Чем обрабатывали дерево в старину
Почему у древних зодчих не гнили cрубы: секрет, которому тысяча лет
На чтение: 3 минуты Нет времени?
Сруб на Руси – это был не просто дом, это был член семьи, сокровище, которое бережно хранили и передавали по наследству. К его строительству подходили с должным почтением и особенными приёмами, которые помогали сохранить древесину не просто на десятилетия, а на столетия. По сей день археологи находят остатки поселений, в которых остались деревянные строения возрастом больше 1000 лет. В чем секрет такой долговечности? Почему сейчас и настил-то деревянный сгнивает за пару-тройку лет? Есть ли смысл использовать старые технологии? И как можно их модифицировать под современные материалы и инструменты?
Очищение огнём – как в старину снимали родовое проклятие
С тех пор как человек укротил огонь, тот стал его верным помощником и защитником. И это касается не только приготовления пищи и борьбы с холодами. Вот вам такой пример: если в одной семье начинались смерти одного члена за другим, для спасения родового проклятия на помощь приходила вся деревня. Сруб разбирали по бревну, каждое бревно проносили сквозь костер и снова собирали дом, но уже на другом месте.
Как сохранить древесину способом обжига
Первое правило, которое знает каждый мастер – дерево перед любыми работами нужно тщательно просушить. Понятно, что не у всех есть такая возможность ‒ организовать сушку на своём участке. В этом случае стоит просто с особенным пристрастием подойти к вопросу покупки материала.
Многие недобросовестные торговцы в желании быстрее сбыть свой товар будут убеждать вас в его качестве, но проверить всё очень просто.
Есть несколько способов, но самый примитивный – использование обычного аптечного йода. Если нанести йод на торцевую часть сырой доски, он останется жёлтым, а при контакте с сухой доской – станет фиолетовым. Ещё можно постучать по материалам деревянной палкой. Сухой пиломатериал будет издавать звонкий звук, сырой – глухой.
Для сохранения дерево нужно обжечь. Причём не просто поверхностно, а тщательно, до лёгкого обугливания поверхности.
ФОТО: fb.ru В старину это делали на костре. Сейчас всё намного проще: используйте паяльную лампу или газовую горелку
Обжиг не только удаляет с поверхности материала всю влагу, но и уничтожает споры грибков и бактерий, которые могут потом приступить к разрушению вашего строения.
И заключительный этап обработки – покрытие обожжённой древесины слоем прогретого масла. В старину использовали льняное. Сейчас этот способ можно назвать роскошью – льняное масло стоит недёшево, техническое ‒ около 6 000 руб. за 50 л. Заменить его можно отработкой или олифой. Масло придаёт древесине водоотталкивающие свойства.
ФОТО: postroeczka.ru Обработанная таким способом доска будет служить если не вечно, то точно втрое дольше обычной
Почему старые технологии имеют право на жизнь
Сразу в ответ скептикам, которые начнут критиковать методику как устаревшую. Да, сейчас есть невероятный ассортимент современных средств для защиты дерева. Но скажите, хоть одно из них было проверено хотя бы полстолетием практики? Хотите проверить его на своих потомках? А есть уверенность в том, что все эти химические составы, испаряясь в воздух в вашем доме, не сделают ваших детей и внуков инвалидами?
ФОТО: dreamsphoto.ru И сейчас, именно в 21 веке, снова всё чаще идет речь об экологии и сохранении здоровья человека через технологии, использующие натуральные материалы
И стоят теперь эти «устаревшие технологии» дороже современных. К примеру, заказать обработку деревянной конструкции площадью 100 м 2 методом обжига в Петербурге обойдётся вам минимум в полмиллиона. И такие фирмы, несмотря на простоту технологии, процветают, потому что заказчиков ‒ более чем достаточно.
ФОТО: i.ytimg.com Так что у тех, у кого руки растут из нужного места, есть реальная возможность сделать это всё самостоятельно
Где ещё может пригодиться эта технология
Срубы ставят, конечно, не все, но дерево мы используем почти повсеместно. Обработка обжигом сделает настил на вашей террасе, короба для высоких грядок или садовые дорожки из спилов долговечными. Именно в таких местах, где дерево контактирует с грунтом и водой, оно разрушается быстрее всего.
ФОТО: parnikrb.ru Если вы ещё и под настил или дорожки постелете слой гравия, чтобы влага не стояла, а уходила, сноса им буквально не будет
Ремарка: ещё один способ к сведению
Справедливости ради, раз уж зашла речь о старинных технологиях, нужно упомянуть ещё одну, не так распространённую, но тоже очень действенную. Для сохранности нижних венцов срубов в старину использовали метод прогрева без доступа воздуха. Для этого брёвна закапывали в песок, а сверху разводили огонь. При отсутствии кислорода и высокой температуре поверхность дерева полимеризовалась.
ФОТО: 4.bp.blogspot.com Такие венцы возрастом от 600 лет вы можете увидеть на раскопках Древнего Новгорода
А ещё особенно ценилось морёное дерево. Крестьяне даже оброк платили этим материалом:
Древесный деготь, соль в известь и даже мука: рассказываю как с их помощью защищали доски от гниения в старину
До строительства дачи и бани я не задумывался об экологичных способах защиты древесины. Вопрос встал остро, когда начались ливни.
Я стал изучать всевозможные методы и узнал, что при возведении деревянных домов люди издавна придумывали способы защиты древесины от влаги и процессов гниения.
В ход шли все подручные средства, например, за основу брали подсолнечное масло и делали эмульсию.
Я понимал, что современные дома можно обрабатывать новыми сильными защитными средствами, но многие строители советуют вспомнить опыт предков и использовать давно забытые экологичные методы защиты досок и бревен.
Историей поделился мой подписчик Сергей.
Древесный деготь
В старину для защиты древесины от гниения и насекомых активно использовали древесный деготь. Чаще применяли березовый, реже сосновый. Деготь делали на основе сока деревьев, получался состав с сильным запахом.
Густая и липкая консистенция позволяла средству прочно держаться на поверхности после нанесения. Я решил попробовать обработать смесью кусочек древесины.
Работать с дегтем было достаточно сложно, смесь практически не отмывалась от древесины и оставляла липкие следы.
Людям, выбирающим деготь, нужно помнить, что обработанную древесную поверхность нельзя будет в дальнейшем покрасить или отшлифовать. Мне способ не подошел.
Основная опасность древесного дегтя заключается в том, что состав легко воспламеняется. Обработанный материал хорошо использовать в подземных конструкциях при возведении зданий.
Известь с солью
До изобретения современных пропиток для дерева строители активно использовали известь с солью. Экологичный метод защищал древесину без вреда для здоровья.
Известь не воспламеняется, что позволяло избежать возгораний. Метод мне понравился, и я решил попробовать воплотить совет в жизнь.
В современном строительстве этот метод используют для скрытых деревянных конструкций в доме: известью покрывают балки перекрытий, лаги, стропила. Приверженцы этого способа отмечают, что обработанные элементы даже через десять лет выглядят как новые.
Я решил сделать раствор своими руками.
При самостоятельном изготовлении состава важно гасить известь в специальной емкости. Лучше взять металлическое ведро, которое выдержит высокие температуры.
Необходимо плотно закрыть емкость крышкой, через которую будет выходить пар. Нужно помнить, что объем смеси при гашении извести значительно увеличится (в 2-3 раза). Важно соблюдать пропорции: воды потребуется в 4 раза больше, чем извести.
Покрытие не будет оставлять разводов и следов. Способ хороший, но на все древесные элементы у меня не хватило извести. В запасе лежал медный купорос, поэтому решил поэкспериментировать с ним.
Медный купорос
Обработка деревянных стен медным купоросом – это еще один старинный метод, используемый в современном строительстве. Дачники советуют использовать купорос для обработки балок перекрытия и мауэрлата при возведении дачи или бани.
Я приготовил состав следующим образом:
Древесину обрабатывают тонким слоем средства. Можно сделать несколько слоев, важно дождаться полного высыхания каждого слоя.
Дачники отмечают, что после обработки поверхности не страшны даже проливные дожди. Проверю и напишу о результатах через несколько месяцев.
Финская смесь (мука, соль, купорос, краситель и вода)
Этот способ использовал еще мой сосед, поэтому я решил поделиться с вами советом опытного дачника. Хотя для себя я однозначно выбрал обработку медным купоросом.
Чтобы защитить доски финским методом, необходимо подготовить ингредиенты раствора:
Все компоненты следует хорошо перемешать, чтобы получилась однородная густая смесь. Преобладающими компонентами должны быть мука и вода.
Следует аккуратно подогревать смесь на медленном огне, и без промедления наносить на поверхность деревянной стены. Это покрытие не получится смыть водой, и оно может держаться на древесине не один год.
Метод привлекает строителей, так как он абсолютно безопасен и подходит для ограждений и обработки кровли. Нанесение второго слоя допустимо только после полного высыхания первого. Нельзя наносить остывший состав, смесь нужно постоянно подогревать.
А какими способами вы защищали свои строения? Пишите ваши истории о защите древесины от влаги и насекомых.
Узнал, как староверы обрабатывают доски, чтобы они не гнили 50 лет в закладки 13
Кто бы что ни говорил, нет в деревне такого доступа к новым и современным стройматериалам. Ну, может быть, только в тех, которые находятся прямо под боком большого города. Только свистни, и за 10 км привезут и за 15 – не проблема, только чуть побольше за газель отдашь.
А если деревня стоит за 160 км. от города?
Тогда наивный хозяин частного дома внезапно обнаруживает, что единственный строительный материал, который ему доступен, называется:
И это касается всего! Будь то стройматериал или отделка. Да даже простую эмаль, лак и уж тем более новомодные пропитки достать проблема.
Но ведь как-то деревенские обходятся тем, что есть под рукой?
И очень часто эти подручные средства, пусть не такие красивые и разрекламированные, оказываются намного эффективнее того, что продаётся в строительных магазинах.
Делать нечего! Пришлось снимать гнильё, ехать в соседнюю деревню на пилораму, и покупать новую обрезную доску. Цена на которую, кстати, сильно порадовала. Если в городе купить куб обрезной доски за 8500 считается невероятной удачей, а купи-продаи нежно выращивают цену до 9000, то в деревне куб стоит 5000 с доставкой.
У вас, кстати, какие цены на дерево?
Напишите в комментариях, буду признателен!
Гнилушки быстренько собрали, погрузили на прицеп и вывезли на деревенскую свалку. После чего положили лаги, обёрнутые в ленту ПИЛ (чтобы не гнили) и тут до нас дошло, что новая обрезная доска при соприкосновении с землёй за год-два станет такой же трухой.
Но ведь доски, которые были до этого во дворе пролежали почти полвека!
Да, они сгнили в тени, но другие ещё очень даже ничего!
Нужно ехать в город за пропиткой.
А это 160 км в одну сторону…
Как всегда рано утром, сосед-пастух Николай Григорьевич принес нам трёхлитровую банку парного молока. Посмотрел на нашу разруху и говорит:
-Что-то у вас всё встало.
-В город поедем за обработкой.
-Чтобы доски не гнили.
-Нальёшь стакан томатного сока, крепостью градусов так 40, покажу как сделать так, чтобы ничего сразу не гнило.
Я оглянуться не успел, как дядя Коля исчез и уже через минуту тащит паяльную лампу и канистру с какой-то странной жидкостью.
– Смотри, – говорит – как у нас всегда делались дворы. Это же русская деревня, её беглые староверы основали, поэтому никаких новомодных средств и материалов не было и нет. Зачем, когда есть проверенный сотнями лет способ.
Берутся доски и тщательно обжигаются паяльной лампой. Необходимо выдерживать таким образом, чтобы слой сгоревшего дерева был не меньше 3-5 мм. То есть дерево было не просто обугленное, но ещё и потрескалось полосами, как на фото.
Если сделать слой обожжённого дерева толще, то зола начнёт сильно сыпаться, если тоньше, то быстрее начнёт гнить.
После этого доскам нужно дать остыть, чтобы ничего не тлело, и не дай бог не вспыхнуло. Для этого достаточно одного – двух часов. За это время сосед нагрел в тазике неизвестную мне жидкость, которая на поверку оказалась ни чем иным, как льняным маслом.
Когда масло стало кипеть, он взял большую кисть и тщательно, жирно-жирно, с удовольствием промазал доски с двух сторон. Обгоревшая сторона впитывала масло как губка.
Раньше таким образом обрабатывали почти всё дерево от гниения. Это надёжно защищало крестьян от необходимости раз в два-три года менять покрытие во дворах, калитки, ворота.
Ведь не секрет, что любое дерево гниёт. Даже лиственница, про которую сложено так много мифов, без полного погружения в воду гниёт на раз – два.
Таким простым и несложным способом сотни лет назад простые русские люди, убежавшие в уральскую тайгу ради сохранения своих духовных устоев, защищали дома и дворы.
Без посещения Леруа-Мерленов, Касторам и Добростроев, без вызова на дом газелей с новомодными стройматериалами.
На фото выше вы видите фотографию обожжённых и промазанных горячим маслом досок, которые простояли у соседа более века. Его дом срублен в 1904 году и всё стоит на месте, хоть и потеряло первоначальный вид.
А вы знали о таком способе обработки?
sasha60.60, и паяльную лампу тоже))) Я уж не говорю о стоимости льняного масла, ну чтобы ” взял большую кисть и тщательно, жирно-жирно, с удовольствием промазал доски с двух сторон”)))
vizard16, раньше и было только льняное..подсолнечное появилось сравнительно недавно..а пояльную лампу изобрели в 1881 году…
В город ездили в Магните покупали.
получается, и бревна на срубах домов так же обрабатывали?!
а паяльная лампа и лен в каждом доме век два назад водились
Елена, так бедалаги и жили в обугленных домах.
А обработка растительным маслом – практически тоже самое что и проолифить олифой (на натуральной основе – растительном масле).
в старину доски нормальные были – лес пилили зимой. А сейчас живицу выпустят, в дереве ничего не остаётся – вот и гниёт быстро. Когда у нас старые дома ломали – ободрали доски,а под ними брёвна будто вчера спилены! От времени дерево будто мумифицировалось в собственной смоле – никакие пропитки не нужны!
Наиль, что верно то верно, лес заготавливали в нужное время.
“Гнилушки быстренько собрали, погрузили на прицеп и вывезли на деревенскую свалку” – а просто сжечь не судьба была? Чего выкидывать – подсушил и в печку, а золу на огород.
Интересный парень советы дает… Значит,поехать в ближайший строительный магазин за пропиткой – накладно, а вот достать 30-50 литров льняного масла – раз плюнуть,наклонись да возьми. Откуда такие проворные советчики берутся?
Владимир, зачем-же использовать дорогостоящее льняное масло,если есть прекрасный ему заменитель-натуральная олифа). Натуральную олифу в древности называли – «вареное масло». Небольшое дополнение: и сейчас олифа натуральная льняная практически полностью состоит из натурального льняного масла, изготавливается путем его термической обработки.
Масляные олифы используются для приготовления красок, шпатлёвок и др. Один из видов использования олифы — покрытие деревянных поверхностей для защиты от влаги и насекомых.
Олифа натуральная льняная имеет густую непрозрачную консистенцию, напоминающую масло. Масляные олифы содержат сиккатив — вещество, которое ускоряет высыхание олифы.
Пленка натуральной олифы отличается прочностью и устойчивостью к неблагоприятным атмосферным воздействиям (в отличие от нефтеполимерной олифы). Это является одним из основных преимуществ перед олифой, получаемой искусственным путем. Известно, что декоративные росписи храмов и церквей, сделанные более ста лет назад, сохранились по сей день, несмотря на переменчивую российскую погоду.
Натуральная или масляная олифа относится к наиболее экологически чистым олифам, поэтому великолепно подходит для внутренних работ. Другие виды олифы могут выделять токсины как в период высыхания, так и впоследствии.
Расход на однослойное покрытие 150-200 г/м2
Время высыхания:не более 24 часов при температуре 20 градусов С.
При понижении температуры время высыхания увеличивается.
То, что олифа-это прекрасная пропитка, убедились на собственном опыте.Пропитали ею доски на крыльце,правда без обжига паяльной лампой(тогда про это не знали)- стоят уже порядка 20 лет и хоть бы что!Вид отличный, почти как новые)Жаль, фото не загрузить(
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ДЕРЕВО и СТАРИННЫЕ РЕЦЕПТЫ ОБРАБОТКИ ЕГО ПОВЕРХНОСТЕЙ:
давайте рассмотрим некоторые варианты обработки древесины натуральными веществами., что может очень пригодится, в отсутствии спец. средств : *
Когда деревесина черена пропитается насквозь, ее необходимо обтереть гладкой сухой ветошью.
После этого несколько недель дать полностью просохнуть. При испарении масла происходит окисление и плимеризация поверхности, которая по истечению некоторого времени становится прочной и упругой.
2. Разбавленное на 50 % скипидаром льняное масло. Жидкость, приготовленная из льняного масла настоящего природного терпентина ( не применять заменители!) в пропорции 1 к 1. При помощи терпентина время просушки дерева и окисления масла сокращается. Применение: (см. 1). Срок просушки составляет 1-2 недели.
При пользовании льняным маслом существует опасность самовозгорания тряпок, пропитанных льняным раствором. Поэтому выбрасывать с особой осторожностью, что-бы не привести к возгоранию!
* ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ МОЖНО ВОЩИТЬ, вот один из рецептов лака: ЛАК. СОСТАВ:
Канифоль и воск измельчить и расплавить, перемешать, затем снять c огня и влить скипидар, тщательно перемешать.
Рецепты покрытий различные и здесь можно и нужно пробовать различные составы.
Рубленый сруб не нуждается в обработке. Оцилиндрованное бревно обрабатывается для предотвращения растрескивания, гниения и потемнения.
Равные количества свежего творога и гашеной извести тщательно разминают. Образуется белая, быстро сохнущая жидкость. Ее необходимо употреблять в дело в тот же день, потому что она быстро портится. К этому составу можно примешивать охру и некоторые другие краски. При этом необходимо употреблять как можно меньше воды, так как она отрицательно влияет на прочность.
Из 10 весовых частей пшеничного крахмала, залитого холодной водой, получают состав, по консистенции напоминающий густую сметану. Постоянно помешивая, добавляют кипяток до образования состава желаемой густоты.
Для большей прочности к теплому клейстеру можно добавить 1 часть квасцов или буры.
Для приготовления краски в еще горячий клейстер добавляют цинковые белила и любую цветную краску, растительную или минеральную.
Затем растворяют в воде хлористый цинк и добавляют к нему небольшое количество винно-каменной кислоты. Перед употреблением смешивают с этим раствором первую смесь. Количество материала и пропорции большого значения не имеют.
Краска наносится обычным способом. Она малогорюча, не боится сырости и холодной воды, но горячей водой с мылом может быть смыта.
Берут 1 килограмм картофеля и варят его. Очищают от кожуры, пока он еще горяч, заливают 4 большими кружками воды.
После этого надлежит размять все в кашу и протереть сквозь сито, чтобы не осталось комков.
Добавить 1,5 килограмма мела в порошке, который предварительно разводят в 4 кружках воды.
В результате получится около 8 кружек сероватой прочной хорошо кроющей и очень дешевой краски. Все эти краски опробованы и дают отличные результаты.
* ОБРАБОТКА ДЕРЕВЯННЫХ (и т.п.) ИЗДЕЛИЙ:
1. Для того, чтобы деревянное изделие не растрескивалось и не крошилось на кусочки, его вываривали в течение 1-2 часов в растворе зольной щёлочи.
— это стародавний рецепт наших предков, использовавшийся и для стирки тканных изделий, и для обработки деревянных изделий.
Пепел (зола) заливается водой, в которую, в ходе вымачивания, переходят все щелочные группы веществ.
2. В крепком ОТВАРе измельчённой ДУБОВОЙ КОРЫ
Дубильные вещества укрепляли изделие настолько, что, например, канаты и веревки, повышали свою прочность на порядок. ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ)br />
Народные средства защитной обработки древесины: вареные краски, руслагенский махагон, соль, известь и многое другое
Уже тысячи лет назад люди знали, что дерево не дружит с водой и огнем, губительны они для него. Для защиты домов и построек придумывали простые и эффективные средства.
Так, в Древнем Китае дерево «консервировали» и защищали от гнили, вымачивая в насыщенном растворе поваренной соли.
Первое документальное свидетельство защитной обработки древесины в Европе относится к временам Александра Македонского — тогда дерево пропитывали оливковым маслом.
К древнейшим способам защитной обработки древесины относят:
Эти способы используются и сейчас.
В последнее время у нас стали много говорить о вареных скандинавских красках — финской и шведской.
Фалунская красная — шведская краска-антисептик.
Фалунская краска — предмет национальной гордости шведов. Деревянные дома и хозяйственные постройки, выкрашенные в характерный темно-красный цвет, являются для Швеции визитной карточкой, а название краски Falu rödfärg происходит от одноименного медного рудника в городе Фалун, в котором начали добывать руду еще в XIII веке.
Фалунская красная получила столь широкое признание не только из-за эстетики, но, в первую очередь, благодаря дешевизне и способности хорошо защищать древесину от сурового северного климата.
Рецепт шведского состава (из расчета на 10 л воды)
• Ржаная мука – 1 200 г;
• Железный купорос – 550 г;
• Поваренная соль – 550 г;
• Олифа натуральная – 550 г;
• Железный сурик – 550 г;
В рецептуру не рекомендовано вносить каких-либо изменений, поскольку каждый компонент скандинавской краски решает свои важные задачи.
Ржаная мука способствует образованию клейстера, который связывает компоненты краски и обеспечивает адгезионные свойства состава.
Поваренная соль — регулятор впитываемости + легкий антисептик.
Железный купорос — основной консервирующий компонент, обеспечивающий фунгицидное действие.
Натуральная олифа — главный связующий компонент рыхлых частиц смеси. Олифа также улучшает кроющие свойства краски за счет проникновения в структуру дерева и последующей полимеризации. Делает обработанную поверхность устойчивой к влаге и загрязнениям.
Железный сурик — красящий пигмент и он же защищает дерево от воздействия прямых солнечных лучей.
В шведской смеси допускается использование других известковых пигментов, содержащих железо (охра, мумиё железоокисное, умбра).
Способ приготовления шведской краски
1. В металлической емкости нагревают 2/3 от основного объема воды и добавляют в нее небольшими порциями ржаную муку. Все это время смесь непрерывно вымешивают, чтобы предотвратить образование сгустков. Цель этого этапа — добиться однородной клейстерной консистенции. Поскольку вымешиванием содержимого дымящегося чана нужно заниматься практически непрерывно, шведы используют длинную деревянную лопатку с отверстиями.
2. Не снимая емкость с огня, в замешанном клейстере последовательно растворяют соль, железный купорос и красящий пигмент. Тщательно вымешивают и проваривают 5-10 минут на не слишком сильном огне. Последним компонентом в смесь вводят льняную олифу.
3. Оставшуюся треть воды доводят до кипения и подливают в краску, пока она не приобретет малярную консистенцию (она должна быть приближена к густой сметане).
Краску используют сразу после приготовления, нанося широкой макловицей или валиком. Обработку производят в два слоя без полной промежуточной сушки. Приблизительный расход — 250 г/м2.
Вареную краску можно использовать при окрашивании поверхностей, которые способны впитывать воду, то есть поверхность должна быть или неокрашенная, или окрашена раньше вареной краской. Это основное требование.
Традиционная красная охра была обычно ярко-красная, имела так наз. итальянско-красный оттенок. Такой же оттенок имела когда-то красная — Фалу. Впрочем, уже в 1800-е подмешивали иногда и угольную муку, которая придавала краске коричневый оттенок.
В вареной краске можно использовать и другие земляные краски: желтую и коричневую охру, зеленую умбру. Для желтой краски вместо сульфата железа используется сульфат цинка.
Вареная краска абсолютно воздухопроницаема, она не отслаивается, а стареет, превращаясь постепенно в пыль. Поэтому не возникает срочной необходимости перекрашивать заново. Это можно сделать, когда захочется. Дом, окрашенный 30-50 лет назад, не требует перекраски, если нет желания придать ему свежевыкрашенный вид. Если хочется, чтобы поверхность всегда выглядела новой, то достаточно перекрашивать ее каждые 10 лет.
Вот рецепт Финской краски, взятый из финской реставрационной методички
Рецепт вареной краски для приготовления в 200 литровой бочке:
Обычно расход составляет примерно литр на 5 кв. м.
Для варки можно взять открытую с торца 200 литровую железную бочку. Под посудой для варки устраивается из кирпичей или камней печь высотой около 20 см.
Если погода ветреная, то можно выкопать яму диаметром чуть большим, чем ширина бочки, а бочку поставить так, чтобы ее дно оказалось на уровне земли. Таким образом ветер не будет сдувать пламя из-под бочки.
Чтобы лучше поддерживать равномерную температуру в бочке, ее обматывают «ковром» из минеральной ваты, который закрепляют железной проволокой. Для перемешивания можно из доски сделать лопатку, которая доставала бы до дна посудины.
Варка: в бочку наливают 130 л воды и разжигают огонь. Оставшиеся 20 л воды распределяют в 3-4 ведра. В эти ведра равномерно замешивают ржаную муку. Сульфат железа замешивают, используя лопатку, в нагреваемую в бочке воду.
Когда вода достаточно горячая, но не кипящая, в бочку наливают замешанную в холодную воду ржаную муку. Вместо ржаной муки можно использовать пшеничную — клейстер будет только лучше. Раньше пшеница была слишком дорогой, чтобы ее использовать для приготовления краски. В промышленности для варки краски используют обычно пшеничную муку.
В течение 2-3 часов поддерживается высокая, близкая к кипению температура. Раствор нужно тем временем помешивать, чтобы он не подгорел, а огонь поддерживать так, чтобы раствор не закипел.
Если для укрепления краски используется олифа, то ее добавляют именно на этой стадии. Олифу рекомендуется добавлять, если поверхность под окраску слишком гладкая или плотная: строганные доски, новые бревна, обработанная антисептиком или средством для удаления краски древесина. В большей степени, использование олифы — это вопрос стоимости краски. Не нужно добавлять в вареную краску отработанное масло или керосин. Невысыхающее масло затруднит окраску.
В конце варки начинают понемногу засыпать, помешивая, красную охру. Раствор в этот момент будет стремиться вскипеть и выплеснуться через край. Если при этом помешивания будет недостаточно, то нужно отлить пару ведер раствора, которые можно позднее залить обратно. Огонь в это время не должен быть слишком жаркий.
Если нужно, чтобы цвет был более насыщенный, например, то количество красной охры увеличивают в 1,5-2 раза, то есть берется 35-50 кг на 150 л.
Раствор с засыпанной в него красной охрой некоторое время помешивают в теплом состоянии. Прежде всего, это делается для того, чтобы охра лучше перемешалась. Огонь можно уже погасить.
Готовность краски проверяется следующим образом. Чисто выстроганная щепка обмакивается в краску и высушивается на солнце или ветру. После чего можно рукой попробовать ее почистить — держится краска или нет. Хорошо сваренная краска не будет стираться с поверхности еще пару лет. Долгая варка важна для образования клейстера.
Если предполагается, что краска будет хранится более, чем два дня, то в нее в качестве консерванта добавляют пару щепоток соли. Так можно сохранять вареную краску 1-2 недели.
Вареной краской можно красить как горячей, так и остывшей в течение ночи. Если краска простоит ночь, то на поверхности собирается слой клейстера, поэтому краску нужно хорошо перемешать перед использованием. По той же причине краску нужно периодически перемешивать и при горячей окраске.
Для окрашивания рекомендуется брать удерживающие краску кисти или малярные щетки. Обычно не рекомендуется красить набрызгиванием, но если использовать этот способ, то краску нужно затем втирать в поверхность кистью.
За один раз наносят столько краски, сколько может удержаться на поверхности.
Вареная краска немного тиксотропная или желеобразная. В теплом виде она достаточно жидкая, но по мере остывания загустевает. Ее можно разбавлять соленой водой. Однако, при разбавлении уменьшается содержание клейстера, поэтому разбавлять не рекомендуется. Вареная краска легко смывается с рук, кистей и одежды чистой водой.
Вареная краска служит дольше, если она медленнее сохнет. Самая лучшая — сухая пасмурная погода. В любом случае нужно избегать прямых солнечных лучей — стены нужно красить, когда солнце за тучами или вечером.
Если нужно было достичь какого-то оригинального цвета финской краски, раньше добавляли в состав различные неорганические пигменты: мелко натертый красный кирпич, выпаренные отвары василька, ореховой коры, семечек подсолнуха.
Руслагенский махагон
Начиная с 18 века, из дегтя производится средство для защиты древесины (т.н. Руслагенский махагон), которое получают путем добавления в деготь как можно более чистого и прозрачного скипидара и льняной олифы, полученной из льняного масла. Все компоненты смешиваются в одинаковых пропорциях.
Деготь придает названному защитному средству коричневатый оттенок, который можно изменить путем добавления пигмента.
Поверхность покрывается два раза. Так как срок высыхания средства продолжительный, то повторная обработка поверхности выполняется по истечению 3- 5 суток. Окончательное высыхание занимает 3-4 недели.
Льняное масло и воск
Популярная «народная» пропитка делается просто — в нагретом льняном масле разбавляется воск. Скипидар добавляют в качестве разбавителя и для лучшей впитываемости маловосковой пропитки (он хорошо проникает в поры дерева и «втягивает» состав за собой), возможны и другие добавки в композицию (в том числе и колерующие), но не обязательны.
На одном из форумов встретился такой «народный» рецепт: 10 л масла и 0,4 кг натурального воска, разогреть до полного растворения связующего (в данном случае, воска) в масле на водяной бане (некоторые не заморачиваются и готовят в подходящей ёмкости просто на огне), добавление скипидара — опционально.
Состав наносится кистью и втиранием войлоком или напыляется автоматическим оборудованием.
Просушка пропитки занимает некоторое время (особенно в отсутствие прямых солнечных лучей), через месяц не впитавшийся остаток можно снять щёткой (болгаркой с насадкой-щёткой, например) и отполировать войлочной ветошью.
Известь и соль
До изобретения современных пропиток для дерева активно использовали известь с солью. В современном строительстве этот метод используют для скрытых деревянных конструкций в доме: известью покрывают балки перекрытий, лаги, стропила. Приверженцы этого способа отмечают, что обработанные элементы даже через десять лет выглядят как новые.
При самостоятельном изготовлении состава важно гасить известь в специальной емкости. Лучше взять металлическое ведро, которое выдержит высокие температуры.
Необходимо плотно закрыть емкость крышкой, через которую будет выходить пар. Нужно помнить, что объем смеси при гашении извести значительно увеличится (в 2-3 раза). Важно соблюдать пропорции: воды потребуется в 4 раза больше, чем извести.
Обыкновенную поваренную соль растворить в воде в соотношении 1 кг соли на 3 литра воды.
В разведенном водой состоянии известь может храниться очень долго, главное – не допустить ее высыхания, постоянно доливая воду. Если же гашеная известь все-таки высохла, вся влага испарилась, то вам придется ее выбросить.
Медный купорос
Обработка деревянных стен медным купоросом — это еще один старинный метод, используемый в современном строительстве.
Готовится состав следующим образом:
2 килограмма извести разводится в 5 литрах воды; 50 грамм медного купороса разводится на пол-литра воды; в смесь добавляют 300 грамм соли и 500 грамм размоченной глины.
Древесину обрабатывают тонким слоем. Можно сделать несколько слоев, важно дождаться полного высыхания каждого слоя. После обработки поверхности не страшны даже проливные дожди.
Соль и борная кислота
Еще один доступный состав для антисептической покраски-обработки приготавливается из раствора соли с добавлением небольшого количества борной кислоты. Для этого необходимо развести в кипящей воде поваренную соль из расчета 1 кг на 5 литров и добавить 50 г борной кислоты.
Деревянные поверхности обмазываются за 2-3 раза кистью или щеткой. После обработки значительно снижается возможность грибковых поражений, и намного увеличивается срок службы конструкций.
Смоляная обработка дерева
Процесс совсем не сложный. Для этого смолу разогревают до кипения, а чтобы смола легче наносилась, в нее добавляют немного солярки.
Подборка подготовлена по открытым источникам и нижеприведенной реставрационной методичке.