Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы

Актуальность темы исследования, как написать: пример

Актуальность темы исследования является одной из важнейшей части введения. Именно она раскрывает значимость научной работы для современного общества. Студентам важно узнать, как правильно написать данный пункт введения с первого. Ведь часто преподаватели требуют переписать актуальность несколько раз до совершенства.

Давайте разберемся, что именно нужно написать в данном параграфе вводной части и какие ошибки категорически нельзя допускать. Прочитайте статью до конца, чтобы посмотреть на примеры актуальности для курсовой и дипломной работ.

Что такое актуальность темы исследования?

Как правильно написать актуальность исследования для статьи?

Как написать актуальность исследования для курсовой или реферата?

Как определить актуальность темы исследования для дипломной работы?

Ошибки при определении актуальности темы исследования

Как проверить уникальность текста?

Как повысить уникальность текста?

Что такое актуальность темы исследования?

Актуальность темы исследования ‒ это обоснование выбора той или иной темы для исследования.

Каждая студенческая работа должна отвечать на современные запросы общества и рассматривать важную проблему из своей научной области. Если два этих условия не будут соблюдены, то исследование останется без внимания комиссии.

К тому же те, студенты, которые хотят продолжать обучение в вузе, выбирают обычно одну проблему и разрабатывают ее на протяжении нескольких лет до получения кандидатской или докторской степени. Поэтому актуальность объясняет выбор не только темы диплома или курсовой, но и многолетней исследовательской деятельности.

Важно разобраться заранее, нужно ли вообще изучать ту или иную проблему, какую пользу это принесет студенту и обществу.

Поэтому при написании актуальности темы исследования важно ответить на следующие вопросы:

Таким образом, отвечая на данные вопросы, можно составить отличный текст для обоснования актуальности исследования.

К тому же необходимо использовать клише:

Актуальность данной работы определяется вхождением ее в круг интересов науки…

Актуальностью работы является…

… этим объясняет актуальность данного исследования.

Теперь давайте рассмотрим на примерах, как написать актуальность темы в разных видах работ.

После завершения курсовой/дипломной работы вам нужно ее оформить. Наш сервис поможет вам оформить текст по требованиям ГОСТ за короткое время без ошибок. Вам не придется переписывать текст несколько раз. Также мы поможем проверить оригинальность в сервисе Антиплагиат ВУЗ. Если вас не устроит показатель уникальности, то мы повысим его за 5-10 минут до 80-90%.

Как правильно написать актуальность исследования для статьи?

Чтобы правильно написать актуальность исследования для статьи, нужно помнить прежде всего об объеме. Обычно для научных статей выбирают очень узкие темы. Поэтому нужно, кратко, в 1-2 предложения, объяснить данный выбор.

К примеру, если это статья «Современный международный терроризм», то пишем следующее: «Актуальность исследования определяется современным развитием терроризма. Также необходимостью анализа тенденций развития терроризма; выявления факторов развития и возможности устранения данных факторов».

Таким образом, актуальность темы исследования должна быть строго ограниченной.

Как написать актуальность исследования для курсовой или реферата?

Давайте рассмотрим, как написать актуальность исследования для реферата.

Данный тип работы предполагает только общий обзор на разные точки зрения специалистов и академиков. Поэтому чаще всего встречается такой пример:

Тема: «Инженерная защита населения». Актуальность: «В данной работе мы рассматриваем комплекс мероприятий, направленный на обеспечение защиты жизни людей в разные периоды времени. Актуальность реферата заключается в необходимости выявления действенных мер и способов сохранения здоровья и жизни людей в разные периоды истории. Также важен анализ развития инженерных средств с целью предположения усовершенствованной разработки».

Таким образом, в данной работе проводится лишь сбор информации и подготовка к практическому исследованию. Поэтому разрешается добавить воды для расширения актуальности темы исследования.

Написать актуальность для курсовой работы нужно более расширенно. Ведь в такой работе понадобится описать степень изученности проблемы. Курсовая работа рассчитана на заполнение небольшого аспекта исследования. Поэтому объем актуальности может быть увеличен до половины страницы.

К примеру, тема курсовой работы: «Власть и социальные нормы в догосударственный период развития общества».

«Актуальность данного исследования состоит в том, что ритуалы, обычаи, обряды, мифы не утратили в современном мире своей роли и влияния на социальные нормы, в том числе и на правовые. Тема становления регулятивной системы в первобытном обществе остается актуальной на протяжении многих десятилетий. Ученые из разных стран мира на протяжении значительного периода времени разрабатывали концепции, объясняющие процесс появления, развития и функционирования социальных норм, упорядочивающих отношения между членами первобытных коллективов. В нашей работе будут представлен анализ особенностей социальной организации общности. Это поможет реконструировать модель отношений между членами общества и выявить предпосылки установления иерархической структуры правления».

Как вы видите, в актуальности важно объяснить, какие задачи уже были рассмотрены и что вы можете предложить нового для данного направления изучения проблемы.

Как определить актуальность темы исследования для дипломной работы?

Давайте разберемся, как определить актуальность исследования для диплома.

В первую очередь важно определиться с темой работы. Она должна быть вам близка и интересна. Часто студенты продолжают в своей ВКР изучать научную проблему, выбранную для курсовой. В таком случае легче переписать актуальность из предыдущих работ, немного изменяя слова.

Однако следует сразу помнить, что в дипломной работе актуальность имеет объем от половины страницы до одной целой. Поэтому важно доходчиво и широко объяснить выбор темы исследования. Вы можете обратиться за помощью к своему научному руководителю, который объяснит вам современную разработанность проблемы и какую пользу принесет ваше исследование обществу и науке.

К примеру, возьмем тему диплома «Совершенствование механизма налогообложения транспортных средств организации». Приложим к выбору данной темы следующее обоснование.

«Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что совершенствование механизма налогообложения транспортных средств организации является составной частью эффективной экономической стратегии любой организации.

С 1 января 2003 года гл. 28 Налогового кодекса РФ был введен транспортный налог, а его плательщиками выступили как юридические, так и физические лица. Сегодня транспортный налог – основной источник финансирования дорожной отрасли, а от своевременности его уплаты зависит качество исполнения и сроки строительных программ.

Современный транспортный налог по праву занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и выступает одним из основных налогов субъектов Российской Федерации.

Транспортный налог касается почти всех организаций, а, в ряде случаев, транспортный налог приходится платить и тем компаниям, у которых отсутствует собственный транспорт или в случае, если они пользуются транспортом по доверенности.

Транспортный налог относится к региональным налогам и сборам, следовательно, обязателен к уплате только на территории субъекта РФ, где такой налог введен в действие соответствующим законодательством. Транспортный налог вынуждены платить как все автовладельцы, так и организации, в собственности которых имеются транспортные средства.

Ежегодно транспортное налогообложение приносит в казну городского бюджета порядка семи миллиардов рублей, поэтому снижение или отмена транспортного налога на федеральном уровне может привести к тому, что регионы будут компенсировать часть данных средств акцизами за бензин».

Таким образом, актуальность не только названа, но и объяснена подробным образом. Такое представление наверняка понравится преподавателю и членам аттестационной комиссии.

Ошибки при определении актуальности темы исследования

Рассмотрим, какие ошибки при определении актуальности темы исследования могут снизить оценку.

Допущение таких ошибок может вызвать осложнения при сдаче готовой работы. Поэтому найдите несколько готовых работ схожих с вашей темой и прочитайте чужие введения. Также вы можете воспользоваться введениями из источников вашего библиографического списка. Поймите ключевой смысл и изложите своими словами актуальность темы вашего исследования.

Также важно правильно оформить работу в соответствии с Госстандартом. Посмотрите специальное видео, которое поможет вам правильно оформить дипломную работу.

Источник

Актуальность темы диссертации должна быть обоснована и доказана

Актуальность темы диссертации – это её востребованность в общественной теории и практике и определяется наличием в науке такой ситуации, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений.
Актуальность темы – основное требование к научному исследованию в качестве диссертационной.

Функциональные характеристики актуальности исследования

Актуализация темы – существенный момент в исследовательской работе

Обоснование актуальности темы

При определении актуальности научного исследования необходимо обратить внимание на типичную ошибку: в магистерских диссертациях часто обосновывается актуальность направления исследования как целой области, а не конкретно выбранной магистрантом темы.

Пример
Актуальность работы. Последовательное продвижение экономики Узбекистана на пути к рынку приводит к необходимости быстрого освоения методов хозяйствования, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. В связи с этим актуальным для республики является создание рыночной инфраструктуры, важнейшим элементом которой должно стать формирование рынка профессиональных консалтинговых услуг.
Рынок консалтинговых услуг в последнеё десятилетие является одним из самых быстро развивающихся рынков в мире: его рост составляет 15-20% в год, что в 2-3 раза выше, чем темпы развития рынков наукоёмкой продукции и
потребительских услуг. Усиление конкурентной борьбы обусловливает резко возросший динамизм изменений, происходящих на большинстве рынков. Неопределенности будущего и риски огромны, информации для принятия
решений обычно не хватает, затраты на её получение несоизмеримы как с возможными потерями, так и с выигрышами. В таких условиях может выжить только такая компания, менеджмент которой настойчиво ищет способы адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Роль профессионального консалтинга в этих условиях становится весьма значительной.

В научном исследовании требуется четко выразить степень и характер новизны, полученной в результате проведенной работы.

Источник

Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы

Исследовательские работы и проекты

Актуальность темы исследования проекта

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.

7. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.

8. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования в рамках проекта актуально.

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Обоснование актуальности исследования«:
Обоснование актуальности исследовательской работы

Источник

Обоснование актуальности темы исследования

Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть картинку Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Картинка про Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть картинку Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Картинка про Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть картинку Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Картинка про Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть картинку Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Картинка про Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы

Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть картинку Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Картинка про Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы

Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть картинку Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Картинка про Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы

Выделяют несколько способов обоснования актуальности исследования:

— выясняется по отдельным фактам состояние вопроса на практике и определяется тема;

— анализируются данные специального обследования, выполненного самим автором или другими учеными: имеем факты – из них следует то и то;

— выявляются причины, порождающие какой-либо результат. Например, как скажется внедрение компьютерного обучения на развитие интеллектуальной сферы школьников? Отсюда следует актуальность темы;

— анализируются тенденции развития практики, ее нужды;

— обоснование идет по линии выявления потребностей развития как практики, так и теории.

Каждый из подходов односторонен или ограничен. Например, если исходить только из потребностей практики, то можно не заметить, что данный вопрос уже решен в теории. Актуальность лучше доказывать по следующим четырем направлениям: вопервых, выясняется, существует ли потребность в данном исследовании у большинства людей; во-вторых, есть ли такая потребность у общества; в-третьих, рассматривается состояние практики: если есть потребность в чем-то, что необходимо выяснить, насколько удовлетворительно решается массовой практикой данный вопрос; в-четвертых, выясняется разработанность предполагаемого вопроса в теории.

В качестве примера рассмотрим, как можно осуществить обоснование актуальности темы потребностями развития теории. Какие могут быть здесь подходы? Можно так: 1) на основе изучения литературы мы обнаружили, что надо восполнить такой-то пробел; 2) узнать, что исследовано, а что не исследовано, и сделать вывод, что необходимо вести исследование дальше, но следует видеть, нужно ли оно для совершенствования объекта; 3) рассмотреть, с каких теоретических позиций решалась наша проблема до сих пор. Приходим к выводу, что можно решить ее с иных позиций, т. е. увидеть устарелость некоторых идей и обосновать свою тему.

В сжатом изложении в разделе «Актуальность темы исследования» показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного исследователем направления в конкретных социальноэкономических условиях развития общества; что (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать. На этой основе определяются противоречия.

Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.

— между теорией и практикой;

— в практике обучения, воспитания, развития.

На основе выявленных противоречий формулируется проблема. Проблема это: а) задача, препятствие; б) вопрос, решение которого представляет интерес (теоретический и практический).

Проблема в исследовании формулируется в виде вопроса, например: какие условия необходимы для развития аналитических умений у будущих педагогов? Какие средства обеспечат формирование профессиональной идентичности у будущих офицеров?

В основе всякой проблемы лежит противоречие между тем, что есть, и тем, чего человек хочет добиться. «Ситуация разрыва» между целями и средствами – вот что порождает проблему. Проблема возникает там, где назревшие вопросы остаются без ответа. Проблема, как известно, это вопрос науки, для решения которого назрели объективные возможности. Проблема – это не просто вопрос, а такой вопрос, для ответа на который в предшествующем знании нет готовых средств. Проблема есть методологический прием не только постановки вопроса, а и поисков его решения. В сфере познания самую глубокую сердцевину проблемы образует противоречие между знанием и незнанием, между теорией и практикой в конкретный момент.

Дальнейший процесс исследования связан с определением объекта и предмета. Под объектом исследования понимается реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний. Объектом психолого-педагогической науки являются процессы развития, формирования свойств личности, учебновоспитательный, управленческий процессы, процессы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка и другие, связи, отношения, свойства явления.

Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Смотреть картинку Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Картинка про Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы. Фото Чем обосновывается актуальность темы научно исследовательской работы

Предмет исследования – это аспект, сторона, с которой исследователь познает объект. Один и тот же объект может изучаться с разных сторон. Предмет исследованияесть не просто сторона объекта, а сторона, отражающая целостные свойства объекта, т. е. изменение предмета влечет за собою изменения объекта и наоборот. Например, в процессе обучения можно выделить содержательную, процессуальную, организационную, мотивационную стороны. Естественно, изменение, допустим, процессуальной стороны (привнесение новых методов обучения, новых технологий) приведет к изменению всего процесса обучения.

Предмет – это та область объекта, из которой вычерпывается новое знание, ищутся закономерности и т. д. Главное назначение предмета состоит в том, чтобы выделить такую сторону объекта исследования, познание которой обеспечит совершенствование объекта в целом.

Часто предмет исследования совпадает с темой исследования либо близок к нему по звучанию. Предметами психологопедагогического исследования могут быть, например: прогнозирование, диагностика, мониторинг, механизмы, тенденции развития; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания; характер психолого-педагогических требований и взаимодействия между педагогами и учащимися; особенности и тенденции развития педагогической науки и практики; педагогические взаимоотношения и др.

На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент исследования – её цель.

Цель исследования – это то, что в самом общем виде нужно достигнуть в итоге работы над диссертацией. В некоторых диссертационных советах принято, чтобы диссертант формулировал объект и предмет исследования после его цели. Думается, это не совсем правильно – цель деятельности можно ставить лишь на конкретном объекте, предмете.

Цель исследования – это то, что намерены достигнуть в результате исследования, например:

а) разработка новых методик, технологий, содержания воспи-

б) определение путей, средств, условий совершенствования

управления учебно-воспитательным процессом;

в) определение форм и методов работы детских и молодеж-

г) разработка новых теоретических и практических положе-

ний, которые стимулируют развитие нового содержания, форм, методов образования;

д) разработка модели педагогического явления;

е) теоретическое обоснование явления и др.

Важным этапом исследования является конкретизация общей цели системой задач.

Задача представляет собой этап, звено достижения цели. Задачи исследования – частные, относительно самостоятельные по отношению к общей цели.

Необходимо различать научные и ненаучные (процессуальные) задачи. Формулировки научных задач начинаются, как правило, со слов: выявить, обосновать, разработать, определить, раскрыть и т. п. Формулировки процессуальных задач начинаются со слов: проанализировать, провести, изучить, систематизировать и т. д. Процессуальные задачи носят вспомогательный характер, они необходимы, так как помогают решать научные задачи. Например, если исследователь поставил задачу изучить литературу по проблеме, то он продвинется в решении этой проблемы, станет более осведомленным в каких-то вопросах, но сама наука от решения этой задачи еще не получит новых знаний.

Таким образом, можно условно представить два подхода к определению задач.

I. Задачи формулируются как самостоятельно законченные этапы исследования, например:

— изучить литературу по проблеме;

— провести теоретический анализ проблемы;

— разработать модель изучаемого явления;

— экспериментально проверить эффективность данной модели.

II. Задачи формулируются как решение подпроблем, например:

— определить основные характеристики данного педагогического явления;

— охарактеризовать процесс развития данного явления;

— разработать и обосновать критерии развития явления;

— выявить условия эффективного развития явления;

— разработать программу, систему средств, обеспечивающих эффективное развития явления.

При описании научного аппарата исследования правильнее использовать второй вариант формулировки задач.

Следующим шагом в исследовании является разработка общей гипотезы и древа гипотез. Функция гипотезы – служить средством разрешения противоречия теории и практики. Для исследователя «гораздо выгоднее работать с плохими гипотезами, чем вовсе без гипотез, когда неизвестно, что надо проверять» (Н. К. Кольцов).

Знание существует в виде двух подсистем: знания достоверные и вероятные. К первым относятся теории, ко вторым – гипотезы.

В первоначальном значении слово «гипотеза» означало недоказанное утверждение: условие, принимаемое с целью последующего доказательства. Гипотеза – это научно обоснованное предположение. Д. И. Менделеев говорил: «Гипотезы – это тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли». Задача применения гипотезы – подняться выше имеющегося в наличии уровня знаний. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете, что исследователь видит в нем такого, чего не видят другие. Во всяком случае, то, что и так всем очевидно, что не требует доказательства, – не является гипотезой.

Гипотеза – предположение, которое следует подтвердить или опровергнуть. Чтобы разработать гипотезу, необходимо теоретическое изучение проблемы, знание ее сути, поэтому гипотеза уточняется по ходу работы.

Гипотеза выступает в роли предположительного решения проблемы, основная идея – предположительный ответ на центральный вопрос проблемы. Основная функция системы высказываний в гипотезе заключается в раскрытии, развертывании и обосновании идеи.

Возможны три типа гипотез. Первый тип – описательные гипотезы, в которых описываются причины и возможные следствия. Второй тип – объяснительные: в них дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т. е. объясняется, в силу каких факторов и условий будет данное следствие. Описательные гипотезы не обладают предвидением, а объяснительные обладают таким свойством. Выделяют также прогностическую гипотезу, которая, как считают А. И. Кочетов, Н. И. Загузов и другие, делают допущения о возможном позитивном развитии явления, о трудностях и опасностях, которые могут возникнуть на практике при реализации идей исследования.

Процесс образования гипотезы:

— открытие какого-либо явления, которое пока невозможно объяснить;

— всестороннее его изучение;

— формулирование гипотезы как научного предположения о причинах, связях и пр.;

— определение следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, если бы причина уже в действительности была найдена;

— проверка того, насколько следствия соответствуют фактам действительности.

Чтобы иметь право именоваться научной, гипотеза должна соответствовать определенным требованиям:

— принципиальная проверяемость предположений гипотезы (ее максимальная общность выводится из более широкого класса явлений);

— обязательное обладание предсказательной силой;

— принципиальная (логическая) простота;

— преемственная связь выдвигаемой гипотезы с предшествующим знанием.

Как уже говорилось, гипотеза – это предположение, истинное значение которого не очевидно, т. е. требует доказательства. Во многих же исследованиях положения раздела, который назван

«гипотеза», носит совершенно очевидный характер, и, если в

них вычленить суть, звучать они будут одинаково: «если хорошо учить, воспитывать, то и результаты обучения, воспитания будут хорошими».

Приведем примеры не совсем удачной и, наоборот, научносостоятельной гипотез.

1. Процесс формирования агроэкологической культуры сельских школьников может быть эффективным при следующих условиях:

— если определена сущность агроэкологической культуры сельских школьников;

— если разработаны цели формирования агроэкологической культуры сельских школьников,

— если разработана и реализована в учебно-воспитательном процессе сельской школы система средств формирования агроэкологической культуры сельских школьников;

2. Еслииспользовать компьютерные технологии в учебной и игровой деятельности младшего школьника, то следует ожидать более высокого качества формирования предметных знаний и развития индивидуальных способностей учащихся, так какприменение педагогических компьютерных технологий способствует: а) формированию учебной деятельности учащихся, б) созданию условий для сензитивности их развития.

В первой из приведенных гипотез, по сути, перечислены задачи исследования и нет вероятностного знания, такая гипотеза не требует доказательства, к тому же она носит описательный характер. Во второй гипотезе присутствуют все признаки объяснительной гипотезы.

А. М. Новиков называет следующие причины слабых гипотез:

— недостаточная научная, в первую очередь общепедагогическая и методологическая подготовка исследователя. Чаще всего это связано с тем, о чем говорилось выше – неразличием практической задачи и научной проблемы;

— не во всех исследованиях должна быть гипотеза. Точнее, должна быть сформулирована в явном виде гипотеза (поскольку любой исследователь строит свою научную работу посредством каких-то определенных предположений и последующим их подтверждением или опровержением). Например, в диссертациях по истории педагогики, по сравнительной педагогике гипотезы, как правило, отсутствуют;

— нередко встречаются случаи, когда диссертант провел интересное, оригинальное исследование, но либо не сумел сформулировать гипотезу, хотя она неизбежно у него была в «неявном» виде, либо постеснялся это сделать, считая свои предположения незначительными, малоинтересными. [23]

Следующей характеристикой исследования являются методологические и теоретические основы исследования. Методологическую основу составляют философские идеи и подходы, которые обосновывают замыслы и концепцию исследования. Теоретическая основа – это идеи, концепции, теории, положения, на которых выстраивается собственная модель, теория, взгляды на проблему.

Предлагаются разные классификации методов исследования

(см. таблицу 6, составленную А. С. Сиденко и Т. Г. Новиковой [25] ).

Таблица 6 Классификация методов исследования

Классификационные группы (уровни) методовНазвание метода или его применениеУченый, придерживающийся рассматриваемого подхода
1. Теоретические 2. Эмпирические а) рабочие, частные методы; б) комплексные, общие методыТеоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование. Изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование. Обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент.Загвязинский В. И.
1. Содержательные 2. Формализованные 3. Методы теоретического анализа и синтезаНаблюдение, обобщение опыта, эксперимент, теоретический анализ. Большая степень абстракции, чем у содержательных, логические операции, образование новых понятий на основе уже разработанных. Открывается природа явлений, их структура, взаимосвязь и динамика развития.Данилов М. А.
1. Диалектический метод 2. Общие методы 3. ЧастнонаучныеИспользуемый во всех науках. Наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и др. Применяемые в одной конкретной науке.Подкорытов Г. А.
1. Общенаучные 2. Частнонаучные 3. СпециальныеТеоретический анализ и синтез, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, эксперимент, метод экспертных оценок, моделирование. Психологические, физиологические, социологические. Используемые только в педагогике.Кыверялг А. А.

Классификационные группы (уровни) методовНазвание метода или его применениеУченый, придерживающийся рассматриваемого подхода
4. Методы обработки результатов исследованияДля обработки результатов исследования.
1. Методы экспериментальноэмпирического уровня 2. Методы теоретического уровня 3. Методы метатеоретического уровняНаблюдения, анкеты, собеседование, изучение творческих работ, эксперимент. Анализ и синтез. Отбор, классификация, анализ, обобщение, объяснение причин явлений или вытекающие из них следствий, объяснение объективных, неслучайных зависимостей.Журавлев В. И.
1. Эмпирические 2. ТеоретическиеНаблюдение, эксперимент. Логические и теоретические.Рузавин В. И. Сиденко В. М. Грушко И. М.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *