Что значит терять себя как личность
Потерял себя как личность. Что делать
Такая ситуация происходит как с мужчинами, так и с женщинами. Причем в разных возрастах. Поэтому в этой статье мы приведем способы работы над собой, если потерял себя как личность.
Как вообще понять, так ли это?
Если вы ощущаете состояние внутренней дезориентации, непонятно куда идти, какой дорогой, как себя вести, уходить или оставаться… Постоянно возникают вопросы: «как женщине найти себя в жизни», «как найти свое предназначение» и другие. И ответов нет уже долгое время… Тогда вероятность высока.
Причины потери себя:
Так, в семейных отношениях многие продолжать терпеть, когда партнер негативно влияет на них. Но внутреннего ресурса, чтобы разрешить ситуацию, просто нет.
В рабочих вопросах человек может обнаружить, что в своей профессии уперся в потолок. Или вообще не занимается любимым делом. У него есть желание делать то, что любит, но он не знает, как организовать весь процесс, постоянно борется со своими страхами и никак не может начать действовать.
Некоторые осознают, что у них не выработаны внутренние качества, такие, как сила духа, выносливость и другие. Это так же способствует упадку сил и переоценке своей жизни.
Возникает ощущение загнанности и постоянной спешки, жизни не своими интересами. Быт — да, семья — да, даже работа, но на каком месте ты сам…
Нужно что-то менять, но что менять и с чего начать — четкого понимания нет. Появляется ощущение, что человек не живет своей судьбой.
Давайте разделим таких людей на две категории: тех, кто не занимался саморазвитием и не работал над собой, и тех, кто занимался и имеет здесь значительный опыт.
Те, кто не занимались саморазвитием
Так или иначе приходят к развитию себя. Со временем и опытом они обращают внимание на те особенности личности, которых раньше просто не замечали.
Например, если девушка хорошо училась в школе, у нее мог развиться комплекс отличницы, что потянуло за собой чувство вины, стремление угождать, зависимость от чужого мнения и так далее.
Весь этот клубок необходимо распутывать и встраивать новые привычки. Если потерял себя как личность — можно обрести вновь. Но не изучая психологические взаимосвязи, сделать это будет довольно трудно. Здесь опыт психологов будет очень кстати и поможет выйти из сложившейся ситуации.
То есть, через саморазвитие и работу над собой человек получает возможность вновь найти себя, осознать свои ценности, поставить новые цели, поработать над внутренним ресурсом и отправиться в дальнейшее увлекательное путешествие с новыми силами.
Не изучать знания — значит, делать интуитивно, как хочется. Но часто это приводит к нежелательным последствиям.
Взять ту же ситуацию с созависимостью, когда женщина стремится отдать ответственность за свою жизнь, а мужчина — принять на себя. Так и получаются треугольники «спасатель — жертва — преследователь». Где роли меняются местами, и оба теряют себя. И таких клиенток, которые сами стремятся в созависимые отношения в нашей практике очень много. Выйти из этих ситуаций помогают именно знания.
Те, кто занимаются саморазвитием
Они так же могут потерять себя. Связано это со следующим.
Саморазвитие (если оно фанатичное) зачастую приводит к чрезмерной доброте, неспособности противостоять агрессивной окружающей среде, потому что человек всеми силами стремится стать хорошим. Часто такое происходит у слушательниц, которые с «головой уходят» в лекции современных авторов.
Такие женщины, потерявшие себя, отмечают: «Я слишком хорошая и добрая…» Да, они стремятся развиваться, но окружающие начинают принимать их доброту и положительные качества за слабость.
В результате, происходит конфликт — с одной стороны хочется измениться к лучшему и не опускаться до уровня обидчика. С другой — если не предпримешь решительных действий против обидчика, то он просто будет вытирать ноги.
И непринятие себя, как правило, свойственно как раз тем, кто усиленно работает над собой.
У кого развитие превращается в постоянную манию. Такой человек, столкнувшись с какой-либо трудностью, стремится решать ее не самостоятельно, а с помощью готовых ответов гуру, за которыми он следит.
Происходит это потому, что он не учится быть самостоятельным, используя принципы. Слушающий стремится получить готовый ответ на каждую ситуацию, боясь оступиться.
Поэтому у такого клиента часто отсутствует самоуважение. Ему трудно надеяться на самостоятельное решение проблем, и он не уверен в своих силах. В какой-то момент получается, что он тоже потерял себя как личность.
Тот, кто привык просто действовать, зачастую приходит к тем же выводам, о которых говорят гуру, но только не в теории (прочитав об этом), а на практике, осознав все без книг.
Часто получается, что фанатично саморазвивающийся постоянно откладывает жизнь на потом и подменяет ее постоянным обучением, считая, что он еще «не достаточно хорош». Практик более уверен в себе. Он полагается на свои силы и навыки, которые у него есть. На собственный опыт решения проблем.
Практик проницателен с хорошей интуицией. В отличие от теоретика, который интеллектуален, но часто способен мыслить лишь в рамках чужих теорий в своей голове.
Это и объясняет ситуацию, почему на тренингах к результатам приходят единицы. На таких мероприятиях обычно приводят в пример тех, кто самостоятельно пришел к результатам. То есть, он пришел бы к ним, даже если не проходил бы тренинг.
Часто теория важна только на старте, чтобы получить основные принципы. Дальше все это отрабатывается, шлифуется на практике.
Обычно же, человек, которому было трудно найти выход из ситуации, решает найти готовую инструкцию. Ему нравится подача автора. И понеслось. Одна инструкция за другой.
Чем больше таких инструкций, тем менее самостоятельными вы становитесь. Тем менее уверены в своих силах.
Отсюда и непринятие себя (о том, как принять себя, читайте здесь). Потому что такой человек не самодостаточен в своих решениях, не знает твердо, что именно ему нужно, а постоянно ищет волшебные таблетки и готовые решения.
А если в следующую трудную минуту под рукой не окажется интернета с подсказкой? Так происходит привыкание к готовым инструкциям, а изучающий их живет не своей судьбой.
О постоянном поиске себя
В информационный век очень сложно оставаться тем, кто самостоятельно принимает решения и вырабатывает свою правду.
Конечно, есть основные принципы. И соблюдать законы Книги Книг во многих случаях уже достаточно. Но люди, околдованные постоянным саморазвитием, со временем перестают думать самостоятельно, начинают меньше себя уважать, зависят от точки зрения любимых авторов (загоняя себя в тиски), становятся менее свободными внутренне и находятся в постоянном поиске своего предназначения. И в этот момент можно так же потерять веру в себя.
Даже мы как психологи были в этом состоянии и можем сказать, что режим такого поиска очень трудозатратен. Он отнимает огромное количество энергии. Даже когда действуешь и ошибаешься — ты чувствуешь себя легче, чем в то время, когда находишься в подвешенном состоянии, не зная, что конкретно делать.
Эта необходимость «найти себя» висит над человеком тяжким грузом. Особенно, если все вокруг уже стали успешными и красивыми. И ты тоже хочешь стать «таковым», но с чего начать, «дайте инструкцию»…
Что делать, если человек потерял себя как личность из-за перегруза в саморазвитии
Вывод прост: как правило, гуру, который говорит о своем направлении, уводит человека в крайность. Например, занимаясь только духовным ростом, начинает страдать самореализация человека. Однако, если он окунается в другую крайность и развивается только в материальном плане — становится несчастным внутренне.
Важно выработать баланс. Сделать это непросто. Потому что, налаживая какую-либо сферу жизни, именно на эту сферу определенное время будет перекос вашего внимания.
Баланс нужно вырабатывать и внутренний. Это когда вы можете добиться успеха и не потерять себя в моральном смысле. Где вы уважаете и любите себя и в то же время — служите на благо других.
Чтобы придти к балансу, важно составить путь. Он может выглядеть следующим образом:
Если потерял себя как личность, очень важно найти собственные внутренние опоры. И не надеяться при этом на постоянные волшебные таблетки. Если работать самостоятельно, то процесс это не быстрый, ускорить его поможет специалист. Мы в своей практике сталкивались с решением таких проблем. О возможности поработать с нами, читайте здесь.
Ваш комментарий Отменить ответ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.
Ушел в себя. Запутался. Теряю себя, как личность. Как мне жить?
Я ничего не хочу от жизни и меня это пугает.
Как мне говорят и родители и девушка с каторой растался твоя философия никому не нужна.
Когда я выходной есть настроение более мене и никого нету я люблю включить музычку и в дорогой посуде со своим ножом приготовить что нибудь.
В игру ну вообще люблю стратегии где надо думать как походить где что развить, с кем союз сделать. Но онлайн стратегий нетпочти или их мало. Играю в стрелялку и то не из за того что нравится играть а из за того что там случайно добовляются люди в команду и новые люди и общение с людьми.
А ялюблю порассуждать а что если, а почему, зачем и так далее. Я люблю анализировать.
Я играю в старые игры каторые мнекогдато понравились и прохожу их снова и снова но другими путями и тактикой.
На работе справляюсь со всем. Ну или мне кажется, со стороны виднее. Вот ездил в Латвию а сам с Беларусии. Даже не планировал но подумал почему бы не попробовать. По визе на 90 дней. Предлагалиеще поработать, значит устраиваю. Я там делал все. И как повар и помогал на зале и даже посуду мыл. Если нужна помощь я практически безотказен. Мне не трудно остаться позже или помочь. Так как дел после работы особо нету.
Про старые игры. Да я получаю тоже удовлетворение игрой что и раньше. Если фильм хороший я могу его пересматривать бесконечное количество раз и каждый раз нахожу что то новое хоть и знаю что будет в конце. Так же и музыка. Я могу слушать одну и ту же музыкунесколько лет и она не надоест. Если зацепила с первого раза то это навсегда.
Так как дел после работы особо нету.
Евгений, Вы не думали нанять себе личного психолога, чтобы у Вас была возможность быть не одному, разделить свои переживания с другим человеком? Может быть, обсудить отношения, жизнь.
Про старые игры. Да я получаю тоже удовлетворение игрой что и раньше. Если фильм хороший я могу его пересматривать бесконечное количество раз и каждый раз нахожу что то новое хоть и знаю что будет в конце. Так же и музыка. Я могу слушать одну и ту же музыкунесколько лет и она не надоест. Если зацепила с первого раза то это навсегда.
Может и было во все времена) но почему то я плохо себя чувствую. Мне кажется так не должно быть, Моральные ценности должны быть не знаю важнее бумажек драгоценностей и выгоды. Мы же люди и должны быть человечными
. Хотя что есть плохо а что хорошо не мне мне да и не нам людям говарить. Никто не знает.
Для психолога это будет работай, я буду приходить делится мне будут подсказывать возможности выхода с каких либо ситуаций так как будут видить со стороны всю картину.
Может и было во все времена) но почему то я плохо себя чувствую. Мне кажется так не должно быть, Моральные ценности должны быть не знаю важнее бумажек драгоценностей и выгоды. Мы же люди и должны быть человечными
. Хотя что есть плохо а что хорошо не мне мне да и не нам людям говарить. Никто не знает.
Потеря идентичности: как человек теряет себя?
Многие философы, мудрецы и мыслителя подводят человека к необходимости найти своё я. И хотя их мнения разняться относительно того, где следует искать своё я, все они едины в мнении, что обретение себя сказывается однозначно положительно и является обязательным условием для счастливой жизни. Уже было сказано о том, как обрести себя, теперь же следует поговорить о том, как человек теряет себя, как проявляется потеря идентичности и в чем заключается опасность растворения себя в чём-либо.
Как человек теряет своё Я?
Следует сразу пояснить, что мне хочется рассказать именно о тех случаях, когда человек уже обрел понимание своего я, но по некоторым причинам потерял его. Всё-таки прежде чем что-либо потерять нужно это что-то найти. Многие люди находятся лишь на пути обретения своего Я и потому потеря идентичности им не грозит, ведь они эту самую идентичность только приобретают.
Причиной потери своего Я всегда является нечто что затмевает Я. Потеря идентичности заключается в том, что обретя Я в неправильном месте, человек рискует его очень скоро потерять. Наша культура редко обращается к внутреннему миру человека и даже попытки общественного сознания подтолкнуть людей на поиск себя походит на попытку нащупать что-то в темноте. Поэтому мы так можем часто слышать обращения найти своё Я в какой-то области, будь то:
Вся проблема и трагедия заключается в том, что любой объект внешнего мира, будь то идея или дело, может обернуться разочарованием или иным последствием которое заставит человека сомневаться в правильности своего выбора. При неправильном выборе точки самоопределения сомнения будут возникать всегда, всегда будут возникать и противоречия. Сказать можно лишь что определять своё Я с позиции того, что поддается изменению и временно – означает поставить своё Я в зависимость от внешнего критерия.
Много людей прямо ассоциируют себя с идеями, неважно будут эти идеи политические, философские, религиозные или какие-либо ещё. Когда оказывается что эти идеи либо ложны, либо не подходят человеку – происходит разочарование и отторжение. Самоопределение оказывается на обочине, а само понятие Я растворяется с приверженностью идеи. Поэтому искать Я в том, что поддается изменению и временно нельзя. Существует значительный риск потерять себя, а на то, чтобы искать себя заново, но уже в другом месте у некоторых людей просто не хватает сил. Это может проявляться как в депрессии, так и в потери веры не только в идею, но и в человечество, жизнь и самого себя. Все внешнее поддается изменению, неважно семья ли это, государство, идеи, цели или что-либо ещё. Ведь меняется не только всё это, но меняется сам человек. Один и тот же человек в разные времена способен разделять абсолютно разные взгляды, порой даже противоположные.
Обретя своё Я в чём-то внешнем, человек всегда находится под риском потерять своё Я окончательно. Это и есть потеря идентичности. Поэтому искать своё Я следует в чем-то что не зависит от внешних обстоятельств и не подвержено влиянию окружающих. Тут есть 3 ярких примера: дело, личность и чувство.
Потеря идентичности при восприятии себя через дело
Одним из самых распространенных точек самоопределения является дело. Мол следует лишь найти дело своей жизни и ты обретешь себя. Но проблема заключается в том, что человек состоит не только во внешней деятельности, но и в уникальном характере, природе, опыте, личных переживаниях и многом другом. И хотя дело является вне всякого сомнения одной из самой значительной области жизни, полностью определять себя через призму дело достаточно опасно.
Опасность заключается в том, что человек чрезмерно погруженный в своё дело рискует потерять иные ориентиры в своей жизни, которые не связаны непосредственно с его делом. И хотя ярая приверженность своему делу, предназначению, миссии или чему-то подобному приносит хорошие результаты, но случается и так, что полностью ассоциируя себя с точки зрения дела успех своего Я полностью привязывается к успеху своего дела. Успех своего Я – это счастье, если же мы завязываем наше счастье на успехе нашего дела, то мы будем готовы пойти на некоторые допущения в своей моральной системе ориентиров, чтобы достичь нужных результатов. Торговец ради небольшой прибавки к прибыли будет подкручивать часы, спортсмен будет немного употреблять допинг, а какой-нибудь ученый будет занят не полезным, а востребованным хотя и вредным исследованием. Постепенно границы допустимого размываются и торговец уже серьезно обдирает покупателей, спортсмен просто живет на допинге, а ученый приносит катастрофический вред обществу, но при этом его исследования позволяют ему процветать и быть известным. Тут теряется естественное и присущее каждому человеку ощущение правильного и неправильного, которое теряется за идеей обеспечения успеха своему делу.
То есть, когда наше дело стоит выше нашего Я или мы находим своё Я в деле, буквально подчиняя себя ему, мы рискуем очень скоро переступить некоторые границы. И это всегда происходит постепенно, незаметно и с большими допущениями. Всегда находятся оправдания, но и результат всегда один: человек достигает успеха за счет того, что происходит потеря идентичности ради внешних ценностей. Это проявляется и как буквальное нарушение этических принципов ради результатов, так и в том, что собственная личность подчиняется и растворяется в общественных запросах. Очень редко происходит так, что человек проявляет свою индивидуальность получая славу, богатство, внутреннюю гармонию и престиж. Чаще всего приходит выбирать между счастьем и успехом.
Счастье или успех?
Через призму дело нам следует рассматривать этот выбор как неизбежный. Продолжать ли проявлять своё Я или смирить его и пользоваться всеми возможными инструментами ради достижения успеха? Счастье в вопросе дела проявляется как возможность проявлять своё Я в деле, вне зависимости от требований общества или «необходимого зла ради достижения успехов». Это, как сказал Толстой называется «делай что должен и будь что будет». Человек приверженный своему Я редко достигает подлинного успеха в большом смысле. Да, он может быть востребованным, но стать успешным на высоком уровне – вряд ли.
Очень хорошо тут привести пример различных творцов. Среди них часто можно встретить разграничение на тех, которые создали мировые шедевры и оставили след в истории, и тех кто просто удовлетворял запросы общества и тем снискал себе богатство и престиж.
Примерами первых могут выступать Рембрандт, Ван Гог, Моцарт и многие другие творцы, которые оставили после себя великое наследие. И проблема заключается в том, что в своё время они не были признаны по достоинству. Проявление их личностных идеи, своей индивидуальности привело их к печальному исходу. Рембрандт погиб в нищете и одиночестве, не дописав шедевр «Возвращение блудного сына». Ван Гог прославился своей знаменитой посмертной фразой перед тем как застрелится, а Моцарт погиб от тяжелой болезни. И таких примеров множество не только среди творцов: Наполеон погиб в заточении, Александр Македонский погиб на пике славы, Аттила погиб от того, что захлебнулся кровью. Всех их нельзя было описать иначе как гениальными завоевателями, но конец их был печален.
Другой стороной являются люди, продукт деятельности которых был направлен лишь на удовлетворение общественных запросов. Было множество посредственных и талантливых художников, которые решили посвятить себя не делу, а заработку. Такие писали портреты богатых и влиятельных людей, которые никакой подлинной художественной ценности не представляли, но пользовались значительным спросом. И хотелось бы узнать, возможно ли совместить и попытку достичь общемирового успеха, и занять выгодное положение? В этом и заключается проблема, что достичь хорошего результата можно только имея целостную личность, которая способна посвятить себя либо делу, либо заработку. И тут не может быть адаптации. Картины Рембрандта, которые он писал на заказ, были отражением его индивидуальности, но не желания заказчиков, а потому он и не снискал богатства и славы при жизни.
Счастье хорошего творца заключается в создании шедевра, счастье посредственного творца – в том чтобы снискать уважение. Поэтому многие творцы не признаются при жизни.
Это два исхода потери идентичности, когда человек вкладывает своё Я в дело. Он либо достигает счастья в создании шедевра, либо успеха в обществе. Иных возможностей просто не существует.
Дело – инструмент обретения своего Я
Дело – это лишь инструмент, посредством которого человек постигает своё Я. Раствориться в деле ради обретения самой глубинной сути, сокрытой истины, погрузиться с головой не просто в дело, а в сам образ жизни связанный с этим делом означает понять это дело. Когда человек таким образом растворяется в деле, обретает в нём сокрытое сокровище сути дела и выходит из дела – он подлинным образом обретает себя, не растворившись в своём деле. Выйти из дела означает обрести умеренность, отрешенность и непредвзятость. Означает прекратить связывать своё Я с делом полностью, но познав самую глубинную суть продолжать действовать с одной стороны проявляя свою индивидуальность, с другой стороны не завися от этого дела.
Конечно в таком случае великих успехов ждать не приходится. Успех порожденный удовлетворением спроса общества для такого человека будет противен. А чтобы довести себя до полного болезненного самозабвения в деле нужно не иметь полного понимания своего Я. Думается, что именно поэтому многие люди погибали, отсутствие умеренность в творении становится причиной двух вещей: шедевров и ранней смерти творца.
Понять своё дело, осознать его суть и действовать так словно ты с ним никак не связан – означает быть собой, при этом действуя словно мастер. Такой подход – это взгляд на дело, как на самоценный процесс, который способен приносить подлинное умиротворение, и без которого жизнь человека просто не мыслима. Но положительное отличие заключается в том, что в таком случае существует умеренность, которая может остановить человека, от того, чтобы сжечь свою сущность в деле. Такой человек способен осознавать, что чтобы пройти дальний путь иногда нужно делать привалы. Поэтому правильный подход к делу обозначает как восприятие дела как инструмента познания себя, некой ступени, переступив через которую человек становится больше своего дела. Сначала человек маленький воспринимает что-то как огромное, непостижимое. По мере обучения это ощущение пропадает и начинается погружение в предмет, а со временем это погружение усиливается. Человек становится носителем идей, которые начинают предопределять его личность. Это и делает возможным самопожертвование во имя чего-либо, но такое самопожертвование подобно вспышке, взрыву. Хотя и великолепное, но мимолетное. Подлинное счастье обретаемое в деле заключается в тотальной свободе в отношении к нему. Умеренность, но в то же время невозможность отказаться от него. Сама сущность дела – это часть человека. Часть которую он естественным образом контролирует.
Но все это касается лишь той деятельности которая способна затрагивать личность человека. Иначе говоря касательно той деятельности, которая предназначена для человека, является для него предопределенной. Идя по чужому пути невозможно не проникнуть в суть дела, ни достичь великого успеха, ни просто умело пользоваться спросом. Идя по чужому пути и занимаясь не своим делом человек становится лишь очередной посредственностью.
Дело – инструмент обретения своего Я. Постигнув дело, познав его глубочайшую суть, но вместе с метафорически выйдя из него, превзойдя дело, став самим собой, человек способен обрести подлинное счастье идя по своему пути долго, размеренно и так достигнуть своей самой заветной цели, исполнив в полной мере свое предназначение таким путем, который он изберет для себя сам.
Потеря идентичности в чувствах
Ещё одно место где люди теряют своё Я – чувства. Это могут быть как положительно, так и отрицательно окрашенные чувства. Проблема заключается в том, что иногда чувства, такие, как например, гнев, страсть, зависть, влюбленность, привязанность, решительность, альтруизм, сострадание и многие другие впитывают в себя понятия Я. И когда человек возводит какое-что чувство не в ранг качества характера, а в ранг жизненной идеи, девиза, он рискует. Ведь чувства недолговечны и разбиваются не только о различные события, но и просто проходят с временем.
С положительными чувствами будь то альтруизм или сострадание дело обстоит иначе. Находить себя в таких чувствах – это частый удел молодых людей, растворяться в некоторых ощущениях и идеях, буквально дышать ими и жить. Но когда их идеи встречаются с объективной реальностью, они, как правило, разбиваются. И вместе с этим печальным разочарованием рассеивается и Я, которое вкладывалось в определенное чувство-идею.
Всё же, все эти чувства должны оставить лишь частью нас, но не нами самими. Иначе нам грозит потеря идентичности, потеря самих себя. Человек по природе изменчив, как и его чувства, а обрести себя в чем-то временном – значит вскоре потерять. Вместе с потерей приходит и нежелание вновь искать себя – это и апатия, и депрессия и полная фрустрация. Тотальный личностный мрак.
Потеря идентичности в индивидуальности
Индивидуальность – это то, как мы преподносим себя другим. То каким образом мы пытаемся подстроиться под общество. Имея для многих людей разные маски, мы рискуем потерять себя, однажды не обнаружив настоящего себя. Этому в особенности подвержены актеры и все те, кому необходимо надевать маску. Это может быть и семьянин, который не любит свою семью, и мастер, который не любит своё дело. Или просто тот, кто ставит мнения других выше своего Я, а потому буквально растворяется в попытке понравится всем. Эта проблема касается многих из нас и решается она, когда к нам приходит осознание того, что наше Я само по себе ценно и уникально. Проблема порой не в том, чтобы подобрать ключ к двери, а в том, что нам не нужно в эту дверь, если наш единственный ключ не подходит. Развитие способности проявлять положительным образом своё Я приходит как результат работы над собой. Когда мы перестаем скрывать негативные черты характера и различные слабости не потому что боимся кому-то не понравится, а потому что у нас их нет. Это подлинная честность – если нам что-то в себе не нравится, не нужно это скрывать, нужно над этим работать. И все что способно вызвать стыд и вину внутри нас должно быть отброшено. Если нам стыдно быть трусливым, но мы прячем страх за маской бахвальство, шутливости или простого безразличия, нам не нужно притворяться, а просто обрести такой уровень развития и жизненный опыт, который позволит нам преодолеть, побороть страх не снаружи, а внутри.
Когда мы обретаем своё Я и учимся проявлять его в полной мере, когда мы становимся ценны для себя самих, а наша самобытность становится неотъемлемой частью нашего характера – тогда мы способны уберечь себя от потери идентичности и потери себя самих. Когда подлинная суть сильна, маски становятся лишними и в этом гарантия целостности и единства личности.
Потеря идентичности в имитации
Пытаясь имитировать кого-то, не важно будет это конкретная личность или какой-то образ в голове, человек рискует потерять своё Я. Действительность заключается в том, что всегда существует неповторимая личность, которую не нужно стараться подмять под некий образ правильного себя. У каждого есть потенциал развития, и этот потенциал заключается не достижении некоего идеала, а в том, чтобы реализовать своё Я и свою индивидуальную природу наиболее гармонично, полноценно и качественно. Если же мы будем подражать кому-либо, рано или поздно нас ждет разочарование или полноценное выгорание от неспособности соответствовать надуманному идеалу. В этом теряется искренняя потребность в познании себя, а вместе с ней теряется и свобода, которая дает возможность выбирать по какому пути нам идти. Одержимая приверженность некоему идеальному образу губит Я, а не позволяет ему расцвести.
Как потерять себя?
Прежде чем потерять себя, нужно себя обрести. Потеря идентичности означает, что мы что-то теряем. Но если мы не живем сознательно своим Я, значит нам и терять нечего. Постижение себя это сложный, тяжелый, продолжительный процесс, который требует усилия, терпения и стойкости. Но именно постижение себя способно привести человека на вершину человеческого сознания. А вот как найти себя – это уже совершенно другой вопрос.