Что значит у цыган гаджи
Гаджо
Гаджо́ или гаджё (мн. ч. «гадже́») — в цыганской философии обозначение человека, не имеющего романипэ. Таким может быть даже этнический цыган, воспитанный вне рамок цыганской культуры, не имеющий цыганских качеств и не стремящийся принадлежать к цыганскому сообществу. Но всё-таки обычно «гаджо» практически означает «нецыган». Само слово происходит от индийского слова «гавджа» — «деревенский житель» (предки цыган, как и цыгане, были артистами и ремесленниками) и является однокоренным к цыганскому слову «гав» (деревня).
Отношения цыган и гадже со стороны цыган почти не регулируются «цыганским законом». Два основных правила (рекомендации) гласят: «при отношениях с гадже цыгану лучше придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества» и «обращайся с гаджо так, как он обращается с тобой». Цыганский закон также рекомендует избегать браков с гадже, хотя и не запрещает этого.
Некоторые правила «цыганского закона» одинаковы для отношений с гадже и с цыганами. Сюда входят табу на такие действия, как убийство, изнасилование, нанесение серьёзного физического ущерба, создание условий, могущих привести к смерти, здесь же и правила общения с гостем, предписывающие заботу о его комфорте.
Слово при употреблении может иметь оттенок снисходительности, превосходства (цыгана над непричастным к романипэ), но в качестве уничижительного цыганами не используется. Для «плохого гаджо» существуют отдельные слова.
Содержание
Цыганские пословицы и поговорки, посвящённые гадже
Источник
Язык цыганский весь в загадках: Народные афоризмы русских цыган из архива И. М. Андрониковой / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и справочный аппарат С. В. Кучепатовой. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. — 648 с, данная редакция Лилит Мазикиной (отредактировано согласно литературным нормам цыганского)
Заимствование термина в другие языки
Слово гаджо (в виде gaĝo) заимствовано в похожем значении в международный язык эсперанто. В некоторых текстах можно встретить его как короткое обозначение людей, не знающих эсперанто и не знакомых с реалиями эсперанто-движения[1].
Гаджо
Из Википедии — свободной энциклопедии
Гаджо́, или гаджё (мн. ч. «гадже́») — в цыганской философии обозначение человека, не имеющего романипэ. Таким может быть даже этнический цыган, воспитанный вне рамок цыганской культуры, не имеющий цыганских качеств и не стремящийся принадлежать к цыганскому сообществу. Но всё-таки обычно «гаджо» практически означает «нецыган». Само слово происходит от индийского слова «гавджа» — «деревенский житель» (предки цыган, как и цыгане, были артистами и ремесленниками) и является однокоренным к цыганскому слову «гав» (деревня).
Отношения цыган и гадже со стороны цыган почти не регулируются «цыганским законом». Два основных правила (рекомендации) гласят: «при отношениях с гадже цыгану лучше придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества» и «обращайся с гаджо так, как он обращается с тобой». Цыганский закон также рекомендует избегать браков с гадже, хотя и не запрещает этого.
Некоторые правила «цыганского закона» одинаковы для отношений с гадже и с цыганами. Сюда входят табу на такие действия, как убийство, изнасилование, нанесение серьёзного физического ущерба, создание условий, которые могут привести к смерти, здесь же и правила общения с гостем, предписывающие заботу о его комфорте.
Слово при употреблении может иметь оттенок снисходительности, превосходства (цыгана над непричастным к романипэ), но в качестве уничижительного цыганами не используется. Для «плохого гаджо» существуют отдельные слова.
Цыгане себя называют «рома», евреев — «бибол-до», а кого они называют «гадже»?
Гаджо́ или гаджё (мн. ч. «гадже́») — в цыганской философии обозначение человека, не имеющего романипэ. Таким может быть даже этнический цыган, воспитанный вне рамок цыганской культуры, не имеющий цыганских качеств и не стремящийся принадлежать к цыганскому сообществу. Но всё-таки обычно «гаджо» практически означает «нецыган». Само слово происходит от индийского слова «гавджа» — «деревенский житель» (предки цыган, как и цыгане, были артистами и ремесленниками) и является однокоренным к цыганскому слову «гав» (деревня).
Отношения цыган и гадже со стороны цыган почти не регулируются «цыганским законом». Два основных правила (рекомендации) гласят: «при отношениях с гадже цыгану лучше придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества» и «обращайся с гаджо так, как он обращается с тобой». Цыганский закон также рекомендует избегать браков с гадже, хотя и не запрещает этого.
Некоторые правила «цыганского закона» одинаковы для отношений с гадже и с цыганами. Сюда входят табу на такие действия, как убийство, изнасилование, нанесение серьёзного физического ущерба, создание условий, могущих привести к смерти, здесь же и правила общения с гостем, предписывающие заботу о его комфорте.
Слово при употреблении может иметь оттенок снисходительности, превосходства (цыгана над непричастным к романипэ), но в качестве уничижительного цыганами не используется. Для «плохого гаджо» существуют отдельные слова.
Гаджо
Отношения цыган и гадже со стороны цыган почти не регулируются «цыганским законом». Два основных правила (рекомендации) гласят: «при отношениях с гадже цыгану лучше придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества» и «обращайся с гаджо так, как он обращается с тобой». Цыганский закон также рекомендует избегать браков с гадже, хотя и не запрещает этого.
Некоторые правила «цыганского закона» одинаковы для отношений с гадже и с цыганами. Сюда входят табу на такие действия, как убийство, изнасилование, нанесение серьёзного физического ущерба, создание условий, могущих привести к смерти, здесь же и правила общения с гостем, предписывающие заботу о его комфорте.
Слово при употреблении может иметь оттенок снисходительности, превосходства (цыгана над непричастным к романипэ), но в качестве уничижительного цыганами не используется. Для «плохого гаджо» существуют отдельные слова.
Связанные понятия
Эта статья посвящена истории и семантическим нюансам слова «негр», а также его русским и иностранным аналогам. Чтобы получить информацию о расе, смотрите статью «Негроидная раса».Негр (от исп. negro «чёрный (цвет)», устар. русск. арап ← арабы, до начала XX века мавр) — в русском языке основное название людей негроидной расы. Кроме того, в России неграми называют также и особо темнокожих мулатов, хотя в регионах компактного проживания темнокожего населения (например, в Латинской Америке и ЮАР) между.
Офенский (ранее «суздальское наречие», самоназвание — «фе́ня»), Кантюжный, Ламанский, Аламанский или Галивонский язык — язык, сформировавшийся на Руси, в эпоху Средневековья, и первоначально использовавшийся офенями (бродячими торговцами).
Современная антропонимическая модель у узбеков трёхчленна: личное (индивидуальное) имя, отчество, фамилия.
«Я ром, а ты гадже»
«(. ) Для цыган внешний мир — гадже (gaje). Запомните это важное слово. Цыганское мировоззрение по отношению к гадже сродни философии крестьянина к барану или чукчи к оленю — они могут любить конкретное животное, но не забывают состричь с него шерсть, снять шкуру и скушать. Гадже для цыган — естественный природный кормилец, но так как он не хочет это делать добровольно, для того и существуют наработанные веками способы отъема “положенного”.
Нельзя сказать, что цыгане враждебны к не цыганам, но относятся к ним, как белые к племенам аборигенов, с чувством снисходительности и превосходства. Обман — естественное состояние цыгана. В тех случаях, когда цыган говорит правду, он клянется жизнью родителей, умершими бабушками-дедушками. Это только для своих. С не цыганами можно безнаказанно клясться чем угодно. (. )
Водораздел между цыганами и гадже касается всех сфер жизни. Главное неприятие: гадже “нечистые” существа. Для того чтобы понять тяжесть этого “обвинения”, надо знать, насколько важное место в жизни ромов играет чистота, не столько в бытовом плане, сколько в метафизическом. Главные разносчики “заразы” — женщины и не цыгане. “Нечистота” цыганок не считается чем-то предосудительным, просто в связи с их физиологическими особенностями: менструациями, беременностями, родами. На сей счет существует целый катехизис, что можно, что нельзя в эти периоды. Например, готовить, мыть посуду. Нашим бы женщинам такие порядки! Когда у девочки наступает первая менструация, с этой поры ее одежда и белье стираются отдельно от детской и мужской.
Мужчины считаются чистыми созданиями, но только наполовину — все, что ниже пояса — “тело второго сорта”. То же самое у женщин. (. ) Мужчины носят только брюки, женщины юбки до пят. В отличие от Джаннет Джексон, цыганка может прилюдно обнажить грудь, и это не считается чем-то эротическим и зазорным, но показ ног — верх бесстыдства.
Самое страшное оскорбление для цыгана, если цыганке удастся махнуть ему по лицу подолом. Он ходит в “чумных”, и ему надо пройти целый комплекс мер по “дезактивации”. Цыгане стремятся снимать жилье, чтобы над ними никого не было. Наверху может жить женщина, и “зараза” от нее будет сыпаться с потолка на несчастные головы всей семьи.
В отличие от цыган, гадже любого пола и возраста нечисты абсолютно, без каких-либо исключений. Поэтому ромы относятся к ним с брезгливостью, но так как без гадже не проживешь, приходится соблюдать технику безопасности. Снимая квартиру или дом, цыгане первым делом красят стены или клеят новые обои, драят углы, особой “дезинфекции” подвергается пол, как главный накопитель заразы. В кафе и рестораны идут, только когда нет выхода. Просят пластиковую посуду. Если одноразовых приборов нет, едят руками. Не моются в городских банях, не купаются в бассейнах и на пляжах, стараются избегать общественных туалетов, безопасней свернуть за угол. После каждого контакта с гадже тщательно моют руки.
Можно подумать, что цыгане такие же чистюли в своем доме. Отнюдь не всегда. Могут бросать объедки на пол вместе с окурками, затем все сметают и выбрасывают на заднем дворе. Им совершенно безразлично, что будет за пределами жилища.
При всей экзотике философии чистоты, реально она является одним из элементов, цементирующих цыганское сообщество и заставляющее держаться друг друга. “Зацикленность” на чистоте диктует свои императивы поведения во множестве ситуаций. Например, чем дольше цыган оторван от своих, тем большую дозу загрязнения он получает и тем труднее ему потом снова влиться в дружный коллектив. Поэтому цыганки рожают дома. Если приходится в госпитале, то мать и ребенок проходят тщательную “санобработку”. Естественно, все личные вещи остаются в больнице, чтобы не принести “грязь” с собой. (. )
Для нормального цыгана есть только две причины для контактов с гадже: экономическая или вынужденная необходимость. Всякое сближение на личной почве осуждается, включая даже школьную дружбу. Гадже для ромов — абсолютный антипод. Любовные отношения с “нечистыми” и брак заканчиваются высшей мерой цыганского наказания: мариме (marime) — временным или пожизненным отлучением.
При всей консервативности уклада цыганские законы допускают различные трактовки и послабления. Например, цыган может жениться на не цыганке, но при всем желании и старании жена до конца жизни будет в общине парией. Если девушка забеременела “на стороне”, родители стремятся, чтобы она оставила ребенка в больнице. Всему этому вполне “разумное”, с точки цыган, объяснение: гадже под боком все равно, что домашний Чернобыль, — источник постоянного загрязнения. В свете этого, смешными кажутся мифы о краже детей цыганами. Зачем им грязные гадже, когда своих чистых не сосчитать! (. )
Еще один миф о свободолюбивой, вольной и гордой натуре цыган. Это не более, чем внешний антураж: живу, как хочу; делаю, что хочу; еду, куда хочу. На самом деле, в цыганской общине “голос единицы тоньше писка”. Цыган с рождения до смерти повязан со своей общиной тысячью нитей и без нее не может сделать ни шагу. Цыган вообще не бывает один, все время среди родственников и сородичей. Дома, в кочевьях, на приработках, в горе и радости. Оставаться одному для него дико, необычно и экстремально. Цыган — полностью социальное существо.
Вся цыганская жизнь расписана по нотам. Главная партитура — Romania (“путь цыган”) — неписаная конституция, свод моральных правил и норм поведения, высший закон, интерпретируемый старейшинами и цыганскими баронами. Знание Romania — один из весомых аргументов при выдвижении в лидеры общины.
Поскольку цыганская жизнь протекает на виду, и каждый повязан со всеми, общественное мнение является мощным социальным фактором. Цыгане чутко реагируют на сплетни и слухи, моментально мотая негатив на ус и делая выводы. Простые споры внутри фамилии или кумпании обычно разрешают старейшины или цыганские бароны, посложней — на совете “аксакалов” (diwanya), серьезные или криминальные — на цыганском трибунале (kris). Судебные процессы — открытые, приговоры окончательные и обжалованию не подлежат. Неисполнение грозит общественным остракизмом, поэтому никто не рискует игнорировать решения “судебных инстанций”. (. )»