Что значит торможение двигателем простыми словами

avtoexperts.ru

Сегодня в автошколах уже не рассказывают про такое понятие как «торможение двигателем», а ведь раньше оно считалось одним из навыков, которым нужно овладеть водителю. Развитие технологий сделали часть преимуществ этого способа снижения скорости не очень важным, вот про него и забыли. Но и сегодня торможение двигателем может оказаться полезным. В каких ситуациях – рассказываем в этом материале.

Для начала вообще скажем, что такое тормозить двигателем, потому как далеко не все это знают. Нет, отдельного тормоза у мотора нет, но если отпустить педаль газа и не выключать передачу, то автомобиль будет замедляться, это и есть торможение двигателем. В таком режиме подача топлива в цилиндры перекрывается, а ход поршня происходит за счет энергии, которая передается от движущихся по инерции (или под горку) колес. Считается, что мотор тормозит из-за потери на трении, но дело не только в нем – еще большую роль в замедлении оказывает разрежение, создаваемое в цилиндрах, а также дополнительное оборудование, которое потребляет энергию мотора (например, кондиционер). Естественно, все вышенаписанное актуально для машин с двигателем внутреннего сгорания, у электромобилей механизм торможения мотором иной.

Сильно ли замедляет машину такая работа мотора? Зависит от оборотов. Чем они выше – тем эффективнее торможение. Конечно, об экстренной остановке говорить не приходится, но на высоких оборотах замедляющие силы весьма велики и неплохо снижают скорость, более того выбором передачи можно регулировать интенсивность замедления. В некоторых ситуациях это может быть очень полезно.

Главный вопрос – зачем нужно торможение двигателем если в любой машине есть штатная тормозная система, которая эффективнее и удобнее? Есть как минимум четыре причины не забывать тормозить двигателем.

Первая сегодня не так уже актуальна, но ее все равно стоит иметь в виду – безопасность. Раньше, до массового внедрения системы ABS, торможение двигателем считалось очень важным элементом при езде по скользкому покрытию. В условиях низкого сцепления с дорогой обычные тормоза очень легко довести до блокировки колес, а блокировка это потеря управляемости и непредсказуемые последствия. Торможение мотором снимает этот риск, оно получается хоть и медленнее, зато безопаснее, поэтому зимой большинство водителей держали побольше дистанцию и регулировали скорость мотором. Повсеместное развитие ABS несколько снизило актуальность этой причины – теперь даже штатными тормозами колеса не блокируются, но для водителей на машинах без электроники, научиться тормозить мотором – полезный навык.

Вторая причина – снижение нагрузки на основной тормоз в сложных ситуациях. В советские времена в горах часто ставили плакаты типа «Водитель, внимание, крутой спуск. Не выключай сцепление!». Тормозные системы сегодня редко проектируются с запасом, обычно они могут обеспечить разовое замедление с большой скорости, но при длительной работе начинают терять эффективность. Это особенно актуально в горах, при перегрузе или буксировании прицепа: на затяжных спусках от постоянного контакта колодок с дисками или барабанами происходит сильный перегрев. Тормоза теряют эффективность и могут даже загореться. Использование мотора в такой ситуации позволяет снизить нагрузку на штатный тормоз. Причем нужно не просто ехать на передаче, но еще и включить скорость пониже, чтобы повысить эффективность замедления от мотора. Есть старое правило, что спускаться с горы нужно на той же передаче, на которой и подниматься. Это предполагает поддержание высоких оборотов.

Третья причина – увеличение ресурса тормозных механизмов. Описанный выше случай езды по крутому спуску, конечно, очень важный, но все-таки вряд ли случающийся каждый день. А вот простая привычка снижать скорость мотором может пригодится и при каждодневной эксплуатации. Чем больше в замедлении водитель уповает на двигатель, тем меньше пользуется штатными тормозами, а значит продлевает ресурс тормозных колодок, дисков и барабанов. Тут сложно ощутить мгновенную выгоду, но когда пробег на одних колодках вырастает в 1,5-2 раза, то реальная экономия на их покупку и замену становится очевидна. Мы не приводим конкретных пробегов, потому что на каждом авто и у каждого водителя это очень индивидуально, но общий принцип работает везде: торможение двигателем позволяет немного экономить на обслуживании тормозной системы.

На десерт мы оставили самое вкусное: четвертая причина – экономия топлива. Даже карбюраторные автомобили с 70-80-х годов прошлого века научились перекрывать подачу топлива в цилиндры, когда автомобиль тормозит двигателем, что уж говорить про инжекторные системы, у которых такая функция была всегда. Это самый приятный бонус – сколько бы автомобиль не проехал в режиме торможения двигателем, он не сожжет за это время ни капли топлива. Причем это не тоже самое, что выключить передачу и катиться на нейтрале, как многие считают – как раз в таком случае расход топлива есть, причем чем больше включено дополнительных потребителей, тем он выше. При торможении двигателем расхода нет, даже с кондиционером.

Грамотное использование мотора в замедлениях позволяет сэкономить до литра бензина на 100 км – зависит от ситуации и навыков водителя. У шоферов старой закалки есть даже поговорка: «Чем меньше нажал на тормоза, тем больше сэкономил топлива», и она именно про это. При подъезде к перекрестку или светофору с красным сигналом гораздо лучше начинать тормозить заранее, убрав ногу с педали газа и выбором передачи и оборотов регулируя степень замедления, чем жать педаль газа до последнего, а потом резко оттормаживаться. Основной эффект от метода проявляется в городском цикле, где постоянные циклы разгон-торможение дают широкий простор для оптимизации водительских привычек.

Естественно, безопасность превыше всего, и если ситуация требует быстрой остановки, то нужно пользоваться штатной тормозной системой, но когда пространство впереди свободно, то почему бы не затормозить мотором, сэкономив топливо и продлив жизнь штатным тормозам. Схема простая – постепенно включать передачу на ступень ниже при падении оборотов до 1200-1500, а обычные тормоза использовать только для окончательной остановки. Выгода от одного торможения заметна не будет, но если выработать привычку и пользоваться этим способом всегда, то в итоге можно будет меньше платить за топливо и замену колодок.

Все вышенаписанное актуально для машин с механической коробкой передач. А как обстоят дела у автоматических трансмиссий? У классических АКПП и вариаторов в конструкции есть такой узел как гидротрансформатор, если он не заблокирован, то автомобиль двигателем не тормозит, а если заблокирован, то тормозит также как и на «механике». Но алгоритм блокировки прописывается на уровне блока управления, водитель никак не может на него повлиять. Поэтому некоторые машины с АКПП и вариаторами хорошо тормозят двигателем, некоторые нет. Конструкторов тут тоже можно понять, ведь постоянная блокировка гидротрансформатора сокращает его ресурс, приходится выбирать чем жертвовать – ресурсом тормозов или коробки. Поэтому не стоит удивляться тому, что некоторые машины с АКПП или вариатором не очень хорошо тормозят двигателем.

А вот у роботизированных коробок такой проблемы обычно нет, там тоже вся работа регулируется алгоритмами ЭБУ, но, учитывая тот факт, что передача момента происходит таким же образом, как и на механике, конструкторы активно используют режим торможения двигателем. Правда, водитель сам выбирать передачу для регулирования степени замедления может только на «роботах» с ручным режимом, а это далеко не все модели. Кроме того, некоторые виды таких коробок имеют ограничения на определенные переключения (например, нельзя включить передачу выше каких-то оборотов), но тут уже нужно смотреть на определенные модели. Так что у автоматических трансмиссий в плане торможения двигателем могут быть нюансы, но обычно оно работает и с ними.

Подводя итог, можно скачать, что торможение двигателем это тот навык, который должен быть у любого водителя. В некоторых ситуациях оно сильно выручит, в остальных – позволит сделать езду более плавной и экономичной, а также увеличит ресурс некоторых компонентов машины. А самое главное, что это очень простой прием, нужно к нему привыкнуть и пересмотреть свои водительские привычки, начинать сбавлять скорость заранее не выключая передачу. Не так уж это и сложно к этому привыкнуть.

Источник

Как правильно тормозить двигателем на механике?

Стать профессионалом в вождении автомобиля поможет накопленный опыт, большой объем знаний и навыков. Одним из нюансов вождения является умение тормозить двигателем, которое особенно важно в случае отказа тормозной системы. Что это такое и как научиться тормозить двигателем рассмотрим в данной статье.

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

Что значит тормозить двигателем?

Двигатель машины разработан таким образом, что постоянно стремится к работе на холостых оборотах. Нажимая на газ, водитель заставляет ускорить работу двигателя, а после того, как водитель отпускает педаль газа, обороты снова минимизируются. Для машины, находящейся в движении на передачи, это означает снижение фактической скорости движения. Это называется торможением двигателя. Возможность снижать скорость движения без участия тормозной системы – очень важное умение, которое позволяет исключить вероятность блокировки колес, при торможении на скользкой трассе, а также в случае нарушений в работе тормозной системы избежать ДТП.

Правильный алгоритм торможения

Торможение двигателем в машине с механической коробкой передач нужно выполнять в следующей последовательности:

Важно! Неправильный выбор передачи может «убить» двигатель. Если скорость выбрана неверно, автомобиль начинает «клевать» носом, а тахометр отображает предельно максимальные значения, что создает дискомфорт для водителя и риск существенных поломок для машины.

Несоблюдение порядка перехода на более низкие передачи может привести к блокировке колес и заносу транспортного средства. Кроме того, увеличивается износ двигателя и велика вероятность поломок отдельных его частей.

Двигаясь на 5-6 передаче, переключаться нужно сразу на 3, поскольку переключение на 4 передачу даст достаточно слабое замедление. Двигаясь на 3-4 передаче, потребуется переход сразу на 2. Для щадящего перехода имеет смысл сделать «перегазовку».

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словамиОкончательная остановка автомобиля выполняется с помощью тормозной системы, когда скорость транспортного средства снизилась до 5-10 км/час.

Насколько эффективен данный способ?

Эффективность такого способа торможения зависит от многих факторов, ключевыми из которых является опыт водителя, правильная оценка дорожной ситуации, техническое состояние автомобиля.

Расход топлива

Используя данный метод, можно не беспокоиться о перерасходе бензина, он останется таким же, как и при стандартной остановке авто.

Это обусловлено тем, что при снижении скорости, водитель не затрагивает акселератор и уровень подачи топлива в цилиндры равен нулю. После ускорения, бензин поступает в систему в обычном режиме.

В некоторых случаях, можно снизить потребление бензина, используя эффект наката. Если на пути автомобилиста встречается длительный спуск или светофор, для экономии топлива, можно поставить нейтральную передачу и «катиться» на холостой работе двигателя.

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

Вредит ли это автомобилю?

На просторах интернета достаточно распространено мнение о том, что торможение двигателем – процедура несущая существенный вред трансмиссии и мотору автомобиля. Однако, грамотное использование метода торможения двигателем и четкое следование рекомендациям – гарантия абсолютной безвредности. Повышение оборотов на короткие промежутки времени не могут привести к проблемам с двигателем.

Не нужно постоянно пользоваться этим способом, он для отдельных экстремальных ситуаций и будет актуален из соображений безопасности в определенные моменты.

Советы при торможении двигателем

Подводя итоги, стоит заметить, что освоение техники торможения двигателем – это верное решение для каждого автомобилиста, особенно если он управляет автомобилем с механической коробкой передач. Самое главное стоит учесть, что грамотное использование данного метода не нанесет вреда техническому состоянию машины, за КПП и мотор переживать не стоит.

Источник

Торможение двигателем: как и зачем это делать

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

Вопросы, рассмотренные в материале:

Снижение скорости движения автомобиля путем нажатия на тормозную педаль далеко не всегда можно считать оптимальным решением. Опытные водители в некоторых ситуациях используют торможение двигателем. Однако чтобы использовать такой метод, необходимо иметь определенные навыки. Неправильные действия могут привести к ускоренному износу мотора и различным поломкам. В этой статье мы расскажем, в каких ситуациях стоит использовать торможение двигателем на автомобилях с разной конструкцией.

Как происходит торможение машины двигателем

Особенности конструкции ДВС заключаются в том, что для этих агрегатов более естественной является работа на холостом ходу. При нажатии на акселератор водитель повышает количество оборотов мотора, но как только он отпускает педаль, обороты падают. Если такие действия совершаются во время движения автомобиля, то при падении оборотов двигателя снижается и скорость машины. Именно такой процесс и называют торможение двигателем. Метод снижения скорости авто без использования тормозной систем это важный навык, позволяющий предотвратить блокировку колес в ходе торможения на скользкой дороге, а также избежать аварийной ситуации при неожиданной поломке элементов системы.

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

Каким образом торможение двигателем способствует снижению скорости движения машины? Этот метод основан на сопротивлении силового агрегата инерционным нагрузкам, направленным на повышение количества оборотов коленвала. Процесс происходит в тот момент, когда авто с включенной передачей едет на скорости, а подача топливной смеси снижается или прекращается вовсе.

Падение объема топлива, поступающего в ДВС, приводит к уменьшению количества энергии, передаваемой мотором на трансмиссию, которая в свою очередь начинает передавать двигателю инерцию вращающихся колес. Это приводит к падению оборотов коленвала, и машина теряет скорость.

Рассмотрим особенности процесса торможения двигателем. Прежде всего следует отметить, что в данном случае не всегда можно обеспечить ощутимое снижение скорости авто. При нажатии на акселератор увеличивается подача топливной смеси, что приводит к повышению количества оборотов коленвала (двигатель «раскручивается»). При отпускании педали газа обороты снижаются.

Если упрощенно рассматривать работу трансмиссии, то можно отметить, что функция КПП состоит в передаче и распределении крутящего момента на колеса. Другими словами, коробка переключения скоростей в зависимости от установленной передачи передает определенное количество энергии мотора.

При движении на пониженных передачах (с 1-й по 3-ю) колесам передается максимальное усилие, но машина не сможет набрать наиболее высокую скорость. После включения повышенных передач авто может ехать более быстро, но энергия ускорения будет снижаться, поскольку КПП уже не может передавать максимальное усилие от двигателя, как на первых передачах.

На повышенных передачах автомобиль ускоряется гораздо слабее, а в большинстве ситуаций машина может только поддерживать достигнутый показатель скорости. На 4-й, 5-й и 6-й передачах начинают работать более существенные силы инерции, поэтому сопротивление мотора и трансмиссии минимизируется.

Рекомендуем

Таким образом, хорошая динамика разгона может обеспечиваться только при езде на пониженных передачах. Именно в такие моменты, отпуская педаль газа, можно обеспечить значительное сопротивление инерционному движению. Если же бросить газ на повышенных передачах, то замедление авто окажется не таким ощутимым, поскольку сопротивление инерции будет низким.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Основное преимущество торможения двигателем заключается в том, что значительно уменьшается риск заноса автомобиля. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, происходит блокировка колес, а следовательно, машина теряет управляемость. Чтобы минимизировать риск заноса автомобиля, автопроизводители оснащают современные модели активными электронными системами безопасности, но на скользкой трассе даже ABS не может гарантировать полное отсутствие заноса.

С учетом представленной выше информации можно прийти к выводу, что торможение двигателем можно считать противоаварийным приемом на скользкой трассе. Этот метод водители часто используют на затяжных спусках, горных трассах и при езде по серпантину или во время гололеда. Он предотвращает блокировку колес и защищает систему от перегрева, вызванного слишком интенсивным торможением.

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

Нередко водители используют прием торможения двигателем в ситуации, когда на трассе появляется возможность катиться на включенной скорости, для экономии топлива, а также для снижения износа тормозных колодок и дисков. В этой связи привлекательным выглядит тот факт, что в современных инжекторных моделях авто с механической КПП прекращается подача топливной смеси при отпущенном акселераторе.

Стоит помнить и о том, что прием торможения двигателем может прийти на помощь при неисправной тормозной системе. Здесь стоит учитывать, что таким методом сразу остановить авто не получится, особенно во время движения на спуске, но можно сбросить скорость, что позволит с минимальным риском и без особого ущерба использовать штатную тормозную систему.

Нужно признать обоснованность скептических мнений о том, что торможение двигателем может нанести вред силовому агрегату. На чем основаны такие суждения?

Рассматривать неблагоприятные последствия снижения скорости авто за счет мотора мы начнем с довольно простой и незаметной проблемы, обусловленной несимметричностью современных ДВС. Чтобы снизить боковую нагрузку на поршень во время его нахождения в верхней мертвой точке, конструкторы сместили поршневой палец по отношению к оси цилиндра. При этом не совпадают оси коленвала и цилиндров. Во время торможения моторов асимметрия начинает работать против ДВС.

Происходит увеличение боковых нагрузок на поршень (при одинаковом значении момента такие нагрузки будут выше, чем для рабочего хода). Асимметричная конструкция подшипников коленвала, шатунов и пальца поршня также разработана с учетом нагрузок рабочего хода и без учета тех, которые возникают при торможении мотором.

Стоит отметить, что отсутствие подачи топлива приводит к тому, что клапана ДВС будут работать «на сухую», но даже при длительном торможении двигателем этот фактор незначительно увеличивает износ клапанов (к тому же они в такие моменты остывают). Для ДВС, которые проходят «холодную обкатку», подобный прием можно рассматривать, как принудительную работу на холостом ходу, растянувшуюся на более длительный период. Но нужно отметить, что седла клапанов в этом случае будут подвергаться большему износу, чем при обычной работе силового агрегата.

Нанести вред мотору может и создающееся во впускном коллекторе разрежение, которое будет в 1,5 – 2 раза выше, чем при холостом ходе. Сильное разрежение увеличивает нагрузку на систему картерной вентиляции и приводит к протеканию различных уплотнений. Кроме того, может происходить подсос наружного воздуха.

Наибольшие неприятности могут произойти при сильном износе сальников клапанов. Сильное разрежение провоцирует поступление масла во впускной коллектор с распределительного вала. Кроме того, масло будет затягиваться в цилиндры через поршневой узел. Если ДВС оснащен турбиной, то в нее также будет поступать масло, что часто становится причиной выхода из строя этого агрегата.

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

Увеличенное поступление масла во впускной коллектор, которое особенно характерно для изношенных моторов, способствует образованию нагара на свечах и поршнях, а также к отказу катализатора и повышению вредных выбросов через выхлопную систему в окружающую среду. Разрежение и скачки давления не могут не отразиться на состоянии гибких компонентов впускного узла (трубки, клапана и т.д.).

При торможении мотором грязь и пыль из впускного коллектора будут попадать в цилиндры. Этот фактор может причинить особенно большой вред в том случае, если катализатор находится недалеко от коллектора. В таком режиме рабочее вещество каталитической системы будет крошиться. Во время работы в нагрузочном режиме или при прогревании моторов с непосредственным впрыском во впускной системе есть большое количество твердых сажевых частиц. Такие частицы вместе с пылью попадают в цилиндры мотора, что вызвано перекрытием фаз газораспределения (именно поэтому двигатель успевает втянуть небольшое количество воздуха из впускного коллектора. Если в конструкции выхлопной системы предусмотрен клапан EGR, то со временем его герметичность может ухудшаться, что приводит попаданию грязи и пыли во впускной коллектор и, как было указано ранее, в цилиндры. Твердые частички пыли и грязи в цилиндрах приводят к появлению задиров на их стенках и повреждению клапанов.

Рекомендуем

В процессе торможения двигателем происходит резкое изменение количества оборотов коленвала, что приводит к ударным нагрузкам на детали двигателя. Такой эффект можно приравнять к последствиям неаккуратного обращения с КПП и сцеплением. Но нужно отметить, что колебания частоты вращения в работающих моторах происходят постоянно, а для защиты трансмиссии используются демпферные шкивы, муфты холостого хода и т. д.

К наиболее существенным минусам метода торможения двигателем стоит отнести увеличивающиеся риски создания аварийной ситуации. Машина сбрасывает скорость, но стоп-сигналы при этом не загораются, как при нажатии на педаль тормоза. В результате водитель автомобиля, который едет сзади, может не среагировать своевременно на торможение вашего авто, что приведет к столкновению.

Торможение двигателем на механике

Прием снижения скорости мотором на авто с механической КПП предполагает выполнение следующих действий:

Важно разобраться, как следует выбирать передачу при торможении двигателем на механике. Ошибка в этом случае может привести к поломке мотора. О том, что передача выбрана неправильно, говорят слишком высокие показатели оборотов на тахометре и резкое «клевание носом» машины. Это не только создает дискомфорт для водителя, но и может привести к поломке ДВС.

Неправильные режимы торможения двигателя, обусловленные несвоевременным переходом на пониженные передачи, способны привести к блокировке колес, в результате которой авто может пойти в занос. Кроме того, нарушение порядка перехода на низкие скорости увеличивает износ мотора и приводит к риску поломок его деталей.

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

При движении авто на 5 или 6 передаче для торможения двигателем нужно переключаться на 3-ю передачу, так как 4-я может обеспечить очень небольшое снижение скорости. С 3 или 4 передачи нужно переходить на 2-ю. Чтобы процесс переключение был более мягким, рекомендуем сделать «перегазовку».

Для полной остановки машины нужно после снижения скорости до 5-10 км/час воспользоваться тормозной системой автомобиля.

Насколько эффективен прием торможения двигателем? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов, наиболее важными среди которых являются опыт управления автомобилем, умение адекватно оценивать дорожную ситуацию, техническое состояние машины.

Важно: использование приемов экстренного торможения двигателем на авто, которые оснащены системой АВS, приведет к потере драгоценных секунд, так как эта система гораздо эффективнее справляется с подобными ситуациями. Но и данное правило имеет свои исключения: если на трассе гололед, то в целях безопасности для экстренного снижения скорости стоит выбрать метод торможения двигателем.

Есть мнение, что система торможения двигателем более эффективна для авто, укомплектованных дизельными моторами. Такое суждение базируется на том, что в цилиндрах дизелей почти в 1,5 раза увеличена степень сжатия. В то же время существенных отличий в скорости торможения бензиновым и дизельным мотором нет.

Осуществляя торможение двигателем, не стоит беспокоиться о том, что увеличится потребление топлива. Расход горючего не будет превышать значений, которые характерны для остановки авто с помощью тормозной системы. В обоих случаях водитель во время снижения скорости не воздействует на педаль газа, поэтому уровень подачи горючего в цилиндры мотора стремится к нулю. После набора скорости топливо начинает поступать в стандартном режиме. Иногда для более экономичного расхода горючего водители используют эффект наката. Если впереди по движению авто присутствует затяжной спуск или загорелся красный свет на светофоре, можно включить нейтральную передачу и катиться таким образом, чтобы мотор работал на холостых оборотах.

Рекомендуем

При торможении мотором нужно следить за его оборотами. Для бензиновых силовых агрегатов переключение на пониженную передачу можно осуществлять на 2,5 тыс. оборотов. Последующее понижение передачи выполняется уже при 1 тыс. оборотов двигателя. В процессе торможения не рекомендуется вращать рулем, так как в этом случае возможна потеря управляемости автомобилем.

Учитывая приведенную здесь информацию, можно сделать вывод о важности приобретения навыков по торможению двигателем. Особенно полезной такая техника будет для владельцев машин с механической КПП.

Возможно ли торможение двигателем на автомате

В предыдущем разделе мы разобрались, что для снижения скорости движения за счет мотора на машине с механической коробкой нужно последовательно переходить на пониженную передачу. Теперь давайте рассмотрим, возможно ли торможение двигателем на АКПП?

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

Автоматические КПП отличается более сложной конструкцией и меньшим сроком службы в сравнении с механикой. Автоматы состоят из планетарных и фрикционных механизмов, масляного насоса и других элементов. При этом взаимодействие с мотором обеспечивает гидротрансформатор. На автомобиле с АКПП также можно осуществлять торможение двигателем, но менее эффективно в сравнении с механической трансмиссией.

По своей форме гидротрансформатор напоминает спасательный круг, внутри которого установлены две турбины, помещенные в масляный резервуар. Между турбинами отсутствует прямая механическая связь, но при вращении одной из них лопатки начинают направлять потоки масла по кругу и приводят в движение другую. Именно так происходит передача вращательного момента.

Когда авто набирает скорость, гидравлическая муфта блокируется, валы начинают вращаться синхронно, вращательный момент передается напрямую. Когда происходит торможение двигателем, блокировка гидромуфты отключается на скорости около 50-60 км/ч. В этот момент начинает работать масляный демпфер, сглаживающий нагрузки. Гидравлическая муфта эффективно компенсирует даже высокие нагрузки на АКПП, защищая коробку от повреждений. В гидротрансформаторе допускается разное вращение входного и выходного валов без ущерба для всего механизма. В то же время сглаживание нагрузок негативно отражается на эффективности снижения скорости, поэтому машина с автоматом тормозит двигателем намного медленнее, чем авто с механической трансмиссией.

Покупателям машин с автоматической коробкой нужно хорошо изучить эксплуатационную инструкцию, уделяя особенное внимание режимам работы трансмиссии. Для некоторых типов автоматических коробок конструкторы вообще не предусматривают торможение мотором, а в других моделях АКПП такой режим блокирует электронная система управления. Существуют модификации «автоматов», у которых режим торможения двигателем начинает работать без участия водителя. В некоторых моделях АКПП для снижения скорости авто за счет мотора предусмотрена функция ручного переключения передач.

В качестве примера рассмотрим один из возможных вариантов торможения двигателем на машине с АКПП:

Во время движения автомобиля рычаг АКПП можно устанавливать только в положения «D-2-L», включение других скоростей может привести к поломке коробки (категорически нельзя на ходу использовать позиции «R» и «P»).

В большинстве случаев электронные системы сами управляют работой АКПП. Так, на высокой скорости электроника не даст возможности принудительно переключиться на 1-ю передачу.

Технология торможения мотором на авто с гидромеханической АКПП напоминает езду на механике с не полностью выключенным сцеплением (передача включена, мотор гудит, но скорость сбрасывается не так эффективно). Машина, двигаясь на спуске, катится все быстрее, поэтому водителю приходится регулировать ее скорость педалью тормоза.

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что автомобили, оснащенные автоматическими коробками, умеют тормозить мотором и имеют электронные системы, защищающие от поломок. Кроме того, нагрузки, передающиеся от колес на АКПП, гасятся гидромуфтой, а следовательно, повредить трансмиссию при движении на спуске невозможно. В то же время автоматическая трансмиссия не может обеспечивать эффективное торможение двигателем, поэтому не стоит особенно щадить тормозные диски и колодки.

Рекомендуем

Если же в инструкции к машине в автомат-коробкой указано, что для данной модификации не предусмотрен режим торможения мотором, то использовать такой прием следует только в случае крайней необходимости, чтобы не сократить срок службы дорогостоящей АКПП.

Подводя итоги, отметим, что прием торможения мотором более эффективен для авто с механической КПП, так как в этом случае обеспечивается жесткое сцепление шестеренок трансмиссии. При управлении машиной с коробкой автомат следует больше полагаться на тормозную систему.

Торможение двигателем на вариаторе

Совсем несложно снизить скорость двигателем на авто с вариатором. Многие модификации трансмиссий этого типа имеют соответствующую функцию (рычаг устанавливается в положение «L»). Вариатор сам снижает скорость движения авто, устанавливая подходящую передачу после того, как водитель отпускает акселератор, если рычаг установлен в положение «D». При таких действиях водителя автоматически происходит так называемое динамическое торможение двигателя.

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

Чтобы улучшить динамику машин с вариативной коробкой и снизить потребление топлива, многие владельцы таких авто хотят отключить программным способом опцию торможения двигателем. Эксперты не рекомендуют спешить с подобным решением. Снижение скорости движения за счет мотора – достаточно полезная функция. Освоить такой прием стоит каждому водителю, даже если он и не является поклонником экстремального вождения. Дополнительные навыки контраварийного управления автомобилем помогают избежать аварии в сложных дорожных ситуациях.

Когда следует использовать метод торможения двигателем

Мнения о том, что торможение мотором может нанести вред автомобилю, имеют право на существование (особенно в случае с машинами, на спидометре которых уже больше 150 000 км пробега). Тем не менее с точки зрения безопасности овладеть таким приемом будет полезно каждому водителю. Приведем несколько рекомендаций, которые помогут пользоваться техникой торможения двигателем в щадящем режиме для силового агрегата.

1. Не следует слишком интенсивно снижать скорость движения авто за счет мотора. Осуществляйте торможение двигателем на повышенных передачах и старайтесь без крайней необходимости не включать пониженные передачи. В городском трафике осуществляете торможение на 4-й или 5-й передаче до того момента, пока обороты мотора не снизятся до показателей холостого хода. На горных дорогах стоит изначально выбирать низкую передачу (чтобы мотор тянул машину на подъемах и снижал скорость на спусках без лишних переключений). Даже если авто имеет систему АБС, на скользкой дороге при скорости менее 30 км/час процесс можно смело завершить торможением на нейтральной передаче.

2. В городском трафике не рекомендуется использовать длительное торможение двигателем. В городских условиях следует выбирать такой скоростной режим, при котором будет минимальное количество торможений. Использование мотора для снижения скорости не спасет от последствий ошибок при выборе скоростного режима. В этом случае напрасно расходуется около 70 % кинетической энергии автомобиля. Ездить в городском режиме на низких передачах, регулируя скорость только за счет педали акселератора, не используя тормоза, вредно для двигателя. Такая техника управления машиной может быть оправдана только при неисправностях тормозной системы, трансмиссии или сцепления.

В каких случаях стоит использовать прием торможения мотором?

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

В условиях гололеда следует аккуратно использовать сцепление, так как если его резко бросить, то может произойти блокировка ведущих колес. Осуществляя торможение двигателем, важно также уделять внимание протяженности тормозного пути и стремительности снижения скорости движения.

Какой способ торможения лучше использовать

Каким способом лучше останавливать авто – используя торможение двигателем или тормозную систему? В обычном повседневном управлении машиной следует комбинировать оба метода. Торможение с использованием только штатной системы во многих случаях является опасным и считается неграмотным с точки зрения качества управления автомобилем. Комбинированный метод торможения включает снижение скорости путем нажатия на педаль тормоза, не выключая передачу. Именно такой способ является самым эффективным и безопасным.

Применение техники снижения скорости двигателем и торможение, при котором отрабатывает система АБС, обеспечивают различную интенсивность замедления и поэтому приводят к разным результатам.

Экстренное снижение скорости с АБС происходит на пределе допустимого сцепления колесных шин с дорожным покрытием. Такой режим торможения позволяет максимально быстро остановить авто и сократить тормозной путь.

Резкое торможение двигателем осуществить достаточно сложно, поэтому при таком способе тормозной путь будет максимальным. Мы не будем рассматривать случай остановки машины за счет падения сил инерции на нейтральной передаче (выбег автомобиля).

Таким образом, вопрос, «как осуществлять торможение – двигателем или с применением тормозной системы» приобретает следующую формулировку «как лучше останавливать авто – резко или плавно?».

Дать однозначный ответ невозможно. К примеру, возьмем ситуацию, когда машина движется по сколькой городской дороге, а впереди на расстоянии около 0,5 км загорается красный свет светофора, поэтому водитель решает снизить скорость. Если нажать на тормоз так, что срабатывает АБС, то автомобиль остановится быстро, но не в том месте, где это необходимо. При движении со скоростью 60 км/час на заснеженной дороге тормозной путь машины на зимней резине составит примерно 70 метров.

В описанном здесь примере более рациональным будет применение техники торможения двигателем. Водитель может просто бросить газ, и авто начнет плавно терять скорость на фоне снижения количества оборотов мотора. Таким образом, автомобиль будет приближаться к светофору с минимальной скоростью, и в нужном месте его можно будет остановить легким нажатием на педаль тормоза. Если же инерции автомобиля будет недостаточно, чтобы докатиться до светофора, то водитель может дозированно нажимать на акселератор, и, наоборот, если расстояние недостаточно для остановки, можно плавно нажимать на тормоз, немного усиливая торможение.

Рекомендуем

Теперь возьмем другую ситуацию. К примеру, на дорогу внезапно выбегает пешеход, или при подъезде к закрытому повороту на обычной скорости водитель видит машину с включенной «аварийкой». В таких случаях надо понимать, что торможение двигателем не позволит избежать столкновения, единственный выход – резко жать на тормоз. И под аккомпанемент трещащей АБС надеяться, что оставшегося места будет достаточно для остановки.

Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть фото Что значит торможение двигателем простыми словами. Смотреть картинку Что значит торможение двигателем простыми словами. Картинка про Что значит торможение двигателем простыми словами. Фото Что значит торможение двигателем простыми словами

Как мы видим, для различных дорожных ситуаций используются разные варианты торможения:

Остановка машины с АБС допускает выключение сцепления, так как при резком торможении мотор уже не будет влиять на интенсивность снижения скорости, но при включенной передаче он может заглохнуть. Именно поэтому автопроизводители и инструкторы по вождению рекомендуют выжимать сцепление при экстренном торможении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *