Что значит узкий кругозор
Кругозор человека по-новому. Кругозор это широта интересов человека
Свежий взгляд на кругозор. Мыслитель ли вы?
Что такое кругозор?
Кругозор – это объём знаний и широта интересов человека (по словарю).
Это объём разнообразных знаний. Чем больше увлечений в разных областях, тем шире кругозор.
Часто ли мы употребляем его? — Даже примеры привести не могу.
Ещё понимается как умственный горизонт – широта взгляда на явления мира.
Напоминает энциклопедиста: много знает обо всём, но толком ни о чём.
В таком понимании, кругозор – это книжное слово, не пригодное для обыденной жизни.
Освежающий взгляд на «кругозор»
Кругозор «наружу» – объём знаний с 1-й точки зрения.
Поверхностный взгляд.
Например.
Вы сидите на скамье в центре площади.
Смотрите по сторонам и делаете суждения:
Чем больше вы замечаете вокруг – тем шире кругозор.
Кругозор «внутрь» – объём точек зрения о 1-м предмете.
Глубинный взгляд.
Вставайте со скамьи.
Теперь ходите вокруг неё и делайте суждения только о скамье:
Всё? Нечего больше говорить о скамье? Только начинаем:
Глядя внутрь, наши готовые ответы стремительно закончились. Мы вынуждены задавать творческие вопросы.
Больше вопросов – шире кругозор.
Различия во взглядах наружу и внутрь
Различия на примере людей, с крайними проявлениями кругозора двух типов:
Энциклопедист Сильно развит кругозор «наружу» | Мыслитель (философ) Сильно развит кругозор «внутрь» |
---|---|
Уверен в том, что знает ответ | Уверен в том, что его ответ не полон |
Отвергает чужие мнения | Принимает и рад новым взглядам |
Стремится узнать то, чего не знал | Стремится дополнить то, что знает |
Источник решений – память | Источник решений – опыт и смекалка |
Отличительная черта: хвастовство знаниями | Отличительная черта: проницательность |
Новое понимание
Введу новые определения:
Кругозор – это широта точек зрения человека.
Кругозор – это способность смотреть на вещь с разных сторон.
Вы мыслитель или энциклопедист?
Выше приведены крайности. Все мы – где-то посередине.
Но тяготение к одной из сторон у вас есть, правда же?
Вы склонны быть энциклопедистом, если:
Ну а если вам понравилось читать, вы — мыслитель. Надеюсь вы ухмыльнулись 😉
Понаблюдайте пару дней за своими друзьями. Кто из них мыслитель?
Книги расширяющие кругозор:
Откуда ваши «проблемы»?
Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3 важнейших шага в этой сфере.
Пошагово разберите жизнь на молекулы
Для однобокого анализа есть компьютеры, а нам нужны люди мыслящие:
Как расширить кругозор?
Бывает, что приобретенных знаний не хватает для нормального общения и решения проблем. И здесь говорится не о недостаточном уровне образования, а об узости кругозора. Даже если у вас 2 высших образования и опыт работы, но при этом ограниченные знания о вещах за рамками специальности, то важно подумать о расширении кругозора. Если присутствует недостаток его развития, то человек не достигнет высот ни на одном поле деятельности.
Когда нужно расширять кругозор
Среди школьников проводятся тестирования, чтобы определить, когда нужно расширять кругозор и для его проверки. Но взрослым придется положиться на личные ощущения и суждения других людей. Первым показателем, что вам пора расширять кругозор, выступает то, что вы постоянно говорите о неосуществимости задач. Или если вы в профессиональной деятельности встречаетесь с препятствиями.
Если человек не замечает выхода из ситуации, то это не значит, что он не существует. Это показывает, что узость кругозора не дает заметить его. Если разум гибкий, то личность способна преодолеть любые преграды. Большинство задач уже решено, вы просто не знаете об этих результатах.
Кроме того, узкий кругозор выдает и неумение поддерживать беседы на разные темы, которые не связаны со специализацией и профессией. А проблемы в общении не помогут в достижении счастья, потому развитие кругозора важная вещь, с которой не нужно медлить. Объем данных в нашем мире огромен, потому ежедневно узнавайте что-то новое.
Как расширить кругозор
Не все мы нуждаемся в постоянном развитии, отдельные личности такие любопытные, что почти не встречаются с недостаточностью информации. Но подобных заинтересованных людей мало, все остальные поглощены бытовыми проблемами, которые не оставляют времени на познание нового и интересного. Из-за этого периодически придется подумать над тем, как расширить свой кругозор. Методов есть несколько, главное преимущество в том, что для этого не придется посещать тренинги и специальные семинары. Вы способны развивать кругозор даже сидя дома:
Как расширить научный кругозор
Чтобы лучше ориентироваться в собственной научной отрасли потребуется знать не только о ней, но и о пограничных отраслях. Если вас интересует вопрос, как расширить свой научный кругозор, то помните, что большей части отраслей характерно переплетение с другими: химия переплетается с математикой и физикой и т.п.
Кроме того, полезным будет слежение за бизнес процессами и искусством. Все потому, что не зная о спросе в бизнесе, невозможно заняться наукой. На гранты от государства всегда существовать не получится. А научные работы, пылящиеся в шкафу, не принесут пользы. По этой причине, если вы желаете сделать свои научные исследования востребованными, то важно знать о потребностях бизнес сферы.
Для развития научного кругозора ходите на разного рода события, связанные с искусством. Это полезно, ведь так приходит вдохновение. А такой человек может горы свернуть. При этом у вас есть выбор: посещать концерты, театр, музеи или выставки.
Но главное, что при расширении кругозора и получения вдохновения от разных событий, вы должны помнить о первостепенных задачах, поставленных перед вами. При успешной работе с основными задачами, вы получите максимум свободы для личных исследований. Они способны принести что-то большее, чем заработок и слава. Это – самореализация.
Человек получает возможность самореализации, если у него поистине широкий кругозор.
Расширяем кругозор детей
С 5-6-летнего возраста малыш переходит в старший дошкольный возраст. Это наиболее серьезный этап в формировании личности, поскольку в данный период закладывается большая часть характеристик. В данном возрасте вы поймете, каким ребенок вырастет. Этот этап носит название «сензитивный», в процессе которого идет развитие познавательных точек. Важно расширять кругозор детей в 5-6 лет.
Дети, как губки, способны поглощать новую информацию. Ученые доказали, что в 5-6 лет дети умеют запоминать такой объем данных, который они не смогут осилить ни в какой другой период жизни. Малышу любопытно все, что касается мира вокруг, развития кругозора. Все это манит и привлекает. Вариантом удовлетворения нехватки знаний являются энциклопедии для детей. Они понятным, но одновременно научным, языком рассказывают о самых любопытных моментах в мире: о строении человеческого тела, смене времен года, ребенку дается информация о Вселенной, древних мирах, морях и государствах.
Конструктор – еще одна помощь для развития логики. Тренировкой будут мозаика, кубики, разного рода головоломки. Действенно развивают мышление анализаторы, логические таблицы. Это задания, которые базируются на концентрации малыша. Примером служит игра «Четвертый лишний». На картинках изображаются ягоды и фрукты. Малышу придется подумать и определить, какой из них лишний, объяснить причину. Подобных картинок вы придумаете сотни, главное включить фантазию.
Игра под названием «Разложи по порядку» также включает в себя карточки. Но на них показаны события. Цель – проследить последовательность действий и расставить карточки по очереди.
Стоит учесть интересы малыша. Нельзя привить любовь к музыке, приобретя пианино.
Объясняйте ребенку все, что его интересует. Найдите возможность заинтересовать путем применения игр
Существует еще немало развивающих игр, например, поиск клада по схеме. На плане крестиком отмечается клад, который требуется найти. Другая игра – «попробуй, угадай». Ее суть в том, что здесь делается упор на органы восприятия. Известно, что малыши для познания мира используют зрение. Здесь главная роль отводится вкусу, обонянию, слуху и осязанию. Соберите разные по форме предметы и дайте малышу на ощупь угадать их. Для развития слуха попросите ребенка отвернуться и постучите ложкой. Ему придется угадать, от чего исходит звук. Другой вариант – по запаху или по вкусу определить продукты или сладости.
Вариантов развития детского кругозора немало. Важно не бояться фантазировать, объяснять малышу все, что его интересует.
узкий кругозор
Смотреть что такое «узкий кругозор» в других словарях:
имеющий узкий кругозор — прил., кол во синонимов: 4 • недалекий (53) • ограниченный (79) • … Словарь синонимов
УЗКИЙ — узкая, узкое; узок, узка, узко. 1. Небольшой по ширине; противоп. широкий. «Всю рощу прорезали узкие дорожки.» Тургенев. «Едут путники узкой тропой.» Некрасов. Узкая лента. Узкая улица. Узкая доска. Узкая щель. Узкая колея (ж. д. путь с колеей… … Толковый словарь Ушакова
узкий — прил., употр. часто Морфология: узок, узка, узко, узки и узки; уже; нар. узко 1. Узкими называют объекты, сооружения, которые имеют малую протяженность в поперечнике. Узкая лента. | Узкая кровать. | Дорога в этом месте настолько узка, что двум… … Толковый словарь Дмитриева
кругозор — Объем интересов, знаний. Бедный, безграничный, богатый, духовный, жизненный, куцый (разг.), необозримый, ограниченный, тесный, узкий, широкий. Деревенский, куриный, тусклый. Культурный, интеллектуальный, музыкальный, общественно политический,… … Словарь эпитетов
УЗКИЙ — УЗКИЙ, ая, ое; узок, узка, узко и узко, узки и узки; уже. 1. (узко). Небольшой в ширину, в поперечнике. Узкая улица. Узкое место (перен.: о трудностях в осуществлении чего н.). 2. (узко и узко). Меньший в ширину, чем нужно. Туфли узки. Коридор… … Толковый словарь Ожегова
узкий — ая, ое; узок, узка, узко, узки и узки; уже. 1. Имеющий малую протяжённость в поперечнике (противоп.: широкий). У ая лента. У ая кровать. У ая дорога. У ие плечи. У. лоб. У ие глаза. // Небольшой в обхвате, тонкий. У ие рюмки. У ая фигура. У ая… … Энциклопедический словарь
кругозор — а; м. 1. Пространство, которое можно окинуть взором. Во весь к. тянулись степные дали. Необозримый к. океана. 2. обычно с опр. Объём познаний, интересов, представлений кого л. Политический к. Умственный к. Человек с широким кругозором.… … Энциклопедический словарь
кругозор — а; м. 1) Пространство, которое можно окинуть взором. Во весь кругозо/р тянулись степные дали. Необозримый кругозо/р океана. 2) обычно с опр. Объём познаний, интересов, представлений кого л. Политический кругозо/р. Умственный кругозо/р. Человек с… … Словарь многих выражений
узкий — ая, ое; у/зок, узка/, у/зко, у/зки и узки/; у/же см. тж. узость, узенький, узкость 1) а) Имеющий малую протяжённость в поперечнике (противоп.: широ/кий) … Словарь многих выражений
Значение слова «кругозор»
2. перен., обычно с определением. Объем познаний, интересов, представлений кого-л. Политический кругозор. Умственный кругозор. □ Это были люди с подавленным воображением, невежественные, с бедным, тусклым кругозором, все с одними и теми же мыслями о серой земле, о серых днях, о черном хлебе. Чехов, Моя жизнь. Актер не знает пределов овладения профессиональным мастерством, его художественный кругозор может расширяться безгранично. Н. Черкасов, Записки советского актера.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кроме того, название ряда книг, издательств, периодических изданий, в том числе:
«Кругозор» — журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1876—1878 гг.
«Кругозор» — журнал с вкладными гибкими грампластинками, издававшийся в Москве в 1964—1992 гг.
«Кругозор» — журнал, издающийся в Бостоне (США) с 2006 года.
«Кругозор» — сборник стихотворений Валерия Брюсова, изданный в 1922 году.
КРУГОЗО’Р, а, м. (книжн.). 1. Пространство, к-рое можно окинуть взором, горизонт (устар.). 2. перен. Объем, широта интересов, познаний. Умственный к. Ученый с узким кругозором.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кругозо́р
1. пространство, которое можно окинуть взором ◆ А взобраться на вершину да глянуть окрест себя ― Господи! что за кругозор откроется пред тобой! что за даль раскинется там вёрст на девяносто в окружности! В. В. Крестовский, «Панургово стадо», Ч. 1-2, 1869 г. (цитата из НКРЯ) ◆ При одном этом имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается дальше его кругозор, все становится у него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека. Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», 1843–1847 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. объём познаний, интересов, представлений кого-либо ◆ Другая вредная подмесь нашей жизни ― это неисправимая ограниченность кругозоров. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Письма о провинции», 1868–1870 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Не должно ли было это просто значить, что человек, имевший от природы добрую совесть, немножко пораздвинул свой умственный кругозор и, не изменяя вере отцов своих, попытался иметь своё мнение о духе закона, сокрываемом буквою, ― стал больше заботиться об очищении своего сердца, чем об умывании рук и полоскании скляниц, ― и вот дело готово: он «опасный вольнодумец», которого фарисейский талмудизм стремится разорить, уничтожить и стереть с лица земли. Н. С. Лесков, «Владычный суд», 1877 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова начин (существительное):
Границы познания: почему, расширяя кругозор, можно добиться больших успехов
Наталия Покровская
Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал результаты опроса, согласно которому большинство россиян признали необходимость дополнительного обучения. Среди главных причин респонденты назвали потребность в повышении профессиональных навыков. При этом социологи отмечают снижение общего уровня знаний и кругозора граждан нашей страны, что, по мнению экспертов, скоро станет серьезным препятствием для успешной карьеры.
Уже никто не спорит с тем, что в наш прогрессивный век базовых знаний, полученных в школе, техникуме, колледже или вузе, категорически не хватит на всю оставшуюся жизнь. Чтобы шагать в ногу со временем, сохраняя профессиональную успешность, учиться нужно постоянно, утверждают эксперты из разных стран мира. А по прогнозам российских ученых, к 2060 году средняя продолжительность получения среднего и высшего образования в нашей стране может составить 20 лет.
— Это вызвано прежде всего социально-экономическими причинами, — комментирует социолог Алексей Егоров. — Растет продолжительность жизни, увеличен возраст выхода на пенсию. Одновременно с этим на рынке труда постоянно повышаются требования к профессионализму и квалификации. А угнаться за инновационными технологиями сложно, отсюда и вполне логичный запрос общества на дополнительное образование. Однако если работать и продолжать учиться, у человека практически не остается свободного времени. Но оно необходимо — на личную жизнь, отдых, расширение кругозора или хотя бы на занятия, входящие в сферу интересов, но не имеющие отношения к профессии.
Современный мир многомерен, одна область научного знания легко пересекается, внедряется в другую. А ограниченность интересов мешает двигаться вперед. Поняв, что нужно постоянно совершенствовать свои навыки и умения, обществу предстоит шагнуть, если хотите, в следующий этап своего интеллектуального развития — научиться мыслить широко и разносторонне. Будущее — за эрудитами.
Все для работы
Каждый третий россиянин считает: чтобы получать больше денег, нужно постоянно учиться, — говорится в исследовании сервиса по поиску работы. Чаще других считают, что обучение важнее трудоголизма и целеустремленности, молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, живущие в мегаполисах. У них в приоритете курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, а также по развитию управленческих и коммуникативных навыков.
А в недавнем опросе Всероссийского центра общественного мнения потребность в дополнительном обучении признали 72 процента респондентов. Причем, согласно социологическому исследованию, проведенному в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», за последние пять лет число взрослых граждан нашей страны (от 30 до 65 лет), проявляющих инициативу к самостоятельному обучению, увеличилось с 21 до 37 процентов. Повышение требований со стороны работодателя и изменения на рынке труда аналитики называют главными мотиваторами к освоению новых навыков.
Кстати, особый интерес к самообразованию в нашей стране наблюдался в период самоизоляции: около 60 процентов россиян в опросе на платформе онлайн-рекрутинга сообщили о том, что они осваивают новые компетенции и стараются расширить свои знания в уже имеющейся у них специальности.
— Страх потерять работу многих заставил включиться в самые разные образовательные проекты, — говорит эксперт по трудоустройству Антон Савичев. — Онлайн-платформ всевозможных курсов в интернете не счесть, а количество пользователей на некоторых из них в прошлом году выросло в восемь раз. Особая популярность, естественно, у обучающих программ, связанных с инновационными цифровыми технологиями, это отмечают сами организаторы площадок онлайн-образования. Что вполне понятно: профессии, востребованные даже в кризис, пользуются повышенным спросом.
То, что хорошо оплачиваемая работа стала стимулом для самообразования, конечно, неплохо. Если бы не одно но: на фоне узконаправленного получения знаний, по мнению экспертов, общий уровень знаний граждан нашей страны стремительно снижается.
— У нас в стране часто проводят дни самой разной грамотности — финансовой, компьютерной, по русскому языку и так далее, — говорит кандидат педагогических наук Елена Кустинова. — И в них люди демонстрируют блестящие знания. Но только участвуют в тестировании в основном те, кому интересны темы, предметы, по которым оцениваются знания. Думаю, если вопросы задавать из разных научных областей, результаты окажутся ниже среднего.
Международная школа креативных технологий TUMO / Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин
Эксперт, к слову, права. Три года назад социологи «Левада-центра»* провели тестирование россиян на знание научных данных из школьной программы. Высокий уровень научной грамотности продемонстрировали всего 9,5 процента, а более половины участников правильно ответили всего на 3 вопроса из 6 разных тестов.
Узкий профиль
Казалось бы, чем плохо быть профессионалом в какой-то одной сфере? И хорош же тот специалист, который постоянно повышает квалификацию, не упускает возможности приобрести новые навыки и умения. Для работодателя такой работник на вес золота!
— Проблема в том, что общая тенденция все время учиться спровоцировала путаницу в понятиях «самообразование» и «саморазвитие», — комментирует кандидат философских наук Андрей Чагаровский. — В первом случае речь идет о самостоятельном приобретении багажа знаний, отвечающих, кстати, не только профессиональным, но и личным интересам. А саморазвитие — это работа над собой, формирование в себе таких качеств, которые определяют наши поступки, действия, характер, поведение, навыки коммуникации.
Самообразование помогает, например, молодым достичь определенного статуса в обществе, построить карьеру, а людям пожилым — не утратить жажду жизни. Задача саморазвития в другом — оно создает и обогащает наш внутренний мир, помогает каждому определить для себя главные нравственные ценности. В школах, вузах и на всевозможных обучающих курсах научиться, как мне кажется, этому нельзя. Здесь важен внутренний диалог. А вот насколько богатым духовно он будет, во многом зависит от широты ваших интересов и, соответственно, готовности к не однобокому, а разностороннему образованию. Стать суперпрофессионалом совсем не значит стать хорошим человеком.
Суть разницы в этом. К сожалению, увлекшись первым, мы часто забываем о втором, не менее важном аспекте человеческой жизни. Получать знания исключительно в какой-то одной области — значит ограничивать свое мышление, что, в свою очередь, неизбежно будет мешать саморазвитию.
То, что узость интересов негативно сказывается не только на личностном, но и карьерном росте, утверждают и западные ученые. Известный американский изобретатель, философ, математик и писатель Бакминстер Фуллер еще в конце XIX века предупреждал, что узкая специализация — отнюдь не путь к карьерному росту, а к тому, что «человечество окажется лишено всестороннего понимания». А по мнению англичанина, члена Королевского литературного общества и философа Алена де Бэттона, «мы принимаем неверные решения, потому что смотрим на ситуацию только с одной стороны».
— Односторонность знаний неизбежно провоцирует стереотипное мышление, — объясняет психолог Илья Суровцев. — Зацикленность на чем-то одном создает жесткие рамки предрассудков и исключает творческое мышление. Как раз то, без чего, по сути, невозможен прогресс.
Свежий взгляд, любая инновация — это риск. Мыслящий узко его не приемлет, поскольку исключает вариативность действий, развития событий. Собственно, именно поэтому работодатели все чаще в требованиях к соискателям упоминают креативность. Новая реальность нуждается в людях-творцах, если хотите, а не в послушных исполнителях. А для любого творчества необходим интерес. И чем шире его круг у человека, тем больше у него шансов добиться успехов в жизни.
Жажда знаний
Сегодня современные ученые все чаще высказывают мнение, что человеку XXI века необходимо не только постоянно совершенствовать уровень образования в профессиональной сфере, но и расширять свой кругозор, не забывая при этом ориентироваться на свои интересы.
— Как известно, учеба из-под палки редко приносит плоды, — комментирует философ Андрей Чагаровский. — И если дело, которым ты занимаешься, в принципе не нравится, сколько бы курсов повышения квалификации ты ни прошел, больших высот все равно не добьешься. Потому что в основе любого развития лежит интерес, неразрывно связанный с достижениями. Например, роботы-хирурги, которые уже сегодня проводят сложнейшие медицинские операции, вряд ли могли быть изобретены людьми, равнодушными к процессу создания.
И сфера их интересов наверняка распространялась не только на инженерию, инновационные технологии, но и медицину, биологию, анатомию как минимум.
Кстати, одна из главных претензий экспертов к современной системе образования заключается именно в том, что финальные оценки полученных знаний в школе не определяют уровень кругозора, а, напротив, ориентируются на узкий круг интересов.
— Ни для кого не секрет, что, выбирая предметы для сдачи ЕГЭ, старшеклассники исходят из того, что им лучше дается, к чему душа лежит, — говорит психолог Людмила Федотова. — Соответственно, остальные школьные дисциплины оказываются как бы в стороне и изучаются поверхностно.
Именно это часто провоцирует в дальнейшем узость взглядов, нежелание оглянуться вокруг и увлечься чем-то совсем новым. Ведь кругозор — буквально означает расширение видимости. Чем большими сферами науки и жизни человек интересуется, тем глубже он мыслит, гармоничнее развивается духовно, лучше понимает происходящее, ориентируется в действительности и, в конечном счете, яснее видит будущее. История доказывает: все великие открытия сделаны людьми эрудированными, с богатым спектром самых разных знаний и интересов. Не говоря уже о том, что люди, имеющие разносторонние знания, в большей степени способны к коммуникации, им проще общаться на любые темы, а значит, легче социализироваться, налаживать деловые и личные отношения.
В наше время — это серьезный бонус к тому, чтобы стать успешным. Конечно, получить хорошее образование и совершенствовать в дальнейшем свои знания очень важно. Но без живого интереса ко всему, что происходит вокруг, жизнь все равно будет пресной и однообразной. Радоваться познанию нового, неизведанного, любопытствовать и размышлять, анализировать и выходить за рамки обыденного — навыки, которыми уж точно не стоит пренебрегать.
Фото: pexels.com/bongkarn thanyakij
КАК У НИХ
— В США самообразование чаще направлено на здоровый образ жизни и профилактику заболеваний: 40 процентов американцев охотно изучают йогу и всевозможные методы тренировок. Чтение занимает третье место в перечне любимых развлечений жителей США, уступая походам в рестораны и приему гостей.
— Для англичан определяющую роль в саморазвитии играет не полезность, а интересность. По статистике, более 90 процентов студентов университетов выбирают во время учебы элективные курсы, не связанные с профилем получаемого образования.
— В Италии рассматривают саморазвитие как нечто нежеланное, но необходимое: 72 процента респондентов, отвечая на вопрос, когда они что-либо самостоятельно изучали в последний раз, признались, что это было связано с проблемами, к которым они были не готовы. Среди причин были названы сложные рабочие задачи, а также поломка бытовой техники или автомобиля.
— В Индии самостоятельное изучение какой-либо темы считается обязательным атрибутом успешного человека. 81 процент индусов считают, что успех на личном и профессиональном поприще зависит от того, насколько ты разносторонняя личность.
— В Германии саморазвитие не слишком популярно. Среди работающего населения страны лишь 36 процентов посещали курсы повышения квалификации или изучали материалы для работы самостоятельно.
ЦИТАТА
Дмитрий Лихачев ( 1906–1999), академик АН СССР, доктор филологических наук, культуролог, искусствовед:
— Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами.
ЦИФРА
7 миллионов россиян в возрасте от 25 до 64 лет, согласно социологическим опросам, непрерывно учатся.
РЕПЛИКА
Важен личный интерес
Ирина Швагер, педагог школы раннего развития:
— В нас с детства заложен исследовательский интерес, через него мы познаем мир. Стремясь получить дополнительное образование, люди руководствуются разными задачами. Одни просто любят коллекционировать образование, увлекаясь самим процессом обучения. Зачастую таким людям неважно, что изучать. Другие стремятся освоить новые знания, касающиеся их профессиональных навыков. Третьи просто занимают свободное время и ищут хобби. Но однозначно утверждать, что дополнительное образование влияет на общий интеллектуальный уровень человека, я бы не стала.
Люди, которые постоянно учатся чему-то новому, конечно, расширяют свой кругозор. Но бывает и по-другому: человек так активно занимается карьерой, совершенствуясь в профессии, что становится очень узким специалистом только в одной области знаний. Это его, конечно, интеллектуально ограничивает. Если говорить о детях, то для них выбор дополнительного образования обычно определяется родителями: взрослые хотят, чтобы они были разносторонне развиты и выбрали свой путь во взрослую жизнь.
Научить учиться можно любого, но делать это нужно с умом: важно понять, что процесс познания чего-то нового, погружения в незнакомую тему должен приносить радость. Если же человеку с детства говорить, что ты получишь хорошую оценку, только если что-то вызубришь, толку от этого не будет, желание учиться неизбежно пропадет. И со взрослыми так: в получении знаний важен личный интерес. Учиться можно и нужно в любом возрасте, но только с удовольствием.
*По решению Минюста России «Левада-центр» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента