Что значит цветовая гамма
Цветовая гамма и ее значение в дизайне
Цветовой гаммой называется совокупность оттенков и цветов, которые гармонируют между собой, то есть, их можно использовать вместе для оформления интерьера, покраски автомобиля, или какого-либо другого предмета – в общем, для разработки дизайна, и они, сочетаясь между собой, не будут « мозолить глаза ».
Подбор цветов является очень важной задачей, так как они могут непосредственно влиять на настроение человека и его физическое состояние: некоторые цвета имеют свойство раздражать нервную систему, а другие наоборот – успокаивают ее.
Даже существует такое направление в нетрадиционной медицине как « цветотерапия » — лечение и выявление некоторых психических расстройств с помощью цвета. Именно поэтому цветовая гамма, окружающая человека, не должна раздражать его, так как это влечет за собой нервное истощение и различные болезни.
Тепло и холод
Классификация цветовой гаммы, в зависимости от цветов и оттенков, которые они в себя включают, делится на две группы:
Выбор цветовой гаммы
Существует несколько способов осуществить корректный подбор цветовой гаммы:
Сочетание цветовой гаммы
Для того чтобы правильно понять правила, по которым определяется сочетание цветовой гаммы, необходимо воспользоваться цветовым кругом ( для наглядности ). Существует несколько видов сочетания цветов:
Данные секреты помогут создать корректную совместимость цветовой гаммы без особого труда. Просто нужно следовать правилам использования цветового круга.
Зачем нужна таблица сочетания цветов
Таблица сочетания цветов так же, как и цветовой круг, является удобным вспомогательным инструментом для дизайнера, так как в ней наглядно изображены группы гармонирующих друг с другом цветов:
Такая таблица совместимости цветовой гаммы дает возможность человеку, не владеющему дизайнерским талантом, правильно подобрать цвета для своего продукта, будь то деревянный комод или веб-сайт.
Выбор цветовой гаммы для сайта
Ни для кого не секрет, что оформление сайта имеет такое же большое значение, как и его контент. Поэтому разработчик должен учитывать данный аспект, чтобы ресурс был успешным. Если цветовая гамма для сайта подобрана корректно, то она будет располагать к себе посетителя, что даст возможность удержать его на данном ресурсе.
Выполнив следующие действия, можно с легкостью подобрать гамму для своего сайта:
Как работать с хроматическим кругом
Хроматический круг выступает вспомогательным инструментом для дизайнеров, перед которыми частенько возникает задача подбора цветовых гамм. В основе данного « устройства » лежат три основополагающих цвета: красный, желтый и синий:
Если попарно смешать основные цвета, то получатся еще три цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Как видно на картинке, изображение хроматического круга формируется из цветов первого, второго порядка и промежуточных между ними.
Таким образом, если дизайнеру или любому другому человеку понадобиться подобрать цветовую гамму так, чтобы она была скомпонована из гармонирующих цветов, то ему пригодятся такие вспомогательные инструменты, как цветовой круг, хроматический круг, а также онлайн-ресурсы по составлению цветовых гамм.
Теория цвета как основа для дизайна и иллюстрации
Цвета присутствуют во всем, выражаясь во множестве оттенков, градиентов и комбинаций. Если повнимательнее рассмотреть окружающий нас мир, то можно удивиться, насколько большим разнообразием цветов и оттенков он наполнен. В то время как некоторые из них непосредственно вызывают в нас приятные чувства, существуют также и уникальные цветовые смеси, оказывающее заметное влияние на человеческие эмоции. Для лучшего же понимания всех этих особенностей, необходимо знать теорию цвета.
Для дизайнеров эта теория является руководящим принципом, определяющим восприятие и, в частности, применение цветов. Что в живописи, что в дизайне, что в иллюстрации, цвета имеют первостепенное значение. Для эффективного их использования важно быть знакомым с такими понятиями, как комплементарные (дополнительные) цвета, сплит-комплементарные и триадические. Все их усвоить можно, опять же, исходя из теории цвета. Дизайнеры зачастую опираются на нее и цветовой круг при выборе подходящих цветовых смесей, способных передать посыл и эмоции бренда или людей.
Независимо от того, работаете ли вы профессиональным дизайнером или иллюстратором, а может просто увлекаетесь живописью, чем больше вы знаете о теории цвета, тем лучших результатов достигаете. С ее помощью можно получить ответы на ряд важнейших вопросов, например какие цвета смешивать для получения нужного тона, или какой уровень оттенка, насыщенности и яркости будет более подходящим. В данной статье я познакомлю вас с основами этой теории, а также представлю некоторые советы и эффективные способы достижения цветовой гармонии и совершенного дизайна.
Немного истории
В древности цвета существовали в форме пигментов, например в виде цветной почвы, угля или животного жира. Древние цивилизации, например Египтяне создавали произведения искусства с помощью пигментов, получаемых из минералов, в связи с чем наиболее распространенным в их произведениях был синий цвет. С течением лет различные выдающиеся художники привносили весомый вклад в живопись, и эволюция цвета продолжалась. Тот же великий Леонардо да Винчи исследовал различные особенности и принципы создания цветов, о чем писал в своих рукописях.
С тех пор история цвета развивалась путем исследований и научных экспериментов. В 18 веке уже начала формироваться сама наука о цвете – колористика. В 1704 году сэр Исаак Ньютон совершил прорыв, когда в результате эксперимента с призмой открыл, что свет состоит из нескольких цветов. Несмотря на то, что тогда многие сочли это утверждение спорным ввиду всеобщего убеждения, что свет является бесцветным, открытие все же легло в основу известной нам сегодня теории цвета.
Эксперименты показали, что красный, желтый и синий являются основными цветами, из которых можно получить все остальные. Ньютон также создал первую версию цветового круга, который существенно повлиял на дальнейшую историю и принципы работы с цветом. Параллельно с этим начала формироваться и другая концепция, определявшая, что, смешиванием основных цветов можно получать уже другие, а именно фиолетовый, оранжевый и зеленый. Трансформация знаний продолжалась, и цветовой круг постепенно дорабатывался.
В дальнейшем благодаря системе Манселла он был дополнен третичными цветами, такими как желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. Альфред Манселл также был выдающимся исследователем цвета, который расширил размерность идей Исаака Ньютона. В своих работах Манселл определил, что двухмерный цветовой круг подходит для описания только одного измерения цвета. В итоге он первым представил цвет в трехмерном цветовом пространстве через три его атрибута: тон, значение (яркость) и хроматичность. Сегодня дизайнеры используют цветовой круг для создания красивых притягательных работ с помощью палитр, в основе которых лежит теория цвета.
Цвет и его теория
Чтобы лучше понять цвет и его теорию, мы для начала вспомним, какие в цветовом круге существуют категории.
Основные цвета выступают основой для получения всех остальных цветов. К ним относятся красный, синий и желтый. (примечание: данное определение характерно для художественной системы цветовоспроизведения, которая расходится с аддитивной системой RGB Максвелла, где основными цветами являются красный, зеленый и синий).
Вторичные цвета получаются совмещением двух основных. К ним относятся оранжевый, фиолетовый и зеленый.
Третичные цвета создаются смешиванием основных со вторичными. Всего их насчитывается шесть: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый и желто-оранжевый.
Категории цветов
Цветовой круг представляет основные, вторичные, третичные цвета, а также их оттенки, тени и тональности. Он выступает в качестве ориентира, позволяя дизайнерам создавать уникальные и привлекательные цветовые палитры.
Основные термины колористики
Различные температуры цветов
Тон указывает на цветовой пигмент и может полноправно называться соответствующим цветом.
Хроматичность описывает чистоту цвета. Высокая хроматичность тона указывает на то, что в нем отсутствует черный, серый и белый. С другой стороны, присутствие черного или серого просто снижает хроматичность. Дизайнер должен понимать, что следует избегать использования тонов со схожей хроматичностью и предпочитать брать те, чья хроматичность отличается на несколько оттенков.
Насыщенность определяет, как выглядит тон при различный условиях освещения. Для достижения цветового соответствия рекомендуется использовать степени насыщенности, максимально приближенные к природным.
Тональности представляют цвета, получающиеся после добавлении в тон серого. Смотрятся они тускло и скучно, как старые программы, в связи с чем подходят далеко не для всех дизайнерских решений. Тем не менее, если в проект нужно добавить винтажный эффект, с их помощью можно сделать это более элегантно.
Тени используются для затемнения цвета путем добавления в его тон черного.
Значение (яркость) цвета отражает его светлоту или темноту.
Оттенок противоположен тени и отражает, сколько белого было добавлено к цвету. Оттенки зачастую применяются в области женского дизайна, и их в изобилии можно встретить на сайтах, посвященных родительству или воспитанию юных детишек.
Цветовые палитры
Смешивание цветов в поиске нужных комбинаций является интересным и увлекательным занятием, особенно для дизайнеров. С помощью цветовой палитры они добиваются нужных красочных решений при проектировании UI или логотипов. В умелых руках таким образом создаются визуально привлекательные фирменные стили, которые успешно резонируют с эмоциями целевой аудитории.
Дизайнер оперирует богатым арсеналом цветовых схем, при использовании которых очень важно добиваться гармонии. В этом как раз и помогают цветовые палитры, позволяя получать согласованный и эстетически привлекательный дизайн. Придуманы они были не одно тысячелетие назад, но в современной цифровой эпохе получили еще большую популярность. Цветовые палитры представляются в форме HEX-кодов, с помощью которых мы сообщаем компьютеру о том, какой цвет нам нужен.
Цветовая палитра
Виды цветовых палитр
Монохроматическая
Подразумевает использование одного цвета, его тональностей и теней. Монохроматическая цветовая гармония всегда оказывается предпочтительным выбором. За счет уникального контраста оттенков она делает дизайн более привлекательным.
Монохроматическая цветовая схема
Аналоговая
Аналоговые палитры основываются на цветах, располагающихся рядом на цветовом круге. Такие палитры используются в случаях, когда нужно создать дизайн без контрастов. В оформлении сайтов это означает соблюдение гармонии цвета за счет заполнения фона страницы аналоговыми цветами.
Аналоговая цветовая схема
Комплементарная
Комплементарная палитра строится на основе двух противоположных цветов круга и используется для создания эффекта контраста.
Комплементарная цветовая схема
Сплит-комплементарная
В основе сплит-комплементарной схемы лежит та же контрастная пара цветов, только в этом случае один из них разбивается на два соседних.
Сплит-комплементарная цветовая схема
Триадическая
Триадическая цветовая схема строится из трех равноудаленных друг от друга цветов круга. С помощью такой палитры удается одновременно добиться и контраста, и гармонии.
Триадическая цветовая схема
Прямоугольная
Прямоугольная палитра включает две пары комплементарных цветов. Наиболее опытные дизайнеры используют ее для создания завораживающих изображений.
Прямоугольная цветовая схема
В современном цифровом мире существует широкий спектр инструментов для создания цветовых палитр. Можно выбирать цвета из предлагаемого этими инструментами круга и автоматически генерировать HEX-коды для дальнейшего использования в проектах. Существуют также инструменты, генерирующие цветовые палитры на основе загружаемых изображений. Такой способ создания нужных палитр очень эффективен и существенно сокращает время разработки дизайна.
К известным инструментам работы с палитрами относятся:
Adobe Color
Coolors
Canva Color Wheel
Paletton
Color Hunt
Психология цвета
Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. В окружающей нас повседневной действительности можно заметить, что, как правило, яркие и привлекательные цвета оказываются более желанными и притягательными, в то время как темные оттенки обычно навевают хмурое настроение и чаще ассоциируются со стариной.
То же можно сказать о тепловом восприятии цветов. Например, красный, оранжевый и желтый ассоциируются с ощущением тепла, синие оттенки, наоборот, связывают с холодом или водой, а зеленые цвета с природой. Все эти ощущения являются результатом того, как именно глаза воспринимают цвет, передавая в мозг определенный сигнал, который обрабатывается мозгом и отражается в том или ином настроении. Исследованиями в области психологии восприятия цвета занимаются многие ученые, и на этот счет существуют различные теории.
Все большее число как небольших фирм, так и крупных корпораций используют данные этих исследований для формирования бренда и разработки сопутствующего дизайна, который будет вызывать у целевой аудитории правильные ассоциации и устойчиво фиксироваться в памяти. В случае удачного подбора цветов и их согласования с задачей бренда на выходе получается изящный дизайн, который делает конечный продукт очень привлекательным и запоминающимся.
На протяжении десятилетий многие крупнейшие корпорации инвестировали в разработку логотипов и маркетинговых стратегий согласно психологии цвета. Некоторые из них определили публичный образ компании с помощью особого дизайна логотипа и комбинации цветов, что сделало их узнаваемыми и заложило в целевую аудиторию определенные ассоциации.
Психология восприятия цвета
Культурные различия в восприятии цветов
Очень важным фактором в дизайне, не подчиняющимся никакому своду правил, являются культурные различия. В нашем полном разнообразия мире каждый регион имеет свои психологические отличия, сформированные разными культурными особенностями. К примеру, в некоторых западных странах белый цвет считается символом чистоты и надежды, но в то же время в других культурах он ассоциируется с печалью и утратой.
Некоторые другие цвета, например желтый или оранжевый, обычно воспринимаются как отражающие надежду, радость и позитив. Аналогичным образом красный почти повсеместно считается цветом опасности или молодости и энергичности. Синий ассоциируют со спокойствием, умиротворением и стабильностью.
Это говорит о том, что дизайнеру важно понимать задачи и суть разрабатываемого им фирменного стиля, а также учитывать целевую аудиторию. Исходя из потенциальной клиентской базы в общий дизайн бренда могут вносится небольшие доработки с целью соответствия локальным особенностям аудитории. В иных случаях предпочтение может отдаваться универсальному дизайну, подходящему всем возможным регионам присутствия компании.
Согласованность цветов фирменных стилей
При создании цветовой палитры важно добиться уникальности бренда. Здесь дизайнеру нужно учесть ряд факторов, например фирменный дизайн конкурентов и их цветовые схемы. Использование схожей цветовой палитры может вызвать путаницу среди потребителей. Однако при этом не обязательно брать абсолютно иную цветовую гамму, лучше будет просто обыграть аналогичную в собственном ключе. Например, сети McDonald’s и Burger King обе работают в сфере быстрого питания и предлагают аналогичный сервис. При этом и тот, и другой бренд используют в фирменном стиле комбинацию красного и желтого.
Кроме того, уникальность бренду могут добавить нестандартные цвета. Типичным подходом к реализации подобных решений является использование цветовых комбинаций с акцентами. Это делает общий дизайн модным и привлекательным. Ниже приведены некоторые уникальные комбинации (источник), призванные подтолкнуть вас к более углубленному изучению подобных цветовых палитр.
Рекомендации по выбору цветов
Заключение
Колористика является достаточно сложной наукой, но при грамотном ее изучении с самых основ сложностей на пути освоения возникнуть не должно. Она послужит трамплином, который позволит вам начать самостоятельно нарабатывать базу знаний для создания характерных и цепляющих глаз дизайнерских решений.
Важно научиться использовать сложные цветовые палитры, так как это позволит добиваться высокой эстетичности конечного результата. Помимо теорий и принципов, выступающих основами, дизайнерам необходимо также учитывать и понимать такие дополнительные факторы, как эмоции целевой аудитории, региональные особенности ее психологии, а также задачи самого бренда. Все это говорит о том, что для наращивания навыков и создания беспрецедентных дизайнерских проектов нужно использовать не только формальные принципы работы с цветом, но также опираться на интуицию.
Цветовая гамма: базовые правила выбора, эффекты противопоставления, сочетания на основе аналогов, монохром, психология цвета
Отправим материал на почту
Краски помогают нашему мозгу перерабатывать информацию, формировать правильное впечатление о происходящем вокруг. Одни из них вызывают положительные эмоции, другие провоцируют агрессию. Поговорим о том, какой должна быть цветовая гамма жилого интерьера, как создать пространство, в котором будет себя комфортно чувствовать человек. Есть беспроигрышные сочетания тонов, есть смелые эксперименты. О них и пойдёт речь в статье.
Базовые правила
Многие из нас ходят в гости. Везде оформление жилого пространства разное. Где-то человек чувствует себя очень успокоено, умиротворённо, где-то ему хочется сразу покинуть комнату и сбросить с себя навалившуюся тяжесть. Такое разное восприятие возникает по причине неправильного оформления помещений. Не все при выборе отделки руководствуются правилами, помогающими создавать гармоничные интерьеры. А они довольно простые.
Чтобы обстановка и атмосфера в доме не казалась перегруженной, нельзя использовать более пяти цветов в одном помещении. Опытные дизайнеры стараются реализовывать свои проекты в трёхцветной гамме. Распределение красок производится обычно следующим образом:
Такие пропорции первым выделил Эжен Делакруа – французский художник, живший в девятнадцатом веке. Он разработал цветовую гармонию, в которой главными были сочетания полутонов. В основе его теории лежит равнобедренный треугольник. В вершинах его углов помещены три самые главные краски: синий, жёлтый и красный.
На рёбрах треугольника Эжен Делакруа расположил цвета, которые образуются при смешении основных красок. Например, если смешать синий и жёлтый, получится зелёный. Если смешать жёлтый и красный оранжевый. Добавление одной краски больше, чем другой, рождает новый оттенок. Чем светлее он будет, тем теплее палитра. Чем темнее, тем холоднее.
Эжен Делакруа взял этот принцип за основу и доказал, что идеальная гамма цвета рождается при сочетании оттенков, располагающихся на сторонах треугольника напротив друг другу. По его теории, добавление к контрастной паре одного тона близкого по цвету к одной из двух красок, позволяет получать идеальную палитру для оформления интерьера.
Противопоставление
Если за основу берётся приём контраста, нужно внимательно выбирать базу. Когда она яркая, второй цвет должен её уравновешивать и слегка гасить её экспрессивность. Хорошо смотрятся интерьеры, в которых мебель светлее пола, но темнее стен. Такой выбор гармонизирует пространство, но он, как показывает практика, быстро надоедает, вот почему дизайнеры не часто используют контрастные цвета для декорирования спальни, рабочего кабинета, детской комнаты и охотно применяют их при оформлении кухни и гостиной.
Аналог
Этот приём идеально подходит для консерваторов, для тех, кто любит стабильность, предсказуемость и спокойную классику. При его реализации используется один цвет, а в качестве компаньона близкая по спектру краска: светлая или тёмная. Первый доминирует. Второй ему аккомпанирует. Третий выступает в качестве акцента. Если правильно выдерживаются цвета, интерьер получается очень уютный. Он выглядит всегда солидно и наглядно демонстрирует высокий вкус хозяина.
Монохром
Некоторые дизайнеры любят работать с одним цветом. Они выбирают одну базовую краску, в качестве компаньона к ней подбирают один из её оттенков, а потом добавляют третий цвет из той же линейки. Получается цветовая гамма, выстроенная по принципу градиента. Если сделать при этом пол темнее, чем стены и потолок, получится очень спокойный интерьер. Его монохромность помогают разбавлять яркие аксессуары. Такой приём больше подходит любителям украшать свои квартиры и дома картинами, посудой, гобеленами. На фото видно, как интересно раскрываются они, как смело берут на себя функцию доминирующего декора.
Психология
Наука давно изучает влияние цвета на психику человека, выявлена прямая связь оценки восприятия мира через краски. Одна цветовая гамма способна помочь расслабиться, отдохнуть, погрузиться в полное умиротворение. Другая будоражит нервную систему, провоцирует раздражение. Некоторые люди могут впадать в депрессию, находясь долго в помещении, стены которого выкрашены в тёмные краски.
Противопоставление стимулирует деятельность мозга, оно мешает сосредоточиться и делать рутинную работу. Монохром формирует утомление: человек быстро устаёт и теряет активность. Полихром благоприятно сказывает на жизнедеятельности. Но и в этом случае нужно смотреть на ситуацию.
У каждого цвета своё влияние на психологию человека. Бирюза помогает создавать эффект свежести, поэтому она идеально подходит для оформления ванной комнаты. Светло-голубой хорошо успокаивает, поэтому его можно использовать для покраски стен в спальне. Оранжевый пробуждает аппетит, это качество само подсказывает, для каких целей можно использовать эту краску. Для кухни она в самый раз. Но если в квартире или в доме живут люди, ревностно следящие за своей фигурой, оранжевый цвет им нужно обходить стороной.
Как цвет меняет геометрию комнаты
Палитра способна полностью изменить зрительное восприятие пространства. Это свойство её свойство активно используют дизайнеры, когда необходимо скрыть недостатки помещения. Комната станет шире, если цветовая гамма потолка и стен будет светлой, а пола темной.
Если сделать стены и потолок темными, а стены светлыми, получится зрительно опустить верхнюю плиту и раздвинуть отвесные поверхности. Такой приём часто используется при оформлении маленьких помещений с высокими потолками.
Если дальнюю торцевую стену покрасить темной краской, а остальные светлой, получится сделать длинную узкую комнату больше похожую на квадрат. На фоне темных стен и пола светлый потолок помогает создавать эффект колодца. Применение такого приёма оправдано тогда, когда нужно слишком просторное помещение зрительно уменьшить, когда необходимо сформировать камерный интерьер гостиной или кабинета.
Видео описание
В видео перечислены модные тренды и сочетания цветов:
Коротко о главном
Цветовая палитра разнообразна, она помогает реализовывать разные дизайнерские проекты. Правильный выбор красок способствует созданию очень уютных, комфортных для проживания и для работы многофункциональных пространств. Подобрать наиболее подходящие сочетания помогает треугольник Эжена Делакруа. Он впервые систематизировал знания и предложил универсальную таблицу, которой пользуются до сих пор начинающие и опытные дизайнеры.