Что значит теологическая теория происхождения государства
Научная электронная библиотека
1. Теологическая теория
Теологическая теория признает божественный характер происхождения государства и права.
Государство и право, согласно данной концепции, представляет собой творение Бога с целью регулирования поведения людей.
Данная теория является наиболее ранней из всех версий происхождения государства и права.
Если мы посмотрим на древнейшие государства – Египет, Шумер, Индию, Китай, Крит, Вавилон, Иудею – то увидим там отдельные элементы теологической концепции.
Египетский жрец Манефон, составивший списки египетских фараонов, писал, что поколению земных правителей предшествовало поколение богов и полубогов, принесших царственность в Египет.
По мнению академика М.А. Коростовцева, «фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: … Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т.е. царем богов и людей, Ра – первый фараон… Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор – прообраз всех египетских фараонов, а фараоны – его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора…» [1192].
Нечто подобное наблюдаем и в отношении Минойской цивилизации: «Греческие мифы делают бога Зевса родоначальником критских царей Миноса, Сарпедона и Радаманта, повествуя о том, как он, приняв облик быка, доставил на своей спине будущую их мать – финикийскую царевну Европу (указание на то, что страна Ханаан была родиной древнейшей критской государственности и религии). И в самом деле, именно здесь, на прародине земледелия, возникает представление о соединении бога-быка и богини-коровы как источнике священной царской власти и магической основе государственности» [1458, С. 54].
Впрочем, было бы крайне наивно полагать, что в Египте отсутствовали иные концепции.
Обычно возникновение идеи правового государства связывается с древнегреческими философами, учеными, мыслителями. Однако отдельные элементы правового государства можно обнаружить в египетских политических трактатах времен IX и X династий фараонов. Имеется в виду «Поучение пятого Гераклеопольского государя царевичу Хети, будущему царю Мерикара».
В § 36 указанного сочинения зафиксирован принцип, которым должен руководствоваться правитель при осуществлении своих властных полномочий:
«Разворачивай свитки, чтобы ты мог их читать и поступать сообразно знанию» [321, С. 193].
Следовательно, правитель должен править на основе норм права, зафиксированных в этих свитках. Таким образом, трактат признавал принцип законности при осуществлении властных прерогатив монарха уже в конце III тысячелетия до н.э. Фараон в идеале должен править, основываясь не на праве силы, но на силе права.
Крайне примечательно, что этот же принцип сохранялся и в дальнейшем, в эпоху Нового царства, в так называемой Должностной инструкции везиру:
«Что до всего, что будет делать этот сер, когда везир будет слушать в зале везира, то он будет восседать на кресле, циновка на земле, одеяние шенеп на нем, кожаная подушка под его спиной, кожаная подушка под его ногами…, жезл подле него, 40 кожаных свитков развернуты перед ним, великие десяти юга по обе стороны перед ним; начальник канцелярии – справа от него; надзиратель входящих – слева от него; писцы везира – подле него» [131, С. 136].
Итак, принцип законности, впервые письменно зафиксированный в конце III тыс., сохранял определенное значение и в течении II тыс. до н.э.
Весьма загадочен § 41 «Поучения…», который, наряду с декларативными, содержит и весьма конкретные принципы деятельности высших государственных властей:
«На земле скоротечно проходит жизнь, нет ей продленья, но добрая память о ней – это вечная молодость. Не подобает владыке Обеих земель владеть тем, что принадлежит миллионам людей… Богатый собственным домохозяйством не бывает пристрастным, владыка имущества не бывает нечестивым» [321, С. 194].
Впервые в истории сформулирована идея, что правитель не должен покушаться на частную собственность своих подданных. Далее идет аргумент в пользу подобного поведения фараона – собственники есть опора власти и монарха.
Наиболее удивительно выглядит для Древнего мира идея ограничения применения смертной казни как санкции за большинство преступлений (§ 48–50):
«Остерегайся карать опрометчиво, не убивай, нет тебе в этом пользы. Ты станешь наказывать побоями и заключением, благодаря этому обустроится вся страна; исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт. Бог достоверно знает строптивцев, но бог отвергает проливающих кровь: милосердный продлевает время своей жизни» [321, С. 195].
Как известно, в большинстве современных европейских государствах смертная казнь либо отменена, либо на нее введен мораторий. Но идея отказа от смертной казни на сегодняшний день датируется концом III тыс. до н.э.
Был провозглашён как принцип правления Гераклеопольских фараонов принцип равенства при поступлении на государственную службу:
«Не делай различия между сыном знатного мужа и простолюдином. Приближай к себе человека за деятельность его рук, и будет исполняться всякое ремесло для царственного владыки мощи» [321, С. 196].
Сама фараоновская власть объявлена службой для страны и богов; фараон – не деспот, но служитель, ответственный за своих подданных и свою державу:
«Царская власть – это прекрасная служба, хотя нет у нее ни сына, ни брата. Устанавливаются жертвоприношения для ее памятников одним царем, о котором заботится другой; достойный муж творит для своего предшественника, желая, чтобы другой, приходящий вслед за ним, заботился о том, что создал он» [321, С. 200].
В заключение данного трактата соединена идея о частичном отказе от смертной казни с идеей о «добром нраве» фараона (§ 140–141):
«Не убивай никого из приближенных к тебе, благоволи ему ради собственной пользы, ведь он уже испытан перед богом: даже один из них – это твое процветание на земле, когда сами боги оберегают царя. Внуши любовь к себе всей стране; добрый нрав – это добрая память, когда минут годы (жизни)» [321, С. 202].
Таким образом, отдельные идеи о правовом государстве появляются, начиная с III тысячелетия до н.э., в Древнем Египте. Это означает, что далеко не только теологическая теория была известна создателям пирамид.
Несколько иное воплощение теологическая теория получила в Древнем Китае, где не было единой религии. Например, в эпоху династий Цинь и Хань сосуществовали и древняя религия – культ духов природы и предков, и конфуцианство, и даосизм, и буддизм.
С древнейших времен китайцы считали, что человека окружали могущественные духи неба, земли, звезд, гор и вод, которые подчинялись верховному божеству Шан-ди, находившемуся на небесах и управлявшему делами всего мира. Духам надлежало приносить жертвы на алтарях под открытым небом. Наряду с духами почитались и предки; им поклонялись в равной мере и простые крестьяне, и император.
В VI в. до н.э. возникло конфуцианство. Конфуций (551–479 гг. до н.э.) – основоположник учения – был первым крупным мыслителем в исто- рии Китая.
Значение Конфуция огромно: по словам Л.С. Васильева, «именно это учение вышло на передний план, в мирном соревновании с другими доктринами доказав свою высокую значимость и полную пригодность не только для Китая, но и для всей дальневосточной цивилизации» [787, С. 184]. Несмотря на распространенное мнение, что в основе учения Конфуция лежали традиционные ценности, это не соответствует действительности – он являлся «великим реформатором практически революционного типа. Во всяком случае, радикальным преобразователем. Он в своем уме строил новое общество и видел его, это новое общество, – правда, закамуфлированное древними одеждами. » [787, С. 234].
Эпоха Хань выдвинула ряд замечательных философов, развивавших учение Конфуция. Императоры Старшей династии Хань вознесли конфуцианство на уровень государственной философии.
Во II в. до н.э. крупнейшим представителем китайского конфуцианства стал Дун Чжуншу, автор великого трактата «Чунь цю фань-лу» [134, С. 112–127]. Согласно его концепции, человек является высшим среди существ, производимых Небом и Землей.
Дун Чжуншу подчинил учение о силах ян и инь задаче обоснования своей концепции, утверждавшей приоритет Неба по отношению к Земле, и, следовательно, превосходство ян над инь, монарха над своими подданными. Получается, что правитель является светлой силой ян, а народ – темной силой инь. Власть императоров имеет небесное происхождение.
В I в. до н.э. приобрел известность Ян Сюн. Он учил, что над всем бытием стоит Небо, видящее даже то, что сокрыто от мудрецов. Понятие «Небо» у Ян Сюна совпадает с термином «сокровенное». –
«Сокровенное, – пишет великий философ, – во мраке располагает десять тысяч вещей, но его форма не видна. Оно из пустоты рождает принципы, соприкасается с одухотворенным разумом и создает установления, пронизывает древнее и настоящее, разделяя категории всего сущего; переплетает между собой силы инь и янь и развязывает жизненные начала» [504, С. 217]. Небо взвешивает достоинства людей, карает недостойных, возвышает нравственно-совершенных.
Несмотря на огромное влияние конфуцианства, в его среде существовало несколько версий понимания древних трактатов. –
В 79 г. н.э. по приказанию Чжан-ди в г. Лоян был организован диспут, ставший знаменитым как «дискуссия в зале Белого тигра». В результате произошла канонизация учения Дун Чжуншу в качестве официальной конфуцианской доктрины.
Во времена Младшей династии Хань усиливаются мистические элементы в конфуцианстве. Сам Конфуций приобретает божественные черты. Его священная миссия стала рассматриваться как создание канонических книг – «И цзин», «Шу цзин», «Ши цзин», «Ли цзин», «Сяо цзин», «Юэ цзин», «Чунь цю».
Учение Конфуция и его последователей играло огромную роль при последующих династиях. При последней династии во многих городах находились храмы Конфуция.
На рубеже VI – V вв. до н.э. зародилось другое великое учение – даосизм. Основателем его, по преданию, стал Лао-цзы.
Школа даосов оказала огромное влияние на развитие китайской философской мысли. Не без воздействия даосизма родилась китайская алхимия.
В эпоху Старшей династии Хань был написан даосский трактат «Хуайнань цзы». Согласно данному сочинению, основной, вездесущей силой, управляющей миром вещей, является Дао:
«Дао покрывает небо, поддерживает землю, простирает четыре стороны света, раскрывает восемь пределов. Оно высоко – беспредельно, глубоко – безмерно, обнимает собой небо и землю, сообщается с бесформенным» [494, С. 38].
Идеальной жизненной позицией считается отрешенность от мирских страстей и суеты. Человек должен обратиться к своему внутреннему «я», то есть научиться владеть своими чувствами и желаниями.
Даосы, также как и конфуцианцы, для подтверждения своих идей, обращались к прошлому. В древности люди следовали естественности, но уже при Фу-си исчезает гармония в отношениях между людьми и природой, и друг с другом.
Даосы осуждали тиранию и жестокость правителей. Имея в виду династию Цинь, они утверждали:
«Так, воплотивший дао отдыхает и неистощим, а полагающийся на расчет изнуряет себя, но безуспешно. Поэтому суровые законы, жестокие наказания – не занятие для тирана: кто щедро пользуется плетью, не обладает искусством дальней езды».
Даосское учение не могло получить в эпоху Хань поддержку императоров, так как понимание социальных проблем не отвечало запросам знати и чиновников.
В I в. буддизм проникает в Китай из Индии. К тому времени он был уже четкой религиозной системой с определенными обрядами.
Во II–III вв. осуществляется перевод ряда буддийских текстов. –
В 179–180 гг. была переведена «Артасахасрика»; ее вариант в 10 цзюаней назван был «Сутрой об осуществлении пути». В начале III в. другой ее перевод выполнил Чжи Цянь.
В конце I–II вв. буддизм рассматривался официальными властями лишь как терпимая религия.
Однако даже тогда он завоевывает позиции не только в народной среде, но и при императорском дворе. –
В «Хоуханьшу» отражено это укрепление позиций буддизма:
«Чу-ван Ин первый начал веровать в Фо, и Срединный Двор, последуя ему, слишком прилепился к этому закону. Впоследствии как Хуань-ди (147–167 гг. н.э.), склонный к суеверию, начал молиться в храмах, посвященных Шагя-мони и Лао-дань (Лао-Цзы), то и народ мало по малу начал обожать Фо, а потом Фо-обожание чрезвычайно распространилось» [486, С. 229].
Индийский буддизм столкнулся в Китае с многовековой философской традицией, которая оказала на него огромное влияние. Он вобрал в себя многие положения конфуцианства и даосизма, в результате чего впоследствии возникли новые буддийские школы – тяньтай, хуаянь, чань, цзинту.
Таким образом, в китайской религии и философии происходил разносторонний синтез различных концепций и идей.
Среди западноевропейских представителей теологической теории особо следует отметить христианских богословов Августина Блаженного и Фому Аквинского. –
Августин сформулировал учение о двух «градах», в котором церковь противопоставляется государству.
Фома Аквинский утверждал, что «божественный разум» управляет природой, обществом, мировым порядком, отдельными государствами.
В XVI–XVII вв. теологическая теория использовалась, в том числе, для обоснования неограниченной власти монарха.
Среди современных ученых правомерно отметить Ж. Маритена (1882–1973 гг.), сформулировавшего положение о «первоинициативе» Бога во всех человеческих начинаниях [1357, С. 64].
В Повести временных лет теологическая концепция представлена сказанием об Андрее Первозванном, посетившим восточноевропейские земли в I в. н.э. –
Нестор данным повествованием хотел подчеркнуть древность христианства в Восточной Европе:
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев…» [312, С. 145].
Ключевым событием в истории отечественного государства летописная традиция единодушно признает и крещение Руси Владимиром Равноапостольным:
«Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым» [312, С. 190].
Крайне любопытно, что Великий путь из Варяг в Греки имел не только торговое, но и культурное значение, что и подчеркнул древний летописец своим легендарным повествованием об Андрее Первозванном. Именно по этому маршруту происходило движение не только торговых караванов, столь красочно описанное Константином Багрянородным, но и новых, христианских идей, обусловивших дальнейшую эволюцию древнерусской цивилизации.
Теологическая теория использует не столько научные аргументы, сколько опирается на веру. Ее влияние велико и по сей день – но золотой век данной концепции относится к древности и средневековью.
Главные положения
Теории, опирающиеся на божественное происхождение людей и государства, возникли в эпоху феодализма. Первоначально гипотезу о том, что всё создано Всевышним, выдвинули мыслители Древнего Египта, а немного позже подобные убеждения распространились и стали популярными в Вавилоне. Впоследствии взгляды отдельных учёных получили развитие и сформировались в несколько постулатов и догм.
Фундаментом теологической теории является убеждение, что государство — это структура, предложенная Богом и существующая согласно его воле. Следовательно, простой народ не должен подвергать сомнению целесообразность принимаемых законов и действий правителей. Последние считаются посредниками между Богом и людьми, почти так же, как священнослужители.
Характеристика и сущность теологической концепции появления правового государства:
Чтобы лучше понять ключевые особенности теологической естественно-правовой концепции, нужно учитывать, что в разное время возникали и развивались другие теории.
Кратко их можно представить в виде перечня:
Суть каждой из этих теорий (их часто представляют в виде таблиц) можно понять по тому, как они называются. Очевидно, что ни в одной нет указания на божественное происхождение государственного устройства.
Происхождение и основатели учения
В переводе с древнегреческого слово «теология» означает «наука о боге». а произошло оно от θεός (бог) и logos (понятие, суждение. мысль, учение). Зародившись в период расцвета феодализма, богословская гипотеза происхождения государства обрела популярность в XIII веке. Основоположниками теории считают Аврелия Августина и Фому Аквинского.
Широкое распространение религиозного обоснования государственности объясняется тем, что вера в существование высших сил возникла задолго до того, как появились какие-либо общественные институты. Изначально отношения между людьми подчинялись обычаям, обусловленным необходимостью выживать.
Теологическая теория базируется на идее, согласно которой церковь имеет приоритет над гражданской властью, однако она неотделима от государства. Во второй половине XIII получили распространение труды Фомы Аквинского. Итальянский теолог и философ, канонизированный церковью как святой, утверждал, что государство создано по подобию сотворения мира. Монарх сначала продумывает структуру и обустраивает страну, а затем приступает к управлению. Известные труды философа:
В своих исследованиях Фома Аквинский пришёл к выводу, что все законы соединены незримыми божественными нитями, и на самой вершине находится бог-демиург, от которого происходят государственные структуры.
Основные задачи доктрины
Сторонникам теологического подхода к понятию государства было выгодно держать население в страхе и смирении. Помимо основных постулатов, были разработаны подробные положения, поясняющие, почему религиозная теория является истинной. По мнению Аквинского, в мире есть три начала:
Над ними находится закон Бога. У каждого начала своя задача. Естественное воплощает человеческий разум и результаты его деятельности, стимулирует продолжать род, оберегать свою жизнь, уважать окружающих и стремиться к познанию всего сущего. Позитивное начало отвечает за добродетель, которая может проявляться и развиваться лишь под страхом наказания. Философы и богословы тех времён полагали, что человек грешен по своей природе, а значит, только воздействие извне может принудить его к благочестивому образу жизни.
Божественное начало дополняет собой позитивное и естественное, потому что одно из них не может полностью искоренить людские пороки, а второе ущербно по своей сути, ведь разум несовершенен. Следовательно, воля творца стоит над всем и обуславливает классовое и социально-экономическое неравенство.
Поскольку государь — божий помазанник, его власть не должна подвергаться критике, а право руководить государством — сомнению. Восхождение на престол подлежит обязательному освящению, после которого монарх приобретает непререкаемый авторитет и становится полновластным представителем Господа на земле. Теологическая доктрина позволяла обосновывать и оправдывать неограниченную власть верховного правителя.
Плюсы и минусы
Современные учёные-политологи называют несколько недостатков теологического обоснования государственности. Первый заключается в том, что доктрина не учитывает исторические закономерности. Она сводит к минимуму значимость социально-экономических отношений и их роль в развитии государства.
Остаётся непонятным, каковы должны быть пути развития, куда двигаться и как совершенствовать структуру органов управления. Надеяться на священнослужителей бессмысленно, так как они могут направить монарха и подсказать ему, как действовать, но до определённых пределов. Там, где заканчиваются компетенции духовенства, образуется вакуум. Второй недостаток — лежащая на поверхности недоказуемость теории. Лишь тот, кто религиозен, может принять точку зрения, согласно которой государство создал Бог. Мыслящие люди непременно подвергнут этот постулат сомнениям.
Некоторые учёные придерживаются иных взглядов. Они считают теологическую идеологию универсальной, поскольку она предполагает синергию (объединение) воли Бога и человека. Следовательно, создание государства обусловлено двумя составляющими. Творческая деятельность человека играет не меньшую роль, чем воля Всевышнего, тем не менее «вся власть от Бога».
Положительные стороны теологической доктрины:
Минусы и плюсы теологической теории обусловлены её антинаучностью. Никому не удалось доказать или опровергнуть существование Бога, а значит, в основе доктрины лежит вымысел человека. Это обстоятельство приводит к тому, что в кризисных условиях легитимность монаршей власти может быть поставлена народом или его отдельными представителями под сомнение. На практике так и произошло в некоторых странах.
Основные теории происхождения государства
Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Рассмотрим наиболее известные теории происхождения государств:
1. Теологическая теория происхождения государства
У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. По мнению представителей данной теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Положительным в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.
Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
2. Патриархальная теория происхождения государства
К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Платона, Конфуция, Филмера и др.
Они обосновывают свою теорию на том, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит, в конечном счете, к образованию государства.
Отсюда власть государя — продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.
Разумеется, аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.
Но вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела переносят понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.
3. Договорная теория происхождения государства
Договорная теория происхождения государства возникла в 17—18 вв.; и логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Луи де Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, Н. Радищева, Т. Джефферсона и др.
По данной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права.
С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.
А с другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.
4. Теория насилия
Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).
Кроме того, необходимо учитывать, что для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.
5. Органическая теория происхождения государства
Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями: Платоном, Аристотелем. Широкое распространение она получила во второй половине XIX в. и изложена в трудах Г. Спенсера, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.
По мнению Г. Спенсера,государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.
Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические существа.
Вместе с тем нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
6. Материалистическая теория происхождения государства.
Представителем данной теории является М. Вебер. Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда. Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.
7. Марксистко-ленинская теория происхождения государства
К представителям материалистической теории обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами так же как и материалистическая. Однако главной причиной возникновения государства является раскол общества на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое, прежде всего, служит инструментом реализации воли имущих.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. То есть государство – это машина для подавления одного класса другим.
Авторы, основываясь на исторических факторах, выделяли следующие логические последовательности в становлении государства: государство появляется на базе постепенно усложняющегося и укрепляющегося общинного и родового самоуправления, как аппарат способный разрешать данные классовые и экономические противоречия
Однако в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Поэтому данная теория является наиболее предпочтительной при учете положений других теорий.
8. Психологическая теория происхождения государства
Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. Петражицкого, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство,по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.
Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, и его ни в коем случае нельзя игнорировать.
С другой стороны, психологические свойства личности (иррациональные начала) не всегда выступают в качестве решающих причин происхождения государства и должны рассматриваться именно как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
Кроме рассмотренных выше теорий существует ряд менее распространенных. Среди них:
а) Психо-аналитическая теория. Автором является З.Фрейд, который утверждал, что необходимость создания государства исходит из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления (задерживания) в дальнейшем агрессивных комплексов человека.
б) Расовая теория . Авторы Жозеф Артур де Гобино считали, что существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает государство.
г) Ирригационная теория. Возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.