Что значит царствия небесного

Как правильно пожелать Царствия Небесного

Душа после смерти

Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.

Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.

Что значит царствия небесного. Смотреть фото Что значит царствия небесного. Смотреть картинку Что значит царствия небесного. Картинка про Что значит царствия небесного. Фото Что значит царствия небесногоОдин из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)

Как правильно пожелать Царствия Небесного

Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.

“В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4).

После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.

Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.

“Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4)

Как молиться о покойном

В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.

Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:

«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание

Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.

Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.

Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:

“Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках”.

Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.

Молитва за упокой

Пожелать Царствия Небесного усопшему можно следующими словами:

“Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».

За усопшую следует молиться так:

“Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя), и прости ей вся согрешения её вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».

Такая молитва сопровождается крестным знамением. Её обязательно нужно произнести перед вкушением поминального угощения. Допускается и краткое поминание усопшего словами “Царствия Небесного” с крестным знамением. Также можно помолиться за упокой души, прочитав по молитвослову “Последование по исходе души от тела” или “Канон молебный при разлучении души от тела”.

Источник

Что такое Царство Небесное?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Вопрос читателя:

Когда Христос говорит о Царствии Небесном, все понимают, что речь не о материальном небе, тем более, что в другом месте о Царствии Небесном сказано «внутрь вас есть». Почему же, когда читают о сотворении неба и земли в книге Бытия, или о сотворении новых неба и земли в Откровении Иоанна Богослова, все считают, что речь идёт о материальных небе и земле?

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

Что значит царствия небесного. Смотреть фото Что значит царствия небесного. Смотреть картинку Что значит царствия небесного. Картинка про Что значит царствия небесного. Фото Что значит царствия небесного

Уважаемый Александр, такого разброса мнений не стоит пугаться. Вспомните, что и в обычной жизни мы не всегда употребляем слова в их первом значении. Например, «дом» может означать и собственно здание дома, и квартиру как жилище конкретного человека или семьи, и саму семью (дом Романовых). «Очаг» может значить и собственно очаг, на котором готовится еда, и дом (домашний очаг). Носителю языка или человеку, который хорошо знает язык, нетрудно понять, что имеет в виду говорящий или пишущий. С Писанием сложнее, поэтому мы обращаемся к толкователям, которые стремятся раскрыть нам все смыслы библейских фраз и выражений для полноты понимания.

И вы знаете, «небо и земля» из Книги Бытия или Откровения по мнению некоторых толкователей обозначают не просто то небо и ту землю, которые мы с вами видим.

В Книге Бытия небо и земля — как названия двух противоположных «полюсов» мира — могут обозначать всю вселенную (см. Пс. 101:26; Ис. 65:17; Иер. 23:24; Зах. 5:9).

Некоторые толкователи (Феоф. Ант., Василий Великий, Феодорит, Ориген, Иоанн Дамаскин, и др.) говорят, что «небо» может обозначать мир невидимый (Ангелов), а земля — мир видимый.

Вы говорите, вероятно, об этой цитате из Откровения: «И увидел я новое Небо и новую Землю, ибо прежнее Небо и прежняя Земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1).

Главное, о чем тут идет речь — обновление всего мироздания. Опять же, можно толковать «небо и землю» здесь и как синоним слова вселенная, и как действительно новые небо и землю, но что это такое, все равно от нас сокрыто.

Как видите, тут апостол Иоанн Богослов не описывает, какие именно эти земля и небо, а говорит просто «новые». Будущие небо и земля должны быть противоположностью прежним, погибшим, то есть другими, а какими — мы не знаем. «Как будет происходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства», — говорит святитель Григорий Нисский.

«В мировом пожаре, — пишет блаженный Августин, — уничтожатся совершенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, и мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и во плоти» [«О граде Божием» 10:16].

Усиливая выражение об изменении прежнего мира, Иоанн добавляет, что моря уже нет. Прежнего моря не будет, ибо не будет в нем никакой нужды, но будет ли новое море и какое, об этом Апокалипсис совершенно умалчивает. Иоанн созерцает новый город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога, как особое нарочитое создание Божией благодати для обновленного человечества, как место общения с Богом.

«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21) — это выражение, которое обозначает как раз не некоторое пространство, а состояние человека. «Царствие небесное — мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов», — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это выражение обозначает Самого Христа. и это созвучно тому, что есть семитское выражение в котором «небеса» заменяют имя Божие.

И далее процитирую толкование, которое дает святитель Лука Крымский, в нем есть и о пространстве, и о состоянии человека:

«Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог.

Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его — там обитает и царит Святой Дух.

Такое Царствие Божие не приходит внезапно, не приходит заметным образом по громкому воззванию трубы. Царствие Божие — это тихое, мирное, незаметное вхождение Духа Святого в сердца человеческие.

Такие святые, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские уже при жизни были в Царствии Божием, в их сердцах обитал Дух Святой, для них уже здесь на земле началось светлое Царствие Божие».

Источник

Царство Божие (Небесное)

«…покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное»
( Мф.4:17 )

Ца́рство Бо́жие 1) — Цар­ство Небес­ное, область оби­та­ния свет­лых анге­лов и почив­ших о Гос­поде святых (людей); 2) Цер­ковь Хри­стова; 3) дей­ствие бла­го­дати Свя­того Духа в уве­ро­вав­шем в Иисуса Христа чело­веке; 4) (иногда) весь мир, как нахо­дя­щийся под вла­стью Над­мир­ного Царя, Бога.

Что значит царствия небесного. Смотреть фото Что значит царствия небесного. Смотреть картинку Что значит царствия небесного. Картинка про Что значит царствия небесного. Фото Что значит царствия небесного

Во всей пол­ноте Цар­ство Божье откро­ется после Вто­рого При­ше­ствия Хри­стова.

Цар­ство Небес (Небес­ное) – это сло­во­со­че­та­ние встре­ча­ется только в Еван­ге­лии по Матфею. Другие еван­ге­ли­сты гово­рят о Цар­стве Божием (Бога). Евреи из бла­го­че­сти­вых побуж­де­ний избе­гали упо­треб­ле­ния имени Бога и заме­няли его раз­ными опи­са­тель­ными обо­ро­тами: Небо, Вели­кий Царь, Имя и т.д.

Цар­ство Божие есть состо­я­ние чело­ве­че­ского есте­ства, обнов­лен­ного Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, есть воца­ре­ние Иисуса Христа в чело­ве­че­ском уме и сердце дей­ствием Свя­того Духа. Цар­ство Божие в этом веке не при­хо­дит внеш­ним обра­зом, но обре­та­ется внутри чело­века. Об этом сказал Иисус Хри­стос: «Быв же спро­шен фари­се­ями, когда придет Цар­ствие Божие, отве­чал им: не придет Цар­ствие Божие при­мет­ным обра­зом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Цар­ствие Божие внутрь вас есть» ( Лук.17:20-21 ).

Цар­ство Божие в чело­веке есть пре­бы­ва­ние Бога внутри любя­щего Его чело­века: «кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему и оби­тель у него сотво­рим» ( Ин.14:23,24 ); «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Все­ля­ясь в чело­века бла­го­да­тью Свя­того Духа и пре­бы­вая в нем, Хри­стос ста­но­вится для «тех, кои пре­дают себя Его цар­ству и гос­под­ству, Путе­во­ди­те­лем, Пра­ви­те­лем, Учи­те­лем, Песту­ном, Пред­ста­те­лем, Помощ­ни­ком, Изба­ви­те­лем от вся­кого греха» (св. Симеон Новый Бого­слов).

Силой сози­да­ю­щей Цар­ство Божие в чело­веке явля­ется бла­го­дать Свя­того Духа. Для под­ви­за­ю­ще­гося хри­сти­а­нина нет ничего дра­го­цен­нее ее, потому что с ее помо­щью душе, истинно веру­ю­щей во Христа пред­стоит из испор­чен­ного и пороч­ного состо­я­ния «перейти в состо­я­ние иное, доброе, и нынеш­нее уни­чи­жен­ное есте­ство изме­нить в есте­ство иное, боже­ствен­ное, сде­латься есте­ством новым» (св. Мака­рий Еги­пет­ский). Поэтому апо­стол Павел сказал, что Цар­ство Божие есть «пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). Поэтому святые отцы назвали саму бла­го­дать Свя­того Духа Цар­ствием Божьим, исполь­зо­вали слова Цар­ство Божие и бла­го­дать как сино­нимы. «Под­ви­зай­тесь, – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов, – стя­жать созна­тельно внутрь нас Цар­ство Небес­ное, то есть бла­го­дать Свя­того Духа», «Цар­ствие Божие есть Святой Дух», – гово­рит св. Максим Испо­вед­ник и св. Гри­го­рий Нис­ский. Для стя­жа­ния бла­го­дати Свя­того Духа необ­хо­дим хри­сти­ан­ский подвиг, обна­ру­жи­ва­ю­щий реши­мость чело­века жить в Боге.

Спа­си­тель упо­доб­ляет Цар­ство Небес­ное:

мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев):
Нрав­ствен­ное учение Христа постро­ено на фун­да­мен­таль­ном утвер­жде­нии о Цар­стве Божием как о реаль­но­сти не только буду­щего, посмерт­ного суще­ство­ва­ния, но и земной жизни чело­века. По словам Спа­си­теля, Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его ( Мф.11:12 ), то есть вос­хи­щают здесь, на земле. В прит­чах Иисуса Цар­ство Божие упо­доб­ля­ется семени, бро­шен­ному в землю (см.: Мф.13:24 ); зерну гор­чич­ному (см.: Мф.13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф.13:33 ); сокро­вищу, скры­тому на поле (см.: Мф.13:44 ); дра­го­цен­ной жем­чу­жине (см.: Мф.13:45 ); неводу, заки­ну­тому в море и захва­тив­шему рыб вся­кого рода (см.: Мф.13:47 ); царю, кото­рый захо­тел сосчи­таться с рабами своими (см.: Мф.18:23 ); хозя­ину дома, наняв­шему работ­ни­ков в вино­град­ник свой (см.: Мф.20:1 ); царю, сде­лав­шему брач­ный пир для сына своего (см.: Мф.22:2 ). Все эти образы заим­ство­ваны из повсе­днев­ной чело­ве­че­ской жизни и обра­щены к опыту чело­века, живу­щего в мире сем, а не уже пере­шед­шего в мир иной.
Хри­стос гово­рит о том, что Цар­ство Небес­ное при­над­ле­жит нищим духом (см.: Мф.5:3 ), изгнан­ным за правду (см.: Мф.5:10 ), детям (см.: Мф.19:14 ), о том, что Цар­ство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ). Обра­ща­ясь к уче­ни­кам, Спа­си­тель уве­ще­вает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш бла­го­во­лил дать вам Цар­ство ( Лк.12:32 ). Таким обра­зом, Цар­ство Божие уже даро­вано, уже осу­ществ­ля­ется в жизни хри­стиан. Через веру во Христа и сле­до­ва­ние Его запо­ве­дям люди при­об­ща­ются к тому Цар­ству Божию, пол­нота кото­рого будет реа­ли­зо­вана после Вто­рого При­ше­ствия Спа­си­теля, но кото­рое тем не менее уже незримо при­сут­ствует в Церкви, состав­ляя серд­це­вину ее бытия.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний :
Еван­ге­лие гово­рит нам, что Цар­ство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Цар­ства Божия внутри себя, если мы не можем встре­тить Бога внутри, в своих глу­би­нах, то очень мало­ве­ро­ятно, чтобы мы Его встре­тили где-то вне себя.
Когда первый кос­мо­навт Гага­рин воз­вра­тился из «кос­моса» и сделал свое зна­ме­ни­тое заяв­ле­ние, что Бога в небе­сах он не встре­тил, один мос­ков­ский свя­щен­ник заме­тил, что «если Вы не встре­тили Его на земле, Вы нико­гда не уви­дите Его на небе­сах». Если я не могу сопри­кос­нуться с Богом, так ска­зать, под соб­ствен­ной кожей, в том малень­ком мире, кото­рым я явля­юсь, то очень мало­ве­ро­ятно, что даже встре­тив Его лицом к лицу, я Его узнаю.

Святой Иоанн Зла­то­устый сказал:
«Найди дверь своего сердца, и ты уви­дишь, что это дверь в Цар­ство Божие«. Поэтому обра­щаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым обра­зом. Речь не о том, чтобы при­бег­нуть к само­ана­лизу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти при­е­мами пси­хо­ана­лиза или пси­хо­ло­гии. Это не путе­ше­ствие в сущ­ность моего соб­ствен­ного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из соб­ствен­ных глубин выныр­нуть там, где Бог есть, где Бог и мы встре­тимся.

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):
С самого начала Своей про­по­веди Гос­подь наш Иисус Хри­стос первое место отво­дит Цар­ству Небес­ному: покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное ( Мф.3:2 ).
Слово цар­ство (евр. малхут; греч. баси­лейа) в биб­лей­ских книгах имеет два зна­че­ния: «прав­ле­ние царя» и «тер­ри­то­рия, под­власт­ная царю». Еван­ге­лист Матфей 32 раза упо­треб­ляет выра­же­ние Цар­ство Небес­ное и 5 раз Цар­ство Божие ( Мф.6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43 ). У еван­ге­ли­стов Марка, Луки и Иоанна – только Цар­ство Божие. Срав­не­ние парал­лель­ных мест убеж­дает, что выра­же­ния эти сино­ни­мичны. Цар­ство Божие пред­став­ляет собой абсо­лют­ную власть (гос­под­ство) Бога над види­мым и неви­ди­мым миром. Неко­то­рые места свя­щен­ных книг пока­зы­вают, что поня­тие Цар­ство Божие имеет еще один смысл: гос­под­ство (власть) Гос­пода Бога, Кото­рому мы себя по соб­ствен­ной воле под­чи­няем и Кото­рому доб­ро­вольно и с радо­стью служим.
Где нахо­дится Хри­стос, там и насту­пает Его Цар­ство, кото­рое не от мира сего ( Ин.18:36 ). Это самый глав­ный пункт рас­хож­де­ния между Иису­сом Хри­стом и иудей­скими вождями, кото­рые ожи­дали в лице Мессии зем­ного царя. Они думали, что он низ­ло­жит и упразд­нит все тогдаш­ние цар­ства на земле, соста­вит из всего рода чело­ве­че­ского единую дер­жаву, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожи­да­ния, несо­мненно, Иисус Хри­стос отве­тил: Цар­ство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Цар­ство Мое, то слу­жи­тели Мои под­ви­за­лись бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Цар­ство Мое не отсюда ( Ин.18:36 ).
Во время Своего зем­ного слу­же­ния Спа­си­тель посте­пенно рас­кры­вает тайны Цар­ства. Уви­деть его может только тот, кто родится свыше от Духа ( Ин.3:1-8 ). Оно не явля­ется при­над­леж­но­стью только иудеев: многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном ( Мф.8:11 ). Все веру­ю­щие в Иисуса Христа полу­чают его в дар, отве­тив на призыв Гос­пода (1Фесс.2:12): Я заве­ща­ваю вам, как заве­щал Мне Отец Мой, Цар­ство ( Лк.22:29 ). Оно воз­рас­тает подобно зерну гор­чич­ному ( Мф.13:31 ) и подобно закваске изме­няет жизнь ( Мф.13:33 ). Для веру­ю­щих в Еван­ге­лие и пока­яв­шихся Цар­ствие Божие про­яв­ля­ется уже в насто­я­щем, но во всей пол­ноте придет в буду­щем. Когда же испол­нятся сроки и будет Второе при­ше­ствие Гос­пода нашего Иисуса Христа, Цар­ство Божие уста­но­вится в силе и славе: И седь­мой Ангел вос­тру­бил, и раз­да­лись на небе гром­кие голоса, гово­ря­щие: цар­ство мира соде­ла­лось [цар­ством] Гос­пода нашего и Христа Его, и будет цар­ство­вать во веки веков ( Откр.11:15 ).
Гос­подь опре­де­ляет жизнь и состо­я­ние тех, кто войдет в Цар­ство Небес­ное словом бла­жен­ство (Нагор­ная про­по­ведь. – Мф.5:3-12 ). Цар­ствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). В свя­то­оте­че­ской экзе­ге­тике, начи­ная с Ори­гена, данное место пони­ма­ется как ука­за­ние на особое бла­го­дат­ное духов­ное состо­я­ние, кото­рое может стя­жать пра­вед­ник. Это бого­слов­ское пони­ма­ние пол­но­стью согла­су­ется с пред­ше­ству­ю­щим стихом: Быв же спро­шен фари­се­ями, когда придет Цар­ствие Божие, отве­чал им: не придет Цар­ствие Божие при­мет­ным обра­зом (17:20). Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин пишет: если цар­ство Божие внутри нас нахо­дится, и это цар­ство есть пра­вед­ность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомне­ния, нахо­дится в цар­стве Божием (Собе­се­до­ва­ние первое. Гл. 13).
Святые уже здесь при­об­ща­ются к Цар­ству бла­го­дати. Н.А. Мото­ви­лов рас­ска­зы­вает о беседе с преп. Сера­фи­мом Саров­ским: «И когда я взгля­нул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще боль­ший бла­го­го­вей­ный ужас. Пред­ставьте себе в сере­дине солнца, в самой бли­ста­тель­ной ярко­сти его полу­ден­ных лучей, лицо чело­века, раз­го­ва­ри­ва­ю­щего с вами. Вы, напри­мер, видите дви­же­ние уст его и его глаз, изме­не­ние в самих очер­та­ниях лица, чув­ству­ете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один осле­пи­тель­ней­ший свет, про­сти­ра­ю­щийся на несколько сажен кругом…» (Записки Нико­лая Алек­сан­дро­вича Мото­ви­лова…, М., 2005, с. 212). Как это дости­га­ется? По словам св. Сера­фима: Так в стя­жа­нии этого-то Духа Божия и состоит истин­ная цель нашей жизни хри­сти­ан­ской, а молитва, бдение, пост, мило­стыня и другие ради Христа дела­е­мые доб­ро­де­тели суть только сред­ства к стя­жа­нию Духа Божьего.

Цар­ство Божие пони­ма­ется более как состо­я­ние души, нежели кон­крет­ное место. «Цар­ствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Цель жизни хри­сти­ан­ской состоит в дости­же­ние един­ства с Богом, рас­кры­тие в чело­веке образа и подо­бия Бога. Мы можем насле­до­вать Цар­ствие Божие, лишь если во всём упо­до­бимся Богу: «будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный» ( Мф.5:48 ).

Источник

Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?

Рассказывает протоиерей Павел Великанов

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Где искать Царство Небесное, что это такое и как туда можно опоздать? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. Мы обратились с ними к протоиерею Павлу Великанову.

Что значит царствия небесного. Смотреть фото Что значит царствия небесного. Смотреть картинку Что значит царствия небесного. Картинка про Что значит царствия небесного. Фото Что значит царствия небесного

Пришел к своим, и свои не приняли…

Если внимательно вчитаться в Евангелие и вдуматься во все слова Христа о Царствии Божием, становится очевидным: именно это учение стало роковым для Его земной жизни. Иудеи жаждали Царства, бредили Царем — но только не таким, каким оказался Христос. И Спаситель был к этому готов: в отличие от множества лжепророков и лжемессий, Его совершенно не волновал внешний эффект от Его проповеди. Он знал, что делал. И прекрасно понимал, какая цена — словам, и какая — делам. Достаточно вспомнить, как после слов о необходимости вкушения Его Тела и питья Его Крови как непреложном условии жизни с Богом многие отворачиваются от Него и уходят. И вот, вместо того чтобы, как сказали бы сегодня, «изменить тактику» и «внести коррективы» для большей эффективности проповеди — Христос поворачивается к Своим ближайшим ученикам: «А не хотите ли и вы — уйти?».

Учение о Царстве Небесном — ключевое для всего евангельского повествования. С точки зрения иудеев, всё это не более чем какая-то абстракция, никак не связанная с жизненными реалиями. Поэтому Тот, Кто так дерзновенно смеет утверждать Свое Богосыновство — и тем самым превращать этот «непонятный вымысел» в Божественное Откровение — должен быть убит, и убит позорно, в назидание всем другим, чтобы никому не повадно было пытаться разрушить то, что — как считали ветхозаветные иудеи — веками сохраняло аутентичность и целостность еврейского народа. Уж кто другой, кроме иудеев, прекрасно понимал и помнил, что такое — Царство? Саул, Давид, Соломон — все они были вписаны в историю еврейского народа не только как цари, святые и пророки, но и как строители того самого царства, по развалинам которого теперь и ходит этот новоявленный Пророк и рассказывает странные вещи о Небесном или Божием Царстве!

Христовы вопрошатели — евреи — люди очень конкретные в своем отношении ко всему, что касается важных для них областей жизни. Богатейший опыт выживания во враждебной среде научил их исключительному прагматизму, а сложные установления Моисеева Закона филигранно оттачивали из поколения в поколение эту способность к быстрому рассудочному реагированию.

И когда читаешь, как они слушают слова Христа о Царстве, возникает ощущение, будто в воздухе буквально звенит этот непрекращающийся агрессивный фон вопросов: «А где это Царство, покажи его нам! Когда придет это Царство? А с чем его можно сравнить, как его пощупать, потрогать, увидеть? Не блеф ли всё это. »

А Ответ — был у них перед глазами, ходил, разговаривал, исцелял больных. Только потом, уже после Воскресения, апостол Иоанн будет вспоминать с глубоким чувством искреннего изумления — как Его, Слово Жизни, Сына Бога, они могли видеть глазами, осязать руками, есть, пить вместе с Ним. Это с трудом вмещается в сознание даже Его ближайших учеников — видевших Его Воскресшим. Что же тогда говорить о тех, кто и смотрел-то на этого бродячего проповедника так, краем глаза, вскользь — много тут ходит всяких.

Вертикаль или горизонталь?

Когда мы говорим о Царстве Небесном, нас сразу сбивает с толку его «небесность», которая подсознательно воспринимается нами как что-то не вполне реальное, исключительно духовное или как минимум — неземное или загробное.

Однако в евангельских текстах «Небо» — синоним имени Божия, и, соответственно, «Царство Небесное» не что иное, как Его, Бога, правление на Земле — и только. Но это такое живое и реальное присутствие Бога в человеческой жизни, что оно оказывается той самой жемчужиной, ради которой всё остальное с легкостью продается и забывается.

Царство Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие наши современники. Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь, Господин — и это откровение невозможно ни перепутать, ни сымитировать. Царь не бывает без своих подданных: точно так же и Царство Небесное появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога — встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь.

Царство Небесное — не пища и питие, не власть и могущество, не довольство и богатство. Всё это — горизонтальная плоскость: и в любой точке этого пространства может появиться новая реальность — вертикаль, которая выстраивается только между Богом и человеком.

Царство Божие уже здесь, среди вас — говорит Христос Своим ученикам: они изумленно озираются, смотрят по сторонам, не понимая, что надо лишь только увидеть самих себя рядом со Христом. Нечего искать это Царство ни во времени, ни в пространстве — оно постоянно рядом.

Но Христос — кроток и долготерпелив, Он не вламывается в душу как Властный Хозяин, а стоит у двери и лишь скромно постукивает в надежде, что те, кто за дверью, внутри, услышат и сами захотят пустить. Отсюда — такое обилие в Его речи образов и сравнений, помогающих понять Его учение о Царстве. И при этом — постоянный акцент: «Да, Я — Царь, но не того Царства, о котором вы все так мечтаете. Мое Царство — другое. Оно там, где не властолюбцы и гордецы, а кроткие и скромные; там, где нет пышности и религиозного лицемерия, а детская простота и искренность; там, где Бог — не мысленная фикция, а Живой, реально присутствующий в жизни Господь!» Насколько эти слова были трудны для слуха, представить несложно: достаточно посмотреть вокруг — кто сегодня виноват в наших бедах? Власть имущие? Воры и взяточники? Да какая разница — все равно взгляд скользит по накатанной веками дорожке, и задолго до Христа этот путь уже был проторен. Перефразируя Христовы слова о Царстве Божием, можно было бы сказать так: какого бы даже самого святого, безгрешного и исполненного всех добродетелей правителя ни поставь — сути наших проблем это не решит: ведь наш главный враг не где-то снаружи, он — внутри; точнее — мы и есть сами себе враги номер один.

С чего начинается Царство?

Царство Божие — Царство Небесное — наступает уже тогда, когда человек обретает своего Царя и Господа: и для христиан это вхождение в Царство непосредственно связано с рождением от воды и Духа в таинстве Крещения.

Когда крещаемого священник спрашивает: «Веруешь ли ты Ему?» — готовящийся родиться в Новое Царство отвечает: «Верую, яко Царю и Богу!»

Наша надежда и ожидание — увидеть тот миг, когда небесный свод свернется, звезды исчезнут, мертвые восстанут — закончится эта долгая, такая бесконечно долгая холодная ночь греха, и откроется новый День, Светлый день Христова Царствия.

Однако к этому дню надо готовиться уже сейчас. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», — говорил прп. Варсонофий Оптинский.

Царство Мое — не от мира сего, — говорит Христос. И Его последователи, христиане, с одной стороны, не имеют иного мира для жизни, кроме этого, по умолчанию враждебно настроенного ко Христу. Но с другой стороны, Царство, которым они и живут, — Христово Царство — не от мира сего. Это внутреннее напряжение — от неизбежности жизни в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам — в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика, наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает христианин. Поэтому Царство Небесное — «нудится», берется с усилием, оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.

О чем тоскует наше сердце

Вход в Царство Небесное открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою «профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который и животворит это Тело, — Святому Духу.

И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле — и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть невозможно — он все равно пробьется и будет светить миру. Весь неисчислимый сонм христианских святых — это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства — пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один — Христос.

Это живое присутствие Христа не только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул утверждать: Кто Духа Христова не имеет — тот и не Его, то есть не Христов! (Рим 8:9).

Сам Христос — и есть Царство Небесное, и когда Он говорит об этом Царстве в притчах, образах, примерах — Он всегда говорит о Себе Самом. Жизнь со Христом, жизнь по Христу, жизнь в Нем — это совсем не абстракция, а реальнейшая реальность для церковного человека.

Причем не на уровне чувств или ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника — всё это резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной для чистых сердцем и открытых Богу душ.

Здесь, в храме — Его территория, Его Царство — если только, конечно, храм наполнен верными Ему — а не предателями и дезертирами. И нет ничего удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма, человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех сторон новой реальностью — не нашей, а той, лучшей, заветной, желанной — по которой только и тоскует живое человеческое сердце.

Рай или Христос?

Христианин — это не тот, кто живет мечтой попасть в рай, а тот, кто живет Христом. Для верующего во Христа рай и открывается, и может закрыться уже в этой жизни. Поэтому для него каждый день, каждая минута этой, казалось бы, преходящей и поэтому мало что значащей жизни — на самом деле бесценны. А «механическое» помещение непреображенной Божественной благодатью души в место, где живут праведники и святые, качества жизни не изменит: от себя никуда не деться, и тот, кто носит в своем сердце ад самолюбия и страстей, сам убежит с презрением и злобой на этих «святош» и «лицемеров».

Не став подданным Царства Божия здесь, на земле — слишком мало шансов попасть в него после смерти. Искать Христа, Его близости, Его ощутимого присутствия — причем не только в храме и таинствах, но и в ежедневных событиях жизни — не такая уж сложная задача, если слышать Его заповеди и стараться выполнять их. А заповедь в действительности одна: быть подражателями Христу, жить и вдохновляться Им, поступать, как Он поступал; думать, как Он думал, желать того, к чему Он стремился. Как это ни странно прозвучит, но об этом сегодня надо говорить во весь голос, снова и снова: христианство — Христоцентрично, а не «раецентрично», или, что еще хуже, «грехоцентрично».

Для нас рай там, где Христос, а вовсе не наоборот.

И Его Царство — как его ни назови — Божие или Небесное — уже здесь, на земле, с нами, среди нас. Если только сами мы — в своем сердце, в мыслях, словах и поступках — со Христом.

Читайте также:

12 притч: Христос о Царствии Небесном

Да приидет Царствие Твое. О чем мы молимся этими словами?

На заставке фрагмент фото Владимира Аверина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *