Чем оборудуются места для отдыха на территории организации социального обслуживания
О санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям социального обслуживания
Главным государственным санитарным врачом РФ Постановлением № 69 от 27.05.16г. утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания» СП 3.1.2.3358-16. Санитарные правила и нормативы зарегистрированы в Минюсте РФ 23.08.2016г.
Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах, предназначенных для оказания социальных услуг лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций социального обслуживания.
При размещении организаций социального обслуживания должны обеспечиваться нормативные уровни физических факторов инсоляции, естественного и искусственного освещения, к зонированию, размещению элементов благоустройства, размещение и оборудование в них жилых, учебных помещений, спальных комнат, помещений медицинского назначения и др.
В строящихся и реконструируемых зданиях организаций социального обслуживания для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна быть создана доступная (безбарьерная) среда. Все помещения для пребывания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ежедневно проветриваются.
Санитарными правилами определены требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, организации дезинфекционных мероприятий, подробно изложены требования к уборке территории и помещений, обработке и содержанию санитарно-технического оборудованию, постельных принадлежностей, смене белья и одежды, применяемым дезинфицирующим средствам. Указывается кратность проведения работ. Стирка специальной и социальной одежды на дому не допускается.
В помещениях организаций социального обслуживания не допускается наличие насекомых и грызунов.
Изложены требования и порядок приема поступающих в организации социального обслуживания, в также к работникам организаций социального обслуживания, требования к соблюдению санитарных правил.
Каждый поступающий в организацию стационарного социального обслуживания должен иметь медицинскую карту со сведениями о результатах обследования на туберкулез, результатах лабораторных исследований на группу возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов, дифтерию, инфекций, передающихся половым путем, профилактических прививках и справку об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту проживания в течение 21 дня до поступления в организацию социального обслуживания стационарного типа. Результаты бактериологического исследования на группу возбудителей кишечных инфекций действительны в течение двух недель с момента забора материала для исследований.
Вновь поступающие лица пожилого возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды осматриваются врачом организации, и после проведения комплекса гигиенических мероприятий помещаются в палаты (мужскую или женскую) приемно-карантинного отделения на период 7 дней для медицинского наблюдения в целях выявления наличия или отсутствия инфекционных заболеваний. В палаты приемно-карантинного отделения помещают проживающих, отсутствующих в организации в течение 5 и более дней, на период не менее 7 дней.
Работники организаций социального обслуживания проходят предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке и должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Каждый работник организаций социального обслуживания должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, допуск к работе.
Чем оборудуются места для отдыха на территории организации социального обслуживания
от 27 мая 2016 года N 69
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2020, N 0001202011120001) (вступило в силу с 1 января 2021 года).
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1) ст.5498; 2007 N 1 (ч.1) ст.21; ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст.3069; N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст.6165; 2014, N 26 (ч.1), ст.3366, ст.3377; 2015, N 1 (часть I), ст.11; N 27, ст.3951; N 29 (часть I), ст.4339 и ст.4359); N 48 (часть I), ст.6724) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания» (приложение).
2. Считать утратившими силу:
в Министерстве юстиции
23 августа 2016 года,
регистрационный N 43348
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 27 мая 2016 года N 69
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания
СП 2.1.2.3358-16
Санитарно-эпидемиологические правила
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
В настоящих Санитарно-эпидемиологические правилах учтены:
I. Область применения
1.2. Санитарные правила не распространяются на организации здравоохранения, в которых осуществляется медицинское обслуживание лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также на организации, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
(Абзац дополнительно включен с 10 апреля 2020 года Изменениями от 26 марта 2020 года)
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005, N 1 (ч.1), ст.14; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2020).
(Сноска дополнительно включена с 10 апреля 2020 года Изменениями от 26 марта 2020 года)
Санитарные правила не распространяются на объекты организаций социального обслуживания, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.
Ранее построенные здания организаций социального обслуживания в части архитектурно-планировочных решений эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций социального обслуживания.
1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
II. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению организаций социального обслуживания и ее территории
2.1. Организации социального обслуживания размещаются на территории жилой застройки за пределами санитарно-защитных зон организаций, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни физических факторов и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки.
Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений на территории и в здании организации социального обслуживания не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
2.2. На территории организации социального обслуживания выделяются и благоустраиваются зоны для отдыха и хозяйственно-бытовой деятельности, физкультурно-оздоровительных занятий.
Места отдыха оборудуются садовой мебелью, навесами, беседками, стационарными или временными туалетами, урнами.
2.3. На территории организации социального обслуживания оборудуется площадка с твердым покрытием и устройством ограждения для установки мусоросборников.
2.4. Расстояние от мусоросборников до зданий, предназначенных для проживания, мест отдыха и занятия физкультурой должно составлять не менее 20 метров.
2.5. Территория отдельно стоящего здания организации социального обслуживания должна иметь наружное электрическое освещение.
III. Санитарно-эпидемиологические требования к зданиям организаций социального обслуживания
3.1. При размещении организаций социального обслуживания в нескольких зданиях между ними предусматриваются отапливаемые переходы, за исключением случаев размещения организаций, оказывающих социальные услуги в стационарной форме, в нескольких зданиях, в каждом из которых предусматриваются основные группы помещений, указанные в пункте 3.2 настоящих санитарных правил
Здания организаций, оказывающих социальные услуги в полустационарной форме могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).
Статья 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.12.2013, N 52 (ч.I), ст.7007; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.05.2019).
(Сноска дополнительно включена с 10 апреля 2020 года Изменениями от 26 марта 2020 года)
3.2. В организациях стационарного и полустационарного социального обслуживания предусматриваются основные группы помещений:
— для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
— для проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
— для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предусматриваются помещения для организации питания, медицинского назначения и социальной адаптации;
— санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала организации социального обслуживания.
«Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания» (утв. Рострудом)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ
Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые, как правило, не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, отсутствие работы и средств к существованию, многодетность, пожилой возраст), социальные услуги направлены не просто на улучшение уровня жизнедеятельности, а на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.
Социальное обслуживание должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека. Гуманный характер социального обслуживания выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как старческая немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.
Поставщики социальных услуг обязаны исполнять порядок предоставления социальных услуг, условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.
Данное Руководство разработано Федеральной службой по труду и занятости с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг, размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.
II. Основные понятия, используемые в данном Руководстве
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
6) система социального обслуживания, включающая:
— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации);
— орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания;
— организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
— негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
— индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
III. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания, содержащие обязательные требования
Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере социального обслуживания, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать обязательные требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)».
Поставщики социальных услуг также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания, на территории которого они осуществляют свою деятельность. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», утверждаются:
— нормативы штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
— нормативы обеспечения мягким инвентарем организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
— нормативы обеспечения площадью жилых помещений организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
— нормы питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации
— порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
— порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
— предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
— размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.
Федеральной службой по труду и занятости также разработан и утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания. Данный Перечень, утвержденный приказом Федеральной службы по труду и занятости от 30 декабря 2016 г. N 538, размещен на официальном сайте Роструда.
IV. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг
Основная документация поставщиков социальных услуг может включать в себя:
2) положения об отделениях;
3) штатное расписание с указанием наименования должностей персонала и его численности;
4) правила, инструкции, методики, в том числе:
— правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг;
— правила поведения получателей социальных услуг должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения;
— должностные инструкции специалистов, устанавливающие их обязанности, права, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением;
5) документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы).
Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры и др.) на имеющееся специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы) предназначена для обеспечения грамотной и эффективной эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены;
6) документы, связанные с социальным обслуживанием в учреждении:
— личные дела получателей социальных услуг.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания
Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:
а) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;
б) о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:
наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);
фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии);
места нахождения обособленных структурных подразделений;
адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети «Интернет» (при наличии);
адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);
в) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);
г) о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
д) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети «Интернет»);
е) о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
ж) о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;
з) о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
и) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
к) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;
л) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
м) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);
н) о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);
о) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);
п) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;
р) о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
с) иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.
Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальные сайты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» полномочия в сфере социального обслуживания, и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме электронного образа копий документов. При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Информация на официальном сайте размещается на русском языке, а также может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках.
Размещенные на официальном сайте сведения должны быть доступны пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.
VI. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг
Поставщики социальных услуг обязаны:
1) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;
2) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
3) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
4) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
5) предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
6) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
7) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
8) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет» и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
9) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
10) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
11) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.
Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
При предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются:
2) безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг;
3) соблюдение требований и правил пожарной безопасности;
4) соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах, предназначенных для оказания социальных услуг лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 69 «Об утверждении СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 23 августа 2016 г. N 43348).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 г. N 8 «Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 26 марта 2015 г. N 36571).
Должности специалистов в стационарных организациях социального обслуживания замещают лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к таким должностям.
Государственные организации социального обслуживания создают попечительские советы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Таким образом, поставщики социальных услуг в стационарной форме должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.
Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации.
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.
Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг, утвержденным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательным для исполнения поставщиками социальных услуг.
Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:
1) наименование социальной услуги;
2) стандарт социальной услуги;
3) правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
5) перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе.
Стандарт социальной услуги в свою очередь включает в себя:
1) описание социальной услуги, в том числе ее объем;
2) сроки предоставления социальной услуги;
3) подушевой норматив финансирования социальной услуги;
4) показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности.
VIII. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания должностные лица Федеральной службы по труду и занятости обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.