Что значит яровчатые гусли

Что значит яровчатые гусли

Что значит яровчатые гусли. Смотреть фото Что значит яровчатые гусли. Смотреть картинку Что значит яровчатые гусли. Картинка про Что значит яровчатые гусли. Фото Что значит яровчатые гусли

Что значит яровчатые гусли. Смотреть фото Что значит яровчатые гусли. Смотреть картинку Что значит яровчатые гусли. Картинка про Что значит яровчатые гусли. Фото Что значит яровчатые гусли

Что значит яровчатые гусли. Смотреть фото Что значит яровчатые гусли. Смотреть картинку Что значит яровчатые гусли. Картинка про Что значит яровчатые гусли. Фото Что значит яровчатые гусли

Что значит яровчатые гусли. Смотреть фото Что значит яровчатые гусли. Смотреть картинку Что значит яровчатые гусли. Картинка про Что значит яровчатые гусли. Фото Что значит яровчатые гусли

Что значит яровчатые гусли. Смотреть фото Что значит яровчатые гусли. Смотреть картинку Что значит яровчатые гусли. Картинка про Что значит яровчатые гусли. Фото Что значит яровчатые гусли

Гусли звонкие, яровчатые

Что значит яровчатые гусли. Смотреть фото Что значит яровчатые гусли. Смотреть картинку Что значит яровчатые гусли. Картинка про Что значит яровчатые гусли. Фото Что значит яровчатые гусли

Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Введение

На уроках в музыкальной школе нам рассказывали про инструменты. Учительница сказала, что изучая историю какого-либо инструмента, можно многое узнать об истории своей страны. На уроках музыкальной литературы меня заинтересовала история появления гуслей. Однажды я была на концерте, на котором выступал коллектив гусляров. Мне очень понравилось звучание данного инструмента, и я решила узнать о нем как можно больше.

Актуальность моей работы в том, что в настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Во всех ансамблях есть свой гусляр-инструменталист, возрождаются народные промыслы по изготовлению гуслей.

Цель работы:создать свои гусли и попробовать воспроизвести некоторые приёмы игры на них.

Задачи:

1. Исследовать историю страны через изучение старинного музыкального инструмента «гусли».

2. Изучение литературных и музыкальных произведений, где упоминается такой инструмент как гусли.

3. Исследовать процесс изготовления гуслей.

4. Воспитание музыкального и эстетического вкуса.

5. Формирование чувства патриотизма и гордости за свой народ и свою Родину

Объект исследования: гусли

Предмет исследования: этапы создания самодельных гуслей.

Гипотеза: создание макета гуслей в домашних условиях позволит не только освоить технологию изготовления этого русского инструмента, но и открыть некоторые страницы истории нашей страны.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, систематизация, аргументация, практические опыты.

Практическая значимость моей в изучении древнерусской истории через музыкальный инструмент.

Глава I. История создания гуслей

1.1. Значение гуслей

В прежние времена они были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз, гусли упоминаются в 1591году. Но более точной даты создания данного инструмента нет и в одном источнике.

Территория распространения культуры гуслей имеет очевидное территориальное ядро, генетически связанное с предками восточных славян (их северной части) и болтами (приложение 1, рисунок 2)

Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами (приложение 1, рисунок 3)

Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни «гука» – ни звука. Но кроме этого звук «гу» имеет еще значение «идти, двигаться».

Гусляры исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы и двигаемся, и «звучим».

Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Как они «дожили» до наших дней?

У этого инструмента действительно бывали тяжелые времена. Гусли были гонимы. Их отбирали, ломали. Целыми телегами, как сказано в исторических источниках, грузили их, везли за Москву-реку и жгли. Даже считалось грехом слушание гуслей. Гусляры высмеивали пороки власти и церкви, а это не всем нравилось. Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. В XII веке любого, кто был замечен в ворожбе, рассказывании сказок или гудении в гусли, ожидали «посмертные муки». В XVI веке один из вопросов на исповеди звучал как: «Не пел ли ты песен бесовских, не играл ли на гуслях?» Во время царствования Алексея Михайловича изъятые у населения гусли сжигались возами. Видимо, ненависть была в первую очередь основана на связи гуслей с языческими верованиями (приложение 1, рисунок 4).

В разных странах и у разных народов появлялись музыкальные инструменты, похожие на гусли, но назывались они по–разному.

Со временем менялись корпуса и конструкция гуслей. Претерпели изменения среди обработки материала и нанесение лака. Изменилась и декоративная отделка. В результате гусли из грубого народного инструмента, превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием

1.2 Виды гуслей

Сравнение по материалу

Все гусли имели общие детали: струны, холковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Форма и расположение могли быть разными.

В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Название гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. Сначала струны делали из жил животных. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн. Самое малое количество струн. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует ладу русской песни.

Во многих былинах по-разному называют гусли: яровчатые и звончатые (приложение 1, рисунок 5). Но в чем же разница?

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски, выдалбливали ящик, в виде корыта и натягивали струны. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей.

Сначала струны делали из жил животных.

Сравнение по форме

По форме выделяли шлемовидные и крыловидные гусли, столововидные.

Крыловидные гусли. В дальнейшем форма плоской резонаторной коробки менялась. Появились гусли крыловидной формы. В них бывает от 4 до 14 струн. Гусли звончатые похожи на крыло птицы или на геометрическую фигуру – трапецию. Мастера их расписывали яркими красками, придумывая причудливые орнаменты. Крыловидные гусли были почти в каждом крестьянском доме, под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали. Родители делали своим детям игрушечные гусельки (приложение 1, рисунок 7)

Столововидные. Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием. Инструмент, возникнувший на рубеже 17-18 вв. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с большим количеством струн (до четырёх октав). Иногда такие гусли попадались в домах зажиточных горожан, где сопровождали застолья. В настоящее время используются и в академической среде, где так же развился в клавишные гусли (которые открывали, по нажатию клавиши соответствующие ей струны, как на крыловидных). Обычно играли на них, как на шлемовидных, но часто попадалось и глиссандо, при глушении струн для образования аккорда (приложение 1, рисунок 8)

1.3. Гусли в литературных произведениях

Со временем Киевской Руси частые упоминания о гуслях их значение для народа встречаются в русских летописях, сказаниях, устном народном творчестве…(приложение 1, рисунок 9)

Информация о гуслях

Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (11-12 в.)

«Боян же, братие, не 10 соколовна стадо лебедей пущаше,но своя вещиа перстына живая струны вскладаше;они же сами князем славу рокотаху».

Под перебор волшебных струн

Все веселились — стар и юн,

Гусляр персоной важной слыл,

Народа он душою был.

былины и старинные русские сказки

Возьму гусли звонкие, яровчатые

Да настрою гусли на старинный лад,

Заведу старину стародавнюю, бывальщину

О деяньях славно-русского богатыря Добрыни Никитича.

В опере « Руслан и Людмила» по поэме А.С. Пушкина М.И. Глинка

И звонких гуслей беглый звук

Все смокли, слушают Баяна

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть, и Руслана,

Сборник русской поэзии «Лирикон»

Вольные мысли передавали гусляры

Гусли звонкие рокочут и звенят,

Про веселье чистой трелью говорят.

Мысли-песни напеваю я струнам,

Вольный ветер их разносит по полям.

народные певцы нелестно пели о властях

. О волюшке, о долюшке былинник запоет, И сердце к вольной волюшке покличет, позовет. Великой злобой дыбились вельможи да цари, Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры. Но пели гусли звонкие, и был их лад суров, И шли бунты жестокие от песен гусляров.

русская народная былина «Добрыня Никитич»

Подрубили эту древу,Подрубили эту древу, Под самый под корень, Под самый под корень. Разрубили эту древу, Разрубили эту древу, На четыре части, На четыре части. Они сделали из древа, Они сделали из древа, Гусли звончатые, Гусли звончатые.

Русская народная Сказка « Кот, дрозд и петух»

Как кот настроил гусельцы и начал играть

Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:

— Трень, брень, гусельцы,

Еще дома ли Лисафья-кума,

Во своем ли теплом гнездышке?

1.4 Гусли и современность

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпанирующем инструменте.

В настоящее время среди ведущих коллективов, использующих звончатые гусли, по праву можно выделить государственный академический ансамбль гусляров (худ. руководитель – Народный артист РФ, профессор Ю. Евтушенко), ансамбль гусляров (худ. руководитель – лауреат международных конкурсов Л. Жук). Академический национальный оркестр им. Н. Осипова (худ. руководитель – Народный артист РФ, профессор Н. Калинин), академический оркестр Всероссийской государственной телерадиокомпании (худ. руководитель – Народный артист СССР, профессор Н. Некрасов) и многие другие коллективы.

Наибольшую известность получили современные гусляры.

Егор Стрельников родился на Украине, в Запорожской области. В 2000 году Егором Стрельниковым, Максимом Гавриленко и Романом Тюнякиным был создан ансамбль гусляров «Живая вода», где Егор Стрельников стал художественным руководителем. С самых первых концертов проявил себя как яркий, самобытный гусляр-инструменталист, виртуоз-самородок! Учился у знаменитого в России мастера — Дмитрия Локшина. Искусство инструменталиста обрело еще большую силу, когда он стал исполнителем духовных песнопений и былин Древней Руси. Яркая струнная имитация колокольных звонов привела его на звонницы православных храмов. И вот, он уже звонарь Свято-Данилова монастыря в Москве (приложение 1, рисунок 10)

Дмитрий Локшин (1921-1995)- широко известно в мире гусельной музыки. Ученик П. Е. Шалимова, Локшин является самым значительным деятелем в этой сфере исполнительства на русских народных инструментах в XX веке. И не только как солист-виртуоз, (он первым вывел гусли на концертную эстраду) но и конструктор новых инструментов (гуслей) с большими возможностями. Д. Б. Локшин создал несколько конструкций шлемовидных гуслей: 19-струнные, 23-струнные, перекрёстные 48-струнные, а также портативные клавишные гусли (приложение 1, рисунок 11)

Глава II. Изготовление гуслей

2.1. Технология изготовления

Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями.

Меня заинтересовало, а можно гусли сделать самим и нашли с папой инструкцию изготовления гуслей:

Инструкция: Нам нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага.

1. Изготавливаем корпус. Берем бревно березы, отпиливаем его с двух концов и раскалываем пополам. Далее по заготовке рисуем контур гуслей, как нами задуман инструмент, и начинаем стамеской выбирать дерево, оставляя по 1 см с боков и по 2,5 см на концах (приложение 2, фото 1-6)

2. Пружины делаются тоже из сухой ели и устанавливаются на расстоянии 5—6 см друг от друга

3. На корпус и на пружины ложится дека.

Это верхняя часть инструмента, которая наклеивается на «корыто» сверху и влияет на громкость и тембр гуслей. Она делается из еловых дощечек толщиной до 3 мм, склеиваемых между собой по длине, бок о бок.

7. Утицы – это дощечки, в которых проделываются отверстия для крепления металлического стержня. К нему крепятся струны. Утицы испытывают огромную нагрузку, поэтому, чтобы их не оторвало струнами, утицы надо крепко приклеивать к деке и для прочности закреплять винтами-саморезами.

8. Узор. Наши предки не делали ничего лишнего. Можно вырезать на деке медведя, гусляра или что-то сказочное, ведь инструмент существует, пока есть среда, которая его питает, — сказка, легенда, былина (приложение 2, фото 9)

2.2. Настройка инструмента

Результаты исследований показали, что во всех разновидностях инструмента основой является корпус-резонатор с натянутыми струнами, предназначенными для извлечения звука только одной высоты. Если на древних гуслях количество струн 4—5, то гусли более позднего периода имели 7-9 струн разной длины, которые натягивались параллельно одна другой. Все остальные струны (сколько бы их ни было) в октаву: 8 струну по первой, 9 струну по второй, 10 струну по третьей, и т.д.

Для исполнения народной музыки такой звуковой диапазон считался достаточным, так как обычно народные исполнители при игре используют две-три тональности. Гусли имели следующие строи:

пятиструнные гусли настраивались по звукам терцового ряда (ля(1), до(2), ми(2), соль(2), ля(2));

семиструнные имели диатонический строй;

иногда гусли настраивали в минорный звукоряд.

2.3 Способы извлечения звука

При игре гусли находятся у исполнителя в вертикальном положении, верхний угол инструмента слегка прижимается к груди. Колени — основная опора для гуслей, во время игры они слегка раздвинуты.

Пальцы левой руки находятся на струнах (при игре ими приглушают звучание ненужных струн), пальцами правой руки ударяют по открытым струнам. Пальцы всегда расположены у резонаторного отверстия. Чуть согнутыми, без напряжения подушечками пальцев прикасаются к струнам. Играют на гуслях медиатором.

Это небольшая продолговатая пластинка с заостренным утлом, сделанная из кости, пластмассы, пластика. Размеры медиатора: длина не превышает 25 мм, ширина 20 мм, толщина 1 мм, форма овальная. Играют медиатором с двух концов: заостренный край дает резкий звук, заоваленный — более мягкий. Для мягкого звучания медиатор слегка сжимают, ослабляя пальцы правой руки. Левая рука при перестановке пальцев на струнах в различные позиции заглушает те струны, входящие в аккорд, которые не должны звучат.

2.4 Приемы игры

Звук на инструменте извлекается следующими способами:

бряцание — поочередные удары медиатором по струнам вниз и вверх;

арпеджио — последовательное извлечение звуков, входящих в аккорд, от низких звуков к высоким, то же в обратном движении;

глиссандо — быстрое скольжение медиатором по открытым струнам;

тремоло — быстрое чередование легких ударов медиатором по струнам, с определенной частотой, попеременно вниз и вверх;

пиццикато — воспроизведение отдельных звуков или аккордов щипком подушечек пальцев правой или левой руки;

Заключение

Теоретическая часть оказалась самым увлекательным путешествием в историческое прошлое России по местам народных промыслов, связанных с изготовлением гуслей.

Я считаю, что цель работы достигнута, задачи выполнены:

Я убедилась, чтобы изготовить гусли самостоятельно, важно не только знать технику изготовления, но еще нужно вложить душу.

В ходе исследования я рассмотрела исторические сведения о гуслях и гусельном искусстве.

Я убедилась, что изучая историю гуслей, можно многое узнать об истории своей Родины.

Литература

1. В. Городовская. Романсы, вальсы, русские народные песни в обр. М., 2000

4. К. Шаханов. Школа игры на гуслях звончатых.- С. –Петербург, 2010.- 138 с

6. Лавров Г.И. История древнего инструмента.- М. Просвещение, 2006.- 225 с.

7. Лавров Г.И. История древнего инструмента. – С.-П. Детская литература, 1980. – 234с.

10. Тихомиров Д.П. История гуслей. – М. Тарту, 1962. – 115 с.

11. Фаминцын А. С. «Гусли», исторический очерк. – М.: Наука, 1890. – 168 с.

Приложения

Приложение 1

Рисунок 1. Гусли. Первое упоминание на Руси 6 в.

Рисунок 2. Карта распространения гуслей

Рисунок 4. Слепой гусляр

Рисунок 5. Гусли звончатые

Рисунок 6. Шлемовидные гусли.

Рисунок 7. Крыловидные гусли

Рисунок 8. Столовидные гусли

Рисунок 9. УНТ о гуслях

Рисунок 10. Егор Стрельников. Рисунок 11. Дмитрий Локшин

Рисунок 12. Певец-гусляр Андрей Байкалец

Рисунок 13-14. Зажим пальцами

Приложение 2

Фото 1. Начало моей работы. Фото 2. Замеры

Фото 3. Распиливание Фото 4. Шлифовка

Фото 5-6. Покраска

Фото 7-8. Натягивание струн

Источник

Гусли

Гусли — древнейший струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России. Славяне играли на гуслях в XI веке, чему свидетельствуют находки на раскопе в Новгороде на Волхове (крупный водный торговый путь из Варяг в Греки). Существуют разные виды гуслей: гусли звончатые (крыловидные), гусли щипковые, гусли клавишные.

Под «гуслями» в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 года и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков, housle («скрипка») y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них — смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.

Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яворчатые» или чаще «яровчатые». Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. На археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI — XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.

Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. «Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть… свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали» («Слове о полку Игореве»).

Принципиальных различий в устройстве и способах игры на всех видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать плектром или медиатором.

В самом начале нашего столетия петербургские музыканты и конструкторы О. У. Смоленский и Н. И. Привалов усовершенствовали звончатые гусли. Инструмент приобрел треугольную форму. Были созданы ансамблевые разновидности гуслей: пикколо, прима, аль и бас. Количество струн стало постоянным — 12-13. Уже в наше время советским гусляром Д. Локшиным были сконструированы звончатые гусли с хроматическим звукорядом.

Усовершенствованные столовидные гусли (или прямоугольные, щипковые) оказались гораздо сложнее звончатых. Количество струн у них колеблется от 55 до 66. Первоначально звукоряд таких инструментов был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, опущены несколько ниже. Такой разновидности гуслей доступны сложные многоголосные произведения.

Источник

Откуда пошло выражение: гусли яровчатые?

Откуда пошло выражение: гусли яровчатые?

Что значит яровчатые гусли. Смотреть фото Что значит яровчатые гусли. Смотреть картинку Что значит яровчатые гусли. Картинка про Что значит яровчатые гусли. Фото Что значит яровчатые гусли

В равнинной Беларуси и России явор более доступен чем карпатская ель.

Что значит яровчатые гусли. Смотреть фото Что значит яровчатые гусли. Смотреть картинку Что значит яровчатые гусли. Картинка про Что значит яровчатые гусли. Фото Что значит яровчатые гусли

Что значит яровчатые гусли. Смотреть фото Что значит яровчатые гусли. Смотреть картинку Что значит яровчатые гусли. Картинка про Что значит яровчатые гусли. Фото Что значит яровчатые гусли

Что значит яровчатые гусли. Смотреть фото Что значит яровчатые гусли. Смотреть картинку Что значит яровчатые гусли. Картинка про Что значит яровчатые гусли. Фото Что значит яровчатые гусли

Предложения со словом «зеркало»:

1.У нас в гостиной комнате висит большое зеркало.

2.С зеркалом связано очень много примет.

3.Мы увидели в магазине зеркало, вдетое в красивую декоративную раму.

4.Вода чистая как зеркало.

5.Потолок в номер-люксе, в который поселили одну мою знакомую, был из зеркала.

6.К дверце шкафа было приклеено зеркало.

7.Она нечаяно поломала зеркало в ванной комнате, когда мыло его.

8.Я вычту из твоей зарплаты стоимость разбитого тобой зеркала.

10.Она переступила через зеркало и оказалась в параллельном мире.

11.А вы смотрели фильм «Зеркало»?

12.Есть любители погадать на зеркале.

13.Моя жена любит три часа стоять перед зеркалом и наводить марафет.

14.Многие мужчины не меньше, чем женщины любят покрасоваться перед зеркалом.

15.В сумочке каждой девушки имеется маленькое зеркальце.

16.Зеркало, которое у нас имелось в зале, мы решили перевесеть в коридор.

17.Люди часто любят делать селфи перед зеркалом.

Источник

Что значит яровчатые гусли

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/16/35570.

На уроках в музыкальной школе нам рассказывали про инструменты. Учительница сказала, что изучая историю какого-либо инструмента, можно многое узнать об истории своей страны. На уроках музыкальной литературы меня заинтересовала история появления гуслей. Однажды я была на концерте, на котором выступал коллектив гусляров. Мне очень понравилось звучание данного инструмента, и я решила узнать о нем как можно больше.

Актуальность моей работы в том, что в настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Во всех ансамблях есть свой гусляр-инструменталист, возрождаются народные промыслы по изготовлению гуслей.

Цель работы: создать свои гусли и попробовать воспроизвести некоторые приёмы игры на них.

Задачи:

1. Исследовать историю страны через изучение старинного музыкального инструмента «гусли».

2. Изучение литературных и музыкальных произведений, где упоминается такой инструмент как гусли.

3. Исследовать процесс изготовления гуслей.

4. Воспитание музыкального и эстетического вкуса.

5. Формирование чувства патриотизма и гордости за свой народ и свою Родину

Объект исследования: гусли

Предмет исследования: этапы создания самодельных гуслей.

Гипотеза: создание макета гуслей в домашних условиях позволит не только освоить технологию изготовления этого русского инструмента, но и открыть некоторые страницы истории нашей страны.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, систематизация, аргументация, практические опыты.

Практическая значимость моей в изучении древнерусской истории через музыкальный инструмент.

I. История создания гуслей

1.1. Значение гуслей

Гусли – это необычный старинный струнный щипковый инструмент (приложение 1, рисунок 1) Гусли – наш главный национальный инструмент!

В прежние времена они были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз, гусли упоминаются в 1591году. Но более точной даты создания данного инструмента нет и в одном источнике.

Территория распространения культуры гуслей имеет очевидное территориальное ядро, генетически связанное с предками восточных славян (их северной части) и болтами (приложение 1, рисунок 2)

Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами (приложение 1, рисунок 3)

Исполнитель – гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Звук «гу» в русских диалектах означает «звучание».

Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни «гука» – ни звука. Но кроме этого звук «гу» имеет еще значение «идти, двигаться».

Гусляры исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы и двигаемся, и «звучим».

Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Как они «дожили» до наших дней?

У этого инструмента действительно бывали тяжелые времена. Гусли были гонимы. Их отбирали, ломали. Целыми телегами, как сказано в исторических источниках, грузили их, везли за Москву-реку и жгли. Даже считалось грехом слушание гуслей. Гусляры высмеивали пороки власти и церкви, а это не всем нравилось. Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. В XII веке любого, кто был замечен в ворожбе, рассказывании сказок или гудении в гусли, ожидали «посмертные муки». В XVI веке один из вопросов на исповеди звучал как: «Не пел ли ты песен бесовских, не играл ли на гуслях?» Во время царствования Алексея Михайловича изъятые у населения гусли сжигались возами. Видимо, ненависть была в первую очередь основана на связи гуслей с языческими верованиями (приложение 1, рисунок 4).

В разных странах и у разных народов появлялись музыкальные инструменты, похожие на гусли, но назывались они по–разному.

У Финнов – КАНТЕЛЕ, у немецких народов – ЦИТРА, В Японии – КОТО, в Эстонии – КАНКЛЕС. На Украине – БАНДУРА, а в Армении – КАНУН.

Со временем менялись корпуса и конструкция гуслей. Претерпели изменения среди обработки материала и нанесение лака. Изменилась и декоративная отделка. В результате гусли из грубого народного инструмента, превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием

Сравнение по материалу

Все гусли имели общие детали: струны, холковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Форма и расположение могли быть разными.

Славяне назвали свой инструмент гуслями, потому что для их изготовления первоначально использовалась тетива, которую натягивали на лук. Это тетива тогда называлась «гусла». Отсюда и название инструмента – гусли. По другой версии название гуслей произошло от старославянского глагола « густи», который буквально означал «гудеть на струнах». Вообще, «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли – погуды. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность.

В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Название гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. Сначала струны делали из жил животных. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн. Самое малое количество струн. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует ладу русской песни.

Во многих былинах по-разному называют гусли: яровчатые и звончатые (приложение 1, рисунок 5). Но в чем же разница?

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски, выдалбливали ящик, в виде корыта и натягивали струны. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей.

Сначала струны делали из жил животных.

Сравнение по форме

По форме выделяли шлемовидные и крыловидные гусли, столововидные.

Шлемовидные – наколенные гусли, маленькие гусельки. Форма их действительно напоминала шлем. Нашли их в Новгородской области при раскопках. Такие гусельки носили за пазухой, под полой, как поется в русских народных песнях. Они были разными. Кто как хотел, тот так для себя и мастерил. Размеры гуслей также были не постоянными: самые большие гусли имели длину до 85 см, а самые маленькие – 35,5 см. Гусляр играл на инструменте, защипывая струны обеими руками. Шлемовидные гусли были распространены у скоморохов. Но не долгим был путь шлемовидных гуслей, они у русского населения вышли из употребления совсем и редко встречаются только у народов Поволжья (приложение 1, рисунок 6)

Крыловидные гусли. В дальнейшем форма плоской резонаторной коробки менялась. Появились гусли крыловидной формы. В них бывает от 4 до 14 струн. Гусли звончатые похожи на крыло птицы или на геометрическую фигуру – трапецию. Мастера их расписывали яркими красками, придумывая причудливые орнаменты. Крыловидные гусли были почти в каждом крестьянском доме, под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали. Родители делали своим детям игрушечные гусельки (приложение 1, рисунок 7)

Столововидные. Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием. Инструмент, возникнувший на рубеже 17–18 вв. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с большим количеством струн (до четырёх октав). Иногда такие гусли попадались в домах зажиточных горожан, где сопровождали застолья. В настоящее время используются и в академической среде, где так же развился в клавишные гусли (которые открывали, по нажатию клавиши соответствующие ей струны, как на крыловидных). Обычно играли на них, как на шлемовидных, но часто попадалось и глиссандо, при глушении струн для образования аккорда (приложение 1, рисунок 8)

1.3. Гусли в литературных произведениях

Со временем Киевской Руси частые упоминания о гуслях их значение для народа встречаются в русских летописях, сказаниях, устном народном творчестве…(приложение 1, рисунок 9)

Информация о гуслях

памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (11–12 в.)

«Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху».

«Музыкальные сказки и стихи»

Под перебор волшебных струн

Все веселились – стар и юн,

Гусляр персоной важной слыл,

Народа он душою был.

былины и старинные русские сказки

Возьму гусли звонкие, яровчатые

Да настрою гусли на старинный лад,

Заведу старину стародавнюю, бывальщину

О деяньях славно-русского богатыря Добрыни Никитича.

В опере « Руслан и Людмила» по поэме А.С. Пушкина М.И. Глинка

И звонких гуслей беглый звук

Все смокли, слушают Баяна

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть, и Руслана,

Сборник русской поэзии «Лирикон»

Вольные мысли передавали гусляры

Гусли звонкие рокочут и звенят,

Про веселье чистой трелью говорят.

Мысли-песни напеваю я струнам,

Вольный ветер их разносит по полям.

народные певцы нелестно пели о властях

. О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.

русская народная былина «Добрыня Никитич»

Подрубили эту древу,
Подрубили эту древу,
Под самый под корень,
Под самый под корень.
Разрубили эту древу,
Разрубили эту древу,
На четыре части,
На четыре части.
Они сделали из древа,
Они сделали из древа,
Гусли звончатые,
Гусли звончатые.

Русская народная Сказка « Кот, дрозд и петух»

Как кот настроил гусельцы и начал играть

Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:

— Трень, брень, гусельцы,

Еще дома ли Лисафья-кума,

Во своем ли теплом гнездышке?

1.4 Гусли и современность

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры – сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпанирующем инструменте.

В настоящее время среди ведущих коллективов, использующих звончатые гусли, по праву можно выделить государственный академический ансамбль гусляров (худ. руководитель – Народный артист РФ, профессор Ю. Евтушенко), ансамбль гусляров (худ. руководитель – лауреат международных конкурсов Л. Жук). Академический национальный оркестр им. Н. Осипова (худ. руководитель – Народный артист РФ, профессор Н. Калинин), академический оркестр Всероссийской государственной телерадиокомпании (худ. руководитель – Народный артист СССР, профессор Н. Некрасов) и многие другие коллективы.

Наибольшую известность получили современные гусляры.

Егор Стрельников родился на Украине, в Запорожской области. В 2000 году Егором Стрельниковым, Максимом Гавриленко и Романом Тюнякиным был создан ансамбль гусляров «Живая вода», где Егор Стрельников стал художественным руководителем. С самых первых концертов проявил себя как яркий, самобытный гусляр-инструменталист, виртуоз-самородок! Учился у знаменитого в России мастера – Дмитрия Локшина. Искусство инструменталиста обрело еще большую силу, когда он стал исполнителем духовных песнопений и былин Древней Руси. Яркая струнная имитация колокольных звонов привела его на звонницы православных храмов. И вот, он уже звонарь Свято-Данилова монастыря в Москве (приложение 1, рисунок 10).

Дмитрий Локшин (1921–1995)- широко известно в мире гусельной музыки. Ученик П. Е. Шалимова, Локшин является самым значительным деятелем в этой сфере исполнительства на русских народных инструментах в XX веке. И не только как солист-виртуоз, (он первым вывел гусли на концертную эстраду) но и конструктор новых инструментов (гуслей) с большими возможностями. Д.Б. Локшин создал несколько конструкций шлемовидных гуслей: 19–струнные, 23–струнные, перекрёстные 48–струнные, а также портативные клавишные гусли (приложение 1, рисунок 11)

Певец-гусляр Андрей Байкалец. 1980 год – начало творческого пути. Пришел в Москву пешком из древнего города Иркутск, от священных вод озера Байкал. Гусляр-певец из глубинки, из самой народной гущи. И облик его открытый, и гуслей звучание звонкое, и сам голос – все это гармонично сливаясь воедино, пробуждает живые картины старины (приложение 1, рисунок 12).

2. Изготовление гуслей

2.1. Технология изготовления

Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями.

Меня заинтересовало, а можно гусли сделать самим и нашли с папой инструкцию изготовления гуслей:

Инструкция: Нам нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага.

1. Изготавливаем корпус. Берем бревно березы, отпиливаем его с двух концов и раскалываем пополам. Далее по заготовке рисуем контур гуслей, как нами задуман инструмент, и начинаем стамеской выбирать дерево, оставляя по 1 см с боков и по 2,5 см на концах (приложение 2, фото 1–6)

2. Пружины делаются тоже из сухой ели и устанавливаются на расстоянии 5—6 см друг от друга

3. На корпус и на пружины ложится дека.

Это верхняя часть инструмента, которая наклеивается на «корыто» сверху и влияет на громкость и тембр гуслей. Она делается из еловых дощечек толщиной до 3 мм, склеиваемых между собой по длине, бок о бок.

4. Резонатор – это круглое отверстие в деке диаметром около 3 см, от которого зависят качественные характеристики звука: матовость или прозрачность, сухость или влажность, глубина.

5. Струны – для профессиональных музыкантов более приемлемы струны металлические (лучше – стальные), обеспечивающие необходимую громкость звука (приложение 2, фото 7–8)

6. Колки – это стержни, на которые натягиваются струны. Число их зависит от количества струн. Колки вворачиваются в колковую планку – угол наклона определяется длиной первых и последних струн.

7. Утицы – это дощечки, в которых проделываются отверстия для крепления металлического стержня. К нему крепятся струны. Утицы испытывают огромную нагрузку, поэтому, чтобы их не оторвало струнами, утицы надо крепко приклеивать к деке и для прочности закреплять винтами-саморезами.

8. Узор. Наши предки не делали ничего лишнего. Можно вырезать на деке медведя, гусляра или что-то сказочное, ведь инструмент существует, пока есть среда, которая его питает, – сказка, легенда, былина (приложение 2, фото 9)

2.2. Настройка инструмента

Результаты исследований показали, что во всех разновидностях инструмента основой является корпус-резонатор с натянутыми струнами, предназначенными для извлечения звука только одной высоты. Если на древних гуслях количество струн 4—5, то гусли более позднего периода имели 7–9 струн разной длины, которые натягивались параллельно одна другой. Все остальные струны (сколько бы их ни было) в октаву: 8 струну по первой, 9 струну по второй, 10 струну по третьей, и т.д.

Для исполнения народной музыки такой звуковой диапазон считался достаточным, так как обычно народные исполнители при игре используют две-три тональности. Гусли имели следующие строи:

• пятиструнные гусли настраивались по звукам терцового ряда (ля(1), до(2), ми(2), соль(2), ля(2));

• семиструнные имели диатонический строй;

• иногда гусли настраивали в минорный звукоряд.

2.3. Способы извлечения звука

При игре гусли находятся у исполнителя в вертикальном положении, верхний угол инструмента слегка прижимается к груди. Колени – основная опора для гуслей, во время игры они слегка раздвинуты.

Пальцы левой руки находятся на струнах (при игре ими приглушают звучание ненужных струн), пальцами правой руки ударяют по открытым струнам. Пальцы всегда расположены у резонаторного отверстия. Чуть согнутыми, без напряжения подушечками пальцев прикасаются к струнам. Играют на гуслях медиатором.

Это небольшая продолговатая пластинка с заостренным утлом, сделанная из кости, пластмассы, пластика. Размеры медиатора: длина не превышает 25 мм, ширина 20 мм, толщина 1 мм, форма овальная. Играют медиатором с двух концов: заостренный край дает резкий звук, заоваленный – более мягкий. Для мягкого звучания медиатор слегка сжимают, ослабляя пальцы правой руки. Левая рука при перестановке пальцев на струнах в различные позиции заглушает те струны, входящие в аккорд, которые не должны звучат.

Звук на инструменте извлекается следующими способами:

• бряцание – поочередные удары медиатором по струнам вниз и вверх;

• арпеджио – последовательное извлечение звуков, входящих в аккорд, от низких звуков к высоким, то же в обратном движении;

• глиссандо – быстрое скольжение медиатором по открытым струнам;

• тремоло – быстрое чередование легких ударов медиатором по струнам, с определенной частотой, попеременно вниз и вверх;

• пиццикато – воспроизведение отдельных звуков или аккордов щипком подушечек пальцев правой или левой руки;

Заключение

Теоретическая часть оказалась самым увлекательным путешествием в историческое прошлое России по местам народных промыслов, связанных с изготовлением гуслей.

Я считаю, что цель работы достигнута, задачи выполнены:

Я убедилась, чтобы изготовить гусли самостоятельно, важно не только знать технику изготовления, но еще нужно вложить душу.

В ходе исследования я рассмотрела исторические сведения о гуслях и гусельном искусстве.

Я убедилась, что изучая историю гуслей, можно многое узнать об истории своей Родины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *