Что значит умаляться в библии
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 18:4
Свт. Иоанн Златоуст
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
Свт. Иларий Пиктавийский
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
Господь учит, что мы не можем войти в Царство Небесное, пока не вернемся в состояние детей, то есть мы должны пороки души и тела привести к простодушию детей. А детьми Он назвал всех верующих, которые слышат и приходят к вере. Дети следуют за своим отцом, любят свою мать, не знают, как желать зла ближнему, не заботятся о богатстве, не гордятся, не питают ненависти, не лгут, сказанному верят, а то, что слышат, принимают за правду. И если все это войдет в нашу привычку и станет нашей волей во всех состояниях, то для нас открыт будет путь на небеса. Итак, нам следует возвратиться к простодушию детей, ибо в нем мы окружим себя красотой Господнего смирения.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Свт. Лука Крымский
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
Блж. Иероним Стридонский
Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
Евфимий Зигабен
иже убо смирится яко отроча сие, той есть болий во Царствии Небеснем
всякий, кто по своей воле в значительной степени смирится, как смиряется дитя не по своей воле. Нужно подражать дитяти, которое, имея, как сказано, много добродетелей, не гордится ни одною из них.
Толкование Евангелия от Матфея.
Прот. Иоанн Бухарев
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
В этих словах Господь прямо указывает апостолам на их вопрос, чем можно заслужить великое место в Его царстве. Это — смирением, каким обыкновенно обладают дети, — смирением, по которому человек не возвышает, а считает себя ниже других, и от которого поэтому происходят многие добродетели, и которым покрываются многие грехи; тогда как противоположное смирению свойство — гордость — служит причиною всевозможных грехопадений. И в жизни Самого Господа, Пресвятой Его Матери и святых всюду мы видим смирение и ни тени самовозвышения. В другом случае Господь прямо говорил апостолам: кто хочет быт между вами старшим, да будет вам слуга, и кто хочет быт первым, да будет вам раб (20, 26. 27). Блаженни нищие духом, т. е. смиренные, ибо их есть царство небесное (5, 3). Гордость погубила ближайшего к Господу из ангелов, она погубила и первых людей, мечтавших сделаться подобными Богу, губит и бесчисленное множество людей.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
(Мф. 23:12; Лк. 14:11; 18:14). Нельзя думать, что мысли, изложенные в 3 и 4 стихах, совершенно тождественны. В 3 стихе излагается общая мысль, что ученики должны уподобляться детям, т.е. всем хорошим качествам, им свойственным. 4 стих представляется выводом из предыдущего, на что указывает частица ούν (и так), указывает на более частичную черту детского характера, действительно заключающуюся в смирении. Буквально “итак, кто смирит себя, как это дитя, тот — больший в Царстве Небесном”.
Толковая Библия.
Троицкие листки
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 18:2
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 2-5 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает
Беседы на Евангелие от Матфея.
Свт. Лука Крымский
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
Прп. Георгий Задонский
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 2-3 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал
Он поставил или просто дитя какое-либо, чтобы представить возраст и указать подобие невинности, или, может быть, Он поставил среди них Себя самого, как дитя, потому что Он пришел послужить, а не для того, чтобы Ему служили, так что Он подал им пример смирения. Другие под дитем имеют в виду Духа Святого, которого Иисус вложил в сердца учеников Своих, чтобы гордость их превратить в смирение.
истинно говорю вам, если не обратитесь [не изменитесь] и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное
Апостолам не заповедуется, чтобы они обратились в детство по возрасту, но по невинности, т. е. чтобы они имели через продолжительное упражнение то, что дети имеют по возрасту своему, и чтобы они были детьми не в мудрости, а в злобе.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 2-4 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди их и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию. Говоря: «если не обратитесь», показал, что от смиренномудрия они перешли к честолюбию. Итак, должно возвратиться опять туда, то есть к смиренномудрию, от которого вы уклонились.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
И призвав Иисус отроча, постави е посреди их
Марк (9:36) говорит: и объем е, рече им, а Лука (9:47): постави е у Себе. Все это было: прежде всего поставил его посреди них, затем – подле Себя, и потом обнял его. Примером дитяти желает потушить их страсть.
Толкование Евангелия от Матфея.
Прот. Иоанн Бухарев
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
Призвав, постави отроча (дитя) для примера апостолам. По преданию, это дитя был Игнатий, впоследствии епископ и священномученик антиохийский, прозванный, между прочим, также и вследствие сего Богоносцем.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
(Мк. 9:35-36; Лк. 9:47). Наставление и назидание дается не одним только словом, но и примером. Так — часто в обыкновенной жизни; подобные же, высочайшие и в полном смысле классические (если можно так выразиться), способы наставлений и научения употреблялись и Христом. Настоящий пример, Им избранный, отличается крайней простотой; но он подразумевает целый переворот в тогдашнем мышлении и воззрениях, и указывает на него. Истина, которая запечатлевается в уме и сердце этим примером, отличается такою глубиной, что и в настоящее время не вполне и всеми понимается.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
Толкование на От Матфея 18:4
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 18:4 / Мф 18:4
Иларий Пиктавийский (
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
Господь учит, что мы не можем войти в Царство Небесное, пока не вернемся в состояние детей, то есть мы должны пороки души и тела привести к простодушию детей. А детьми Он назвал всех верующих, которые слышат и приходят к вере. Дети следуют за своим отцом, любят свою мать, не знают, как желать зла ближнему, не заботятся о богатстве, не гордятся, не питают ненависти, не лгут, сказанному верят, а то, что слышат, принимают за правду. И если все это войдет в нашу привычку и станет нашей волей во всех состояниях, то для нас открыт будет путь на небеса. Итак, нам следует возвратиться к простодушию детей, ибо в нем мы окружим себя красотой Господнего смирения.
Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.
Иероним Стридонский (
Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
Подобно тому, как это дитя, — которое Я представляю вам в пример, — не бывает настойчиво в гневе, не помнит оскорбления, не услаждается, когда видит прекрасную женщину и не говорит другого, когда думает одно; и вы если не будете иметь такой невинности и чистоты духа, то не будете иметь возможности войти в Царство Небесное. А может быть понято и иначе: Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. Кто будет подражать Мне, и смирится по Моему примеру, так что настолько отречется от себя, насколько Я отрекся [от Себя], принимая на Себя вид раба (Фил. 2), тот войдет в Царство Небесное.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
иже убо смирится яко отроча сие, той есть болий во Царствии Небеснем
всякий, кто по своей воле в значительной степени смирится, как смиряется дитя не по своей воле. Нужно подражать дитяти, которое, имея, как сказано, много добродетелей, не гордится ни одною из них.
Источник: Толкование Евангелия от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
(Мф. 23:12; Лк. 14:11; 18:14). Нельзя думать, что мысли, изложенные в 3 и 4 стихах, совершенно тождественны. В 3 стихе излагается общая мысль, что ученики должны уподобляться детям, т.е. всем хорошим качествам, им свойственным. 4 стих представляется выводом из предыдущего, на что указывает частица ούν (и так), указывает на более частичную черту детского характера, действительно заключающуюся в смирении. Буквально “итак, кто смирит себя, как это дитя, тот — больший в Царстве Небесном”.
Тема: «Пока не умалитесь как дети.
Опции темы
«Пока не умалитесь как дети.
. не войдёте в Царствие Небесное». Кажется так написано в Библии. Можете ли объяснить эту фразу. И рассказать как Вы умаляетесь.
З.Ы. Некоторые дети отличаются изобретательной жестокостью и жадностью. Не лучшие качества для святости. В чём причина?
Взрослые считают, что они уже выросли. Я так не считаю. Они любят устанавливать правила. Я этим не занимаюсь. Они любят отчитывать. Мне отчитывать некого.
Смысл приведенного выражения в том, что человечеству, которое есть малолетними детьми Бога, чтобы успешно расти-развиваться, надлежит быть послушными и доверять Отцу.
Вот так и «умаляумся»: когда чего-то из происходящего с нами не понимаем, то не вопим осуждая Отца, а соглашаемся с Его Волей, понимая, что в конце концов Отец приведет нас ко взрослому состоянию.
«кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Марк, 10:15).
«итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф. 18:4)
Быть как дети – это (ИМХО) быть естественными, открытыми и восприимчивыми ко всему окружающему. Ребенок еще не знает, что он «родился в грехе»… Он не отравлен тревогой не соответствовать чьим-то ожиданиям. Он просто живет и радуется жизни. Он активно познает мир. Не философствует, не угрызает себя, не учит жить других, а просто, «чувствами всеми пятью», наслаждается Жизнью .
Приведу текст Ошо, который настолько прекрасен в контексте поднятой темы, что невозможно его не процитировать:
Просто будь мягким, текучим. Будь как облако, и всегда сохраняй чистоту и мягкость детства. Не теряй с ним контакта, и однажды ты будешь удивлен, когда обнаружишь, что ребенок, которым ты был пятьдесят лет назад, жив у тебя внутри. Если ты знаешь, как прийти с ним в контакт, внезапно ты снова ребенок.
Будьте как дети
Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).
Каждый человек растет, развивается, становится взрослее. И это не только реальность нашего времени. Даже до грехопадения человек был призван возрастать в любви Божией, развивать свои способности. Так, он познавал творение Божие, нарекал имена животным (см.: Быт. 2: 20). По мысли святителя Василия Великого, древо познания добра и зла «было дано для того, что нужна была заповедь для нашего послушания». То есть и в раю человек воспитывался, развивался.
Так же и мы, взрослея, призваны становиться лучше, возрастать физически и духовно. Мы должны овладевать своими способностями и развивать дары Божии. Неужели вопреки этому Господь говорит: «Будьте как дети» – неумелые, неразвитые, беспомощные? Интуитивно мы с вами понимаем, что Он имеет в виду. Каждый, видя ребенка, чувствует, что мы потеряли, взрослея, в чем дети действительно лучше нас. Давайте постараемся немного разобраться в том, что же Христос так ценил в детях.
В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство, лицемерие. Гармония в душе ребенка позволяет видеть гармонию и вокруг себя. Получается, что это и есть то подлинное Царство Божие, которое находится «внутри нас» (Лк. 17: 21).
Детям свойственна простота, непосредственность, особая реалистичность души. Мир фантазии и мир реальности зачастую не имеют четких границ. Осваивая окружающий мир, они тут же творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг. Это же касается и времени. Вспомните, как долго ребенок осваивает наши привычные временные категории. Он уже хорошо говорит, многое знает и помнит, но, например, «вчера» и «год назад» для него одно и то же, прошлое живет в настоящем, а настоящее довлеет над будущим. Можно сказать, что это образ будущей жизни в вечности.
Мы, получив многие знания и опыт, теряем прямую связь сердца с Богом, свойственную детям
Дети по природе своей открыты, общительны. Они впитывают в себя новые знания, а сердце их открыто для слова Божиего, добра, света. Христос, видя, как дети тянутся к Нему, внимают духом любви и чистотой сердца, в Своей молитве к Отцу Небесному говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Мы, обладая многими знаниями, разумом и опытом, теряем прямую связь сердца с Богом.
Доверчивость и благорасположенность к людям. Детям не свойственна неприязнь, злоба, вражда, ненависть к кому-либо. «На злое будьте младенцами» (1 Кор. 14: 20), – говорит апостол Павел, имея в виду то, как дети зачастую даже не видят зла вокруг, а если и чувствуют злое против себя, то очень быстро забывают и прощают обидчиков. Действительно, подобное познается подобным. Ребенок, по свойствам своим не знающий зла, не будет видеть этого зла и вокруг. Родитель, с гневом наказывающий своего ребенка, еще долго будет чувствовать тяжесть в своем сердце – последствие совершенного им греха. Ребенок же, быстро простив, снова бежит к родителю с полным любви сердцем. Все доброе, чистое вызывает у ребенка доверие и притяжение.
Вера для детей естественна, она является опытной частью их жизни. Наоборот, им несвойственны сомнения, колебания, лукавые мудрования и самооправдания. Их вера безотчетная и при этом искренняя. Ребенок с любой бедой бежит к маме, зная, что она поможет всегда. Эта вера в безусловную любовь и помощь распространяется и на жизнь духовную, естественная для ребенка вера в Бога формируется на опыте любви и доверии родителям. Дети верят в слова взрослых, для них эти слова то же, что и дела их. Если родители не бросают слов на ветер, а подтверждают разумные слова разумными делами, то обретают авторитет в глазах детей, полное доверие и сердечную дружбу. Вера детей во взрослых, вера последних в детей ведут к глубокой, искренней и естественной вере в Бога.
Ребенок обладает естественным смирением. Взрослея, мы отступаем от этой спасительной добродетели
Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… Кто умалится [смирится], как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1–4). Ребенок от рождения «умален», он обладает естественным смирением, скромностью. Взрослея, мы теряем эту спасительную добродетель и взращиваем в себе гордость, честолюбие, тщеславие. Мы уже считаем себя если и не лучше всех, то уж точно не хуже. Причем часто мы с раннего детства воспитываем в своих детях стремление быть лучше других.
Получается, что ребенок от рождения уже обладает многими качествами для жизни в Царстве Божием, но по мере взросления они ослабевают, теряются или даже заменяются противоположными страстями. Во многом этому способствуют те примеры, которые окружают растущего ребенка. Мы формируем себе подобных людей. Не имея подлинной духовной жизни, заботясь прежде всего о ценностях «мира сего», способствуем скорому отходу наших детей от их еще мало испорченной природы.
Существует путь избранных еще от чрева матери, примеры которых мы видим в житиях святых, угодивших Богу своей святой жизнью от младенчества. Однако для нас с вами Господь предлагает второй путь – путь возвращения к смиренному детскому духу: духу веры, любви, скромности, чистоты и безграничного упования на Бога.