Что значит церемония обрезания шехзаде
«Малая свадьба» внуков певицы Зейнаб Досталиевой: история и ритуал обрезания
Aзербайджан, Баку, 13 сентября /корр. Trend Life Шахин Джавадсой/
Популярная исполнительница народных и эстрадных песен Зейнаб Досталиева (сестра народной артистки Азербайджана Назпери Досталиевой) сегодня в одном из бакинских ресторанов проведет праздничную церемонию обрезания (малая свадьба) двух своих внуков, сообщает Trend Life со ссылкой на достоверные источники.
На празднике примут участие популярные исполнители, среди которых, мастер мугама, народный артист Алим Гасымов, народная артистка Назпери Досталиева, певец Аслан Гусейнов и другие.
В Священном Коране обрезание не упоминается, но зато есть множество хадисов (преданий) о его необходимости. Сообщается, что некто пришел к пророку Мухаммеду и сказал: «Я принял Ислам». Тогда пророк Мухаммед повелел этому человеку: «Сбрось волосы неверия (то есть побрей голову) и сделай обрезание» (сборники хадисов Ахмада и Абу Дауда). Также аз-Зухрийи передал слова Посланника Аллаха: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый» (сборник хадисов Харба). Вместе с тем присутствуют мнения других исламских богословов, таких как имам Абу Ханифа, которые считают обрезание желательным, но не обязательным.
Еще одним аргументом в пользу утверждения, что обрезание является близким к обязательному действием, является предание о пророке Ибрахиме (Аврааме), который сделал обрезание в восьмидесятилетнем возрасте (сборники хадисов Бухари и Муслима).
Большинство ученых-богословов сходятся на том, что совершить обрезание ребенку нужно до достижения половой зрелости, когда он становится мукаллафом (совершеннолетним) и обязан совершать все возложенные на него обязанности. Однако желательно сделать обрезание в детском возрасте как можно раньше. В сборниках хадисов передается о том, что пророк Мухаммед зарезал овец за Хасана и Хусейна (внуки пророка) и сделал им обрезание на седьмой день после рождения (сборник хадисов Байхаки).
Османская Империя
История Османской Империи тут
Удивительные дворцовые празднества
Лучшие развлечения 16 века
Самые пышные дворцовые гуляния устраивались во времена правления Сулеймана Пышного Кануни. Но самой великолепной церемонией во всей истории Османской Империи является торжество сур-ы хюмаюн 1582 года, устроенное по случаю обрезания сына Мурада III Шехзаде Мехмеда.
В 16 веке засияла звезда величия Османской Империи, также этот период особенно знаменателем с точки зрения дворцовых торжеств. Три самых ярких празднества столетия в 1524, 1530 и 1539 годах выпали на ранний период правления Султана Сулеймана (1520-1566). Возможно, в этот период были и другие торжества, но оставили в истории след только упомянутые три, а также сур-ы хюмаюн, устроенный в 1582 году с таким размахом и с такой помпой, что его можно назвать крещендо этого столетия.
“Сур-ы хюмаюн”, что означает Султанское торжество, были церемониями, длящимися несколько недель кряду и оставлявшими неизгладимое впечатление на зрителей. Обычно на них объединяли два знаменательных события: церемонию хытан – обрезание сыновей Падишаха, называвшихся шехзаде, и свадьбу султанш – дочерей Падишаха.
Хатидже Султан выходит замуж!
Первое торжество во время правления Кануни выпало на 1524 год, когда на тот момент ещё Макбуль (угодный) Ибрагим Паша, внезапно взлетевший от управителя покоев Падишаха до Великого Визиря, женился на сестре Султана Сулеймана и дочери Явуза Султана Селима Хатидже Султан. Празднования длились 2 недели до 5 июня. На Атмейданы были натянуты тенты для защиты от палящего солнца, на возвышении было построено место для султанского трона, для важных гостей, приглашённых из Румелии и Анатолии, были сооружены портативные зрительские лоджии, командированные из султанских кухонь Матбах-и Амире повара и пекари с подмастерьями развернули дорожные кухни и пекарни. На шестой день празднеств Хюррем Султан родила Шехзаде Селима (Селима II). Рождение Шехзаде в разгар торжеств было воспринято как благой знак, что судьба будет благосклонна к Селиму.
На протяжении свадьбы Атмейданы больше напоминал арену цирка: днём проходили шествия ремесленников, военные реконструкции, выступления акробатов, комические постановки «мудхике», танцы кёчек (мужчин в женских одеяниях) и спортивные состязания, приглашённых гостей и народ потчевали свадебными блюдами, приготовленными на полевых кухнях; а ночью проводились огненные преставления и запускались фейерверки.
Первая брачная ночь Хатидже Султан и Ибрагима Паши если и произошла, то во дворце Атмейданы (дворец Ибрагима Паши), но вместе им удалось пробыть не долго, тогда традиция не позволяла зятю Падишаха долго оставаться с Султаншей сразу после свадьбы, поэтому Ибрагим Паша вместе с флотом был переброшен в Египет.
Обрезание шехзаде
Второе торжество, которое началось 27 июня 1530, было более ярким и пышным, продлилось оно целых 3 недели до 17 июля. Причина этого – сюннет (обрезание) трёх сыновей Султана – Шехзаде Мустафы, Шехзаде Мехмеда и рождённого во время предыдущего празднества Шехзаде Селима. Ещё одна причина – это неудача Кануни во время осады Вены, поэтому у Султана была необходимость продемонстрировать послу Венеции и дипломатам других европейских государств, находящихся в Стамбуле, свою мощь и непоколебимость, а также поддержать моральных дух собственного войска. По этой причине на этот раз география мероприятий расширилась. Наряду с Атмейданы также в программу был включён Окмейданы, где проходили состязания по джириту, стрельба из лука, метание копья и соревнования наездников, и низина Кягытхане, где вместе с шехзаде проводили обрезание и тысячам обычных детей.
Султанский шатёр раскинулся на Атмейданы в районе Мехтерхане со стороны Айя-Софии. Сюда из дворца был доставлен трон, поскольку здесь же происходил приём гостей. Для особо почтенных приглашённых из арабских стран, Ирана и Крыма возвели отдельные шатры по периметру площади.
На Атмейданы появились статуи!
Вокруг обелиска на Атмейданы в качестве символа победы были расставлены статуи, захваченные в Буде во время похода на Венгрию. Вся площадь была украшена разноцветными фагами, флажками, бунчуками и тентами.
Хроники рассказывают не столько о самом празднестве, сколько о пересудах, связанных со статуями. Один из поэтов того времени Фигани Рамазан Челеби сочинил на эту тему меткое ироничное двустишие:
В этот мир пришло два Ибрагима. Один – хазрети Ибрагим – уничтожал идолов,
А второй – Ибрагим Паша – их опять возводит.
В следующие дни устраивали невиданные представления прибывавшие из всех уголков Империи и даже мира фокусники, трюкачи, акробаты, искусные рассказчики, наездники, лучники, борцы, дрессировщики собак и объездчики лошадей. Также янычары устроили красочную битву у крепостных стен между двух искусственных башен, построенных Матракчи Насухом Эфеди. Помимо ежедневных пиршеств 6 июля был устроен дополнительный приём для богословов. Само обрезание шехзаде произошло 11 июля, вместе с ними также в шатрах, раскинувшихся в Кягытхане, провели обрезания бедным и сиротам. Ещё один пышный приём был утроен здесь. В 5 последних дней в Кягытхане проходили скачки на лошадях, а на Атмейданы – состязания по джириту и лучному спорту.
Какое торжество было великолепнее?
Существует поверье, что Султан Сулейман считал торжество по случаю обрезания шехзаде более пышным, чем предыдущее по случаю свадьбы сестры, и хотел, чтобы Ибрагим Паша также это признал. Но тот на вопрос: «Какое торжество по-твоему великолепнее?» ответил:
Что ж, это просто праздник обрезания, который устроил Султан для своих сыновей. Но на мою свадьбу гостем пожаловал сам властелин мира, величайший Падишах Султан Сулейман. Конечно, моя свадьба была великолепнее!
Третье празднество 11-26 ноября 1539 года прошло с такой же программой, что и торжество 1530. Это была свадьба единственной дочери Кануни и Хюррем – Михримах Султан, которая вышла замуж за Рюстема Пашу. Также прошли обрезания двух младших сыновей Кануни – Шехзаде Баезида и Шехзаде Джихангира.
Сурнаме-и Хюмаюн, 1582 г.
Сюннет Шехзаде Мехмеда
Торжество, устроенное Султаном Мурадом III (1574-1595) по случаю обрезания своего сына Шехзаде Мехмеда (Мехмеда III), признаётся одним из самых роскошных в истории Османской Империи. Такой подход можно объяснить тем, что письменные источники, красочно описывающие данное событие, сохранились до наших дней. Знатный мастер шахнаме Сейид Локман рассказал о празднестве в Шехиншахнаме, аноним – в Сурнаме, в балладе Zübdetü’l-eş’ar, Гелиболулу Али – в Cami’u’l — Buhur Der Mecalis-i Sur и в Истории Селяники – 1582 Сур-ы Хюмаюн.
Подготовка к гуляниям длилась год, приглашены были правители как с Запада, так и с Востока, государственные чины, ханы зависимых бейликов и государств, бояре, цари, руководители эялетов и весь честной народ Стамбула. Для снеди из Египта прибыли суда, гружёные рисом, сахаром и пряностями. Для разнообразных расходов из казны было выделено 50 мешков акче. На Атмейданы были построены кладовки, полевые кухни и печи; медникам было заказано изготовить 1500 котлов и блюд; из дворца были вынесены изразцевые блюда и тарели, кристальные бокалы; разносить еду было поручено 600 сипахи и 1000 джебеджи (оружейникам). Али о кораблях с сахаром, прибывших из Египта, написал следующее:
Зашли в море сахарные сокровищницы –
Корабли, утопающие в сахаре
Отсюда можно сделать вывод, о масштабах проведенной подготовки.
Подготовленный для гуляний и чествований Атмейданы напоминал дворец под открытым небом. Вокруг был натянут алый тент, возведены шатры из искусно вышитой ткани, выделены рядами зрительские места. К дворцу Ибрагима Паши пристроили тенты и балконы для приближённых к Падишаху людей.
Источники указывают, что Мурад III дал согласие на показ репетиций. Охранявшие порядок стражи повязывали на спину мешок с олифой и брызгали её на нарушителей порядка. Такой способ предпочитали, потому что это было не только эффективно, но и забавно.
Празднества начались 1 июня и длились 51 день до 21 июля. Они включали демонстрации ремесленников, представления фокусников, акробатов, глотателей огня, шоу марионеток, комические постановки, танцы и музыку, спортивные состязания и военные реконструкции, огненные представления и запуск салютов. Каждый день устраивали пиршества для тысяч людей, Падишаху вручались подарки.
Во время торжеств начиная богословами и заканчивая уличными торговцами у каждой профессиональной группы был свой день, когда они сооружали стойку на специальных платформах, называемых «сисхане», и представляли свой род деятельности. Также они могли устраивать для этого шествие колоннами. С точки зрения культуры и истории общества это можно по праву считать самой впечатляющей частью сего значительного мероприятия.
Через 4 года после этого в 1586 году выдавали замуж дочь Мурада III Айше Султан за Канижели Ибрагима Пашу. Для этого тоже устраивалось торжество, но у нас мало сведений о подробностях события.
Метин Анд в работе «40 дней 40 ночей» дал короткую выдержку программы сур-ы хюмаюн 1582 года со второго по двенадцатый день.
the_paper_plane
cogito ergo sum, или записки блондинки
Гарем. Наследники (шехзаде).
Шехзаде называли мальчиков, рожденных сультану его наложницами, икбал или женами. Когда принцу исполнялось 5-6 лет, он начинал учиться в специальной школе для шехзаде, построенной в XV веке. Помещение школы богато убрано, в нем есть большой очаг, книжные шкафы, пюпитры, сводчатые зеркальные потолки и украшения, что является доказательством того, с каким вниманием относились к будущим наследникам трона и их обучению.
До 8 лет принцы жили со своими матерями и няньками, а после этого возраста общались по большей части только с наставником и слугами, а родителей видели только в особых случаях.
Церемония обрезания шехзаде проводилась с большой роскошью и сопровождалась торжествами. За три месяца до церемонии извещали всех визирей, правителей провинций и высших государственных деятелей, чтобы они могли прибыть на праздненство, которое зачастую начинали готовить за год, а длиться оно могло от десяти дней до месяца. Приглашенные гости дарили шехзаде и членам его семьи подарки соответственно своему статусу, а потом развлекались и угощались на пирах по случаю столь важного события.
Когда принцу исполнялось 13-14 лет, ему выделяли собственные покои в гареме. Если же отец шехзаде умирал, то в этой же комнате он оставался затворником, поэтому ее называли «кафес» («клетка»). Шехзаде, который вел уединенную жизнь, назначали штат в двенадцать слуг, кладовую, евнухов и собственное содержание.
Обрезание у мусульман
Обрезание в Исламе – так называют традиционную практику или хирургическую операцию, по-арабски «хитан», в научной терминологии употребляется название «циркумцизия», при которой у мужчин или мальчиков удаляют крайнюю плоть, цели такой операции могут быть различными. Эта процедура является суннатом (желательным дейсвтием), но если мальчик мусульманин родился без крайней плоти, то ребенок остается необрезанным.
Вопросы и ответы
Вопрос: Если принял ислам, нужно ли делать обрезание?
Ответ: Обрезания не является обязательным условием для принятия Ислама.
Зачем мусульмане делают обрезание?
Причины, по которым совершают обрезание у мусульман, можно разделить на несколько категорий:
Существует как обрезание у мужчин, так и обрезание у женщин.
Преимущества
Отвечая на вопрос, почему мусульмане делают обрезание, следует отметить, что у процедуры этой есть немало достоинств как с медицинской точки зрения, так и с других не менее важных сторон:
Девушки мусульманки в случае, если они до свадьбы узнают, что их жених необрезанный, могут от свадьбы отказаться. В связи с практикой обрезания иногда приводят статистику, по которой бывают случаи летальных исходов после обрезаний крайней плоти на члене, но такая статистика относится к тем случаям, когда обрезание у мусульман делалось дома в антисанитарных условиях, в то время как врачи рекомендуют обрезать крайнюю плоть пениса ребенка мужского пола в условиях медицинских специализированных учреждений.
Исторические корни практики циркумизации
Для того, чтобы понять, зачем мусульмане делают обрезание, необходимо исследовать корни этого явления именно в Исламе. По Исламу удаление крайней плоти на половом органе – это процедура, которая, как считают одни богословы, близка к ваджибу или к обязательному действию, по мнению других богословов, это мустахаб или желательное действие. В первом и во втором случае обрезание – это часть Сунны Пророка Мухаммада ﷺ и всех тех пророков, которые предшествовали ему, до пророка Авраама (Ибрахима).
Также слова Посланника Аллаха ﷺ приводит аз-Зухрийи в сборнике хадисов Харба: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый».
Некоторые ученые и богословы считают, что обрезание в Исламе желательно, но необязательно – такого мнения придерживался Абу Ханифа. В пользу же того, что циркумизация скорее обязательное действие, чем желательное, свидетельствует хадис о пророке Аврааме или Ибрахиме, который сделал обрезание, когда ему было восемьдесят лет. Этот хадис приводится в сборнике хадисов Муслима и Бухари.
Наилучший возраст для обрезания
Большая часть ученых сходятся во мнении, что ребенку обрезание следует совершать до того, как он достигнет в жизни половой зрелости, станет мукаллафом, то есть совершеннолетним, когда на него будут возложены определенные обязанности. Но обрезание, согласно мнению мусульманских ученых, ребенку следует делать как можно в более ранний срок. В некоторых хадисах есть упоминание о том, что Пророк Мухаммад ﷺ на седьмой день после рождения своих внуков Хасана и Хусайна резал за них овец и делал им обрезание – это приводится в сборнике хадисов Байхаки.
Сейчас у некоторых мусульманских народов из разных стран мира ритуал циркумцизии стал частью национального обычая, и сроки, в которые проводится обряд обрезания, каждый раз различаются в зависимости от существующих в народе традиций. У турок циркумцизию проводят мальчикам от восьми до тринадцати лет, а у персидских народностей обряд обрезания считают необходимым проводить детям трех-четырехлетнего возраста. Мусульманские народы, проживающие в странах Малайского архипелага, проводят обряд, когда ребенку мужского пола исполняется десять-тринадцать лет, а у арабов может считаться, что следует делать это мальчикам пяти-шести лет от роду, если они проживают в городе, или в двенадцать-четырнадцать лет, если они проживают в деревне.
Обстоятельно и последовательно рассматривает вопрос обрезания в Исламе Шейх ибн Каййим аль-Джаузия в своей книге «Тухфат аль-Маудуд фи Ахкам аль-Маулуд» о правилах, связанных с новорожденным. Обширная глава этой книги посвящена как раз вопросу циркумизации, правилам проведения обрезания, а также приводится мнение ряда ученых по этому вопросу.
В современном мусульманском мире ученые и медики едины во мнении, что чем раньше будет сделано обрезание, тем меньше будет травмирована психика ребенка. Также, согласно их мнению, раннее младенчество, особенно первый месяц после рождения – не совсем подходящее для этого время, поскольку такая операция по удалению крайней плоти на члене для новорожденного младенца может быть опасна, вот почему некоторые мусульмане делают обрезание своим сыновьям в более позднем возрасте.
Празднование
По мусульманским традициям, в честь такого события после того, как процедура обрезания состоится, мусульманин глава семьи в этот день устраивает празднование этого события, поскольку оно знаменует вступление наследника на путь Пророка Мухаммада ﷺ – вот почему такое событие празднуют в широком кругу родственников в формате большого пиршества.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Обрезание в исламе
Внимание! Перед применением описываемых на сайте Islam.Global медицинских процедур обязательно проконсультируйтесь с сертифицированным врачом-специалистом!
Одним из традиционных обрядов, совершаемых мусульманами при рождении ребёнка, является обрезание (на арабском – “хитан” либо “хатна”).
Обрезание – это хирургическая операция (в медицине именуется также как “циркумцизия”), характеризующаяся иссечением крайней плоти на половом органе мальчика.
Традиция обрезания в исламе восходит ещё ко временам Пророка Ибрахима (а.с.), который являлся одним из посланников Всевышнего, совершивших данную процедуру. Наиболее распространённым в мусульманском мире является мужское обрезание, однако в некоторых государствах и регионах имеет место быть и женское обрезание, жестоко осуждаемое мировым сообществом и современными мусульманами.
Мужское обрезание
Практика мужского обрезания широко распространена во всем мусульманском мире, так как необходимость его совершения не вызывает никаких сомнений. В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) сказано: «Пять вещей относятся к естественным потребностям человека: обрезание, бритьё волос в районе лобка, стрижка ногтей, укорачивание усов, бритьё волос подмышками» (Бухари). В другом хадисе рассказывается история о том, что однажды к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) пришёл один человек и сообщил о принятии им ислама. После этого заключительный Божий Посланник (с.г.в.) сказал ему: «Сбрось волосы неверия и соверши обрезание» (Абу Дауд).
Однако в среде мусульманских учёных существуют разногласия относительно характера необходимости данного обряда. Одни богословы, например, шииты или сунниты-шафииты, утверждают, что эта процедура относится к числу необходимых (ваджиб), то есть за её оставление мусульманину записывается грех. Сторонники этой точки зрения ссылаются на ряд хадисов, в том числе и на вышеупомянутые, утверждая, что они являются доказательством того, что обрезание – это ваджиб.
Другие же мусульманские учёные, например, представители ханафитского и маликитского мазхабов, относят обрезание к категории желательных (суннат). Эти богословы утверждают, что вышеупомянутый хадис о пяти естественных потребностях не говорит об обязательности данных действий. А хадис, приводимый Абу Даудом, и вовсе не является достоверным, так как в цепочке передатчиков присутствуют люди, не вызывающие доверия, причём в одном месте данная цепочка и вовсе обрывается, что заставляет усомниться в достоверности. Кроме того, сторонники желательности обрезания утверждают, что ни в Коране, ни в сунне Пророка нет прямых доказательств того, что обрезание относится к необходимым действиям.
Кроме того, некоторые богословы высказывают такое мнение, что отсутствует необходимость в совершении обрезания, если мальчик родился с крайней плотью незначительного размера.
«Женское обрезание»
Менее популярно в мусульманском мире так называемое «женское» обрезание, в необходимости совершения которого сомневаются многие наши современника. Так предписывает ли ислам совершать обрезание девочкам?
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, следует отметить, что испокон веков у ряда народов (включая христианские) существует несколько видов женского обрезания и практически все они представляют опасность для организма. Согласно Шариату, какие-либо операции, наносящие вред здоровью человека, являются запретными.
Однако некоторые богословы настаивают, что в исламе дозволен один вид женского обрезания, а именно иссечение части тела, условно именуемой «капюшоном клитора». При этом, на их взгляд, какие-либо излишества в данном вопросе являются запретными. В качестве доказательства они ссылаются на хадис Посланника Аллаха (с.г.в.), приводимый Абу Даудом (и подвергнутый многими сомнению в достоверности): «Не впадайте в крайность при обрезании (женском), так лучше для женщин и доставляет больше удовольствия мужчинам».
Сторонники процедуры сравнивают этот вид женского обрезания с мужским, так как оно якобы тоже приводит к улучшению гигиенических условий и способствует получению большего наслаждения во время интимной близости. Утверждается, что удаление крайней плоти у мальчиков (и слизистого капюшона – у девочек) способствует «открытию» головки полового члена (клитора), которые становятся «более чувствительными».
Когда следует совершать обрезание?
Лучше обрезание совершить в первые годы жизни мальчика, так как чем взрослее он будет, тем сложнее и болезненнее проводить данную операцию. Кроме того, исходя из одного хадиса, следует, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал обрезание на седьмой день после рождения своих внуков – Хасана и Хусейна (Табарани).
Польза от обрезания
Совершение операции на половом органе может принести мужчине пользу как в мире земном, так и в мире вечном.
1) За совершение обрезания родителям ребёнка полагается награда. Раз эта процедура является сунной Посланника Аллаха (с.г.в.), значит, за её совершение, как и за другие благие деяния, можно ожидать награду от Создателя.
2) Обрезание снижает риск возникновения некоторых заболеваний, таких как, например, парафимоз, инфекции мочеиспускательного канала, рак пениса, онкологические заболевания шейки матки у партнёрши и так далее.
3) Способствует получению большего наслаждения обоим партнёрам во время половой близости, как уже об этом было сказано.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!