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс); язык есть важнейшее средство человеческого общения (В.И. Ленин); язык есть стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Н.Д. Арутюнова).
Язык как общественное явление
Язык всегда — достояние коллектива. В громадном большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке, — это коллектив этнический. Языки некоторых этнических коллективов используются и как средство межэтнического общения. Так, русский язык является национальным языком русских и одновременно языком межнационального общения ряда других наций и народностей. Русский язык является также одним из мировых языков. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия: более или менее единый литературный язык обычно противостоит заметно различающимся между собой местным диалектам, а также профессиональным и другим разновидностям языка, отражающим внутреннее членение данного языкового коллектива.
Язык как система знаков.
1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.
2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.
3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.
4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.
Функции единиц языка.
Язык как важнейшее средство общения и обобщения выполняет своё общественное назначение благодаря гибкости своих единиц, многомерности и динамичности системы языка, его категорий.
Разные единицы языка различно участвуют в выполнении функций языка, в выражении и передаче сообщения. Непосредственно в акте речи сообщения используются номинативные и предикативные единицы языка
-слова и предложения. Номинативными единицами являются не только отдельные знаменательные слова (дом, ходить, пять, хороший, быстро и т.п.), но и составные наименования и фразеологизмы (железная дорога, от всего сердца). Предикативными единицами являются различного рода предложения.
Кроме коммуникативных единиц, язык располагает ещё строевыми единицами, необходимыми для построения номинативных и предикативных единиц. Такими единицами языка являются фонемы и морфемы, словоформы и модели словообразования, словоизменения и построения предложений.
Все единицы языка, как и все знаковые единицы, обладают материальной стороной. Они должны восприниматься органами чувств, прежде всего органами слуха и зрения. Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией. Единицы языка служат для обозначения и разграничения чего-то иного, идеального и материального. Способность единиц языка обозначать и различать называют их сигнификативной функцией.
Языкознание как общественно-историческая наука. Язык и речь как предмет и объект изучения. Основные проблемы общего языкознания.
Языкознание— это наука о языке, его происхождении, внутренней структуре, свойствах и функциях, его общественной природе, а также об общих законах строения и развития всех языков мира и классификации конкретных языков.
В мире существует от 2,5 до 5 тысяч языков (хотя народов поданным на 1983 г. около 1 тыс.). При всех огромных различиях между языками они имеют и много общего. К таким признакам, объединяющим все языки мира, относятся, например, следующие:
3) любое высказывание в том или ином языке членится на элементы, повторяющиеся в составе других высказываний;
4) каждый язык обладает набором таких повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.
Предметомязыкознания являются такие сложные вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковых уровней, функционирование и историческое развитие, классификация языков и др. Объектом изучения языкознания является человеческая речь, а предметом – язык, взятый в целом.
2. В науке различают общее и частное языкознание. Частное ставит задачу изучить отдельный язык или группу родственных языков. Общее не занимается конкретными языками, а делает выводы на основе данных частных языкознаний.
3. Проблемы общего языкознания:
4. Проблема предмета языкознания;
5. Проблема методов и методик изучения языков. Языкознание, несомненно, выработало свои исследовательские приемы, свои методы: сравнительно-исторический, описательный, сопоставительный и др. ;
6. Проблема установления природы и сущности языка (т.е. является ли язык физическим или психическим, биологическим или социальным явлением), включая вопросы об отношении языка к обществу и мышлению, о функциях языка.
7. Проблема понимания и изучения структуры и системы языка. Вопросы, связанные со структурой языка, относятся к изучению строения языка: это и звуковая сторона, т.е. фонетические явления, и лексика, или словарный состав языка, а также вопросы грамматического строя языка – проблема дефиниции (т.е научного определения) частей речи, предложения, членов предложения и др. Вопросы же, связанные с системой языка, направлены на исследование тех разнообразных связей и отношений, которыми объединены в единое целое составные части и элементы языковой структуры.
8. Проблема охватывает вопросы происхождения и развития языка. Как, когда, в каких условиях возникла человеческая речь, началось развитие языков? Как, по каким направлениям и в зависимости от чего изменяется язык? Каковы главные этапы развития языка? И др.
Существует большое количество определений языка, его сущности. Все эти определения можно свести к трем ᴏϲʜовным подходам: определение языка как биологическᴏᴦᴏ, психического, общественного явления. Язык как общественное явление рассматривается в рамках социологической концепции. Язык человека социален по происхождению, так как возник как ϲᴩедство общения. Язык обслуживает общество и возникнуть, существовать, развиваться без него не может. Главная сущность языка – общественная.
язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе («Язык есть социальный элемент речевой деятельности,- говорил Ф. де Соссюр,- внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять»).
Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности, т.е. определенными функциями. Среди его функций важнейшими являются:
Язык – основное средство общения людей. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Будучи орудием общения, язык является орудием обмена мыслями. Поэтому возникает вопрос о соотношении языка и мышления. Есть две точки зрения по этому вопросу:
1. что язык оторван от мышления;
2. язык отождествляется с мышлением.
Мышление развивается гораздо быстрее, чем язык.
Российское языкознание говорит о единстве языка и мышления, но одновременно отрицает их отождествление. Нет слова, сочетания, предложения, которые не выражали бы понятия. Все единицы языка составляют материальную сторону языка, поэтому воспринимаются органами чувств. Материальную сторону языка образуют фонемы и морфемы, которые являются наименьшими единицами языка, обладающими значениями.
Составной частью мысли является понятие, суждение, умозаключение. Структура мысли и языка не всегда совпадает. Одно предложение может выражать различные значения. В зависимости от постановки логического ударения будет изменяться и значение.
Есть другая гипотеза, согласно которой мышление определяется окружающим материальным миром. Определяющая роль, таким образом, принадлежит окружающему миру. Однако не исключается и активность человеческой мысли. Человек моделирует окружающий внешний мир, то есть отражает своей психикой. Это восприятие находит отражение в языке.
ОБЩЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА
Акты общения
Язык проявляет себя в том, что одно лицо может высказать что-либо другому лицу, которое может понять сказанное ему и ответить на высказывание словом, действием или размышлением. Цельное высказывание называют актом общения. В акте общения содержатся, по меньшей мере, три стороны: досоциальная автоматическая, собственно творческая и обусловленная навыками, привитыми воспитанием.
досоциальная сторона языка-понимание иностранцев
обучаемость языку не является типично социальной чертой языка.-обучаются животные один от другого и от человека; один вид животного может иметь разные языки
Членораздельность речи является социальной чертой акта общения, так как позволяет строить новые высказывания из материала прежних и тем удовлетворять потребность роста культуры, изменения общественного сознания и организации производства. Членораздельность речи, таким образом,- это свойство актов социального общения..
Все множество актов общения группируется по сходству и различию единиц, их составляющих. Большие группы актов общения, связанные исторической культурной преемственностью, в быту называют языками*.
Языки как исторически цельные и связанные культурной преемственностью группы актов общения подразделяются на отдельные акты общения со своей организацией (стихи, поэмы, повести, романы, речи, беседы, документы и т.д.) и части этих актов, части композиций, абзацев-периодов, строф и строк, слов, их частей и, наконец, звуки и буквы.
Чем обуславливается общественная сущность языка
Лекция 2. ОБЩЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА
Акты общения
Язык проявляет себя в том, что одно лицо может высказать что-либо другому лицу, которое может понять сказанное ему и ответить на высказывание словом, действием или размышлением. Цельное высказывание называют актом общения. В акте общения содержатся, по меньшей мере, три стороны: досоциальная автоматическая, собственно творческая и обусловленная навыками, привитыми воспитанием.
Как показывают разработки биологов, каждый вид животных имеет свой «язык» (или «языки»), с помощью которого осуществляется общение. При таком общении используются звуки, позы, запахи, световые и химические сигналы. Общение определяет поведение животных в группах, сообществах*.
*( См.: Дембовский Я. Психология животных. М., 1959.)
Язык человека также имеет сигнальные свойства, сходные с «языками» животных. Независимо от знания языка мы понимаем по голосу, кто обращается к нам: женщина, мужчина или ребенок; содержится ли в этом обращении просьба, предложение сделать что-либо, угроза или вопрос; мы понимаем также непроизвольные крики человека, восклицания, возникшие от наслаждения, боли, гнева и т.п. Все это воспринимается достаточно ясно даже тогда, когда сигналы издает человек, говорящий на неизвестном нам языке. Это досоциальная сторона языка, оставшаяся в наследство от первобытного состояния человека.
Иногда признаком социальности языка признается способность человека изучить неродной язык или научиться с детства языку не своего народа так, что этот язык станет родным. Однако этот признак вряд ли можно безоговорочно отнести к социальным.
Биологи установили, что внутри одного вида отдельные группы животных могут иметь совершенно различные или частично отличающиеся системы сигналов («языков») и что при этом между такими группами животных может возникать «непонимание», т.е. невосприятие сигналов*. Это свойство объясняют тем, что не все сигналы (а нередко их меньшая часть) являются врожденными. Многим сигналам животные научаются от взрослых животных по мере роста и психического развития. Разные условия обитания, разные групповые организации животных объясняют то, что внутри одного вида обособляются разные по системам сигналов группы животных (имеющие как бы свои «языки»). Внутри этих групп возможно обучение особей, преимущественно молодых, сигналам не своей группы. Вместе с тем при одомашнивании и дрессировке животные научаются сигналам человека. Поэтому обучаемость языку не является типично социальной чертой языка.
*( См.: Фриш К. Из жизни пчел. М., 1966.)
Историческая связь с общественным производством, способность выражать общественное сознание и быть носителем культуры составляют социальные качества языка, которые проявляются только в членораздельной речи. Членораздельность речи есть прежде всего способность высказывания разделяться для нашего восприятия и сознания на части, мельчайшими из которых являются сознаваемые отдельно в восприятии и произношении звуки речи.
Членораздельность речи является социальной чертой акта общения, так как позволяет строить новые высказывания из материала прежних и тем удовлетворять потребность роста культуры, изменения общественного сознания и организации производства. Членораздельность речи, таким образом,- это свойство актов социального общения.
Членораздельность речи на уровне звуков есть результат деления высказывания на все более дробные единицы. Это деление возникает в результате сопоставления и противопоставления высказываний и их частей.
Если рассмотреть отношения между разными актами общения, то окажется, что высказывания соотнесены между собой по форме и содержанию. Эта соотнесенность многообразна, но видна в правильном свете лишь в том случае, если подойти к ней исторически и расположить высказывания во времени, т.е. в порядке их появления. Приведем несколько примеров такой связи. В диалоге вопрос предшествует ответу, рассказ может вызвать вопрос, повеление и т.д. Реплики в диалоге становятся осмысленными лишь тогда, когда они расположены во временной последовательности; если же перепутать порядок реплик, то диалог потеряет смысл.
В развитии литературы видно, как произведения зависят друг от друга: более ранние сочинения являются основой для последующих. Так, «Энеида» Вергилия недостаточно понятна без знания «Илиады» Гомера. В научной литературе преемственность видна в правилах создания и применения терминов, в правилах цитирования и оформления научных текстов.
Всякий акт общения осмысливается в своей членораздельности потому, что он включен в историческую последовательность высказываний. Люди понимают высказывания потому, что в них заключена историческая преемственность, формирующая особую, исторически обусловленную структуру.
Акты общения (и их части) составлены как из известных и сходных единиц, так и из новых, т.е. в высказывании всегда есть что-то известное и что-то новое. Все множество актов общения группируется по сходству и различию единиц, их составляющих. Большие группы актов общения, связанные исторической культурной преемственностью, в быту называют языками*.
Языки как исторически цельные и связанные культурной преемственностью группы актов общения подразделяются на отдельные акты общения со своей организацией (стихи, поэмы, повести, романы, речи, беседы, документы и т.д.) и части этих актов, части композиций, абзацев-периодов, строф и строк, слов, их частей и, наконец, звуки и буквы.
Единицы, составляющие акты общения и представляющие делимость их на слова, части слов и отдельные звуки, получают объяснение своих качеств, формальных и смысловых, лишь при рассмотрении их в историческом контексте и следовании. Так, звуки русского языка с точки зрения их качеств могут быть объяснены в результате изучения звуков древнерусского, старославянского, общеиндоевропейского языков, т.е. в исторической последовательности.
Приобретенное языком свойство именовать вещи делает возможным использование имени как орудия мысли. Имя вещи не только позволяет договориться о том, как поступить с вещью, но и использовать имя, в частности, как знак этой вещи в ее отсутствие. Это значит, что становится возможно абстрактное оперирование мыслью о вещи, когда имя вещи как знак «замещает» вещь. Абстрактное оперирование позволяет создавать образы вещей, реальных или воображаемых, выводить понятия о вещах, отражающих существенные их свойства, строить суждения.
В большей части актов общения происходит нарастание принципиально новой для общества информации, а во многих информация бывает новой для участников общения. Так, заявка на патент содержит новую для общества информацию, ее содержат и научное открытие, и произведения художественной речи. В бытовом диалоге новизна может существовать только для участников диалога. В учебной речи общественно необходимое знание сообщается учащимся: оно не ново для науки и для учителя, но ново для учеников. Таким образом, новизна информации в языке определяется применительно к знаниям участников актов общения.
Однако и принципиальная новизна сообщаемого, т.е. новизна для общества в целом, также бывает разной. Сообщения о новых фактах и новых событиях могут быть весьма ценными в данный момент. Но по мере того как факты и события уходят в прошлое, актуальность таких сообщений изчезает. Они забываются и не воспроизводятся более.
В других актах общения сообщается новое знание о законах природы, общества или человеческого духа или содержится эстетическая ценность непреходящего характера. Такие акты общения должны храниться обществом или постоянно воспроизводиться. Они составляют часть культуры.