Что значит упал с лестницы в японии
Попыхтел и умер Японцы убивают себя из-за работы. Уволиться нельзя
Фото: Chris McGrath / Getty Images
Японцы неспроста считаются очень трудолюбивой нацией: жители Страны восходящего солнца практически живут на рабочих местах. Такое перенапряжение сил не лучшим образом сказывается на здоровье граждан: они нередко умирают и совершают самоубийства прямо в офисе. Это происходит так часто, что уже перестало кого-либо удивлять. «Лента.ру» рассказывает, почему в Японии гибнут на службе и как относятся к этому в обществе.
Жизнь до гроба
Рождество. Улицы украшены гирляндами, люди с подарками спешат по домам, в атмосфере ощущается праздник. 24-летняя японка Мацури Такахаси летит мимо окон рабочего общежития. Жить ей остается всего несколько секунд. Казалось, ничто не предвещало беды, и только в соцсетях девушки проскакивали сообщения: «Я умру, я так устала». Такахаси работала в крупнейшей рекламной компании страны Dentsu. После смерти девушки в 2015 году выяснилось, что ее сверхурочные за месяц превысили 100 часов.
Во многом это связано с практикой пожизненной работы в одной компании, появившейся после Второй мировой войны. В 1950-х годах премьер-министр Сигэру Ёсида ставил приоритетом послевоенное восстановление экономики. Он договорился с крупными корпорациями, чтобы те предоставляли работу пожизненно в ответ на лояльность сотрудников. Японцы послушно взялись за дело, и это принесло плоды: Страна восходящего солнца постепенно превратилась в одну из ведущих экономик мира. Однако работать приходилось все усерднее. Из-за мировых кризисов работников приходилось сокращать, а те, кого оставляли, были вынуждены работать за двоих и за троих, чтобы получать достойные деньги и доказать свою нужность.
Спящий человек на станции метро в Токио
Фото: Yuya Shino / Reuters
Сейчас работать не 8, а 12 часов в день считается совершенно нормальным. А после этого в обязательном порядке «социализироваться»: например, общаться и выпивать с начальством и коллегами в каком-нибудь баре. При этом формально задерживаться в офисе никого не заставляют, многие остаются из-за боязни показаться неэффективными и не продвинуться по службе.
Сотрудники практически не берут отпуска или больничные, работают даже в выходные дома. Многие засиживаются до двух-трех ночи в офисе, а с утра вновь приступают к своим обязанностям. Некоторые сотрудники после рабочего дня остаются на месте и по другой причине: уходить раньше начальства считается неуважением. Если у работающего японца есть семья, он может видеть родных только по выходным. Стоит отметить, что подобные добровольные переработки обычно вообще не учитываются и не оплачиваются. А на тех, кто берет хотя бы две недели из 20 положенных дней отпуска, смотрят почти как на врагов: это дурной тон и непозволительная роскошь.
Это касается и уже долгое время работающих в компании, и молодых: большинство вчерашних студентов выходят на работу в надежде, что сохранят свое место до самой пенсии. Начальство ждет от новых сотрудников хороших результатов, необходимых для продвижения по карьерной лестнице, и они отвечают на ожидания самоотверженным трудом. Жители Японии редко меняют работу, ведь обычно это означает начать с нуля.
В последние годы молодежь выбирает другую тактику: работать на неполную ставку или устраиваться в компанию временно. С одной стороны, таким образом они пробуют себя и не оказываются привязаны к одному месту. С другой — им не доверяют серьезную работу, да и ставки на таких позициях обычно ниже. В итоге молодым людям все равно приходится перерабатывать, чтобы получить нормальные деньги.
Большинство выпускников приходят на работу в надежде сохранить свое место до пенсии
Фото: Yuya Shino / Reuters
Согласно опросам, в 2016 году почти в четверти японских компаний были сотрудники, нарабатывающие сверхурочно более 80 часов в месяц, и как минимум в каждой десятой — по 100 и более. При этом именно 80 часов считаются порогом, после которого риск смерти резко возрастает.
Кстати, ранее считалось, что проблема кароси в основном мужская, однако постепенно ситуация меняется. Молодые люди все больше работают и все реже женятся, поэтому и девушек чаще берут на работу. Получается замкнутый круг: времени на отношения из-за работы совершенно не остается, а когда нет семьи — трудиться можно еще больше. Молодые хотели бы сломать эту систему, но она постепенно засасывает и их.
Как считает почетный профессор Университета Кансай Кодзи Мориока, именно продолжительность рабочего дня — корень зла в Японии: «Люди настолько заняты, что у них даже нет времени жаловаться».
Детки в клетке
В таком стрессе японцы живут с детства. Они уделяют огромное внимание успехам в учебе, ведь хорошие оценки и образование просто необходимы для того, чтобы попасть на престижную работу (а больше всего зарабатывают крупные бизнесмены, адвокаты и врачи). На каникулах вместо того, чтобы кататься на велосипеде или загорать на пляже, ученики старших и средних школ сидят в обнимку с учебниками и готовятся к экзаменам. Уровень нагрузки в школе зачастую зашкаливает.
К серьезным проблемам и конфликтам приводит групповая культура: в Японии считается, что люди должны следовать общим правилам, придерживаться единого мнения, поэтому чем-то отличающийся ученик может стать изгоем. Так, отстающий быстро становится объектом насмешек, поэтому многие учатся ради того, чтобы не быть аутсайдером. Так же относятся к неуспевающим учителя: они могут знать о травле, но закрывать на это глаза и даже участвовать в происходящем.
Отчасти с этим связана проблема хикикомори, когда молодой человек закрывается в комнате, не ходит в школу, а затем отказывается работать и десятилетиями живет на иждивении родственников.
В стрессе японцы живут с самого детства
Фото: Toru Hanai / Reuters
Из-за сложных отношений с окружающими, издевательств, чрезмерных нагрузок и требований каждый год в стране сводят счеты с жизнью примерно 500 человек в возрасте до 20 лет. Многие ученики убивают себя накануне начала учебного года, после каникул. Несмотря на спад общего числа самоубийств, уровень смертности среди подростков в последние десятилетия не падает.
Впрочем, страдают не только школьники. Учителям тоже приходится несладко: горы тетрадей на проверку, изнурительная подготовка к урокам, внеклассные занятия, работа с родителями — около 60 процентов педагогов находятся на грани кароси. При этом с ними могут и не продлить контракт: его заключают всего на год, зачастую даже не на полную ставку, и чтобы не остаться на улице, работать приходится еще усерднее.
Культура смерти
2017-й стал для японцев очередным этапом в борьбе с самоубийствами: впервые за 22 года из жизни ушло менее 15 тысяч мужчин, женщины также обновили рекордный минимум. Статистика стабильно показывает все меньшие числа уже десять лет подряд, однако реальность все же остается печальной: за год добровольно расстались с жизнью 21 140 человек. В числе основных причин — проблемы со здоровьем, семейные и финансовые трудности, часто связанные с безработицей.
За последние 40 лет ежегодная статистика расставшихся с жизнью в Японии не показывала меньше 20 тысяч человек
Фото: Thomas White / Reuters
Японцы относятся к самоубийствам с пониманием. Это культурная особенность, связанная со стремлением любой ценой выглядеть достойно в глазах других, быть принятыми обществом. Считается, что статистика суицидов может быть связана и с многовековой традицией «почетных самоубийств». В средневековой Японии у самураев было распространено сэппуку (или харакири), которое совершали после поражения в бою, в качестве наказания, в знак верности идеалам или господину. Во время Второй мировой войны в армии успешно использовали камикадзе — летчиков-смертников, совершались и банзай-атаки.
Современные японцы частично переняли и древнюю концепцию групповых самоубийств, которые были важной частью искусства синдзю: суициды влюбленных или членов одной семьи. Эта тема, к примеру, лежит в основе фильма «Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки», снятого по классической пьесе для театра кабуки. Для групповых самоубийств японцы ищут единомышленников в сети и договариваются о месте и способе ухода из жизни. Японские власти осознали масштабы этой проблемы и стараются с этим бороться.
А светлое ли будущее?
Первый серьезный план борьбы с самоубийствами правительство Японии приняло в 2007 году. Среди его целей значилось предотвращение причин суицидов, работа с теми, кто предпринял попытку совершить самоубийство, а также изменение отношения общества к этой проблеме. Программа принесла результаты. С июля 2017-го перед властями страны стоят новые задачи: к 2025 году сократить число самоубийств на 30 процентов, то есть примерно до 16 тысяч. Чиновники стараются искоренить предрассудки в отношении сексуальных меньшинств и решить вопрос с переработками. Школьников информируют о возможности обратиться за помощью и психологической поддержкой.
Отдельно пытаются бороться с кароси. В частности, правительство намерено сократить до пяти процентов число работающих более 60 часов в неделю. Сотрудников компаний хотят приучить отгуливать отпуска по крайней мере на 70 процентов. Некоторые компании уже начали предоставлять семейным работникам возможность уходить с работы раньше, чтобы проводить время с родными; призывают не засиживаться в офисах вечерами хотя бы по пятницам.
В Dentsu, в которой работала покончившая с собой в Рождество 2015-го Мацури Такахаси, теперь требуют, чтобы сотрудники брали минимум пять дней отпуска каждые полгода, а после 22:00 в офисах отключают свет.
Фото: Kyodo / Reuters
Toyota же, к примеру, ограничивает максимальное сверхурочное время до 360 часов в год, а в некоторых офисах каждый час после семи вечера объявляется о важности отдыха. Nissan предлагает некоторым служащим удаленную работу. Десятки корпораций внедрили «дни без переработок»: сотрудники должны покинуть офис в 17:30. Однако из-за большой нагрузки воспользоваться послаблением способны немногие.
Несмотря на усилия правительства, проблема остается острой. Согласно опросам, возможность самоубийства серьезно рассматривала примерно пятая часть взрослых респондентов.
Будет ли результативной стратегия борьбы с суицидами и кароси — пока неизвестно. Японии вскоре предстоит решать и другую серьезную проблему: ее население быстро стареет. Ожидается, что к 2025 году трудоспособная его часть уменьшится на четверть, что существенно увеличит нагрузку на работающих граждан. Круг может замкнуться.
Новое в блогах
Харакири или сеппуку — в чем разница между этими обрядами
Что такое харакири
Само действие отличается достаточно сложным порядком и является привилегированным вариантом смерти только для самурая.
Чем отличается сеппуку
Многие знают только термин харакири, но существует также слово «сеппуку» или «сэппуку», которое также обозначает ритуальное самоубийство. Оба слова пишутся одинаковыми иероглифами, а вся разница заключена в оттенках:
Считается, что харакири — это более «бытовое» название действия с уничижительным, принижающим оттенком. Иными словами, харакири — простое вспарывание живота, а сеппуку — это ритуальное возвышенное действие. Однако Википедия говорит, что сами японцы, произнося в разговоре «харакири», не пытаются принизить действие.
Откуда пошло
Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.
Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:
Стоит отметить, что душа в японском понимании не эквивалентна душе в европейском. Это скорее сосредоточение мыслей и чувств, источник эмоций. Вспарывание живота — это открытие всех помыслов.
Существует 3 варианта популярности такого варианта суицида:
В древней Японии ритуальное вспарывание живота не было распространено: вместо них применяли сожжение и повешение. Первое сеппуку совершил в 1156 году феодал Минамото но-Тамэтомо: из-за проигранной войны с кланом Тайра самурай вспорол живот, не желая попасть в плен. Так он сохранил воинскую честь.
Как проводят
Человек садился на пятки, касаясь коленями пола, и оголял верхнюю часть туловища. Одежду подкладывали под колени, чтобы самурай не упал вперед. Упасть на спину было позором.
Вспороть живот можно было сделать несколькими способами:
Первые века харакири проводились только самураем, который должен был терпеливо ждать смерти, не крича, не падая и ничем не выражая боли. Если самурай терял контроль над собой, это считалось позором для него и семьи. После ритуал усложнили и одновременно сделали более «простым»: как только самурай начинал терять сознание или падать, его помощник (кайсякунин) одним взмахом отрубал ему голову.
Отрубать голову тоже было непросто: требовалось, чтобы голова оставалась висеть на тонком лоскуте кожи. Полностью отлетевшая голова, покатившаяся по полу, считалась неэстетичным зрелищем. После окончательного падения тела помощник вытирал клинок белой бумагой, саму голову поднимали и показывали присутствующим (если такие были), только затем тело накрывали белой тканью и начинали готовиться к погребению.
Некоторые особенности
Далеко не все могли спокойно пережить такую болезненную процедуру молча и с честью, а потому правила были дополнены:
Вывод
Для чего проводится ретуал
Особенности ретуала
Обряд сеппуку
Японский обряд харакири
Как проводится японский ретуал
Наложением рук: почему японцы прощаются с жизнью
До смерти усталые
Офис компании Dentsu
Термин кароси, буквально означающий «смерть от переработки», появился в японском лексиконе еще в конце 1960-1970-х годов. Во многом такой феномен стал продуктом послевоенных установок правительства: ради того, чтобы экономика двигалась вперед, крупные корпорации призывали гарантировать своим сотрудникам пожизненный найм в обмен на их лояльность. И довольно быстро понятие лояльности конвертировалось в готовность сотрудников сидеть в офисе до поздней ночи — из страха подвести начальника, потерять работу, оказаться менее эффективными, чем сослуживцы, и проявить индивидуаилизм, что у японцев не в почете.
В последние годы это явление стало настолько массовым, что правительство стало посвящать кароси отдельные правительственные бумаги и вести соответствующую статистику. В 2017 году, например, кароси было названо официальной причиной смерти почти 200 человек (примерно столько же жертв переработки уносили и предыдущие два-три года).
На днях специалисты Университета Васеда и Университета Осаки обнародовали исследование, в котором на основе анализа 870 тыс. самоубийств, совершенных в Японии с 1974 года, пришли к давно известному россиянам выводу: понедельник — день тяжелый. Именно в рассветные часы перед началом первого рабочего дня мужчины среднего возраста, то есть основной трудоспособный контингент, чаще всего накладывают на себя руки.
Другая крайность
Японцы настолько привыкли дорожить работой и ставить ее во главу угла, что потеря работы для многих равноценна утрате смысла жизни. Как утверждает статистика самоубийств в Японии, более 65% наложивших на себя руки поступили так из-за потери работы и неспособности найти новую.
Неспроста пик самоубийств в Японии пришелся на конец 1990-х годов — время экономического спада. С тех пор всё последующее десятилетие количество самоубийств в стране ежегодно превышало 30 тыс. На спад траурная статистика пошла с 2012 года, а в 2017 году количество самоубийц в Японии стало минимальным за более чем два десятилетия — счеты с жизнью в Японии в прошлом году свели 21 140 человек.
Протест против «смерти от переработки» (кароси) в Токио, 2018 год
Некоторые работодатели тоже расстарались. Кое-где для упреждения кароси в офисных зданиях стали просто-напросто выключать свет в семь вечера. Наиболее продвинутые компании отрядили на «выкуривание» из офиса заработавшихся сотрудников дроны — во избежание переработок, стресса и, как следствия, мыслей о самоубийстве. В определенные вечерние часы чудо-техника начинает барражировать над офисным пространством с напоминаем о том, что пора домой. Примечательный факт: в Японии даже существует специальное агентство «Work-Life Balance», консультирующее работодателей по теме снижения рабочих часов для своих сотрудников.
Вне офисов немалую поддержку вероятным самоубийцам оказывают волонтеры. В 120 км от Токио у подножья знаменитой горы Фудзи есть национальный парк Аокигахара. Среди туристов он прославился своими пещерами и красивыми пейзажами, а среди местных — тем, что там происходит огромное число самоубийств. По этой причине в массовой японской культуре Аокигахара известен прежде всего как лес самоубийств. Не первый год по всему лесу приделаны плакаты с призывами подумать о своих близких и не стесняться обращаться за помощью к специализированным службам поддержки (их телефоны написаны тут же), а неравнодушные к чужим проблемам люди специально ходят по лесу, подходя с разговорами к одиночкам мрачного вида.
Тревожный контингент
Японию давно принято считать лидером по числу совершаемых ее гражданами самоубийств, однако вопреки расхожим представлениям, это не так. Если в 1950-е годы Страна восходящего солнца действительно была впереди планеты всей в этом смысле, то в последние годы ее опережают такие страны, как Литва, Южная Корея и Суринам (не по абсолютным числам, а по соотношению суицидов на 100 тыс. жителей).
Бизнесмен спит в метро, Токио, Япония
— В Японии так же, как и везде, родители мучают детей «знаниями» и требованиями успеваемости, и это накладывается еще и на местный менталитет — традиционное послушание перед родителями и необходимость быть как все, — пояснил «Известиям» российский IT-специалист Юрий Журавлев, не первый год живущий в Токио.
19-летняя россиянка Мира, обучающаяся в одном из японских вузов, считает, что желание японских родителей видеть результаты учебы не уникально — это есть у всех родителей мира, так что сильно на отпрысков в Японии не давят.
— Но японские школьники действительно много учатся и зубрят. По 10 часов в день заниматься — это нормально, и потому у подростков мало времени на всё остальное. Недавно общалась с двумя восьмиклассниками, обсуждали подарки на день рождения, и один из них сказал, что не хочет в подарок ни какой крутой телефон — ему, мол, учиться надо, и ему не до гаджетов, — рассказала Мира «Известиям».
С одной стороны, сенсация о рекордном числе подростковых самоубийств оказалась несколько раздута: год назад число малолетних (до 18 лет) самоубийц было всего на пять человек меньше. С другой, происходящее в Японии отражает тревожный общемировой тренд: суидиц заметно молодеет.
В России, например, которая еще несколько лет назад занимала первую строчку в печальном мировом рейтинге, исходя из числа самоубийств на 100 тыс. человек, число суицидов за последние 17 лет снизилось почти в три раза — до 20 с небольшим тысяч случаев в год. Однако, как и в Японии, самоубийцы сильно помолодели: по неофициальным данным, на молодых людей приходится почти две трети всех случаев суицида.
Харакири, сэппуку, дзигай — ритуальное самоубийство
Харакири. Harakiri (腹 切 り), сэппуку (切腹) или дзигай (自 害, «самоубийство») — это ритуальное вспарывание живота или перерезание горла, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии. Священникам, крестьянам и торговцам не разрешалось совершать сэппуку, поскольку обычно считалось, что они не могут терпеть агонию и боль.
Фото: Ксилография Куниказу Утагава (歌 川 国 員), ученика Кунисада
Харакири, сэппуку, дзигай
В Древней Японии воины прибегали к самосожжению или повешению. Традиционный японский обряд самоубийства самураев харакири (сэппуку) имеет неяпонское происхождение. Японцы позаимствовали его у коренного населения Хоккайдо, Сахалина и Курил — айнов.
У коренных жителей северной Японии айнов существовал обряд самоубийства, заключавшийся во взрезании брюшной полости (пере’). В самурайском сословии, обряд «вспарывания живота» стал популяризироваться только лишь с 1156 года. Первым совершившим сэппуку стал даймё Минамото но-Тамэмото, чтобы избежать пленения на поле битвы.
Интересно, что древние айны считали себя единственными настоящими воинами, а японцев считали “торгашами”. Японцы в свою очередь называли айнов “бородатыми варварами”
Самурай совершал ритуальное самоубийство если хотел:
Сэппуку (腹切), как и харакири (腹切り) означают «разрезание живота». Отличие харакири от сэппуку проявляется в написании иероглифов и их прочтении. Сами слова состоят из двух одинаковых иероглифов «вспарывать» и «живот». Только запись харакири (腹切り) на первое место ставит «живот» использует «кунное» японское чтение, а запись сэппуку (切腹) начинается со слова «резать». Слово харакири японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи. Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.
Ритуал сэппуку
Ритуал сеппуку значительно менялся за прошедшие столетия. Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начинать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота.
В феодальное время самоубийство посредством вскрытия живота стало настолько распространённым, что превратилось по существу в настоящий культ харакири, почти манию, и причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный повод.
Накануне исполнения обряда, если осуждённому было разрешено делать сэппуку в собственном доме, самурай приглашал к себе близких друзей, пил с ними сакэ, ел пряности и свои любимые блюда, шутил о непрочности земного счастья, подчёркивая тем самым, что буси не боится смерти и харакири для него — заурядное явление. Именно этого — полного самообладания и достоинства перед и во время обряда самоубийства — и ждали все присутствующие. В большинстве случаев самурай принимал ванну, одевался в белые одежды символизирующие духовную чистоту. При харакири самурая из их собственного клана — только кимоно и хакама. Хакама (яп. 袴) — традиционные японские длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку — шаровары или подрясник, первоначально носимые мужчинами.
Фото, харакири, история, самураи, новости
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?fit=300%2C207&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?fit=640%2C442&ssl=1″ loading=lazy width=640 height=442 svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20640%20442’%3E%3C/svg%3E» data-src=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?resize=640%2C442&ssl=1″ alt=»После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.» data-srcset=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?w=800&ssl=1 800w, https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?resize=300%2C207&ssl=1 300w, https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?resize=768%2C531&ssl=1 768w» data-sizes=»(max-width: 640px) 100vw, 640px» data-recalc-dims=1> Открытка, изображающая реконструированный ритуал сэппуку (смерть лорда Асано, за которого позже отомстили 47 ронинов)
Накануне церемонии харакири составлялся список лиц, которые, согласно правилам, должны были присутствовать на месте совершения сэппуку. Это были 1 — 2 главных советника даймё (каро), 2 — 3 второстепенных советника (ёнин), 2 — 3 моногасира — приближённых 4-й степени, заведующий дворцом (русуи, или русубан), 6 прислужников 5 — 6 ранга (если осуждённый вверялся надзору князя), 4 самурая низшего ранга, которые приводили в порядок место исполнения сэппуку и погребали тело (если просьба родственников осуждённого о выдаче им останков была отклонена). Число прислужников зависело от ранга приговорённого. В случае совершения харакири в пределах клана (т.е. если самурай осуждался на харакири не правительством сёгуна, а собственным господином — феодальным князем) осуждённому помогали 2 — 3 прислужника, присутствовали жрец синто и писцы.
Церемониально одетый самурай, с мечом, помещенным перед ним готовился к смерти, написав предсмертную поэму. Ритуал проходил либо в поместье самурая, перед местным святилищем синто (но не на священной земле), либо при дворе местного дайме. Известны редкие случаи, когда сэппуку происходило внутри помещения на специальных татами с белыми кантами, которые выбрасывались после кремации самурая.
Основные направления при вспарывании живота
Если во время путешествия в церемонии сэппуку ассистировал незнакомый самурай, то они обменивались несколькими словами и сообщали друг другу свой статус, имена и школу боевых искусств, в которых они обучались. «Ассистент», выбранный осуждённым, обязан был поблагодарить его за оказанное доверие и высокую честь. Кайсяку не должен был употреблять в ходе совершения сэппуку собственного меча, а брал его у осуждённого, если тот об этом просил, или у своего даймё, так как в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.
Фото, харакири, история, самураи
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-1.gif?fit=300%2C183&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-1.gif?fit=453%2C276&ssl=1″ loading=lazy width=453 height=276 svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20453%20276’%3E%3C/svg%3E» data-src=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-1.gif?resize=453%2C276&ssl=1″ alt=»При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать.» data-recalc-dims=1> При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать.
К середине периода Токугавы для кайсякунина стало обычным делом обезглавливать человека в тот момент, когда он начал наносить удары ножом в живот, чтобы избавить его от длительной и ненужной боли. Иногда белый веер использовался как «символ» вместо меча для сэппуку. В тот момент, когда самурай поднимал веер, второй моментально обезглавливал человека мастерским ударом.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/wakisashi_seppuku.jpg?fit=250%2C185&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/wakisashi_seppuku.jpg?fit=250%2C185&ssl=1″ loading=lazy width=250 height=185 svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20250%20185’%3E%3C/svg%3E» data-src=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/wakisashi_seppuku.jpg?resize=250%2C185&ssl=1″ alt=»Танто (短刀)» data-recalc-dims=1> Танто (短刀)
Женский ритуал самоубийства
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/onodera-junshi.jpg?fit=209%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/onodera-junshi.jpg?fit=450%2C645&ssl=1″ loading=lazy width=450 height=645 svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20450%20645’%3E%3C/svg%3E» data-src=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/onodera-junshi.jpg?resize=450%2C645&ssl=1″ alt=»Женский ритуал самоубийства» data-srcset=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/onodera-junshi.jpg?w=450&ssl=1 450w, https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/onodera-junshi.jpg?resize=209%2C300&ssl=1 209w» data-sizes=»(max-width: 450px) 100vw, 450px» data-recalc-dims=1> Ксилография с изображением жены Онодеры Джунаи, одного из сорока семи ронинов. Она готовится последовать за своим мужем до смерти.
У женщин был свой ритуал самоубийства. Некоторые женщины, принадлежащие к самурайским семьям, совершали самоубийство, перерезая яремную вену ножом, таким как танто (“короткий меч”, см. изображение выше) или кайкэн («короткий кинжал»). Главной целью было добиться быстрой и верной смерти, чтобы избежать плена. Прежде чем покончить с собой, женщина часто связывала колени вместе, чтобы ее тело было найдено в достойной позе, несмотря на судороги смерти. Дзигай, однако, не относится исключительно к этому конкретному способу самоубийства. Джигай часто делали, чтобы сохранить честь, если военное поражение было неминуемо, чтобы предотвратить изнасилование. Вторгшиеся армии часто входили в дома и находили хозяйку дома сидящей в одиночестве, отвернувшись от двери. Приблизившись к ней, они видели, что она закончила свою жизнь задолго до того, как они добрались до нее.
Сэппуку как смертная казнь
Самураям обычно рассказывали об их преступлении в полном объеме и давали определенное время для совершения сэппуку, обычно до захода солнца в определенный день. Если осужденный отказывался от сотрудничества, его насильно обезглавливали, сохраняя только атрибуты сэппуку, например короткий меч, выложенный перед преступником, можно было заменить веером. В отличие от добровольного сэппуку, сэппуку, проводимое в качестве смертной казни, необязательно освобождало семью преступника от наказания. В зависимости от тяжести преступления половина или все имущество умершего могло быть конфисковано, а семья лишена звания.
Отмена сэппуку
В 1873 году судебное сэппуку было официально отменено администрацией Мэйдзи, но случаи добровольного сэппуку продолжали иметь место. Несмотря на отмену, многие японцы после капитуляции японской императорской армии 15 августа 1945 года опасались, что император Хирохито может попросить военных совершить сэппуку из-за их поражения, но этот приказ так и не был отдан. Однако высокопоставленные офицеры и члены генерального штаба, такие как военный министр Анами Коречика (阿南 惟 幾), совершили добровольное сэппуку в день капитуляции.