Что значит трасологическая экспертиза
Разделы:
Трасологическая экспертиза
Предмет, объекты и задачи судебно-трасологической экспертизы
Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.
По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические – экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека; механоскопические – экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортные – экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных – экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).
Подготовка и аттестация экспертов в СЭУ Минюста России осуществляется по двум экспертным специальностям: 6.1 «Исследование следов человека» и 6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств
В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.
Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.
Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.
Виды и подвиды трасологической экспертизы
Возможности трасологической экспертизы
Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.
Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:
Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.
Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.
Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).
Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).
Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.
Как проводится транспортно-трасологическая экспертиза и для чего на нужна
Дорожно-транспортные происшествия сопровождаются сложным сопутствующим расследованием.
Необходимо установить обстоятельства, причины происшедшего, кто виноват в данной ситуации. Сделать это можно только при привлечении профессионалов, которые обладают определенным опытом. Поэтому стоит обратиться в Центр независимой экспертизы.
Для чего необходима экспертиза?
Ситуаций, в которых может потребоваться данное исследование, достаточно много. Нередко страховая компания пытается уйти от ответственности. Она ссылается на различные факторы, чтобы не выплачивать компенсацию или снизить ее.
Имеют место ошибки во время первичных исследований, приходится сталкиваться с действиями, которые направлены на намеренное искажение результатов. Если водитель уверен, что его обвинили необоснованно, то потребуется транспортно-трасологическая экспертиза.
Какие параметры изучаются во время данного исследования?
Основная задача транспортно-трасологической экспертизы – определить, какова причина аварии, в результате чего произошло столкновение, какие повреждения были получены. Этот процесс требует определенного количества времени и специализированного оборудования.
Вопросы перед экспертизой могут быть поставлены заказчиком или судебной инстанцией, которая нуждается в дополнительных данных для принятия решения. Они перечисляются в специальном документе, в нем содержится вся основная информация.
На эти вопросы в дальнейшем ориентируется специалист при выполнении процедуры. Он должен предоставить максимально полный ответ, составить заключение согласно установленным правилам.
Как проводится экспертиза?
Процедура проходит в несколько этапов:
Даже если экспертиза выполнена вне судебного процесса, она имеет полную законную силу. Вы сможете предоставить ее в качестве доказательства во время разбирательства и отстоять свою позицию.
К проведению исследования необходимо привлекать только профессионалов. Они должны иметь большой опыт в этой сфере, который позволяет оперативно справится с поставленной задачей. Отличным решением для вас станет наш Центр независимой экспертизы.
Компания располагает специалистами с большим опытом. Все процедуры проводятся в короткие сроки и без дополнительных проблем. Вы оцените высокое качество услуг, сможете получить объективные результаты.
Точность и независимость – наши основные принципы. Вы получите заключение, которое полностью отражает ситуацию и принимается органами судебной системы.
Что такое трасологическая экспертиза?
Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.
Трасологическая экспертиза – это процессуальное мероприятие, целью которого является изучение следов в разных ситуациях. Преимущественно ее проводят при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Позволяет установить механизм образования следов, причинно-следственную связь, другие объективные обстоятельства.
Особенности трасологической экспертизы
Отождествлять трасологическую экспертизу исключительно с исследованиями при ДТП – означает существенно сузить ее понятие. Даже в этом случае проводимые работы будут только одним из видов автотехнических экспертиз. В этом случае исследования сопряжены с применением знаний из других сфер, например, автотехники.
Многим знакомы эпизоды из приключенческих фильмов, когда следопыты или пограничники изучают оставленный след. Кстати, в последнем случае военнослужащие:
То есть, на месте пограничники проводят трасологическое исследование, а в последствии предъявляют органам дознания и правосудию вещественные доказательства. Например, след фиксируется с помощью гипса, фотодокументируется, тщательно описывается в процессуальных актах.
Все то же самое, только другими методами, применяется, если требуется трасологическая экспертиза при ДТП:
Виды трасологических экспертиз
Кроме того, различают следующие виды трасологических экспертиз:
То есть, трасологическая экспертиза изучает следы, которые оставлены на любой поверхности живыми организмами, включая человека, или инструментами, техническими приспособлениями. Как правило, проводится комплексно с другими видами исследований в интересах досудебного или судебного разбирательства.
В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?
К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:
Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.
Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы. Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП.
Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:
Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.
Как проводится трасологическая экспертиза?
Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:
Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.
На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.
При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.
Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.
Автотехническая трасологическая экспертиза
Ни один водитель, даже тщательно соблюдающий Правила дорожного движения, не застрахован от дорожно-транспортных происшествий. Как минимум, из-за того, что на дорогах, как и в жизни, хватает невнимательных, халатных, да и просто неадекватных людей.
Последствия ДТП могут быть самыми разными: начиная механическими повреждениями и заканчивая летальным исходом участников. Юридическими последствиями ДТП являются дела об административных правонарушениях или уголовные дела, в зависимости от обстоятельств и нанесенного ущерба.
Во всех случаях ключевым фактором в деле является установление вины каждого из участников. Это имеет значение, как для привлечения к ответственности, так и для получения компенсации нанесенных убытков. Если речь идёт о столкновении транспортных средств, то страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб потерпевшему только в случае установления вины в деле об административном правонарушении или уголовном деле.
Установление вины, так же как и других обстоятельств ДТП, должно иметь под собой доказательную базу. Весомыми доказательствами в подобной категории дел являются заключения экспертов. Проведение экспертизы автомобиля после ДТП имеет множество нюансов, которым и посвящена данная статья.
ЭКСПЕРТИЗА ДТП: ВИДЫ
Экспертизы автомобиля после ДТП называются инженерно-транспортными экспертизами и делятся на такие виды, как:
Наиболее часто используются первые два вида экспертиз.
ЧТО ТАКОЕ ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Трасологическая экспертиза – это экспертиза, целью которой является:
Данная экспертиза является особенно важной и даже необходимой, если после ДТП виновник скрылся.
Судебно-трасологическая экспертиза поможет ответить на такие вопросы, как:
Поскольку данная экспертиза исследует следы, обнаруженные на месте ДТП и повреждения транспортных средств, проводить её можно только в случае, если после ДТП сохранились объекты, на которых есть такие следы или же следы были зафиксированы в материалах дела.
Эксперту предоставляются либо сами предметы, на которых сохранились следы, либо их слепки и масштабные фотоснимки, а также протоколы осмотра места происшествия (при наличии — акт судебно-медицинского исследования повреждений на теле потерпевшего).
СУДЕБНО-АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Автотехническая экспертиза ДТП ставит перед собой другие задачи и отвечает на другие вопросы, а именно позволяет установить механизм ДТП (скорость и траекторию движения автомобилей, расстояние, которое преодолел автомобиль за определенный отрезок времени), наличие технических неисправностей и их связь с ДТП, соответствие действий водителей техническим требованиям правил дорожного движения (далее — ПДД).
Так, примерами вопросов, которые могут быть поставлены эксперту, являются следующие:
Особого внимания требует вопрос о причинно-следственной связи между нарушениями ПДД и ДТП, поскольку в случаях нарушение ПДД обоими водителями, действия одного из них могут и не быть причиной ДТП. Если протоколы составлены в отношении нескольких участников, то именно данный вопрос может стать решающим в том, кто же из них является виновником.
КАК ПРОВОДИТСЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ И ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДТП В УГОЛОВНОМ ДЕЛЕ
В уголовном деле на стадии досудебного расследования экспертиза может быть инициирована следователем, прокурором или адвокатом. Потерпевшая сторона или же сторона защиты имеют право подать ходатайство о привлечении эксперта, если следователь не делает этого по собственной инициативе. Естественно, такое ходатайство должно быть обоснованным.
Также сторона защиты может обратиться к эксперту в частном порядке (то есть не через следователя).
Если следователь или прокурор отказывают в назначении экспертизы, то сторона защиты обращается к следственному судье с ходатайством. В таком ходатайстве необходимо правильно изложить обстоятельства, которыми обосновываются необходимость экспертизы и перечень вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом. Сторона защиты должна, помимо прочего, доказать невозможность самостоятельного привлечения эксперта.
При составлении ходатайства и формулировке вопросов необходимо обратить внимание на ряд тонкостей, таких как:
Вместе с документом о назначении экспертизы эксперту предоставляются все материалы уголовного производства.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ В ДЕЛЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
В деле об административном правонарушении (если ему не предшествовало возбуждение уголовного дела, в котором проводилась экспертиза), экспертиза проводится либо в частном порядке либо уже в суде по ходатайству стороны.
При этом нужно учитывать, что некоторые судьи критично относятся к экспертизам, проведенным во внесудебном порядке.
КАК ВЫИГРАТЬ В СУДЕ: ВИНОВНИК ДТП ИЛИ ПОТЕРПЕВШИЙ
По опыту можем сказать, что проведение технической экспертизы автомобиля после ДТП может стать решающим фактором в защите участника ДТП, в деле об административном правонарушении, и особенно в уголовном деле.
Вне зависимости от того, насколько вы уверены в своей правоте по делу и даже при наличии свидетелей и других доказательств, недооценивать роль экспертизы не стоит, поскольку для следователя или судьи ваша правота в деле может не быть очевидна.
Для того чтобы выиграть дело (защититься от обвинения или же привлечь реального виновника к ответственности) необходимо знать:
Это лишь некоторые из вопросов, с которыми сталкиваются участники при проведении экспертизы и решение, которых требует участие в деле опытного защитника.
В уголовных делах проведение повторной автотехнической экспертизы, в отличие от гражданского процесса, законодательством не предусмотрено.
Если в ходе рассмотрения дела по ДТП вина не установлена, то впоследствии взыскать материальный ущерб с виновника можно в том случае, если речь идёт о наезде на пешехода или же причинение вреда столкновением автомобилей третьим лицам – пешеходам, пассажирам.
Что значит трасологическая экспертиза
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Термины и определения
Forensic trace examination. Terms and definitions
Дата введения 2017-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, Московским университетом МВД России имени В.Я.Кикотя и Институтом государства и права РАН
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 134 «Судебная экспертиза»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области судебно-трасологической экспертизы.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения, применяемые в судебно-трасологической экспертизе. Стандарт предназначен для применения лицами, проводящими судебно-трасологические экспертизы.
Требования стандарта распространяются как на государственных судебных экспертов, так и на негосударственных судебных экспертов. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы в области судебно-трасологической экспертизы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
1 видимый след: След, который может быть непосредственно воспринят зрением, даже если для этого его необходимо осветить под соответствующим углом.
2 виды трасологической экспертизы: По предмету исследования подразделяются на гомоскопические, механоскопические, транспортные, следов животных.
types of forensic tool marks identification
3 диагностическая судебно-трасологическая экспертиза: Исследование в целях установления свойств и особенностей объекта по его признакам, отобразившимся в следах, механизма взаимодействия объектов, свойств самих следов.
diagnostic forensic tool marks examination
4 динамический след: Отображение, при котором точки (выступы и углубления), составляющие рельеф следообразующего объекта, отображаются в следе в виде линий.
5 задачи конкретного судебно-трасологического исследования: Задание, сформулированное в виде вопроса(ов) эксперту.
purpose of the specific tool marks examination
6 задачи судебно-трасологической экспертизы: Установление фактических данных, предполагающее применение методик судебной трасологической экспертизы.
purposes of the tool marks examination
7 идентификационная судебно-трасологическая экспертиза: Исследование для установления конкретного объекта, оставившего след.
8 идентифицируемый объект: Объект, тождество которого должно быть установлено в ходе исследования.
9 идентифицирующий объект: Объект, отображающий свойства идентифицируемого объекта и служащий средством отождествления во всех видах трасологических экспертиз.
10 контактная поверхность: Часть поверхности следообразующего объекта и противостоящая ей часть следовоспринимающей поверхности, в месте непосредственного соприкосновения этих объектов при образовании следа.
11 материалы сравнительные в судебно-трасологической экспертизе: Материалы, необходимые эксперту для решения идентификационных, а в ряде случаев и диагностических задач.
comparative materials for forensic marks examination
12 метод судебно-трасологической экспертизы: Совокупность известных теорий судебной экспертизы, методических правил и выработанных эвристик, используемых при решении задач трасологического экспертного исследования.
method of forensic marks examination
13 методика идентификационного исследования в судебно-трасологической экспертизе: Система методов, приемов и технических средств и оптимальный порядок их использования для исследования следов и следообразующих объектов в процессе производства экспертиз.
research technique of the forensic examination for identification
14 моделирование: Процесс изготовления и использования предметных и знаковых моделей в экспертном исследовании.
15 модель: Физический аналог, изображение или знаковое описание объекта трасологической экспертизы, фиксирующие его признаки, способные заменить этот объект в процессе исследования и открывающие возможности для получения и сохранения нужной информации.
16 наслоение: Связанное с процессом следообразования перенесение части материала одного объекта или посторонних веществ с его поверхности на следовоспринимающую поверхность другого.
17 невидимый след: След, который не может быть непосредственно воспринят зрением.
18 непосредственное сравнение: Приемы сравнительного исследования, заключающиеся в наложении или совмещении сравниваемых объектов.
19 общие методы судебно-трасологической экспертизы: Методы экспертного исследования, характеризующиеся универсальностью и применяющиеся в производстве всех видов и подвидов трасологической экспертизы и на всех ее стадиях.
general methods of the forensic marks examination
20 объекты судебно-трасологической экспертизы: Материальные носители информации о фактических данных, связанных с устанавливаемым событием, представленные на исследование в установленном порядке.
object of the tool marks examination
21 объемное отображение: Трехмерное отображение, при котором образующий объект, его часть либо детали рельефа поверхности полностью на всю свою высоту или ее часть отображаются в следе.
22 отслоение: Отделение частиц, фрагментов, слоев вещества с поверхности объекта.
23 периферийный способ формирования следов: Способ формирования следов, при котором образующий объект непосредственно не вносит изменений в воспринимающий, а предохраняет часть его поверхности от изменений, которые возникают под действием другого предмета.
peripheral process of forming the tracks
24 предмет судебно-трасологической экспертизы: Фактические данные, устанавливаемые с помощью специальных знаний и практических навыков эксперта в области трасологии путем исследования объектов, представленных на исследование.
subject of the tool marks examination
25 производственно-технологические признаки: Признаки внешнего строения и внутренней структуры изделия, обусловленные технологией изготовления, которые используются для решения экспертных задач.
26 след: Результат отображения особенностей внешнего строения и свойств объектов в результате их взаимодействия.
print, mark, impression
27 следовоспринимающий объект: Объект, на котором расположен след.
marks receptive object
28 следообразующая сила: Сумма векторов приложенных сил, определяющая взаимное перемещение объектов, участвующих в следообразовании.
29 следообразующее вещество: Вещество, составляющее след.
substance of print
30 следообразующий объект: Объект, признаки внешнего строения которого отобразились в следе.
marks forming object
31 следы наслоения: Поверхностные отображения внешнего строения следообразующего объекта, возникающие на следовоспринимающей поверхности за счет отделения незначительного количества вещества следообразующего объекта либо посторонних веществ, находящихся в момент следообразования на его поверхности.
32 следы отслоения: Поверхностные отображения внешнего строения следообразующего объекта, образующиеся за счет отделения незначительного количества вещества следовоспринимающей поверхности либо посторонних веществ, находящихся на этой поверхности в момент следообразования.
33 следы скольжения: Объемные либо поверхностные отображения профиля особенностей контактной поверхности следообразующего объекта, возникающие при воздействии его под углом к следовоспринимающей поверхности.
34 стадии трасологического исследования: Следующие друг за другом основные этапы процесса экспертного исследования, различающиеся своими промежуточными целями и комплексами средств достижения этих целей.
stage of forensic tool marks identification
35 точечное отображение: Адекватное отображение, возникающее при условии, что каждая из точек следообразующего объекта входит в соприкосновение с соответствующей точкой следовоспринимающего объекта и воздействует только на нее.
36 трасология: Раздел криминалистической техники, в котором изучаются методы и технические средства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов, используемых для раскрытия и предотвращения преступлений.
forensic marks examination
37 частные методы судебной трасологии: Методы решения частных задач, возникающих на отдельных стадиях экспертного исследования.
special methods of the forensic marks examination
38 частный признак: Особенности, которые позволяют индивидуализировать конкретный объект, т.е. осуществлять идентификацию.
Общие понятия экспертизы следов рук и босых ног человека
39 базисная зона папиллярного узора пальцев: Зона папиллярного узора, образуемая потоком папиллярных линий, пересекающих в поперечном направлении ногтевую фалангу.
base zone of papillary pattern of the fingers
40 вилы: Деталь папиллярного узора, образующаяся при делении папиллярной линии на две и более линий.
41 глазок: Деталь папиллярного узора, образующаяся при делении папиллярной линии на две линии, которые, описав короткие дуги, вновь сливаются в одну.
42 гомоскопия: Раздел трасологии, в котором изучаются методы идентификации и диагностических исследований следов человека.
43 дактилоскопическая экспертиза: Исследование следов и экспериментальных отпечатков папиллярных узоров руки ног человека для установления тождества и других фактических данных и составления заключения, выводы которого используются при расследовании преступлений, а в ряде случаев и в гражданском судопроизводстве.
44 дактилоскопия: Раздел криминалистической техники, изучающий свойства и строение кожных узоров рук человека, способы обнаружения, фиксации и изъятия следов в целях идентификации, регистрации, диагностических исследований.
45 дактилоскопическая идентификация: Процесс установления тождества человека с использованием отображений папиллярного узора пальцев или ладоней рук.
46 дельта: Место максимального сближения трех потоков папиллярных линий, образуют фигуру, напоминающую треугольник.
47 детали папиллярных узоров: Особенности папиллярного узора, которые используются для идентификации человека, оставившего следы папиллярных узоров на месте происшествия.
48 детали строения папиллярных линий: Особенности строения папиллярных линий, которые могут быть использованы для идентификации личности.
49 диагностические исследования следов рук: Исследования следов рук в целях установления механизма следообразования и признаков человека, их оставившего.
diagnostic studies for fingerprints
50 дистальная зона папиллярного узора: Участок узора ногтевой фаланги, расположенный над центральной зоной.
51 дуговой папиллярный узор: Тип папиллярного узора, состоящий из одного потока папиллярных линий, которые, начинаясь у одного края ногтевой фаланги пальца руки, идут к другому, образуя в центре изгибы различной крутизны, не имеющий дельт.
52 завитковый папиллярный узор: Тип папиллярного узора, состоящий из трех потоков папиллярных линий, внутренний рисунок которых образован папиллярными линиями, изогнутыми в виде кругов, овалов, спиралей, петель, имеющий не менее двух дельт.
helix papillary pattern
53 зона папиллярного узора: Участок папиллярного узора, характеризующийся особенностями папиллярного потока.
papillary pattern zone
54 концы папиллярных линий: Детали папиллярных узоров, представляющие собой прекращение линии или ее возникновение в общем потоке.
55 крючок: Деталь папиллярного узора в виде раздвоенной линии, у которой одна из ветвей короче другой и не сливается с иными линиями.
56 латеральные зоны папиллярного узора: Участки, расположенные слева и справа от центральной зоны папиллярного узора.
lateral zone of a papillary pattern
57 мостик: Деталь папиллярного узора, короткая линия, соединяющая две рядом лежащие папиллярные линии.
58 направление петель в папиллярных узорах: Левостороннее или правостороннее расположение ножек петли в следе или экспериментальном отпечатке пальца руки.
line loops in the papillary patterns
59 обрывок: Деталь папиллярного узора, представляющая собой короткую папиллярную линию, начало и окончание которой не сливаются с другими линиями.
60 папиллярная линия: Основной элемент папиллярного узора, представляет собой линию, образуемую гребнеобразным возвышением наружного слоя кожи, отграниченную от других линий неглубокими бороздками.
61 папиллярные узоры: Поддающиеся классификации рисунки, образуемые потоками папиллярных линий.
62 петлевой папиллярный узор: Тип папиллярного узора, состоящий из наружных и внутреннего потоков папиллярных линий и имеющий одну дельту.
loop papillary patterns
63 пороскопия: Исследование пор в следах и отпечатках на папиллярных линиях в целях идентификации.
64 типы папиллярных узоров: Классификация по комплексу признаков, характеризующих форму и направление потоков линий, образующих центральную зону ногтевых фаланг пальцев.
pattern types of fingerprints
65 точка: Деталь папиллярного узора в виде короткого обрывка (фрагмента) папиллярной линии, длина которого примерно соответствует ширине папиллярной линии.
66 центральная зона папиллярного узора: Участок папиллярного узора, отграниченный базисной, дистальной и латеральными зонами папиллярного узора.
67 эджескопия: Исследование неровностей на краях папиллярных линий в следах и отпечатках в целях идентификации.
68 экспериментальные образцы следов рук: Материалы, используемые для сравнительного исследования, содержащие отпечатки ладоней и пальцев рук.
experimental samples of palm prints
Общие понятия иных следов человека и животных
69 диагностические исследования следов человека: Исследования в целях установления пола, возраста, профессии, заболеваний человека, а также для решения других задач, не связанных с целями идентификации.
diagnostic study of the human prints
70 идентификационные исследования следов человека: Исследования для установления конкретного человека, оставившего следы, его обуви или перчаток.
identification studies of human prints
71 идентификационные признаки следов человека: Признаки, отображающие свойства, индивидуализирующие следы человека, либо определяющие их групповую принадлежность.
identification signs of human prints
72 идентификационные признаки губ: Детали и элементы строения наружного слоя кожи красной каймы верхней и нижней губ человека.
identification characteristics of lips
73 идентификационные признаки зубов: Отображение в следах свойств зубов, позволяющих отличить их от зубов другого человека или животного.
identification characteristics of teeth
74 идентификационные признаки подошвы обуви: Признаки, возникшие на подошве обуви в процессе ее производства и эксплуатации.
identification characteristics of the shoe prints
75 идентификационные признаки ног, одетых в носки: Признаки непосредственно стоп человека и чулочно-носочных изделий.
identification characteristics of feet, clad in socks
76 идентификационные признаки стопы: Особенности строения стопы человека, отображающиеся в следах.
identification characteristics of foot
77 корона: Деталь рельефа красной каймы губ, образующаяся при делении борозды на три линии.
78 общие признаки подошвы обуви: Форма и размер подошвы и ее частей, вид рельефного рисунка.
common signs of shoe sole
79 общие признаки стопы: Форма и размеры стопы и ее частей.
common signs of the foot
80 общие признаки чулочно-носочных изделий: Способ переплетения нитей, рисунки, образуемые переплетениями нитей, толщина нитей, форма и размеры фабричных швов.
common signs of socks
81 объемный след ноги: Трехмерный след, образованный на мягкой поверхности.
82 поверхностный след ноги: Двухмерный след.
83 подошвенная часть стопы человека: Опорная поверхность ноги, в которой выделяют пальцевую часть, плюсневую часть, свод и пятку.
plantar part of the foot man
84 след босой ноги: Отображение признаков внешнего строения подошвенной части стоп в виде контуров в целом и ее отдельных деталей.
85 след ноги, одетой в носок: След, отображающий помимо контуров, подошвенной области стопы и ее частей признаки внешнего строения чулочно-носочного изделия.
footprint, clad in a socks
86 следы губ: Отображения морфологических особенностей строения красной каймы верхней и нижней губ и их кожного рельефа.
87 следы зубов: Отображение формы, размеров и взаимного расположения поверхностей и функциональных особенностей зубов челюстей, проявляющихся в процессе откуса или надкуса.
88 следы кожного покрова головы человека: Материально фиксированные отображения наружного рельефа кожи лба, носа, губ, подбородка, щек и ушных раковин.
traces of the skin of a human head
89 следы наслоения подошвы обуви и ног: Следы ног, образующиеся в результате наложения постороннего вещества на следовоспринимающую поверхность при контакте с ней ног человека.
traces of layering the soles of shoes and feet
90 следы ношения на внутренней поверхности обуви: Следы, образующиеся на стельке, подкладке, внутренней поверхности верха обуви от стоп ног при длительном ношении обуви.
traces of wear on the inner surface of the shoe
91 следы обуви: Следы подошвы обуви, в которых отображаются контур и признаки внешнего строения подошвы в целом и отдельных ее частей.
92 следы отслоения подошв обуви и ног: Следы, образующиеся на следовоспринимающей поверхности в результате отслоения части ее поверхностного слоя при контакте с ногами или обувью.
traces of delamination of the soles of shoes and feet
93 стопа человека: Нижняя часть ноги человека, является органом опоры при стоянии и движении тела.
94 трасологическая экспертиза следов человека: Вид трасологической экспертизы, в процессе производства которой устанавливается тождество человека и иные фактические данные на основании признаков, отобразившихся в следах, не имеющих папиллярных узоров.
traceological examination of the traces of man
95 частные идентификационные признаки стопы: Признаки, характеризующие в совокупности стопу конкретного человека.
individual identification сharacteristics of the foot
96 частные признаки подошвы обуви: Признаки, образующиеся в процессе изготовления, эксплуатации обуви, ее ремонте и характеризующие в совокупности конкретную подошву обуви.
individual characteristics shoe sole
97 частные признаки чулочно-носочных изделий: Признаки, образующиеся в процессе изготовления, эксплуатации чулочно-носочных изделий, их ремонта и характеризующие в совокупности конкретное изделие.
individual characteristics of socks
98 экспертиза следов животных: Вид трасологической экспертизы, объектами исследования которой являются следы ног, лап, зубов и когтей животных.
examination of animal tracks
Общие понятия трасологической экспертизы орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств
99 вдавленный след: След, образующийся в контактной зоне и вблизи нее за счет остаточной деформации следовоспринимающего объекта или его поверхности.
100 взлом замка: Способ открывания замка, при котором происходит полное или частичное разрушение конструкции замка.
101 встречный угол: Угол между линией контактирования и линией направления движения образующего объекта.
102 дополнительное повреждение: Элемент механического повреждения ткани одежды, отходящий от острого конца(ов) основного повреждения.
103 единый комплект: Полный набор предметов, отвечающих определенному назначению.
104 замок: Изделие, служащее для запирания защитных конструкций, обладающее заданными охранными свойствами и являющееся неотъемлемым элементом защитной конструкции.
105 запорно-пломбировочное устройство: Устройство, выполняющее функции индикации вмешательства и обеспечивающее в установленных пределах сдерживание от несанкционированного проникновения путем взлома.
106 индикаторное устройство: Специальное пломбировочное устройство, обеспечивающее индикацию фактов несанкционированного доступа к объекту защиты путем идентификации его целостности, обладающее слабыми защитными свойствами от внешних механических воздействий.
107 исправный замок: Замок, который отпирается и запирается штатным ключом и не имеет дефектов, отрицательно влияющих на надежность его работы, предусмотренную конструкцией.
108 классификация замков: Распределение замков по типу, виду, конструкции, назначению, способу крепления и системе механизма.
classification of locks
109 колотое повреждение одежды: Повреждение, причиненное колющим орудием.
stab damage of clothing
110 колото-резаное повреждение одежды: Повреждение, причиненное орудием комбинированного колюще-режущего действия.
stab-cut damage of clothing
111 механоскопия: Раздел трасологии, в котором изучаются методы и средства идентификации орудий и механизмов и их диагностических исследований.
forensic tool, shoe and tire marks examination
112 микрослед: Отображение фрагмента рельефа следообразующего объекта, для определения формы и размеров которого требуется использование увеличительных оптических приборов.
113 микротрасология: Раздел трасологии, в котором изучаются методы и средства исследования микроследов и микрочастиц.
forensic micro marks examination
114 микрочастицы: Небольшие материальные объекты, отделившиеся от других объектов в процессе какого-либо взаимодействия, для определения формы и размеров которых требуется использование увеличительных оптических приборов.
115 «минус» материала: Признак, характеризующий механическое повреждение объекта и заключающийся в отсутствии части материала объекта в повреждении.
116 отмычка: Предмет или набор предметов, предназначенный для отпирания не конкретного замка, а определенной группы замков.
jimmy, passkey, picklock
117 отпирание замка: Действие, с помощью которого замок преодолевается как препятствие, при этом замок не взламывается.
unlocking of the lock
118 пломба стержневая: Двухкомпонентная пломба, конструкция которой предполагает соединение стержня с блокирующим корпусом, предназначенная служить защитой для всех видов воздействия, включая заранее подготовленные.
119 пломба тросовая: Пломба, конструкция которой должна иметь стальной трос, один из концов которого неподвижно закреплен в корпусе пломбы.
120 плоскостное отображение: Двухмерное отображение, при котором в следе фиксируются только наружные выступающие плоскости объекта или деталей его рельефа.
121 поверхностный след: След, формирование которого происходит в процессе взаимодействия внешних поверхностей, не приводящего к необратимым изменениям формы и внутренней структуры воспринимающего объекта.
122 подобранный ключ: Ключ, предназначенный для отпирания конкретного замка, но использованный для отпирания другого замка.
123 приспособления для запирания: Замочно-скобяные и фурнитурные изделия, использующиеся самостоятельно для удержания объекта закрытым или служащие дополнением к замкам.
devices for locking
124 пробой: Сквозное повреждение шины размером более 10 мм, образующееся от внедрения в нее постороннего предмета.
125 прокол: Сквозное повреждение шины размером менее 10 мм от внедрения в нее тонкого предмета.
126 разделение: Разрушение объекта на части.
127 разрез: Один из видов механического повреждения одежды, возникающего при воздействии на одежду режущим орудием или предметом.
128 разрыв: Один из видов механического повреждения, возникающего при воздействии на объект тупыми орудиями и предметами, или в результате приложения силы.
129 след шины: Отображение внешнего строения рисунка беговой дорожки протектора и/или боковины покрышки на следовоспринимающей поверхности.
130 следы разруба: Линейные, в том числе объемные следы, образующиеся в результате воздействия на следовоспринимающий объект рубящего орудия.
traces of a hew, traces of a hack
131 следы распила: Линейные объемные следы, образующиеся в результате многократного поступательного перемещения следообразующего объекта с постепенным углублением его в толщу перпендикулярно либо под углом к плоскости следовоспринимающего объекта.