Что значит трехстопный ямб

Ямбические размеры

Трехстопный ямб сравнительно короток и достаточно прост по звучанию. Его быстрый темп хорошо подходит для шуточный, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений. Прекраснейший пример – сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (А.К.Толстой):
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед:
Земля у нас богата,
Порядку только нет.»
В этих коротких строках умещается немного слов. Предельная простота речи, её лаконичность, простота и ясность рифм. Впрочем, истинный мастер может вложить в эту простейшую схему очень много смысла и чувства:
«Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.» (Пастернак)
или, у него же:
«Душа моя, печальница
О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем»

Четырехстопный ямб – средний по длине размер, необычайно разнообразный и богатый. Казалось бы, всего одна стопа добавлена. Тем не менее – это любимый и прославленный ямбический размер:
«Не ямбом ли четырехстопным,
Старинным ямбом, допотопным…» (Ходасевич)
Именно с этого размера начинался славный путь русской силлабо-тоники – от ломоносовского:
«Восторг внезапный ум пленил…» (Ода на взятие Хотина)
к пушкинскому
«Духовной жаждою томим…»
и дальше, к несравненным блоковским ритмам:
«Вновь оснежённые колонны…»
и гармонии Ахматовой:
«И сосен розовое тело…»
Четырехстопным ямбом написано невероятное количество стихов. Это и «Онегин», и «Полтава», и «Медный Всадник», и «Мцыри», и что перечислять… Самые невероятные сочетания дает этот размер – от комического до героического и трагического, от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма. В чем секрет четырехстопного ямба?

Оказывается, это самый богатый ритмически размер. Брюсов, вообще очень любивший в хорошем смысле «поверить алгеброй гармонию», подсчитал количество возможных ритмических вариаций четырехстопного ямба. Их оказалось около 100000. Как они получаются? За счёт ипостас, то есть замены ямбических стоп пиррихиями, спондеями и хореями, о чем я писала в предыдущем эссе. Но не только. Большое значение имеют и окончания строк – они могут завершатся ударным слогом (мужские), безударным (женские), двумя безударными (дактилические), тремя и более безударными (гипердактилические). В сумме всех этих сочетаний и получается поражающая воображение цифра 100000… Понятно, что при таком богатстве ритмики четырехстопный ямб применим для стихотворения или поэмы любой темы, для осуществления любого замысла.

Пятистопный ямб, согласно тому же Брюсову, почти так же богат. В русской поэзии он очень част и встречается в самых разнообразных формах. Пушкин часто использовал белый, нерифмованный пятистопник, с его плавно-торжественным, часто эпическим течением («Вновь я посетил…», «Борис Годунов»). В русской поэзии такой размер часто использовали с цезурой (ритмической паузой) после второй стопы:
«Росится путь, // стучит копытом звонким
О камни конь, // будя в лесу глухом…» (М.Кузмин)
Эта цезура (обозначена как //) была унаследована от французского силлабического десятисложника, на основе которого и возник пятистопный ямб русской поэзии. В ХХ веке эта особенность была практически утрачена:
«Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка» (Заболоцкий)
Стоит ещё напомнить, что пятистопным ямбом обычно пишется русский сонет. Мои сонеты, понятно, не исключение.

Это все были равностопные размеры, где в каждой строке одинаковое количество стоп. Но в русской поэзии широко распространены и разностопные ямбы, в которых длинные строки закономерно чередуются с короткими. Прекрасные примеры сочетания четырехстопного ямба с двухстопным есть у Пастернака:
«Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.»

Великолепно сочетание шестистопного и четырехстопного ямба у Мандельштама:
«Шумели в первый раз // германские дубы,
Европа плакала в тенётах,
Квадриги черные // вставали на дыбы
На триумфальных поворотах»
Разностопность позволяет добиваться контрастного сочетания ритмов двух размеров. В отрывке из Мандельштама это очень отчетливо – грозное и тяжкое движение шестистопника сменяется взлетающе-легким ритмом четырехстопника. Впрочем, это мое личное восприятие, и если кто-нибудь слышит иначе – мне будет интересно узнать. Здесь я дал примеры, где нечетные строки длинные, а четные – короткие. Но возможно и противоположное построение, только применяется оно реже.

Существует также характерный размер русской поэзии – вольный ямб, где длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это размер русских басен:
«На ель ворона взобралась,
Позавтракать совсем уж собралась» (Крылов)
и стихотворных драм:
«По моему сужденью
Пожар способствовал ей много к украшенью» (Грибоедов),
но он может встречаться и в лирических стихотворениях:
«Моей наследницею полноправной будь,
Живи в моем дому, пой песнь, что я сложила,
Как медленно ещё скудеет сила,
Как хочет воздуха замученная грудь» (Ахматова)
Этот размер позволяет добиваться широчайшего разнообразия мелодики и ритмов, но, к сожалению, ныне он сравнительно редко используется. Почему-то на Стихире считается чуть ли не дурным тоном любое отклонение от равностопных размеров, вольные же размеры редки. Часто думают, что вольный стих и свободный стих (верлибр) – одно и то же, но это не так.

Надеюсь, что знакомство с ямбом было для вас интересным. Теперь, когда о ямбе все главное сказано, можно будет, забежав немного вперед, рассказать об одной из твердых стихотворных форм, которая в русской поэзии пишется традиционно либо четырехстопным, либо пятистопным ямбом. Но об этом – чуть позже.

Источник

Двух-, трех-, четырехстопные размеры. Ямб и его разновидности. Хорей и его типы.

Ямб (др. греч, предположительно от названия музыкального инструмента):

1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехмерная, короткий слог + долгий слог (U—); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) — безударный слог + ударный слог;

2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.

Возможны очень короткие (одно-двухстопные) размеры ямба, так и сверхдлинные размеры.

Н-р, двустопный ямб:

Трехстопный ямб сравнительно короток и достаточно прост по звучанию. Его быстрый темп хорошо подходит для шуточный, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений. Прекраснейший пример – сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (А. К. Толстой) :
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед:
Земля у нас богата,
Порядку только нет. »
В этих коротких строках умещается немного слов. Предельная простота речи, её лаконичность, простота и ясность рифм.

Четырехстопный ямб – средний по длине размер, необычайно разнообразный и богатый. Это любимый и прославленный ямбический размер.
Четырехстопным ямбом написано невероятное количество стихов. Это и «Онегин», и «Полтава», и «Медный Всадник», и «Мцыри». Самые невероятные сочетания дает этот размер – от комического до героического и трагического; от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма.

Четырехстопный ямб:

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла.

Пятистопный ямб, согласно тому же Брюсову, почти так же богат. В русской поэзии он очень част и встречается в самых разнообразных формах. В русской поэзии такой размер часто использовали с цезурой (ритмической паузой) после второй стопы:

«Росится путь, // стучит копытом звонким
О камни конь, // будя в лесу глухом… »

(М. Кузмин)
Эта цезура (обозначена как //) была унаследована от французского силлабического десятисложника, на основе которого и возник пятистопный ямб русской поэзии. В ХХ веке эта особенность была практически утрачена.
Пятистопным ямбом обычно пишется русский сонет.

Волчица ты! Тебя я презираю!

К Птибурдукову ты уходишь от меня!

(Ильф и Петров, «Золотой телёнок»)

Это все были равностопные размеры, где в каждой строке одинаковое количество стоп. Но в русской поэзии широко распространены и разностопные ямбы, в которых длинные строки закономерно чередуются с короткими. Прекрасные примеры сочетания четырехстопного ямба с двухстопным есть у Пастернака:
«Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука. »

Что значит трехстопный ямб. Смотреть фото Что значит трехстопный ямб. Смотреть картинку Что значит трехстопный ямб. Картинка про Что значит трехстопный ямб. Фото Что значит трехстопный ямб

Существует также характерный размер русской поэзии – вольный ямб, где длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это размер русских басен:
«На ель ворона взобралась,
Позавтракать совсем уж собралась» (Крылов)

Как ипостасы в хорее наблюдаются: 1) пиррихий, 2) спондей и 3) ямб («Наука о стихе» Брюсова). Примером ипостасы пиррихием, несомненно самой распространенной, может явиться следующий Тютчевский стих:

«Вечер мглистый и ненастный» (ипостаса пиррихием в стопе — «и не»).

Весьма интересны замены хорея спондеем и ямбом, которые обычно служат для того, чтобы выдвинуть тематическую сторону ипостасируемой стопы. Особенно резко бросается это в глаза при замене хорея ямбом, который представляет стопу обратную хорею, почему эта ипостаса и встречается редко. См. приводимый Брюсовым пример: «Пролетарии всех стран, соединитесь» (Минский) (ямбической ипостасой выделено слово «всех»).

Пример спондаической ипостасы хорея встречаем мы в следующем

стихе Тютчева: «Он всю душу мне потряс».

Благодаря ипостасе, здесь оказывается выделенным тематически важное слово «всю».

Двустопный хорей: /_ /_

Трёхстопный хорей: /_/_/_

Четырёхстопный хорей: /_/_/_/_

В даль летят галопом кони!
Мчатся дикие аллюром.
Их намёт правосторонний
Вмиг растаял в утре хмуром.

Пятистопный хорей: /_/_/_/_/_

Шестистопный хорей: /_/_/_/_/_/_

Бережно слова перебирая, в шёпот,
Словно струями журчащими играя,
Как и прежде, шестистопным метром,
Легкокрылые поэты сочиняют.

Семистопный хорей: /_/_/_/_/_/_/_

Когда в XVIII веке еще только формировались основы силлабо-тонической метрики, между Тредиаковским и Ломоносовым возникла дискуссия о том, какие метры возможны в русском стихосложении, и какие наиболее приемлемы. Тредиаковский считал, что русские стихи, прежде всего, следует писать хореем, что этот метр лучше всего подходит для русского языка. Ломоносов не возражал против хорея как такового, но отстаивал достоинства ямба. Тредиаковский же считал ямб в русской поэзии неприменимым.

С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. Но вот какая деталь – ямб гораздо чаще используется, чем хорей. Им написано большинство русских стихотворений в XIX веке, да и ныне – этот метр лидирует. Понятно, что Тредиаковский был неправ. Но до какой степени? Если углубиться в этот вопрос, нам предстоит много неожиданного.

На самом деле, хорей, наряду с пэоном III и акцентным стихом, имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей?

Это двусложник, основная стопа которого начинается с ударного слога, а завершается безударным. Это метр, сильные места которого приходятся на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.

Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей:
«Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)

Или так:
«Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза» (Бунин)

Стихотворение Бунина, откуда взят этот отрывок, называется «Песня». Хорей очень подходит для песенного жанра, и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина / В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей.

Четырехстопный хорей – размер русской частушки. Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения:
«Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин)

Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных. Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам. Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши.

В шестистопном хорее (как и в шестистопном ямбе) обычна цезура в середине стиха:
«У бурмистра Власа // бабушка Ненила» (Некрасов).

Впрочем, встречается и нецезурированный шестистопный хорей – в народных песнях:
«Сладку водочку, да наливочку…»

Есть еще семистопный хорей. Он получил большое распространение в эпоху Серебряного века, причем известны две его разновидности – с цезурой после четвертой стопы, и бесцезурный. Пример бесцезурного семистопника – у Брюсова («Конь Блед»):
«Улица была как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый рок,
Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.»

Наконец, опять по аналогии с ямбом, существуют неравностопные виды хорея, а также вольный хорей. Последний часто использовался Маяковским в его полиметрических композициях:
«Подступай к глазам, разлуки жижа,
Сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва»
Или:
«Разворачивался и входил товарищ «Теодор
Нетте».

Источник

Занятие 34. Размер стиха

Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:

Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):

В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).

Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.

Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)

Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.

Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.

(пример пятистопного дактиля.).

А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:

В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)

Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:

Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)

Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.

Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.

В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).

Графическое изображение десяти размеров стиха:

ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:

1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.

Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.

Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…

В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.

Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев

ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»

Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин

Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов

«Неповторимая дней благодать. «

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

Источник

Что значит трехстопный ямб

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все, что вы хотели знать о хорее (а также ямбе, дактиле, амфибрахии и анапесте), но боялись спросить

Сначала несколько элементарных вещей, упоминаю их просто для дальнейшего контекста.

У каждого слова есть определенное количество слогов, равное количеству гласных звуков. Внутри каждого слова есть ударение. Есть простые слова с одним ударением (оборОна), а есть сложные слова с несколькими ударениями (оборОноспосОбность). Сложных слов с несколькими ударениями мало, и в стихах они встречаются редко.

Что со всем этим делают писатели?

Ничего. Они составляют слова в предложения, редко заботясь о том, сколько слогов будет в каждом слове и где будут стоять ударения в словах. Поэтому у прозы никакого выраженного ритма нет. Просто монотонный накат волн на берег, музыкальный шум. Ценность прозы не в ритме, а в содержании. Бывают исключения, но они в нашем рассмотрении сейчас не важны.

А что с этим делают поэты?

Что значит трехстопный ямб. Смотреть фото Что значит трехстопный ямб. Смотреть картинку Что значит трехстопный ямб. Картинка про Что значит трехстопный ямб. Фото Что значит трехстопный ямб

1) Для них кроме смысла важен и так называемый “ритм” или “размер”. Можно считать эти слова синонимами. Ритм/размер – это просто периодичность ударений в тексте. А именно, количество слогов между ударениями. (Строго говоря, есть разные системы стихосложения. Здесь идет речь только о наиболее популярной в русском и многих других языках силлабо–тонической системе, от греческих слов «слог» и «ударение», которая и основана на такой периодичности.)

Можно представлять, что период – это колебание маятника или метронома в одну сторону (в физике это называется полупериодом, но это неважно, мы будем называть это периодом). Каждое колебание – это одно ударение или один стук. Период – это время между ударениями, или “единица стиха”, т.е. ударный слог + безударные слоги следующие за ним до следующего ударного слога.

Когда поэты собирают слова в строки, они следят за тем, сколько слогов у этих слов и на какие слога падают ударения. Они собирают слова в цепочки как в детских конструкторах, чтобы при такой стыковке у ударений в словах была периодичность, как у колебаний маятника. Другими словами, чтобы между ударениями в строке было фиксированное количество безударных слогов.

Для чего это делается – вполне понятно. Как и периоды/ритмы в музыке, ритм в стихотворении воздействует на человека на эмоциональном уровне (собственно, стихосложение и родилось из песен). Добавляет еще одно измерение к идее и содержанию стихотворения, дополнительные краски и чувства. К сожалению, многие начинающие поэты считают, что наличие ритма и рифмы – это единственные требования к стихам, но это уже другая история.

2) Периоды в стихах, как правило, бывают из двух, трех и четырех слогов. Период из двух слогов – значит есть ударный слог, потом безударный, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются два слога, в которых один слог будет ударным. Период из трех слогов – значит есть ударный слог, потом два безударных, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются три слога, в которых один слог будет ударным. Аналогично будет и с периодом из четырех слогов. Периоды из пяти и более слогов используются редко.

В одном периоде только одно ударение. Оно может приходиться на разные слоги в периоде, однако в рамках одного стихотворения ударение будет всегда на определенный слог в периоде: только на первый слог, или только на второй и т.д. Так делается для того, чтобы между ударениями было одинаковое расстояние. Ниже в пункте 4 эти периоды расписаны более подробно.

В стихосложении вместо “физического” слова период используется свое слово “стопа”. Это просто синоним слова период, ничего более. Ниже я буду употреблять “период” и “стопа” как синонимы. Любопытно, что одним из создателей теории стоп, как и вообще силлабо-тонического стихосложения в русском языке, является Ломоносов, который был и физиком, и филологом, и многим другим.

3) А теперь стоить обратить внимание на одно отличие ударений в стихах от ударений в прозе. Хотя у каждого слова и есть свое ударение, мы иногда в стихах эти ударения пропускаем. Например,
ШаганЭ ты моЯ, ШаганЭ.
Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил.

У слов “ты” и “мой”, если бы мы произносили их в прозе, были бы свои собственные ударения. Но в строках выше мы эти ударения пропускаем. Так сказать, закрываем на них глаза (или уши), игнорируем. Для чего мы это делаем? Чтобы у ударений в этих строках сохранялся период. В первой строке период состоит из трех слогов, во второй – из двух.

Вот и все основные идеи. Остальное – это просто разные виды такой периодичности, т.е. разное количество слогов в стопе и разные ударения внутри стоп.

Что значит трехстопный ямб. Смотреть фото Что значит трехстопный ямб. Смотреть картинку Что значит трехстопный ямб. Картинка про Что значит трехстопный ямб. Фото Что значит трехстопный ямб

и так далее. Можно настучать эти мотивы на столе, выделяя ударный слог более сильным стуком. Все названия типа “ямб”, “хорей” и т.д. придуманы просто для того, чтобы не рисовать каждый раз ритмы, как они нарисованы выше, а называть их стандартными названиями.

Период важен только внутри одной строки. На периодичность при переходе с одной строки на другую мы внимания не обращаем. Что выросло, то выросло. Например, у «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил» строка заканчивается безударным слогом, а следующая строка тоже начинается с безударного слога, хотя в одной строке у ямба после безударного слога должен идти ударный. Это не проблема.

1000 1000 1000.
0100 0100 0100.
0010 0010 0010.
0001 0001 0001.
Здесь сразу четыре разных случая, но все они называются одним словом Пеон и различаются названиями: “пеон с ударением на первом слоге” (или “первый пеон”), “пеон с ударением на втором слоге” (или “второй пеон”) и т.д. Например, «Не дУмай о секУндах свысокА. НастУпит время, сАм поймёшь, навЕрное». Это второй пеон.

Запоминать все эти названия не обязательно, хотя и просто, их совсем мало. Но в любом случае, главное это понимать общий принцип, а он очень простой.

Все это, кстати, к рифме не имеет никакого отношения. У стихов должен быть размер безотносительно к тому, белые они или рифмованные. У последних будет особенность только в том, что рифмоваться должны ударные слоги.

Что значит трехстопный ямб. Смотреть фото Что значит трехстопный ямб. Смотреть картинку Что значит трехстопный ямб. Картинка про Что значит трехстопный ямб. Фото Что значит трехстопный ямб

Вот несколько примеров, любезно предоставленных нашим постоянным спонсором Иосифом Бродским:

У попа была собака.
Оба умерли от рака.
— Две слога в стопе и ударение на первом слоге. Значит это хорей.
— Четыре ударения в строке, т.е. четыре стопы в строке. Значит это четырехстопный хорей.

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
— Две слога в стопе и ударение на втором слоге. Значит это ямб.
— Четыре ударения в строке, значит это четырехстопный ямб.

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать
— Три слога в стопе и ударение на третьем слоге. Значит это анапест.
— Два ударения в строке, значит это двухстопный анапест.

Суммируя, можно прийти к следующей иерархии “структурных единиц” в стихотворении: слог – стопа – строка – строфа. С точки зрения ритма и смыслового содержания, наиболее важная структурная единица это строка. В строфе обычно 4 строки, но может быть меньше или больше. Например, строфа сонета состоит из 14 строк, как и известная “Онегинская строфа» (иногда говорят, что строфа сонета состоит из нескольких “обычных” строф). В песнях строфы называются куплетами.

6) Как и во всех правилах, при определении размера бывают особые случаи. Например, какой размер у следующего стихотворения?
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана

Если поставить ударения так, как их и произносят в жизни, то получится
НочевАла тУчка золотАя
На грудИ утЕса-великАна

Какой это размер? Что-то непонятное. В таких случаях филологи добавляют “мнимые” ударения следующим образом:
НОчевАла тУчка зОлотАя
НА грудИ утЕса-вЕликАна

и, соответственно, называют это “хореем с пропусками ударений”. И даже придумали для этого специальное слово Пиррихий. Это встречается сплошь и рядом, особенно у двухсложных стоп, т.е. ямба и хорея. И понятно почему: мало у каких слов есть только одно или два слога, а значит в большинстве слов не получится выдерживать двухсложный ритм “ударение через одно”. А иногда бывает и противоположная ситуация: не пропускаются ударения, а добавляются дополнительные. Это называется Спондей.

Как в таких случаях определять размер? Добавить мнимые ударения или убрать лишние, чтобы получился постоянный период в каждой строке, как выше с золотой тучкой. И посчитать, что после этого получится.

7) Наконец, иногда размер в стихотворении может меняться, т.е. в разных строках он может быть разным. Обычно при этом сохраняется “тип” размера, т.е. длина стопы (например, ямб или хорей), но в разных строках будет разное количество стоп. Это нормально, просто такой прием. Он встречается, например, в баснях:
На Ель ворОна взОбралАсь,
ПозАвтракАть совсЕм уж сОбралАсь
— В первой строке четырехстопный ямб, во второй – пятистопный.

а также у нашего постоянного спонсора (у которого встречается все, что только можно придумать):
Я входИл вместо дИкого звЕря в клЕтку,
выжигАл свой срОк и кликУху гвоздЕм в барАке,
— В первой строке четырехстопный анапест, во второй – пятистопный.

Заодно, последние две строки иллюстрируют еще один особый случай: немного “грязный” размер, когда ритм/период выдерживается не вполне строго. Не просто отсутствующие или лишние ударения (как в пиррихии и спондее), а разное количество слогов в стопах. Но нашему спонсору это позволительно. Чередование и смешение размеров встречаются у него часто, но очень гармонично, он много и успешно экспериментировал. Нарушать правила надо уметь.

Вот, собственно, и все. Теперь вам любая поэзия по плечу. Профит!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *