Что значит трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит
Толкование на От Матфея 12:20
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 12:20 / Мф 12:20
Василий Великий (329/30−379)
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
Вопрос. Что значит «трости надломленной и льна курящегося», и в каком смысле кто нибудь одной «не преломит», и другого «не угасит»?
Ответ. Трость сокрушенная, как полагаю, есть тот, кто с какой-нибудь страстью исполняет заповедь Божию; и его надобно не преломлять и отсекать, но более врачевать, как Господь научил, сказав: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Матф.6, 1); и как заповедует Апостол, говоря: «Всё делайте без ропота и сомнения» (Флп.2, 14); и в другом месте: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил.2 3). А «льна курящегося», когда исполняет кто заповедь не с пламенным вожделением и совершенным тщанием, но с леностью и расслаблением; и его не останавливать надобно, а более возбуждать напоминанием судов и обетований Божиих.
Источник: Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.
Иларий Пиктавийский (
Ст. 20−21 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы
Даже через это желание молчать о Себе исполняется сказанное Исаией, о пророчестве которого мы теперь напоминаем: Христос возлюблен Богом, и в Нем благоусмотрение Отчей воли, и Дух Божий на Нем, Он возвещает суд язычникам, и трость надломленная не переломлена, и лен курящийся не погас, то есть бренные и измученные тела язычников не сокрушены, но скорее сохранены для спасения, и маленький огонь, как в курящемся льне, не погас, слабый Израиль не был лишен духа древней благодати, поскольку есть возможность достичь полноты света во время раскаяния. Но это предписывается среди установлений определенного времени — доколе не доставит суду победы, то есть уничтожив силу смерти, Он возвратится в Своей славе, будет судить, и язычники верой будут уповать на Его имя.
Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.
Максим Исповедник (580−662)
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
Что означают слова: Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит?
Кто в подражание Господу относится [к людям] с состраданием, тот не допускает, чтобы надломленный грехом переломился совсем, и если чей-то разум по причине добродетелей окутан дымом тщеславия, он не угашает его, а позволяет питать все то же рвение, пока этот человек не придет к совершенному осознанию. Ведь это же, я думаю, означает и то, что вместе с добрым семенем прорастают и плевелы (Мф. 13:25−30), то есть вместе с добродетелью всходят страсти человекоугодничества и тщеславия. Сеятель душ велит не вырывать плевелы, пока добродетели не окрепнут, дабы желающий выдернуть эти страсти не вырвал вместе с ними и рвение к добродетели.
Источник: Вопросы и затруднения.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
Льна курящегося не угасит (Ис. 42:3). О, божественная кротость Господа моего! О, долготерпение дивное! Он не погашает, не пресекает нашей жизни, когда видит, что в нашей душе есть хотя задатки покаяния и исправления, когда хотя только есть курение покаяния, начало исправления, а не самый огнь ревности по добродетели. (Кадило означает это внутреннее сердечное курение.) Трости надломленной не переломит. Хотя я слаб в добродетели, как трость, склоняясь во все стороны от противных ветров, но кроткий и долготерпеливый Господь мой еще не преломляет меня, не посекает меня, но долготерпит на мне, ожидая, не утвержусь ли я в добродетели. Слава кротости Твоей, незлобию и долготерпению Твоему, Господи!
Источник: Дневник. Том XVI. 27 июля.
Иероним Стридонский (
Ст. 20−21 Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы
Тот, кто не простирает руки грешнику и не несет тяготы брата своего, — [тот] сокрушает надломленную трость. А тот, кто в малых сих презирает слабую искру веры, — [тот] угашает курящийся лен. Христос не делал ни того, ни другого, ибо Он пришел для того, чтобы спасти погибшее.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 20−21 Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы
Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит
Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем. Это обозначают и последующие слова.
доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы
Чтобы не имели чего-либо в качестве оправдания, все переносил, чтобы впоследствии осудить их и победить не имеющих ничего сказать в ответ. Ибо чего Он не сделал, чтобы приобрести их. Но они не пожелали. Поэтому народы будут уповать на Него, в то время как иудеи не захотели.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
Трости сокрушенны не преломит
Тростью назвал иудеев, как вполне бессильных против Божественной и непобедимой Его силы, и не просто тростью, но сокрушенною, для увеличения их бессилия. Говорит, что будучи в состоянии весьма легко сокрушить их, как надломленную трость, Он, однако, не сделает этого, по Своему долготерпению.
и лена внемшася не угасит
Здесь изображает воспламенившийся гнев иудеев против Спасителя и называет льном курящимся, потому что он легко может быть потушен силою Иисуса Христа, подобно тому, как легко тушит кто-либо курящийся, т.е. воспламенившийся, лен. Под льном в этом месте мы разумеем льняную ткань. Но Он не потушит, чтобы терпеть и терпением показать Свою чрезмерную любовь к нам.
дондеже изведет в победу суд
Пока не доведет до конца Своей правды (победа — это конец, а суд — правда), пока не исполнит Своей правды, пока не представит оправданий, которыми осудит иудеев и отнимет у них всякий бесстыдный предлог. После этого сокрушит их как сосуды горшечника жезлом железным (Пс. 2:9) во время владычества римлян, Веспасиана и Тита, которые осадили и истребили их.
Источник: Толкование Евангелия от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
В этом стихе содержится указание на идеальную кротость и любвеобилие Спасителя по отношению ко всем людям, а не к одним только иудеям. Таким именно изображает будущего Избавителя и пророк. Трость надломленная — это всякое сокрушенное, растерзанное сердце, лен курящийся — следы в нем стремления к добру, Богу, покаянное чувство грешника, которое принимается, как бы мало ни было. Вполне понятно, что под тростью надломленною и льном курящимся понимаются люди. Никто не может сказать, что тут не изображаются, так сказать, высшие к ним отношения со стороны Спасителя, не похожие на обыкновенные людские отношения в области “жестокосердия”.
«Трость надломленная» и «лен курящийся»
О многообразии смыслов Священного Писания
Чтение Священного Писания и в особенности Святого Евангелия является необходимой составляющей христианской жизни. Божественное слово есть духовная пища, один из видов того насущного хлеба, который мы испрашиваем в молитве Господней. Святые отцы Церкви не только призывают к ежедневному чтению Священного Писания, но и сами дают нам примеры такового чтения.
Есть примеры и более близкие к нам по времени и месту. Известно, что преподобный Серафим Саровский еженедельно прочитывал весь Новый Завет. Вероятно, Преподобный также знал его наизусть, но ежедневного чтения не оставлял.
Для примера попытаемся разобрать одну небольшую евангельскую цитату: «…трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12: 20).
Святые отцы согласно говорят, что эти слова указывают нам на смирение и кротость Спасителя, и здесь особых разночтений не возникает. Но если мы захотим подробнее познакомиться со святоотеческим объяснением самих образов надломленной трости и курящегося льна, то встретимся с целым рядом различных толкований.
«Трость надломленная»
Толкование нравственное
Чаще всего под тростью надломленной подразумевается немощный, утружденный жизненными невзгодами человек.
Толкование историческое
В более широком национально-политическом или национально религиозном смысле под надломленной тростью понимается сопротивление еврейского народа Христу, Его благовестию, точнее – ничтожность этого сопротивления, которую Господь мог бы преодолеть с такой же легкостью, как и сломать уже надломленную трость.
«Лен курящийся»
Толкование нравственное
Лен курящийся – это покаянное чувство грешника, но недостаточное, неполное
Трость надломленная – это образ и немощного от грехов человека, и ущербной добродетели
Святитель Василий Великий считает, что «лен курящийся» обозначает недостаточность добродетели по причине лености подвизающегося: «А “льна курящегося”, когда исполняет кто заповедь не с пламенным вожделением и совершенным тщанием, но с леностью и расслаблением и его не останавливать надобно, а более возбуждать напоминанием судов и обетований Божиих».
Толкование историческое
«Мерцающим светильником назван Закон… Бог не уничтожил Закон, но обновил и усовершенствовал его духовно»
Обобщая сказанное, мы можем сделать вывод, что в святоотеческих толкованиях евангельские образы надломленной трости и дымящегося льна понимаются следующим образом.
Под «тростью надломленной» понимается:
«Лен курящийся» понимается как:
Несмотря на немалое число приведенных толкований избранной евангельской фразы, наш обзор был бы неполным без еще одного объяснения, представляющегося нам немаловажным. Дело в том, что разбираемая здесь евангельская фраза является цитатой из книги пророка Исаии 42: 3. Но в этой же пророческой книге шестью главами ранее также встречаются слова «трость надломленная» – выражение, которым царь ассирийский Сеннахирим устами своего посла Рабсака характеризует Египет и его царя: «Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него» (Ис. 36: 6). Похожий образ мы находим у пророка Иезекииля: «И узнают все обитатели Египта, что Я Господь, потому что они дому Израилеву были подпорою тростниковою. Когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился и все плечо исколол им; и когда они оперлись о тебя, ты сломился и изранил все чресла им» (Иез. 29: 6–7).
Трость и лен – это и символы царства и священства
Из сказанного мы можем сделать вывод о том, что образ курящегося льна (по-славянски – «светильника мерцающего») можно понимать и как образ ветхозаветного священства, то есть как одну из форм приведенных выше толкований святителя Илария Пиктавийского и преподобного Ефрема о сохраненных в израильском народе истинной вере и Законе Моисеевом.
Таким образом, мы приходим к еще одному пониманию библейских символов надломленной трости и курящегося льна, которые можно обобщить как Царство и Священство, являющиеся, по мысли правоверного царя Иустиниана, величайшими божественными дарами человечеству.
Христос приходит не для того, чтобы совершить революцию и установить на земле новый институт власти. Хотя именно этого ждали Его сторонники, и именно этого боялись Его противники. Да, власть земная несовершенна, ущербна, надломлена, но Господь не разрушает и такую несовершенную власть. Он вновь приходит не в разрушающем ветре, не в землетрясении и не в огне, но в «гласе хлада тонка» (3 Цар. 19: 11–12). Приходит, чтобы не сломать, а исправить, не погубить, а исцелить, не уничтожить, а просветить.
Господь не приходит также и для того, чтобы совершенно устранить имеющееся в ветхозаветной Церкви священство, как это представляют порой чрезмерно «духовные» христиане. Но Он наделяет это новое священство новой властью и новым благодатным содержанием.
Надеемся, что наш краткий и поверхностный обзор тем не менее достаточно явно показывает богатство и многообразие толкований небольшого евангельского отрывка. Как небо в капле отражает целый мир, так и здесь находят свое раскрытие темы состояния отдельного человека и целых сообществ, человеческого предстояния пред Богом и Божественного снисхождения к Своему немощному созданию, законов жизни личности и принципов существования всего человечества.
Если же мы вспомним, что здесь ничего не было сказано о «трости, ветром колеблемой», о трости, которую вложили римские воины-насмешники в руки Царя-Христа, о трости, которая стала мерой длины, а впоследствии – «каноном», образцовым сборником, в том числе и новозаветных книг, да и о многих других предметах, связанных с рассмотренными выше образами, то глубина и неисчерпаемость Священного Писания вряд ли вызовут у кого-либо сомнение.
[1] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. [М.]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 178.
[2] Древний патерик. М.: Планета, 1991. С. 59.
[3] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. С. 11.
[4] Доброцветов Павел. Священное Писание как предмет созерцания у преподобного Максима Исповедника // Альфа и Омега. 2006. № 46.
[5] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 5.
[6] [Михаил (Лузин), епископ.] Евангелие от Матфея на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями. Киев: Киево-Печерская Лавра, 1889. С. 231.
[7] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / Изд. преемников А.П. Лопухина. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1887. Ч. 3: Новый Завет. С. 232 (1-я пагин.).
[8] Максим Исповедник, преподобный. Разъяснение некоторых трудностей в Священном Писании, писаниях святых отцов и других вопросов и недоумений. Вопрос 91 // https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/voprosy-i-nedoumenija/1.
[9] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Дневник. Т. XVI. Запись 27 июля // https://bible.optina.ru/new:mf:12:20#prav_ioann_kronshtadtskij.
[11] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста. М.: Изд. отд Московской Патриархии, 1993. С. 430.
[12] Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. М.: Сретенский мон-рь, 2000. Кн. 1. С. 114.
[14] Иларий Пиктавийский, святитель. Комментарий на Евангелие от Матфея // https://bible.optina.ru/new:mf:12:20#svt_ilarij_piktavijskij.
[15] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. / Изд. преемников А.П. Лопухина. Ч. 3: Новый Завет. С. 232 (1-я пагин.).
[17] Максим Исповедник, преподобный. Разъяснение некоторых трудностей в Священном Писании, писаниях святых отцов и других вопросов и недоумений. Вопрос 91 // https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/voprosy-i-nedoumenija/1.
[18] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста. С. 430.
[19] Иларий Пиктавийский, святитель. Комментарий на Евангелие от Матфея // https://bible.optina.ru/new:mf:12:20#svt_ilarij_piktavijskij.
[20] Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу пророчества Исаии // Ефрем Сирин, преподобный. Творения. [М.]: Отчий дом, Б.г. Т. 5. С. 414.
[22] Иначе: Рамбам – акроним «Рабби Моше бен Маймон».
[23] Коэн (кохен) — священник в иудаизме.
Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит
Трости надломленной не переломит. Для чего использовалась трость? Опираться при движении. Но удобно ли опираться на надломленную трость! Не подвергается ли при этом человек опасности? Ведь надломленная трость может нечаянно сломаться, и обломок можно вогнать в руку. Надломленные трости обычно выбрасывают (да ещё переламывают, чтобы другой ненароком не воспользовался ею.
Если я в глазах Бога выгляжу даже как надломленная трость, то насколько же Бог любит и ценит меня, что Он надломленной трости не переломит! А если человек позволит, то Бог даже восстановит эту трость!
То же самое и со “льном курящимся”.
Весьма необычно перевели эту фразу.
“Лён”. Оригинальное слово переводится как лён и как фитиль изо льна, в зависимости от контекста.
“Курящийся”. Оригинал переводится как “потемневший, потускневший, побледневший, бесцветный, неприметный”, имеющие значение “ослабевший”.
Всегда задавался вопросом “как это курящийся лён? Может тлеющий? И почему он тогда тлеет? И почему нельзя потушить его?”. Но Бог даёт понимание, и тогда смысл сказанного Им становится понятным.
Точнее было бы перевести “почти погасший льняной фитиль Он не угасит”. То есть Бог настолько любит и бережёт даже малый источник Его света, истины и доброты, что будет заботиться, чтобы хотя бы это сохранить.
Какой человек видит прок в еле тлеющем фитиле внутри лампы? Будет ли нуждающийся в трости беречь и заботиться о надломленной трости? Да мы скорее всего заменим фитиль в лампе и выбросим такую трость, чтобы не раздражали и места не занимали. После чего сделаем (или купим) новую трость, и фитиль новый поставим, чтобы на все 100 выполняли свои функции. Это мы. Но Бог!
Лучше быть немощным в руках Бога, чтобы Он беспрепятственно мог использовать нас, чем сильным и ценным по своим меркам, но при этом быть малоподдатливым…. Можно быть даже железом или глиной, но при этом используемым Богом!!
Насколько же Бог ценит даже малое добро и самую ничтожную работу. Иногда Бог меня удивляет через Свое Слово.
Евангелие по Матфею 12:20
Толкования:
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 20-21 Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы
Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит
Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем. Это обозначают и последующие слова.
доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы
Чтобы не имели чего-либо в качестве оправдания, все переносил, чтобы впоследствии осудить их и победить не имеющих ничего сказать в ответ. Ибо чего Он не сделал, чтобы приобрести их. Но они не пожелали. Поэтому народы будут уповать на Него, в то время как иудеи не захотели.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 20-21 Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы
Евфимий Зигабен
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
Трости сокрушенны не преломит
Тростью назвал иудеев, как вполне бессильных против Божественной и непобедимой Его силы, и не просто тростью, но сокрушенною, для увеличения их бессилия. Говорит, что будучи в состоянии весьма легко сокрушить их, как надломленную трость, Он, однако, не сделает этого, по Своему долготерпению.
и лена внемшася не угасит
Здесь изображает воспламенившийся гнев иудеев против Спасителя и называет льном курящимся, потому что он легко может быть потушен силою Иисуса Христа, подобно тому, как легко тушит кто-либо курящийся, т.е. воспламенившийся, лен. Под льном в этом месте мы разумеем льняную ткань. Но Он не потушит, чтобы терпеть и терпением показать Свою чрезмерную любовь к нам.
дондеже изведет в победу суд
Пока не доведет до конца Своей правды (победа – это конец, а суд – правда), пока не исполнит Своей правды, пока не представит оправданий, которыми осудит иудеев и отнимет у них всякий бесстыдный предлог. После этого сокрушит их как сосуды горшечника жезлом железным ( Пс. 2:9 ) во время владычества римлян, Веспасиана и Тита, которые осадили и истребили их.
Лопухин А.П.
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
В этом стихе содержится указание на идеальную кротость и любвеобилие Спасителя по отношению ко всем людям, а не к одним только иудеям. Таким именно изображает будущего Избавителя и пророк. Трость надломленная — это всякое сокрушенное, растерзанное сердце, лен курящийся — следы в нем стремления к добру, Богу, покаянное чувство грешника, которое принимается, как бы мало ни было. Вполне понятно, что под тростью надломленною и льном курящимся понимаются люди. Никто не может сказать, что тут не изображаются, так сказать, высшие к ним отношения со стороны Спасителя, не похожие на обыкновенные людские отношения в области “жестокосердия”.
Прав. Иоанн Кронштадтский
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
Прп. Максим Исповедник
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
Что означают слова: Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит?
Свт. Василий Великий
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
Вопрос. Что значит «трости надломленной и льна курящегося», и в каком смысле кто нибудь одной «не преломит», и другого «не угасит»?
Свт. Иларий Пиктавийский
Ст. 20-21 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы
Свт. Иоанн Златоуст
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
Троицкие листки
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы
Книга пророка Исаии 42:3
Толкования:
Блж. Иероним Стридонский
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине
Лопухин А.П.
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине
Прп. Ефрем Сирин
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине
Трости сокрушены не сотрет и светильника мерцающаго не угасит. Это относится к народу Иудейскому, который есть трость сокрушенная, но Христос не исключил этого народа из Своего домостроительства и не сокрушал крепости и жезла царства его, пока сам он не сокрушил его дерзостью своей перед Богом, и не поставил себя вне Божия домостроительства. Мерцающим же светильником назван закон, потому что когда воссияло Солнце правды, закон стал то же, что слепой среди полного дня. Впрочем, Бог не угасил, то есть не уничтожил закон, но обновил и усовершенствовал его духовно. Это место можно толковать и иначе: не угасит, то есть Христа в младенчестве Его, хотя и хотел этого Ирод, избивший младенцев. Не угасит, хотя Иудеи поднимали камни, чтобы метать в Него.
Свт. Иоанн Златоуст
трости сокрушены не сотрет и льна курящася не угасит, но во истину изнесет суд
«Трости надломленной не переломит». Именно то особенно удивительно, что Он возделал столь многие и столь великие добродетели так мирно, что никому не был в тягость. В то время, когда Он проповедовал столь важные и строгие нравы, никогда никто не тяготился, и не отвращал лица своего от Него. Обрати, пожалуйста, внимание на то, какова сила скромности! Среди кого, однако, все это совершилось? Среди иудеев, потому что они были надломленною тростью. Какие раздоры, какие убийства совершались после их возвращения! Реки наполнялись кровью, горы покрывались трупами! Религия пребывает твердою и устойчивою тогда, когда на жизнь людей не налагается никакая сила и никакое острое и тяжкое правило; порядок устанавливается тогда, когда совершенно отсутствует разногласие.
«И льна курящегося не угасит». А другие переводчики говорят: «и льна тонкого не угасит». Некоторые под льном разумели законы, а под тростником народ.
Свт. Кирилл Александрийский
трости сокрушены не сотрет и льна курящася не угасит, но во истину изнесет суд