Что значит условная франшиза
Франшиза в страховании
Какие существуют виды франшизы в страховании?
Франшиза в страховании бывает условной и безусловной.
Условная льгота предусматривает страховую невыплату, если убыток по случаю не выходит за рамки установленной франшизы. И наоборот: если выплата превышает франшизу, то сумма убытка подлежит полному возмещению.
Вариант 1. Страховой случай произошел на сумму 900 руб. Страховщик не несет никаких выплат, так как сумма убытка меньше франшизы.
Вариант 2. Убыток по случаю составил 9000 руб. Страховая компания выплачивает его в полном объеме, так как убыток больше франшизы.
Вариант 1. Убыток по случаю составил 800 руб. Страховщик не несет выплат, так как убыток меньше оговоренной франшизы.
Размер страховой суммы в зависимости от вида франшизы, заключенной на сумму 1000 руб. на примере можно показать и в таблице
(30% от суммы убытка)
Плюсы франшизы в страховании
Франшиза в договоре страхования бывает нескольких видов:
Страховая франшиза привносит дополнительные условия в соглашение, которые помогут ему стать более привлекательным клиенту и страховой компании. Если вы разберетесь в ее расчете, то сможете сделать страховые выплаты наиболее выгодными для себя, снизив сумму затрат по выплате страховки.
Франшиза в автостраховании: выгодно или есть подвох?
При оформлении полиса КАСКО в страховых компаниях автовладельцу иногда предлагают сэкономить и рассмотреть вариант страховки с франшизой. Многих это ставит в тупик. Как? Страховщики идут на уменьшение своей прибыли? Наверное, в чем-то подвох. Считали и разбирались вместе с экспертами.
Франшиза на подъеме
Франшиза — часть страховой суммы, которую автовладелец оплачивает при возможном ущербе за свой счет. Размер франшизы определяется при заключении договора со страховой компанией. Схема работает так: если убыток ниже размера франшизы, ремонт оплачивает автовладелец из личных средств. Если убыток выше, оставшуюся часть компенсирует страховщик.
Франшиза в автостраховании была законодательно определена 21 января 2014 года — при вступлении в силу поправок в ФЗ № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Хотя этот финансовый инструмент появился в стране давно.
Как разъясняет Александр Михайлов, старший вице-президент автофинансовой компании «Европлан»: «Франшиза появилась на рынке больше десяти лет назад, но широкое распространение получила в последние три года. Трудно было объяснить и продавцам, и клиентам выгоды страхования с франшизой, наладить взаимодействие со СТОА при урегулировании франшизных убытков. Но когда люди „распробовали“, популярность франшизы стала расти очень быстро».
Рост интереса к экономному КАСКО произошел в то время, когда Россию «накрыл» очередной финансовый кризис, и стоимость страховых полисов, увеличилась.
«Из-за падения курса рубля выросла стоимость запчастей, а вслед за этим и тарифы на страхование. Только с начала 2015 года полисы КАСКО подорожали, в среднем, на 10%-30%, в зависимости от марки и модели автомобиля, превратившись для многих в непозволительную роскошь. Как результат — продажи полисов рухнули более чем на 30%», — рассказывает начальник управления андеррайтинга автострахования АО «СОГАЗ» Юрий Стрекалов
Экономический кризис, «ударивший» по доходам, заставил автовладельцев пересмотреть отношение к КАСКО. Одни решили, на свой страх и риск, ограничиться полисами ОСАГО, другие же заинтересовались новым предложение страховых компаний. Изменили взгляд на страхование автомобилей и банки, предоставляющие автокредиты. По мнению Юрия Стрекалова «ранее они редко соглашались на страхование с франшизой. Ведь если автовладелец не сможет покрыть за свой счет даже небольшой ущерб автомобилю, это отразится на рыночной стоимости предмета залога». Ситуация изменилась, и «банки, потерявшие заметную часть прибыли от продаж полисов, тоже стали лояльнее относится к продуктам с франшизой».
Еще об одной причине, по которой страховые компании активно предлагают клиентам заключение договора КАСКО с франшизой, говорит Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование»: «Макроэкономическая ситуация изменила поведение людей. В условиях неопределенности они стремятся обновить автомобили за счет страховых компаний. В результате этого увеличилась частота заявлений о повреждениях».
Эксперимент: КАСКО с франшизой и без
Чтобы проверить выгоду франшизы, мы решили «застраховать» гипотетический подержанный седан, и позвонили в пару страховых компаний: «Ингосстрах» и «INTOUCH». Попросили сделать предварительный расчет стоимости полиса КАСКО — с франшизой и без нее. Результат: в компании «Ингосстрах» полная страховка стоит почти 49 тыс. руб. в первом случае и почти 37 тыс. руб. — во втором. Сумма франшины — 10 тыс. руб., оплачивать ее необходимо второго страхового случая. Первый раз компания починит повреждения на автомобиле полностью за свой счет.
В «INTOUCH» клиенту предлагается выбрать порог, выше которого компания оплачивает авторемонт за счет своих средств: 10, 20, 30 и 50 тыс. руб. Действует франшиза с первого обращения по страховому случаю. Стоимость полиса КАСКО в нашем случае составила: с франшизой- 25 тыс. руб., без нее — 48 тыс. руб.
Сэкономить на аккуратных
Выгода для клиента, на первый взгляд, налицо. Ведь разница в стоимости полиса, в разных страховых компаниях в нашем случае составила 12 и 13 тыс. руб. В чем же выгода для страховых?
Илья Афанасьев, управляющий партнер, юрист компании «Антистраховщик» уверен, что «самая главная причина, по которой страхователям предлагают франшизу, — снижение риска обращений к страховщику с малозначительными убытками, такими, как повреждения стекол, мелкие царапины на бамперах и потертости на кузовных элементах».
И это так: ведь владельцы полиса КАСКО (без франшизы) несколько раз в год могли обращаться в страховую компанию, чтобы, к примеру, покрасить бампер, на котором были потертости. А вот с более дешевым полисом КАСКО (с франшизой), автовладелец подумает-подумает и решит, что можно ездить и с поцарапанным бампером. Ведь стоимость его ремонта, скорее всего, ниже обозначенной в договоре суммы франшины. Отсюда вывод: страховая компания несет меньшие убытки на восстановление автомобиля своего клиента. А он, в свою очередь, старается ездить аккуратнее.
Кому выгодна франшиза
Оформлять полис КАСКО по сниженной стоимости, благодаря франшизе, выгодно опытным и аккуратным водителям, которые демонстрируют безаварийную езду. Александр Михайлов считает, что это решение подходит и «владельцам не новых машин, готовым, в случае чего, починить ее не у официального дилера. То есть людям, заявляющим, в среднем, менее одного страхового случая».
Кому невыгодна франшиза
Их много: неопытные водители, так называемые «подснежники» — те, кто садятся за руль исключительно в бесснежное время года, лихачи. Есть и еще одна категория автомобилистов, которым не стоит соглашаться на франшизу при автостраховании. Об этом говорит Александр Цыганов, заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор: «Есть интересный пример со страховой статистикой, которую проанализировали в отношении водителей-молодых мам. Оказалось, что для этих категорий водителей существенно растет убыточность из-за незначительных аварий, связанных с обращением внимания на ребенка, сидящего на заднем сидении, и отвлечением от дорожной ситуации».
Какую франшизу выбрать
Кроме безусловной франшизы существуют и другие виды: условная, франшиза со второго случая, льготная и временная.
Условная франшиза не «прижилась» среди российских автостраховщиков.
Разъясняет Александр Михайлов: «Условная франшиза в автостраховании — утопия. Рассмотрим жизненную ситуацию: у клиента автомобиль с условной франшизой 15 тыс. руб., т. е. при наступлении страхового случая с убытком меньше 15 тыс. платит клиент, если больше — страховая компания, причем всю сумму. Например, клиент поцарапал бампер, покраска которого стоит 10 тыс. руб. Каковы его действия? Идеально честный клиент сам оплатит ремонт. Неблагонадежный клиент, скорее всего, намеренно добавит немного повреждений (например, дополнительно задев забор), чтобы бампер пришлось менять полностью. Для мошенника это прямая экономия 10 тыс. руб., для страховой компании — убыток примерно на 50 тыс. руб. Если же в любом случае вычитать 15 тыс. руб. из каждого страхового случая при безусловной франшизе, такого соблазна у клиента не возникнет».
Франшиза со второго случая, она и предлагалась нам во время звонка в компанию «Ингосстрах», предполагает, что ущерб при первом страховом случае полностью возмещает страховщик, а франшиза начинает действовать со второго случая и далее.
Льготная франшиза в автостраховании устанавливается только в том случае, если автовладелец является виновником ДТП. Если авария произошла по вине другого водителя, страховая компания полностью возмещает ему ущерб.
Временная франшиза основана на том, что страховая компания возмещает ущерб только в определенное время — к примеру, в будни. Если страховой случай произошел в выходной день, клиент самостоятельно оплачивает ремонт автомобиля.
На деле страховые компании в основном предлагают безусловную франшизу, иногда продавая франшизу со второго случая.
Илья Афанасьев объясняет это так: «Безусловная франшиза гораздо выгоднее страховщику, чем клиенту. Прикрываются страховщики тем, что франшиза дает страхователю скидку при покупке полиса».
Будет ли расти франшиза
Минувший год наглядно показал, как на фоне нестабильной экономической ситуации быстро подскочила стоимость страхования автомобиля. И тут же автовладельцам стали предлагать «спасительный круг» — франшизу, как способ удешевления полиса КАСКО. Так ли будет всегда? Или ее стоимость тоже вырастет? Это разъясняет Александр Цыганов: «Франшиза обычно формируется в процентах от стоимости полиса. И если цена на него будет расти, будет расти и франшиза — это в абсолютных цифрах. Если франшиза условно привязывается к стоимости ремонта, как цена покраски 1-2-3 простых деталей, то ее размер объективно будет расти с ней».
Воспользоваться франшизой при автостраховании или нет — вопрос непростой. Разумеется, основным фактором при принятии положительного решения будет стоимость полиса КАСКО. Но если она окажется подходящей, не спешите сразу страховать машину — почитайте отзывы о страховой компании. А вдруг она просто продает полисы и вовсе не горит желанием возмещать вам ущерб? И чтобы добиться возмещения, придется не раз спорить и отстаивать свои права. И, конечно же, честно признайтесь себе, насколько вы аккуратный водитель. Есть ли доступ к управлению у членов семьи? Будут ли они внимательны за рулем? Если положительных ответов больше, чем отрицательных, тогда с франшизой вы сможете сэкономить на полисе КАСКО. Безаварийной вам езды/
Франшиза при страховании
Франшиза (фр. franchise – льгота) при страховании – это часть ущерба, не выплачиваемая страховой компанией при наступлении страхового случая. Наличие франшизы и ее размер должны быть предусмотрены в договоре страхования. Франшиза может быть выражена как доля в процентах от страховой суммы либо убытка или как абсолютная величина в денежном выражении.
Различают несколько видов франшиз.
При условной франшизе страховое возмещение не выплачивается, если размер ущерба не превышает установленный договором размер франшизы. В случае превышения данной величины страховое возмещение выплачивается в полном объеме.
Безусловная франшиза во всех случаях предусматривает вычет установленного договором размера франшизы из суммы страхового возмещения.
При временной франшизе принимается во внимание срок действия оговоренного обстоятельства. В случае его окончания страхователь имеет право на полную страховую выплату. Выплата не производится, если страховой случай происходит раньше указанного срока. Если тип временной франшизы (условная или безусловная) не определен, она считается условной.
Высокая франшиза (от 100 тыс. долларов) предусмотрена для крупных договоров имущественного страхования. Суть высокой франшизы состоит в том, что сначала страховщик возмещает убыток сразу в полном объеме, а после восстановления имущества он получает от страхователя компенсацию в размере франшизы.
Динамическая франшиза – это вид франшизы, при котором сумма ущерба, не подлежащего возмещению страховщиком, изменяется. Структура динамической франшизы отличается в разных компаниях.
Наличие франшизы удешевляет стоимость полиса, но в большинстве случаев стоит быть готовым к тратам собственных средств при наступлении страхового события.
Что такое франшиза в автостраховании и как она работает
Тонкости страхового полиса
Льгота по-французски
Что же такое франшиза? С французского это слово переводится как «льгота». Если совсем по-простому – это сумма, которую не будет покрывать страховая компания при возникновении страхового случая. Это прописано в законодательстве, которое регулирует деятельность страховых компаний.
Наличие франшизы в договоре предусматривает, что часть убытков владелец полиса будет покрывать самостоятельно.
На первый взгляд франшиза выгодна только страховщику – он избавляется от необходимости выплачивать совсем уж мелкие суммы убытков, которые для компании превращаются в большие затраты: страховой случай надо оформить, а это составление документации и работа большого числа специалистов. Зачастую эти затраты больше, чем сами убытки.
Но франшиза экономит средства и застрахованному лицу – в зависимости от ее размеров стоимость страхового полиса снижается на ту или иную сумму.
Франшиза в ОСАГО
Максимальные размеры франшизы автогражданки ограничены Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Он определяет, что размер франшизы ОСАГО не может быть больше 2% страхового лимита относительно убытков, причиненных имуществу третьих лиц. По состоянию на сегодня в денежном эквиваленте это составляет 2600 гривен.
Что касается ущерба жизни и здоровью пострадавших в ДТП людей, то в этом случае применение франшизы законом запрещается.
Как работает франшиза в ОСАГО? Все на самом деле очень просто. Разберем на примере. Допустим, вы оформили полис автогражданки с франшизой в 2000 гривен и попали в ДТП, повредив чей-то автомобиль. После подсчетов оказалось, что сумма убытков пострадавшего (а ОСАГО, напомним, компенсирует убытки только третьим лицам) составила 10 тысяч гривен.
При таких условиях франшиза в 2000 гривен будет означать, что страховая компания выплатит 8 тысяч гривен, а остаток (то есть размер франшизы) вынужден будет покрыть владелец полиса ОСАГО из своего кармана. Если сумма убытков ниже 2000 гривен, то покрывать их будете тоже вы, а не страховая компания.
Если же полис ОСАГО оформлен с нулевой франшизой, то всю сумму убытков – 10 тысяч гривен – покроет страховая компания.
Франшиза в каско
Здесь все немножко сложнее. Заключая договор каско, вам могут предложить несколько видов франшизы на выбор. Наиболее распространенные – условная и безусловная франшиза.
Условная франшиза означает, что в случае, если убытки не превышают заранее оговоренной суммы, то страховая компания выплат не осуществляет. Но, с другой стороны, если убытки превышают обусловленную сумму, то страховщик заплатит ее полностью, включая и франшизу.
Снова обратимся к примеру. Допустим, в договоре прописана условная франшиза в размере тех же 2000 гривен. При наступлении страхового случая убытки составили полторы тысячи. Значит, от компании-страховщика клиент выплат не получит. Но, если убытки составили хотя бы 2001 гривну, или, предположим, 10 тысяч, то клиент уже получит деньги полностью. И без вычета франшизы.
Безусловная франшиза (иногда ее называют отрицательной) означает, что, какими бы ни были убытки, выплату уменьшат на сумму франшизы.
Предположим, размер безусловной франшизы – 2000 гривен, а убытки от повреждений автомобиля составили 10 тысяч гривен. Страховая компания в таком случае компенсирует клиенту 8000 гривен. Остальное – из собственного кармана.
Иногда также применяются другие виды франшиз. Эти случаи довольно редки, но упомянуть о них стоит. Бывает так называемая динамичная франшиза. Это означает, что выплата зависит от количества страховых случаев. Например, при первом ДТП убытки компенсируются полностью, при втором, третьем и т. д. – из суммы выплат удерживают сумму франшизы либо полностью, либо частично.
Некоторые страховщики могут предложить клиенту льготную франшизу. Для ее применения необходимы условия, заранее прописанные в договоре. К примеру, если ДТП случилось не по вине владельца полиса, то выплаты ему осуществляются полностью, без вычета франшизы. Если же виноват сам владелец полиса – франшиза из суммы выплат вычитается.
Встречается также так называемая регрессная франшиза. Это означает, что страховщик компенсирует клиенту все убытки в полном объеме, а вот уже после всех выплат и необходимых формальностей истребует у него сумму франшизы.
В каско размер франшизы может быть зафиксирован как в абсолютном выражении, так и в процентном.
Абсолютное выражение означает, что сумма франшизы будет фиксированной и выражаться в твердой сумме, например – 2000, 5000, 10 000 гривен.
Если же франшиза фиксируется в процентном выражении, то ее размер уже зависит от суммы убытков – чем выше последняя, тем выше и сама франшиза. То есть, чем сильнее ущерб от ДТП, тем большая сумма выплат ляжет на плечи самого клиента.
Проценты могут быть разными – 2%, 5%, 10% – все зависит от того, как договорятся клиент и страховщик. К примеру, франшиза зафиксирована в размере 5% от суммы убытков. Если ущерб оценивается в 50 000 гривен, то из своего кармана вы выложите 2500 гривен, а если ремонт авто вам обошелся в 200 000, то сумма франшизы составит уже 10 000 гривен.
В случае каско нужно также понимать, что именно страхуется – возможные повреждения или же тотальное уничтожения автомобиля либо его угон. В первом случае размер франшизы, как правило, меньше. Во втором страховщики обычно предлагают более высокую франшизу, поскольку и убытки у них в случае наступления страховых выплат выше.
#оденьгахпросто: все о страховых полисах с франшизой
3 Время прочтения: 5 минут
Полис с франшизой — это реальная возможность сэкономить в среднем около 30% стоимости страховки. Но не во всех случаях такая экономия окажется выгодной. Когда стоит разделить убытки со страховщиком?
Франшиза — это часть убытков, которую при наступлении страхового случая возмещает не страховая компания, а страхователь из своего кармана. Какой будет эта часть, оговаривается в договоре страхования: либо это определенный процент от страхового покрытия, либо фиксированная сумма.
Благодаря франшизе значительно сэкономят на страховании, например, автомобилисты. В СК «Согласие» по просьбе Банки.ру рассчитали стоимость полиса каско с франшизой и без нее на новый автомобиль Audi A6 стоимостью 3,5 млн рублей.
За полис без франшизы (страховая компания полностью покрывает убытки в случае ДТП или при наступлении других страховых случаев) владелец автомобиля заплатит 164 940 рублей. А с франшизой — когда часть убытка при наступлении страхового случая будет покрываться не страховой компанией, а самим автовладельцем — полис получится на несколько десятков тысяч рублей дешевле. Например, с динамической франшизой он обойдется в 145 462 рубля, с безусловной в размере 30 тыс. рублей цена составит 98 055 рублей, с безусловной в 50 тыс. рублей — 92 910 рублей.
Франшизы бывают разные
Видов франшиз существует множество: условная и безусловная, льготная и временная, франшиза со второго случая (или динамическая). Наиболее популярны безусловная и динамическая.
Безусловная — это когда страховая компания выплачивает разницу между суммой ущерба и франшизой. «Франшиза выгодна для клиентов тем, что снижает стоимость полиса каско, — говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Андрей Ковалев. — В нашей компании такая экономия может достигать 40—45% стоимости полиса без франшизы».
В «Ингосстрахе» благодаря франшизе страхователь может уменьшить стоимость полиса до 60% в зависимости от автомобиля и условий страхования. В среднем же экономия получается 15—30%.
Есть у франшизы и другие плюсы — например, экономия времени. В отличие от обычного полиса каско, когда автовладелец должен сообщать страховщику обо всех, даже самых незначительных повреждениях машины, обладатель полиса с франшизой может этого не делать. Он избавлен от необходимости сбора справок из ГИБДД о том, что произошло ДТП, либо получения документа из полиции о противоправных действиях третьего лица, если, например, машину повредили, пока она ждала хозяина у подъезда. Не нужно тратить время на вызов сотрудников правоохранительных органов, осмотр, заполнение документов и доставку их в страховую компанию.
Кроме того, мелкие повреждения не попадают в базу данных страховщиков, что положительно влияет на страховую историю. «Автовладельцы стали более внимательно относиться к своей страховой истории, потому что информация о большом количестве покрашенных деталей обесценивает автомобиль на вторичном рынке даже больше, чем наличие незначительных повреждений лакокрасочного покрытия», — отмечает директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Есть свой интерес к франшизе и у страховых компаний, которые сокращают свои расходы на урегулирование мелких страховых случаев. И минимизируют мошенничество: у обладателя каско без франшизы, который обнаружил поцарапанный бампер, велик соблазн добавить повреждений, чтобы страховщик оплатил замену детали, а не покраску. Если у автомобилиста полис с франшизой, то царапины он будет закрашивать за свой счет, а страховщик о них даже не узнает. Зато в случае серьезного ДТП автомобиль восстановит страховщик.
Франшиза виновника
Размер франшизы автовладелец определяет по своему усмотрению, ориентируясь на финансовые возможности (когда у вас каско с франшизой, лучше иметь денежный запас на непредвиденный случай) и исходя из предложений страховщика. Если вы опытный автомобилист и риск серьезного ДТП по вашей вине минимальный, но, как говорится, обстоятельства на дороге бывают разные, можете смело приобретать каско с франшизой виновника. В этом случае у страховщиков действует принцип «не виноват — не плати», то есть франшиза действует, только когда ДТП произошло по вине застрахованного или виновник не установлен. Если вам повредили автомобиль в аварии, виновником которой вы не являетесь, страховщик восстановит машину полностью за свой счет и не возьмет франшизу. А если неизвестные повредили автомобиль, например, во время стоянки, то ремонт также выполнят в полном объеме, правда, уже с учетом вашей франшизы.
Очень удобна для автовладельцев франшиза со второго случая, или динамическая. Суть ее в том, что убытки после первого страхового случая полностью возмещает страховщик, а франшиза будет высчитываться из страховой выплаты со второго случая. Более того, она может увеличиваться при каждом новом обращении страхователя. Виталий Княгиничев говорит, что такие полисы позволяют автомобилистам экономить около 15% от премии по риску «ущерб». Например, страховая премия для VW Golf стоимостью 1,5 млн рублей без франшизы составляет 56 080 рублей. Если включить франшизу со второго случая в размере 11 тыс. рублей, то премия снизится почти на 8 тыс. рублей и составит 48 186 рублей. А если, например, включить франшизу по каждому случаю в размере 30 тыс. рублей, премия снизится до 35 028 рублей, то есть экономия составит более 20 тыс. рублей.
Не только в автостраховании
Наибольшее распространение полисы с франшизой получили именно в автостраховании. Хотя существуют они и в других видах страхования, например в туристическом. Популярность страховых продуктов с франшизой зависит от региона пребывания туриста. «Для некоторых стран франшиза включается во все полисы, хотя ее размер обычно невелик и составляет примерно 50 долларов, — объясняет Виталий Княгиничев. — В целом франшиза при страховании выезжающих за рубеж (ВЗР) используется нечасто, что связано с невысокой стоимостью страховки ВЗР».
Начальник управления андеррайтинга, поддержки продаж и сопровождения договоров в туристической индустрии страховой компании «Согласие» Ирина Носкова рассказывает, что в основном франшиза применяется для направлений массового туризма, например при поездках в Турцию, Таиланд, в рамках сотрудничества с туроператорами. Как правило, речь идет о безусловной франшизе. Стоимость полиса с франшизой ниже стоимости полиса, в котором ее нет. Многие страховщики используют ее для сокращения убыточности по массовым направлениям.
«Наличие франшизы в полисе страхования ВЗР означает самостоятельную оплату части расходов врачу / медицинскому учреждению при обращении за медицинской и иной помощью по договору страхования. Чаще всего размер безусловной франшизы может быть от 20 до 40 y. e.», — говорит она.
Франшиза не применяется при страховании граждан, выезжающих в Шенгенскую зону: таково требование консульств этих стран.
Встретить полисы с франшизой можно и в имущественном страховании, но нечасто. «В классическом страховании жилья физлиц, как правило, предусмотрена возможность применения франшизы, но на практике клиенты очень редко ее используют, — говорит Андрей Ковалев. — Причина в том, что в этом случае франшиза не столь сильно влияет на снижение тарифа, как в автостраховании. А в ипотеке, с учетом требований банков к страховому покрытию, франшиза в типовых договорах не используются вообще».
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t