Что значит цикл занятий
Программа «Развитие». Цикл занятий для первоклассников
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.
Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость.
Развитие подразумевает реализацию возможностей заложенных в человеке.
Только добившись того, чтобы ребенок сам пожелал учиться тому, что ему предлагают, можно решить задачи, поставленные в группе развития.
Цикл занятий “ Развитие” для учащихся первых классов
Группы для занятий комплектуются по итогам входной диагностики развития ВПФ (высших психических функций), в частности памяти, внимания, мышления.
Введение в занятия игровых приемов на развитие внимания, памяти, моторики позволяют более продуктивно реализовать программу развития психики каждого ребенка, причем не только интеллектуальной, но и личностной ее стороны.
В программе занятий предусмотрены 2 срезовых контроля и итоговый контроль.
Графический диктант (собачка).
Группировка (по карточкам). Объединить в группы и дать название этим группам.
Упражнение: “Пальчики здороваются”.
Кто лишний? (По карточкам)
Упражнение-разминка: “Плечо с ухом здороваются”.
Заполни стаканчики (Задание: закрасить каждый второй).
Тест “Срисовывание образцов”
Гимнастика для глаз.
Танцевальные шаги (шаг вправо, левую ногу приставить, хлопок, шаг влево, правую ногу приставить, хлопок, аналогично вперед- назад).
Найди сходства (что общего между кошкой и собакой, мячом и солнцем и т.д и т.п).
Гимнастика для рук (фортепьяно).
Попеременно скрещивать перед грудью (8 счетов).
Вращение вперед-назад на 8 счетов.
Таблица Шульте. Выполняется в виде соревнований в парах. Кто быстрее.
Зрительный диктант [1].
Упражнения “Фортепьяно”, “Пальчики здороваются”.
Игра-составь загадку: Что лишнее?
Пример: кастрюля, сковорода, стул, чайник.
Каждый придумывает загадку соседу, а тот ее отгадывает и объясняет.
Задание на логическое мышление “Точки, снежинки, палочки” [4].
Надуваем быстро шарик. Он становится большой.
Игра “Что изменилось?” (По карточкам или с игрушками).
Игра “Чего не достает?”
Игра “Зеркало”. Встав друг против друга, сначала один повторяет все движения за другим, потом меняются.
Найди различия (каждому выдается пара картинок с идентичным изображением, но с некоторыми различиями)
Зашумленная картинка (посмотри внимательно и запиши в тетрадь то, что видишь)
Игра “Считалка”. Все стоят в кругу и держатся за руки, повторяя стишок:
Ведущий может назвать одну часть тела, а показать другую. Ребятам нужно показать, то, что назвали.
Работа со счетными палочками.
Задание: сложи квадрат, треугольник, очки, мельницу, бабочку, прямоугольник, звезду, рыбку, лодку, мост, машину, ракету, пароход, танк, лопату, грибок, забор и зарисуй в тетрадь то, что получилось.
Сложите рожицу (групповая работа по три человека). Обсуждение: у кого интереснее, почему?
Занятие 10. Срезовый контроль.
Задание 1. Графический диктант.
Задание 2. Диагностика внимания.
Зрительный диктант (показываются картинки, а ученик должен нарисовать то, что запомнил.
Задание: Продолжи закономерность (продолжи забор).
Запомните пары слов.
Полка-окно, дерево-стакан, яблоко-ворона, книга-трава, животное-сумка, лето-тетрадь.
Я буду вам говорить первое слово, а вы вспомните, и запишите, какое слово было с ним в паре?
Упражнение “Танцевальные шаги”.
Вы будете сейчас на карандаш мысленно накручивать, как гирлянду, слова. Запомните, как они располагались и повторите.
Запутанные дорожки [1].
Белочка приготовила вам задачку:
В своих тетрадях нарисуйте, что будет у белочки спрятано в четвертом дупле?
Решение логических задач [1].
Задание: продолжи закономерность [1].
Упражнение: танцевальный шаг.
Методика “Последовательность событий” (по серии картинок составить рассказ).
Сравнение понятий: что общего, чем отличаются?
Цикл занятий что это
Лапина Е. Г. педагог-психолог,
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста.
В практической деятельности педагога-психолога нашего ОУ основными направлениями работы являются: адаптация детей раннего возраста, подготовка к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, работа по запросу родителей и/или педагогов. Не охваченным остается младший и средний дошкольный возраст. Поэтому возникла необходимость в разработке цикла занятий для детей возрастной группы 4-5 лет.
Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Ведущим психическим процессом в этом возрасте является восприятие. Внимание зависит от интереса ребенка, развивается возможность произвольного переключения. Память кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Мышление – наглядно-образное. Воображение – репродуктивное, развиваются элементы творчества.
На данном возрастном этапе ведущей потребностью является – потребность в общении, познавательной активности.
Возрастной период детей 4 – 5 лет – это этап активного формирования всех отделов головного мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа). На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму.
Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств. Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефицитарной ситуации из-за увлечения родителей ранним обучением.
Цикл занятий составлен на основе программы Куражевой Н. Ю. и др. «Цветик-семицветик».
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Доски: магнитная и интерактивная, фонотека, настольно-печатные игры, предметные игрушки, художественный материал, строительный материал.
Цикл рассчитан на 16 занятий. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Данный цикл развивающих занятий рассчитан для детей 4-5 лет. В группе 5-6 человек. Материал подобран так, чтобы на протяжении всего занятия и всего цикла сохранялся интерес к познавательной и продуктивной деятельности.
Цикл занятий психолога
Ирина Кондратьева
Цикл занятий психолога
Занятие 1 Такое разное настроение.
Цели;
— создание в группе доверительной обстановки, позволяющей детям проявлять свои чувства и говорить о них;
— ознакомление детей с понятием «настроение»,
Материалы:
— мягкая игрушка зайца,
— цветы из цветной бумаги,
— аудиокассета с записью песенки «Танец утят».
Ход занятия:
Психолог рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у дошкольников и портят им настроение. Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы, иногда бывает грустно без близких людей, бывает обидно. Затем ребята знакомятся с зайцем, которого зовут Степашка. Все дети знают его (он показывает мультфильмы на ночь). Степашка хочет познакомиться с ребятами (каждый ребенок должен назвать свое имя по очереди). Психолог объясняет, что Степашка будет учиться справляться с трудностями вместе с ними.
Степашка очень любит мечтать и размышлять, он умеет думать и любит учиться! Он уже знает какого цвета цветы, растущие на лугу. Но самое удивительное у Степашки— это его мысли, они бывают очень разными. Иногда они похожи на красный цветок, иногда— белый, зеленый (в процессе рассказа показывать цветы из цветной бумаги). Мир вокруг кажется таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Степашки такие (белый, желтый, голубой цветок, то у него прекрасное настроение, и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.
Но иногда Степашка чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и мрачное.
Он понимает: для того, чтобы плохие мысли ушли, что-то должно произойти, а что именно — Степашка не знает. Он не знает, что такое «настроение». Ребята, а вы знаете?
Когда вы чувствуете себя хорошо, у вас все получается, вы всем довольны, всех любите. На какой цветок похоже в это время ваше настроение?
Когда в вашу голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на яркие цветы: они блестят и переливаются.
Но бывает, что ваши мысли грустны и неприятны, вам плохо, обидно. Тогда мысли похожи на темный цветок.
Примерные вопросы для обсуждения:
— Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у Степашки? Когда?
— Что вы чувствовали при этом?
— Как вы выходили из грустного состояния?
— Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
— Что же нужно делать, чтобы оно прошло?
Психолог открывает детям «правило-секрет»: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем.
Примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение
Я плохой, но я исправлюсь.
Я не умею, но я научусь.
Я не справился, я попробую еще.
Я боюсь, но постараюсь быть храбрым.
Завершение занятия
Закончить занятие можно танцем под музыку веселой песенки «Танец утят». Степашка танцует вместе с детьми.
Занятие 2 Мысли и настроение.
Цели:
Развивать у детей умение управлять своим настроением.
Дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением.
Развивать способность детей к рефлексии.
Материалы:
— мягкая игрушка заяц,
— раскраски, цветные карандаши.
Ход занятия.
Обсуждается предыдущее занятие. Примерные вопросы для обсуждения:
— О каком настроении Степашки мы узнали?
— Какое настроение чаще всего было у вас на прошедшей неделе?
— Что вы при этом чувствовали, и какие у вас были мысли?
Предложить детям вспомнить, в каком настроении Степашка остался на прошлом занятии и подумать над вопросами:
— Чего ждет Степашка?
— Умеет ли он что-нибудь делать со своим настроением?
— Нужно ли ждать, пока плохое настроение само пройдет?
— Что нужно делать? Кто расскажет, как это сделать?
После ответов детей предложить послушать историю про Степашку.
У Степашки есть настоящий друг, очень близкий. Его имя Филя.
Друг знает о разных настроениях, он многое знает и о плохих мыслях. Но главное – Филя знает, как избавиться от этих плохих мыслей. Однажды друзья гуляли среди высоких луговых цветов. У Степашки было очень мрачное настроение.
— Неужели это настроение никогда не пройдет! Я так устал! Будет ли мне снова хорошо? Когда же это случится!
— Что же должно случиться? — спросил Филя.
— Я не знаю, но очень хочу, чтобы что-нибудь произошло, и мое настроение изменилось.
— Не обязательно ждать, пока что-то или кто-то поможет тебе. Ты и сам можешь изменить свое настроение, — сказал Филя.
— Если твои плохие мысли приносят тебе неприятности, то твои хорошие мысли всегда помогут тебе, они самые верные твои помощники, — сказал Друг. — Хорошие мысли никогда не покидают тебя. Возможно, тебе иногда покажется, что они покинули тебя, но на самом деле они всегда с тобой, ты просто забыл про них.
Ребята, я вам буду говорить плохие мысли, а вы мне хорошие. Например: «я не умею», «я боюсь», «я справлюсь» («у меня получится», «все будет хорошо»).
Работа с раскрасками
П. раздает детям по две раскраски (на одной Степашка изображен в грустном настроении, а на другой — в веселом) и просит раскрасить их цветными карандашами. Затем дети все вместе рассматривают рисунки, обсуждают, как они раскрашены. Важно, чтобы дети пришли к выводу, что когда нам плохо, то все вокруг кажется мрачным, темным, неприятным, а когда хорошо — все изменяется, светлеет, словно оживает.
Завершение занятия
П. предлагает детям станцевать.
Занятие 3 Плохое настроение.
Цели:
Учить детей управлять своим настроением.
Учить детей искать выход из трудных ситуаций.
Ход занятия:
1. Эмоциональный настрой
Упражнение «Подарим друг другу улыбку»
Вопрос: «Можно ли грустить, когда улыбаешься?» и предлагает, подумав о грустном, улыбнуться. В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.
П. –Сегодня я расскажу еще историю про Степашку.
Вот если бы все было не так. (начало) Однажды в выходной день у Степашки было плохое настроение. Он выглядел таким несчастным от отчаяния.
— Вот если бы я умел быстро бегать, как взрослые зайцы. Вот если бы моя шерстка была такой же блестящей, то я был бы, как взрослый. Вот если бы наш папа жил с нами, то я бы с ним чаще общался. Вот если бы мне не надо было гулять с младшим братиком, то у меня было бы больше времени на игры с друзьями.
Степашка не знал, что у всех вещей и явлений есть свои светлые и темные стороны.
— Я хочу, чтобы мне было хорошо, но не знаю, как это сделать, — сказал Степашка. — Я хочу различать и правильно выбирать свои мысли. Хочу прогнать плохое настроение.
Дети обсуждают, как можно изменить описанную ситуацию. П. делает вывод, что бывают ситуации, которые нам не нравятся, которые мы не можем изменить, но зато мы можем изменить свое отношение к этим ситуациям.
Под легкую, спокойную музыку предложить детям исполнить этюд «Облака».
Ребята, представьте, что вы облака и плывете по небу. Подул сильный ветер. У облака стало плохое настроение. Изобразите на лице и в движениях плохое настроение. Вот выглянуло солнышко, стало приятно тепло. Изобразите на лице и в движениях хорошее настроение.
Занятие 4 Дружба.
Цели:
Развивать чувство единства, сплоченности.
Учить детей действовать согласованно. Дать понятие «дружба».
Материалы:
— клубок достаточно прочных ниток.
Ход занятия:
Здравствуйте! Сегодня Степашка хочет поиграть с вами.
Игра «Эхо». (Цель этого упражнения — настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.)
Тот, кто сидит справа от Степашки, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Ва-ся, Ва-ся», а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
Теперь, когда мы с вами проговорили наши имена, я спою песенку про то, как я и Степашка рады вас видеть. «Я очень рада, что Сережа в группе есть.. «В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю.
Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.
Упражнение «Солнечный зайчик». (Цель — снятие эмоционального напряжения.)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Игра «Спаси птенца». (Цель игры — ознакомить детей с методами саморегуляции.)
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
Игра «Ладушки». (Цель — развитие межполушарных взаимодействий.)
Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку.
Ребята садятся друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.
Упражнение «Сорока-ворона» (Цель — снятие эмоционального напряжения.)
Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому из большой миски да большой ложкой. Всех накормила!
Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Занятие 5 Робость
Цели:
Повышение у детей уверенности в себе.
Знакомство с чувством робости.
Материалы:
Ход занятия:
Степашка снова принес волшебный клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня, (Цель — сплочение детей.)
Я — Степашка. Больше всего я люблю бегать с горки.
Далее по очереди высказываются дети.
А теперь послушайте историю. (Цель — знакомство с эмоцией «робость» и ее внешними проявлениями.)
Степашка первый раз пришел в школу. Он чуть приоткрыл дверь в класс и заглянул внутрь. На его лице было вот такое чувство (пиктограмма «робость»). Оно называется робость. Давайте попробуем изобразить его. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить Костю?
Игра «Я — лев». (Цель — повышение у детей уверенности в себе.) Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев — царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». (Цель — создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности.) Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я «шепотом, потом — обычным голосом, а затем — прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).
И, наконец, дружно: «Я очень хороший (ая!
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» — сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим
Занятие 6 Радость.
Цели:
Знакомство с чувством радости.
Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Материалы:
— фотографии веселых людей;
Ход занятия:
Сейчас Степашка поздоровается с вами; Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас! А теперь каждый повернется к своему соседу и поздоровается. (Цель упражнения — создание положительного эмоционального фона.)
Посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма «радость»). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый, радостный?. Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?.
А сейчас посмотрим вот на эти фотографии (фотографии веселых, улыбающихся людей). Какое чувство, по вашему, испытывают эти люди?. Как вы догадались?.
Поговорим о том, что же такое радость для вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда. » (высказывания детей.)
Упражнения для лица. (Цель: изучение мимики, выражения в мимике эмоциональных состояний.)
Вдох-выдох, вдох-выдох, еще раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «У». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «Ы». Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга.
Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры. (Цель — развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.)
Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, — сказала она, — мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.
Выразительные движения: походка — быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.
Жила-была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведица и их маленький сыночек — медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом начинал подпевать маме медведице. Выразительные движения — улыбка, плавные покачивания. Радоваться могут и дети, и взрослые.
Занятие 7 Страх.
Цели:
Знакомство с чувством страха;
Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.
Материалы:
-фотография ребенка, испытывающего страх;
-свечка в безопасном подсвечнике;
-цветные карандаши и бумага.
Ход занятия:
Сегодня Степашка принес вам огонек (свечу). Мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Миша, я рад тебя видеть!». (Цель — снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.)
Посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно. У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Какое же это может быть чувство?. Да. Это чувство страха.
Попытаемся изобразить его на своем лице.
Сейчас я расскажу вам историю про Степашку.
Однажды он гулял по лесу и услышал, что кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!» Это была большая змея. Степашка очень испугался. Теперь послушайте историю, которая называется «Ваза».
Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела, что происходит на улице. На стопе рядом с окном стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, и ваза упала. Девочка очень испугалась. И тут в комнату вошла мама.
Что она сделала и что сказала своей дочери?.
Сейчас кто-нибудь из вас изобразит ребенка, который сильно испугался, и мы все вместе пожалеем, утешим его. Только делать это надо без слов, с помощью прикосновений.
А теперь в благодарность или просто потому, что этого хочется, можно попросить кого-то себя обнять, или предложить кому-то свои объятия. Кто хочет это сделать?.
Сегодня вы будете рисовать иллюстрации к «Книге страхов». Садитесь за столы и придумывайте свои картинки. (Цель — развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.)
Когда все работы будут закончены, предложите детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Когда первый ребенок закончит рассказ, предложите придумать, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал или стал менее страшным. У вас замечательно получилось побороть страхи.
Занятие 8 Удивление.
Цели:
Знакомство с чувством удивления;
Закрепление мимических навыков.
Материалы:
— пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления;
— шляпа с привязанной к ней длинной ниткой;
— игрушечный котенок, которого можно спрятать под шляпу.
Ход занятия:
Вспомним, о каких чувствах мы с вами уже говорили?. Да, мы знаем такие чувства, как радость и страх. Сегодня мы познакомимся с удивлением. Что помогало нам, глядя на человека, сказать, радуется он или боится?. Мы смотрели на выражение его лица и старались определить, что происходит с человеком в данный момент.
Изобразим чувство радости. Что происходит в это время с нашими лицами?. Какие у нас глаза в этот момент?. Что происходит с нашими губами?.
Теперь изобразим чувство страха. Мы можем помогать себе жестами. Какие у нас будут движения?. Может быть, отталкивающие, или наоборот, зовущие? Что в это время происходит с нашими лицами? С глазами? Ртом?.
Попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?. Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. (Показать пиктограмму «удивление».) Давайте рассмотрим пиктограмму. Что же происходит с нашими лицами? С бровями?. Правильно, они подняты вверх. С глазами?. Они широко открыты. С губами?. Они растянуты и похожи на букву «О».
Теперь слушайте историю «Живая шляпа». (Цель — закрепление мимических навыков.)
Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у открытого окна:
— Дима, пора домой, обед уже на столе.
Дима попрощался с приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа, как-будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Шляпой?. Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?
Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь? Рот широко открывается и вытягивается. Глаза широко открыты. Брови ползут вверх. Теперь осталось нарисовать нашему человечку волосы, нос, уши и румянец. Замечательно! Смотрите, какой удивленный человек у нас получился. Как вы думаете, чему он удивляется?. А что может удивить вас?. (Дети отвечают по кругу.)
Садитесь за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки — нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.
Когда работа закончена, дети садятся в круг и рассказывают о своих человечках.
Занятие 9 Я добрый?
Цели:
Осознание понятия «доброта».
Дать детям понять, что за мыслями следуют поступки, добрый не тот, кто говорит, а тот, кто делает.
Материалы:
Мягкая игрушка зайца.
Аудиокассета с музыкой для релаксации.
Плакат «Чашка доброты».
Ход занятия: Ребята, Степашка очень расстроился. Он не понимает- добрый он или нет. Как можно это узнать?
— Кто может рассказать нам о том, как ему это удавалось сделать?
— Какие мысли помогают быть добрым?
Упражнение «Волшебная чашка»
Дети под музыку для релаксации выполняют задания:
Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно, глубоко. Расслабьтесь. Вообразите, что вы держите свою любимую чашку. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Постарайтесь мысленно увидеть рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?. Ваша чашка особенная — волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка наполнена добротой! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажем: «Это я! У меня есть такая чашка.
Степашка показывает плакат со своей чашкой.
— Почему чашка становилась все полней, хотя из нее отливали? (Чем больше отдаешь доброты другим — тем больше доброты получаешь обратно.)
— Как узнать о доброте другого человека?
— Кто может назвать добрых людей?
— Кто очень добрый в группе?
— Как вы узнали об их доброте?
— Можно ли всем стать добрее? Как?
Тема доброты помогает детям легче понять, что за мыслями всегда следуют дела, мысли руководят нашими поступками. Как правило, каждый из ребят считает себя добрым, однако многие дети выясняют, что добрыми их считают не все в группе. Психолог объясняет, чтобы все узнали, какой ты добрый, нужно проявлять свою доброту, а это значит — совершать добрые поступки. Чем больше добрых поступков, тем ты добрее, как в случае с чашкой, поэтому она и называется «Чашка доброты».
Предложить детям нарисовать свою чашку доброты.
Цикл занятий в первой младшей группе «Мультик в гости к нам пришёл» (занятие 3) Неделя 2 (понедельник) Мультфильм «Умка» Материал: игрушка белый медвежонок, мультфильм «Умка», иллюстрация мальчика из мультфильма, несколько.
Цикл игровых занятий по обогащению словаря детей 3–4 лет, объединенных общим персонажем Занятие 1 Тема: «Лунтик знакомится с домашними животными» Цель: Продолжать работу над звукопроизношением, добиваясь чёткой артикуляции.
Цикл индивидуальных занятий педагога-психолога с дошкольником по коррекции повышенной возбудимости и негативизма Расстройства поведения характеризуются: • Стойким, повторяющимся диссоциальным поведением (при котором нарушаются основные права других.
Цикл творческих занятий по изодеятельности посвященный Дню матери (фотоотчёт) Накануне Дня матери в нашей группе прошел цикл творческих занятий по изодеятельности, целью его было показать свою любовь, признательность.
Цикл занятий по формированию здорового образа жизни дошкольников (средняя группа) Цикл занятий по формированию здорового образа жизни дошкольников (средняя группа) Пояснительная записка На сегодняшний день в соответствии.
Цикл занятий по программе С. А. Козловой «Я-Человек» подготовили воспитатели ЧУ ОО СОШ «Росинка» Прокофьева А. М., Моисеева А. М. Цикл занятий по программе С. А. Козловой «Я- ЧЕЛОВЕК» Тема:.
Цикл занятий с использованием нетрадиционной техники изодеятельности Тема: «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности дошкольников». Актуальность. С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный.
Цикл игровых занятий на летний период (средний дошкольный возраст) Методическое пособие для педагогов-психологов ДОУ Цикл игровых занятий на летный период с детьми среднего дошкольного возраста. Цель:.