Что значит святитель в православии
Святители — домостроители тайн Божиих
Ученик апостола Иоанна Богослова святой Игнатий, прозванный Богоносцем, был епископом Антиохии. Он писал: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и Соборная Церковь».
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских
Без сомнения, самый известный святитель — Николай Чудотворец. Его знают и почитают даже люди, далекие от христианства.
При жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, тайный благотворитель, защитник невинно осужденных и спаситель погибающих. Еще будучи священником в Патаре он спас трех бедных девиц от бесчестия, на которое хотел обречь их отчаявшийся отец. Трижды святитель Николай по ночам, когда все спали и не могли его видеть, тайно, через окно, бросал им золото и тем самым обеспечил девушкам приданое для достойного брака.
Когда святой Николай был уже епископом, в Малой Азии в результате неурожая начался сильный голод. Святитель позаботился о своей пастве. Ночью в сонном видении он явился купцу, который намеревался проплыть мимо Ликии на кораблях, нагруженных хлебом. Святитель Николай, вручив ему в залог деньги, повелел плыть в Миры и там продать зерно. Утром купец проснулся и сразу увидел три золотые монеты. Хлеботорговец был изумлен этим чудом и поступил, как ему было велено. Продав зерно жителям Мир, рассказал им о сонном видении и о трех золотых монетах. По описанию купца горожане узнали в явившемся к нему человеке своего епископа Николая.
Однажды наместник, подкупленный завистливыми и злыми людьми, воспользовавшись тем, что святитель Николай отсутствовал в городе, приговорил к смерти трех ни в чем не повинных людей. Жители Мир поспешили известить об этом святителя Николая, и епископ бросился бегом к месту казни, чтобы остановить беззаконное кровопролитие. Достигнув этого места, он вырвал из рук палача обнаженный меч, бросил его на землю, освободил осужденных от пут и сказал: «Я готов умереть вместо этих невиновных». Авторитет святителя был настолько велик, что никто не посмел остановить праведника. Люди были спасены.
Чудес от святителя Николая было великое множество, они обильно продолжаются и поныне.
Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
В XI веке в Константинополе произошел спор: кто из трех древних уважаемых святителей самый великий: Василий Кесарий, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст? Только после того как три святителя сами явились епископу и восстановили мир, было решено считать трех святителей равными по своему достоинству и установить для празднования их памяти общий день.
Святители Василий и Григорий жили в Каппадокии и были друзьями с юности, а святитель Иоанн, прозванный Златоустом, родился позже и был родом из Антиохии.
Святитель Василий происходил из славной христианской семьи. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. К лику святых причислены его мать преподобная Евфимия, два его брата-епископа — Григорий Нисский и Петр Севастийский, сестра преподобная Макрина. Со святителем Григорием Богословом он познакомился, когда они вместе учились в Афинах. Отцом святителя Григория был епископ Григорий, а мать Нонна тоже прославлена в лике святых.
После завершения учебы Василий в поисках духовного руководства посещает главные монашеские центры того времени — Египет, Сирию, Палестину. После этого он сам основывает монашескую общину в Каппадокии. В эту общину он привлекает и своего друга Григория. Когда в Церкви вновь возникла опасность распространения ложного учения Ария, осужденного на I Вселенском Соборе, Церковь призвала Василия и Григория к служению. Друзья становятся священниками, а затем и епископами. Во время своего епископства святителю Василию приходилось ободрять паству, преодолевать грозящие ей расколы и заблуждения. Из-за постов и других монашеских трудов здоровье его было ослаблено, и в 379 году он преставился ко Господу.
Умер святитель Василий. Григория, как искусного защитника Православия, поставили на Константинопольскую кафедру, но спустя некоторое время он вынужден был ее покинуть. Живя в Константинополе, он искусно отстаивал перед арианами истину православного учения. В то время все храмы в Константинополе были арианскими и святителю Григорию приходилось служить в единственном храме, устроенном прямо на дому в честь Воскресения Христова. Почил святитель Григорий в 389 году.
Святитель Иоанн Златоуст был моложе святых Василия и Григория. Он родился в середине IV века в городе Антиохии. Образование он получил в школе известнейшего языческого ритора Ливания. Святитель Мелетий Антиохийский наставил его в христианской вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен чтецом в церкви. С детства он стремился к аскетическим подвигам и монашеским трудам. Когда скончалась его мать, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он уклонился тогда от архиерейского сана. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его в диакона, а в 386 году Иоанн был рукоположен в священники. На него было возложено проповедническое служение. Он проповедовал в храме двенадцать лет, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно.
В 397 году, после смерти Константинопольского епископа Нектария, Николая убедили принять епископский сан и занять Константинопольскую кафедру. Святитель Иоанн начал с духовного совершенствования священства. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Он составил чин литургии и другие церковные молитвословия.
Святитель Иоанн выступал с обличением роскоши императорского двора и мужественно вставал на защиту несправедливо обиженных. Обидчиков святитель Иоанн обличал невзирая на лица. Так, он обличал преступления иператрицы Евдоксии, жены императора Аркадия (395–408). Императрица затаила гнев на архипастыря. Она добилась церковного суда над святителем (в него вошли иерархи, обличаемые ранее Златоустом), и суд постановил низложить Иоанна. Императорским решением святитель был приговорен к изгнанию. Той же ночью у императрицы умер единственный ребенок, в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся Собор, постановивший изгнать Иоанна. Находясь в ссылке в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих последователей. Зимой 406 года святитель Иоанн был прикован болезнью к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями Златоуст в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. 14 сентября 407 года, причастившись Святых Христовых Таин, он со словами: «Слава Богу за всё!» отошел ко Господу.
Московские святители: Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, Иов, Ермоген, Филарет и Тихон
Первым российским святителем был Михаил, митрополит Киевский. Он был послан из Константинополя в Корсунь для крещения князя Владимира, а оттуда отправился в Киев для крещения киевлян. Святитель Михаил возглавлял нашу Церковь с 988 по 991 год.
Русская Церковь сперва была частью Константинопольского Патриархата, и главным городом, где и находилась кафедра русского митрополита, был Киев. До середины XI века митрополитов в Киев присылали из Константинополя. Святитель Иларион в 1051 году стал первым митрополитом из русских, хотя и его, и его преемников рукополагали в Константинополе.
Святитель Петр был возведен в митрополиты Киевские в 1308 году. До своего избрания в митрополиты Петр подвизался в монастыре и занимался иконописанием. Русь тогда была под монголо-татарским игом, и святителю Петру приходилось непрестанно духовно наставлять и укреплять свой народ, враждующих князей призывать к миролюбию и единству. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру в Москву. Позднее Москва становится центром, объединившим Русскую землю против захватчиков.
Выдающимся пастырем и святителем был митрополит Алексий, управлявший Русской Церковью с 1354 по 1378 год. Происходил он из знатного боярского рода, но в юности ушел в монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Став митрополитом, святитель Алексий положил немало трудов на устройство новых монастырей по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием Радонежским. Не раз святителю приходилось отправляться в Золотую Орду, заступаться за свою паству. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель Алексий прибыл к нему и исцелил его мать, слепую Тайдулу. Святитель Алексий со смирением ответил на требования хана, и Господь совершил чудо по молитве митрополита. После смерти в 1359 году великого князя Иоанна святитель Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия, став фактическим правителем Московского княжества. В 1380 году благоверный князь Димитрий, объединив вокруг Москвы прочие разрозненные княжества, сумел одержать победу над монголо-татарами на Куликовом поле в междуречье Оки и Дона. За эту славную победу великий князь был наречен Донским.
Святитель Иона стал в 1448 году первым предстоятелем Русской Церкви, посвященным в этот сан не Константинопольским патриархом, а собором русских архиереев в Москве. Дело в том, что его предшественник митрополит Исидор ездил на церковный Собор во Флоренцию, где вместе с греческими епископами подписал договор, согласно которому в обмен на военную помощь для Византии Православная Церковь подчинялась Римскому папе и принимала католические догматы. Русский Архиерейский Собор единодушно отверг это соглашение, а Исидор тайно бежал в Рим. Вместо него как самый достойный был избран митрополит Иона. Он управлял Русской Церковью до 1461 года, и после него Московские митрополиты посвящались уже без участия Константинополя.
Святитель Макарий стал митрополитом Московским в 1542 году. При нем было прославлено в лике святых много русских подвижников былых времен. Митрополит Макарий составил многотомный сборник для назидательного чтения «Великие Четьи-минеи». Святитель оказывал большое влияние на царя Ивана IV Васильевича Грозного, смиряя его нрав и заступаясь перед ним за свою паству. Святитель Макарий отошел ко Господу в 1563 году.
Вскоре после его смерти царь Иван Грозный создает опричное войско — круг особо доверенных царю людей, имевших особые права и пользовавшихся практически полной безнаказанностью. Народ жестоко страдал от опричнины. Преемник святителя Макария митрополит Афанасий уговаривал царя обуздать своих слуг, но был вынужден оставить митрополичий сан и удалиться на покой. После него повелением царя Московским митрополитом был избран святитель Герман, архиепископ Казанский; но когда и он выступил против опричнины и призвал царя к покаянию, его отстранили и он так и не был возведен на митрополичий престол.
В 1566 году митрополитом Московским становится святитель Филипп. Происходил он из древнего рода бояр Колычевых и в детстве общался с царем Иваном. Вдохновленный евангельскими словами: Никто не может служить двум господам (Мф 6, 24), он в юности тайно от родных ушел в суровый северный Соловецкий монастырь. Там, возрастая в трудах и молитвах, он дорос до настоятельства и стал игуменом монастыря. Кроме игуменских трудов, Филипп предавался тогда и тайным молитвенным подвигам. Став Московским первосвятителем, Филипп взял под свое окормление не только духовные нужды паствы. Он вошел в открытое противоборство с опричниками, бесчинства в то время усилились. После новой волны казней (1567–1568) святитель Филипп решился открыто противостать самому Грозному. В неделю Крестопоклонную, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, святитель Филипп отказался благословить его, стал открыто порицать беззакония, чинимые опричниками. Но обличения лишь ожесточали царя. Казни не прекращались. Участь святителя-исповедника была решена, но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над первоиерархом Русской Церкви. Подвергнув святителя бесчестию и поруганию, его сперва долго томили в подвалах московских монастырей, а затем отвезли в заточение в тверской Отрочь монастырь, где спустя год он был убит. (Спустя почти сто лет после смерти святителя Филиппа царь Алексей Михайлович торжественно перенес его мощи в Москву, прося прощения за грехи своего предшественника Ивана Грозного.)
В 1586 году Московским митрополитом становится святитель Иов, в 1589 году ставший первым Всероссийским патриархом: выросшая и окрепшая Русская Православная Церковь получила право называться Патриархатом. Патриарх Московский и всея Руси стал пятым патриархом в общем диптихе (списке) предстоятелей Православных Церквей вместо отпавшего от Православия Римского епископа. Святителя Иова отличали удивительная кротость и смирение, но когда начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время, патриарх Иов отказался признать претендовавшего на царский престол самозванца Лжедмитрия I. За это он был сослан в монастырь, где вскоре и умер в заточении в 1607 году.
Другим Всероссийским патриархом, мужественно противостоявшим самозванцу и пришедшим с ним польским захватчикам, был священномученик Ермоген. С 1610 года он, находясь в заточении, рассылал по всей России грамоты с призывом к борьбе с интервентами. Благословил он и собранное для освобождения Москвы ополчение. Патриарх Ермоген умер от голода в темнице в 1612 году за несколько месяцев до освобождения Москвы.
Во время царствования императора Петра I патриаршество в России было отменено. Церковью стало управлять собрание епископов — Святейший Синод. За деятельностью Синода следил специально поставленный государем человек — обер-прокурор Святейшего Синода. В этот непростой для Церкви период Бог дал Своей Церкви немало великих святителей и пастырей.
Одним из таких святителей был Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Он возглавлял Московскую кафедру с 1821 по 1867 год, сперва будучи архиепископом, а в 1826 году получив сан митрополита. Помимо мудрого и чуткого управления своей Московской епархией святитель Филарет совершил дело поистине всероссийского масштаба — по его настоянию и под его руководством вышел перевод Священного Писания на русский язык (тот, который мы теперь знаем под названием Синодального). В 1861 году в России было отменено крепостное право. Манифест на это великое событие вышел под духовной редакцией святителя Филарета. Святитель Филарет приложил и другие труды к просвещению и духовному воспитанию всей Русской Православной Церкви и мирян.
После отречения от престола государя Николая II в 1917 году в Москве был созван Поместный Собор. На нем обсуждались многие острые вопросы и проблемы, но, пожалуй, самым главным актом, принятым на Соборе, стало решение о восстановлении в России патриаршества. Один из участников Собора, будущий священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, писал тогда: «Теперь наступает такое время, что венец патриарший будет венцом не “царским”, а, скорее, венцом мученика и исповедника, которому предстоит самоотверженно руководить кораблем Церкви в его плавании по бурным волнам моря житейского».
Значение слова «святитель»
2. То же, что святой (во 2 знач.). — Свечку поставлю своему святителю, когда от него [поручика] избавлюсь! — проговорил полковник. Степанов, Порт-Артур.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Слово «святитель» в значении «архиерей» употребляется в богослужебных текстах, например:
(1-я стихира с «Го́споди воззва́х» на Великой вечерни, праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы)
Кроме того, в православной церкви название «святители» усвоено для святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятелей отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысл Божий о Церкви в её движении к Царству Небесному. Память наиглавнейших святителей отмечается в день Собора трёх святителей.
Первоначально почитание епископов сосредоточивалось в местных церквях, каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей (епископов) со времени её основания (кроме, естественно, впавших в ересь или как-либо иначе оказавшихся недостойными). Имена епископов заносились в диптихи и регулярно вспоминались во время богослужения.
Созомен в своей Церковной истории (V в.) говорит и о ежегодном чествовании памяти святителей как установившейся практике; так же как и у мучеников, память их праздновалась в дни их преставления. По мере становления общецерковного культа отдельных святых, почитание святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. Этому способствовало и формирование иерархической структуры церковной юрисдикции (патриаршества, архиепископии, митрополии), когда предстоятели старших церквей почитались всею церковной областью. Так, в числе святых почитаются все римские папы первых веков христианства, почти все патриархи константинопольские, начиная с Митрофана (315—325 гг. правления) и до Евстафия (1019—1025 гг. правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь.
В последующее время в канонизации архиереев появляется существенная избирательность, и это свидетельствует об определенном изменении концепции святительской святости: акцент переносится с праведного пастырства на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. Это изменение концепции было обусловлено, видимо, распространением общепочитаемости на лик святителей, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказываются в числе чтимых всею церковью святых (что предполагает избирательность).
Существует новелла императора Льва Мудрого (886—911 гг. правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского. Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща.
В Русской Церкви избирательность в почитании святителей имеет место с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 года). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая); характерно, что одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было; избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты московские Петр, Алексий и Иона, св. Стефан Пермский.
В честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: «Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла Александрийских, Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей».
Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый (Патриарх Александрийский).
СВЯТИ’ТЕЛЬ, я, м. церк. Торжественное название высших лиц в церковной иерархии, архиереев. Он от себя прогнал святителей, бояр и патриарха. Пушкин. || Православный святой, бывший во время жизни архиереем. С. Гермоген.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
святи́тель
1. религ. торжественное наименование высших лиц в церковной иерархии
Святитель
Святи́тели — в православной церкви святые из епископского чина, почитаемые церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысл Божий о Церкви в её движении к Царству Небесному. Память наиглавнейших святителей отмечается в день Собора трёх святителей.
Первоначально почитание епископов сосредоточивалось в местных церквях, каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей (епископов) со времени ее основания (кроме, естественно, впавших в ересь или как-либо иначе оказавшихся недостойными). Имена епископов заносились в диптихи и регулярно вспоминались во время богослужения.
Созомен в своей Церковной истории (V в.) говорит и о ежегодном чествовании памяти святителей как установившейся практике; так же как и у мучеников, память их праздновалась в дни их преставления. По мере становления общецерковного культа отдельных святых, почитание святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. Этому способствовало и формирование иерархической структуры церковной юрисдикции (патриаршества, архиепископии, митрополии), когда предстоятели старших церквей почитались всею церковной областью. Так, в числе святых почитаются все римские папы первых веков христианства, почти все патриархи константинопольские, начиная с Митрофана (315—325 гг. правления) и до Евстафия (1019—1025 гг. правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь.
В последующее время в канонизации архиереев появляется существенная избирательность, и это свидетельствует об определенном изменении концепции святительской святости: акцент переносится с праведного пастырства на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. Это изменение концепции было обусловлено, видимо, распространением общепочитаемости на лик святителей, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказываются в числе чтимых всею церковью святых (что предполагает избирательность).
Существует новелла императора Льва Мудрого (886—911 гг. правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского. Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща.
В Русской Церкви избирательность в почитании святителей имеет место с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 года). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая); характерно, что одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было; избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты московские Петр, Алексий и Иона, св. Стефан Пермский.
В честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: «Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла Александрийских, Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей».
Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый (Патриарх Александрийский).
Кто такие святители в православной Церкви
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Все угодившие Богу и прославленные церковью последователи Христа подразделяются на чины (лики). К тому или иному лику святых относят по определенным признакам: церковная степень, род занятий. Тот праведник, который угодил Богу в чине архиерея, будет относиться к лику святителей.
И действительно, эти угодники Божии в основе своей деятельности буквально занимались тем, что освящали новые храмы и просвещали умы и сердца народа Божьего. Многие из них оставили на века свои письменные труды.
Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов
Двусторонняя икона-таблетка
Школа или худ. центр: Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
Иконы Великого Новгорода 2008: Конец XV в. (1484–1504 годы)
Трифонова 2013: Конец XV в.
24 × 19.5 см
Новгородский гос. историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 3099
Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.
Первые святители Церкви
Кто же был самым первым святителем в истории? Это был предстоятель Иерусалимской церкви, по преданию, поставленный на эту должность самим Христом, который явился ему после Воскресения. Его звали Иаков, сын того человека, с кем была обручена Дева Мария.
Иаков был апостолом от 70-ти и был уважаем за добродетели целомудрия. Он председательствовал на апостольском соборе в Иерусалиме уже как глава поместной церкви. Известны его послания, которые включены в канон Нового Завета.
Полезные материалы
В 10 веке началось распространение христианства на Руси. Князь Владимир привез из Византии епископа Михаила, который стал первым митрополитом Киевским. Он был послан патриархом цареградским (Константинопольским) на Русскую землю для утверждения христианства в помощь Киевскому князю. По приезде новый митрополит стал поставлять священников и диаконов, освящать церкви, истреблять идолов. Святитель Михаил скончался в 932 году, его останки поместили в Десятинную церковь.
Известен всему миру святитель Николай, архиепископ города Миры Ликийской, воссиявший своей святостью в 4 веке.
Три вселенских святителя
Великими просветителями и «учителями вселенной» считаются святители Василий, Григорий, Иоанн. Первого зовут Великим, второго Богословом, а третьего Златоустом, за его «златые уста». Они жили в 4-ом и 5-ом веках. После их смерти среди почитателей возникли споры о том, кто из них имеет большее достоинство.
Народ долгое время не мог определиться, кому воздать первенство. Возникли три группы почитателей, каждая из которых превозносила своего святого. Конец вражде был положен после того, как. Святители сами явились во сне одному благочестивому старцу и объяснили, что нет среди них ни первого, ни последнего. С тех пор в православной церкви стали отмечать их совместное празднование 12 февраля.
Василий Великий (330-379)
Был родом из Каппадокии. Его родители Василий и Эмилия, были знатными и образованными. Они дали сыну самое лучшее образование. Доброе христианское влияние на него оказала его бабка Макрина.
Святой известен всему миру своими книгами. Самая популярная из них «Беседы на Шестоднев» рассказывает о творении всего мироздания. Все его труды отличаются глубиной мысли, а так же высотой духа. Василий был архиепископом города Кесарии Каппадокийской.
Григорий Богослов так отзывается о творениях Василия Великого:
Память его чтится в церкви 14 января.
Григорий Богослов (329-389)
Его родители Григорий и Нонна были почтенными людьми. Отец был из неверующей семьи, а мать – благочестивая христианка. Она выпросила у Бога сына, дав обещание посвятить его на служение церкви. Она же привела к Христу и своего мужа, который стал впоследствии епископом Назианзским и заставил сына принять священство.
Дарованный Богом мальчик отличался от сверстников целомудрием, стремлением к иночеству. Во время учебы в Афинском университете Григорий сблизился с Василием Великим, после они жили долгое время в одном монастыре. Всю жизнь Григорий отдал на борьбу за чистоту христианской веры. Написал множество сочинений, дожил до преклонных лет и, оставив по болезни святительскую кафедру, куда он был назначен вопреки своей воле, вскоре предал душу Богу.
Иоанн Златоуст (349-407)
Известен составлением чина литургии, названного его именем. Его родителей звали Секунд и Анфуса. Они были благочестивыми и благородными. Отец, служивший на почетной воинской должности, умер рано. Воспитанием будущего святителя занималась мать, которая, оставшись вдовой в молодом возрасте, не стала выходить замуж повторно, а полностью отдала себя воспитанию сына. Она утвердила его в христианской вере, отдала на обучение философии и другим наукам. Иоанн учился в Афинах, где превзошел всех студентов, а так же многих известных философов своим умом и красноречием.
Завершив учебу, Иоанн хотел сразу уйти от мира, но послушал мать и прослужил церковным чтецом три года, пока она не умерла. После похорон, раздав все имущество, Иоанн ушел в монастырь, где написал первые сочинения. Там же он совершал многочисленные чудеса исцелений, и даже спас окрестные селения от свирепого льва.
Позже св. Иоанн был поставлен в священники. Он начал проповедовать так, что все жители Антиохии бросали свои дела и с радостью шли, чтобы слушать его. Одна женщина назвала его Златоустым, это меткое прозвище осталось с ним навсегда. В тоже время Иоанн продолжал исцелять больных, приводить к истинной вере множество еретиков и язычников.
Когда умер Константинопольский патриарх Григорий, Иоанна избрали на его место. Здесь святой Иоанн много потрудился для церкви, в частности очистил город от еретиков, впервые установив Крестные ходы. Им было написано множество сочинений, составлен чин Божественной Литургии, по которому служат в церкви по сей день.
Своим обличительным словом Иоанн Златоуст нажил множество врагов. После долгих интриг и ложных обвинений им удалось изгнать святого. В бесчестии и тяжких страданиях он достиг места своей ссылки в Малой Армении, но и там его слово произвело благотворное действие на местное население. Тогда смиренного страдальца с издевательствами и мучениями повезли в более удаленное и пустынное место. По пути туда святитель скончался. Память его 26 (13) ноября.
Святительское звание, как видим, заслуживается самоотверженным несением тяжелого Креста. Всецелая преданность Богу, острый ум, забота о простых людях — вот основные условия для достойного прохождения этого призвания.