Что значит табу на общение
Значение слова табу. Табу у аборигенов Полинезии, у Фрейда и в наши дни
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд рассматривал табу как основу культуры, которая начинается с запрета на убийство и кровосмешение.
Табу у аборигенов Океании
Н.К. Чуковский. «Матрос Рутерфорд в плену у новозеландцев»
Отто Коцебу. «Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг.»
Сегодня в этнографии термином «табу» обозначают любые религиозные запреты.
Сериал «Табу» с Томом Харди
Табу. Примеры употребления
Учитель, какой бы он негодяй ни был, всегда прав, потому что он учитель или особа священная, что-то вроде новозеландского табу; трактирщик же всегда виноват, потому что он трактирщик и кулак.
А.П. Чехов. «Именины» (1888)
Изумление и страх пред женщиной сохранились и до нашего времени, в «табу» диких племен.
Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925)
Пусть мутный и тусклый жаргон станет табу для всех педагогов-словесников.
К.И. Чуковский. «Живой как жизнь (разговор о русском языке)» (1962)
О Лере старались не упоминать. Эта тема была табу.
Юрий Трифонов. «Утоление жажды» (1959-1962)
Потому и существует языковое табу, что требуются сильные, запредельные, невозможные выражения для соответствующих чувств при соответствующих случаях.
Михаил Веллер. «Ножик Сережи Довлатова» (1997)
Для каждого из нас табу необходимо. Если мы дадим возможность проявлению животного начала в себе, мы перестанем быть людьми.
Владимир Шахиджанян. «1001 вопрос про ЭТО» (1999)
К числу табуированных тем чуть ли не до конца 1980-х годов принадлежали и принудительные миграции в СССР.
Павел Полян. «В далекие края. Книги о репрессивных принудительных миграциях в СССР» (2002)
Значение слова табу. Табу у аборигенов Полинезии, у Фрейда и в наши дни
Что такое табу
Табу — это абсолютная невозможность совершения определенного действия. Это как проклятие навсегда. Оно непоколебимо и не допускает возможности преступить ту черту, которую запрещено преступать. Значение его несколько двойственное: с одной стороны – это нечто священное, недоступное для простого человека, с другой – жуткое, страшное и жестокое. Изначально понятие было сводом религиозных запретов, сегодня оно перенесено в плоскость внутренних моральных ограничений. Другое, обыденное значение этого понятия – священный.
Само слово «табу» имеет полинезийское происхождение, где оно означает запрет сакрального значения. Жесткие ограничения, которые транслируют служители культа, зачастую не обоснованы, но являются чем-то естественным для всех, кто находится в их власти. До того, как слово попало в наш язык, понятие жестких ограничений существовало во всех религиях мира.
Собственно, религия – это и есть кодекс запретов для всех людей вне зависимости от происхождения, социального статуса материального положения. Но за нарушение одних можно было получить словесное нравоучение, а за попирание других моментально следовало жестокое наказание высших сил. Почему такая разница? Потому что табу и моральные нравоучения – разные вещи. Моральные нравоучения можно обойти, схитрить, купить индульгенцию. Табу – нет.
Табу в религии
Табу вводились религиозными служителями по нескольким причинам. Первое – это проведение границы между людьми и сакральными предметами, которые способны отделить священное от обыденного и обыденное от священного. Второе – это возможность поддержать порядок в общине. Так, например, под строжайшим запретом были сексуальные связи между близкими родственниками. Без знания генетики объяснить воспрещение было сложно, поэтому табу описывалось кратко: «Нельзя. И точка. Иначе кара небесная». Причем служители культа часто выполняли наказание задолго до высших сил, чтобы другим было неповадно.
Сегодня религиозные запреты сохранились, прежде всего, в отношении пищи. Собственно, Библейское повествование начинается именно с запрета съесть плод с дерева добра и зла. С его нарушения и случилось грехопадение человечества, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Пищевые религиозные ограничения – это строгие понятия поста в христианстве, кошерная пища в иудейской религии, халяльная в мусульманстве. Другие ограничения касаются поведения вообще или в определенные дни, одежды, изображения живых существ и другие.
Первые научные исследования
Первым исследователем, который классифицировал тему табуирования был шотландский этнограф, антрополог и религиовед Джеймс Джон Фрейзер (01.01.1854-07.05.1941). Он первым описал табу с точки зрения двух противоположных понятий – магических ритуалов и здравого смысла. В своей книге многочисленные запреты разных народов он разделил по сферам жизни:
Вывод из этого исследования был интересным: людям всегда нужен был образец, к которому они стремились. Люди видели безупречную модель жизни и мечтали жить так же. Но для того, чтобы достичь заоблачных высот им приходилось подчиняться тому самому идеалу.
Удивительно, но многие запреты, описанные в книге, мы помним и сегодня. Причем следуем им даже не задумываясь о происхождении. Так, например, многие не выбрасывают срезанные ногти и волосы, не дарят острые предметы, не завязывают узлы.
Видео
Роль табу сегодня
Сегодня подтверждением тому, что система табу во многом потеряла свое влияние на некоторые сферы жизни общества, служит существование однополых браков. Раньше ввиду необходимости продолжать человеческий род, подобные отношения были запрещены. Сейчас же большая часть социума спокойно воспринимает существования однополых пар. А легитимность абортов и эвтаназии показывает свободу от запрета на убийство.
Несмотря на то что табу во многом утратило контроль над некоторыми сферами жизни общества, тем не менее, во многих странах еще остались свои табу.
Фрейд табу и амбивалентность
Зигмунд Фрейд (06.05.1856-23.09.1939) в своей книге «Тотем и табу» рассматривает табу порождение амбивалентности. Амбивалентность – это двойственность чувств по отношению к чему либо. Получив жесткий запрет, человек с одной стороны испытывает священный трепет, с другой – неудержимое желание его нарушить.
Фрейд привязывает понятие табу к теме психоанализа, исследования бессознательной части душевной жизни персональной и коллективной психики. В своих работах он описывает людей, что сами создали себе жесткие табу и следуют им не хуже полинезийских дикарей. Фрейд даже ввел понятие «болезнь табу» – ничем не обоснованную болезненную навязчивость, которая приводит к бесконечным спорам с самим собой, нервозности и навязчивым ритуалам.
Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.
В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия, мысли, эмоции, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.
Табу в наше время
Современное общество не производит таких категорических табу. Ученые утверждают, что количество моральных запретов зависит от уровня развития цивилизации. Одно дело – невозможность взглянуть на верховного правителя, другое – табу на убийство. Хотя многое также зависит и от самого человека. Если для одного утверждение «Не укради» находит отклик в душе, то для другого это, скорее, вызов. Все же человеку свойственно делать то, что идет ему на пользу и вредит окружающим. И останавливает его от активных действий совсем не мораль, а боязнь общественного осуждения и уголовный кодекс.
Юридические ограничения прописывает государство, которое способно наказать не хуже верховного жреца. Раньше все табу были прописаны в религиозных книгах, но сегодня многие не следуют строгим религиозным нравоучениям. Внутренние запреты продиктованы этикой и родительским воспитанием, а внешние – юридическим законом. Когда человек неосознанно или намеренно нарушает порядок, причиняет вред окружению, окружение говорит «Нам это не нравится, это ущемляет наши интересы» и создает определенные законы.
Во многих странах существуют культурные или поведенческие запреты. За их нарушение никого не посадят в тюрьму, но для окружающих нарушитель становится изгоем. То есть сам попадает под влияние табу. Например, в Японии нельзя заходить в дом в уличной обуви, жалеть плачущего человека или обращаться к вышестоящему начальнику без его разрешения. В буддийских странах запрещено прикасаться к голове ребенка, а в Швеции нельзя дарить гвоздики, которые считаются траурными цветами. И это только некоторые из большого числа ограничений. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, их стоит придерживаться.
Табу на пищевые продукты
Одним из самых распространенных видов табу в современном мире является запрет на ту или иную пищу.
Так, исходя из религиозных соображений, мусульмане не едят свинину. В Японии перед боем борцам сумо запрещается употреблять в пищу все виды мяса кроме курицы. Этот запрет обуславливается тем, что все четвероногие животные могут стать причиной поражения в поединке. Борцам сумо нельзя касаться поверхности земли ничем, кроме своих стоп. Поэтому в пищу можно употреблять передвигающуюся только на двух лапах курицу.
В Индии пищевым табу является употребление говядины. Корова в Индии считается священным животным, поэтому этого мяса нет в рационе питания индийцев.
В Камбодже, в целях защиты исчезающих видов животных, был введен запрет на изготовление ранее популярных блюд из мяса тигров, черепах и дикобразов.
Приведенные запреты разных стран показывают сущность и определяют значение слова «табу».
Значение слова табу и изменения, которое оно претерпевало с течением времени
Порядок в современном обществе существует благодаря множественным законам, регулирующим отношения между людьми. Именно благодаря четкой системе норм и предписаний сформировалась модель поведения человека, принадлежащего к цивилизованному обществу. Для успешного взаимодействия друг с другом людям требуется четкая структура дозволенностей и запретов, исходя из которой, они могут стать полноценными представителями социума. Без подобных предписаний большим социальным группам трудно было бы удерживать порядок и налаживать успешную коммуникацию между их членами.
Что означает слово «табу»?
Первоначально оно трактовалось как запрет, налагаемый на какое-либо действие, модель поведения, пищевой продукт и т. д. Пренебрежение ним вело к наказанию, налагаемому сверхъестественными силами. Сегодня этот термин претерпел некоторые изменения. Сейчас под значением слова «табу» понимают что-либо запрещенное, исходя из общепринятых правил, не обязательно связанных с религиозными запретами. Сакральный смысл в ходе времени был утерян.
В постиндустриальном обществе многие понятия сменили статус с «запрещенных» на «разрешенные». Например, результатом прошедшей в 60-х годах сексуальной революции стало снятие табу на сексуальность.
История табу
Этот феномен на протяжении долгого времени являлся средством поддержания порядка в обществе и урегулирования конфликтов. Главной причиной возникновения табу стало стремление людей найти решение проблемы вымирания. Именно с возникновения запретов, которые являлись ядром нормативных установок, можно вести отсчет начала человеческой цивилизации.
Роль табу была велика не только в первобытном обществе. В XVII – середине XIX в. табу тесно переплеталось с существующими религиями, наблюдалась взаимосвязь между заповедями и рядом табу. Но уже в конце XIX – начале XX века, с распространением атеизма, актуальность табу ставится под сомнение, а также изменяется значение слова «табу».
Фрейд в своих работах также освещал данную тему. По его мнению, у системы запретов есть две стороны, с которых можно давать оценку этому явлению. С одной стороны, именно табу стали регулятором отношений межу людьми и задатком для появления цивилизации. С другой стороны, запреты подавляют инстинктивную природу человека, результатом чего стали психические заболевания.
Роль табу сегодня
Сегодня подтверждением тому, что система табу во многом потеряла свое влияние на некоторые сферы жизни общества, служит существование однополых браков. Раньше ввиду необходимости продолжать человеческий род, подобные отношения были запрещены. Сейчас же большая часть социума спокойно воспринимает существования однополых пар. А легитимность абортов и эвтаназии показывает свободу от запрета на убийство.
Несмотря на то что табу во многом утратило контроль над некоторыми сферами жизни общества, тем не менее, во многих странах еще остались свои табу.
Табу в разных культурах
Тема о распространенных в обществе запретах тесно связана с темой этики и морали. Табу подвержены постоянным изменениям. Наряду с происходящими переменами в обществе, меняется и система запретов. Ограничения существуют не только на общем уровне, но и на индивидуальном. Каждый человек может определить для себя целесообразность тех или иных запретов, или же создать собственную систему табу.
В разных странах и культурах существуют свои табу. Так, например, в мусульманских странах они определяются не обществом, как в большинстве стран современного мира, а системой верований.
Примером табу, обусловленного обществом, является запрет на курение. Так, сегодня в большинстве стран оно не разрешено в общественных местах, пренебрежение же этим влечет за собой денежный штраф. А в Объеденных Арабских Эмиратах за нарушение данного запрета предусмотрен тюремный срок.
Табу на пищевые продукты
Одним из самых распространенных видов табу в современном мире является запрет на ту или иную пищу.
Так, исходя из религиозных соображений, мусульмане не едят свинину. В Японии перед боем борцам сумо запрещается употреблять в пищу все виды мяса кроме курицы. Этот запрет обуславливается тем, что все четвероногие животные могут стать причиной поражения в поединке. Борцам сумо нельзя касаться поверхности земли ничем, кроме своих стоп. Поэтому в пищу можно употреблять передвигающуюся только на двух лапах курицу.
В Индии пищевым табу является употребление говядины. Корова в Индии считается священным животным, поэтому этого мяса нет в рационе питания индийцев.
В Камбодже, в целях защиты исчезающих видов животных, был введен запрет на изготовление ранее популярных блюд из мяса тигров, черепах и дикобразов.
Приведенные запреты разных стран показывают сущность и определяют значение слова «табу».
10 основных табу в коммуникациях
Мы, люди, существа социальные, поэтому без общения нам трудно. Рады поговорить, поделиться мыслями о жизни. Однако иногда общение с некоторыми людьми становится вирусным для нас. Поговоришь с таким человеком и кажется, что заразился его несчастьями, проникся его неприятностями, как настоящей отравой, и хочется поскорее завершить разговор и поменьше с ним контактировать.
Давайте поговорим о том, как быть приятным собеседником, каких тем лучше избегать и о чем лучше помолчать.
Обойти эту тему, вступая в новые отношения, вряд ли удастся. Да и не нужно. Когда подвернется подходящий момент, стоит рассказать/послушать о прошлом своего любимого человека. Это дает нам более четкий портрет личности человека, его характера. Но достаточно сказать, что отношения были, прекратились по такой причине, а не рассуждать, как вам было плохо или хорошо вместе, что вы делали и куда ходили.
Это прошлое, а у вас новая страница. Но поговорите об этом один раз и закройте тему. Не позволяйте чтобы ваш партнер постоянно сравнивал вас с бывшей. И сами никогда не делайте этого. Это уже манипуляция. Человек будет жить с ощущением постоянного напряжения и конкуренции.
То же самое касается чужих секретов и сплетен. Сплетни – это табу. Не просто потому, что вы считаете себя приличным человеком, а потому, что перемывать чужие кости – дело неблагородное и неблагодарное. Ситуация может повернуться так, что через время факты извратят, а на вас укажут как на первоисточник. И будет очень стыдно!
Для себя я поняла, что говорить о третьих лицах можно то, что ты можешь при случае повторить тому третьему человеку лично.
Также не нужно лезть в чужие дела, особенно семейные. Например, вы поймали мужа подруги на вранье. Промолчите? Скажете? Наверное, стоит дать им разобраться самим, чтобы, оказывая услугу, не наделать беды.
О своем негативном восприятии себя. Ни при каких обстоятельствах не принижайте себя перед другими людьми. Если они захотят вас принизить – они найдут повод. Но если вы принизили себя сами – вы показали им что вы
ничего не стоите.
Так что лучше держаться золотой середины.
Как говорил Бенджамин Франклин: Я ни о ком не буду говорить плохо, но расскажу всё хорошее, что знаю о каждом.
Если вы получили премию, вам пообещали новую высокую должность, или вы сделали удачную и выгодную покупку, не спешите с этой новостью к друзьям и родственникам, а тем более, не трубите об этом в соцсетях.
Люди не любят чужие успехи, победы и удачи. Чужое счастье у многих вызывает дискомфорт. Такой друг потом еще окрестит вас хвастуном и будет дуться, словно вы ему или ей задолжали и должны извиниться за неудобство. Эзотерики настаивают, что счастье и деньги любят тишину.
Вы только показываете неумение решать проблемы, и у ваших друзей на подкорке в мозгу откладывается мысль, что вы – неудачник, вам все время не везет и от вас лучше держаться подальше, ибо вы слабак. Берите на себя ответственность за свою жизнь и не позволяйте никому в ней ковыряться.
Если у вас возникают сомнения по поводу того, что вы справитесь с какой-либо задачей, никогда не рассказывайте об этом сомнении другим людям. Этим самым вы забьете гвоздь в крышку гроба своей задачи. А как быть? Вы берете задачу и начинаете ее сегментировать. И решать ее поэтапно.
Но если вы действительно видите что не можете справится, то скажите «Друзья у меня сложность, подскажите, что с этим делать».
Успешные и богатые люди избегают говорить о своих планах, которые вы еще не начали реализовывать. Если вы хотите открыть свое дело, поменять работу, начать новый проект, отношения или ремонт – закройте рот на замок.
Хотите насмешить Бога, расскажите ему о своих планах.
Если вы уже начали реализовывать свой проект, то говорите не о том к чему вы придете а о том, что необходимо сделать. Вы получили энергию на эту реализацию, так не растрачивайте ее попусту.
Если вашим состоянием интересуется действительно близкий друг,
родственник или член семьи – это одно. Но подробности анализов, визитов к врачу и самочувствия по дням со всеми симптомами большинство людей не интересуют. Мы любим говорить о себе, а после определенного возраста еще и распространяться на тему своего здоровья.
Когда две бабушки на лавочке обсуждают артрит – у них, скорее всего, общая проблема и методы лечения, но ваш флюс на десне или, простите, геморрой – исключительно ваша.
Уж как нам нравиться обсудить сон. Мы то и дело пытаемся всем доказать, какие мы проницательные, как кто-то нам дал знак, какой важный вещий сон приснился. Отныне прекратите делиться снами. Ваш сон – это ваше личное, тайное и сокровенное.
Возможно, у вас есть другие табу в разговорах, пишите в комментариях, или приходите на мою страницу в Инстаграм или YouTube канал. Буду рада.
Что значит табу на общение
Табу́ — запрет, принятый в обществе (под страхом наказания) и накладываемый на какие-либо действия для членов этого общества. Табу часто являются основанием для принятия различных законов и конституций в государствах.
Табу́ — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу.
Табу — в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. Психология, создавшая табу, проявила себя не в одной лишь религиозной сфере, а во всех областях духовной и общественной жизни, в праве, морали и даже науке и в значительной мере послужила причиной застоя многих цивилизаций древности. Классической страной, в которой система табу получила своё полнейшее развитие, является Полинезия.
Табу́ (в лингвистике) — социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями.
Содержание
Происхождение слова
По мнению Фрэзера, слово табу образовалось из глагола «ta« (отмечать) и наречия усиления «pu«, что вместе буквально должно означать: «всецело выделенный, отмеченный». Обычное значение этого слова — «священный». Оно указывает на связь предмета с богами, отдаление от обычных занятий, исключительную принадлежность чего-нибудь лицам или предметам, почитаемым священными, иногда — «объект обета». В то же время табу не заключает в себе обязательного морального элемента. Термин, противоположный табу, — «noa«, то есть всеобщий, обыкновенный.
Табу в Полинезии
На родине табу (от островов Гавайи до Новой Зеландии) система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей всё то, что у нас называется официальной религией, законом, юридической моралью и правом.
Огромное количество запрещений и обрядов, созданных этой системой, являются иррациональными даже с точки зрения её последователей, находя своё оправдание исключительно в категорическом императиве религиозного требования. Генезис этих запрещений кроется в суеверном стремлении первобытного человека оградить всякое разумное, с его точки зрения, религиозное правило или запрет целым рядом параллельных запретов в совершенно посторонних областях, руководствуясь либо простой аналогией с основным запретом, либо желанием оградить основной запрет от даже самой отдалённой возможности нарушения. В свою очередь каждое новое — созданное по аналогии или для ограждения старого — запрещение становилось предметом дальнейших расширительных запрещений. Санкцией и охраной подобных запрещений служило фетишистское преклонение первобытного человека перед всем, что старо, традиционно, завещано отошедшими поколениями, и в особенности перед тем, что закреплено традиционным атрибутом табу — священностью. Позже, когда в процессе религиозного творчества начинает участвовать тенденциозная и часто корыстная инициатива жреческого сословия и светской власти, система табу образует из себя ткань регламентации, опутывающую все детали жизни, лишающую общество возможности свободного развития.
Табу — священный
Табу — нечистый
Метки табу
Общественные табу устанавливались либо посредством провозглашения, либо знаками (столб с бамбуковыми листьями). Частные табу также устанавливались знаками (надрез на дереве означал табу собственности).
Наказание
Соблюдение табу охранялось репрессивными мерами (смертная казнь, конфискации имущества, разграбление садов, штрафы в пользу лиц, установивших табу и т. д.) и страхом небесных кар (злой дух забирался в тело и поедал внутренности нарушителя табу). Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастье нарушить табу, скоропостижно умирали от одного страха перед неминуемой небесной карой. Этот страх давал повод людям могущественным и власть имущим устанавливать с корыстной целью табу, разорительные для массы населения. Когда в 20-х годах XVIII века на Гавайских островах появились первые европейцы, на глазах у всех безнаказанно нарушавшие самые священные табу, народ с величайшей радостью последовал примеру некоторых членов королевского дома и раз и навсегда освободил себя от страшного ига системы табу. [источник не указан 1307 дней]
Табу других народов
Табу встречается не только в Полинезии: характерные его черты найдены почти у всех народов на определённой ступени развития. Прежде всего его можно наблюдать у народов, родственных полинезийцам. В Микронезии употребляется даже сам термин «табу». На Маркизовых островах среди множества других типичных табу встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна её капля не должна быть пролита в жилище. На острове Борнео, у даяков, эта система известна была под названием Porikh. На острове Тиморе (Восточный Индийский архипелаг) так называемое Pomali запрещало, между прочим, во многих случаях есть руками, иметь общение с женой (после удачной охоты) и т. д. Некоторые наиболее странные черты полинезийского табу, как, например, запрет на прикосновение к пище, волосам и т. п., встречаются в самых отдалённых друг от друга местах, например в Индии и в Северной Америке (у одного из племён Frazer Lake). Случаи скоропостижной смерти от страха перед нарушением табу известны среди юкагиров на побережье Ледовитого океана (Иохельсон, «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора»). У многих первобытных племён обнаружены ещё более яркие примеры табу, чем в классической стране табу, Полинезии. Таковы, например, запрещения говорить с родными братьями и сёстрами, смотреть в лицо родственникам определённых категорий близости и т. п. — запрещения, имеющие тот же генезис, как и религиозные табу вообще, то есть тенденцию создавать «распространительные» ограничения вокруг основного запрета, имевшего своё основание (запрещение браков между родными братьями и сёстрами создало запреты разговоров между ними и т. д.). У более первобытных народов мы не встречаем только термина, близкого к табу, но зато находим другие термины, близкие нашим: «грех» и «закон», которые имеют такую же силу, как и табу.
Древний Рим
Весьма характерные черты табу имеются у народов классической древности. У римлян слово «sacer« означало и «священный», и «проклятый». Так называемые feriae были настоящими сезонами табу: всякая работа запрещалась, за исключением таких случаев, когда вол попадал в яму или необходимо было поддержать падающую крышу. Всякий, кто произносил некоторые слова (Salus, Semonia, Seia, Segetia, Tutilina и др.), попадал под табу («ferias observabat«). Flamen dialis, высший жрец Юпитера, был ограждён целой сетью табу. Ему запрещалось ездить на лошади, даже прикасаться к ней, смотреть на войска, носить кольцо, которое когда-либо было сломано, иметь узлы на платье, произносить имена, касаться трупа, собаки, козла, бобов, сырого мяса, плюща, гулять по винограднику, стричь волосы не рукой свободного человека. Его ногти и волосы зарывались под плодовым деревом. Даже его жена находилась под многими табу.
Провинившегося изгоняли процедурой «остракизм».
Древняя Греция
Иудаизм
В Китае, Ассирии, Египте, древних американских государствах имелась такая же систему табу, как у римлян и у евреев.
Исследования табу
Джеймс Фрэзер первым свёл воедино все факты, относящиеся к табу, и ввёл этот термин в социологию. Однако, он не указал, чем собственно табу отличается от религиозных запретов вообще, и в чём заключается психический генезис этой системы. После Фрэзера много внимания табу уделил Джевонс (англ. F. Β. Jevons ), но он, как и Фрэзер, придаёт этому институту слишком широкое значение, утверждая, что табу было творцом морали. Хотя табу на определённой ступени развития часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит табу к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Профессор Той (англ. С. Η. Toy ) думает, что «табу было формой, в которой часть нравственного закона нашла своё выражение». Во всяком случае, для прогресса табу имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем «слова»), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской власти.