Что значит уметь учиться
Что значит “уметь учиться” и почему это важно
Умение воспринимать, обрабатывать информацию и применять выученное на практике по праву считается одной из самых важных способностей для человека будущего. Обладание этим навыком открывает множество дверей и помогает студенту лучше понять не только мир вокруг, но и самого себя.
Что означает “уметь учиться”
Раскрыть собственную индивидуальность и найти место в мире невозможно, не обладая умением учиться. Уметь учиться — значит самостоятельно организовывать учебный процесс, стремиться к знаниям без содействия родителей или учителей.
Почему этот навык так ценится
Умение учиться для студента и вправду является неоспоримым преимуществом. Этот навык может восполнить некоторые недостатки в других сферах — например, недостаточную концентрацию или невнимательность.
Но главное — обучаемость помогает не только эффективнее запоминать и использовать выученный материал, но и формирует человека как личность. Понятие “обучение учебе” тесно связано с такими вещами, как самодисциплина, организованность, критическое мышление и расставление приоритетов.
Чтобы самостоятельно организовать учебный процесс, человеку необходимо уметь ставить адекватные учебные цели, корректировать свои действия и объективно оценивать и самого себя, и результаты работы. Эти качества однозначно пригодятся студенту в дальнейшей жизни — не только на работе, но и вне ее.
Почему это так трудно
Во взрослой жизни у человека, как правило, уже нет никаких учителей или наставников. При этом спрос со взрослого человека гораздо больше — нужно и себя обеспечивать, и платить по счетам, и успевать при этом заниматься саморазвитием.
Часто человек оказывается в этой ситуации, которая затягивает его, словно болото, не имея ни малейшего понятия, как с этим справиться и начать жить полной жизнью несмотря на все свои обязанности.
В такие моменты хочется обратиться за советом или найти некую “правильную” стратегию действия, какой-то секрет, который поможет справиться со всеми навалившимися задачами за раз. Однако секрет в том, что никакой правильной стратегии нет — каждый человек индивидуален и требует особого подхода.
Но почему люди так привыкли ждать совета или помощи извне, особенно, если дело касается обучения и саморазвития?
Почему проще пойти к коучу, который подробно объяснит, как нужно учиться и адаптироваться к миру, чем попытаться самостоятельно разобраться? Разумеется, значительную роль играет то, что люди — социальные животные, и им просто необходима поддержка и одобрение других, а также то, что мы привыкли доверять опыту других, более знающих людей. Но еще один немаловажный фактор — это отсутствие умения учиться и адаптироваться самостоятельно.
Людям, которым с самого начала жизни все время объясняют, как нужно вести себя и как организовывать свою учебную деятельность — сначала родители, воспитатели детсада, потом школьные учителя, а затем и профессора — редко способны к самоанализу и самостоятельной организации своего учебного процесса. Именно поэтому “умением учиться” многим овладеть труднее, чем каким-либо другим навыком.
Как же им овладеть
Но есть и хорошие новости — обучиться этому можно. Чем раньше запустить процесс, тем быстрее получится приобрести этот важный навык, поэтому не лишним будет осознать эту необходимость еще в институте.
Принять свою непохожесть на других
Любой человек обладает индивидуальным набором исходных данных. Здесь роль играют не только склад ума и тип запоминания, но и психологические аспекты.
Рьяному экстраверту, который не может представить жизнь без общения с другими, вряд ли поможет длительное обучение в одиночестве и лишение себя социальных контактов. Такому человеку, например, можно попробовать посещать групповые занятия или готовиться к экзаменам вместе с другом.
Замкнутый и сосредоточенный на себе интроверт, напротив, будет лучше учиться в одиночестве и спокойствии (а может, даже на дистанционном обучении?).
“Обучение умению учиться” это индивидуальный процесс, организовать который эффективнее всего поможет знание себя.
Первое, что необходимо осознать — нет одной формулы, которая подойдет каждому. Разумеется, существуют некоторые общие советы, но не стоит расстраиваться, если ваш учебный процесс выглядит совершенно не так, как учебный процесс однокурсника.
Загонять себя в рамки и сравнивать с другими — точно не лучшая идея. Гораздо полезнее будет научиться слушать себя, понимать свои настоящие желания и пытаться совмещать их с реальностью.
Кстати, понимание себя упрощает не только процесс обучения, но и поиск предназначения. Человек, умеющий себя слушать, вряд ли окажется на нелюбимой работе или на неинтересной ему специальности в университете.
Следовать общим советам
Такие вещи, как правильный режим сна и питания, достаточное количество воды и физические упражнения, однозначно способствуют лучшей самоорганизации и обучаемости. Как уже было сказано, самодисциплина играет немаловажную роль в “умении учиться”.
А вот найти эту грань как раз зачастую бывает нелегко. Секрет людей, которым это удается и которые умудряются много учиться и при этом не перегорать — они искренне интересуются учебой. Для таких людей “выучить параграф по истории” или “решить десяток дифференциальных уравнений” — это уже не принуждение и мучение, а удовольствие.
На такого рода восприятие влияет много факторов, но в первую очередь удовольствие от учебы и работы получают те, кто выбрал подходящее для себя занятие. Это неразрывно связано с советом “слушать себя” — ведь без этого невозможно понять, что на самом деле вам интересно.
Как уже было сказано, не стоит загонять себя в рамки. То, что в обществе некоторые специальности считаются более почетными, не означает, что на них нужно идти всем.
И еще один секрет, специально для тех, кто идет в экономику или программирование исключительно потому, что это “прибыльные сферы” — в любой области можно много зарабатывать, если по-настоящему наслаждаться работой.
Разумеется, далеко не всегда будет мотивация и желание учиться, даже если обучаться чему-то по-настоящему интересному. Но не стоит забывать, что это только период в жизни, который пройдет, если дать себе отдохнуть и восстановить силы.
В конечном итоге, “научившись учиться”, человек не только привыкает организовывать свою учебную деятельность самостоятельно, но еще и развивается как личность и учится стремиться к большему, а эти качества необходимы в современном мире для достижения успеха.
Что такое «умение учиться?»
Что такое «умение учиться?»
Умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях.
Когда заходит речь о человеке, умеющем учиться, возникает образ книжника, одержимого познавательной страстью. Однако умение учиться обнаруживает себя не только в сфере познания и не совпадает с умением пользоваться справочной литературой и добывать нужную информацию из книг. Человек, умеющий учиться, умеет, в сущности, следующее. Соизмеряя свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не казнит себя, не ждет, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, но ищет способы ее решения. Подчеркнем еще раз: это не только интеллектуальные, познавательные задачи. Умение учиться применимо ко всем сферам общественного сознания – науке, искусству, нравственности, праву.
Итак, в умении учиться выделяются две составляющие:
2. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться. Этот вопрос имеет три ответа, три способа выйти за пределы собственной компетентности: 1) самостоятельно изобрести недостающий способ действия, то есть перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную; 2) самостоятельно найти недостающую информацию в любом «хранилище», прежде всего – в книгах и Интернете; 3) запросить недостающие данные у знатока и умельца.
Умение работать с книгой и прочими источниками информации может быть сформировано весьма рано, но не на первых шагах обучения: дети должны по крайней мере выучиться читать. Систематическое освоение этого способа расширения собственной компетенции – задача основной школы.
В ряду всех «хранилищ» материального и духовного опыта, которые могут стать для умеющего учиться источником расширения его индивидуального опыта, особо выделена фигура учителя. Учитель как особая социокультурная позиция взрослого – это тот, кто учит самому ученью. Разница между учителем и умельцем, мастером, состоит в следующем. Умелец погружает ребенка в совместное действие и учит собственным примером. Учитель разрывает поток практического действия, добивается его остановки, чтобы высвободить фазу чистого обучения – предварительной ориентировки в том, зачем, как и что предстоит делать. Учитель учит не столько действовать, сколько планировать будущее действие и искать его способы. Сотрудничество с умельцем формирует в ребенке такого же умельца, в конце совместной работы умелый взрослый и ребенок (в идеале) станут равны в своей умелости. Такое конечное тождество не предполагается при встрече ребенка с учителем. Учитель – этот тот, кто способен научить любого ученика учиться, сделать его субъектом самообучения. Результатом своих трудов учитель доволен в том случае, если ученик будет способен учить самого себя но не умению учиться, а любому другому умению. Итак, умелец формирует умельца, а учитель – не коллегу – учителя, а учащегося (себя).
Социокультурная позиция учителя необходима там, где обучение делу должно быть отделено от самого деланья, где нельзя выучиться, «заражаясь» деланьем (как малыши учатся говорить, одеваться, играть). Учитель и нужен ученику для того, чтобы стоя на границе обучения и дела, ориентировки и исполнения, удерживать ученика в состоянии ориентировки, не давать ему в погоне за результатом терять из внимания способы действия. К исполнению учитель побуждает ученика лишь с одной целью: чтобы ребенок выяснил, владеет ли он способом действия или надо продолжить учение. Иными словами, предметом совместных действий ученика и учителя является граница компетентности ученика и способы перехода этой границы.
С чем не надо путать умение учиться?
Умение учиться в качестве ценности и цели образовательного процесса вошло в обиход массового педагогического сознания как бытовой термин задолго до его понятийного анализа в теориях обучения. Не случайно в школьных программах умение учиться просто через запятую было добавлено к списку более классических школьных умений: школьники должны уметь считать, читать, писать, учиться. Произошло это в конце 70-х годов под влиянием информационной революции, предъявившей производителям новое требование пожизненной переквалификации. Что же стало пониматься под термином «умение учиться»? Для ответа на данный вопрос выделим основные представления о школьнике, не обладающем таким умением. Обычно за жалобой учителей и родителей «Он(а) не умеет учиться» стоят две группы симптомов.
1. Ребенок с трудом включается в работу, часами просиживает за домашним заданием, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва начав ее решать. В подавляющем большинстве случаев психологическое обследование выявляет нормальный уровень развития интеллектуальной сферы ребенка при низком уровне развития организации деятельности.
2. Ребенок с трудом усваивает новый материал, плохо запоминает, при пересказе не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных упражнений. И в этом случае психологическое обследование редко обнаруживает грубое снижение интеллектуального уровня; однако у ребенка, как правило, наблюдается интеллектуальная пассивность, невладение эффективными стратегиями мыслительных и мнемических действий.
Пропедевтику и коррекцию подобных проявлений «неумения учиться» также ведут двумя путями: ребенка учат 1) навыкам самоорганизации, 2) применению оптимальных мнемотехник и мыслительных стратегий. Обучение навыкам самоорганизации и умственного труда существенно повышает эффективность обучения школьников. Однако, понятия «обучаемость» и «умение учиться» не совпадают. Они различаются по чрезвычайно существенному параметру: по способу передачи знаний, умений, способностей от учителя к ученику. Хорошо обучаемыми называют тех учеников, которых легко учить, то есть удобных объектов обучения. Умеющими учиться называют тех, кто способен учить себя, то есть быть субъектом учения – инициатором постановки и решения новых задач.
Кроме того, умение учиться нередко отождествляется с умением выполнять задания индивидуально, не обращаясь ни к кому за помощью. Обычно такая работа называется самостоятельной, однако это неверно. Само значение слова «самостоятельность» как «свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки и помощи. способность к независимым действиям, суждениям, обладаниё инициативой, решительность» (Толковый словарь русского языка /Под ред. ) указывает на резкое сужение понятия при рассмотрении самостоятельности лишь как умения обходиться без помощи. Природа независимости, инициативности, решительности явно не сводится к предметным умениям. На ранних этапах обучения, когда ребенок еще не в состоянии справиться с новой задачей без всякой помощи, умение учиться обнаруживается в способности ребенка инициировать учебное взаимодействие со взрослым, высказывая предположения о неизвестном, предлагая способы проверки своих гипотез. Точками рождения учебных инициатив младших школьников являются встречи с противоречиями.
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек
Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.
Должна получиться вот такая пирамида:
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
- Ответственность Умение считать, считать, писать Умение общаться со взрослыми и сверстниками Самостоятельность Настойчивость Состояние здоровья Умение логически мыслить Умение организовать рабочее место Развитие речи и памяти.
Уметь учиться или уметь переучиваться
Сегодня справедливо считается, что один из ключевых навыков для современного человека — умение учиться. Почему? Потому что очень большое количество изменений. Меняется все: и технологии, и методы, и подходы, и инструменты — в любом бизнесе, в любом направлении, где бы вы ни работали. Изменений много, и не учиться не получится.
Порядка 20-30 лет назад стало очевидно, что многие профессии, многие специальности очень динамично устаревают, в том числе в связи с появлением информационных технологий. Тогда появился термин “обучение в течение всей жизни” (lifelong learning). Термин подразумевал, что человек как работник, если он хочет быть успешным и конкурентоспособным, должен регулярно учиться. Но в последние годы мы можем наблюдать, насколько ярко выражена потребность в непрерывном обучении.
Сегодня практически нет профессий для которых достаточно базового образования и повышения квалификации раз в несколько лет. Даже год перерыва в профессиональном развитии уже может привести к сложностям при трудоустройстве. Меняются даже такие стабильные направления, как написание текстов, копирайтинг. Меняется стилистика речи, подходы к написанию, к формулировкам. Много изменений происходит в том, какие задачи решает текст. Что уж говорить о каких-то более сложных, динамичных областях.
Это убеждение крайне распространено — важно развивать навык обучения.
Мы все знаем, что человек должен уметь учиться, он должен это делать постоянно, он должен находить на это время, делать это эффективно, создавать свои личные базы знаний, личные информационные потоки, свою личную сферу для развития, и ни в коем случае не останавливаться на месте. Я хочу на этот навык посмотреть с другой стороны и попробовать понять, что на самом деле важно, когда мы говорим об обучении взрослого человека для его профессионального развития.
Начнем с того, что обучение — это не процесс получения знаний.
Предположим, мы идем учиться на онлайн-курс, проходим его, получаем какие-то знания, что-то запоминаем. Новая информация укладывается в “ячейки”, и мы можем потом ее вспомнить, извлечь в какой-то момент. С точки зрения результата обучения этого недостаточно. Это либо инструмент, либо первый шаг для дальнейшего действия.
По своей сути обучение — это изменение. Когда взрослый работающий человек чему-то научился, это не значит, что он просто получил что-то новое, не просто в карточке его умений появилась новая строчка, нет. Результат обучения есть начало применения изученного.
Если мы изучили новый программный продукт, значит мы научилась с его помощью что-то делать. Не умели пользоваться какой-то графической программой, научились и теперь сами делаем презентации, готовим иллюстрации. Сначала мы не умеем и не делаем, потом учимся и в результате — применяем. А любое применение чего-то нового — это изменение.
Пример с иллюстрациями: раньше мы картинки подбирали в базах, а теперь на это место у нас встает другая деятельность — отрисовка картинок или создание каких-то коллажей. Казалось бы ничего особенного, но это изменение влечет за собой, например, увеличение количества времени на создание презентации. Наш продукт становится более качественным, но работа над ним занимает больше времени. Это приводит к еще одному изменению: планирования. Нужно изменить свой подход, по-другому распределить задачи, по-другому расставлять приоритеты. Одно простое изучение нового программного продукта приводит к цепочке достаточно серьезных изменений. И если вся эта цепочка не сработает, изменения не произойдут, то обучение уйдет в песок. Если мы изучили программный продукт, но пользоваться им не начали, то результата от обучения нет.
Рассмотренный пример про изучение графического редактора очень простой, а есть огромное количество тем, особенно в корпоративном обучении, которые относятся к так называемым soft скиллам, мягким навыкам, в которых изменения намного более глобальные. Меняется то, как мы себя ведем. Человек изучил курс по работе с возражениями, и дальше должна сработать очень большая цепочка: теперь в разговоре с клиентом нужно поймать возражение, его осознать, вспомнить, как на него правильно реагировать, извлечь новые знания, совершить новое действие, услышать реакцию клиента, еще раз среагировать. Все это требует большого контроля и больших усилий.
Часто возникает вопрос отсутствия у людей мотивации учиться. Отсутствие мотивации связано с тем, что изменения предстоят очень большие, после обучения нужно будет много чего поменять. Можно привести очень простой пример про правильное питание. “Правильно питаться” — очень классно звучит на словах, но в реальности, чтобы внедрить правильное питание, жизнь надо целиком поменять. Нужно совершать другие выборы: когда мы голодны, когда мало времени, а нужно принять решение о том, какой продукт купить.
Умение учиться надо рассматривать именно в контексте обучения как изменения. Человек должен уметь не учиться, а меняться. А это уже умение переучиваться. Чем больше у человека опыт, тем больше у него областей для переучивания, для актуализации своих знаний. Обучение взрослого человека — это всегда переучивание. Поэтому так важно формирование навыка именно переучивания.
Здесь можно вспомнить про когнитивные предубеждения о разрушении статуса-кво, человек не хочет менять текущее положение вещей, опасается неопределенности.
Кроме этого Адам Грант в своей книге “Подумайте еще раз” описывает такое понятие, как когнитивная лень. Переучиванию мешает тот факт, что мы привыкли делать определенным образом. Нам не хочется тратить усилия, переосмысливать. Вот когнитивная лень сильнее всего мешает. Если мы хотим в самих себе или в ком-то еще формировать навык переучивания, то начинать нужно с признания, что есть когнитивная лень, у всех. С принятием этого факта мы двигаемся дальше.
Для формирования навыка переучивания нужна такая ментальная установка: мы не просто многого можем не знать, а мы многого не знаем — это факт, и это нормально. Как обычно бывает? Мы что-то делаем давно, несколько лет подряд. Все работает. Мы думаем: “работает — не трогай”. Это может привести к ошибочным действиям, ошибочному поведению. Срабатывает иллюзия опыта, это можно назвать проклятием эксперта. Мы попадаем в экспертный тоннель, понимаем, что мы опытные специалисты, и не признаем факта, что можем чего-то не знать. Важный шаг в формировании нужной установки — это признать, что мы многого не знаем, и это нормально, так должно быть.
Предлагаю сделать полезное упражнение: выполняя любое действие в рабочем процессе, неважно чем мы занимаемся, спрашивать себя, где мы можем быть неправы. Предположим, мы занимаемся организацией конференции. У нас все классно складывается, отличные спикеры, отличный контент, отличная площадка. И мы делаем это далеко не в первый раз. Когда у нас более-менее картинка сформировалась, нужно сесть и задать себе вопрос: где мы неправы? Что мы делаем неправильно? Чего не знаем? Например, в нашей конференции шикарный очень продвинутый контент, а в чем мы неправы? В том, например, что у нас 50% аудитории заинтересованы не в продвинутом, а в базовом контенте. Мы как идеологи мероприятия выросли, а люди только подключились. Мы неправы. Не поняли нашу целевую аудиторию, не сумели ее правильно проанализировать. Значит надо «перепридумать» программу и расширить блок для новичков, для тех, кто только вступает в профессию.
Это упражнение можно применить в отношении любого конфликта, и в семейных, и в личных делах. Обычно мы убеждены в своей правоте. Но давайте зададим себе вопрос: а мы можем быть неправы? Можем ли что-то неправильно трактовать, неправильно видеть?
Приведу пример. Пятнадцать лет назад, когда появилась идея мобильного обучения, я была одним из ее адептов. Мне она показалась абсолютно правильной. Прошло время. У меня накопился большой пул аргументов в пользу того, что мобильное обучение чаще работает хуже, чем альтернативные форматы, есть много рисков. И я отказалась от своего убеждения. Мне было непросто. Кто-то из постоянных читателей моего блога мог сказать: “Елена, ну Вы же писали, что это правильно, как же так?” Но я приняла внутри себя позицию, что я могу быть неправа, и это нормально. Мои текущие профессиональные убеждения — это не Я, это не моя личность. Они могут меняться под воздействием времени, в результате проверки практикой. Тогда личность не страдает, не страдает уверенность в себе. Здесь можно сослаться на любимую фразу Даниэля Канемана, он во всех своих работах и интервью ее повторяет: “Я ошибся, надо же, как интересно получилось!”
Чтобы уметь переучиваться, нужен положительный взгляд на ошибку, на незнание. Нужно уметь сказать себе: “это хорошо, что я чему-то научился, хорошо, что я не знал, а теперь знаю”.
Следующий инструмент для навыка переучивания — это развитие у себя сознания новичка. Это термин, который пришел из дзен-буддизма, на японском “Шошин”. Он означает отношение ко всему тому, что мы видим, как к чему-то новому. В противовес экспертной позиции “я все знаю, мне все понятно, я все вижу насквозь” встает позиция “вокруг много нового, даже на привычные вещи можно посмотреть новыми глазами и увидеть что-то, чего не видел раньше”.
Первое упражнение, которое дается для формирования сознания новичка в дзен-буддизме: сядьте за стол и попробуйте на столовые приборы посмотреть глазами ребенка, который их в первый раз с ними сталкивается. Как вы увидите их форму, цвет? Как вы почувствуете их вес?
Пробуйте на привычные вещи смотреть с сознанием новичка.
Я каждый день занимаюсь методологией и проектированием онлайн-курсов, делаю это уже двадцать лет подряд. Если я не буду эксплуатировать сознание новичка, то буду смотреть на все, что приходит ко мне в качестве задач так: “Все понятно. Знаю, как делать”. В итоге буду делать все примерно одним и тем же способом. Нам необходимо смотреть на задачи так, как будто мы только начинаем. Тогда у нас возникает возможность подключать к решению не только сложившиеся навыки, но и только что появившуюся информацию.
Из всего можно извлечь пользу. И это тоже часть сознания новичка. Можно прочитать художественную книгу, закрыть ее и задать себе вопрос: “как я могу использовать то, что узнал в этой книге?” Вы удивитесь, но даже из триллера или детектива при правильном подходе можно вытащить очень полезные вещи и для работы, и для личной жизни. В какой-то момент мозг на это настраивается. Если практиковаться, вы будете вынимать новое отовсюду. Да, не все вы будете применять, и это тоже нормально. Навык переучивания включает в себя умение отсортировать, что стоит применять, а что нет, что стоит хотя бы попробовать, а что нет.
Мы поговорили с вами о базовом составе навыка переучивания. За ним идет самое сложное. Практика. Все может быть понятно, но нужно начинать делать. Когда мы переучиваемся, нужно научить себя переучиваться.
Наш мозг всегда будет хотеть сделать по старинке, вернуться к привычному, уже сложившемуся образу жизни. Это то же самое, что происходит, когда мы пытаемся встроить в свою жизнь поход в спортзал. Вопрос не в том, чтобы купить абонемент, вопрос в том, чтобы встроить походы в спортзал в свою жизнь. Здесь, в части формирования рутины переучивания, нужно учитывать, что возвращаться к привычному поведению мы будем неизбежно. И очень важно себя подстраховать, создать такие условия, в которых мы легче начнем применять новое.
На примере со спортзалом многие советуют брать с собой с утра сумку со спортивной одеждой, вписывать спортзал в качестве дела в ежедневник.
Если вернемся к примеру про правильное питание — помогает брать с собой еду, которая даст возможность не схватить в течение дня булку.
Когда мы делаем что-то новое, нужно любыми способами стараться защитить себя от лишнего принятия решения, в моменте лучше меньше думать. Потому что при принятии решения, мы скорее выберем что-то более привычное.
В отношении рабочих задач есть такой способ — перед выполнением задачи осознанно записывать новые шаги. Не полагаться на то, что мы вспомним их в моменте.
Скажем, мы учимся проведению эффективных переговоров. Перед переговорами сядьте и на листе бумаги запишите шаги, которые нужно сделать. А перед этим в своем ежедневнике или в своем календаре поставьте себе задачу — написать схему проведения встречи в соответствии с изученным курсом.
Обязательно нужна проверка. Когда мы что-то сделали, важно перепроверить, применили ли то, что хотели. Если не применили, то почему? Это то, что стоит учесть в следующий раз.
Очень важно понимать, что изменение — это не событие. Изменение — это процесс.
Переучивание себя со старого на новое за один день не происходит. На формирование новых привычек, новой рутины, новых подходов могут потребоваться недели и месяцы. Это важно как тем, кто учит и переучивает, так и тем, кто учится и переучивается. Нельзя изначально планировать изменение на короткий период. Нельзя предполагать, что сотрудники пройдут обучающий цикл по работе с возражениями, и через месяц все наладится. Нельзя предполагать, что сегодня мы расскажем, как правильно писать деловые письма, а завтра все начнут делать так, как мы рассказали.
Если мы решили вступить на путь изменений, нужно принять, что в нем будут откаты, и будут долгие месяцы, когда мы будем принимать неправильные решения. Там, где надо купить два яблока и банан, мы все равно будем покупать бутерброд, хотя не собирались. Чтобы изменение произошло, чтобы произошел процесс переучивания, надо совершить много ошибок, понять, что мы можем быть неправы, что мы многого не знаем, и даже обучившись, все равно не знаем.
Итак, мы разобрали, что учиться очень важно: и с точки зрения ментального здоровья, и с точки зрения личной и профессиональной успешности и конкурентоспособности. Навыки учиться по части записывания, конспектирования, запоминания нужны, но они лишь инструменты для того, что должно произойти со взрослым человеком, — для переучивания. От того, что мы себе в голову вложили какую-то информацию, наше поведение может не поменяться. Эффект от обучения — это изменение. Изменение — это процесс, процесс переучивания самих себя, и он требует времени. Но это время, эти вложения принесут самый ценный результат.