Что значит три кита в музыке
Конспект музыкального занятия «Три кита в музыке»
Марина Балясова
Конспект музыкального занятия «Три кита в музыке»
«Три кита в музыке»
Ход занятия.
• Дать знания о песне, марше и танце как о музыкальных жанрах, отличающихся темпом, ритмом и интонацией.
• Учить детей слушать музыкальные произведения, представлять, что можно сделать под эту музыку.
• Развивать творчество в движении методом пластического интонирования, расширять кругозор, воспитывать эстетический вкус.
• Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса.
• Развивать общую музыкальность детей.
• Воспитывать любовь и интерес к музыке.
М. р. Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю в путешествие по чудесной стране звуков, в царство музыки. (Слайд 2)
А как вы думаете, из чего состоит музыка?
Д. Ноты, звуки, песни…
М. р. Я вам расскажу легенду. В далёкие времена считали, что земля не круглая, а плоская и стоит на трёх слонах, а слоны стоят на огромной черепахе, которая в свою очередь плывёт по воде…. (Слайд 3) Так и музыка держится на трёх китах и у каждого кита есть своё имя-«Песня», «Танец» и «Марш». (Слайд 4)
Слушанье: колыбельная песня «Спят усталые игрушки».
М. р. Ребята, скажите, как прозвучала мелодия?
Д. Плавно, нежно, тихо, напевно.
М. р. Верно ребята. К какому киту относятся все эти качества, какой кит у нас нежный, добрый и любит попеть?
М. р. Конечно, вы угадали, молодцы. А вы узнали мелодию?
Д. Да. «Спят усталые игрушки». (Слайд 8)
М. р. Когда поют эту песню?
М. р. Вспомним, как называется песня, которую поют на ночь малышам?
М. р. Слушаем следующую мелодию.
Слушанье: «Неаполитанская полька» П. И. Чайковский
М. Р. Ребята эта музыка отличается от первоначально прослушанной, по имени «Песня»?
Д. Она звучит быстрее и веселее.
М. Р. Верно, а что с этой мелодией удобнее было бы сделать-спеть, станцевать или ходить маршевым шагом по залу?
Д. Под неё хочется танцевать!
М. р. Так что же это за кит, как его зовут?
М. р. Молодцы. Это «Неаполитанская полька» (Слайд 9) написал её русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Слайд 10) Великий композитор, который писал серьёзную классическую музыку для взрослых, но так, же он любил и детей. Он хотел, чтобы дети научились понимать и любить музыку, и написал
для вас «Детский альбом», в который входят маленькие детские пьески. «Неаполитанская полька» одна из пьес детского альбома.
М. р. И ещё одна мелодия… Поставим наши пальчики-ножки на ладошку и попробуем изобразить ими движения под музыку.
Слушанье: П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
М. р. А что это ваши «пальчики-ножки» сейчас под музыку делали?
М. р. А если ваши пальчики маршируют, как зовут нашего третьего кита?
М. р. Верно ребята. Прозвучала ещё одна пьеска из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского «Марш деревянных солдатиков». (Слайд 11)
М. р. С каким композитором мы познакомились с вами сегодня на занятии?
Д. С русским композитором Петром Чайковским.
М. р. Молодцы. А какие пьески послушали из его «Детского альбома»?
М. р. Хорошо, ребята, молодцы. А сейчас, ребята, поднимите руки, у кого настроение в данный момент совпадает с картинкой на первом слайде? (Слайд 12) А у кого с изображением на втором слайде? (Слайд 13)
Спасибо. Дома можете нарисовать рисунок к одному из прослушанных пьесок на сегодняшнем музыкальном занятии.
До свидания, до новых встреч!
Дети под «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского выходят из зала.
Исследовательский проект «Я учусь петь» Автор Чаплыгина Даша 5 лет. Руководитель проекта Миляева Л. В. Выбор темы: Музыка в моей жизни занимает огромное место. В нашей семье все.
Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье. Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.
Три кита в музыке
Таких примеров существует бесчисленное количество, так что рассмотрим эти три кита в музыке более подробно.
Первый кит: Песня
Безусловно, песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передаёт общее настроение слов. В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.
Второй кит: Танец
Также как и песня, танец относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений – танца. Естественно для этого требовалась музыка, чтобы лучше и чётче передавать в движениях суть происходящего. Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке обнаружены во времена древнего мира, в основном это ритуальные танцы, выражающие уважение и почет различным божествам. Танцев на данный момент существует достаточно много: вальс, полька, краковяк, мазурка, чардаш и многие другие.
Третий кит: Марш
Автор – Станислав Колесник
И напоследок, посмотрите клип группы “Яхонт” на замечательную русскую народную песню “Чёрный ворон”:
«Три кита» в музыке. 1-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 1
Цель:
Задачи:
Формировать УУД:
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и формы обучения:
Формы контроля: беседа, самоконтроль, взаимоконтроль.
Опорные понятия, термины: композитор, исполнитель, слушатель, «кит-песня», «кит-танец», «кит-марш».
Оборудование: портреты композиторов, иллюстрации: Грабарь «На озере», Левитан «Березовая роща», компьютер, тех/средства для просмотра слайдов, доска, мел, музыкальный инструмент.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие
2. Разговор о процессе возникновения музыки
— Как называют музыканта, который играет на фортепиано (гитаре, скрипке, трубе, баяне…)? (пианист, гитарист, скрипач, трубач, баянист… Показ слайдов исполнителей)
— Есть музыканты, а что им нужно для игры? (ноты)
— А кто сочиняет ноты? (композиторы)
— Есть композиторы, которые сочиняют музыку. Есть музыканты, они исполняют музыкальные произведения. А для кого играют музыканты? (для нас – слушателей)
— С сегодняшнего дня мы с вами будем учиться понимать, слушать и говорить о музыке, исполнять ее, а также попробуем себя в роли композиторов.
3. Введение в тему «Три кита» в музыке»
1). Легенда о «трех «китах»
— Давным-давно, когда люди были «темными», неграмотными, они думали, что земля имеет форму шара (одновременно идет зарисовка на доске). И держат землю три кита. Если один из них уплывет, то земля рухнет и все погибнут. Легенда дошла до наших дней. Сейчас мы знаем, что земля действительно круглая, но не киты ее держат, а она крутится вокруг своей оси. Поэтому решили отнести эту легенду к музыке. Это музыка держится на трех «китах»! И мы с вами попробуем определить их…
— Какая эта музыка? Как бы вы ее назвали?
— Что хочется делать под эту музыку? (маршировать; шагаем возле парт)
— Это первый кит. Называется «кит-марш» (показ иллюстрации, подпись под рисунком на доске: «кит-марш»).
— А это какая музыка? Что под эту музыку хочется делать? (танцевать)
— А как танцевать? (вприпрыжку; танцуем)
— Как называется этот танец? (полька)
— А это какая музыка? Что под эту музыку хочется делать? (танцевать)
— А как танцевать? (плавно покачиваться, кружиться; танцуем)
— Как называется этот танец? (вальс)
— Что объединяет польку и вальс? (это танцы)
— Правильно, это второй кит – «кит-танец» (показ иллюстрации, подпись под рисунком «кит-танец»)
— Это какая музыка? Что хорошо под нее делать – шагать или танцевать? (петь)
— Это «кит – песня» (показ иллюстрации, подпись под рисунком «кит-песня»)
4. Закрепление темы
1). Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла».
а). Определение жанра (показ иллюстраций березки: Грабарь «На озере», Левитан «Березовая роща»).
б). Вокально-хоровая работа над песней по формированию навыка кантилены.
в). Показ фраз, мягкой атаки, хорошего и правильного дыхания, дирижерских жестов: внимание, дыхание, пение, снятие.
— А кто-нибудь хочет со мной поиграть на фортепиано эту песню? (Показ ребенку пульса)
д). Игра в 4 руки и одновременное исполнение песни хором.
2). Слушание «Песни о школе» Д.Б.Кабалевского.
— Почему так решили? (хочется петь и здесь есть слова «…мы поем…»)
— Какой характер музыки?
а). Разучивание слов 1 куплета.
б). Разучивание мелодии.
в). Работа над фразировкой (показ рукой)
г). Исполнение песни с аккомпанементом.
3). Слушание «Итальянской польки» С.Рахманинова.
— Почему? (веселая, жизнерадостная)
— А сейчас закроем глаза, представим своего любимого сказочного героя и попробуем, взяв его за руки, потанцевать (…)
5. Обобщение
— С какими «китами» мы познакомились?
— Чем отличается песня от марша? (танец от песни, вальс от польки)
— Почему вальс и полька объединяются одним словом – танец?
— В качестве кого мы с вами побывали на сегодняшнем уроке? (исполнителя, слушателя)
Музыкальные жанры «Три кита»
Общее понятие «жанра».
Жанр (франц.) – тип, род, манера. Этим словом мы называем вид произведения, который имеет свои отличительные черты, своё содержание, форму и название.
«Три кита» — это основные жанры, типы музыки.
Впервые в своей книге для детей их описал композитор Д. Д. Кабалевский : « Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки».
Марш Магс h е — французское слово, в переводе значит «ходьба». Поэтому пишутся они всегда в четком музыкальном размере 2/4 или 4/4, чтобы было удобно идти в строю.
И хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, их объединяет четкий и энергичный ритм. С маршами — бодрыми, веселыми, походными, праздничными, а порой печальными и даже траурными — связаны многие события в жизни человека.
Песня
отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки .
В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.
Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени.
Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство — балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.
Презентация по музыке на тему «Три кита в музыке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Подготовила музыкальный руководитель
Хохолькова Александра Александровна
МДОУ Некоузский детский сад №3
Описание слайда:
В давние, давние времена – люди думали, что земля держится на трех китах. В наше время ни кто в эту сказку уже не верит – все знают, что таких китов нет, и никогда не было. Но очень важные вещи – люди и сейчас называют китами.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Тут кит по имени Песня ему возражает: «Нет, Танец, кто старше, ты или я – нам вряд ли определить. А вот, кто человеку нужнее? Конечно – песня! С песней человек ни когда не расстается. С песней он трудится и отдыхает. Я и радости и в горе помогу, и рассмешу когда надо, и утешу».
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Вот вплывает первый кит
Словно реченька журчит
И красиво нам поет
Так, что за сердце берет.
(Песня)
Трудно даже сказать, когда она появилась. Если все обратить в шутку, то наверное, когда человек научился внятно говорить, он тут же запел от радости. Это говорит о том, что песня приходит к человеку, чуть ли не в первые дни жизни (колыбельная мамы, песня бабушки). Песня отражает состояние человеческой души. Песни многочисленны и разнообразны. Очень часто, к слову песня, добавляется определение – народная ( сочинил народ).
Описание слайда:
Описание слайда:
Танец – кит пустился в пляс,
Взволновал он целый класс
Ну, давай скорей, пляши,
Веселись ты от души!
Танец вместе с песней, тоже не заметно входит в жизнь маленького человека. Сначала это робкие топотушки, потом – это полечка вокруг елки, затем современные танцы и конечно, король танцев вальс.
Описание слайда:
И в заключении нашей беседы, мне хочется сказать, что с Песней, Танцем и Маршем вы будете встречаться не раз, в самых различных мероприятиях и в самых разных музыкальных произведениях. Они всегда помогут вам лучше понять музыку и пройти мир искусства вообще.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Мастер-класс для родителей»Музыкально-ритмическое развитие дошкольников»
Рабочая программа по музыке 5 класс
Тест по музыке за 1 полугодие
Тест. Кантата «Александр Невский»
Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской»
Презентация «Застывшая музыка» к теме «Музыка и архитектура» 5 класс.
Сборник песен для младшего школьного возраста
Сборник песен для младшего школьного возраста
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5424153 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.