Что значит телемедицинская консультация

Что значит телемедицинская консультация

Что значит телемедицинская консультация. Смотреть фото Что значит телемедицинская консультация. Смотреть картинку Что значит телемедицинская консультация. Картинка про Что значит телемедицинская консультация. Фото Что значит телемедицинская консультация

Всё, что вы хотели знать о телемедицине, но боялись спросить

С момента вступления в законную силу внесенных Государственных думой изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья («Закон о телемедицине») прошло полтора года и, несмотря на наличие не до конца решенных вопросов, две трети топ-менеджеров российских клиник считают, что телемедицинские консультации пользуются спросом и планируют развивать это направление в 2019 г. Современные технологии потихоньку завоевывают доверие россиян и становятся объектом серьезных финансовых вложений. Данная ниша еще свободна и ждет новых игроков. Что надо сделать, чтобы попасть в этот удивительный мир цифровых технологий?

Для начала определимся с самим понятием «телемедицинская консультация». Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента, а также для принятия решения о необходимости проведения очного приема.

Также законом установлено, что при проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме.

Иными словами – телемедицинская консультация не может заменить собой лечение пациента на очном приеме. С ее помощью доктор может оценить необходимость проведения очного приема, что является существенным плюсом, если пациент иногородний или житель другой страны. Также телемедицина помогает осуществлять эффективное наблюдение за пациентом после медицинского вмешательства, что в свою очередь экономит финансовые и временные ресурсы, как врача, так и пациента. Вовремя полученный сигнал от медицинского браслета о состоянии организма пациента, и своевременная помощь врача, могут спасти не одну жизнь.

Главным участником консультации с применением телемедицинских технологий является врач. Он не может вести консультацию с любого удобного для него места, а должен находиться непосредственно на своем рабочем месте в медицинском кабинете.

Согласно указаниям Минздрава РФ, оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности, и телемедицинские технологии используются как технологическая составляющая при выполнении работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Письмо Министерства здравоохранения РФ от 9 апреля 2018 г. N 18-2/0579).

Также в законе указано, что медицинскую помощь с использованием телемедицины надлежит оказывать в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи. Другими словами, оказывать телемедпомощь врач может только со своего рабочего места, которое оснащено в соответствии со стандартами (они разные для каждого профильного кабинета или отделения, например, Приказ Министерства

здравоохранения РФ от 29 января 2016 г. N 38н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»), и используя только оборудование медицинской организации.

Таким образом, особых требований к рабочему месту врача для оказания телемедпомощи законом не предусмотрено – это должен быть обычный кабинет врача, который оснащен в соответствии со стандартами профильного кабинета или отделения, в котором будет осуществляться сеанс связи. Однако необходимо обеспечить средства связи и оборудование для проведения консультаций.

Оборудование для телемедицины

Особых требований к компьютерам для осуществления сеанса связи не предусмотрено. Это может быть обычный компьютер, используемый врачом в повседневной жизни. Главное, чтобы он не был музейным экспонатом и работал с современными программами. Вот как раз с ними-то все намного сложнее.

Программы для оказания телемедицинских услуг взаимодействуют с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения и считаются иными информационными системами. Требования к таким программам содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями».

Иная информационная система должна отвечать ряду требований, ключевыми из которых являются расположение на территории страны оказания услуги, что вводит ограничение для применения облачных технологий, а также обеспечение контроля за доступом к документам и использование защищённого канала связи при передаче информации. Помимо этого, необходимо иметь сертификаты ФСТЭК на программное обеспечение. Также не стоит забывать о том, что программное обеспечение должно быть зарегистрировано как медицинское изделие.

Для обмена данными с другими системами (например, с информационными системами клиник или медицинскими информационными системами — МИС) телемедицинская программа должна быть подключена к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Для проведения консультаций с применением телемедицинских технологий необходимо обеспечить соблюдение требований законодательства РФ к идентификации личности при проведении сеанса связи.

Данные требования можно условно объединить в три пункта:

1. Врачу и пациенту необходимо зарегистрироваться в ЕСИА – Единой системе идентификации и аутентификации. Врач и пациент каждый со своего рабочего места путем ввода логина и пароля заходят в эту систему и тем самым происходит их распознавание в системе по принципу «свой-чужой».

Согласно ч. 6 ст. 36.2 Федерального закона N 323-ФЗ в целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия (врача и пациента) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах.

Условно ЕСИА можно назвать «электронным паспортом» гражданина РФ. С её помощью происходит авторизация на таких сайтах как Госуслуги, Мой Арбитр и Российская общественная инициатива. Для получения учётной записи ЕСИА необходимо удостоверить свою личность с помощью паспортных данных, ИНН и СНИЛС (это необходимо сделать как врачу, так и пациенту).

2. Необходимо внести в Федеральный регистр медицинских работников сведения о медицинских работниках, оказывающих медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий.

Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется медицинскими работниками, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников, а также при условии регистрации соответствующих медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

На настоящий момент порядок включения медицинских организаций, в том числе частных, в Федеральный регистр медицинских организаций и Федеральный регистр медицинских работников, включая соответствующие формы заявок, размещен на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/) раздел «Материалы», подраздел ФРМО и ФРМР “Руководство пользователя”».

3. Каждому врачу, оказывающему медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, в целях подписания документов, необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись.

Согласно п. 7 ст. 36.2 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» документирование информации об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Это значит, что каждому врачу, принимающему участие в оказании телемедицинских услуг, необходимо сделать такую подпись. Для этого надо обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, которые есть в каждом крупном населенном пункте.

Что такое усиленная квалифицированная электронная подпись?

Согласно закону, видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи», являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись.

Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

Данные подписи различаются в статусе и область их применения неодинакова.

Простая электронная подпись предполагает использование логина и пароля. При доступе к услугам, для подтверждения операции, может запрашиваться одноразовый код, отправляемый через SMS-сообщение либо почту. С подобными видами идентификации практически каждый пользователь электронных информационных систем. Для этого не надо обращаться в специализированные центры.

Усиленная неквалифицированная подпись не только идентифицирует отправителя, но и фиксирует изменения уже подписанного документа. Простая электронная подпись не позволяет этого сделать. Выдачей таких подписей занимаются удостоверяющие центры. Несмотря на, казалось бы, серьезную защиту, подпись такого типа не является универсальной. Например, ею нельзя подписывать документы, содержащие государственную тайну.

Усиленная квалифицированная электронная подпись имеет самую высокую степень защиты, закрепленную на законодательном уровне. Электронные документы с такой подписью приравниваются к бумажным со всеми атрибутами визирования и имеют такую же юридическую силу. В сертификате, который выдается вместе с ключом, содержится информация по его проверке. Для проведения юридически-значимых операций необходимо использование этого ключа.

Применение телемедицинских технологий осуществляются в целях профилактики, сбора, анализа жалоб пациента, а также медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента и коррекции ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме. Телемедицинская консультация не сможет заменить собой личный визит пациента и его осмотр врачом.

Для участия в телемедицинской консультации врачу необходимо получить логин и пароль для доступа к ЕСИА, подать сведения в Федеральный регистр медицинских работников, получить усиленную квалифицированную электронную подпись на каждого врача. Оказывать телемедпомощь разрешается только со своего рабочего места!

Пациенту для получения телемедицинской консультации нужно получить логин и пароль для доступа к ЕСИА, скачать бесплатное программное обеспечение, иметь доступ к интернету, перед сеансом связи авторизуется в личном кабинете на сайте медицинской организации.

Особых требований к оборудованию нет – это может быть любой компьютер.

Как сообщалось ранее, в частном секторе рынок телемедицинских услуг растёт, но в рамках системы ОМС они представлены лишь единичными проектами, так как её развитию как госуслуги мешает отсутствие установленных властью тарифов, а также нехватка интеграции с более масштабными цифровыми сервисами. Подробнее читайте: В частном секторе телемедицина набирает обороты, а в системе ОМС представлена лишь пилотными проектами

Источник

Что такое телемедицина?

Что значит телемедицинская консультация. Смотреть фото Что значит телемедицинская консультация. Смотреть картинку Что значит телемедицинская консультация. Картинка про Что значит телемедицинская консультация. Фото Что значит телемедицинская консультация

Что такое телемедицина

Телемедицина — это дистанционное предоставление медицинских услуг (например, мониторинг состояния пациента и консультации) и взаимодействие медицинских работников между собой с помощью телекоммуникационных технологий.

Примеры взаимодействия «врач — пациент»: передача результатов исследований или заключений, а также консультации с врачом.

Примеры взаимодействия «врач — врач»: использование электронной информации, интегрированных цифровых и телекоммуникационных технологий для обмена данными между врачами, а также для управления в сфере медобразования, здравоохранения и медуслуг.

Кому нужна телемедицина?

Какие виды телемедицинских услуг существуют?

Телемедицинские технологии позволяют врачам и пациентам общаться в режиме реального времени. Сеансы могут проводиться где угодно. Пациент и специалист созваниваются с помощью специализированных систем видеоконференцсвязи. При этом они могут не только видеть и слышать друг друга, но и обмениваться текстовыми и графическими данными. К примеру, пациент может увидеть свой рентгеновский снимок.

Удаленный мониторинг состояния пациента — второй по популярности вид телемедицины. Часто он необходим для наблюдения за пожилыми людьми, которые не в состоянии дойти до ближайшей поликлиники или не могут сами о себе заботиться. Сервис также напоминает о приеме лекарств.

Кроме того, удаленный мониторинг нужен для контроля здоровья пациентов, которым необходимы регулярные обследования, а также состояния работников опасных производств.

Все это делается с помощью интернета вещей (IoT) и анализа больших данных (Big Data). Специальные датчики вроде фитнес-трекеров, которые носят многие из нас, анализируют показатели здоровья (уровень сахара в крови, кровяное давление и т.д.) и передают полученные данные в специальное хранилище. Там их вновь анализируют, и в случае потенциальной опасности пациенту и его лечащему врачу подается тревожный сигнал.

С помощью телемедицинских технологий врачи могут экстренно консультироваться друг с другом. При серьезных случаях медикам иногда самим нужна помощь более квалифицированного специалиста. Если такого нет рядом (например, если речь идет о сельских больницах), то единственный выход — это видеозвонок опытному коллеге. Врачи также могут пересылать данные о пациенте друг другу, чтобы ознакомиться с его историей болезни.

Прямые трансляции хирургических операций, во время которых врачи могут задать интересующие их вопросы и дистанционное обучение медиков (конференции и лекции в режиме онлайн) также относятся к телемедицине.

Наиболее популярные направления телемедицины

Во многих странах на Западе врачи могут удаленно ставить диагнозы без очного приема. В России это пока незаконно, однако в конце марта 2020 года депутаты подготовили поправки в закон о телемедицине, согласно которым врачи смогут назначать лечение и ставить диагнозы дистанционно. По состоянию на январь 2021 года поправки так и не приняты [1]: против них высказался Минздрав.

Зато с 2021 года действуют экспериментальные правовые режимы (ЭПР) или «цифровые песочницы» [2]. Они позволяют в ускоренном порядке принимать необходимые законы и поправки, направленные на развитие технологичных отраслей и устранение бюрократических барьеров. Эти режимы будут применяться, в том числе, для телемедицины. Авторы закона рассчитывают, что с помощью ЭПР станет возможным ставить диагноз и выписывать рецепты онлайн, а искусственный интеллект и Big Data будут в этом помогать.

«На самом деле того, что диагноз можно уточнять с использованием телемедицинских технологий и вести удаленное наблюдение за пациентом, уже достаточно. Проблемы здесь возникают только у тех компаний, которые существуют исключительно онлайн и не могут обеспечить первичный прием. Но телемедицина как отрасль прекрасно развивается и в нынешних законодательных условиях».

Средства проведения консультаций

Самые популярные приложения для телемедицины в России, по данным Роскачества [5]:

Самые удобные приложения:

Самые безопасные приложения:

Около 40% участников мирового рынка телемедицины не относятся к сфере здравоохранения. Среди самых популярных приложений в мире — те, которые выпускают производители медицинского оборудования и крупнейшие ИТ-разработчики: AT&T, mQure, Allscripts Healthcare Solutions, Apple Inc., Omron Healthcare Inc., Samsung Electronics Corporation, Philips Healthcare, Bayer Healthcare, LifeWatch AG, Cardionet Inc. и другие.

Подробнее читайте в материале РБК Трендов о том, какими бывают телемедицинские приложения.

Где применяется телемедицина?

Телемедицинские технологии могут применяться почти в любой медицинской сфере, будь то педиатрия (больного ребенка больше не надо вести к врачу), психотерапия (психотерапевты проводят сессии онлайн), дерматология (благодаря изображениям высокого качества дерматологи могут обследовать пациента, страдающего псориазом, экземой, пролежнями и т.д.), неврология (с помощью удаленного мониторинга показатели кровяного давления перенаправляются специалисту) или реаниматологии (в ситуации, когда человека уже нельзя перевозить в другую клинику, срочный видеозвонок более компетентному специалисту может спасти пациенту жизнь).

Cистема PIROGOV.AI с помощью искусственного интеллекта повышает точность диагноза ЛОР-заболеваний до 95% и выше. Система состоит из портативного эндоскопа и ПО, которое можно установить на смартфон. Таким образом, врач первичного звена может проводить диагностику пациента как в поликлинике, так и на выезде на дом.

Телемедицина позволяет пациентам услышать второе мнение врача, не выходя из дома. Это можно сделать, отправив специалисту свою историю болезни, которая хранится в базе данных. Особенно это актуально для онкобольных, которые часто вынуждены ехать за вторым мнением в другой город или даже в другую страну.

Телемедицинские технологии также могут применять во время помощи населению в чрезвычайных ситуациях (ураганы, наводнения, землетрясения). Когда ураган «Харви» обрушился на Техас в 2017 году, медицинские работники организовали видеоконференции со специалистами других штатов для тех людей, которые пострадали незначительно. Это позволило разгрузить техасских врачей, которые в первую очередь занялись пациентами с тяжелыми травмами.

Еще один способ применения телемедицинских технологий — дистанционные медицинские пункты. Например, американский ретейлер Walmart во многих своих магазинах установил точки с компьютерами [6], с помощью которых можно выйти на связь с врачом. Пациент вводит свои симптомы, попадает в виртуальную комнату ожидания и консультируется по видео со специалистом.

Что ускоряет развитие телемедицины

«Медучреждения будут лучше готовы к таким чрезвычайным ситуациям, чем прежде. Технологии перейдут на новый уровень развития, а телемедицина станет главным трендом. Изменится и планирование расходов всей системы здравоохранения. Мы все видим, какое влияние пандемия оказывает на экономику страны».

Объем рынка и перспективы телемедицины

По данным исследования «Индекс здоровья будущего-2018», дистанционно консультироваться с врачом хотели бы 82% россиян [9].

В чем недостатки телемедицины?

Самый главный минус — как и любые другие системы, предусматривающие хранение данных, телемединские системы подвержены хакерским атакам. Медицинские организации остаются одной из главных целей для онлайн-преступников, поэтому кибербезопасности уделяют особое внимание.

В сентябре 2020 года хакеры взломали базу одного из крупнейших психотерапевтических центров в Финляндии. Они требовали выкуп в €200-540 с каждого пациента и €450 тыс. (около 40 млн руб.) — с самого центра, угрожая опубликовать личные данные десятков тысяч пациентов, включая записи сессий с терапевтами. Подробнее — в материале «Десять самых громких кибератак XXI века».

Существует и ряд технических проблем. Например, провайдеры должны быть обучены, как правильно обслуживать телемедицинские системы. Кроме того, для регионов цена внедрения телемедицины может быть слишком высокой. Техническая платформа должна отвечать жестким требованиям, работать в условиях многосторонней связи и иметь высокое качество изображения, потому что зачастую от этого зависит жизнь пациента — все это стоит очень дорого.

Что сдерживает развитие телемедицины:

«Главное препятствие для внедрения телемедицинских технологий — естественный консерватизм медиков в отношении новых непривычных технологий и вполне оправданный страх руководителей здравоохранения в отношении еще не проверенных решений».

Как будет развиваться рынок телемедицины?

Миллионы людей пользуются услугами телемедицины, и их количество растет с каждым годом. Так что в ближайшем будущем стоит ожидать, что телемедицина будет включать в себя международное сотрудничество врачей — людям больше не придется ездить на консультации в другую страну (как, например, это иногда делают онкобольные).

Пациенты получат доступ к более широкому списку услуг, а время ожидания онлайн-приема у врача сократится, потому что будет больше специалистов, подключенных к программе. Со временем телемедицинская и офлайн-база (то есть данные на бумаге, которые хранятся в обычных поликлиниках) объединятся, и абсолютно вся информация о здоровье людей будет храниться в интернете.

Среди направлений потенциально популярной станет онлайн-психотерапия: лечение депрессии, бессонницы, тревожных расстройств. Еще в 2019 году 30-40% опрошенных положительно высказывались о подобных услугах и были не против ими воспользоваться [10]. Сюда же следует отнести приложения для онлайн-медитаций: к примеру, у приложения Calm в Google Play уже 10 млн скачиваний.

Что значит телемедицинская консультация. Смотреть фото Что значит телемедицинская консультация. Смотреть картинку Что значит телемедицинская консультация. Картинка про Что значит телемедицинская консультация. Фото Что значит телемедицинская консультация

Ожидается, что телемедицина охватит новую аудиторию [11]: если сейчас ей пользуется, в основном, молодежь, то в ближайшие годы вырастет число пациентов среднего и пожилого возраста. Для тех, кто нуждается в постоянном уходе, получат круглосуточный онлайн-доступ к врачам, медсестрам и сиделкам. Это особенно актуально с учетом общемировой тенденции к старению населения.

Что касается технологий, то сервисы телемедицины будут активнее использовать ИИ и большие данные для диагнозов и онлайн-консультаций, а также — умные носимые трекеры для мониторинга жизненных показателей, AR и VR. Это значительно упростит и повысит качество диагностики, а также обеспечит доступ к медицинским картам каждого пациента.

Источник

Телемедицина: как она работает, можно ли ей доверять и дорого ли это стоит?

Россияне постепенно открывают для себя возможности телемедицины — сервиса, который позволяет получать удаленные консультации лечащих и наблюдающих докторов. Стоит ли доверять такому способу оказания врачебной помощи и законно ли это? На что действительно может рассчитывать «телепациент» и что нужно, чтобы им стать? С ответами на простые, но важные вопросы нам помогли отраслевые специалисты.

Телемедицина — это что-то от Елены Малышевой?

Нет, даже если Елена Малышева не раз обращалась к этой теме, к телевидению это имеет самое далекое отношение. Телемедицина — это еще один способ работы врачей с пациентами, основанный на использовании современных средств телекоммуникаций или, говоря проще, общения. Развитие телекоммуникационной среды позволяет врачам и пациентам общаться на расстоянии, поясняет Алексей Карпинский, генеральный директор компании-производителя телемедицинских решений SmartMed.

Выгоды очевидны: телемедицина делает врачебную помощь оперативней и при этом позволяет избежать ненужных личных обращений к докторам. А значит, и очередей, которые встречаются даже в платных клиниках. Кроме того, возможность получить телемедицинские консультации оказывается весьма кстати, когда вы находитесь в зарубежной поездке и вдруг почувствовали недомогание. Даже если врач понимает английский язык, не каждый сможет внятно объяснить причину обращения к доктору. Да и зачем платить местным докторам, когда можно этого избежать?

Все это лишь некоторые плюсы, из-за которых телемедицину и все, что с ней связано, сегодня называют одной из самых динамично развивающихся отраслей здравоохранения, способствующей оптимизации медицинского обслуживания, подтверждает Ольга Полякова, врач-терапевт, занятая в телемедицинском сервисе «Теледоктор24». Само осознание пациентом, что врач, знающий о нем буквально все, находится «под рукой», практически в круглосуточном доступе, повышает качество жизни.

Дистанционное консультирование пациентов — это законно?

В России ежегодно увеличивается количество больных раком

Это абсолютно законно, уверяет профессор Александр Теплов, заместитель директора по образовательной работе московского НМИЦ хирургии имени А. В. Вишневского. В июле 2017 года был принят федеральный закон (ФЗ-242), который внес изменения в основные законодательные акты, регулирующие вопросы информатизации сферы охраны здоровья граждан. Собственно, благодаря этим поправкам в отраслевом законодательстве появилось само понятие «информационные технологии» — с определением, что речь идет об обеспечении дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, с пациентами и, в случае надобности, их законными представителями. В том же году Минздрав издал приказ № 965н от 30 ноября 2017 года. Им был утвержден порядок оказания услуг по телемедицинскому консультированию.

На что по закону может рассчитывать «телепациент»?

Разбор законодательства, легализующего оказание телемедицинских услуг, действительно вскрывает некоторые нюансы. Важно иметь в виду: по закону врач не имеет права выставлять диагноз и назначать лечение (в том числе выписывать рецепт) без первичного очного общения с пациентом, отмечает Ольга Полякова из «Теледоктор24». Первичный прием запрещено делать удаленно. И если вы заболели и впервые решили обратиться к врачу через сервис дистанционного консультирования, максимум, что вы сможете получить, — это самые общие, скорее профилактические рекомендации доктора. И настоятельный призыв как можно скорее показаться врачу.

Зато узнав ваш диагноз после очного знакомства и проведенного осмотра, доктор будет вправе дистанционно консультировать вас по ранее разработанному плану лечения. Более того, допустима коррекция ранее назначенного лечения тем же врачом, который осуществлял очный приём, и выписка рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, говорит Андрей Мельников, врач высшей категории, главный специалист дистанционного сервиса по вопросам здоровья «ТелеМед».

Алексей Карпинский из SmartMed отмечает, что законодательные ограничения способствуют тому, что телемедицинские консультации сегодня в основном проводят врачи общей практики — то есть терапевты и педиатры.

Более узкие специалисты, вроде кардиологов, неврологов и дерматологов, резонно предпочитают очное взаимодействие с пациентом.

Впрочем, добавляет Ольга Полякова, для дистанционного консультирования доступны и они, давая пациенту самое главное — знание. «Осознание причинно-следственной связи между травмирующим фактором и развитием болезни, ориентированность на необходимую тактику диагностики и лечения позволяют улучшить понимание между врачом и пациентом. И, как следствие, повышают эффективность лечебно-профилактических мероприятий», — считает эксперт. В одном из крупнейших телемедицинских сервисов «Доктор рядом» (в настоящее время, по данным самой компании, ее услугами пользуются 5,5 млн. абонентов) Znak.com уточнили, что обращения к узким специалистам составляют примерно 20% от общего числа.

Россияне получат на «Госуслугах» постоянный доступ к своим медицинским картам

Профессор Александр Теплов видит в телемедицине возможности пациента получить не только консультации одного врача, но и консилиумное решение специалистов разного профиля, когда медицинский случай представляется сложным и неоднозначным. В тех же ситуациях дистанционные консультации — это способ получения так называемого «второго мнения», когда другой специалист того же профиля подтверждает или подвергает сомнению поставленный диагноз и назначенный способ лечения.

С этим согласен главный врач израильской клиники медицинского туризма levisrael Виктор Леви, указывающий на проблему: в интересах пациентов, нуждающихся во «втором мнении», нужно озаботиться гармонизацией стандартов, по которым проводятся необходимые медицинские исследования в России и на Западе. Сейчас исследования в России и в других странах с развитой медициной, включая Израиль, проводятся по разным стандартизированным протоколам. А это влечет лишнюю трату денег и драгоценного времени пациентов.

Телемедицина — для тех, у кого есть деньги?

И да, и нет. Дистанционные консультации пациента с лечащим врачом, увы, пока недоступны по договору обязательного медстрахования (ОМС) — то есть по полисам, которые оплачивают работодатели или государство. По словам специалистов, это связано и с техническим обеспечением рабочего места врача государственных или муниципальных клиник (вряд ли стоит упоминать, что оно оставляет желать лучшего), и с отсутствующей на сегодня тарификацией этой услуги в системе ОМС (что куда важнее, ведь получается, что ее оказание государственной или муниципальной клинике никто не оплатит).

Есть и другие организационно-правовой проблемы, на которые, в частности, указывает практикующий врач удаленного доступа Павел Торубаров. Например, в России по разным причинам пока никак не удается должным образом запустить Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ)
— с ее множеством важных и, по идее, функциональных подсистем. Если бы все заработало как надо, это заметно продвинуло бы и развитие дистанционных консультаций. Но одна из характерных сложностей — это требование усиленной квалифицированной электронной подписи, которой должны располагать врачи, занятые в дистанционном консультировании. Но сам процесс получения такой подписи затратен и по времени, и по деньгам, так что готовность ею обзавестись выражает далеко не каждый.

Так что, свидетельствуют эксперты, пока телемедицина практикуется, главным образом, в рамках добровольного медстрахования или как один из каналов коммуникаций между специалистами и пациентами частных клиник.

С другой стороны, оценивая доступность телемедицинских консультаций, стоит заметить, что и в платной клинике теледоктор, как правило, обходится дешевле обычного приема врача, говорит Алексей Карпинский из SmartMed. По крайней мере, фактор цены, помимо удобства, рассматривается как один из стимулов для пациента взаимодействовать с врачом на расстоянии. Если вы время от времени посещаете платные врачебные кабинеты, то знайте: дистанционные консультации будут доступнее по цене, особенно если речь идет о комплексных пакетах обслуживания.

Закон Хабенского: Госдума разрешила навещать родственников в реанимации

И да, не стоит думать, что телеконсультирование совсем не применяется в государственной медицине, парирует собеседник, занятый в сфере ОМС. Применяется, и еще как: особенно в свете разделения доступной медицинской помощи по уровням: от первичной и до высокотехнологичной. Если в малом городе лечащий врач затрудняется в постановке диагноза или определении тактики лечения, то посредством телемоста он советуется с другими докторами, в том числе работающими в центрах оказания высокотехнологичной медпомощи. То есть взаимодействие осуществляется в основном не по линии «врач — пациент», а по линии «врач — врач». Хотя, как правило, такие консультации с коллегами доктора предпочитают проводить в присутствии самого пациента. В случае необходимости консультанты зададут вопросы ему напрямую, а он, в свою очередь, сможет что-то спросить у них.

Что нужно, чтобы получить услуги телемедицины?

Не так много. Во-первых желание, подкрепленное, как мы уже поняли, некоторыми финансовыми возможностями. Во-вторых, подключение к интернету и компьютер либо смартфон или другое устройство с базовыми функциями голосовой и видеосвязи. Иначе говоря, техническая основа для онлайн-общения с доктором. Далее нужно понять, с кем общаться. «Обычный интернет-поиск по запросу „телемедицина“ предложит множество доступных сервисов. Это будут либо агрегаторы подобных услуг, либо прямые ссылки на клиники, которые практикуют дистанционное консультирование пациентов», — рассказывает Алексей Карпинский.

Таким образом, пойти можно двумя путями. Первый — уточнить, предоставляют ли клиники в вашем регионе услуги дистанционного консультирования и получить дальнейшие инструкции от специалистов медцентра. Второй путь — не привязываться к конкретным клиникам, а выбрать одно из мобильных приложений или сайтов, которые в зависимости от ваших потребностей свяжут вас с нужным доктором. Таких уже неплохо зарекомендовавших себя интернет-сервисов на сегодня достаточно: начиная от «Яндекс.Здоровье» и заканчивая DOC+, «ОнлайнДоктор», «ТелеМед», «Доктор рядом» и другими.

Третий вариант — предложения от страховых компаний, которые предоставляют своим клиентам медицинские сервисы в рамках добровольного медстрахования. Например, в марте 2018 года такую услугу стала предоставлять компания «Сбербанк страхование жизни». За год на нее подписались 4 млн клиентов, рассказали в компании. Услуга предоставляется через сайт или мобильный софт DocDoc, которые дают возможность получить дистанционные консультации, записаться на очный прием и диагностические процедуры. Сервис сотрудничает с 10 тыс. врачей, работающих в разных клиниках и по разным направлениям.

Собранная за это время статистика подтверждает: самые востребованные телемедицинские врачи — терапевты и педиатры, поделилась Екатерина Коломенцева, директор по развитию медицинского страхования.

Чаще всего удаленными медицинскими консультациями пользуются женщины в возрасте 25-40 лет, проживающие в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В Уральском округе почти половина обращений приходится на Свердловскую область.

Есть ли риск стать жертвой мошенников?

Есть, как и почти везде, где вы платите живые деньги. К тому же сфера новая, и ее правовое регулирование находится в самом начале. Применительно к телемедицине специалисты видят две проблемы: собственно мошенничество, цель которого — обогатиться на обмане пациентов мнимыми докторами, и утечка персональных данных и врачебной тайны.

Медицинский термометр: какой выбрать для домашней аптечки?

В первом случае специалисты советуют при выборе телемедицинского сервиса обращать первоочередное внимание на наличие у провайдера действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности. Если у клиники нет медицинской лицензии, стало быть, и о телеконсультировании ее докторами быть не может речи. Важны также перечень направлений, по которым проводятся дистанционные консультации, и квалификация практикующих врачей, обращает внимание Екатерина Коломенцева из «Сбербанк страхование жизни». Пожалуй, самое верное тут — выбирать именитые, давно работающие клиники, которые заботятся о своей репутации. Такие клиники, например, пока не возьмут на себя смелость удаленно ставить диагнозы и выписывать рецепты. А если такое происходит, то это повод насторожиться.

Кроме того, крупные сервисы с квалифицированными врачами никогда не предлагают консультации посредством социальных сетей или открытых форумов. Они имеют сайт, где представлена исчерпывающая информация о специалистах, предоставляемых ими услугах и партнёрах, дополняет Андрей Мельников из сервиса «ТелеМед».

Что касается заботы о конфиденциальности данных, то здесь проблема общая для всей отечественной медицины: пока пациентам остается уповать на профессионализм и порядочность медперсонала.

Михаил Кондрашин, технический директор Trendo Micro в странах СНГ, Монголии и Грузии, считает, что законодателю придется еще много поработать в этом направлении. Надо учитывать, во-первых, предполагаемую массовость услуги, а во-вторых, специфику информации, собираемой и хранимой в электронном виде. Как специалист в области кибербезопасности Кондрашин свидетельствует: рассчитывать на сознательность конечного пользователя — в данном случае медперсонала — совершенно недопустимо. Поэтому необходимо, чтобы вся ответственность в деле защиты данных была возложены на оператора — то бишь на организацию, предоставляющую услуги телемедицины. Однако, дополняет врач удаленного доступа Павел Торубаров, в России пока даже нет четкого регламента обмена электронной медицинской информацией и сохранения ее конфиденциальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *