Что значит тройной одеколон
Какой состав имеет «Тройной одеколон» и почему он так называется
Содержание статьи
Два одеколона в одном флаконе
Первоначально в состав «Кельнской воды» входили, помимо спирта, масла мандарина, грейпфрута, лимона, апельсина, а также масляные эссенции трав, кедра и бергамота. «Кельнская вода» получила широкое распространение в Европе. В Европе 18 века, как известно, мыться не любили, зато обожали умащивать тела разнообразными ароматическими составами. Обладающий ярким насыщенным ароматом одеколон пришелся по сердцу европейцам: он хорошо скрывал запах их немытых тел.
В 1810 году в одном из своих декретов император Наполеон отдал приказ обнародовать состав всех лекарственных средств. «Кельнская вода» подпадала под список лекарственных средств, поэтому владельцам парфюмерного дела пришлось пойти на хитрость. Они назвали свою лечебную воду одеколоном и добавили к ее составу три дополнительных компонента: бергамот, нероли и лимон. Так получилось, что «Тройной одеколон» появлением своим обязан Наполеону.
Состав «Тройного одеколона»
Современный «Тройной одеколон» содержит в своем составе 64% спирта и целый букет натуральных эфирных масел: масло шалфея и муската, герани, кориандра, лаванды, нероли, лимона, бергамота. Этот уникальный одеколон оказывает антисептическое, согревающее, ранозаживляющее и успокаивающее действие. «Тройным одеколоном» смазывают ранки, ссадины, порезы, места укусов насекомых. Среди девушек бытует мнение, что нет лучше средства от прыщей и воспалений на лице, чем «Тройной одеколон».
В Россию «Тройной одеколон» привезли французы в 1812 году. Нашим соотечественникам одеколон понравился, да так, что они решили открыть предприятие по производству чудодейственной воды. И занимался изготовлением «Тройного одеколона» в России не кто-нибудь, а сам Генрих Брокар, основатель русской парфюмерии. После революции фабрика была национализирована и продолжила свою деятельность под названием «Новая заря». «Тройной одеколон» пролетариату понравился, поэтому выпуск его продолжился вплоть до сегодняшних дней.
Удивительно, но «Тройной одеколон» пользуется популярностью и сегодня. В англоязычном интернете можно найти высказывания парфюмеров, обсуждающих «Тройной одеколон» как нишевый аромат. Упругий, терпкий, свежий запах вызывает ностальгию не только у нас: европейцы с удовольствием вспоминают старую добрую «Кельнскую воду» и черпают из ее аромата вдохновение при создании новых парфюмерных композиций.
«Тройной» одеколон: почему популярное парфюмерное средство имело странное название
Тройной одеколон был изготовлен впервые более трехсот лет назад / Фото: aboutww2militaria.com
«Тройной» одеколон – самый популярный парфюмерный мужской продукт времен Советского Союза, хоть и с не очень романтичным названием. И, пожалуй, это один из немногих продуктов, который выпускается и сегодня, хотя и имеет уже не настолько большую популярность, как раньше. Что касается названия, то его история, как и история создания, уходит своими корнями далеко в прошлое.
1. Лекарство от всех болезней
Сегодня существует несколько вполне правдоподобных версий того, откуда появилось такое название. Что касается самого одеколона, то впервые его изготовили более трех сотен лет назад. Впервые данное средство упоминается в 1694 г. У него на тот момент еще не было столь яркого названия, но аптечное описание настоя, состоящего из спирта и ряда эфирных масел в записях аптекарей из Германии присутствовало.
Средство позиционировалось как лечебное и использовалось не только наружно, но и внутрь / Фото: bazar.ua
Данное средство на заре своего существования позиционировалось, как лекарственное. Оно предназначалось не только для наружного применения (обеззараживания и растирания), но и для внутреннего. А самое интересное, что рекомендовалось оно практически от всех болезней, в том числе и от чумы, и использования во время родов.
Изначально настойка реализовалась под названием «О-де-колонн», что обозначало «вода из Кельна» / Фото: yandex.ru
А вот выпуском в промышленных масштабах и реализацию этой настойки, обладающей нестандартным ароматом, занялся Джованни Мария Фарина – немец с итальянскими корнями. От дяди ему в наследство досталась лавка, а также уникальный рецепт настойки: 64 процента спирта и вытяжки из трех растений – бергамота, лаванды, розмарина. Одной из версий названия является то, что в составе средства присутствуют три компонента растительного происхождения. Что касается производителя, то он называл его «о-де-колонн». Это слово обозначало «вода из Кельна», естественно, с характерным ароматом. В продажу она поступала в основном, как гигиеническое и лекарственное средство.
2. Наполеон и небольшая аптекарская хитрость
Кельнская вода в Европе быстро приобрела популярность и применялась для растирки, обеззараживания ран / Фото: 100sp.ru
В качестве лекарственного средства Кельнская вода в Европе быстро приобрела популярность. Ее использовали практически все в целях борьбы с радикулитом, прыщами и другими проблемами со здоровьем. Постепенно мужская часть населения аромат ее тоже оценила. Им по душе пришелся резкий, «брутальный» и не слащавый запах.
Наполеон Бонапарт потребовал от аптекарей раскрыть секрет создания одеколона с целью обеспечения армии лечебным средством / Фото: warfiles.ru
С легкой руки Наполеона Бонапарта в истории развития одеколона произошли серьезные изменения. При подготовке к своим завоеваниям он издал указ, из которого следовало, что аптекари обязаны предоставить рецепты своих средств правительству. Это делалось с целью обеспечения армии необходимыми и доступными лекарственными средствами.
Аптекари объявили Кельнскую воду не лекарственным средством, а парфюмерным / Фото: guns.allzip.org
Конечно же, у аптекарей не было желания раскрывать все секреты. Вот они и объявили Кельнскую воду не лекарственным средством, а парфюмерным. Соответственно, она не попадает под указ.
Первоначальная формула была изменена за счет добавления эфирных масел цветов померанца, бергамота, лимона / Фото: lipotherapeia.com
Чтобы доказать свою правоту, они решили несколько изменить первоначальную формулу, добавив к ней три дополнительных компонента: эфирные масла цветов померанца, бергамота, лимона. Три основных и столько же дополнительных составляющих и стали поводом для создания его названия. Постепенно, аптекари, для привлечения клиентов именно к своей продукции начали включать в состав «Тройного» свои компоненты. Но классикой остается рецепт, в котором есть три основных и столько же дополнительных компонента.
Французы воевали, благоухая одеколоном, который применялся и в лечебных, и в гигиенических целях, а также как дезинфицирующее и парфюмерное средство / Фото: moscow-view.ru
Вопрос с Наполеоном был решен другим путем. Фармацевты снабдили армию готовым продуктом в крупных объемах. Французы воевали, благоухая одеколоном, который применялся и в лечебных, и в гигиенических целях, а также как дезинфицирующее и парфюмерное средство. Русским аромат тоже понравился. В итоге, когда закончилась война, его стали изготавливать и у нас в стране.
В 19 веке Генрих Брокар основал мануфактуру и наладил производство Тройного одеколона / Фото: in-moskow.livejournal.com
В девятнадцатом столетии, во второй половине, производство Тройного одеколона было налажено на мануфактуре Брокара. Именно Генрих Брокар, который основал мануфактуру, создал новую технологию изготовления эссенций для парфюмов высокой концентрации. Изобретение позволило получать большее количество ароматных веществ из растений. Так появилась следующая теория названия одеколона: в продукте от Брокара эфирных масел было втрое больше, чем в остальной.
3. Популярность Тройного одеколона в Советском Союзе
В послереволюционное время мануфактура трансформировалась в фабрику под названием «Новая заря» / Фото: manrule.ru
Помимо полюбившегося всем «Тройного» в магазинах стали появляться такие парфюмы, как «Саша» и «Шипр» / Фото: account.travel
В послереволюционное время мануфактура трансформировалась в фабрику под названием «Новая заря». Но изменений в рецептуре одеколона не произошло. Советские граждане с удовольствием пользовались «Тройным», хотя и старались покупать в качестве парфюмов другие ароматы. В магазинах стали появляться такие парфюмы, как «Саша» и «Шипр».
Парфюм был популярен среди мужчин как освежающее средство
Одеколон не вызывал раздражение, освежал и снимал воспаление / Фото: yandex.ru
А вот «Тройной» был универсальным средством, которым можно было обработать ранку, использовать при простуде или радикулите в качестве растирки, прижечь прыщи, поставить банки.
Ходила легенда, что Сталин пользовался исключительно Тройным одеколоном / Фото: drive2.com
Ходила легенда, что Сталин пользовался исключительно этим одеколоном, так как только этот парфюм не раздражал его кожу. А во время сухого закона «Тройным» некоторые заменяли водку и прекрасно себя чувствовали, что было отражено во многих сатирических произведениях и анекдотах.
Тройным одеколоном некоторые советские люди заменяли водку / Фото: podryzhka.com
История тройного одеколона в России
Как утверждают историки парфюма, «Тройной одеколон» появился на свет под названием «Кёльнская вода» (по-французски «eau de cologne», отчего и произошло русское слово «одеколон») в 1694 году. В Европе он был воспринят буквально как чудодейственный эликсир, представляющий собой смесь эфирных масел из цитрусов, разбавленную крепким спиртом. И вот почему. Во время эпидемии оспы в Германии к каждому флакончику прилагалась инструкция: «Эта чудодейственная вода является средством против яда, предохраняет от чумы, она лечит желтуху, катар, обмороки, колики в животе, боку и груди, исцеляет от ожогов, придает силы женщинам при родах, способствует откашливанию, а также ослабляет звон в ушах, прибавляет красоту, так как делает кожу гладкой и наделяет её прекрасным цветом».
Стать «Тройным одеколоном» «Кёльнской воде» помог Наполеон. В 1810 году он издал декрет, требующий открыть рецепты всех лечебных средств. Чтобы сохранить секрет производства «Кёльнской воды», её объявили парфюмерным средством, добавив в её состав душистые компоненты. Император был в восторге от новинки. Благодаря ему этот одеколон стал популярен в высшем свете. Прихватив с собой флаконы, французская армия двинулась покорять Москву. К сожалению, не одеколоном. А «тройным одеколоном» он стал называться из-за трёх составляющих его ароматических компонентов: лимона, бергамота и нероли.
И, тем не менее, в истории российской парфюмерии французы сыграли свою роль. Спустя 24 года после наполеоновского набега на Москву в Париже в семье парфюмера Брокара (Broсard) родился мальчик, которого назвали Генрихом. А через 25 лет после этого в 1861 году Генрих Брокар появился в Москве и начал работать в лаборатории одной из городских фабрик. Через два года он изобрел новый способ изготовления концентрированных духов и продал его своим соотечественникам. На вырученные средства открыл собственную мастерскую, на базе которой в 1869 году на улице Мытной, 15, что в Замоскворечье, построил фабрику. Обосновавшись в Москве, Генрих Брокар принял православие и стал именоваться Андреем Афанасьевичем. К концу XIX века он учредил парфюмерное товарищество «Брокар и Ко».
Вот лишь некоторые ступеньки восхождения фирмы Брокара на мировой «Парфюм-Олимп»:
● 1889 год. На Всемирной выставке в Париже его продукция была удостоена большой золотой медали. Духи «Персидская сирень», созданные Брокаром как подарок жене ко дню их серебряной свадьбы, получили Гран-при. Французы впервые оказались на втором месте.
● 1896 год. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде товариществу «Брокар и Ко» был пожалован государственный герб России. Фабрика на Мытной, дом 15 стала одним из крупнейших производителей парфюмерии в империи.
Брокар был не только талантливым изобретателем, но и умным предпринимателем. Чтобы завоевывать рынок и владеть им, он учитывал спрос самых разных покупателей: наряду с утонченным парфюмом для аристократии выпускал хозяйственное мыло «Народное» ценой в копейку.
Известен Брокар и как один из богатейших коллекционеров Белокаменной. В его домашнем музее насчитывалось свыше восьми тысяч художественных произведений русских и зарубежных мастеров. Он принимал активное участие в общественной жизни города: создал библиографический кружок, открывал постоянно действующую выставку прикладного народного искусства, подарил Историческому музею редкую коллекцию масонских предметов. По его смерти, последовавшей в 1900 году, его вдова в своем особняке на Мытной, 17 открыла музей имени Андрея Афанасьевича Брокара.
Однако дело со смертью «русского француза» не прервалось. Его продолжил другой талантливый французский парфюмер Август Мишель. При его участии было создано немало «вкусных» образцов. Среди них духи «Любимый букет императрицы», приуроченные к 300-летию дома Романовых.
После 1917 года фабрику Брокара национализировали, но Мишель остался в России. Когда 5 лет спустя её решили переименовать в духе нового времени, он предложил назвать её «Новая заря» («Nouvelle Etoile»). Название было принято. А в 1925 году по его же предложению духи «Любимый букет императрицы» переименовали в «Красную Москву». Под этим названием они пользовались успехом не только в России, но и за её пределами. Да и сегодня их высоко ценят знатоки во всем мире.
Ахахах создают новое, ой насмешил. На популярные зарубежные парфюмы они делают пародии. И запах от партии к партии разный, запах меняется в зависимости от длительности хранения даже в пределах заявленного срока годности. С технологией у них явные и большие проблемы.
Одеколоны в качестве приятно пахнущего спирта мне у них нравятся, а пахнут они порою и получше их же духов.
А запах старого тройного мне нравился и держался он долго. Шипр тоже был не плох, но из-за использования во всех парикмахерских он был стандартным запахом и надоел.
Как раз вчера докупил Тройного и Красную Москву,а то Тройной и Шипр уже заканчивались.Спирта там 62-65 как раз осле бритья или масок морду протирать
Красная Москва это вообще шедевр! Эти духи невозможно спутать ни с какими другими. Потрясающая индивидуальность аромата. Правда подходит не всем.
Кстати мне очень нравится и «Тройной» и «Ожен». По соотношению цена-качество так вообще вне конкуренции.
Brocard сейчас делает прекрасные вещи. И очень дёшево, что радует.
Немного о дореволюционных ароматах. Духи и не только
О том, какие именно духи были популярны в 18 веке, известно мало. По крайней мере, имён первых русских парфюмеров того времени нигде не упоминается. В России производством парфюмерии и косметики обычно занимались аптекари. Чаще всего в композициях 18 века фигурировало розовое масло, цедра, бергамот, специи. Иногда это были моноароматы, иногда состоящие из нескольких узнаваемых нот. Публицист М. И. Пыляев описывал появление парфюмерии в России так: «Косметики и духи вошли в употребление у нас только в конце прошедшего столетия; с этого времени наши придворные дамы, кроме гулявной воды (розовой) да зорной и мятной настойки (холодец), других духов не знали. Первыми явились в моду при Екатерине II “Амбровые яблоки”, род саше; последние считались предохранительным средством от чумы и других эпидемических болезней. Вместе с ними стали получать из-за границы кармскую мелисную воду, затем лоделаван (лавендная настойка). Общеупотребительный теперь одеколон появился после похода наших войск в Францию; последний очень любил Наполеон I и мыл им плечи и голову». Большую часть духов в Россию либо привозили из-за рубежа, либо делали из импортного сырья. Парфюмерию обычно продавали в розлив, порой целыми бутылками, и уже из них переливали в красивые флакончики, которые были иногда настоящими произведением искусства. Высоко ценилась продукция французской фирмы «Houbigant». В рекламных целях был запущен слух, что во время французской революции Мария-Антуанетта пыталась бежать, переодевшись крестьянкой, но выдала себя ароматом любимых духов «Houbigant». Ещё одна особенность того времени – не слишком выраженное разделение парфюмерии на мужскую и женскую. Например, была очень популярна фиалковая вода, которой и в 18, и в 19 веке пользовались как мужчины, так и женщины. Её наносили на платки, перчатки, особенно кожаные (в Европе долгое время производители перчаток тесно сотрудничали с производителями духов, часто продавая свои товары вместе).
Трудно было найти человека, который тогда не пользовался бы той или иной продукцией, выпускаемой Брокаром. Потомственный парфюмер Генрих Брокар приехал в Россию в 1861 году. Во время работы на парфюмерной фабрике Константина Гика он нашёл новый способ изготовления концентрированных духов и, продав права на своё изобретение, получил стартовый капитал для открытия собственного дела. Как и многие другие производители парфюмерии, начинал он с мыловарения. В 18 веке мыло стоило дорого, и большинство людей чаще всего и для стирки, и для мытья пользовались щёлочью, полученной из золы. В 1865 году фирма «Брокар» выпустила «народное» мыло всего за копейку, а за несколько копеек можно было купить мыло с незатейливым ароматом, для детей в виде животных, овощей, в виде букв алфавита. Предприятие Брокара разрослось, помимо мыла на нём начали делать косметику, а затем и парфюмерию. В 1872 году на Никольской улице открывается первый фирменный магазин Брокара, а затем ещё один в Китай-городе на Биржевой площади. Ещё одной отличной идеей стал выпуск целых парфюмерных наборов. В них входили мыло, помада, духи, одеколон, саше, крема. Стоил набор 1 рубль. Многие идеи Генриху Брокару подала его жена Шарлотта. Ещё популярнее продукция бренда стала после появления легендарного одеколона «Цветочный». В рекламных целях на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года установили фонтан, из которого вместо воды струился новый одеколон. За пару десятилетий до этого подобные фонтаны использовала в Англии существующая и поныне фирма «Rimmel». В 1913 году по заказу Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы», позже известные как «Красная Москва».
Одной из старейших и крупнейших в России была фабрика француза Альфонса Ралле. Предприятие было создано в 1843 году, и первоначально на нём трудилось сорок рабочих. Ралле выпускал духи, одеколоны, туалетное мыло, помады, пудру. Разработкой рецептуры занимались приглашённые из-за границы парфюмеры, и сырьё тоже было импортным. В 1856 году Ралле продал фирму своим компаньонам Бодрану и Бюжону с условием, она и дальше будет носить его имя. Торговый дом получил название «Товарищество А. Ралле и Ко». На предприятии Ралле начинал свой творческий путь гениальный парфюмер Эрнест Бо, который много лет спустя создал знаменитые духи «Шанель № 5». В 1902 году он пришёл на фабрику в качестве ученика, а спустя всего 5 лет занял должность старшего парфюмера. В 1908 году он создал собственную компанию «Эрнст Бо и Ко». Самые известные ароматы бренда – одеколон «Букет Наполеона» (Bouquet de Napoleon) 1912 года и духи «Букет Екатерины» (Bouquet de Catherine), названные в честь Екатерины II и выпущенные в 1913 году к 300-летнему юбилею дома Романовых.
Торговый Дом «А. Сиу и Ко» сначала был известен кондитерскими изделиями. Приехавший в Россию в 1850-х Адольф Сиу заработал стартовый капитал для начала производства парфюмерии на печенье и шоколаде. Имея стабильный доход, Сиу не стал начинать новое дело с мыла или пудры, а сразу приступил к производству духов. Новый бренд славился легкими и свежими ароматами, самыми известными из которых стали «Снегурочка», «Идеал» и «Свежее сено». Фирма «А. Сиу и Ко» предлагала и элитные товары, и более бюджетные, отличавшиеся оформлением, но не качеством. Для некоторых ароматов были изготовлены уникальные серебряные флаконы.
Российская парфюмерия славилась не только своими ароматами, но и изящными флаконами. К созданию некоторых из них были привлечены знаменитые ювелирные дома, например Фаберже, а к этикеткам приложили руку популярные художники того времени. Уже в начале 19 века появились красивые подарочные коробки для парфюмерии, в которые вкладывались поздравительные карточки. В дизайне упаковок конца 19 века часто встречался «неорусский» стиль, который был очень популярен. В начало 20 века в оформлении стали появляться характерные для модерна причудливые узоры, растительные орнаменты, загадочные красавицы. К сожалению, долгие годы косметика и парфюмерия была доступна не всем россиянам. Ситуация изменилась только к концу 19 века, когда на рынке стало появляться всё больше сортов ароматного мыла. Именно запах мыла стал спутниками многих небогатых горожан.
Говоря о дореволюционных ароматах, стоит упомянуть также об использовании благовоний. Комнаты проветривали редко либо из-за экономии тепла, либо из-за ошибочных представлений о гигиене. Для борьбы с неприятными запахами использовалась «смолка». Упоминается она в словарях Даля («Смолка, умалит. смола. Приготовленная смесь из пахучих смол с душистыми снадобьями для курения») и Ушакова («Смолка, смолки, ж. Сосновая или еловая смола с примесью некоторых пахучих цветов, употр. для курений в комнатах»). В «Мёртвых душах» смолки упоминаются в числе покупок Ноздрева. «Если ему на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей». Были также ароматические свечи, называвшиеся монашенками. Одежду, которая часто не подлежала стирке, хранили с саше. Они продавались в готовом виде, но некоторые хозяйки делали их самостоятельно, например, из засушенных цветов и специй.
Бонусом прекрасные флаконы духов. Сделано в России