Чем новые слуги дуняша и яша не похожи на фирса
Сочинение «Фигура Яши в идейно-тематическом содержании пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
Фигура Яши в идейно-тематическом содержании пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
План:
1.Драматургия А.П. Чехова
1.1.Тождественна ли правда литературы правде жизни?
1.2.Значимость пьесы «Вишневый сад» в творчестве автора
1.3.Отсутствие «случайных» персонажей в произведении
2. Образ лакея Яши в пьесе
2.1. Портрет высокомерного позёра
2.2. Разоблачение «важной персоны»
2.3. Место персонажа в системе образов
2.4. Второстепенный герой в главных ролях
3. Взаимоотношения Яши с персонажами пьесы
3.1. Раневская и Яша – части одного целого?
3.2. Столкновение старого и нового мира. Фирс и Яша.
3.3. Сомнения автора в возможности «прекрасного» будущего
4. Неизбежность грядущих перемен
4.1. Иллюзорные мечты о будущем
4.2. Старая Россия – новая Россия
4.3. «… и только слышно, как в саду топором стучат по дереву». Открытый финал произведения.
Лакея не беспокоит вырубка Вишневого сада, потому что он не видит смысла в сохранении прежних ценностей. Здесь виден конфликт поколений, который заключён в неумении нового поколения любить и слышать других, в намеренном разрушении своих корней, забвение памяти о предках, в стремлении к западным ценностям. Происходит полный разрыв связей между поколениями, уничтожение прежнего уклада жизни. Упадок дворянства и революционные идеи вызывают у автора сомнения, которые переданы через таких героев, как лакей Яша. Этот герой – олицетворение туманного будущего. Оно теряет связь со своим домом и родством, разрывает привязанности к прошлому, оно сумрачно и неразборчиво.
Дуняша в пьесе «Вишневый сад»: образ, характеристика, отношения Дуняши и Яши
Дуняша (актриса Ю. Гарнова) и Яша (актер И. Ткачев). Спектакль «Вишневый сад». Белгородский драм. театр им. Щепкина |
Горничная Дуняша является одной из второстепенных героинь пьесы «Вишневый сад» Чехова.
Образ и характеристика Дуняши в пьесе «Вишневый сад»
Внешность Дуняши:
«. только сначала принесите мне мою тальмочку*…» (*Женская длинная накидка без рукавов)
«. И одеваешься, как барышня, и прическа тоже. »
«. и вот руки белые‑белые, как у барышни. »
«. Играет веером. «
Возраст Дуняши не указана в пьесе. Вероятно, ей около 20 лет:
«. Когда вы уезжали отсюда, я была этакой… (Показывает от пола.)..»
Дуняша с детства служит гувернанткой в доме Раневской. Дуняша не привыкла к тяжелому труду, поэтому у нее белые руки:
«. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые‑белые, как у барышни. «
Дуняша все время смотрится в зеркало и пудрится:
«. остановилась, чтобы попудриться. «
«. Глядится в зеркальце и пудрится. »
«. пудрится, глядясь в зеркальце. «
Дуняша одевается и ведет себя как барышня:
«. Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и прическа тоже. Так нельзя. Надо себя помнить. «
Дуняша строит из себя «нежную», нервную барышню:
«. Я стала тревожная, все беспокоюсь Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь…»
«. если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами. »
«. Я такая деликатная девушка, ужасно люблю нежные слова. »
«. Я нежное существо, Яша. «
Дуняша и Яша: отношения героев
Епиходов делает Дуняше предложение. Она становится его невестой:
«. А мне, Ермолай Алексеич, признаться, Епиходов предложение сделал. »
«. Конторщик Епиходов после Святой мне предложение сделал. «
Но в это время в из Парижа приезжает лакей Яша. Дуняша влюбляется в него:
«. если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами. »
«. Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать. «
Влюбившись в Яшу, Дуняша избегает своего жениха Епиходова:
«. Вы, Авдотья Федоровна, не желаете меня видеть… как будто я какое насекомое. »
«. Прошу вас, после поговорим, а теперь оставьте меня в покое. «
Несколько месяцев Яша развлекается с Дуняшей, а потом бросает ее и уезжает в Париж:
«. Хоть бы взглянули разочек, Яша. Вы уезжаете… меня покидаете… (Плачет и бросается ему на шею.)..»
ЕГЭ. Литература. Задание 9. Тема слуг в литературе. А.П.Чехов. «Вишнёвый сад».
А.П. Чехов «Вишнёвый сад. Шарлотта Ивановна-гувернантка Раневской. Это одинокая женщина. Рано умерли её родители- циркачи. На воспитание к себе её взяла немецкая дама. Повзрослев, пошла работать в гувернантки. Ничего не известно о героине. Да и сама она не знает, сколько ей лет, кто её родители. Она весёлая, смешит всех тем, что говорит голосами других людей и показывает фокусы. А один из героев- Симеон-Пищик — даже так горит о ней: . «…Вы подумайте! Очаровательнейшая Шарлотта Ивановна.» Эта героиня не огрубела, как Яша, не стала высокомерной, как Дуняша. Это женщина, которую очень жаль, которая, в сущности, порядочная, добрая. «Это лучшая роль, остальные мне не нравятся»,- так писал А.Ч. Чехов. Дуняша – горничная Раневской, похожа на свою хозяйку. Пытается казаться утончённой, деликатной, благородной, подражает во всём хозяйке. Она причисляет себя к барышням, мечтает о любви, о принце. «Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь…» Она так далека от реальности, потеряла связь с народной почвой, да и к хозяевам ей не примкнуть. Яша— лакей. Его брала с собой в Париж Раневская. Он приехал на родину изменившимся человеком, по – другому одевающимся, умеющим красиво говорить. «Вы образованный, можете обо всем рассуждать», – говорит о нём влюблённая в него Даша. Таким образом, каждый из слуг имеет своё значение в пьесе, дополняя и раскрывая образы главных героев. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Урок по пьесе А.П. Чехова»Вишневый сад» в 11 классе
Урок по пьесе А. П. Чехова « Вишневый сад»
Размышления над будущим России
Цель: определение жанрового своеобразия пьесы, системы образов, основной идеи.
Задачи:
-создать условия для усвоения учащимися жанровой специфики пьесы, определенной автором;
— способствовать развитию навыка анализа драматического произведения;
— осмыслить символическое значение деталей пьесы;
— помочь учащимся понять чеховское восприятие жизни;
— способствовать формированию бережного отношения к прошлому, осмыслению цели человеческой жизни, путей развития человека и общества.
Оборудование: текст пьесы, мультимедийная презентация к уроку, видеофрагменты спектакля А.Кончаловского «Вишневый сад».
Оформление: ваза с веточками цветущей вишни для создания атмосферы вишневого сада, плакат с изображением железной дороги, видной через закрытое окно, карточки с вопросами для работы в группах, бумажные цветочки вишни для проведения рефлексии.
Тип урока: комбинированный
Пусть на сцене все будет так же сложно
и так же вместе с тем просто, как в жизни.
Люди обедают, а в это время слагается их
счастье и разбиваются их сердца.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Взгляните в окно. Что вы видите? (Небо, солнце, деревья с распустившимися молодыми листочками. На улице весна.)
— С чем у вас ассоциируется весна?
У японцев существует традиция, ритуал созерцания цветущей сакуры (горной вишни). Это мгновение слишком быстротечно, поэтому ханами (день цветущей сакуры) является выходным у японцев, и они все устремляются в парки, на природу, чтобы насладиться красотой. Сегодня и мы прикоснемся к прекрасному, последней пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
2. Усвоение нового материала.
Слово учителя.
Слайд с портретом К.М.Станиславского и его высказыванием о пьесе
Как видите, перед нами непростая задача – увидеть то, что таится в почке нераспустившегося цветка. Но, я думаю, мы с вами справимся.
История создания пьесы (сообщение учащегося)
Замысел пьесы относится к началу 1901 года. В 1902 г. формировался сюжет, а с конца февраля до октября 1903 г. пьеса писалась с перерывами из-за болезни. Пьеса включает в себя немало автобиографического. В семье Чехова была страница, напоминающая социальное восхождение Лопахина: дед Чехова был крепостным, отец, как и Лопахин, открыл свое «дело». За неуплату долга отца дому грозила продажа с аукциона. Служащий Селиванов, живший несколько лет в этом доме и считавшийся другом семьи, обещая спасти положение, сам купил дом.
Появление Чехова в зале вызвало гром аплодисментов. Среди зрителей находились Андрей Белый, Валерий Брюсов, Максим Горький, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин.
3. Эвристическая беседа.
— Какое событие положено в основу пьесы? (Продажа имения, вырубка вишневого сада).
Кажется ли вам это событие забавным, смешным?
4. Актуализация знаний (определение жанрового своеобразия пьесы)
— А как автор определяет жанр своего произведения? (комедия в 4-х действиях)
— Показалась ли вам пьеса комичной, заставила улыбнуться?
Современники А.П. Чехова тоже с трудом видели комизм в пьесе.
Слайд презентации с высказыванием К.Станиславского и А.П.Чехова о пьесе
К.С. Станиславский после чтения пьесы в театре писал Чехову: «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как вы говорите: «Позвольте, да ведь это же фарс». Нет, для простого человека это трагедия. »
Чехов же в письмах друзьям писал: «Вся пьеса веселая, легкомысленная».
— Чья позиция вам ближе, почему?
— Давайте вспомним особенности жанра комедии и постараемся понять, почему А.П.Чехов так настаивал на своем определении жанра пьесы.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ
Комедия – драматическое произведение с веселым сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки.
— Давайте попробуем разгадать замысел Чехова, который не сразу поняли даже искушенные в театральных пьесах люди.
— В чем заключается комизм пьесы?
Персонажи:
Епиходов, 22 несчастья. Он постоянно попадает в нелепые ситуации: появляется на сцене – роняет букет, натыкается на стул, говорит нелепые фразы (слова в его речи утрачивают свой смысл).
Действие 1 (чтение)
Входит Епиходов с букетом; он в пиджаке и в ярко вычищенных сапогах, которые скрипят; войдя, он роняет букет.
Диалог с Дуняшей.
Действие 2
Епиходов. Я развитой человек, читаю разные замечательные книги… (не может решить, жить ему или застрелиться).
Дуняша манерная, одевается, ведет себя, как барышня, говорит о своей изнеженности. Несоответствие слов и поступков. Ей льстит, что за ней ухаживает Епиходов, хотя она не понимает, о чем он говорит. Увлекается Яшей, потому что он был за границей. В восторге от того, что почтовый чиновник назвал ее цветком. Легкомысленная, ветреная особа.
Яша гордится тем, что был в Париже, пил настоящее шампанское. Россию называет невежественной страной, людей безнравственными. А сам не желает встречаться и прощаться с матерью: стыдится родства, заводит интрижку с Дуняшей и без сожаления, а с нравоучениями оставляет ее.
Шарлотта нелепо одета, показывает фокусы, чревовещание (клоунада, хотя она гувернантка) и одновременно страшное одиночество. Несоответствие внешних проявлений и внутреннего состояния.
Действие 2 (чтение)
У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет…
Симеонов-Пищик помещик, а гордится происхождением от известной лошади. Занят бессмысленными и бесконечными поисками денег.
Да, безусловно, можно увидеть комизм в этой пьесе.
Признаки комического:
-несоответствие слов и действий;
-комические ситуации;
— речь персонажей.
Таким образом, комизм пьесы заключается в ситуациях, отражающих комизм жизни. А.П. Чехов считал, что комедия – это драма, которая с тончайшей иронией высмеивает пошлость.
Давайте вернемся с вами к афише и определим, на какие группы можно разделить всех персонажей пьесы.
5. Работа в группах с последующей презентацией результатов
Учащиеся получают имена и фамилии персонажей на отдельных карточках, которые необходимо объединить в группы и объяснить свою точку зрения.
2. Старшее поколение – среднее поколение – молодое поколение (гости).
Какая классификация кажется более логичной? Для чего мы разделили персонажей на группы? (Так легче понять отношение к жизни каждой группы, которая имеет что-то общее).
Что символизируют собой эти три группы персонажей? (прошлое, настоящее и будущее)
— А какой еще персонаж незримо присутствует в пьесе, но не назван в афише? (Вишневый сад. Все действия пьесы неразрывно с ним связаны.. Все конфликты пьесы так или иначе имеют отношение к саду).
Итак, мы выяснили, что в пьесе показаны представители разных поколений, а их внутренний мир раскрывается через отношение к вишневому саду.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (релаксационная пауза) Демонстрация видеоролика с изображением цветущего вишневого в сопровождении музыки П.И. Чайковского.
Давайте на минутку окунемся с вами в атмосферу цветущего вишневого сада, постараемся почувствовать аромат цветов, увидеть нежность и хрупкость его красоты.
Работа в группах.
1 группа. Старшее поколение.
1. Расскажите о прошлом Любови Андреевны Раневской. Почему она вернулась на родину, в свой дом (чтение по ролям монологов различных персонажей Д. 1 Лопахин, Аня, Гаев, Любовь Андреевна)
2. С чего автор начинает знакомство читателя с Гаевым? (его бильярдные фразы. Туловищем делает движения, как будто играет на бильярде.) Это говорит о его любимом занятии. Ест леденцы, как ребенок. Ему 51 год, а он ничем не занимается, не способен спасти родовое имение, хотя клянется своим счастьем (чтение монолога) Племянницы говорят, чтобы он помолчал, так как слова его пусты.
4. Для чего приезжает к Раневской Симеонов-Пищик? О чем он постоянно заботится? (поиски денег)
2 группа. Среднее поколение.
1. Что Лопахин постоянно говорит себе? (Отец мужик, и он мужик, необразованный, но его положение уже изменилось, потому что у него есть деньги). (Действе 1, 2 чтение монологов).
2. Как живет в имении Варя? ( Одна справляется с трудностями, следит за домом, больше похожа на экономку, чем на хозяйку, готова уйти в монастырь. Она не в состоянии спасти имение).
3 группа. Молодое поколение
1. Как Петя Трофимов связан с семьей Раневской?
2. Что мы узнаем об Ане, ее жизни в имении и Париже?
3. Чем новые слуги Дуняша и Яша не похожи на Фирса? (Мнят себя образованными, достойными лучшей жизни. Судьба хозяев и имения им безразлична).
— Как всех этих персонажей объединяет сад?
Чтение по ролям.
Лопахин, Гаев, Раневская, Фирс
Гаев, Любовь Андреевна, Варя.
Выводы:
Для старшего поколения – это символ былого величия, воспоминание о счастье, детстве, светлая грусть.
Для Лопахина – помеха для получения прибыли. Нужно вырубить, чтобы заработать денег на участках.
Варя честно и добросовестно пытается вести хозяйство, но оказывается бессильной перед расточительством и беспомощностью Раневской и Гаева.
Для Трофимова сад – свидетельство социальной несправедливости, крепостного права. Нужно уничтожить его, посадить новый сад. Сад – это вся Россия.
Аня с легкостью готова расстаться с ним.
Обобщение.
Сад в пьесе обретает символическое значение всей страны, которая неизбежно прощается со старым укладом, с неспособностью старшего поколения найти свой путь в будущем.
С какой целью Чехов вводит образ Симеонова-Пищика? (Образ Пищика подтверждает, что помещики, привыкшие жить чужим трудом, не способны к созиданию, они надеются на чудо: Пищик выпрашивает деньги, получает их неожиданным образом то за железную дорогу, то за глину, надеется на выигрыш дочери).
Приходит новый хозяин, делец, который думает о выгоде и торопится делать дела.
Новые слуги ни слова не говорят о нем, так как не чувствуют своей коренной связи с этим садом, с усадьбой, легко готовы расстаться.
Аня, успокаивая маму, говорит, что они «насадят новый сад».
Что делают хозяева имения и их гости, когда решается судьба сада и дома?
Танцы, музыка. (Еще один прием создания комического: внешнее веселье, а в душе тревога). ПОДВОДНОЕ ТЕЧЕНИЕ – за внешними событиями внутренняя жизнь, скрытая, несоответствующая действиям, словам.
ПРОСМОТР СЦЕНЫ СПЕКТАКЛЯ А.КОНЧАЛОВСКОГО (2016г.)
А. Кончаловский задумал поставить на сцене пьесы Чехова как единое произведение: трилогию («Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») Старается как можно ближе подойти к замыслу Чехова, читает его письма. Кстати, письма становятся неотъемлемой частью спектакля: время от времени они появляются на экране на сцене, что помогает лучше понять автора.
Обсуждение просмотренного фрагмента (Действие 3. Напряженное ожидание развязки, решения судьбы имения)
— Как удалось актерам передать атмосферу внутреннего напряжения?
Каково выражение их лиц? Совпадает ли оно с их внутренним состоянием? (Состояние тревоги в неуловимых движениях, взглядах, ожидание появления Гаева и Лопахина, а вокруг звучит музыка, танцы, раздается фальшивый смех. Все это свидетельствует о несоответствии внутреннего состояния героев и внешних проявлений их эмоций. Создается очень высокий эмоциональный накал)
Судьба сада и имения решена. (Чтение по ролям. Действие 4)
Лопахин – новый хозяин. Он торжествует. Прежний раб стал хозяином. Старым хозяевам здесь нет места. Обратной дороги нет. Все уезжают. У каждого свой путь, своя дорога.
— Какое символическое значение приобретает железная дорога, которую прокладывают рядом с имением? (Железная дорога – символ пути, устремленного вдаль, в будущее).
А что могло бы объединить героев? Может быть, любовь? Какое место в жизни героев она занимает и почему?
Любовь Андреевна. Само имя говорит о том, что должна в ее жизни быть любовь, но ее нет. Вышла замуж, вероятно, по любви (или страсти?), против воли семьи, и Гаев признает ее порочность. В Париже живет с любовником, который обманывает ее, она проматывает все свои деньги и уезжает с деньгами, которые бабушка дала Ане, чтобы спасти имение (пагубная страсть).
«Люблю, люблю. Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу».
Эта любовь разрушает.
Все разрушилось: так и не состоялась свадьба Дуняши и Епиходова (Дуняша прельстилась молодостью Яши и его показной развязностью) Лопахина и Вари (Лопахин был тайно влюблен в Раневскую, робко намекал ей о своем чувстве, готов был на жертвы ради нее).Гаев так и не повзрослел, ничего не говорится о его семье или любви.Трофимов «выше любви», Аня, скорее всего, увлечена Петей, но можно ли это назвать глубоким чувством?
-Почему Чехов лишает своих героев любви? Не способны? Для чего они живут?
Человек, не способный любить, не может созидать, он только разрушает.
Рушится старый мир. Новый мир разрушает старый. Но будущее словно подернуто легким туманом, дымкой: оно еще слишком неясно.
-Каково же будущее сада, страны?
Чтение отрывка
(Действие 3 (О гордом человеке) 3 поколения – 3 взгляда на будущее)
Трофимов, Гаев, Лопахин, Любовь Андреевна.
Чехов не дает прямого ответа.
— Чем заканчивается пьеса?
Забыли Фирса, для которого смыслом жизни было служение господам. «Жизнь-то прошла, словно и не жил»
— Почему в финале пьесы звучит стук топора? Звук лопнувшей струны?
Звук топора символизирует уничтожение старого уклада жизни, он вырубается на корню. Лопахин даже не дожидается отъезда старых хозяев сада. Звук лопнувшей струны свидетельствует: лопнул прежний уклад жизни, порвалась связующая нить старого и нового).
Слово учителя
Примечательно, что Чехов долгое время не мог определиться с названием своей пьесы, и это для него имело очень большое значение.
К.С. Станиславский вспоминал: «Я не понял причины его радости и не нашел ничего особенного в названии. Что же волнует его в новом заглавии пьесы. Вместо объяснения Антон Павлович начал повторять на разные лады, со всевозможными интонациями и звуковой окраской:
-ВИшневый сад. Послушайте, это чудесное название! ВИшневый сад! Вишневый!»
— С чем у вас ассоциируется название «вИшневый»?
«После этого свидания прошло несколько дней. Как-то во время спектакля он зашел ко мне и с торжествующей улыбкой присел к моему столу.
— Послушайте, не ВИшневый, а ВишнЁвый сад,- объявил он и закатился смехом».
— А с чем ассоциируется название «вишнЁвый»?
Почему Чехов выбирает второе?
Обобщение.
Сегодня мы еще раз убедились в своеобразии мировосприятия А.П. Чехова, своеобразии его юмора. Его юмор – это смех сквозь слезы, философские размышления о жизни на примере самых обыденных событий (обращение к эпиграфу)
Действительно, за обычными бытовыми ситуациями кроется разрешение самых напряженных конфликтов, вершатся судьбы людей.
А.П. Чехов в своей последней пьесе размышлял о прошлом, настоящем и будущем России. Он не дает готовых ответов на все вопросы. А мы, его потомки, убеждаемся в его мудрости, умении видеть через многие годы вперед и таланте через юмор и смех расставаться с человеческим несовершенством.
Подведение итогов.
-Надеюсь, нам удалось прикоснуться к прекраснейшему произведению, ощутить его прелесть, мы постарались понять замысел автора, «вскрыли почку цветка и заставили распуститься лепестки».
Рефлексия.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы представили и написали, каким вы видите новый вишневый сад.
Прикрепите свои вишневые цветочки на изображение железной дороги.
Домашнее задание.
Написать сочинение «Будущее России глазами А.П. Чехова» (по рассказам и пьесе «Вишневый сад» А.П.Чехова)
Дуняша в пьесе “вишневый сад” чехова: образ и характеристика, отношения дуняши и яши
Образ и характеристика Фирса в пьесе Вишневый сад сочинение
Пьеса «Вишнёвый сад» раскрывает множество героев как основных, так и второстепенных. Одним из таких второстепенных персонажей и является лакей Фирс. Его можно охарактеризовать как самого старого упомянутого героя. Основной, свой, кусок жизни он провёл в прислуживании своим господам и на данный момент, в пьесе, ему 87 лет.
Полным противопоставлением ему является лакей Яша, он молод и относится к хозяевам наплевательски. Даже после отмены крепостного права Фирс остался предан хозяевам. За ними он следит как за родными детьми и точно так же заботится о них. Не только в силу возраста, и из-за моральных убеждений любит Россию.
Огорчён отменой крепостного права, ссылаясь на то, что жизнь стала непонятной.
Основным приоритетом является добрая слава господ. Забота выражается в том, как он опекает Гаева, переживая, чтобы этот пятидесятилетний «ребёнок» не заболел.
Во время бала, который организовала Раневская, с трудом обслуживает гостей, но не замечая трудностей говорит, что он один работает, а всё потому что Яша просто шатается по комнатам, а Дуняша отправилась на танцы с гостями.
Фирс верен своим хозяевам настолько, что остаётся в проданном имении без них, там же и скончавшись.
Сочинение Образ и характеристика Фирса
Охарактеризовать такого героя, как Фирс можно очень неоднозначно. Он является своеобразным отголоском прошлого в пьесе «Вишнёвый сад», поскольку считает крепостное право чрезвычайно лёгким для понимания и держится на его стороне. В новом мире, где крепостное право не действует – он лишний, в плане склада ума и устоев, которых он придерживался всю жизнь.
Сам Фирс олицетворяет «Дух усадьбы», он хранит её традиции и выполняет в ней роль няни для «детей в возрасте» – Гаева и Раневской.
Однако, даже являясь пережитком прошлого, Фирс складывает о себе впечатление, как о человеке рассудительном, с рациональными мыслями.
Когда все слуги в пьесе «Вишнёвый сад» имеют не только свою характеристику, но и заимствуют черты хозяев, то Фирс отнюдь не такой, он, скорее всего, антипод своих хозяев. Автор как бы подчёркивает в нём те характеристики, которых нет в Гаеве и Раневской.
В то же время между Дуняшей и Раневской можно провести определённую параллель, а Яша, является зеркалом всего дворянского класса.
Сам вишнёвый сад отражает стабильность и порядок всего мира, как образ жизни Фирса и его прошлого. Он главное лицо, которое демонстрирует качества которых нет в других персонажах, а его полным противопоставлением является Яша.
Таких образов героев множество и у других писателей, они имеют схожие характеристики, вроде трудолюбия, преданности и доброты. Все они любят своих хозяев, не нарушают традиций и являются, в своём роде, хранителями старого времени, его недостатков и положительных сторон. Хоть в пьесе и выделяется второстепенная роль для Фирса, но он вполне может претендовать на важное место в пьесе.
Образ и характеристика Фирса в пьесе Вишневый сад
Образ Гаева в пьесе
Образование 23 февраля 2016
Образ Гаева в пьесе “Вишневый сад” очень важно правильно понять. Это необходимо для уяснения того, как Чехов относился к преставителям дворянства. В нашей статье подробно описан образ Гаева в пьесе “Вишневый сад”.
Гаев – это брат главной героини произведения, Раневской, практически ее двойник. Образ его, однако, менее значителен, чем образ этой женщины. Именно поэтому интересующий нас герой представлен как “брат Раневской” в списке действующих лиц, хотя он старше своей сестры и обладает такими же правами на имение.
Социальное положение Гаева
На фото выше представлен Станиславский в роли Гаева. Леонид Андреевич Гаев – это помещик, который проел свое состояние “на леденцах”. Он ведет достаточно праздный образ жизни. Тем не менее он удивляется тому, что сад необходимо продать за долги.
Этому человеку уже 51 год, однако у него нет своей семьи. Гаев проживает в старом имении, разрушающемся прямо у него на глазах. Он находится под опекой Фирса, старого лакея.
Характеристику Гаева следует дополнить и тем, что он постоянно пытается занять денег у кого-нибудь для того, чтобы хотя бы покрыть проценты по своим долгам и по долгам своей сестры. Несбыточной мечтой для него является погашение всех кредитов.
Этот помещик надеется получить наследство от кого-нибудь, выдать Анну за обеспеченного человека, отправиться в Ярославль, где можно попробовать попытать счастья у графини-тетушки.
Карикатура на дворянство
Образ Гаева в пьесе “Вишневый сад” – это карикатура на дворянство.
Отрицательные качества помещицы Раневской еще более уродливо представлены в характере ее брата, что подчеркивает комизм всего происходящего.
Описание Гаева, в отличие от Раневской, помещено главным образом в ремарках. Его характер раскрывается в основном через действия, а другие персонажи пьесы говорят о нем крайне мало.
Видео по теме
Отношение окружающих к Гаеву
Автор очень мало рассказывает нам о прошлом Гаева. Однако мы понимаем, что этот человек образован, что он умеет облачить мысли в красивые речи, хотя и пустые. Всю свою жизнь интересующий нас герой прожил в имении. Он являлся завсегдатаем мужских клубов, где предавался игре в бильярд, любимому своему занятию. Именно оттуда Гаев приносил все новости.
Здесь же ему предложили должность служащего в банке с хорошим годовым окладом в 6 тысяч. Окружающих очень удивило это предложение. Сестра Гаева прямо говорит Леониду Андреевичу: “Где тебе! Сиди уж”. Лопахин также высказывает свое сомнение по этому поводу, считая, что Гаев не сможет удержаться на предложенном месте, так как он “ленив очень”.
Только Аня, племянница героя, верит в него.
Чем же вызвано это недоверие по отношению к Гаеву? Окружающие выказывают даже некоторое пренебрежение этому герою. Даже лакей Яша неуважительно к нему относится. Давайте разрешим этот вопрос, что поможет нам лучше понять образ Гаева в пьесе “Вишневый сад”.
Черты характера Леонида Андреевича
Гаев – это человек, которого можно назвать пустословом. Он порой пускается в разглагольствования в самые неподходящие моменты. Из-за этого его собеседники теряются и часто просят его замолчать. Гаев Леонид Андреевич сам осознает это, однако не может справиться с неприятной чертой своего характера.
Кроме того, характеристика образа Гаева должна быть дополнена тем, что он очень инфантилен. Леонид Андреевич не может отстаивать свое мнение, даже не способен толком сформулировать свою точку зрения. Этот герой часто не может сказать что-то по существу. Вместо этого он произносит свое любимое слово “кого”.
В речи интересующего нас героя постоянно появляются также неуместные бильярдные термины.
Взаимоотношения с Фирсом, сестрой и племянницами
Слуга Фирс все еще ходит за хозяином, будто за малым дитем. Он то стряхивает пыль с его брючек, то подносит Гаеву теплое пальто. А между тем Леонид Андреевич – взрослый пятидесятилетний мужчина.
Однако он не считает зазорным такую опеку со стороны своего слуги. Герой даже идет спать под надзором своего лакея, который искренне к нему привязан.
Несмотря на такую преданность Фирса, в финале произведения Гаев забывает про него.
Он любит свою сестру и своих племянниц. В своей семье Гаев является единственным мужчиной. Однако он не смог стать главой семьи. Герой не способен никому помочь, поскольку ему даже в голову это не приходит. Это указывает на то, что чувства Гаева весьма неглубоки.
Дорог ли Гаеву вишневый сад?
Образ Леонида Гаева раскрывается и в его отношении к вишневому саду. Для нашего героя он значит очень много, как и для его сестры. Гаев не хочет принимать предложение Лопахина, как и Раневская.
Он считает, что “пошло” было бы разбить на участки свое имение и сдавать их в аренду. Ведь это приблизит его семейство к дельцам, подобным Лопахину.
Это было бы недопустимо для Леонида Андреевича, поскольку он считает себя подлинным аристократом и поглядывает свысока на купцов, подобных Ермолаю Алексеевичу. Когда Гаев возвращается с аукциона, где было продано его имение, он подавлен, на его глазах видны слезы.
Однако когда он слышит удары кия о шары, его настроение сразу же улучшается. Данный факт говорит нам о том, что герою не свойственны глубокие переживания. Это важная черта, дополняющая образ Гаева в пьесе “Вишневый сад” Чехова.
Значение образа Гаева
Интересующий нас персонаж замыкает цепь, которая состоит из образов дворян, изображенных Антоном Павловичем Чеховым. Автор представил нам “героев своего времени” – прекрасно образованных аристократов, которые не могут отстоять свои идеалы.
Из-за этой слабости дворян такие люди, как Лопахин, имеют возможность занять господствующее положение в обществе. Антон Павлович специально максимально занизил образ Гаева в комедии “Вишневый сад”, сделав его карикатурным.
Это было необходимо для того, чтобы показать степень обмельчания дворян.
Удался ли автору “Вишневый сад”?
Произведение Чехова (портрет его представлен выше) вызвало большой общественный резонанс. Многие его современники, принадлежащие к аристократии, весьма критично отнеслись к этой пьесе. Они обвинили Антона Павловича в незнании их круга, в неправильном изображении своего класса. Едва ли Чехова можно упрекнуть в этом.
Ведь он и стремился создать не просто комедию, а настоящий фарс, что у него прекрасно получилось. Безусловно, ему удался образ Гаева. С цитатами из комедии “Вишневый сад” знакомы многие наши современники, а сама пьеса включена в обязательную школьную программу по литературе. Это произведение до сих пор очень популярно и в театрах нашей страны.
Все это говорит о несомненной ценности “Вишневого сада” с художественной точки зрения.
Герои «недотепы» в драматургии А. П. Чехова. (По пьесе «Вишневый сад»)
Комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» была написана в 1903 году и является последней пьесой писателя.
В ней представлены многие характеры и типы людей, дается широкий социальный пласт от дворянпомещиков до купцов и простых слуг.
Особое место в комедии занимают образы так называемых героев«недоТеп», представленных в лицах Раневской, Гаева, их слуг, Шарлотты, Дуняши и Яши, а также в лице Епиходова.
Весь идейный пафос пьесы состоит в отрицании дворянскопомещичьего строя, как отжившего себя. С этой точки зрения очень интересны образы дворян Раневской и Гаева, которые представлены настоящими «недотепами», не умеющими в этой жизни ничего и поэтому являющимися беспомощными и инфантильными.
В тоже время нельзя не заметить сочувственного отношения автора к этим героям.
Эти нотки настолько очевидны, что многие исследователи драматургии Чехова говорили о поэтизации автором уходящего дворянства и называли Чехова певцом «дворянских гнезд».
Но не стоит забывать, что сочувствие Чехова к героямдворянам не исключает скрытой иронии над ними, над их практической беспомощностью, дряблостью характера и инфантилизмом.
Раневская изображается Чеховым как легкомысленная женщина, которая ничего не видит вокруг себя, так как полностью занята только своими собственными переживаниями и страхами.
Она хочет жить красиво, так, как привыкла с самого детства, поэтому не вспоминает о том, что она на грани разорения, а семья обречена на нищенское существование.
Раневская вся во власти собственного любовного увлечения, часто говорит о своем любовнике в Париже, хотя тот и довел ее до банкротства, но лишь изредка вспоминает о судьбе своей дочери. Вместе с тем Раневская проста, эмоциональна и обаятельна, что отмечают почти все герои пьесы.
Она несомненно добрая и искренняя, ей ничего не стоит поцеловаться с горничной, как будто та ее ровня. Ласкова Раневская и по отношению к старому слуге Фирсу, дает последние пять рублей бродяге. Также искренне она радуется своему возвращению в дом детства, встрече с вишневым садом.
Но доброта и простота Раневской во многом продиктованы не искренними движениями щедрой души, но беспечностью, которая сродни порывам избалованного ребенка. Она раздает милостыню, а в собственном доме нечего есть. Устраивает большой бал, когда нечем платить долги. Вся суть ее характера состоит в эгоизме и легкомысленности.
Она искренне горюет о погибшем сыне, а о дочери вспоминает только перед самым отъездом в Париж, старого Фирса забывает в запертом доме. Создается такое впечатление, что она полностью погружена в свои мысли и только мимолетом вспоминает об окружающих ее людя? х. Так своему дому она радуется только в день прибытия, а сама рвется в Париж.
Несомненно, она искренне горюет о продаже имения, но не делает ничего, чтобы спасти его. Скорее всего, она быстро забудет о своей потере. Как мне кажется, эта героиня напоминает Стрекозу из басни Крылова.
Немолодая уже женщина, Раневская порхает по жизни с беспечностью крыловской Стрекозы, в наивном убеждении, что всегда найдется труженик Муравей, который окажет ей помощь, даст приют и поддержку.
Настоящим беспомощным «недотепой» представлен в пьесе и ее брат Гаев. Чехов иронизирует над ним еще больше, чем над Раневской. В его образе все смешно и нелепо.
Например, он только что горячо всех уверял, что проценты за имение будут заплачены, и, едва закончив свою речь, он принимается грызть леденцы.
Гаев настолько несерьезен и непостоянен, что для него игра в бильярд оказывается намного важнее, чем продажа имения.
Не зря сам А. П. Чехов назвал старшее поколение в «Вишневом саде» детьми и стариками одновременно, так как «они эгоистичны, как дети, и дряблы, как старики».
Им никогда не приходилось сталкиваться с реальностью жизни, они не знают цены деньгам, не в состоянии позаботиться не только о других, но даже о себе.
Скорее всего, в дальнейшем их ожидает судьба приживалок, так как они не способны подумать даже о завтрашнем дне.
Никчемность бывших хозяев жизни подчеркивается образами их слуг. Они повторяют черты характеров своих господ, но в более гротесковой форме. Приживалка Шарлотта также беспорядочна и взбалмошна, как и Раневская. Она показывает фокусы, и это только еще больше говорит о внутренней пустоте и неустроенности ее жизни.
Горничная Дуняша постоянно подчеркивает свою «чувствительность», пытается вести себя, как ее госпожа. Лакей Яша постоянно мечтает о Париже, а своей матери стыдится, словно она ему не родная. Конторщик Епиходов такой же «недотепа», как и Гаев.
Он настолько бесхозяйственен и бестолков, что его даже прозывают «двадцать два несчастья».
Создав образы героев»недотеп» в «Вишневом саде» Чехов хотел показать, насколько они беспомощны и бесполезны в новом мире, в мире, где нужны действующие и активные люди, которые смогут приносить пользу и себе и окружающим. Ни Раневская, ни Гаев не способны на это. Они полностью принадлежат веку «дворянских гнезд», который уходит в прошлое. В прошлое уходят и такие герои, как Раневская и Гаев.
Основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
Тогда человек станет лучше, когда
мы покажем ему, каков он есть.
А. П. Чехов
Как понятны были конфликты в классических пьесах до Чехова: Гамлет и Клавдий, Чацкий и Фамусов, Катерина и Кабанова. У Чехова все не так. Не знаешь, кому сочувствовать. Все они вроде бы неплохие люди: Раневская, Лопахин, Трофимов.
Но почему же они не понимают друг друга? Кто виноват, что их хорошие чувства, душевное расположение друг к другу не согревают, не радуют, а жизнь так и остается серой, грязной, пошлой и несчастной? Нет виноватых, как нет и прямых противников в пьесе. Чехов не любит противопоставлять друг другу своих героев.
Они живут сами по себе. Не любит он и открытого морализаторства. Никогда бы Чехов не написал в конце пьесы: «Вот злонравия достойные плоды!» Это пусть зритель скажет, автор же только помогает читателю разобраться в произведении.
Трудно понять Раневскую? Посмотрите на ее слуг. Дуняша пытается копировать свою госпожу, получается карикатура. Но к Дуняше Чехов еще снисходителен. Все ее попытки казаться образованной вызывают только смех. Но не хочется смеяться, глядя на Яшу. Трудно найти в творчестве Чехова образ, обрисованный с таким откровенным презрением.
Не смешон, а гадок Яша, когда читает проповеди плачущей Дуняше: «Что же плакать? Ведите себя прилично, тогда и не будете плакать». Конторщик Епиходов более симпатичен, но настойчивая демонстрация «образованности» раздражает и тревожит. Чехов подводит к мысли: надвигается грозная опасность бездуховности.
Вот пропойца-прохожий цитирует стихи из Надсона, Некрасова; Лопахин коверкает имя шекспировской героини («Охмелия!»), Епиходов, пародируя Гамлета, размышляет: «Жить мне али застрелиться…» А тут еще Дашенька, дочь Симеонова-Пищика, утверждает, что «величайший…
знаменитейший» философ Ницше говорит, будто фальшивые бумажки делать можно. Все это вовсе не смешно.
К героям своим Чехов относится чрезвычайно требовательно. Лучшие герои Чехова — люди душевно тонкие и деликатные, они живут глубокой и сложной внутренней жизнью, а главное — несут в себе высокую культуру. В «Вишневом саде» нет ни одного положительного героя.
Его нет и в знаменитом гоголевском «Ревизоре», но Гоголю было жаль, что никто не заметил честного лица в его пьесе: «Это честное, благородное лицо был — смех». У Чехова единственным положительным героем выступает символический образ вишневого сада.
Главный конфликт пьесы строится вокруг него. Вишневый сад олицетворяет собой красоту, счастье, родину, культурные ценности, которые надо сохранить. Развертывая действие на фоне вишневого сада, Чехов как бы взвешивает, достойны ли его герои окружающей красоты.
Попутно возникает другой конфликт, связанный с прошлым и будущим.
Для Раневской и Гаева, представителей прошлого, вишневый сад — это единственное место на земле, где они еще могут чувствовать себя дома. Здесь они счастливы. Здесь привиделась Раневской покойная мать. В пьесе Чехова призрак покойной матери видится только Раневской.
Только она способна уловить в белом вишневом деревце что-то знакомое, напоминавшее о материнской ласке, неповторимом детстве, о красоте и поэзии. Кажется, образ матери для того и является, чтобы напомнить о прошлом и предупредить катастрофу. Но тщетно. Именно Раневская и потратила на любовника все те деньги, которые должны были пойти на уплату процентов.
Мало того, она и сейчас забирает в Париж все деньги, присланные бабушкой для Ани. «Да здравствует бабушка!» — это восклицание не красит Раневскую, в нем слышится не только отчаяние, но и открытый цинизм. Материал с сайта //iEssay.ru
Время настоящее представляет в пьесе Ермолай Лопахин. Ему тоже нравится имение, «прекрасней которого ничего нет на свете».
Но зачем Лопахину поэзия? Главное для него — личное самоутверждение и выгода. И он приказывает рубить сад, не дождавшись даже отъезда бывших хозяев.
Аня и Петя Трофимов, молодые представители будущего, оставляют вишневый сад без сожаления, надеясь, что посадят новый, еще более прекрасный. Однако у читателя закрадывается сомнение: где, когда и за какие деньги они это сделают? По отношению к вишневому саду все герои — по различным причинам — выступают как единая сила, губящая красоту.
Со дня первой постановки «Вишневого сада» прошел не один десяток лет, а пьеса эта не сходит со сцены театров. Русская классика помогает нам противостоять бездуховности, сытому довольству, обожествлению материального достатка. Было бы очень хорошо, если бы девизом всех людей стали известные чеховские строчки: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
На этой странице материал по темам:
Лопахин как символ настоящего россии (по пьесе а. п. чехова «вишневый сад»)
ЛОПАХИН КАК СИМВОЛ НАСТОЯЩЕГО РОССИИ. Роль Лопахина А.П. Чехов считал в пьесе «Вишневый сад» «центральной». В одном из писем он так-и говорил: «…если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Что же особенного в этом Лопахине и почему именно его А.П. Чехов поместил в центр образной системы своего произведения?
Ермолай Алексеевич Лопахин — купец. Отец его — крепостной крестьянин, после реформы 1861 года разбогател, стал лавочником.
Лопахин вспоминает об этом в разговоре с Раневской: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…»; «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна и все палкой.
В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».
Но времена меняются, и «битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал», оторвался от своих корней, «выбился в люди», разбогател, но образования так и не получил: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках.
Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…» Но не надо думать, что в этой реплике сказывается лишь скромность героя.
Лопахин любит повторять, что он мужик, но он уже не мужик, не крестьянин, а делец, коммерсант.
Отдельные реплики и замечания говорят о том, что у Лопахина есть какое-то большое «дело», которым он поглощен всецело. Ему всегда не хватает времени: он или возвращается, или собирается в деловые поездки.
«Знаете, — говорит он, — я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…»; «Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие»; «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого».
Понятно, что не все состояние досталось Лопахину по наследству, большая часть заработана его же собственным трудом, и путь к богатству не был для Лопахина простым. Но при этом он легко расстается с деньгами, давая их Раневской и Симеонову- Пищику взаймы, настойчиво предлагая Пете Трофимову.
Лопахина тревожит настоящее: « Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая…» Он заглядывает в будущее: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-ни- будь наша нескладная, несчастливая жизнь». Причины этой неустроенности Лопахин видит в несовершенстве человека, в бессмысленности его существования.
«Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей.
Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»; «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего».
Лопахин — действительно центральная фигура произведения. От него тянутся ниточки ко всем персонажам. Он — связующее звено между прошлым и будущим. Из всех действующих лиц Лопахин явно симпатизирует Раневской. Он хранит теплые воспоминания о ней.
Для него Любовь Андреевна «все такая же великолепная» женщина с «удивительными», «трогательными глазами». Он признается, что любит ее, «как родную… больше, чем родную», искренне хочет помочь ей и находит, на его взгляд, самый выгодный проект «спасения». Местоположение имения «чудесное» — в двадцати верстах прошла железная дорога, рядом река.
Нужно только разбить территорию на участки и сдавать дачникам, имея при этом немалый доход. По мнению Лопахина, вопрос может быть решен очень быстро, дело ему кажется выгодным, нужно только «поубирать, почистить… например, …снести все старые постройки, вот этот старый дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…».
Лопахин пытается убедить Раневскую и Гаева в необходимости принять это «единственно правильное» решение, не понимая, что своими рассуждениями глубоко ранит их, называя ненужным хламом все то, что долгие годы было их родным домом, было дорого им и искренне ими любимо.
Он предлагает помочь не только советом, но и деньгами, но Раневская отвергает предложение об отдаче земли в аренду под дачи. «Дачи и дачники — это так пошло, простите», — говорит она.
Убедившись в тщетности своих попыток уговорить Раневскую и Гаева, Лопахин сам становится владельцем вишневого сада. В монологе «Я купил» он весело рассказывает, как прошли торги, радуется тому, как «схватился» с Деригановым и «обставил» его. Для
Лопахина, крестьянского сына, вишневый сад — часть элитарной аристократической культуры, он приобрел то, что двадцать лет назад было недоступным.
Неподдельная гордость звучит в его словах: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай… купил имение, прекраснее которого ничего нет на свете.
Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…» Это ощущение пьянит’ его.
Став владельцем имения Раневской, новый хозяин мечтает о новой жизни: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй. Идет новый помещик, владелец вишневого сада. » И все это в присутствии плачущей старой хозяйки имения!
Жесток Лопахин и по отношению к Варе. При всей тонкости его души, ему не хватает человечности и такта, чтобы внести ясность в их отношения. Все вокруг говорят о свадьбе, поздравляют. Он и сам говорит о женитьбе: «Что же? Я не прочь… Она хорошая девушка…» И это — его искренние слова.
Варя, безусловно, нравится Лопахину, но он уклоняется от брака, то ли от робости, то ли от нежелания отказаться от свободы, от права самому распоряжаться своей жизнью.
Но, скорее всего, причина в излишней практичности, которая не допускает такого просчета: жениться на бесприданнице, не имеющей никаких прав даже на разоренное имение.
Отзывы действующих лиц о Лопахине очень противоречивы. Для Раневской он «хороший, интересный человек», для Гаева — «хам», «кулак», для Симеонова-Пищика — «громаднейшего ума человек».
Шутливую характеристику дает Лопахину Петя Трофимов: «Я, Ермолай Алексеевич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».
Расставаясь с Лопахиным, он говорит уже серьезно: «…Как- никак все-таки я тебя люблю. У тебя нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…» Противоречие, заложенное в этих высказываниях Пети Трофимова, отражает, на мой взгляд, позицию автора.
Чехов, как художник-реалист, стремился подчеркнуть противоречия между положительными качествами человеческой натуры «новых хозяев» и бесчеловечностью, порожденной их жаждой наживы и приобретательства.
Движение истории неумолимо — говорит нам автор. Эпохи сменяют друг друга, разрушается прежний уклад жизнц, создается новый. Как это происходит? Всегда ли человек может осознать, что наступает «переломный момент»? Каждый ли готов к переменам? «Новый хозяин», Лопахин, принимает правила современной жизни, он олицетворяет новое время.
Это и выдвигает его на центральное место в пьесе. Ему единственному дано приблизиться к настоящей правде, к пониманию сущности эпохи. В действиях Лопахина есть логика, его стремления оправданны. Но ясен и его дальнейший путь. И на этом пути нет места красоте, душевности, человечности. А потому Лопахин — только настоящее.