Чем ночь пробудила птиц
Слово о полку Игореве (перевод Д.С. Лихачева)
Дословный перевод Д.С. Лихачева
Слово о полку Игореве. М.: Просвещение, 1984.
Пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Пусть начнётся же песнь эта
по былям нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.
Вспоминал он, как говорил,
первых времён усобицы.
Тогда напускал десять соколов
та первой и пела песнь
что зарезал Редедю
пред полками касожскими,
прекраcному Роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов
на стаю лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал,
а они уже сами князьям славу рокотали.
Начнём же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце своё мужеством,
исполнившись ратного духа,
навёл свои храбрые полки
на землю Половецкую
Тогда Игорь взглянул
и увидел, что оно тьмою
воинов его прикрыло.
И сказал Игорь дружине своей:
чем плененным быть;
да посмотрим на синий Дон».
Страсть князю ум охватила,
и желание отведать Дон Великий
заслонило ему предзнаменование.
«Хочу, сказал, копье преломить
на границе поля Половецкого,
с вами, русичи, хочу либо голову сложить,
либо шлемом испить из Дона».
О Боян, соловей старого времени!
Вот бы ты походы эти воспел,
скача, соловей, по мысленному древу,
летая умом под облаками,
свивая славу обоих половин этого времени,
рыща по тропе Трояна
через поля на горы.
Так бы пришлось внуку Велеса
воспеть тогда песнь Игорю:
«Не буря соколов занесла
стаи галок несутся
Или так запел бы ты,
вещий Боян, Велесов внук:
звенит слава в Киеве.
Трубы трубят в Новгороде,
стоят стяги в Путивле!»
Игорь ждет милого брата Всеволода.
И сказал ему буй тур Всеволод:
Оба мы Святославичи!
своих борзых коней,
уже оседланы у Курска.
А мои-то куряне опытные воины:
под трубами повиты,
под шлемами взлелеяны,
с конца копья вскормлены,
луки у них натянуты,
сами скачут, как серые волки в поле,
ища себе чести, а князю славы».
Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя
и поехал по чистому полю.
Солнце ему тьмою путь заграждало,
ночь стонами грозы птиц пробудила,
свист звериный поднялся,
встрепенулся Див, кличет на вершине дерева,
велит послушать земле неведомой,
и тебе, Тмутороканский идол.
А половцы непроторенными дорогам
помчались к Дону Великому.
Кричат телеги в полуночи,
словно лебеди вспугнутые.
А Игорь к Дону войско ведёт!
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
О Русская земля! Уже ты за холмом!
Долго ночь меркнет.
щекот соловьиный уснул,
говор галочий пробудился.
Русичи великие поля
чевлеными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, рассыпавшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото, и паволоки,
и дорогие оксамиты.
Покрывалами, и плащами, и кожухами
стали мосты мостить по болотам
и дорогими нарядами половецкими.
Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
Не было оно в обиду порождено
ни тебе, чёрный ворон,
Гзак бежит серым волком,
Кончак ему след указывает к Дону Великому.
На другой день спозаранку
кровавые зори свет возвещают,
чёрные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому,
идти дождю стрелами с Дону Великого!
Тут копьям преломиться,
тут саблям побиться
о шеломы половецкие,
О Русская земля! Уже ты за холмом!
Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами
на храбрые полки Игоря.
пыль поля прикрывает,
половцы идут от Дона
и со всех сторон русские полки обступили.
Дети бесовы кликом поля перегородили,
а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.
Бьёшься ты впереди,
прыщешь на воинов стрелами,
гремишь о шлемы мечами булатными.
Куда, тур, поскачешь,
там лежат поганые головы половецкие.
Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,
Что тому раны, братья, кто забыл честь и богатство,
и города Чернигова отчий золотой престол,
и своей милой жены, желанной прекрасной Глебовны,
Были века Трояновы,
Минули годы Ярославовы,
были и войны Олеговы,
Тот ведь Олег мечом крамолу ковал
и стрелы по земле сеял.
Вступил в золотое стремя в городе Тмуторокани,
а звон тот же слышал давний великий Ярослав,
а сын Всеволода Владимир каждое утро уши закладывал в Чернигове.
и на Канине зелёный саван постлала
храброго и молодого князя.
С такой же Каялы и Святополк полелеял отца своего
между венгерскими иноходцами
ко святой Софии к Киеву.
Тогда, при Олеге Гориславиче,
засевалось и прорастало усобицами,
погибало достояние Дажьбожьего внука,
в княжеских крамолах сокращались жизни людские.
Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали,
но часто вороны граяли,
трупы меж собою деля,
а галки по-своему переговаривались,
собираясь полететь на поживу!
То было в те рати и в те походы,
а такой рати не слыхано!
С раннего утра до вечера,
летят стрелы калёные,
гремят сабли о шлемы,
трещат копья булатные
среди земли Половецкой.
Черна земля под копытами костьми была посеяна,
горем взошли они на Русской земле!
издалёка рано перед зорями?
Игорь полки заворачивает:
жаль ему милого брата Всеволода.
на третий день к полудню пали стяги Игоревы!
Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы;
Тест по «Слову о полку Игореве» (5 вариантов)
1. Кто является автором «Слова. »?
1) Владимир Мономах
2) летописец Нестор
4) автор неизвестен
2. Одна из впервые снятых копий «Слова. » предназначалась:
4) Елизавете Петровне
3. Каков результат первого сражения с половцами?
1) половцы сразу сдались
2) войско князя Игоря потерпело поражение
3) войско половцев потерпело поражение
4) половцы отогнали русское войско далеко назад
4. Какова роль «Золотого слова Святослава» в «Слове…»?
1) является вставным эпизодом в произведении
2) является политическим центром «Слова. »
3) при помощи «Золотого слова Святослава» читатель узнает о родословной Игоря
4) автор «Золотым словом Святослава» иллюстрирует героизм и храбрость князя Игоря, отправившегося в одиночку на защиту Родины
5. Чем заканчивается «Слово о полку Игореве»?
2) бегством Игоря из плена
3) Игорь остается в плену
6. Кто рыскал к петухам Тмутаракани?
5) Никто не осмелился
7. Кем Ярославна хотела полететь по Дунаю?
1. Когда было создано «Слово о полку Игореве»?
1) был затерян во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
2) сгорел во время пожара в Москве в 1812 году
3) Екатерина II подарила его прусскому королю
4) был украден из архивов в XIX веке
3. Что произошло с Игорем во время второго сражения?
2) был ранен и взят в плен
3) был ранен, но смог убежать вместе с братом Всеволодом
4) был тяжело ранен
4. Главной идеей «Слова о полку Игореве» является:
1) прославление подвига Игоря
2) осуждение похода Игоря
3) страстный призыв русских князей к объединению
4) слава Киевскому князю
5. Укажите, кто из русских поэтов не переводил «Слово о полку Игореве».
6. Чем ночь пробудила птиц?
4) Передвижением войска
7. В кого обратился Игорь в первую очередь, когда «задвигались половцы»?
1. С какого языка переведено «Слово о полку Игореве»?
1) со старославянского
2) с древнерусского
3) с церковнославянского
2. О каком событии идёт речь в произведении?
1) о создании единого Московского государства в конце XIII века
2) о походе Мономаха на половцев в 1115 году
3) о татаро-монгольском иге в XIII веке
4) о походе князя Игоря против половцев в 1185 году
3. О ком идёт речь? «. полная печали, плачет, как кукушка на юру».
3) дочь хана Кончака
4. Укажите, кто из перечисленных князей не является участником похода Игоря.
1) Святослав Рыльский
2) Владимир Мономах
3) Владимир Путивльский
4) Всеволод Курский
6. Где Владимир «уши закладывал»?
7. К кому ехал Игорь по Боричеву?
3) К святым Борису и Глебу
1. Когда была обнаружена рукопись со «Словом. »?
1) в конце XIII века
2) в конце XII века
3) в начале XIX века
4) в конце XVIII века
2. Чем закончился поход князя Игоря?
1) Русское войско одержало победу над половцами.
2) Игорь был смертельно ранен.
3) Князь Игорь со своим войском потерпел поражение и был пленён.
4) Ни одна из сторон не победила.
3. О ком идёт речь? «. мужество избрал себе опорой, ратным духом сердце поострил. » (перевод Н. Заболоцкого).
4. Укажите прозвище брата Игоря Всеволода.
1) попросил разрешения у киевского князя Святослава и получил его;
2) попросил разрешения у киевского князя Святослава и не получил его;
3) не сговаривался со Святославом.
6. С чем было смешано вино, которое подали во сне Святославу?
6. Определите по высказыванию героя «Слова о полку Игореве»: «Братие и дружина! Лучше же убитым быть, чем плененным; сядем же, братья, на своих борзых коней, да посмотрим на синий Дон ».
7. О чем повествует следующий эпизод «Слова о полку Игореве»: «Стукнула земля, зашумела трава. А Игорь князь поскакал горностаем к тростнику и — белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. и полетел соколом над облаками, избивая гусей и лебедей»?
1) Поражение Игоря в битве
2) Бегство Игоря из плена
3)Поход Игоря на половцев
4) Ночлег войска Игоря в степи
1. А.И. Мусин-Пушкин впервые опубликовал «Слово. »:
2. Сколько было сражений?
3. Какое средство выразительности использовано автором в приведенной ниже фразе?
«Стоном стонет мать-земля сырая» (перевод Н. Заболоцкого).
4. Как звали хана, с которым вступил в бой Игорь?
6. У кого «храбрая мысль влечет ум на подвиг»?
1) У Романа и Мстислава
2) У Рюрика и Давыда
3) У Игоря и Всеволода
4) У Святослава и Олега
5) У Ингваря и Ярослава
1) Обращение Автора к русским князьям
2) «Золотое слово» Святослава
3) Рассказ о поражении Игоря
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-160511
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чем ночь пробудила птиц
ЕГЭ по литературе-2022 запись закреплена
Прочитай фрагмент из «Слова о полку Игореве»
Выполни задания 1-7.
Напиши ответы в комментариях к посту.
Тогда Игорь взглянул
на светлое солнце
и увидел, что оно тьмою
воинов его прикрыло.
И сказал Игорь дружине своей:
«Братья и дружина!
Лучше убитым быть,
чем плененным быть;
так сядем, братья,
на борзых коней
да посмотрим на синий Дон».
Страсть князю ум охватила,
и желание отведать Дон Великий
заслонило ему предзнаменование.
«Хочу, сказал, копье преломить
на границе поля Половецкого,
с вами, русичи, хочу либо голову сложить,
либо шлемом испить из Дона».
Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя
и поехал по чистому полю.
Солнце ему тьмою путь заграждало,
ночь стонами грозы птиц пробудила,
свист звериный поднялся,
встрепенулся Див, кличет на вершине дерева,
велит послушать земле неведомой,
Волге,
и Поморью,
и Посулью,
и Сурожу,
и Корсуню,
и тебе, Тмутороканский идол.
1. Укажите термин, обозначающий образные определения, которые помогают автору выделить характерные черты предметом и явлений (светлое солнце, синий Дон, борзые кони)?
2. Назовите композиционный элемент, строящийся на описании природы («Солнце ему тьмою путь заграждало. «).
3. Укажите название художественного приема, который использует автор «Слова. «, говоря о неодушевленном как о самостоятельно действующих живых существах («ночь стонами грозы птиц пробудила. «).
4. Как называется прием, строящийся на переносе свойств одного явления на другое по признаку сходства («страсть ум охватила»)?
5. Как называется прием, строящийся на сопоставлении предметов и явлений и позволяющий создать яркие образы воинов («скачут, как серые волки в поле»)?
6. Нарушение порядка слов придает тексту торжественность и ритмические выделяет значимые слова. Как называется этот прием?
7. В предложенном фрагменте образ «буй-тур» Всеволода раскрывается в __________, в котором превозносится воинская доблесть его дружины, а с помощью _________ («Один брат, / Один свет светлый») подчеркивается его преданность князю Игорю.
Начало похода
Игорь вышел из Путивля во вторник 23 апреля 1185 года, на второй день после Пасхи, в день своего небесного покровителя Георгия Победоносца. Вместе с ним в поход выступили сын Владимир Путивльский, племянник Святослав Ольгович Рыльский со своими дружинами и черниговский воевода Ольстин Олексич с отрядом ковуев. 1 мая дружины подошли к Донцу и здесь, на берегу реки, в вечерний час увидели солнечное затмение, «солнце стоящее как месяц». Воины поникли головами и сказали Игорю: «Княже, это знамение – не на добро». Игорь же ответил: «Братия и дружина! Тайны Божьей никто не ведает, а знамению творец Бог. Что сотворит Бог нам, на добро или на зло, то мы увидим»[1].
Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце
отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.
Тогда взглянул Игорь на светлое солнце
от него все свои воины тьмою прикрыты.
Затмение должно было бы остановить Игоря и заставить его повернуть назад. Но он решил испытать судьбу. Игорь обратился к спутникам с речью, чтобы подбодрить и успокоить их.
И рече Игорь къ дружинѣ своей:
Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти.
А всядемъ, братіе, на свои бръзыя комони,
да позримъ синего Дону!»
Почему же речь Игоря обычно переводят так: «Братья и дружина! Лучше убитыми быть, чем пленными быть»[2]? Хрен редьки не слаще. Понятно, что Игорь не мог такими словами вести полки вперед. Он призывал воинов сражаться, а не падать духом.
И сказал Игорь дружине своей:
Лучше уж потрудиться, нежели смириться!
А сядем, братия, на своих борзых коней,
да позрим синего Дона!»
Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти
Потяту быти означает быть потным, натруженным до пота. Похожий оборот есть в летописи под 1139 годом при воспоминаниях о походах Мономаха: «Володимер сам собою постоя на Дону и много пота утер за землю Русскую»[3]. Полонену быти в контексте фразы правильнее переводить, как быть смирным, подчинившимся судьбе, а не реально захваченным в плен.
рече – (ОН) сказал – глагол прошедшего времени в форме аориста 3-го лица ед.ч;
рекъ – (Я) сказал – глагол 1-го лица;
рекосте, рекоста, ркоша – (ОНИ) сказали – глаголы 2-го, 3-го лица дв. и мн. числа.
Дружины продолжили путь, перебрели Донец и подошли к Осколу, где должны были встретиться с братом Игоря Всеволодом, шедшим из Курска. Зная, чем закончится поход, автор горько сетует: лучше было бы вернуться! Но не остановило Игоря затмение. Захотел он, во что бы то ни стало, дойти до Дона.
Спа́ла князю умь похоти́,
и жалость ему знамение заступи.
«Искусити Дону великаго хощу, – бо рече, –
копіе приломити конець поля Половецкаго, съ вами Русици,
хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону!»
Запала княжий ум захотел
и желанием ему знамение заступил.
«Искусить Дона великого хочу, – он сказал, –
копье преломить концом поля половецкого, с вами русичи,
хочу главу свою приложить, и любо испить шлемом Дона!»
похоти́ … заступи́ – глаголы с ударением на последнем слоге задают ритм фразе. Княжий ум захотел спала-запала, страстное желание повело его вперед; палъ – пламя[4]; жалость – желание[5].
копіе приломити конець поля половецкаго – копье преломить концом поля половецкого. Фраза переводится по аналогии с другой: конець копія въскръмлени – концом копья вскормлены.
хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону
Игорь хочет голову свою приложить (а не положить!), для того, чтобы испить Донской воды; слово любо здесь имеет значение: хочу, угодно мне[6].
Желание Игоря не сбылось. Автор здесь опять вспоминает Бояна, сожалеет, что не он поет песню Игорю. Зачем, почему? Да потому, что если бы Игорь после солнечного затмения повернул домой, автор восхвалил бы его словами Бояна так: Не буря соколов несет через поля широкие. А Игорь! Галки-половцы отступают к Дону. За Сулой ржут кони русские, и звенит слава в Киеве, ведь протрубили призыв в Новгороде Северском, и поднялись в ответ стяги в Путивле. Черниговские князья встали на защиту Русской земли. Такой славицей закончилась бы эта песня!
О Бояне, соловію стараго времени!
Абы ты сіа плъкы ущекоталъ,
скача славію по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы́,
свивая славы оба полы́:
с сего времени рища въ тропу Трояню чресъ поля на́ горы,
пѣти было пѣсь Игореви, того (Олга) внуку:
«Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая,
галици стады бѣжать къ Дону великому!»;
чили въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче:
«Комони ржуть за Сулою, звенить слава въ Кыевѣ!
Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ!»
О Боян, соловей старого времени!
Если бы ты сии полки воспел,
скача славицей по мысленному древу,
летая умом под облаками,
свивая славы из двух половин:
с сего времени рыща в тропу Троянову через поля на горы,
петь было песню Игорю, того (Олега) внуку:
«Не буря соколов занесла через поля широкие,
галок стада бегут к Дону великому!»
или воспеть было, Вещий Боян, Велесов внук:
«Кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве!
Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!»
Боян пел хвалебные песни-славы. Он не стал бы прославлять потерпевшего поражение Игоря. Об этом сожалеет автор, обращаясь к Бояну и образно перечисляя его творческие приемы: скачет восхвалением по воображаемому древу, летает умом под облаками, сплетает узор, свивая славы из двух половин: с сегодняшнего времени рыщет в прошлое, с полей на горы.
с сего времени рища въ тропу Трояню
Здесь для ритма добавлен предлог с. Одинаковые буквы в окончании одного слова и начале другого часто не писались. Рыскать в тропу Троянову означает возвращаться в старое время, в далекое прошлое, когда русичи ходили походами на Царьград путем из варяг в греки. Этот путь и назван тропой Трояновой. Этимология слова, возможно, происходит от названия греческого города Троя, располагавшегося на полуострове Троада[7].
пѣти было пѣсь Игореви, того (Олга) внуку
Развернутая родословная Игоря, данная ему в названии произведения: сына Святославова, внука Олегова, сокращена до упоминания только деда; при этом уточняется: того – старого Олега Святославича-Гориславича, внука Ярослава Мудрого, брата Красного Романа Святославича.
Велесовь внуче
Реальный ли предок Бояна носил имя Велес или автор указал символический образ, достоверно сказать нельзя, но можно утверждать, что Велес не имеет никакого отношения к языческому скотьему богу Волосу, как с легкой руки первых издателей считает часть исследователей «Слова о полку Игореве». Боян был христианином, о чем свидетельствует его припевка, сказанная Всеславу Полоцкому: «Никому не избежать Божьего Суда». Автор не стал бы подчеркивать языческое происхождение Бояна.
Игорь не повернул назад. Его последние сомнения развеял пришедший к назначенному месту встречи брат Всеволод. Речь самоуверенного Всеволода окончательно убедила Игоря продолжить поход.
Всеволод дал блестящую характеристику своим воинам:
Игорь ждетъ мила брата Всеволода.
И рече ему буй-туръ Всеволодъ:
«Одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый ты, Игорю,
оба есвѣ Святъславличя!
Сѣдлай, брате, свои бръзыи комони,
а мои ти готови, осѣдлани, у Курьска на́переди,
а мои ти куряни свѣдоми къмети,
подъ трубами повити,
подъ шеломы възлелѣяни,
конець копія въскръмлени,
луци у нихъ напряжени,
сами скачють акы сѣрыи влъци въ полѣ,
ищучи себе чти, а князю славѣ».
Игорь ждет милого брата Всеволода.
И сказал ему буй-тур Всеволод:
«Один брат, один свет светлый, ты Игорь,
оба мы Святославичи!
Седлай, брат, своих борзых коней,
а мои, те готовы, оседланы, у Курска спереди.
А мои, те куряне, сведущие мо́лодцы,
под трубами повиты,
под шлемами взлелеяны,
концом копья вскормлены,
луки у них напряжены,
сами скачут, как серые волки в поле,
ища себе чести, а князю славы».
Воины Всеволода были рождены под трубами, шлемы служили им колыбелью, конец копья заменял материнскую грудь. Вся жизнь их проходила в походах. Они знали все пути и овраги и всегда были готовы к битве, ища себе чести, а князю славы.
свѣдоми къмети – сведущие, опытные къмети. По смыслу понятно, что къмети – это воины князя. Какое их качество подчеркивалось таким наименованием? Знатность происхождения? Воинская удаль? Образ жизни: поселение лагерем и постоянная готовность к походам? Молодость? Или просто внешний вид: хвосты (от греч. kometes) на голове? Возможно все это было присуще курянам Всеволода, а для перевода было использовано слово мо́лодцы.
повивати – при рождении обрезать и завязывать пуповину; отсюда: повитуха – женщина, помогающая при родах.
лелѣяти – нянчить, оберегать. Автор несколько раз использовал глагол в тексте, показывая удивительную образность языка: готские красные девы лелеяли месть за хана Шарукана, Ярославна просила Днепр взлелеять к ней Игоря.
Объединенные дружины переправились через Оскол и пошли на юг к Сальнице. Войско двигалось в междуречье Оскола, Донца и Дона. Перейдя Шеломя (возможно, холм Голова на Калитве), Игорь послал вперед разведчиков. Те вернулись и сказали, что видели много половцев, которые ездят с доспехом, т.е. готовые к бою, поэтому нужно или быстро идти вперед или возвращаться домой. Игорь решил, что «большой позор будет, не бившись возвращаться, и поехал через ночь»[8]. Еще раз у него была возможность повернуть назад. Но он упорно шел вперед. Тревожным был этот путь. Солнце погасло, пробудив ночь, которая предательски шумела птичьей грозой. Перебивая звериный вой, громко ухал филин, сидя на верхушке дерева. Он призывно сигналил всем дальним враждебным землям.
Наступает ночь
Тогда въступи Игорь-князь въ златъ стремень,
и поѣха по чистому полю.
Солнце ему тъмою путь заступаше,
нощь, стонущи ему грозою птичь, убуди.
Свистъ звѣринъ въста зби,
дивъ кличетъ връху древа,
велитъ послушати земли́
незнаемѣ Влъзѣ, и Поморію,
и Посулію, и Сурожу, и Корсуню,
и тебѣ, Тьмутораканьскый блъванъ.
Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя
и поехал по чистому полю.
Солнце ему тьмою путь заступало,
ночь, стонущи ему грозою птичьей, пробудило.
Свист звериный перебив,
филин кличет вверху дерева,
велит послушать землю
и Поморию, и Посулию,
и Сурожу, и Корсуню,
и тебе, Тьмутороканский болван.
нощь, стонущи ему грозою птичь, убуди – Первые издатели перевели фразу так: «грозная возставшая ночью буря пробуждает птиц», хотя понятно, что никакой бури, как атмосферного явления, ночью не было. Была гроза птичья (птичь – прилагательное), про которую ниже в тексте сказано: птиць подобію влъци грозу въсрожатъ по яругамъ – птицам подобно волки грозу зарождают по оврагам.
свистъ звѣринъ въста зби,
дивъ кличетъ връху древа
Фраза определяет поведение дива, который на вершине дерева призывно перекрикивает звериный вой. Дивъ – большая ночная птица, филин, неясыть, сыч или пугач[9].
незнаемѣ Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню – автор называет чужие опасные для Игоря земли среднего Поволжья, нижнего Поволжья-Помория, Посулья, Приазовья с Сурожем и Корсунем.
Тьмутораканьскый блъванъ
Кого автор обозвал Тьмутороканским болваном, непонятно, но именно к нему стремился Игорь, направляясь в Тамань-Тьмуторокань, а он, недотепа, и не знал об этом.
Ночью
Услышав призыв, половцы со всех сторон побежали к Дону. Заскрипели по неподготовленным дорогам их телеги в ночи, как встревоженные лебеди. Подняв птичью грозу, Игорь тоже гнал свое войско к Дону, пас уже его беды.
А половци неготовами дорогами побѣгоша къ Дону великому.
Крычатъ тѣлѣгы полунощы, рци лебеди роспущени.
Игорь къ Дону вои ведетъ,
уже бо бѣды его пасетъ.
Птиць подобію влъци грозу въсрожатъ по яругамъ,
орли клектомъ на кости звѣри зовутъ,
лисици брешутъ на чръленыя щиты.
О Руская земле, уже за шеломянемъ еси!
И половцы неготовыми дорогами побежали к Дону великому.
Кричат телеги полуночные, словно лебеди распущенные.
Игорь к Дону войско ведет,
уже он беды его пасет.
Птицам подобно волки грозу зарождают по оврагам,
орлы клекотом на кости зверей зовут,
лисицы брешут на червленые щиты.
О, Русская земля, уже за Шеломянем ты!
Русские дружины шли всю ночь, отдаляясь все дальше от родной земли. В оврагах завывали волки, тявкали лисицы, орлы клацали клювами в предвкушении кровавой добычи. За морями, за горами, за далекими лесами, было бы сказано в сказке, осталась Русская земля. Здесь же говорится, что осталась она за Шеломянем. Речь идет о названии местности: холме, кургане, похожем на шлем, в отличие от нижеследующего восклицания: «О, Руская землѣ, уже не шеломянемъ еси», где под этим словом подразумевается защита, укрытие.
Наступает утро
Весь рассказ о ночном переходе Игоря построен так: сначала дневное светило пробуждает ночь, а потом ночь зарождает новый день.
Длъго ночь мркнетъ.
мъгла поля покрыла,
щекотъ славій успе,
говоръ галичь убуди.
Долго ночь меркнет.
Заря свет запалила,
щекот соловьиный усыпила,
говор галочий пробудила.
Утром в пятницу дружины подошли к реке Суурли и увидели на противоположном берегу половцев. Русские полки построились, готовясь к сражению.
Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша,
ищучи себѣ чти, а князю славы.
Русичи великие поля червлеными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы
прегородиша – перегородили; глагол два раза используется в тексте с одним и тем же значением: закрыли проход на Русскую землю. На рассвете в пятницу русичи перегородили путь половцам и в этот день одержали над ними победу; в субботу половцы кликомъ поля прегородиша, отрезали русичам путь к отступлению и после двухдневного сражения одолели их.