Что значит тянуть жребий
Значение слова «жребий»
1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на что-л. Тянуть жребий. Достаться по жребию.
2. перен. Трад.-поэт. Судьба, участь. Для бедной Тани Все были жребии равны. Пушкин, Евгений Онегин. Погибну я за край родной, — Я это чувствую, я знаю… И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю! Рылеев, Наливайко. Его, казалось, ожидал не совсем обыкновенный жребий. И. Гончаров, Обыкновенная история.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
условный предмет, вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-либо. (См. Выборы по жребию, Жеребьёвка)
(перен. устар.) Судьба, участь, доля.
Жребий (книга) — роман Стивена Кинга.
Жребий (Salem’s Lot) — телесериал.
Возвращение в Салимов удел (A Return to Salem’s Lot).
Салимов Удел (Salem’s Lot) — телесериал.
ЖРЕ’БИЙ, я, м. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-н. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-н., порядок какой-н. очереди или решающий что-н. спорное. Тянуть ж. Вынуть ж. Метать, бросать ж. Достаться по жребию. 2. перен. Судьба, участь, доля (книжн. устар.). Для бедной Тани
все были жребии равны.
Пшкн. Познай мой ж. злобный. Пшкн. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
жре́бий
1. предмет, применяемый при жеребьёвке ◆ Попадали на службу те, кто вытянул жребий с меньшими номерами, приблизительно 25-30% всех проходивших жеребьёвку. Жанна Кормина, «Воинская присяга: к истории одного перформатива // «Неприкосновенный запас»», 15.01.2004 г. (цитата из НКРЯ)
2. судьба, доля, то, что досталось по жребию ◆ Исполняя совет бояр и старцев, он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц киевских надлежало погибнуть в удовольствие мнимых богов ― и жребий пал на юного варяга, прекрасного лицом и душою, коего отец был христианином. Карамзин, «История государства Российского: Том 1», 1803-1818 г. (цитата из НКРЯ)
3. участь, назначение ◆ Я предузнал мой жребий, мой конец, // И грусти ранняя на мне печать; // И как я мучусь, знает лишь творец; // Но равнодушный мир не должен знать, // И не забыт умру я. Лермонтов, «1831-го июня 11 дня : «Моя душа, я помню, с детских лет. »», 11 июня 1831 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Глава богов сосуд из злата и порфира // Велел себе подать, где жребьи крылись мира. Державин, «Пролог на рождение в Севере порфирородного отрока почерпнутый из древнего варяго-русского баснословия, в трех действиях», 1799 г.
Значение слова жребий
Словарь Ушакова
жр е бий, жребия, муж.
1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию.
Этимологический Словарь Русского Языка
Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок).
Слово славянского происхождения, встречается еще в старославянском языке.
Самое раннее значение – «нечто отрезанное». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в.
Встречается в древнепрусском: girbin – «число».
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось, например, который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как, например, Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1 Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1 Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1 Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. «В пОлу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его — от Господа». Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в пОлу (одежды), но слово «в пОлу» может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.
Фразеологический словарь (Волкова)
Библейский Словарь к русской канонической Библии
жр’ебий — как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» ( Пс.15:5 ; Ис.17:14 ; Иер.13:25 ; Деян.8:21 ; Деян.26:18 ).
Православная энциклопедия
способ решения спорных вопросов у древних иудеев. Это расценивалось как непосредственное обращение к Всевышнему (Притчи Соломона, 16, 33). В день очищения с помощью жребия решался вопрос о том, какой из двух козлов будет заклан в качестве очистительной жертвы, а какой будет отпущен в пустыню (козел отпущения). По жребию были выбраны города, в которых селились левиты. Он также определял виновного в проступке, согласно ему распределялось время служб для священников. Кроме того, он указывал, кого следует выбрать первым царем. В общем, с помощью жребия решались буквально все дилеммы, возникавшие в жизни древних иудеев. Новозаветная церковь тоже переняла этот древний обычай. Например, взамен отпавшего Иуды с помощью жребия был выбран апостол Матфей (Деяния апостолов, 1, 15–26). И даже «распявшие же Его [Господа] делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Матфея, 27, 35).
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Условный предмет (билет, монета и т.д.), вынимаемый из числа одинаковых для разрешения спора или установления очерёдности.
* Тянуть жребий. Достаться по жребию. *
Библия: Тематический словарь
(бросание жребия)
А. В каких случаях бросали жребий
1. Когда богоизбранному народу необходимо было принять решение
♦ выбирая козла в день искупления:
♦ разделяя Ханаан между племенами Израиля:
♦ определяя неправую сторону:
♦ назначая обязанности священникам и левитам:
1Пар 24:5,31; 1Пар 26:13–16; Лк 1:5-9
♦ решая, кто будет жить в Иерусалиме:
♦ избирая апостола вместо Иуды:
2. Решения, которые принимали язычники, бросая жребий
♦ выбор для истребления Иудеев Аманом:
♦ определение греховности Ионы моряками:
♦ решение судеб отдельных людей владельцами побежденных Израильтян:
Иоил 3:3; Авд 11; Наум 3:10
♦ для разделения одежд Иисуса:
Б. Решения при бросании жребия от Господа:
В. Урим и туммим — форма бросания жребия:
Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; Ис 28:6
Словарь Ожегова
ЖРЕБИЙ, я, м.
1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [ первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено).
2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. комун.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— в древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах «Афинской политии» Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах — у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kü rzeren ziehen).
Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).
А. М. Л.
В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.
тянуть жребий
Смотреть что такое «тянуть жребий» в других словарях:
ЖРЕБИЙ — ЖРЕБИЙ, жребия, муж. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что нибудь, порядок какой нибудь очереди или решающий что нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть … Толковый словарь Ушакова
тянуть — глаг., нсв., употр. часто Морфология: я тяну, ты тянешь, он/она/оно тянет, мы тянем, вы тянете, они тянут, тяни, тяните, тянул, тянула, тянуло, тянули, тянущий, тянувший, тянутый; св. вытянуть, потянуть, протянуть 1. Если вы тянете … Толковый словарь Дмитриева
жребий — я, м. 1) Условный предмет, вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов для разрешения спора, установления права на что л., а также само решение вопроса подобным образом. Тянуть жребий. Достаться по жребию. Мы бросим жребий, кому первому … Популярный словарь русского языка
ЖРЕБИЙ — ЖРЕБИЙ, я, муж. 1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.:… … Толковый словарь Ожегова
тянуть — тяну/, тя/нешь; тя/нущий; тя/нутый; нут, а, о; нсв. см. тж. тянуться 1) а) кого что Взяв, ухватив край, конец чего л., перемещать, тащить к себе силой, усилием. Тяну/ть канат. Пусти, не тяни платье! … Словарь многих выражений
тянуть — тяну, тянешь; тянущий; тянутый; нут, а, о; нсв. 1. кого что. Взяв, ухватив край, конец чего л., перемещать, тащить к себе силой, усилием. Т. канат. Пусти, не тяни платье! Тяни верёвку на себя! Братишка тянет сестру за рукав. Куда ты меня тянешь?… … Энциклопедический словарь
жребий — я; м. 1) Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую л. обязанность или право на что л. Тянуть жре/бий. Достаться по жребию. 2) трад. поэт. Судьба, участь. Жалкий … Словарь многих выражений
жребий — я; м. 1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую л. обязанность или право на что л. Тянуть ж. Достаться по жребию. 2. Трад. поэт. Судьба, участь. Жалкий ж.… … Энциклопедический словарь
тяну́ть — тяну, тянешь; прич. наст. тянущий; прич. страд. прош. тянутый, нут, а, о; несов. 1. перех. Взяв, ухватив край, конец чего л., перемещать, приближать к себе с силой, усилием. Тянуть канат. Тянуть рукоять на себя. □ [Тема] хватает за платье сестру … Малый академический словарь
жре́бий — я, м. 1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую л. обязанность или право на что л. Тянуть жребий. Достаться по жребию. 2. перен. трад. поэт. Судьба, участь.… … Малый академический словарь
ЖРЕБИЙ
Наверное, в жизни каждого человека возникали ситуации, когда нужно принять какое-либо решение, но сложно сделать выбор. Как быть в этом случае?
Достаточно часто люди прибегают к такому нехитрому способу, как подбрасывание монетки, вытягивание сломанной спички и тому подобное. То есть решение как бы отдается на волю случая.
Интересно, что Библия также полна подобных примеров. Согласно Библейскому иллюстрированному словарю Нельсона, в Ветхом Завете упоминается 70 случаев бросания жребия, а в Новом Завете – семь.
Согласно словарю, жребий – это условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное.
Возникает вопрос: насколько правомерно с точки зрения верующего человека использование жребия при принятии какого-либо решения? Ведь в древние времена у языческих народов метание жребия было одной из разновидностей гадания, подобного гаданию по картам, звёздам, печени, кофейной гуще. К примеру, когда пророк Иона пытался бежать на корабле от поручения Бога проповедовать в Ниневии, его настиг сильный шторм. Тогда корабельщики-язычники бросили жребий, чтобы определить виновника, из-за которого поднялась буря. Жребий указал на Иону. Причем правильно указал.
Тем не менее, в Библии описаны случаи, когда Бог повелел Своему народу решать некоторые вопросы с помощью жребия.
Так было, например, при распределении земли Обетованной между коленами Израиля :
Чис.26:55-56 « по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы; по жребию должно разделить им уделы их, как многочисленным, так и малочисленным »
В этом проявилась Премудрость Божия, так как таким образом удалось избежать серьезных распрей. Из истории печально известно, что самые болезненные и кровавые споры бывали из-за территорий. Но в данном случае все представители избранного народа знали, что способ деления жребием определил сам Господь. Кроме того, в Книге Притчей сказано:
Притч. 16:33 « В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа »
Таким образом, на протяжении многовековой истории Израиля практически не было между коленами недовольства своими уделами.
Также по жребию определялось служение священников и левитов в доме Господнем (1 Пар. 24: 5; 25: 8).
Более того, два важных еврейских праздника связаны со жребием:
Еще во времена Аарона возник следующий обряд:
Этот обряд стал частью иудейского праздника Йом-Кипур (День Искупления).
Второй важный праздник – Пурим.
Есф.9:20-28 « И описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям, которые в областях царя Артаксеркса, к близким и к дальним,
21 [о том], чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его,
23 И приняли Иудеи то, что уже сами начали делать, и о чем Мардохей написал к ним,
24 как Аман, сын Амадафа, Вугеянин, враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур, [жребий], об истреблении и погублении их…
26 Потому и назвали эти дни Пурим, от имени: пур… »
Интересно, что после царя Давида использование Урима и Туммим а для определения воли Божьей не встречается. В этот период Господь открывает свою волю через пророков.
В Новом Завете вспоминается два наиболее ярких использования жребия:
1) когда воины бросали жребий при разделе одежды Иисуса Христа, в чем исполнилось одно из пророчеств о Мессии (Мф.27:35);
2) когда происходили выборы нового Апостола вместо выбывшего Иуды (Деян.1:26).
Кстати, по поводу второго случая некоторые богословы утверждают, что ученики Христа «погорячились», так как двенадцатым Апостолом по замыслу Бога должен был стать Павел.
Итак, как же надлежит ответить на вопрос: могут ли христиане использовать жребий как метод решения проблемных вопросов?
Прежде всего, хотелось бы заметить, что жребий бывает разный. Можно разделить использование жребия на две группы и определить их как «жребий определяющий» и «жребий распределяющий».
Жребий определяющий – это использование жребия для принятия какого-либо важного решения. Когда человек в силу различных причин не способен самостоятельно принять решение, когда возможные варианты в его глазах имеют примерно одинаковую ценность, он позволяет жребию поставить точку в его сомнениях. Такой жребий вряд ли можно рекомендовать христианину, поскольку у него есть иные источники получения необходимого ответа. Бог дал нам разум, дар рассуждения, Он сам присутствует в нашем разуме.
Так, псалмопевец, обращаясь к Богу, просит:
Пс.42:3 « Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои »
Господь в Иисусе Христе ответил на эту просьбу, поскольку Иисус говорит: « Я – свет миру » (Ин.8:12). « Я есмь путь, истина и жизнь » (Ин.14:6). Он способен вести нас по жизни и открывать свою волю в любых наших обстоятельствах. Кроме того, сказано:
Ин.16:13 « Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам »
Дух Святой готов открыть нам решение любых наших проблем, предвидя последствия каждого решения.
Таким образом, к примеру, если девушке нравятся два парня, и она никак не может сделать выбор – то, конечно же, не жребием решаются такие вопросы…
Кроме того, такое использование жребия очень близко лежит к оккультизму, и часто им заканчивается. Ведь человек в этом случае обращается к чему-то необъяснимому и порабощает свой интеллект ( так как он не видит решения и рассчитывает на то, что «случай» лучше распорядится ситуацией, чем он сам ) и свою волю ( так как он готов подчиниться тому решению, которое откроет ему «монетка» или «спички» ). Показательный случай произошел с Саулом, первым иудейским царем:
1 Цар.28:6-7 « И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков. Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее »
Если Бог в нашей жизни молчит, и мы не видим решения наших проблем, то надо посмотреть на свое духовное состояние, а не винить во всем Бога.
Жребий распределяющий – это технический прием, который применяется во многих жизненных ситуациях ( например – жеребьевка в спорте, определение порядковых номеров партий на выборах, распределение участков в садоводческом кооперативе …). Как сказано в Притчах:
Пр.18:18 « Жребий прекращает споры и решает между сильными »
То есть в некоторых ситуациях люди прибегают к жребию из чувства справедливости ( чтобы никому не было обидно ), или чтобы не брать на себя ответственность и избежать обвинений недовольных результатами определенного решения.
В этом случае нет ничего греховного, если люди используют жребий, но только если все участники признают жеребьевку как метод решения вопроса и готовы принять результаты этого жребия.
В любом случае лучший выход – это упование на волю Божью и стремление решать все вопросы полюбовно, а не расчет на удачу при метании жребия.
тянуть жребий
Смотреть что такое «тянуть жребий» в других словарях:
ЖРЕБИЙ — ЖРЕБИЙ, жребия, муж. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что нибудь, порядок какой нибудь очереди или решающий что нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть … Толковый словарь Ушакова
тянуть — глаг., нсв., употр. часто Морфология: я тяну, ты тянешь, он/она/оно тянет, мы тянем, вы тянете, они тянут, тяни, тяните, тянул, тянула, тянуло, тянули, тянущий, тянувший, тянутый; св. вытянуть, потянуть, протянуть 1. Если вы тянете … Толковый словарь Дмитриева
жребий — я, м. 1) Условный предмет, вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов для разрешения спора, установления права на что л., а также само решение вопроса подобным образом. Тянуть жребий. Достаться по жребию. Мы бросим жребий, кому первому … Популярный словарь русского языка
ЖРЕБИЙ — ЖРЕБИЙ, я, муж. 1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.:… … Толковый словарь Ожегова
тянуть — тяну/, тя/нешь; тя/нущий; тя/нутый; нут, а, о; нсв. см. тж. тянуться 1) а) кого что Взяв, ухватив край, конец чего л., перемещать, тащить к себе силой, усилием. Тяну/ть канат. Пусти, не тяни платье! … Словарь многих выражений
тянуть — тяну, тянешь; тянущий; тянутый; нут, а, о; нсв. 1. кого что. Взяв, ухватив край, конец чего л., перемещать, тащить к себе силой, усилием. Т. канат. Пусти, не тяни платье! Тяни верёвку на себя! Братишка тянет сестру за рукав. Куда ты меня тянешь?… … Энциклопедический словарь
жребий — я; м. 1) Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую л. обязанность или право на что л. Тянуть жре/бий. Достаться по жребию. 2) трад. поэт. Судьба, участь. Жалкий … Словарь многих выражений
жребий — я; м. 1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую л. обязанность или право на что л. Тянуть ж. Достаться по жребию. 2. Трад. поэт. Судьба, участь. Жалкий ж.… … Энциклопедический словарь
тяну́ть — тяну, тянешь; прич. наст. тянущий; прич. страд. прош. тянутый, нут, а, о; несов. 1. перех. Взяв, ухватив край, конец чего л., перемещать, приближать к себе с силой, усилием. Тянуть канат. Тянуть рукоять на себя. □ [Тема] хватает за платье сестру … Малый академический словарь
жре́бий — я, м. 1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую л. обязанность или право на что л. Тянуть жребий. Достаться по жребию. 2. перен. трад. поэт. Судьба, участь.… … Малый академический словарь