Что значит умк в педагогике

Учебно-методический комплекс

Определение

УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.

УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.

Что такое УМК по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. «Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.

УМК в образовании

УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.

УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.

В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.

Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:

По степени профессионального качества:

По степени обязательности предметов:

Все комплексы строятся по стандартам, разработанным высшей профессиональной школой государства, а характеристика УМК зависит от процесса обучения – программы, которую выбрала школа. Например, «Школа России» или «Школа 2100».

Требования к УМК

УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.

Структура и компоненты

Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.

В структуру УМК входят:

УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.

Что значит умк в педагогике. Смотреть фото Что значит умк в педагогике. Смотреть картинку Что значит умк в педагогике. Картинка про Что значит умк в педагогике. Фото Что значит умк в педагогике

Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.

Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).

Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.

Принципы

Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:

Этапы проектирования

Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.

На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.

На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.

На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.

На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.

УМК в начальной школе

Сейчас в России существуют две системы обучения.

Традиционная система обучения представлена комплексами «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа». Развивающая система обучения – это программы Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Источник

Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса темы (УМК)

1. Учебно-методический комплекс темы

Структура учебно-методического, комплекса:

1. Титульный лист (наименование образовательного учреждения, заглавие: учебно-методический комплекс, тема, специальность, дисциплина, количество часов, ФИО преподавателя).

2. Содержание УМК темы

2.1. Технологическая карта занятия

2.2. Требования из примерной (рабочей) программы к представлениям, знаниям, умениям по теме.

2.3. Тезисы лекций (для теоретического занятия) или методические разработки для преподавателя.

2.4. Методическая разработка для студента.

2.5. Методическое пособие для самоподготовки студента.

2.6. Дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме.

2.7. Средства контроля знаний (тестовые задания, слепые графы логической структуры, ситуационные задачи и др.)

2.8. Глоссарий по теме.

2.9. Литература для подготовки (основная, дополнительная).

2.10. Вопросы для самоподготовки по теме.

2. Технологическая карта учебного занятия.

Поурочный план занятия необходим каждому педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины. Преподаватель на основе мыслительного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий обучаемых в их единстве.

3. Постановка цели занятия.

Цель как мотив мобилизует желание ученика добиться результата. При отсутствии цели любая деятельность становится пустым времяпровождением.

Цель концентрирует внимание ученика на уроке.

В начале цель формируется в общих терминах, а далее конкретизируется описанием нужных действий и образцов поведения.

Понятные и принятые учениками образцы поведения, учебных действий будут активно ими выполняться.

Цели урока:

1. Варианты конструирования образовательных целей:

1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.

1.5. Способствовать формированию представлений о.

1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

2. Варианты конструирования развивающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.

2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3. Варианты конструирования воспитательных целей:

3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

4. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель подчеркивает практическую значимость, актуальность темы, отражает региональный компонент.

5. Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа прежде всего завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека. Помимо практической важности, самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

Самостоятельная работа может входить как главный элемент в структуру лабораторного или практического занятия, а может выступать как организационная форма обучения.

Основой для самостоятельной работы является весь комплекс полученных студентами знаний. Самостоятельная работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, культуру учебного труда.

В самостоятельной работе студентов по решению познавательных задач всегда присутствуют элементы управления и самоуправления данной деятельности.

Самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жесткому алгоритму и до творческой деятельности.

Владение навыками самостоятельной работы присуще далеко не всякому студенту, вместе с тем научить обучаемого учиться, научить самому добывать знания можно, лишь организуя его самостоятельную практическую деятельность.

Обязательная самостоятельная работа имеет разнообразные формы, чаще всего это различные домашние задания.

Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений.

В зависимости от поставленной цели виды домашних заданий могут быть различны: чтение учебной литературы (основной, дополнительной, справочной), составление плана текста, конспектирование, составление сравнительных таблиц, графологических структур, решение задач, подготовка реферата, доклада, подготовка к конференции, олимпиаде, конкурсу, деловой игре, экзамену, зачету, контрольной работе и т.д.

Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания, предназначенные для студентов, проявляющих особый интерес к той или иной учебной дисциплине.

Педагогическое руководство внеаудиторной самостоятельной работой заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание домашнего задания.

Студентам важно знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Уместна демонстрация образцов выполненного задания.

Подлинному овладению знаниями, умениями и навыками способствует разработка преподавателем дидактических материалов по организации самостоятельной работы студентов. Дидактические материалы являются дополнением к стабильному учебнику. В них содержатся: система заданий, конкретные указания по выполнению умственных или практических действий, наблюдению явлений и фактов, воспроизведению уже знакомых явлений, выявлению существенных признаков, формулирование правил, составление графологических структур схем, сводных таблиц и т.д.

Разработка дидактического материала содействует интенсификации учебной деятельности всех студентов на всех этапах обучения.

Дидактические материалы могут быть оформлены по темам, разделам дисциплины и представлять собою рабочие тетради, которые предлагается использовать в дополнение к объяснению преподавателя и к работе студентов по учебнику.

Характерной особенностью рабочих тетрадей является то, что процесс выполнения заданий, а также результаты фиксируются тут же в тетрадях, что позволяет преподавателю контролировать ход мысли студента. Выполнение заданий может фиксироваться и в лекционных тетрадях, и в отдельных тетрадях по самоподготовке студентов. Эталоны ответов можно помешать в справочной части тетради для самопроверки выполнения заданий. Можно эталоны печатать на отдельных листах.

Использование дидактических материалов вносит полезное разнообразие в работу студентов, содействует активизации их внимания, повышению интереса к выполняемым заданиям.

6. Виды контроля.

В педагогической литературе выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический) и итоговый.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить походный уровень знаний и умений обучаемых. На основании этих данных преподаватель вносит коррективы в рабочие программы дисциплин.

Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения и является продолжением обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала. Задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной работы студентов, активизация их

познавательной деятельности. Нельзя допускать большие интервалов в контроле каждого студента, в противном случае студенты перестают регулярно готовиться к занятиям.

Сочетание различных форм текущей проверка знаний позволяет активизировать воспроизводящую, познавательную деятельность студентов и исключает элемент случайности в оценке знаний.

Рубежный контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала но разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служит контрольные работы, компьютерное тестирование.

Педагогический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, гак как проводится через продолжительный период времени.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения выявление степени овладения студентами системой знаний, умении и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль осуществляется на семестровых, переводных и государственных экзаменах.

По результатам контроля выставляются оценки по пятибалльной системе.

Итоговые семестровые оценки по предметам, не выносимым на экзамены выставляются по результатам текущего и периодического контроля, но не являются средним арифметическим всех имеющихся оценок за этот период. Следует обращать особое внимание па результаты контроля, осуществляемого по основным вопросам учебной программы, по письменным и контрольным вопросам.

Формы проверки знаний.

В средних специальных учебных заведениях основными формами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), письменная и практическая проверка, стандартизированный контроль и др.

Устный опрос должен производиться регулярно, чтобы стать важным фактором обучения и воспитания. Вопросы для устного опроса должны быть заранее подготовленными, продуманными, точными, недвусмысленными. Для такого опроса подбираются вопросы, требующие подробного изложения и разъяснения.

Кроме индивидуального, различают фронтальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Его достоинство в том, что в активную умственную работу вовлекаются все студенты группы.

Для фронтального опроса важна система вопросов. В них должна быть определенная последовательность, которая позволяет увидеть основные понятия, положения,

Однако, фронтальный опрос не может быть основным видом проверки. В ходе его проверяется факт выполнения задания, но трудно установить полноту и глубину усвоения.

Чтобы вызвать познавательную активность студентов всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос, а также применять различные приемы активизации познавательной деятельности студентов (предлагают остальным проанализировать ответ товарища, дополнить его, задать вопросы отвечающему) остальным проанализировать ответ товарища, дополнить его, задать вопросы отвечающему).

Устный опрос требует больших затрат времени, кроме того, по одному вопросу нельзя проверить всех студентов. В целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими формами (письменный опрос но карточкам, выполнение заданий у доски и другие).

Письменная проверка является важнейшей формой контроля знаний, умений и навыков студента. Его применение дает возможность о, проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными; диктанты, сочинения, решение задач, выполнение упражнений, расчетов, выписывание рецептов, ответы на вопросы:

Продолжительность письменных контрольных работ может быть различной.

После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями. В процессе выявления профессиональных знаний студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений.

Наиболее широко эта форма используется при изучении специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при прохождении производственной практики.

Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи, деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста.

Практическая проверка является ведущей формой контроля в период производственной практики. Контроль ЗУН осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по её результатам.

7. Домашняя работа.

Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закреплении, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера. Применение опережающих заданий позволяет преподавателю пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.

В средних специальных учебных заведениях используют следующие основные виды домашних заданий в зависимости от поставленной цели:

Источник

Учебно-методические комплексы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Деление УМК на составляющие компоненты

Учебно-методический комплекс (УМК) – это множество систематизированных материалов, которые необходимы для реализации образовательного течения, обеспечивающего успех учеников в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах работы.

Учебно-методический комплекс рекомендуется оценивать как систему, части которой взаимосвязаны.

Следовательно, УМК – это система, в которой все компоненты создают одно целое и связаны между собой, чтобы достичь цель образовательной программы.

Все компоненты УМК можно разделить на четыре составляющие:

К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.

К современным печатные пособиям относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.

Планирование УМК – это кропотливое и творческое дело, которое отнимает очень много времени.

Этапы разработки УМК

На первом этапе построения УМК учитель разбирает определенные задачи обучения, воспитания и развития учеников, характер и объём информации, которую необходимо усвоить, начальный уровень подготовленности обучающихся. Так же важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на логические порции (информационные компоненты) и доказать логику построения для каждого компонента соответствующей методики.

На втором этапе преподаватель начинает разрабатывать методические советы, подбирает материалы по индивидуальному сопровождению формирования учащихся, готовит анкеты, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии многочисленных мероприятий и дел, игровых методик.

Что значит умк в педагогике. Смотреть фото Что значит умк в педагогике. Смотреть картинку Что значит умк в педагогике. Картинка про Что значит умк в педагогике. Фото Что значит умк в педагогике

На третьем этапе развития УМК преподаватель составляет учебные и методические пособия, пакет материалов, которые обеспечивают индивидуальное содействие обучающихся в усвоении образовательной программы, его общественном и профессиональном определении.

Каждый преподаватель вправе составлять свой УМК, подготовить его содержание по своему усмотрению, согласно уровню подготовленности обучающихся и их образовательных потребностей.

УМК могут разрабатывать отдельные педагоги или коллективы педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения и вида дополнительной образовательной программы. УМК создан того, чтобы решать общий круга задач, которые появляются в рамках образовательного процесса.

Порядок построения УМК

Итак, УМК готов, а это означает, что создавший его преподаватель четко видит перед собой весь запланированный процесс, каждый его шаг, любое действие. Подробно распланированный учебно-методический комплекс – основа хорошо сформированного и результативного обучения. Если так произойдет, что посреди семестра заболевшего учителя замещает другой, учебный процесс от этого не изменится, потому что новый преподаватель сможет использовать материалы, заранее подготовленные коллегой.

Источник

Понятие учебно-методического комплекса

В данной статье мы разберем, что такое учебно-методический комплекс, из чего он состоит и как именно его создать. Для начала сформулируем определение.

Учебно-методическим комплексом (УМК) называются систематизированные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса, которые обеспечивают успешное обучение и активную познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учеников.

УМК – это система, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют единое целое, которое позволяет достичь основной цели образовательной программы.

В УМК выделяют четыре основных компонента:

Как правило, создание любых видов УМК занимает довольно много времени, поскольку это творческая и кропотливая работа.

Основные этапы разработки учебно-методического комплекса

Процесс создания УМК состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в анализе определенных задач обучения, развития и воспитания учащихся, оценке объема и характера информации, которая предлагается для усвоения, а также оценке начального уровня подготовки учеников. Также необходимо подробно изучить учебный материал, разделить его на логические фрагменты, называемые информационными компонентами, а также обосновать логику построения каждого такого компонента.

Второй этап состоит в разработке методических советов, подборке материалов по обеспечению индивидуального подхода к ученикам, разработке опросников, анкет и напоминаний для родителей и учеников, создании сценариев активных мероприятий и других событий, планировании применения игровых методик.

На третьем этапе учитель создает методические и учебные пособия, формируя полноценный пакет материалов, обеспечивающих качественное содействие ученикам в усвоении новой информации, профессиональном и общественном самоопределении.

Каждый педагог вправе составлять свой собственный учебно-методический комплекс и формировать его состав по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки учеников и их образовательных, культурных и иных потребностей, а также состоянием их здоровья. УМК может быть разработан как отдельным преподавателем, так и целой группой – это определяется спецификой структурного подразделения и видом конкретной программы. Цель УМК – решить основной круг задач, встающих в рамках процесса обучения.

Правила разработки учебно-методического комплекса

В вузе УМК создается группой преподавателей или отдельным педагогом, обеспечивающим ознакомление студентов с учебной дисциплиной в соответствии с образовательным планом по конкретным направлениям (специальностям). Ответственность за корректность и качество готового УМК несет кафедра.

Итоговый документ должен соответствовать всем требованиям Государственного образца для студентов (слушателей, курсантов) по конкретной специальности. Также важно, чтобы учебное заведение имело необходимое техническое и учебно-методическое оснащение всех предметов, в том числе и разного рода научной литературой.

Все материалы, внесенные в учебно-методический комплекс, должны иллюстрировать стремительное развитие науки, делать описание учебного материала связным и логичным, предполагать применение самых современных методов и различного рода мультимедийной техники для повышения интенсивности учебного процесса. Все это помогает студентам и школьникам лучше усваивать новое и активнее применять знания на практике.

Таким образом. в создании УМК выделяют следующие этапы:

После подготовки всего комплекса преподаватель должен четко видеть перед собой весь будущий учебный процесс, его последовательность, расписанную по действиям и шагам. В основе любого хорошего и результативного обучения лежит именно подробный и качественный учебно-методический комплекс. Его наличие позволит избежать многих технических проблем, например, связанных с подменой заболевшего учителя, ведь его заместитель сможет использовать все заранее подготовленные материалы, и преемственность изложения информации не пострадает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *