Что значит теоретический характер
Правильно определяем фактический характер, оценочное суждение и теоретическое утверждение
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Как правильно решать задания, где необходимо различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.
Для того, чтобы выполнять успешно подобные задания необходимо четко различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.
Оценочные суждения носят субъективный характер, т.е. мнение человека, которые могут содержать как положительные, так и отрицательные отзывы об объекте познания; различного рода прогнозы и предположения; различного рода сравнения и оценки.
— наличие в предложении вводных слов (конечно, несомненно, очевидно, наверное, возможно, вероятно, кажется, думается, прежде всего, кроме того, напротив, с другой стороны,);
— предложение несет предположительных характер, т.е. предполагает наступление каких-либо последствий;
— мнение автора, обезличенное, т.е. когда непонятно кто конкретно это говорит ( мне кажется, я думаю, на мой взгляд ит.д.).
Теоретическое суждение это описание предмета или явления, зачастую фиксирующее научные знания: понятия, признаки, функции, виды предметов и явлений, их связи, закономерности развития.Самая распространенная ошибка это когда путают теоретическое утверждение и фактический характер. Запомните. Факт описывает событие, а теория описывает предмет или явление.
Рекомендации к выполнению подобных заданий:
Во-первых, внимательно читайте текст полностью, осмысливайте его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.
Во-вторых, последовательно анализируйте каждое положение текста, соотносите его с имеющимися знаниями о факте, оценке или теории.
В-третьих, обязательно еще раз перепроверьте себя.
Если разбирать последовательно пример, приведенный выше, то стоит отметить, что предложение под буквой А носит фактический характер, так как отражает факты исследования. Предложение под буквой Б также является фактом, дополняя предыдущую информацию о событии, в частности отражает, какой вопрос задавался при исследовании. Предложение, обозначенное буквой В, несет в себе определение понятия налог и является теоретическим утверждением. Предложения Г и Д являются оценочными суждениями, так как отражают отношение автора к упомянутой проблеме.
Теперь Вы можете потренироваться в решениях такого рода заданий в разделе Тесты.
Что такое оценочное суждение: виды
Я учусь на юридическом факультете одного из самых известных ВУЗов нашей страны. Планирую идти на красный диплом. Так случилось, что в этом году я определенное количество времени проболел, пропустил некоторые лекции. На очередном зачете мне попался вопросы, связанный с таким понятием, как оценочное суждение и его характер. Я не сдал, пришлось пересдавать.
В процессе изучения тематика показалась мне очень интересной. Решил посвятить ей данную статью. Прочитав ее, вы узнаете:
Фактический характер — что это?
Фактический характер присущ определенным событиям, которые уже по факту совершились. В последующем данные ситуации будут являться определенные основой для оценочных суждений, для проведения анализа. Как оцениваются данные события, какие утверждения можно отнести к фактическому характеру? Давайте разбираться вместе.
Оценочное суждение, как таковое, констатирует и точно передает уже свершившиеся события. Именно по этой причине мнения, носящие фактический характер, опровергнуть никто не может.
Случившееся и произошедшее действие опровергнуть нельзя, но можно проанализировать и оценить. Чтобы понять фактический характер, стоит рассмотреть его на примере следующих утверждений:
Подобные утверждения эмоционально не окрашены. Они просто констатируют наступление тех или иных последствий после определенных событий.
Что представляет собой оценочное суждение?
Любой факт, имеющий место быть, человек может подвергнуть своей индивидуальной оценке. По сути, это выражение собственного мнения. И оно может быть хорошим или плохим. Довольно часто такая оценка выражается в действиях и словах, которые объясняют позицию гражданина.
Более того, общий характер проведенной оценки и соответствующих суждений может носить совершенно безразличную, нейтральную направленность. Понять и распознать оценочное суждение можно по таким характерным фразам, как:
При этом довольно часто подобные оценочные высказывания представляют собой определенную почву для дачи объяснений. Они могут касаться факта воздействия события на те или иные посторонние предметы.
Также подобное суждение необходимо при изучении причин произошедшей ситуации. В речи в такой ситуации могут звучать обороты такого плана — «это событие можно считать примером», «данный фактор является обоснованием для” и так далее.
Характер оценочных суждений
Характеры, присущие оценочным суждениям, представляют собой субъективную оценку событий, которые уже прошли, происходят в настоящем времени или грядут.
Выражается такая оценка в виде выстроенного собственными умозаключениями прогноза или личного отношения к ситуации, основанного на индивидуальных предпочтениях. Все без исключения суждения по особенностям характера можно разделить на три основные категории.
Фактический характер
Подобным образом принято называть свершившееся в реальности события. Как известно, факт — это обстоятельство, которое фиксируется определенными приборами или показаниями нескольких граждан одновременно. Кроме того, он может быть запечатлен на фотографии и видеоролике, а также это может быть печатный или рукописный документ.
Фактический характер суждения довольно часто обосновываются собственным опытом или информацией, взятой из проверенных источников средств массовой информации. Фактическое осуждение всегда и в любой ситуации можно привязать к одному определенному месту. Его можно измерить основными временными показателями.
Довольно часто к фактическим суждением относят ситуации, которые не происходили в реальности. Их приписывают героям романов и кинофильмов. Например, высказывание о том, что Гарри Поттер учился в школе волшебства — это фактический характер суждения. По сути, это выдумка, но с ней никто не будет спорить. Она носит под собой непреложный и неоспоримый реальный факт.
Оценочный характер
Обсуждения такого плана характеризуются определенной субъективностью. Причем оно проявляется даже в том случае, если высказывается определенная группа граждан и даже фиксируется мнение всей страны в целом. Отличительной чертой подобных суждений является то, что они всегда в том или ином градусе оценивают совершившийся факт. То есть могут быть положительными суждениями или негативными.
Теоретический характер
Такие суждения представляют собой описание определенного события, явления или предмета. При этом основаны они должны быть не на вымыслах и пустых словах, но на знаниях, полученных современниками или предыдущими поколениями.
Субъект, который высказывает суждение, к науке может не иметь совершенно никакого отношения. Это обычный человек, который выдают свою точку зрения и обосновывает ее на основании прочитанного или изученного чужого труда.
Последний вид суждения заслуживает особого внимания в плане научных знаний и основания. Стоит знать, что к таковым относятся:
Знания становится научными только в том случае, если они были опубликованы. Более того, они должны быть изданы в определенном тираже в специализированных изданиях.
Многие путают фактический характер суждений с теоретическими утверждениями. Здесь стоит отметить, что факт может быть научным или ненаучным, но всегда остается фактом. Что касается теории, то она описывает модель определенных произошедших событий или процессов. Но здесь важно проследить за тем, чтобы это соответствовало разработанной и принятой в настоящее время картине мира.
Разобравшись с категориями и характерами оценочных суждений, стоит определиться с тем, какие виды подобных высказываний существуют.
Виды оценочных суждений
Прежде чем описать существующие виды суждений такого плана, стоит отметить, что отличительным их признаком является субъективность. Гражданин всегда дает какому-то предмету или событию свою оценку. Но важно понимать, что подобное мнение на самом деле не является истиной. Обычно оно навязано привычкой, авторитетом иного человека или общественным мнением.
Несмотря на подобную однозначность, оценочные суждения все равно можно распределить на определенные виды. Они могут быть:
Подобное распределение базируется на анализе субъективных оценочных суждений. Для того, кто высказал то или иное мнение, оно всегда является правильным и адекватным. При этом человек может откровенно заблуждаться и даже врать, предварительно убедив себя, что он говорит истину. Довольно часто подобная форма самообмана применяется человеком при достижении им определенных целей и для собственного успокоения.
Например, студента исключили из ВУЗа. На первый взгляд может показаться, что здесь нет места положительной оценки. Но мозг и психика человека для защиты от сильного стресса выдают определенные понятия, на основании которых человек начинает высказываться так — «нет худа без добра», «люди и без дипломов неплохо живут» и так далее.
Это достаточно полезная функции человеческой психики. Подобный самообман не только защищает от стресса, но может привести к подъему самооценки и дает силы на достижение новых целей.
Функция оценочного суждения
Оценочное суждение — это важная составляющая мыслительного процесса человека. С его помощью человечество управляет миром и собой. Причина в том, что каждая оценка — это определенный прогноз и анализ, на основании которого выстраивается будущая жизнь человека, стратегии его поведении, а также поступки.
В зависимости от того, как оценивается происходящее, намерения могут быть адекватными, неадекватными, правильными и неправильными, и так далее.
На основании этого можно сделать вывод, что присутствующие у каждого человека способности выдавать оценочные осуждения заключается в таких важных для развития действиях, как сама идентификация, самоуправление, а также управление своей личностью на уровне общества.
Какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.
Наука различает три вида социальных фактов:
С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.
Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.
Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:
Фактические суждения Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: | Оценочные суждения Примерами оценочных суждений могут служить: |
Возникли | Считается, должны |
Включают | С точки зрения исследователей |
Цифры – (объем) | По-видимому |
Решают | Думается |
Предназначаются | На наш взгляд |
Это – (какой-то факт) | Представляется |
Во все времена была | Необходимо признать |
Обеспечивают | По мнению ряда исследователей |
Поэтому (утверждение) | С нашей точки зрения |
Принята, утверждена | Скорее всего |
Однако… (какой-то факт) | По нашему мнению |
Имеют форму | Согласно другой точке зрения |
Признает | Можно предположить |
Запрещает (утверждение) | Преуменьшение…неоправданно |
Поставила (свершившийся факт) | Идет довольно активно (какой-то процесс) |
Вошла в десятку | Однако… |
Связывают | Имеет уверенную тенденцию к сохранению |
Состоялся | Если сохраниться, то можно предположить |
Заявили о слиянии | Что-то сегодня находиться в упадке |
Окончила институт | Все это самым губительным образом отражается на… |
Много тратит времени | — это величайшее завоевание цивилизации |
Все больше пользуются | В этом году он получил злободневную направленность |
Поставлен диагноз | Уровень существенно возрос |
Специалисты зафиксировали | Разрыв нельзя было считать приемлемым |
Это вызвало значительный рост | Акции нефтяной компании становятся «локомотивом» |
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна | Вряд ли акции будут стабильны |
В исследовании приняли участие 30000 мужчин | Она правильно поступает |
Дата | Привычка может привести |
Фактически свершилось | Он получил злободневную направленность и стал более современным. |
Произошло | Уровень представленных работ существенно возрос |
Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым | |
Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье | |
Это мнение может объясняться низким уровнем образования |
Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.
Оценочные суждения носят субъективный характер, т.е. мнение человека, которые могут содержать как положительные, так и отрицательные отзывы об объекте познания; различного рода прогнозы и предположения; различного рода сравнения и оценки.
— наличие в предложении вводных слов (конечно, несомненно, очевидно, наверное, возможно, вероятно, кажется, думается, прежде всего, кроме того, напротив, с другой стороны,);
— предложение несет предположительных характер, т.е. предполагает наступление каких-либо последствий;
— мнение автора, обезличенное, т.е. когда непонятно кто конкретно это говорит ( мне кажется, я думаю, на мой взгляд ит.д.).
Теоретическое суждение это описание предмета или явления, зачастую фиксирующее научные знания: понятия, признаки, функции, виды предметов и явлений, их связи, закономерности развития. Самая распространенная ошибка это когда путают теоретическое утверждение и фактический характер. Запомните. Факт описывает событие, а теория описывает предмет или явление.
Рекомендации к выполнению подобных заданий:
Во-первых, внимательно читайте текст полностью, осмысливайте его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.
Во-вторых, последовательно анализируйте каждое положение текста, соотносите его с имеющимися знаниями о факте, оценке или теории.
В-третьих, обязательно еще раз перепроверьте себя.
Если разбирать последовательно пример, приведенный выше,
Что значит теоретический характер
Примеры заданий В5 ii
№1.
(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждении
3) характер теоретических утверждений.
№ 2 (А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.
(А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения.
(А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.
№ 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе¬ние которого обозначено определённой буквой.
№ 6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе¬ние которого обозначено определённой буквой.
(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки деста¬билизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
№ 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся жела¬нием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следуе
Что такое «характер»: понятие, 7 главных составляющих
Каждый человек – это уникальная личность со своими взглядами на жизнь, своим отношением к окружающим и к себе самому. Такими уникальными нас делает, прежде всего, характер – сложный набор личностных характеристик, который формируется, развивается и меняется в течение всей жизни. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, как проявляется, из чего состоит и как формируется.
Что такое характер?
Характер – это система относительно постоянных свойств психики, определяющих поведение личности и основные особенности её взаимодействия с окружающим миром. Характер формируется и развивается в течение всей жизни. Он включает в себя множество личных качеств, паттернов поведения и привычек, формирующихся под влиянием внешних и внутренних факторов.
Термин «характер» образован от древнегреческого слова χαρακτήρ (читается как «характэр»), которое переводится как «особая примета», «отличительная черта» или «знак».
У характера есть две ключевых особенности:
Наиболее типичные особенности личности проявляются в характере. Таким образом, хорошо зная характер определённого человека, можно с достаточно высокой точностью предсказывать его поведение в разных ситуациях и реакцию на определённые события.
В психологии изучению характера посвящён целый раздел – характерология. Она изучает сущность характера и его типы, а также процессы его формирования и развития.
Как проявляется характер?
Поскольку характер – это совокупность большого количества относительно постоянных свойств психики, его проявления присутствуют в каждом действии во всех сферах жизни. Эти проявления, как правило, представлены крайними степенями тех или иных форм поведения. Рассмотрим проявления характера в разных сферах подробнее.
В отношении к себе это может быть:
В отношении к окружающим:
В отношении к работе:
В отношении к материальным ценностям:
Древнегреческий философ Гераклит однажды сказал: «Характер определяет судьбу». И это действительно так, ведь он проявляется в каждой повседневной мелочи, в каждом серьёзном или мелком решении и в каждой фразе, сказанной близкому или не очень человеку.
7 главных составляющих характера
Структура характера всё ещё остаётся предметом споров, поскольку это слишком сложное понятие для того, чтобы можно было так просто найти консенсус. Однако все сходятся на том, что в него входит большое количество в разной степени независимых характеристик личности. В качестве наиболее значимых психологи называют 7 составляющих.
1. Направленность
Это важнейший элемент характера, проявляющийся в положительной или отрицательной оценке различных явлений и поступков, в том числе собственных. Направленность характера определяет доминирующие потребности личности и её ценностные установки. От неё зависит, какие люди нравятся этому человеку, какие виды деятельности вызывают у него интерес, какие вещи кажутся важными и ценными.
Есть люди, для которых важно заниматься полезной деятельностью. Им приятно видеть и осознавать, что плодами их трудов пользуется большое количество других людей. И это даёт им мотивацию для продуктивной работы. Другим же людям свойственно преследовать лишь собственные интересы. Они могут работать эффективно и качественно, чтобы больше заработать для своего блага. Но для них не имеет большого значения, принесли ли их труды кому-то реальную пользу.
2. Убеждения
Это система личных знаний и установок человека, в соответствии с которыми он формирует своё отношение к действительности, принимает решения и действует, оценивает различные события и чужие поступки. На убеждениях основываются такие черты личности как неподкупность, ответственность, честность, принципиальность, требовательность к себе, моральные и нравственные принципы.
3. Эмоции
Чрезмерная эмоциональность может быть причиной таких особенностей как горячность, несдержанность и импульсивность. В некоторых случаях эмоции заставляют человека изображать чрезмерное сочувствие, которое может быть вполне искренним, но со стороны при этом выглядеть наигранным. Менее эмоциональные люди, наоборот, могут выглядеть «чёрствыми» и «толстокожими», неспособными к эмпатии и сопереживанию.
4. Умственные черты
Некоторые особенности интеллекта и мышления также считаются частью характера. К таковым относятся рассудительность и наблюдательность, способность быстро ориентироваться в новых обстоятельствах и умение рассчитывать свои силы. Человек, у которого развиты эти способности, обычно ведёт себя более спокойно, сдержанно и уверенно.
В то же время нерассудительные личности обычно ведут себя импульсивно и поспешно хватаются за любые дела, не осознавая их важности и делая всё поверхностно. В других ситуациях они могут проявлять излишнюю медлительность, паниковать, вести себя растерянно. Если такой человек не видит варианта решения, он может вести себя пассивно и даже прибегать к эскапизму, делая вид, что проблемы не существует или она его не касается.
5. Темперамент
Темперамент влияет на характер и его развитие. Он создаёт предпосылки, определяющие то, как человек воспринимает окружающую действительность и на какое место в ней претендует. Люди, выросшие в одинаковых условиях, обладающие одинаковыми знаниями и жизненным опытом, часто ведут себя совершенно по-разному, и это определяется именно темпераментом.
6. Воля
Наверное, большинство людей, если спросить у них, что такое характер, в первую очередь думает именно об этой составляющей. Воля – это способность человека поступать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не базовыми инстинктами и эмоциями.
Волевой человек способен действовать целеустремлённо, упорно двигаясь к цели и доводя дела до конца, не боясь трудностей и не обращая внимания на препятствия. Воля позволяет принимать решения и действовать, а безволие способствует потаканию желаниям и слабостям.
7. Сила характера
Несмотря на некоторую схожесть, сила характера отличается от воли, поэтому их не следует путать или отождествлять. Сила характера – это нечто вроде «внутреннего стержня», позволяющего человеку доводить дела до конца, отстаивать свою позицию и придерживаться своих убеждений.
Стоит отметить, что такой подход не всегда продуктивен. И всё же именно сила характера делает человека по-настоящему целеустремлённым, тогда как слабохарактерные люди обычно менее успешны, даже если они обладают способностью принимать рациональные волевые решения.
Как формируется характер?
Эрих Фромм в одной из своих работ написал: «Характер ребёнка представляет собой слепок с характеров его родителей». Таким образом, основными факторами формирования характера являются генетические предпосылки и личное влияние родителей или опекунов ребёнка. В дальнейшем на развитие характера влияют все, с кем личность контактирует: воспитатели и одноклассники, друзья и возлюбленные, коллеги по работе и незнакомые люди, обладающие авторитетом.
В течение всей жизни характер испытывает на себе влияние темперамента, от которого зависит реакция человека на происходящие события (то, как темперамент влияет на характер, мы рассмотрим ниже). Поэтому одни люди становятся общительными, ответственными и решительными, а другие лишены этих черт характера.
Разные черты характера закладываются в разные периоды жизни:
К совершеннолетию характер обычно формируется и закрепляется. После этого он продолжает меняться, но уже гораздо медленнее. В основном это происходит под влиянием таких факторов как:
В последние годы одним из важнейших факторов, влияющих на характер людей всех возрастных категорий, стал интернет. В интернете люди знакомятся с произведениями культуры, смотрят видео и играют в игры. Но основным фактором всё же является общение. Пользователи интернета получают возможность общаться с большим количеством разных людей (в том числе иностранцев), участвовать в дискуссиях, вступать в разные сообщества.
Считается, что зрелой личностью с полностью сформировавшимся характером современный человек становится примерно к 30 годам. К этому возрасту закрепляются основные черты характера, необходимые для достижения профессиональных успехов и создания семьи. Конечно, многие люди становятся успешными и заводят семьи раньше. Но в 30-летнем возрасте у человека формируются такие фундаментальные черты как целеустремлённость, дисциплинированность, ответственность и выдержка.
Типы характера
Несмотря на большое количество классификаций, предложенных авторитетными авторами, единой общепринятой системы пока нет. В психологии используется несколько достаточно удобных классификаций, основанных на таких факторах как темперамент, тип личности, физиологические особенности организма и прочее. Рассмотрим наиболее интересные теории.
1. Классификация по темпераменту
Не все люди правильно понимают, что такое характер и чем он отличается от темперамента, поэтому данные понятия часто путают. Их основное отличие заключается в том, что темперамент заложен в человеке природой и практически не подлежит коррекции.
Характер же формируется в течение жизни, но при этом зависит от темперамента. А значит, это можно использовать для деления на типы. Взяв за основу классификацию Гиппократа, можно выделить основные особенности характера, свойственные обладателям разных типов темперамента:
Классификация К. Юнга
Швейцарский психиатр Карл Юнг предложил простую, но в то же время достаточно ёмкую классификацию типов личности, включающую всего три базовых типа:
Теория характера Кречмера
Немецкий психолог Эрнст Кречмер описал 3 типа характера и сопоставил каждый из них с определёнными особенностями телосложения и физиологии:
Заключение
Характер – это сложный комплекс свойств личности, влияющий на все аспекты её жизни. Он формируется и развивается на протяжении всей жизни, при этом у каждого из нас есть возможность повлиять на свой характер. Мы можем самостоятельно формировать свои убеждения, определять для себя систему ценностей и развивать силу воли. Для этого необходимо хорошо понимать, что такое характер и из каких составляющих он состоит. Целенаправленно работая над правильным развитием каждой составляющей, можно радикально поменять всю свою жизнь.