Что значит техническое задание
Как писать ТЗ: инструкция по составлению грамотного техзадания
Что такое техническое задание
Техническое задание — это то, с чего начинается качественный функциональный продукт. По крайней мере, если таковым является само ТЗ. Если документ будет составлен непрофессионально и без должного внимания, результат окажется соответствующим.
Учитывая характер целевой аудитории блога и общие тренды, скорее всего, имеет смысл описывать технические задания конкретно на цифровые продукты. Во многом так и будет, но нельзя забывать, что и самые обычные, «аналоговые», продукты тоже требуют документации. Они требовали её ещё до появления самого интернета. Поэтому для расширения кругозора и для пользы представителей нецифровых отраслей, стоит приводить отсылки и к оффлайн-проектам.
Для чего нужно техническое задание?
Техническое задание не менее значимо, чем юридический акт, в деле закрепления прав и обязанностей сторон — заказчика и исполнителя.
Фактически это инструкция для разработчиков, конструкторов и других непосредственных создателей конечного продукта. Но по сути техническое задание, определяя жёсткие требования к каждой детали, делает сотрудничество заказчика и исполнителя безопаснее и комфортнее.
Когда каждая мелочь регламентирована, всё на своих местах, все при своих полномочиях и обязанностях, остаётся мало пространства для нечестного манёвра и недопонимания. Идеально, когда его вообще не остаётся.
Более того, конкретное и целостное техническое задание — это первый шаг к качественному результату. Чтобы продукт работал чётко, без сбоев, да и просто безопасно — это тоже периодически стоит на повестке — все его элементы должны быть продуманы. Тщательно и скрупулезно.
Техническое задание — основа как простых односложных продуктов, так и высоконагруженных систем. В каждом случае сценарии функционирования должны быть предусмотрены. Любое действие пользователя должно быть предугадано, и ответом на него должен быть полезный результат.
Именно для того, чтобы работа с конечным продуктом вызывала положительный отклик пользователя и решала его задачи, необходимо проработать идею и детали проекта на самой ранней стадии.
Кто должен составлять техническое задание
Чтобы понять, как составить техзадание, важно определиться с тем, кто именно это будет делать. На этот вопрос нет однозначного ответа — ТЗ для задачи может составить заказчик или исполнитель, в отдельных случаях — это совместная работа.
Заказчик
В этом случае исполнитель будет четко понимать, что и когда ему потребуется делать. В результате получится точно рассчитать стоимость работ и срок, отведенный на их выполнение. Однако иногда составитель ТЗ не понимает того, что именно должен предоставить им исполнитель, из-за чего с составлением ТЗ возникают проблемы.
Исполнитель
Исполнитель, занимающийся составлением ТЗ, присылает заказчику бриф с вопросами по задаче. Так специалист выясняет цель работы и свою пользу для клиента. После этого проходит интервью, и в режиме диалога стороны уточняют рабочие нюансы. Исполнитель изучает конкурентов и целевую аудиторию, чтобы добавить эту информацию в техническое задание.
Такой способ составления ТЗ удобен, когда заказчик полностью доверяет исполнителю, а исполнитель достаточно компетентен, чтобы разобраться в задаче самостоятельно.
Совместно
Совместное формулирование ТЗ начинается с того, что заказчик озвучивает исполнителю требования относительно будущего задания. Подрядчик, в свою очередь, предлагает, как улучшить проект, и только после этого составляется техническое задание. Этот способ, как и предыдущий, работает на доверии, этичности и профессионализме сторон.
Как составить техническое задание
Главные требования к техническому заданию — это продуманность и полнота. Так как составители не всегда способны им следовать, были разработаны общие стандарты разработки ТЗ.
В вакансиях на должность системного аналитика или технического писателя можно встретить требование: знание ГОСТ 19 и ГОСТ 34. Из названия легко понять, что это общегосударственные стандарты, образцы разработки технических заданий на территории России.
Эти два ГОСТа имеют отношение только к программным комплексам — к сайтам, приложениям и системам автоматизации. Другие ТЗ придется писать по совершенно другим правилам.
ГОСТ 19 был введён в 1980 году. Учитывая, что основные принципы программного обеспечения почти не поменялись, документ еще не утратил своей актуальности. Это можно сравнить со строительством зданий: меняются материалы и конструкции, но общие понятия — фундамент, стены, перекрытия — сохраняются.
Согласно тексту Постановления, согласно которому принят данный стандарт, назначение его следующее: «Устанавливает порядок построения и оформления технического задания на разработку программы или программного изделия для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения».
Само техническое задание должно содержать следующие пункты:
Более новый стандарт — ГОСТ 34, но он новее всего на 10 лет. То есть, введён с 1 января 1990 года.
Формулировка назначения выглядит так: «Распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания…».
Текст технического задания строится по структуре:
Разумеется, за прошедшее время подходы были пересмотрены. Введены новые правила и рекомендации. Сами ГОСТы перешли в разряд базовой опорной точки, а конечный результат остаётся на усмотрение составителей. Тем не менее, при работе с госзаказчиками необходимо брать за основу именно ГОСТ.
ISO/IEC/IEEE 29148
Разработанный Международной организацией по стандартизации ISO, данный современный стандарт пригоден для использования помимо всего прочего в международных проектах.
Последняя редакция — ISO/IEC/IEEE 29148:2018, но, к сожалению, она отсутствует в открытом доступе, поэтому возьмём за основу предыдущую, от 2011 года.
По аналогии с ГОСТами, стандарт содержит два раздела. Один из них, SyRS — System Requirements Specification — определяет общие требования к построению систем, их принципам и характеру взаимодействия пользователя с ними. По похожей схеме составлен ГОСТ 34.
SRS — Software Requirements Specifitaion — по аналогии с ГОСТ 19, содержит требования к конечному программному продукту.
Общая схема строится следующим образом:
Порядок документирования требований
Выйдем немного за пределы тематики и скажем несколько слов о том, из чего состоит весь процесс документального сопровождения продукта. Ведь он не ограничивается техническим заданием. Сложность сопроводительной документации растёт вместе со сложностью и масштабом продукта.
Разработка лендинга на Тильде или запуск таргетированной рекламы Вконтакте радикально отличаются от создания высоконагруженной биллинговой системы банка. Если первые два продукта способен создать один человек, то последний может потребовать команды из нескольких десятков специалистов из многих областей.
В основном, уместен в контексте продуктов низкой и средней сложности. Например, небольшой сайт, воронка продаж или даже копирайтинг.
Бриф обращён к заказчику и не предполагает жёстких финальных требований или детального описания результата. Выверенной должна быть только структура опросника. В него могут входить такие пункты, как:
Вопросов на которые отвечает заказчик, может быть до 20–30, но не более, иначе это становится большой нагрузкой. Задача брифа в том, чтобы получить общее направление для обсуждения.
Такой опрос удобно разместить на сайте, если он не сложный. Его можно запрограммировать или дать ссылку на Google формы. Либо просто разместите кнопку обратного звонка, чтобы задать вопросы и проконсультировать клиента прямо в режиме реального времени по телефону.
Виджет обратного звонка, как инструмент, подходит не только для созвонов с партнерами, но и для клиентского сервиса. Это всплывающее окно предлагает указать контактный номер,по которому перезвонит сотрудник поддержки. С виджетом обратного звонка от Calltouch вы можете собирать заявки даже в нерабочее время, а также записывать и тегировать звонки.
Виджет обратного звонка для сайта
Технико-коммерческое предложение
Здесь речь заходит о действительно крупных проектах. В противном случае нецелесообразно прилагать излишние усилия к созданию подобных документов.
ТКП разрабатывается в рамках маркетинговых мероприятий, когда продукт предлагается потенциальным заказчиком. Если у вас есть собственная концепция, готовая к внедрению или масштабированию, на её основе можно сделать предложение.
Документ содержит не просто идею и общее описание, но некоторые технические подробности. На их основе заказчику удобнее принимать решение, так как он сразу может увидеть, насколько характеристики продукта согласуются с той инфраструктурой, которая есть в наличии.
Бесполезно предлагать промышленные системы вентиляции маленьким кофейням. В других случаях помещение может отвечать требованиям, но электроснабжение окажется несовместимым с требованиями оборудования по питанию.
Технические требования
Если в ТКП требования приводятся самые основные, для ознакомления, то при заинтересованности заказчика с ним составляются уже более детализированные перечни требований.
Техническое задание
Собственно, предмет статьи. Предварительные сведения даны в предыдущих пунктах, а ценные советы ждут вас в следующем разделе.
Технический проект
Этап «живого» проектирования продукта. Здесь начинаются активные действия по разработке решений согласно ТЗ. В ходе работы уточняются и проясняются отдельные нюансы, требования, доработки.
В соответствии с практическими наработками, составляются новые задания и требования — частные технические задания по отдельным подсистемам (ЧТЗ).
Эксплуатация
Важно помнить, что после сдачи проекта стороны распределяют между собой обязанности по поддержанию работоспособности системы. Это тоже должно быть прописано — например, в техническом задании, если не предусмотрено другого порядка.
Перед эксплуатацией и во время неё создаются различные регламенты, описания сервисов, инструкции. Актуализируются текущие версии документов.
Когда условия работы или технологии модифицируются, приходится вносить правки в документы и внедрять изменения в продукт.
Рекомендации по составлению ТЗ
Правильное ТЗ составляют по универсальному шаблону. Он формируется из следующих элементов.
Дайте подрядчику общую информацию
Подрядчик должен понимать, чем занимается компания и кто ваша целевая аудитория. Так исполнитель сможет глубже вникнуть в поставленную задачу и избежать элементарных ошибок. При озвучивании идеи важно отметить конкурентные преимущества и особенности проекта.
Покажите конкурентов
ТЗ должно содержать ссылки на похожие проекты с дополнительным описанием. Это поможет исполнителю оценить удачные примеры чужих разработок и избежать характерных проблем при реализации. Кроме того, выявление чужих особенностей позволяет создать собственное уникальное решение.
Распишите сценарии использования продукта
Сценарий нужен для понимания принципа работы продукта. Например, если область работы касается IT, сценарий отвечает на вопрос «Как будет вести себя пользователь?» и дает понимание главных функций сайта.
Ведите историю правок
В начале документа создайте таблицу со столбцами “дата”, “описание”, “автор”. В ней записывается история изменений документа, благодаря которой легко понять, на каком этапе возникло то или иное требование, дополнение, противоречие.
Составляйте список терминов и сокращений
Это правило грамотного подхода к формированию документа. Основной текст предваряется словарём, в котором записаны специальные термины, не являющиеся общеупотребимыми. Особенно уделите внимание тем аббревиатурам и словам, которые применяются только в данному проекту.
Прописывайте каждую деталь
Сайт — это не только код, но и мощности, на которых он работает. В первую очередь, определите, на каком сервере будет размещён сайт, какие у него параметры: ёмкость, оперативная память и другие.
Пропишите периодичность и порядок оплаты сервера — передаст ли заказчик обязанность бухгалтерии или же вы будете получать ежемесячную абонентскую плату, из которой сами должны распределять средства на те или иные нужды.
Позаботьтесь о пользователях. Продумайте, какими браузерами и устройствами они пользуются, какое у них разрешение. Адаптируйте сайт, если речь идёт о нём, под различные технические характеристики устройств.
Не оставляйте белых пятен. При наведении на рисунок, он скрывается? Хорошо, но уточните — он уезжает влево? Становится прозрачным? С какой скоростью? Как он появляется опять? Малейшая деталь без чёткой логики ставит разработчиков и весь процесс в тупик.
Опишите требования к проверке проекта
На этапе составления техзадания продумайте чек-лист, по которому заказчику будет понятна степень успешности реализованного проекта. Так можно быстро оценить проделанную работу и не забыть о значимых нюансах.
Бывают случаи, когда исполнитель работает за фиксированную плату и некий процент от продаж. Например, вы заказали на таких условиях настройку таргетированной рекламы у фрилансера. Чтобы честно оценить его работу, вам поможет сервис сквозной аналитики от Calltouch. Он формирует отчет о результатах рекламных кампаний: сколько было звонков и заявок, и сколько из них привели к оформлению заказа. Вам не придется высчитывать KPI — итоги работы наглядно отражены в личном кабинете.
Сквозная аналитика
Когда ТЗ не нужно
Техническое задание требуется не каждому продукту. Иногда достаточно предпроектного исследования, чтобы изучить потребности клиентов вместе с аналитиком. После этого следует решать, есть ли необходимость в ТЗ.
Зачастую более гибкие методологии, работающие на создание продукта, позволяют успешно и оперативно использовать ресурсы компании. Например, сначала формируется маленький прототип, который тестируют, и на основании обратной связи от клиентов корректируют до полноценного продукта.
Выводы
Техническое задание — важный этап подготовки к работе над проектами. Его составление помогает заказчику сформулировать суть задачи, а исполнителю дает понять, как ее выполнить. Составить ТЗ может заказчик, исполнитель или заказчик вместе с исполнителем. Выбор варианта сотрудничества зависит от сложности работ и навыков специалиста.
Техническое задание: законодательные требования и сложившаяся практика
Сложность составления технического задания состоит в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно того товара, в котором нуждается заказчик, но при этом не должно быть нарушено антимонопольное законодательство. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик не могут быть «подогнаны» под конкретную марку или определенного производителя. В противном случае такие действия по нормам Федерального закона «О защите конкуренции» могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий.
Теоретически заказчик может и не предъявлять никаких требований к товарам, но тогда ему ожидаемо поставят самое худшее из возможных.
Типичные нарушения заказчика при составлении технического задания
Нарушение 1: неясные формулировки, значения
Из описания объекта закупки должно быть однозначно понятно, что заказчик собирается закупить. Требования к показателям характеристик (min, max или точные значения) следует указывать недвусмысленно, предельно понятно и доступно. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 33 документация должна содержать требования, которые позволяют установить подходят ли предлагаемые товары, (работы или услуги) заказчику. Не следует использовать термины наподобие «не хуже», «не слабее» и тому подобные, это не объективное описание. Что для заказчика лучше, а что хуже, поставщик не обязан знать или угадывать.
Характеристики объекта закупки, например, могут выглядеть так:
«Требования к товару. Товар (далее — мебель) должен соответствовать ГОСТ 16371-2014 «Мебель. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 15.06.2015 № 683-ст), ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры столов». Наименование товара — стол эргономичный. Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота): — минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см; — максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см. При этом высота не подлежит изменению. Цвет: коричневый. Требования к столешнице: Материал — высококачественная МДФ, толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм. Облицовка — ПВХ-пленка. Столешница должна быть эргономичной и иметь плавные края. В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой.»
Бывает, что заказчики ошибаются при указании требований диапазонными значениями. Например, «ширина более 360 мм и менее 214 мм». Иногда при описании объекта закупки не учитываются собственные инструкции по подготовке заявок: «В случае, если присутствует слово «диапазон», «в пределах», то поставщику необходимо предоставить диапазон значений ниже установленного заказчиком». Каким образом это понимать в случае температурного диапазона непонятно.
Достаточно часто заказчики переписывают с государственных стандартов все подряд характеристики, при этом товар не может обладать всеми требуемыми характеристиками одновременно. Например, что касается подвижности и жесткости бетона ГОСТ 7473-2010. Бетон может быть либо жестким (Ж), либо подвижным (П). Это взаимоисключающие характеристики. Однако, заказчики умудряются вписать в техзадание и то и другое: жесткость Ж1-Ж4; подвижность П1-П4. Материала с такими характеристиками не может быть. И это является нарушением ч. 2 ст. 33 44-ФЗ.
Должны быть обязательно указаны правильно единицы измерения показателей характеристик. В практике были случаи, когда заказчики указывали «м» вместо «мм».
Термины характеристик, их единицы измерения должны соответствовать техническим регламентам. В противном случае, заказчику придётся обосновать применение иных терминов и единиц измерения.
Установление излишне детализированных требований к материалам, из которых изготавливается товар также будет нарушением закона.
Нарушение 2: ссылка на ГОСТ без какого-либо описания
Ещё одно распространённое нарушение — это перечисление в техническом задании ГОСТ, без привязки к конкретным товарам. Позиция ФАС в этой ситуации такова, что подобное описание объекта закупки не позволяет идентифицировать каждый товар, и не позволяет потенциальному поставщику подготовить заявку должным образом.
Нарушение 3: отсутствие фразы «или эквивалент»
Распространённой ошибкой также является указание в описании объекта закупки требования к товарному знаку без ссылки на возможность применения эквивалента, что может привести к ограничению конкуренции. Узнайте подробнее об этом требовании закона в видео на сайте Школы электронных торгов «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию»
В общем случае при составлении закупочного ТЗ заказчик должен следить за полной безликостью описываемого объекта, то есть в нем не должно быть никаких требований и даже намеков на конкретные товарные знаки, производителей или даже страну происхождения товара.
Ещё несколько рекомендаций при составлении техзадания по 44-ФЗ
На самом деле, грамотно подготовить описание объекта закупки, техническое задание по 44-ФЗ, без наличия специальных знаний в конкретной области довольно непросто. Некоторые заказчики даже создают закупку на оказание услуг по подготовке техзаданий. Но и самостоятельно это сделать вполне реально, если внимательно изучить требования к объектам закупки, сопоставить со своими потребностями и точно следовать правилам описания объекта закупки по 44-ФЗ.
Нужно иметь в виду, что в маркировке изделий зашифрованы некоторые характеристики. К примеру, техническим заданием предусмотрен материал «плитка тротуарная» с маркировкой «Классико 1КО.4», техзаданием никаких требований к толщине плитки не предъявлено. Согласно расшифровке маркировки, её толщина составляет 4 см. (последняя цифра маркировки указывает на толщину в смантиметрах). Однако, при исполнении контакта выяснилось, что требовалась плитка толщиной 6 см. От толщины плитки зависит нагрузка, которую она может выдержать. Неграмотно составленное техзадание привело к закупке материала, который не удовлетворяет необходимым требованиям. Поэтому нужно тщательно проверить маркировку всех материалов в техническом задании и указать все основные, важные требования к материалам.
Желательно не копировать описание товаров с различных сайтов. Информация в описании может не быть достоверной и окажется, что заявленным требованиям не соответствует ни один товар. Существует большая вероятность, что под данное описание подходит единственный товар. Это может расцениваться как ограничение конкуренции.
Все требования к характеристикам не должны иметь двусмысленное толкование. Иначе будет очень много запросов на разъяснение. Зачастую бывает так, что при множестве запросов, заказчик не может успеть в установленные сроки ответить на них по существу и времени на корректировку технического задания может не оказаться. На основании этого, иногда заказчик в разъяснении указывает, что достаточно подачи одного лишь согласия, без указания на материалы. В свою очередь, это снижает шансы закупить именно то, что необходимо, так из заявки не видно какие материалы будут использованы при исполнении работ.
Инструкцию по подготовке заявки лучше составлять уже после описания требований к техническим характеристикам. Инструкция должна не запутывать участника, а конкретизировать требования технического задания, во избежание множества запросов от участников. Несоответствие технического задания инструкции, создающее препятствие для подготовки заявки, может спровоцировать направление жалоб в УФАС потенциальными участниками закупки.
Какие ещё требования важно указать в техзадании:
Главные правила
Распространенные вопросы
Вопрос: Можно ли прописывать на поставку запасных частей указание «оригинальных»?
Ответ: Можно, если речь идет о продукте, стоящем на гарантии, либо присутствует необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию.
Вопрос: Обязательно ли прописывать идентификационный код закупки в техническое задание?
Ответ: Идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В ТЗ его указывать не обязательно.
Вопрос: Нужно приобрести прибор для научных исследований к уже имеющейся системе из 3-х приборов одного производителя. Необходимо полное совмещение всего в работе. Эквивалент не желателен. Можно не писать эквивалент и указать производителя? Система тонко настраиваемая и дорогая.
Ответ: Если Ваш случай подходит под «…за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком…) – можно, в других случаях — нельзя.
Вопрос: Можно ли в техзадании по капремонту указать узкие показатели, например, цвет стен с конкретным колером, приложить пример композиции из гипсокартона на потолке, конкретную коллекцию плитку без эквивалента, ссылаясь на эстетические предпочтения?
Ответ: При формировании технического задания заказчики должны руководствоваться требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Цвет стен — это выбор заказчика, это его потребность, не ограничивающая число поставщиков. Макет, эскиз композиции из гипсокартона на потолке — это также потребность заказчика, все исполнители смогут повторить приведённый в документации макет. Коллекция плитки без эквивалента — это нарушение пункта 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ: «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент».