Что значит утреня с полиелеем

Полиелей — что это, как происходит и для чего

Церковные богослужения

Православные храмы необходимы для совершения церковных служб, главная из которых Литургия. Богослужения бывают вечерние, утренние и дневные. Они состоят из частей, каждая из которых имеет свое название, особую роль и свое символическое значение. Так, накануне Великих праздников и воскресных богослужений после прочтения кафизм и особых церковных песнопений совершается особое действо. В храме загораются все светильники и открываются царские врата. Все священнослужители торжественно выходят на середину храма. Так начинается полиелей. Полиелей — что это такое?

Полиелей — что это?

Греческое слово «Полиэлеос» состоит из двух частей: «πολυς» — «многий» и «ελεος» — «милость». Дословно на русском «Полиелей» означает «многомилостивое», «многая милость». Это название относится к торжественному пению псалмов 134 и 135. Во втором из них звучит часто повторяются слова «Яко в век милость Его». Поэтому за пением этих псалмов и закрепилось название «Полиелей».

Многие допускают распространенную ошибку, будто перевод слова «Полиелей» — это «многомаслие». Недоразумение возникло из-за схожести звучания по-гречески слов «милость» («ἔλεος») и «масло» («ἔλαιον»). Доводом в пользу такого неверного понимания является использование масло (елея) на полиелейной службе. До наших дней сохранилась традиция помазания лба всех молящихся в храме освященным маслом.

История возникновения полиелея

В ветхозаветные времена совершались особые ночные богослужения, предваряющие начало нового дня. В раннехристианский период была составлена особая службы — утреня. Со временем ее чин сильно претерпел изменения. Были оставлены только отдельные псалмы. А духовные поэты и гимнописцы, такие как Роман Сладкопевец, составили специальные песнопения для утрени. Современное чинопоследований утрени закрепилось Студийским (9 век) и Иерусалимским (11 век) Уставами, регулирующими порядок ведения церковных служб. К этому времени относятся первые упоминания о пении полиелейных псалмов.

С 15 века на Всенощном бдении Полиелей, наряду с Литией (усердным молением) и Великим славословием, отличается молитвенной насыщенностью и торжественным участием священнослужителей. Раньше во время полиелея молящиеся стояли с зажженными свечами. Это свидетельствовало о духовном горении человека в чувстве любви ко Господу. До наших дней такая традиция не сохранилась. В современной церковной практике только священник на полиелее держит свечу.

Полиелейные псалмы

Содержание псалмов 134 и 135 созвучно. В них избранный народ Божий, Израиль, призывается совершить славословие Творцу (134, 6; 135, 5-9) и Промыслителю (134, 7; 135, 25). Так верующие должны выразить благодарность за все оказанные Творцом милости. Это освобождение от египетского рабства (134, 8-10; 135, 10-16) и дарование обетованной (обещанной) земли (134, 10-12; 135, 17-20). За все это избранный народ обязан сохранять верность Богу (134, 15-18). В некоторых местах псалмы буквально повторяют друг друга (134, 10-11 и 135, 17-20). Все содержание этих псалмов наполнено восторженной радостью, которая изливается в благодарных словах.

Псалом 135 более восторженный и торжественный. Например, если в псалме 134 стих 5 сказано «Господь наш над всеми боги», то в псалме 135 стихи 2-3 — «Богу богов», «Господеви господей». Каждый стих псалма 135 сопровождается величественным припевом «Яко в век милость Его». Его повторение 26 раз наиболее сильно звучит в стихах 17-20.

Здесь одно предложение разделено этим припевом на четыре части:

«поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его».

«песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, то есть диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса» (святой Симеон Солунский, 14-15 век).

Типикон и другие богослужебные книге не указывают чин пения полиелея. По сложившейся традиции псалмы поют в сопровождении припевов «аллилуйя» после каждого стиха. Иногда припевы поются по трижды.

Порядок совершения полиелея

Согласно Уставу, по прочтении одной из кафизм и малой ектении (молитвенного прошения) зажигается весь свет в храме. Это символизирует нетварный Божий Свет, который был явлен людям Сыном Божиим. Открываются царские врата. Все священнослужители выходят из алтаря и становятся в центре храма перед иконой праздника. Алтарники подают священникам зажженные свечи на специальных подсвечниках. Хор торжественно читает стихи полиелейных псалмов.

Далее священник, совершающий службу, начинает каждение всего храма (окуривание ладаном). Сначала он подходит к иконе праздника в центре храма при пении величания. Затем — к престолу (высокому столу, стоящему посредине алтаря). Потом покидает алтарь, кадит иконостас, молящихся и весь храм.

Полиелей сопровождается каждением, которое в

«богослужении отмечает наиболее торжественные и священные моменты. Символизируя собою, как и всегда, силу и богоугодность молитвы, которая действительно достигает при пении этих псалмов высшей степени напряжения; символизируя и привлекаемую такой молитвой благодать Духа Святого; способствуя подъему душевного настроения приятным запахом благовоний, каждение в данном случае имеет еще отношение к воспоминанию, связанному с этой частью утрени: оно напоминает о том душистом мире, которое «с милостивными слезами» растворяли в этот час ночи воскресения мироносицы» (Михаил Николаевич Скабалланович, Толковый Типикон).

По сложившейся традиции после полиелея все присутствующие на богослужении целуют икону праздника и Евангелия. В напоминание о братской трапезе первых христиан, сопровождавшейся помазанием благовонным елеем, священник храма совершает начертание знака креста на лбу подходящих к иконе.

«Полиелей представляет собой некоторую границу в вечернем богослужении. После него оно переходит от символического изображения напряженного ожидания Мессии в Ветхом Завете к тихой радости о пришедшем в мир Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. В последовании совершения полиелея собраны почти все особенности православного богослужения, символизирующие радость от молитвенного соприкосновения с Богом: возжжение свечей и всех светильников, праздничное каждение, велегласное и торжественное пение воскресных тропарей или величаний» (иерей Василий Писцов).

Когда совершается полиелейная служба

По Уставу полиелей совершается во время праздничной утрене перед великими и некоторыми другими праздниками (в церковном календаре они отмечены красным крестиком). Также полиелейная служба совершается накануне престольного праздника. Престольный праздник — день святого или события, в память которого освящен храм. В настоящее время полиелей совершаться почти каждую субботу, на вечерней службе, которая считается уже воскресной. Исключение — определенные периоды года, когда по Уставу псалмы 134 и 135 заменяются чтением 17-ой кафизмы («Непорочными»). Так, отсутствует полиелей в период с недели после праздника Пасхи до отдания праздника Воздвижения (5 октября по новому стилю). Также не поются полиелейные псалмы со 2 января (предпразднество Рождества Христова) до 27 января (отдание праздника Крещения). От Сырной седмицы (неделя перед началом Великого поста) до Страстной седмицы (последняя неделя Великого поста).

На Страстной и Светлой седмице (недели до и после Пасхи) полиелей совершается, если на это время приходятся конкретные праздники. Это Благовещение (7 апреля), день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) или престольный праздник конкретного храма.

Источник

Полиелей

Полиеле́й (от греч. πολυέλεοσ (поли­е­леос) (от греч. πολύς — многий, и ἔλεος — милость) – многая милость, (в древ­них Уста­вах — мно­го­мило­сти­вое) – тор­же­ствен­ное пес­но­пе­ние утрени, состав­лен­ное из псал­мов 134-го («Хва­лите имя Гос­подне») и 135-го («Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви»). Это назва­ние свя­зано с частым повто­ре­нием при пении слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.

Что значит утреня с полиелеем. Смотреть фото Что значит утреня с полиелеем. Смотреть картинку Что значит утреня с полиелеем. Картинка про Что значит утреня с полиелеем. Фото Что значит утреня с полиелеем

«По 17 гл. Типи­кона, в вос­кре­се­нья от отда­ния Воз­дви­же­ния, т. е. с 22 сен­тября, до пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова 20 декабря, и от отда­ния Бого­яв­ле­ния 14 января до Недели сырной вместо Непо­роч­ных поется поли­е­лей, т. е. 134 пс. «Хва­лите имя Гос­подне» и 135 пс. «Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви».

Осно­ва­ния для таких сроков:

Псалмы 134 и 135 одно­родны по содер­жа­нию. Они при­гла­шают Изра­иля к про­слав­ле­нию Бога Творца ( Пс.134:6; 135:5-9 ) и Про­мыс­ли­теля ( Пс.134:7; 135:25 ) за избра­ние Изра­иля в народ Божий и за все мило­сти, ока­зан­ные ему на про­тя­же­нии всей его исто­рии, осо­бенно за осво­бож­де­ние от еги­пет­ского ига ( Пс.134:8-10; 135:10—16 ) и водво­ре­ние в земле обе­то­ван­ной ( Пс.134:10-12; 135:17-20 ); эти мило­сти обя­зы­вают Изра­иля быть верным Богу и избе­гать язы­че­ства ( Пс.134:15-18 ).

«Поли­е­лей, т. е. «мно­го­мило­сти­вый», есть тех­ни­че­ское вы­ражение нашего бого­слу­жеб­ного устава, при­ме­ня­е­мое к двум псал­мам (134—135), поемым на тор­же­ствен­ной празд­нич­ной утрени после кафисм и седаль­нов с их нази­да­тель­ными чте­ни­ями из свв. отцов и перед чте­нием празд­нич­ного или вос­крес­ного Еван­ге­лия. Назван он так потому, что гово­рит о тех вели­ких мило­стях, кото­рые Бог посы­лает в мно­го­труд­ной и бурной жизни Изра­иль­ского народа, в част­но­сти, во время исхода из Египта, во время стран­ство­ва­ния по пустыне и т. д.
В при­ход­ских церк­вах, в кото­рых устав не блю­дется, поли­е­лей поют на всякой вос­крес­ной утрени, причем обы­ва­тели назы­вают его «Хва­лите», что совер­шенно непра­вильно, так как под «хва­лит­ными» псал­мами пони­ма­ются псалмы на утрени после канона и перед сла­во­сло­вием. По уставу поли­е­лей поется, вместо «непо­роч­ных», только в извест­ные пери­оды года, а именно: от 22 сен­тября по 20 декабря и от 14 января до недели сырной. Термин «поли­е­лей» изве­стен Иеру­са­лим­скому кано­нарю VII в.»
Киприан Керн. Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия

Источник

Значение полиелейной службы, схема и порядок последования

В православных календарях, помимо основных праздников, довольно много «красных» дней, посвященных каким-либо важным христианским событиям. В эти дни проходит особый вид службы, называемый полиелейной. Но не все прихожане разбираются в тонкостях церковных таинств, поэтому не понимают отличия разных видов богослужений. Понять это поможет знакомство с сутью полиелея и порядком проведения.

Понятие полиелейной службы

Слово «полиелей» ведет свое начало с греческого языка. Первая часть слова «поли» означает «много, многие», вторая часть «елеос» – «милость». Таким образом, в переводе на русский язык «полиелей» значит «многомилостив».

Некоторые переводят это слово, как многомаслие. Путаница происходит из-за идентичного звучания двух греческих слов «елеос» и «елей». Способствует этому и использование масла во время помазания лба прихожан.

Полиелейное богослужение проводят во время Средних или Малых церковных праздников, заменив им Всенощное бдение. Последование этих двух служб значительно отличается друг от друга. Одно из основных отличий – полиелейное богослужение предусматривает раздельное проведение утрени и вечерни.

В православных храмах полиелейное богослужение часто проходит по субботам, за исключением определенных периодов, когда полиелей не проводят: начиная от празднования Пасхи до Воздвижения, в предрождественские и рождественские дни (со 2 января по 27 января). Прекращают петь полиелейные псалмы за неделю до начала и во время всего Великого поста. Если же на неделю до и после Пасхи приходятся какие-то большие праздники (Благовещение, праздник самого храма), то разрешается в эти дни совершать полиелей.

Как проводится: схема и порядок

Согласно церковному уставу, полиелейная служба начинается с чтения 9 часа, посвященного смерти Иисуса Христа. Малую вечерню не проводят. По окончании чтения 9 часа наступает черед Вечерни.

Что значит утреня с полиелеем. Смотреть фото Что значит утреня с полиелеем. Смотреть картинку Что значит утреня с полиелеем. Картинка про Что значит утреня с полиелеем. Фото Что значит утреня с полиелеем

В храме зажигаются все светильники, лампады, открываются Царские врата. Священник выходит на середину храма, остановившись перед иконой праздника. Алтарник раздает священнослужителям зажженные свечи.

Хор поет псалмы, после чего следует чтение «Блаженного мужа», малой ектении. Затем начинается каждение:

Заканчивается каждение окуриванием икон Спасителя, Божией Матери, праздничной иконы, самого священника. Начинается чтение прокимена и Евангелия. Читается тропарь, посвященный тому святому, чей праздник празднуется.

Прихожане прикладываются к праздничной иконе, а священнослужитель совершает помазание елеем, чертя знак креста на лбу прикладывающихся к иконе. Благодаря обряду помазания исцеляются болезни, очищается душа, становится радостно, спокойно.

Что значит утреня с полиелеем. Смотреть фото Что значит утреня с полиелеем. Смотреть картинку Что значит утреня с полиелеем. Картинка про Что значит утреня с полиелеем. Фото Что значит утреня с полиелеем

После пения тропарей следует возглас диакона «Премудрость».

Оканчивается вечерня с полиелеем песнопениями хора «Утверди, Боже…».

За вечерней следует еще два богослужения – Малое Повечери, Полуношница, проходящая ночью.

На утро служат Полиелейную Утреню. Она, в отличие от обычной утрени, начинается не с исполнения Шестипсалмия, а с чтения 19 и 20 псалмов, сопровождающегося полным каждением алтаря и всего храма.

Дальнейший порядок последования полиелейной утрени выглядит следующим образом:

Последующая схема богослужения не отличается от обычной утрени. Заканчивается оно так же, как и Всенощное бдение.

Присутствуя на богослужении, любой из прихожан может принять участие в пении псалмов, молитв. Для этого нужно иметь при себе соответствующие книги. Впервые пришедшие в храм для начала могут просто понаблюдать за прохождением службы, вслушиваясь в слова священнослужителей и запоминая действия молящихся. После службы можно поговорить со священником или прихожанами, уточнив непонятные моменты.

Источник

О православном богослужении. Утреня.

Соответственно различию праздников, которые бывают великие, средние и малые, утреня бывает более или менее торжественная. Праздничная утреня включает в себя полиелей и на ней поется великое славословие, она именуется «полиелейной». Бывает утреня без полиелея, но с пением великого славословия. Такая утреня называется «славословной». И, наконец, повседневная утреня бывает без полиелея и без великого славословия. На всенощном бдении служится полиелейная утреня, которая соединяется с вечерней.

Двупсалмие

Шестопсалмие

Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения.

Великая ектения, «Бог Господь» или «Аллилуия»

Тропари

Кафизмы

Затем на утрени положено чтение кафизм. Кафизмы читаются также на вечерне и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.

На праздничной утрени (полиелей, чтение Евангелия)

Полиелей

На воскресной утрени полиелей поется от отдания Воздвижения до недели Сыропустной, кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни года полиелей на воскресной утрени поется только если случится праздник Господский, Богородицы или великого святого, которому положено служить полиелейную утреню.

Завершаются «Непорочны» исполняемыми на тот же глас тропарями: «Ангельский собор удивися. » Если положено петь полиелей, но нет величания празднику или святому, то эти тропари поются сразу же после полиелейных псалмов. Тропари «Ангельский собор» поются во все воскресные дни, кроме Фомина воскресенья и если на воскресенье не придется Господский праздник. Эти тропари также поются в Лазареву субботу и в Великую субботу.

Величание и псалом избранный

Особенность воскресной службы. На воскресной утрени к избранному псалму присоединяются тропари «Ангельский собор удивися. «

Ипакои, седальны, степенны антифоны

За седальнами поются степенны антифоны. Называются они так по той причине, что составлены из тех псалмов Давидовых, которые имеют надписание «песнь степеней» и говорят о стремлении человека к восхождению от земного к небесному, как бы по ступеням. В воскресные дни поются антифоны гласа. А в другие праздничные дни поется 1-й антифон 4-го гласа («От юности моея мнози борют мя страсти. «)

Прокимен и Евангелие

50-й псалом

На вседневной или славословной Утрене сразу после кафизм, а на полиелейной Утрене после чтения Евангелия или после пения «Воскресение Христово видевше. » (если поется это молитвословие), читается 50-й псалом.

Кан&#243н

Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.

Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»).

Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.

После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). Если положены кондаки нескольким святым или событиям, каноны которым соединяются, то кондак главному событию читается после 6-й песни, а остальные кондаки читаются после 3-й песни перед седальнами.

После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом.

После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» с припевом «Честнейшую Херувим. «. В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.

После 9-й песни канона после малой ектении поются или читаются

Свет&#250льны (эксапостил&#225рии)

Хвалитные псалмы и стихиры

Великое славословие

После хвалитных псалмов и стихир следует Великое славословие, которое поется или читается. Когда Великое славословие поется, то его предваряет возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». А если славословие читается, то чтец читает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и далее читает Великое славословие, которое несколько отличается по тексту от варианта, который положено петь. За некоторым исключением (дни Великого поста, Пасхальная служба), на всех праздничных службах Великое славословие всегда поется. Славословие это составлено из выражений Ветхого и Нового Завета, сложено оно еще в первые христианские времена.

Затем, если Великое славословие пелось, то за после него сразу положено петь тропарь праздника, а далее следуют две ектении (сугубая и просительная) и полный отпуст. После этого читается 1-й час с малым отпустом.

Если Великое славословие читалось, то после него произносится просительная ектения. Затем поются стихиры на стиховне, после которых читается молитва «Благо есть исповедатися Господеви. «, Трисвятое по Отче наш и тропарь праздника. Затем ектения (в Великий пост она заменяется на чтение 40 раз «Господи, помилуй»). И далее читается 1-й час, который завершается полным отпустом.

Отпуст

Код для блогов / сайтов

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Источник

2.1.3. Утреня с полиелеем в составе всенощного бдения

Вседневная (будничная) утреня.

Краткие схемы полиелейной и вседневной утрени см. в Приложении 2.

Утреня в составе всенощного бдения начинается без возгласа, с ангельского славословия «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2, 14), молитвы «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою» и шестопсалмия. Свой возглас «Слава Святей» утреня в этом случае «отдает» великой вечерне, и всенощное бдение предстает перед нами как единая, цельная служба[59].

Если же утреня служится отдельно, то у нее обязательно будет своего рода «заставка» – двупсалмие, которое начинается с возгласа «Благословен Бог». После двупсалмия звучит возглас утрени «Слава Святей», и тогда уже начинается чтение Шестопсалмия[60].

Шестопсалмие состоит из псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Во время Шестопсалмия в храме тушатся светильники, чтобы мы могли со вниманием, не развлекаясь ничем внешним, слушать чтение. Темнота в храме напоминает ночь Рождества Христова. Шестопсалмие – это как бы разговор человека с самим собой в тот момент, когда он услышал о приходе Спасителя в мир. Церковь придает шестопсалмию особое значение, по Уставу его должен читать настоятель. В это время нельзя сидеть или выходить из храма[61].

Шестопсалмие разделяется на две части. По прочтении первых трех псалмов, иерей в одной епитрахили и с откровенною главою выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и тихо читает по служебнику 12 утренних молитв, в которых приносит Господу благодарение за дарование нам дневного света и испрашивает себе и своей пастве различных духовных благ[62].

Следующая часть утрени – великая ектенья.

Затем произносится «Бог Господь» со стихами: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» (Пс. 117:26–27). «Явися» – это глагол в прошедшем времени. Бог Господь пришел на землю, явился нам, и мы встречаем Его теми же словами, которые произносил народ при торжественном входе Его в Иерусалим (Мф. 23:39)[63]. «Бог Господь…» поется четыре раза.

Стихи на «Бог Господь» взяты из того же, 117 псалма. Это один из самых радостных псалмов. В ветхозаветной Церкви он предназначался для пения в какой-то большой праздник, по случаю явлению израильскому народу великой милости Божией, спасения от смерти и уничтожения. В нем содержится пророчество о Спасителе мира (стих о камне, который отвергли строители, но который стал «во главу угла», см. притчу о злых виноградарях в Мф. 21:33–42). Подбором стихов 117 псалма нам дается «живое предощущение спасения»[64]. Таким образом, «Бог Господь», как и ангельское славословие «Слава в вышних Богу», очень ясно отражает литургическую тему утрени – явление Мессии, пришествие на землю Сына Божия.

После «Бог Господь» поются тропари. Именно в этом месте утрени мы слышим тропарь праздника или один из воскресных тропарей (их восемь, по числу гласов).

Далее читаются кафизмы. На утрене воскресного Всенощного бдения звучат 2-я и 3-я кафизмы (напомним, что чтение Псалтири начинается с воскресенья, первого дня церковной седмицы, и 1-я кафизма «Блажен муж» читалась на великой вечерне воскресного Всенощного бдения). На будничной (вседневной) утрене читается две или три рядовые кафизмы.

После каждой кафизмы на Всенощном бдении произносятся малая ектенья и седален. На вседневной утрене, если это не суббота, малая ектенья после каждой кафизмы не произносится.

Далее начинается самая торжественная часть праздничной утрени – ПОЛИЕЛЕЙ. Он совершается при открытых царских вратах и зажженных светильниках.

Первая часть полиелея – это пение полиелейных псалмов, 134-го и 135-го. Слово «полиелей» в 17 главе Типикона переведено как «многомилостиво». Это название, очевидно, связано с тем, что в 135 псалме часто повторяются слова «яко век милость Его», многократно прославляется милость Божия. В настоящее время полиелейные псалмы редко поются полностью. Большей частью звучат всего четыре стиха:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа, (трижды). Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа (трижды). Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды). Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды).

Вторая часть полиелея – величание[65] с избранными стихами псалмов. Оно поется по случаю праздника Господского, Богородичного или святых. Во время величания совершается каждение храма. На воскресном всенощном бдении величания может и не быть, оно поется только в том случае, если на воскресенье придется праздник, в который положено служить всенощное бдение или утреню с полиелеем.

Далее поются тропари по непорочнах «Ангельский собор». Сами тропари нам хорошо знакомы: «Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася…»[66] Но название их требует пояснения. «Непорочны» – это 17 кафизма, 118 псалом, начинающийся словами: «Блаженны непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». По мысли Типикона, 17 кафизма должна звучать в воскресенье большую часть года. Но в реальности мы ее слышим на службах только несколько раз, например, на утрене Великой Субботы, когда совершается крестный ход с Плащаницей (чин погребения), на заупокойном богослужении и некоторых других службах. «Непорочны» практически вышли из употребления, а тропари, которые должны петься после них, «тропари по непорочнах», остались.

Тропари «Ангельский собор» являются принадлежностью воскресной службы. Их пение в воскресенье отменяется только в том случае, если отменяется вообще вся воскресная служба (по случаю Господского праздника, в Неделю Пасхи и Антипасхи [Фомину Неделю]). Эти тропари никогда не поются в будни, по субботам звучат всего два раза в год – в Лазареву и Великую субботы[67].

Потом звучат малая ектенья и седален по полиелее (после полиелея, т. е. после полиелейных псалмов). В воскресенье после малой ектении поется особое короткое песнопение ипакои. Название это происходит от греческого слова, означающего «повиновение», «внимательное слушание». Ипакои предписывается петь вместо седальна – песнопения, во время которого разрешается сидеть. Поэтому под ипакои нужно понимать такой седален, который требует более внимательного слушания, чем обычный, и который, поэтому, нужно слушать стоя, не послабляя телу, чтобы и дух не ослабел во внимании[68]. Ипакои находятся в Октоихе, по гласу.

Далее поются антифоны степенны. Антифоны – это песнопения, которые положено петь попеременно двум хорам, правому и левому клиросу. Слово «степенны» говорит о связи антифонов с 15-ю псалмами 18-й кафизмы (119–133). Псалмы эти названы «Песнь степеней», т. к. считается, что в древности два хора иудеев пели их на ступенях Иерусалимского храма (степень – это ступень). Наиболее известен 1-й антифон 4-го гласа «От юности моея мнози борют мя страсти…» Тексты антифонов находятся в Октоихе. Их, как и гласов, восемь вариантов. Назначение степенных антифонов – возвысить ум молящихся для восприятия слова Божия – Евангелия.

За антифонами следуют молитвословия, которые обычно произносятся перед чтением Евангелия и готовят верующих к внимательному его слушанию. В числе их прокимен и «Всякое дыхание да хвалит Господа». Воскресных прокимнов восемь, по числу гласов. Они, как и другие песнопения гласа, меняются каждую седмицу. Молитвословие «Всякое дыхание да хвалит Господа» произносится подобно прокимну (диаконом и хором), но является общим для всех гласов.

Чтение Евангелия на воскресной утрене связано с так называемым Евангельским столпом. В нем содержится не 8, как в системе гласов, а 11 вариантов текстов, так что один и тот же евангельский отрывок на воскресной утрене будет читаться 1 раз в 11 седмиц. Ряд этих утренних воскресных Евангелий начинается в Неделю всех святых (следующее воскресенье после праздника Святой Троицы). Исключением являются воскресные дни периода Цветной Триоди: в это время читают те же воскресные Евангелия, но в другом порядке. Евангельский столп помещен в Октоихе. Если его нет под рукой, то можно воспользоваться обычным православным календарем. В нем для каждого воскресного дня указано, какое именно Евангелие из 11-ти будет читаться на утрене.

На воскресном всенощном бдении всегда читаются Евангелия воскресные, кроме случаев, когда с воскресным днем совпадает двунадесятый праздник, Господский или Богородичный. В этом случае читается Евангелие праздника.

С воскресным Евангелием связаны еще три текста утрени: ексапостиларий, богородичен и евангельская стихира. Подробнее о них будет сказано ниже.

На воскресном всенощном бдении после чтения Евангелия поется торжественное песнопение «Воскресение Христово видевше», прославляющее воскресшего Господа. Эта песнь, как и «Ангельский собор», является принадлежностью воскресной службы. Она поется также на бдении Воздвижения Креста Господня и Вознесения Господня. На всех воскресных Всенощных бдениях от Пасхи до Вознесения это песнопение поется трижды. После окончания пения Евангелие полагается посередине храма на аналое.

После этого песнопения читается 50-й псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Если служится будничная утреня, и полиелея, как праздничной части, нет, то этот псалом читается после кафизм и седальна. Он является неизменяемой частью утрени. В праздники 50-й псалом оказывается «внутри» полиелея, но не отменяется.

После 50-го псалма в воскресные дни поется: «Слава; Молитвами апостолов; И ныне; Молитвами Богородицы; Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» И затем общая для всех гласов воскресная стихира по 50-м псалме: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный, и велию милость».

Молитвой диакона «Спаси, Боже, люди Твоя» (той, что читалась на литии), 12-кратным «Господи, помилуй» и возгласом иерея «Милостию и щедротам…» полиелей заканчивается.

После этого положено чтение канонов. При изучении темы «Богослужебные тексты» говорилось, что канон является важнейшей частью любой утрени. Рассматривали мы и структуру канона. Теперь осталось сказать только о правилах чтения канонов на утрене.

На воскресном всенощном бдении обычно читают четыре канона: воскресный, крестовоскресный, богородичный (все три печатаются в Октоихе) и канон святому данного дня из Минеи. Эти каноны соединяются в один по определенным правилам. На бдениях двунадесятых праздников и бдениях великих святых бывает по два канона, а иногда только один канон данному празднику или святому.

На вседневной утрене читаются три канона, из Октоиха и Минеи (святому дня). Для понедельника в Октоихе указаны каноны покаянный и Бесплотным Силам, для вторника – покаянный и Иоанну Крестителю, для среды и пятницы – Кресту и Матери Божией, для четверга – св. Апостолам и свт. Николаю. В субботу одним из канонов утрени почти всегда является канон престольному празднику храма. В 11-й главе Типикона «О канонех на утрене всея седмицы» указывается, как именно соединяются каноны Октоиха с канонами Минеи.

Чтение канона на утрене разделено на три части. После 3-й, 6-й и 9-й песен звучат малая ектенья и короткие песнопения. После 3-й песни канона произносятся седальны. По 6-й песне всегда бывает кондак и икос. По 9-й песне – ексапостиларий или светилен. При соединении двух праздников в один, кондак более значительного празднества поется после 6-й песни, а кондак менее значительного празднества переносится на другое место – его читают после 3-й песни, перед седальном[69].

Каждую песнь канона на Всенощном бдении или праздничной утрене положено завершать катавасией. Слово это происходит от греческого глагола, означающего «схожу вниз». Катавасия – это песнопение, для совместного исполнения которого певцы обоих хоров (ликов) должны были сходить с клиросов вниз. Катавасия представляет собой набор из 8-ми ирмосов какого-либо канона. Например, от Введения во храм Пресвятой Богородицы до отдания Рождества Христова поется катавасия «Христос раждается, славите». Это ирмосы рождественского канона. Еще одна хорошо известная катавасия – это «Воскресения день», ирмосы пасхального канона. Она поется от Пасхи до ее отдания. В другие периоды года поются другие катавасии. Чаще всего звучит катавасия «Отверзу уста моя»[70]. Она поется, когда нет ни предпразднества, ни попразднества какого-либо двунадесятого праздника. Подробные сведения о пении катавасий находятся в 19-й главе Типикона.

На вседневной утрене катавасия не поется. Вместо нее после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песен звучит покрывающий ирмос – ирмос соответствующей песни последнего из читавшихся канонов.

После 8-й песни канона, перед катавасией, поется: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще Его во вся веки». Диакон или иерей, если диакона нет, во время 8-ой песни канона совершает каждение всего алтаря, затем, при пении катавасии 8-ой песни, выходит северными дверями из алтаря, кадит иконостас и, остановившись перед иконой Богоматери, после окончания катавасии возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим». Лик начинает петь 9-ю библейскую песнь «Величит душа Моя Господа…» с припевом «Честнейшую Херувим…» и совершается каждение всего храма.

Припев «Честнейшую» – это ирмос 9-й песни трипеснца Великой Пятницы «К тебе утреннюю». Составителем этого трипеснца является преп. Косьма Маиумский (700–760 гг.)[71]. Он использовал для этой песни слова преп. Ефрема Сирина о Богоматери: «Честнейшая херувим и без сравнения всех небесных воинств». По преданию, эта песнь составлена в самый день Великой Пятницы. Известно, что Матерь Божия явившись ко св. Косьме, сказала ему с веселым лицом: «Приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бываю к ним, когда поют они сию новую песнь твою». Есть свидетельства о неоднократных явлениях Матери Божией, благословляющей петь эту песнь[72].

Песнопение, в Уставе условно называемое «Честнейшую» положено петь не всегда. В Типиконе есть особая глава (20-я), которая так и называется: «О еже когда поется Честнейшую и когда не поется». Например, «Честнейшую» не поется от Лазаревой субботы (субботы перед Входом Господним в Иерусалим) до Недели Апостола Фомы (первое воскресенье после Пасхи), во все воскресные дни Цветной Триоди до отдания Пасхи, во все великие Господские праздники, во все великие Богородичные праздники, если они не приходятся на воскресенье и в др. дни.

В этих случаях вместо «Честнейшую» поются особые припевы к ирмосу 9-й песни и ко всем тропарям этой песни, или просто ирмос 9-й песни без всяких припевов. Все это обычно указывается в богослужебных книгах Минеях и Триодях.

После малой ектении на воскресном всенощном бдении диакон возглашает: «Свят Господь Бог наш». Эти слова мы слышим также на утренях Лазаревой и Великой Суббот, во многом сходных с воскресной утреней.

Далее на воскресном всенощном бдении звучат воскресные ексапостиларий и богородичен. Воскресных ексапостилариев и богородичнов 11, они связаны с утренними воскресными Евангелиями, содержание их представляет собою как бы краткое изложение каждого из этих Евангелий. Например, если на утрене читалось 1-е Евангелие столпа (Мф. 28. 16–19), то в соответствующем ему эксапостиларии будет говориться: «Со ученики взыдем на гору Галилейскую, верою Христа видети глаголюща, власть приятии вышних и нижних, научимся: како учит крещати, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, языки вся, и пребывати с таинники, якоже обещася, до скончания века». Наличие на утрене после чтения воскресного Евангелия нескольких разъясняющих его текстов призвано еще и еще раз напомнить молящимся о содержании недавно прозвучавшего Слова Божия.

На вседневной утрене после 9-й песни обычно поется «Достойно есть», после чего уже следует малая ектенья и светилен.

После пения ексапостилария, или светильна, поются хвалитные псалмы: Псалом 148 «Хвалите Господа с небес», Псалом 149 «Воспойте Господеви песнь нову» и Псалом 150 «Хвалите Бога во святых Его».

В праздничном варианте утрени эти псалмы называются «Всякое дыхание», поскольку их начинают петь со слов «Всякое дыхание да хвалит Господа». С них начинается так называемое праздничное окончание утрени. Хвалитные псалмы поются таким образом: «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его, тебе подобает песнь Богу». «Всякое дыхание» поется тогда, когда на утрене положено петь «Великое славословие». На будничной утрене хвалитные псалмы начинаются со слов «Хвалите Господа с небес».

Далее следуют стихиры «на хвалитех». На Славу: поется Евангельская стихира. Это еще один текст, связанный с воскресным Евангелием. Евангельских стихир, как и воскресных ексапостилариев – 11. Они помещаются в Октоихе после ексапостилариев. При совпадении Богородичного двунадесятого праздника с воскресеньем, в период пения Постной и Цветной Триодей и еще в некоторых случаях Евангельскую стихиру положено петь после отпуста утрени, перед чтением первого часа.

На «И ныне»: на воскресном всенощном бдении поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево».

По окончании пения хвалитных стихир настоятель возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и лик поет Великое славословие, начинающееся словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Содержание этого песнопения – общее прославление Бога за все Его благодеяния. Такие чувства, по словам проф. Скабаллановича, вызваны «наступающим в этот момент всенощного бдения первым проблеском утренней зари». Если «пришедше на запад солнца и видевше свет вечерний»[73], мы изливаем свои чувства в торжественном гимне «Свете Тихий», то вид рождающегося из тьмы ночной утреннего света должен настраивать нас еще выше, «к созерцанию Бога как несозданного Света («во свете Твоем узрим свет»)». Этот утренний гимн гораздо длиннее и полнее вечернего и начинается прямым благодарением Бога. Он весь состоит из выражений Священного Писания, причем взяты самые сильные. Оно начинается и заканчивается ангельскими славословиями («Слава в вышних Богу» и «Трисвятое»)[74]. «Слава в вышних Богу» принадлежит к числу древнейших песнопений, нем упоминается уже в Постановлениях Апостольских. Великое славословие поется на воскресной и праздничной утрене. На будничной утрене читается вседневное славословие, несколько отличающееся от Великого славословия.

По окончании Великого славословия и Трисвятого, на воскресном всенощном бдении поется воскресный тропарь. Это не тот тропарь, который пелся на «Бог Господь». То был один из восьми воскресных тропарей, тропарь определенного гласа. А тропарей, которые поются по Великом славословии, всего два: один для нечетных гласов Октоиха, то есть 1, 3, 5 и 7: «Днесь спасение миру бысть»; другой – для четных гласов 2, 4, 6 и 8: «Воскрес из гроба». На бдениях двунадесятых праздников после Великого славословия поется тропарь праздника, на бдениях великих святых – тропарь святому.

Великое славословие – один из важнейших моментов утрени. В Неделю 3-ю Великого поста и на праздник Воздвижения после Великого славословия и Трисвятого поется тропарь Креста «Спаси, Господи, люди Твоя» и совершается поклонение Кресту. В Великую Субботу в этот момент начинается крестный ход с Плащаницей.

После Великого славословия и тропаря звучат сугубая и просительная ектении. Затем иерей произносит «Мир всем» и читает тайно молитву главопреклонения (отличную от той, какая читалась на вечерне). Затем следуют возгласы и молитвословия, которые всегда предшествуют отпусту и сам великий отпуст, после которого начинают читать первый час.

Вседневная утреня заканчивается по-другому. На ней после вседневного славословия произносится просительная ектенья и поются стихиры на стиховне, потом «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое, «Отче наш» и тропарь святому, из Минеи. Затем произносится сугубая ектенья. Как и на вечерне, она поменяла свое место. Далее звучат обычные молитвословия перед окончанием службы и после этого, без отпуста утрени, читается сразу первый час, в конце которого произносится великий отпуст.

Рассматривая последование воскресной утрени нельзя не сказать и о положенных на ней назидательных чтениях. Они должны звучать после седальна каждой кафизмы, после тропарей «Ангельский собор», после 3-й и 6-й песен канона и перед 1-м часом. Устав предписывает читать толкования на Новый Завет свт. Иоанна Златоуста или блаж. Феофилакта, сочинения св. Ефрема Сирина, «Лествицу», «Лавсаик», житие празднуемого святого и др. Сейчас назидательные чтения практически вышли из употребления. Отголосок этой традиции можно увидеть в четверг Великого поста («Мариино стояние»), когда на утрене читается житие прп. Марии Египетской.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *