Чем не является философия
а) обе стремятся постичь истинное знание, опираясь на разум, логику,
б) обе оперируют понятиями и категориями, выявляют закономерности,
в) обе образуют дисциплины, которые можно изучать,
г) обе предполагают написание трудов (статей и монографий), создание теорий и учений, написание и защиту диссертаций,
д) обе отрицают использование мистических методов в процессе исследований и опору на мифологические, фантастические утверждения как на аргумент,
е) обе взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Философия же хочет понять смысл всего сущего. То есть она отвечает на вопрос «зачем это?», в то время как наука отвечает на вопросы «что это? почему это? как это?». Поэтому философский вариант вопроса об устройстве мира звучит так: «в чем смысл и суть именно такого устройства мира?».
Надеюсь, теперь понятно, почему философию нельзя называть наукой? Когда еще не было никакой науки, философия уже существовала. Она родилась в тот момент, когда человек задумался о смысле всего сущего. Наука же родилась тогда, когда люди стали получать достоверное знание о мире, подтвержденное экспериментальным путем.
Новое в блогах
ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ И ЧЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЛОСОФИЯ
Философии противопоказана религиозность, а религии – философия, поскольку философия основана на разумных сомнениях и поисках, а религия – на вере, эмоциях, незыблемом признании Символа Веры. В Библии прямо сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». /Апостол Павел. К Колоссянам, 2, 8./
С развитием общества меняется область интересов философии. Аристотель утверждал, что философия есть учение о началах и принципах познания мироздания. Оксфордский словарь 1994 года (с. 256) утверждает: «философия – учение о наиболее общих абстрактных характеристиках мира и о категориях, на основе которых мы мыслим». Некоторые современники, подражая физикам, шутят: философия – это то, чем занимаются философы. Порой это проблемы, которые граничат с непознанным, не имеют решения или допускают альтернативные решения, которые невозможно выразить количественно и проверить на опыте. Но как только количественное решение становится возможным – проблема перестаёт быть философской и становится научной. В этом смысле философия похожа на короля Лира, раздающего своё царство дочерям – наукам и остающегося ни с чем. Философия НЕ является «наукой о наиболее общих законах развития природы общества и мышления», как писали в советских учебниках, по той простой причине, что природу изучает естественные науки, общество – комплекс общественных наук, мышление – психология, нейрофизиология и т.д., логические формы мышления и проблемы научного познания изучает логика и методология науки…
Обобщая различные подходы и обходя бессмысленные заклинания, вроде того что философия связана «с постижением умозрением сущности мира», примем следующее определение:
Философия ищет ответы на вызовы истории, формирует предпосылки познания и деятельности человека.
Философию называют рефлексивным знанием, поскольку она является формой самопознания, знанием, обращённым на знание. Философ, по словам Б. Рассела, подобен человеку, который, выглянув в форточку, пытается увидеть себя проходящим по улице. Философия оказывает влияние на развитие общества, создавая различные системы смыслов. Под её влиянием совершались социальные реформы и революции, научные и технологические перевороты, эпохальные открытия и судьбоносные решения.
Проблематика философских исследований чрезвычайно широка. Как мы понимаем человека, его сознание и нравственные ценности, как познаём окружающий мир, как осознаём результаты познания и деятельности, как развивается знание и почему оно ограничено, как влияют на эволюцию общества достижения наук, как взаимодействуют человек, общество и природа, что угрожает существованию человечества. Это проблемы сложные и ответы на них неоднозначны.
Только тот, кто не знаком с философией, может утверждать, что не наработаны целые пласты достоверного философского знания. Или что её предмет никогда не менялся, или что она пытается познавать нечто запредельное, как делали работники «Отдела недоступных проблем» НИИЧАВО (Научно-исследовательского института чародейства и волшебства) из весёлой «сказки для научных работников младшего возраста» А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Философия развивается в единстве онтологии, гносеологии, и аксиологии.
Онтология /от греч. ontos – сущее и logos – учение, слово, понимание/, осмысление и категориальный анализ реальности, которая задана нашим взаимодействием со средой обитания и представлена естественнонаучными теориями и всеми иными формами достоверного и проверяемого практикой знания. Реальность представлена нам наукой, а не мистическими откровениями о «первосущностях» как думали в древности Поэтому реальность иногда называют «актуализованной» или «конструктивной». При изменении способов и форм взаимодействия с миром меняются и представления о реальности. Поэтому можно говорить о «потенциальной» реальности. Внеземные цивилизации могут взаимодействовать с внешним миром иначе, и представления о мире у субъектов с иными биофизическими характеристиками будут иными. Всё неизведанное и информационно неисчерпаемое существующее выступает, таким образом, как потенциальный источник конкретных актуализированных знаний. Божественной силой постигать «сущность как таковую в мире абсолютов» онтология не обладает, хотя в прошлом она на это претендовала и считалась основой метафизики, которая отождествлялась с философией. С тех далёких времён метафизика сильно изменилась, философы поняли, что желание «заглянуть за горизонт» неизбывно, даже эвристически полезно, но столь же неосуществимо, как желание поднять себя за волосы.
Гносеология онтологизирована, то есть зависит от «бытийности» мира, от биофизического и социального устройства субъекта познания, а онтология гносеологизирована, она зависит от логики и теории познания, и обе они не свободны от аксиологических социокультурных контекстов оценки. Иначе говоря, имеются онтологические предпосылки гносеологии и гносеологические предпосылки онтологии в социокультурном контексте аксиологии. К философии обычно относят этику и эстетику, которые граничат с психологией и культурологией. Логику часто зачисляют в философию, хотя она стоит несколько особняком, как нормативная наука об инвариантных формах построения наших рассуждений. Важными разделами философии являются философия человека (философская антропология) и социальная философия (не путать с антропологией и социологией как конкретными науками), философия науки, философия истории, экономики, политики, религии, морали. Вот чего быть не может – так это философии как разговоров «ни о чём и обо всём». К этому особенно склонны люди с незаконченным филологическим образованием и те, которые будучи не знакомы ни с одной из конкретных наук, обвиняют науку во всех бедах современного человечества. Таких людей, как известно, называют антисциентистами. «Антисциентисты, как справедливо утверждает профессор А.И.Уёмов, не занимающиеся наукой, не применяющие способы научной аргументации, превращают философию в псевдорелигию типа восточных культов, адепты которых изрекают бессмысленные словосочетания и получают при этом колоссальное удовольствие»
[1] Лат. «cultura» – возделывание. Система развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, обуславливающих воспроизводство социальной жизни.
[2] И. Кант. Соч., М.: Чоро, 1994. Том 8, С.282.
Новое в блогах
Так что же такое философия?
Обобщая различные подходы и обходя бессмысленные заклинания, вроде того что философия связана «с постижением умозрением сущности мира», примем следующее рабочее определение:
Философия есть форма самопознания культуры[1], осмысление достигнутых знаний, смысложизненных проблем и ценностей.
Философия ищет ответы на вызовы истории, формирует предпосылки познания и деятельности человека.
Философию называют рефлексивным знанием, поскольку она является формой самопознания, знанием о знании. Философ, по словам Б. Рассела, подобен человеку, который, выглянув в форточку, пытается увидеть себя проходящим по улице. Философия оказывает влияние на развитие общества, создавая различные системы смыслов. Под её влиянием совершались социальные реформы и революции, научные и технологические перевороты, эпохальные открытия и судьбоносные решения.
Только тот, кто не знаком с философией, может утверждать, что не наработаны целые пласты достоверного философского знания. Или что её предмет никогда не менялся, или что она занимается болтовнёй и пытается познавать нечто запредельное, как делали работники «Отдела недоступных проблем» НИИЧАВО (Научно-исследовательского института чародейства и волшебства) из весёлой «сказки для научных работников младшего возраста» А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Почитайте её, улыбнитесь, отдохните.
Структура философии.
Онтология /от греч. ontos – сущее и logos – учение, слово, понимание/, осмыслениеи категориальный анализ реальности, которая задана нашим взаимодействием со средой обитания и представлена естественнонаучными теориями и всеми иными формами достоверного и проверяемого практикой знания. Поэтому реальность иногда называют «актуализованной» или «конструктивной». При изменении способов и форм взаимодействия с миром меняются и представления о реальности. Поэтому можно говорить о «потенциальной» реальности. Внеземные цивилизации могут взаимодействовать с внешним миром иначе, и представления о мире у субъектов с иными биофизическими характеристиками будут иными. Всё неизведанное и информационно неисчерпаемое существующее выступает, таким образом, как потенциальный источник конкретных актуализированных знаний. Божественной силой постигать «сущность как таковую в мире абсолютов» онтология не обладает, хотя в прошлом она на это претендовала и считалась основой метафизики, которая отождествлялась с философией. С тех далёких времён метафизика сильно изменилась, философы поняли, что желание «заглянуть за горизонт» неизбывно, даже эвристически полезно, но столь же неосуществимо, как желание поднять себя за волосы. Впрочем, барон Мюнхаузен утверждает обратное…
Гносеология /от греч. gnosis – познание и logos – учение/. В средневековье так называли учение о познании человеком Бога и «сотворённого им» мироздания. В Новое время термин «гносеология» стали понимать как теорию познания, изучение процессов познания объективного мира «как он есть», форм и методов познания. Со временем знания разрослись и усложнились, возникла необходимость в познании самого знания, в исследовании проблем познавательной деятельности во всех его методологических, психологических и социальных аспектах. Оказалось, что при этом невозможно не учитывать свойства субъекта познания и культурной среды, а следовательно и вопрос о «мире как он есть» получил иную окраску. Так возникла эпистемология / греч. episteme – знание и logos /. Однако термин «гносеология» закрепился за философской теорией познания и с этим приходится считаться.
Гносеология онтологизирована, она зависит от «бытийности» мира, от биофизического и социального устройства субъекта познания, а онтология гносеологизирована, зависит от логикии теории познания, и обе они не свободны от аксиологических социокультурных контекстов оценки. Иначе говоря, имеются онтологические предпосылки гносеологии и гносеологические предпосылки онтологии в социокультурном контексте аксиологии.
К философии обычно относят этику и эстетику, которые граничат с психологией и культурологией. Логику часто зачисляют в философию, хотя она стоит несколько особняком, как нормативная наука об инвариантных формах построения наших рассуждений. Важными разделами философии являются философия человека (философская антропология) и социальная философия (не путать с антропологией и социологией как конкретными науками), философия и методология науки, философия истории, экономики, политики, религии, морали. Вот чего быть не может – так это философии «ни о чём и обо всём».
Философия и мировоззрение – вещи разные. Бесспорно, философия в большей степени относится к мировоззренческим формам знания, чем скажем, физика или биология, но и она не тождественна мировоззрению. Тем не менее, можно встретиться с утверждениями, что философия – это просто разновидность мировоззрения. Например, коммунистического, материалистического, научного, религиозного. Это своего рода традиция: в СССР 30 – 50-х годов XX века так и писали: «Диалектический материализм есть мировоззрение коммунистической партии» /История ВКП(б). Краткий курс. М., ОГИЗ, 1945. С.99./ Не согласен с такой философией – значит, не согласен с партией. А это в те годы было опасно. Настали иные времена, но и сегодня порой определяют мировоззрение так, что философия оказывается его разновидностью. Например, говорят, что философия есть «теоретическое мировоззрение». Разберёмся. Будем исходить из того что:
Мировоззрение – это формирующаяся в процессе социализации и повседневной жизни каждого человека система взглядов на окружающий мир и своё место в нём, на отношение к людям и себе, ставшая личным убеждением и определяющая ценностные ориентации, нравственный выбор и практические действия личности.
[1] Лат. « cultura » – возделывание. Система развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, обуславливающих воспроизводство социальной жизни.
[2] И. Кант. Соч., М.: Чоро, 1994. Том 3, С.282.
Чем является и чем не является философия
Философии противопоказана религиозность, а религии – философия, поскольку философия основана на разумных сомнениях и поисках, а религия – на вере, эмоциях, незыблемом признании Символа Веры. В Библии прямо сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». /Апостол Павел. К Колоссянам, 2, 8./
С развитием общества меняется область интересов философии. Аристотель утверждал, что философия есть учение о началах и принципах познания мироздания. Оксфордский словарь 1994 года (с. 256) утверждает: «философия – учение о наиболее общих абстрактных характеристиках мира и о категориях, на основе которых мы мыслим». Некоторые современники, подражая физикам, шутят: философия – это то, чем занимаются философы. Порой это проблемы, которые граничат с непознанным, не имеют решения или допускают альтернативные решения, которые невозможно выразить количественно и проверить на опыте. Но как только количественное решение становится возможным – проблема перестаёт быть философской и становится научной. В этом смысле философия похожа на короля Лира, раздающего своё царство дочерям – наукам и остающегося ни с чем. Философия НЕ является «наукой о наиболее общих законах развития природы общества и мышления», как писали в советских учебниках, по той простой причине, что природу изучает естественные науки, общество – комплекс общественных наук, мышление – психология, нейрофизиология и т.д., логические формы мышления и проблемы научного познания изучает логика и методология науки…
Обобщая различные подходы и обходя бессмысленные заклинания, вроде того что философия связана «с постижением умозрением сущности мира», примем следующее определение:
Философия ищет ответы на вызовы истории, формирует предпосылки познания и деятельности человека.
Философию называют рефлексивным знанием, поскольку она является формой самопознания, знанием, обращённым на знание. Философ, по словам Б. Рассела, подобен человеку, который, выглянув в форточку, пытается увидеть себя проходящим по улице. Философия оказывает влияние на развитие общества, создавая различные системы смыслов. Под её влиянием совершались социальные реформы и революции, научные и технологические перевороты, эпохальные открытия и судьбоносные решения.
Проблематика философских исследований чрезвычайно широка. Как мы понимаем человека, его сознание и нравственные ценности, как познаём окружающий мир, как осознаём результаты познания и деятельности, как развивается знание и почему оно ограничено, как влияют на эволюцию общества достижения наук, как взаимодействуют человек, общество и природа, что угрожает существованию человечества. Это проблемы сложные и ответы на них неоднозначны.
Только тот, кто не знаком с философией, может утверждать, что не наработаны целые пласты достоверного философского знания. Или что её предмет никогда не менялся, или что она пытается познавать нечто запредельное, как делали работники «Отдела недоступных проблем» НИИЧАВО (Научно-исследовательского института чародейства и волшебства) из весёлой «сказки для научных работников младшего возраста» А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Философия развивается в единстве онтологии, гносеологии, и аксиологии.
Онтология /от греч. ontos – сущее и logos – учение, слово, понимание/, осмысление и категориальный анализ реальности, которая задана нашим взаимодействием со средой обитания и представлена естественнонаучными теориями и всеми иными формами достоверного и проверяемого практикой знания. Реальность представлена нам наукой, а не мистическими откровениями о «первосущностях» как думали в древности Поэтому реальность иногда называют «актуализованной» или «конструктивной». При изменении способов и форм взаимодействия с миром меняются и представления о реальности. Поэтому можно говорить о «потенциальной» реальности. Внеземные цивилизации могут взаимодействовать с внешним миром иначе, и представления о мире у субъектов с иными биофизическими характеристиками будут иными. Всё неизведанное и информационно неисчерпаемое существующее выступает, таким образом, как потенциальный источник конкретных актуализированных знаний. Божественной силой постигать «сущность как таковую в мире абсолютов» онтология не обладает, хотя в прошлом она на это претендовала и считалась основой метафизики, которая отождествлялась с философией. С тех далёких времён метафизика сильно изменилась, философы поняли, что желание «заглянуть за горизонт» неизбывно, даже эвристически полезно, но столь же неосуществимо, как желание поднять себя за волосы.
Гносеология онтологизирована, то есть зависит от «бытийности» мира, от биофизического и социального устройства субъекта познания, а онтология гносеологизирована, она зависит от логики и теории познания, и обе они не свободны от аксиологических социокультурных контекстов оценки. Иначе говоря, имеются онтологические предпосылки гносеологии и гносеологические предпосылки онтологии в социокультурном контексте аксиологии. К философии обычно относят этику и эстетику, которые граничат с психологией и культурологией. Логику часто зачисляют в философию, хотя она стоит несколько особняком, как нормативная наука об инвариантных формах построения наших рассуждений. Важными разделами философии являются философия человека (философская антропология) и социальная философия (не путать с антропологией и социологией как конкретными науками), философия науки, философия истории, экономики, политики, религии, морали. Вот чего быть не может – так это философии как разговоров «ни о чём и обо всём». К этому особенно склонны люди с незаконченным филологическим образованием и те, которые будучи не знакомы ни с одной из конкретных наук, обвиняют науку во всех бедах современного человечества. Таких людей, как известно, называют антисциентистами. «Антисциентисты, как справедливо утверждает профессор А.И.Уёмов, не занимающиеся наукой, не применяющие способы научной аргументации, превращают философию в псевдорелигию типа восточных культов, адепты которых изрекают бессмысленные словосочетания и получают при этом колоссальное удовольствие»
[1] Лат. «cultura» – возделывание. Система развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, обуславливающих воспроизводство социальной жизни.
[2] И. Кант. Соч., М.: Чоро, 1994. Том 8, С.282.
Предмет философии и её основной вопрос
Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.
1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.
1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.
1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.
1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.
3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.
1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.
ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).
В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.